Сотериология (от σωτηρα «спасение» и λγος «учение, слово») — раздел богословия, посвященный спасению: действованиям Бога и человека, направленным на него. Блаженный Августин . Монологи/ Блаженный Августин . Творения: В 4 т. Т. 1: Об истинной религии. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С. 369–370. Каллист (Уэр) , епископ Диоклийский. Сила Имени. Молитва Иисусова в православной духовности//Церковь и время, 8 (1999). С. 189. Блаженный Августин . Исповедь/ Блаженный Августин . Творения: В 4 т. Т. 1: Об истинной религии. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С. 469. Василий Великий . Беседы на Шестоднев/ Василий Великий . Творения: В 2 т. Т. 1: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. — М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 245. См. Пс. 138:13-18 . Строка из стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» (1855). Кузнецова В.Н. Евангелие от Марка. Комментарий. — М.: Общедоступный православный университет, 2000. С. 166. Аверинцев С. Стихи духовные. — Киев: Дух 2001. С. 20–33. Шмеман А. , протоиерей. Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1996. С. 266. См. Мф. 11:12 . См. Гал. 4:19 . Платон. Менон/Платон. Сочинения: В 4 т. Т. 1. — СПб.: Издательство СПбГУ; Издательство Олега Абышко, 2006. С. 393. Платон. Федр/Платон. Сочинения: В 4 т. Т. 2. — СПб.: Издательство СПбГУ; Издательство Олега Абышко, 2007. С. 190. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. О благодатных дарах мужчины и женщины. — Минск: Лучи Софии, 2009. Ефрем Сирин . Надгробные песнопения/ Ефрем Сирин . Творения: В 8 т. Т. 4. — М.: Отчий дом, 1995. С. 460–461. То есть более выразительным, экспрессивным. Клеман О. Отблески света. Православное богословие красоты. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2004. Епифаний Латинский. Толкование на Евангелия. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Том 1б: Евангелие от Мф. 14-28 . — Тверь: Герменевтика, 2007. С. 119.

http://azbyka.ru/fiction/budte-kak-deti-...

Все таковые суть останок спасаемых благодатию, подобно немногим спасенным при Илии. Стр. 131, 132 563. Дух умиления – это непреклонность на худшее 11:8. «Дух умиления». Κατνυξις – умиление, сокрушение сердечное. Но слово сие, – от νσσω – поражать, – может изображать состояние такого поражения, или поразительного впечатления, при котором пораженный теряется, с мыслями собраться не может, смотрит и не видит, слышит и не ощущает слышимого. Таковы точно были иудеи перед лицом Господа и Апостолов, – как пораженные, отупевшие, остолбеневшие… Сила умиления та, что когда оно овладеет сердцем, то уже не преклоняется на худшее... «Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся» ( Пс. 29:13 ), т. е. не переменюся. Эта непреклонность умиления и соответствует духу непреклонного упорства иудеев. Стр. 138 564. Богоугождение при сознании благодеяний Божиих 12:1. Опыты жизни подтверждают, что самое сильное побуждение к богоугодной жизни есть сознание великих Божиих благодеяний, как вообще ко всему роду человеческому, так и в особенности к самому лицу, ревнующему о том. Оно рождает теплое чувство благодарности и возбуждает готовность посвятить Богу все силы свои и все достояние свое. Потому что засеменяет любовь, которая ничего не удерживает для себя, а все приносит в жертву Тому, Кого возлюбила душа. Стр. 180 565. Дух века сего грехолюбив и страстен, самоугодие в нем неотъемлемая черта, но явного зла и греха он не терпит, хочет казаться добропорядочным, сему духу противоположен дух Христов, который хотя не изменяет форм жизни человеческой, но все в них обращает в средства к богоугождению 12:2. «Не сообразуйтеся веку сему», т. е. духу века сего. Но в чем состоит дух века сего? В том, когда всю заботу и попечение имеют лишь о том, как бы получше устроить свое земное благобытие всеми подручными средствами, какие могут быть даны, своими личными способностями и силами, семейством, имением, связями, всем гражданским бытом и порядками его, даже порядками и делами веры и Церкви, и течением всех событий, и близких и далеких, и зависящих и не зависящих от нас, – устроить, полагаясь в этом на себя, на свои способы, на людей и тварей, а не на Бога, все правящего… Они помышляют и о Боге, знают, что есть другой мир и другая жизнь, но сердцем живут в сем веке и в том, что дает он, вкуса не имея ни к чему, что выше его, и стремления никакого не испытывая к тому, что не чувственно, не плотяно, не земно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Вскоре после сего всенародное собрание Великого Новгорода пожелало избрать его для поставления на новгородский архиепископский престол и включило его в число других избранников не зная того, что еще от юности он призван был к епископскому служению, как написано у пророка: «зародыш мой видели очи Твои» (Пс.138:16) И так как апостол говорит, что всякая власть поставляется от Бога (Рим.13:1), то как человек может получить ее, если она не будет дана ему свыше (Ин.19:11)? Это исполнилось и на преподобном Евфимии. Запечатав жребии избранных, народное собрание и духовенство Великого Новгорода принесло их в соборный храм святой Софии и положило на престоле. Что касается жребиев, то это было делом человеческим, но то, кому из избранных занимать такой высокий престол Божий, указано было тем, что совершилось после: по воле и суду Божию жребий пал на Евфимия, чтобы ему обладать этим престолом. После сего новгородцы с радостью отправились к преподобному и в самый день памяти святого Иоанна Златоустого с почестями ввели его в храм святой Софии Долго при этом преподобный Евфимий отказывался и не хотел принять архиепископства, ссылаясь в особенности на то, что считает себя недостойным такого высокого сана, но так как он не мог противиться суду Божию, то и подчинился, наконец, воле избравших его. Это доставило великую радость всем жителям Новгорода, так как все считали его вполне достойным величия архиепископского сана. Однако после своего избрания преподобный Евфимий оставался в иноческом звании, так как посвящение его было затруднено тем, что в то время не было на Руси митрополита Пробыв непосвященным более четырех лет он отправился в город Смоленск, когда находился там киевский и всея Руси митрополит Герасим и от него принял рукоположение в сан архиепископа. И здесь преподобный Евфимий привел всех в удивление своим умом и рассудительностью, так что даже сам митрополит выразил удивление и с похвалою отозвался об уме его. После посвящения владыка Евфимий с великим почетом возвратился в свой кафедральный город Великий Новгород и вступил в полноправное управление своею паствою. Сознавая все величие принятого на себя сана, он предался подвигам своего служения еще с большим усердием, чем нес их до своего посвящения, помня слова Писания: кому дано много, много и потребуется (Лк 12:48). Посему трудами своими он старался принести плоды, по Евангелию, не в тридцать или шестьдесят, а во сто крат Прежде, когда он еще не принял высокого святительского сана, он имел заботу только об одной душе своей, а теперь, когда стал епископом, явилась потребность заботиться уже о душах многих, чтобы можно было с дерзновением сказать Господу Владыке: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис.8:18). Помышляя о сем и о многом другом в любомудренной душе своей, преподобный Евфимий ощущал в сердце своем большое смущение, но все возлагал на Бога, и надежды его не посрамил Господь, Которому да будет слава теперь, всегда и вечно

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Пс.138:6.   Удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему. Мы понимаем только бытие Бога, а что есть Бог по Своему существу, того не понимаем; также знаем, что Бог вездесущ, а как Он вездесущ, того не знаем; знаем также, что Он благ и человеколюбив, и премудр, и всесилен и имеет другие подобные свойства, а сколько Он благ и премудр, не знаем. Так и Павел говорит, что Он есть, мы знаем, а того, что Он есть по существу, не знаем: «веровати подобает приходящему к Богу, яко есть» (Евр. 11:6). «Не возмогу к Нему» , то есть знание не может быть обнято моим умом (Златоуст, Василий В., Синаит). Пс.138:7.   Камо пойду от Духа Твоего; И от лица Твоего камо бежу; Пс.138:8.   Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Пс.138:9.   Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря: Пс.138:10.   И тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. «Духом» называет Духа Святаго, а «лицем» Божиим — «Сына» , как образ Отца (Ин. 14:20). Как страшно вездеприсутствие Божие, что силы Божией невозможно избежать нигде, хотя бы кто возлетел на небо, хотя бы вселился во ад, хотя бы бежал на восток, хотя бы укрылся во внутренностях моря. И не сказал: куда бы я ушел, Ты везде следуешь за мною, но: куда бы не пошел, Ты там: «тамо» , говорит, я Тебя застаю, «яко Дух Господень исполни вселенную» (Прем. 1:7) — говорит премудрый Соломон (Василий В., Григорий Богослов, Златоуст). Пс.138:11.   И рех: еда тма поперет мя, и нощь просвещение в сладости моей. Если пытаюсь укрыться во «тьме» ночной, и тогда не останусь в безвестности, потому что и «тьма» для Бога есть свет (Феодорит). Пс.138:12.   Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь, яко день, просветится: яко тма ея, тако и свет ея. Это сказано в собственном смысле о стихиях, что если Бог захочет, то и ночи будет так свойственен свет, как и «дню» , ибо для Него нет «тьмы» , так как Он Сам есть «Свет» ; а в переносном смысле здесь указывается на утешение в скорбях (Златоуст). Пс.138:13.   Яко Ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс. 138 5. Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на Суде: Пс. 37 6. Желание верующего соединиться с Богом и упование на Него в несчастии: Пс. 41 7. Блаженство праведника и гибель нечестивых: Пс. 1 8. Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной: Пс. 14 9. Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним: Пс. 31 10. Не должно завидовать счастью грешников, взирать же подобает на конец беззаконных и праведных: Пс. 36 11. Особенная милость Божия к милостивым: Пс. 40 12. Блаженство пребывающих во храме Господнем: Пс. 83. 13. Прославление благости Господа к уповающим на Него: Пс. 90 14. Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим: Пс. 26 15. Утешение праведника всегдашним хранением Божиим: Пс. 120 16. Воздыхание к отечеству Небесному: Пс. 136 17. Образец молитвы за царя: Пс. 19. 20 Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие главную мысль В каждом псалме можно выделить главную мысль. Поэтому признаку все псалмы можно разделить на группы: 1. Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150. 2. Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149. 3. Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145. 4. Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143. 5. Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142. 6. Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87. 7. Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142. 8. Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 131, 143. 9. Желание посетить храм: 41, 42, 83. 10. Псалмы учительные о добре и зле: 1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 33, 35, 36, 49, 51, 52, 57, 72, 83, 90, 91, 93, 111, 120, 124, 126, 127, 132.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Пс.138:7 . Камо пойду от Духа твоего? и от лица твоего камо бежу? Пс.138:8 . Аще взыду на небо, ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Пс.138:9 . Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, Пс.138:10 . и тамо бо рука твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя. Присовокупляет другой довод к подтверждению вышереченных слов, то есть, что никто не может укрыться от всеведения Божия: ибо Бог везде есть, и вся исполняет, и что люди тщетно силятся избежать Божиих очей. Дух не просто полагается здесь за силу, как в иных Священнаго Писания местах, но за разум и за всеведение. Ибо как в человеке жилище разума есть дух, то Пророк сие выражение переносит к Богу, что из второй части яснее видеть можно, где лице вместо зрения или очей полагается. Сущность слов состоит в том, что Давид не может найти такого места, где бы Бог не примечал за ним, или бегущаго его не сопровождал очами. Таким образом говорит, что хотя бы он превыше небес взлетел, или в преисподних безднах сокрылся, но Бог и горе, и низу обрящет его. В крыльях зари или денницы видим прекрасную преносную мысль: ибо как скоро солнце взойдет на горизонт, то не иначе, как быстрым полетом свет свой вдруг во все части мира распространяет. Разум подобия есть такой, что хотя бы кто скоростию ног своих сравнился с солнечными лучами, однако не может найти такого убежища, где бы он мог укрыться от Божией власти. Ибо под именем руки, означается здесь власть: аки бы сказано было, что тщетно люди силятся укрыться от Божиих очей, поскольку в Его всесильной власти состоит удержать беглецов. Пс.138:11 . И рех: еда тьма поперет мя? и нощь просвещение в сладости моей. Пс.138:12 . Яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тьма ея, тако и свет ея. Пророк задает здесь вопрос самому себе: не может ли он посредством тьмы ночной укрыться от Бога? И ответствует, что сего никак сделать не может: ибо и тьма у Бога не есть тьма, но свет, как сказано у Иоанна: Бог есть свет, и свет во тьме светится, и тьма Его не объят ( Ин. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

668 Злат . Слово пр. игр и зрелищ. 669 Васил. В . Пис. 63 (207) к неокес. клир. 670 Ennodius , Vita Epiph. Binterim , Denkw. 360. 671 Руфин , Церк. ист. II, 33 (Migne , Patrol. s. 1. t. 21). 672 Никиф. Калист , Церк. ист. XIV, 3. 673 Марк Д . Жизнь Порф. III, 19—20 ( Migne , Patrol. s. gr. t. 65). 674 Сидон. Апол . кн. 5, пис. 17 ( Migne , Patrol. s. 1. t. 68.). 675 Созомен , Церк. ист. I, 16. 676 Бл. Августин , О граде Б. XXII, 8. 677 Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 678 S. Ephraemi . Opera gr.-lat., ed. Asscmani , Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 679 См. выше стр. 146—147. 680 Злат . Бес 6, о покаянии. 681 Иерон . Пис. 50 (103) к Павле. 682 Сокр . Церк. ист. VII, 22. 683 Иерон . Пис. к Марцелле, 17 (44). 684 Август . Бес. на пс. 138. 685 См. выше стр. 161. 686 Злат . На 1 Кор. бес. 36. 687 Август . Изъясн. на пс. 91. 688 Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 689 Соб. Лаодик. пр. 15. 690 Кассиан , Об уст кинов. II, 8. 691 II, 5 692 II, 11 693 Amalarius , De divino officio III, 12 ( Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.— католической мессе tractus – стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 694 Злат . Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали ( πηχσαντες ) к 2 или 3 псалмам»... В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает ( ποψαλλειν ) стих «сей день Господень». 695 Церк. истории: Сокр . II, 12. Созом . III, 6. Бл. Феод . II, 13. 696 Созом . V, 19. Бл. Феод . III, 6. 697 Бл. Август . Изъясн. на пс. 138. 698 Злат . На 1 Кор. бес. 36. 699 Амвр . Об обязан. III, 13. 700 Бл. Август . Испов. X, 34. 701 Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50:16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69:2). Слава Отцу ... (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий – певец или хор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

85.  Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86.  Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87.  Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88.  Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89.  Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90.  Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 ( Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91.  Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 ( Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92.  Созомен, Церк. ист. I, 16. 93.  Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95.  S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97.  Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98.  Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99.  Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100.  Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101.  Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103.  Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104.  Августин. Изъясн. на пс. 91. 105.  Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107.  Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108.  Кассиан. II, 5 109.  Кассиан. II, 11 110.  Amalarius, De divino officio III, 12 ( Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111.  Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113.  Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114.  Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115.  Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116.  Амвросий. Об обязан. III, 13. 117.  Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

    Злат. Слово пр. игр и зрелищ.     Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир.     Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360.     Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21).     Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3.     Марк Д. Жизнь Порф. III, 19—20 (Migne, Patrol. s. gr. t. 65).     Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 (Migne, Patrol. s. 1. t. 68.).     Созомен, Церк. ист. I, 16.     Бл. Августин, О граде Б. XXII, 8.    Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии.     S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101.    См. выше стр. 146—147.     Злат. Бес 6, о покаянии.     Иерон. Пис. 50 (103) к Павле.     Сокр. Церк. ист. VII, 22.     Иерон. Пис. к Марцелле, 17 (44).     Август. Бес. на пс. 138.    См. выше стр. 161.     Злат. На 1 Кор. бес. 36.     Август. Изъясн. на пс. 91.     Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327.    Соб. Лаодик. пр. 15.     Кассиан, Об уст кинов. II, 8.    II, 5    II, 11     Amalarius, De divino officio III, 12 (Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.— католической мессе tractus – стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа.     Злат. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам»... В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψαλλειν) стих «сей день Господень».    Церк. истории: Сокр. II, 12. Созом. III, 6. Бл. Феод. II, 13.     Созом. V, 19. Бл. Феод. III, 6.     Бл. Август. Изъясн. на пс. 138.     Злат. На 1 Кор. бес. 36.     Амвр. Об обязан. III, 13.     Бл. Август. Испов. X, 34.    Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50:16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69:2). Слава Отцу ... (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий – певец или хор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010