114. Ин 1:26 и Мф. 3:11. 115. Ср. Мф. 11:2–3. 116. Ср. Пс. 71:6. 117. Ис. 7:14. 118. Проводится параллель между двенадцатью сыновьями Иакова и двенадцатью апостолами. 119. Пс. 44:17. 120. Ис. 35:5. 121. Ср. Пс. 40:10 122. Ср. Зах. 11:12. 123. Иер. 11:19. 124. Пс. 87:7. 125. Мф. 26:23. 126. Ср. Ин. 13:4–14. 127. Мф. 26:23. 128. Ср. Мф. 26:38. Синодальный перевод: «Душа моя скорбит смертельно». 129. Ср. Мф. 9:17. 130. Ср. Лк. 9:1–7. 131. Ср. Лк. 8:27–32. 132. Ср. Мф. 9:20–22. 133. Ср. Мф. 15:22–28. 134. Ср. Мф. 8:24–27. 135. Ср. Мф. 9:9. 136. Мф. 26:48–50. 137. Имеется в виду эпизод на пиру у фарисея. См. Лк. 7:35–50. 138. Ср. Мф. 27:51–53. 139. Один из ангельских чинов. 140. Пс. 23:7,9. 141. Мф. 26:39, 42. 142. Пс. 106:16. 143. Ос. 13:14. 144. Ср. Пс. 46:2–4. 145. Образное наименование Иерусалима. 146. В апокрифических легендах говорится, что Нил вытекает из рая. 147. Лот – библейский персонаж, племянник патриарха Авраама, житель города Содома, который Бог решил сжечь в наказание за грехи людей. Праведного Лота, его жену и двух дочерей ангелы вывели из обреченного города. Во время бегства жена обернулась и посмотрела на горящий город, и была обращена в соляной столп. Лот спасся с дочерьми в пещере. Грех его заключался в том, что он, находясь в опьянении, овладел собственными дочерьми. Старшая родила Моава, родоначальника племени моавитян, а младшая Амона – родоначальника аммонитян (Быт. 19:2–30). Сюжет о том, как Лот вырастил из головней дерево во искупление своего греха – апокрифический. 148. В Библии сказано, что Авраам просил Бога пощадить Содом и Гоморру, если в них найдется хоть десять праведников (Быт. 18:20–33;19:15–38). Суд Авраама над Лотом – апокриф. 149. По-видимому, это место в пустыне Сур на восточном берегу Красного мря. Есть предположение, что речь идет о минеральном источнике Говаре, находящемся на пути от Айют-Муза к Синаю. 150. Сатанаил – сатана, противник, злой дух, дьявол. Но в апокрифах он выступает как падший ангел, восставший на своего создателя Бога. С ним борется обычно не Бог, а архангел Михаил.

http://predanie.ru/book/220871-apokrify-...

870) а на ночных часах – пс. 120 (Син. 864; Афин. 7; обычная пол-ца); пс. 133 положен на обычной полунощнице. Вот и все точки соприкосновения вечерни с чином 12-ти псалмов или с правилом египетского псалмопения. Гораздо ближе подходит к этому правилу обычное повечерие. Связь между ними видна, главным образом, из того, что повечерие усвояет себе, как мы видели, целые последования с характером почасий, и даже полные последования 12-ти псалмов (Ватикан. 1877; Соф. 1052 ). Но и, помимо этого, даже в первой, основной части повечерия есть черты общие с правилом псалмопения. Так, из псалмов, составляющих шестопсалмие повечерия, пс. 6 можно встретить и в дневных почасиях (Афин. 7; Син. 868), и в ночных часах (там же), пс. 30 находится в «канонах» дневных псалмов, по Афин. 7; кроме того, пс. 24 читается обычно на 3-м часе, а 90-й – на 6-м. Только пс. 4 и 12 вовсе не встречают себе соответствия в других службах. Тропари: «Просвети очи мои» и «Заступник души моя», а также молитва «Господи, Господи, избавлей нас» в Ватопед. 350 отнесены ко второй части повечерия, псалмы и молитва которой, в свою очередь, совпадают с «почасием повечерия» в Син. 868. Тропарь «Слезы ми даждь, Боже» в Син. 865 положен на повседневной полунощнице; «Яко не имамы» – богородичен 6-го часа. Что касается утрени, то первая её часть через посредство троичных и седальных входит в довольно близкую связь с канонами келейного псалмопения. Здесь мы находим поразительное совпадение, свидетельствующее о прямом и непосредственном взаимодействии. В одних только ночных последованиях, без дневных часов и почасий, оказывается до 24 тропарей и богородичных совпадающих с седальными, и сверх того – три тропаря троичных. На утрене троичны и седальны являются как бы придаточной прикладной частью. В виду этого можно предполагать, что они заимствованы сюда из ночных часов или вообще из правила псалмопения, в которое они входят в качестве, неотъемлемой составной части. На такое заимствование указывает и самое название. Они называются «седальными» и положены на кафизмах и после 3-й песни канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Вслед за часами и изобразительными в понедельник, вторник и четверток св. Четыре десятницы отправляется вечерня. Устав её изложен в 9 и 49 гл. Типикона в последовании понедельника 1-й седмицы Великого поста. Порядок её такой: После молитвы Ефрема Сирина и поклонов больших и малых, положенных на изобразительных, предстоятель (по 49 гл. Типик.) или же чтец (по особому изд. Служб на каждый день первыя седмицы св. Четыредесятницы. Москва, 1893 г., л. 64 на об.; и по изд. Киево-печ. лавры: «Послед. вечерни, полунощ. и утрени», 1884 г., л. 4): Приидите поклонимся 3 657 . Чтец (так по 49 гл. Типик., и по вышеуказ. издан, московскому и Киево-печ. лавры) – пс.: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Когда чтец читает псалом, иерей пред царскими вратами читает обычные вечерние или светильничные молитвы 658 . После псалма и светильничных молитв иерей 659 произносит великую ектению: Миром Господу помолимся... и возглас: Яко подобает тебе... Засим стихословится 18 кафизма. Только о кафизмах пятой недели Великого поста – особый указ (чит. его в 17 гл. Типикона). В особ. издании Служб на каждый день первыя седмицы св. Четыредесятницы (л. 66 на об.–69) указан такой именно порядок стихословия: после возгласа священника: Яко подобает тебе..., лик: Аминь. И непосредственно после этого чтец: Ко Господу внегда скорбети ми..., т. е. 119 пс.; засим пс.: 120–123. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Лик поет: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуия, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Чтец: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь, и пс.: 124–128. Слава, Отцу и т. д. Лик поет: И ныне, и т. далее. Аллилуиа... 3. Господи, помилуй 3. Слава Отцу и т. д. Чтец: И ныне и т. д., и пс.: 129–133. Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. После 18 кафизмы малая ектения: Паки и паки... 660 . Возгл. священника: Яко твоя держава... и пение лика: Аминь. Затем на клиросе поют пс. 140: Господи, воззвах, 141, 129 и 116, так, как разъяснено выше, а священник кадит алтарь и весь храм 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В наших таблицах, первое число с н. 1 до 8 (или исключительно до 10) будет обозначать порядок антифонов на каждой службе; вторая, римская цифра будет указывать на порядковый номер антифона в самой Константинопольской Псалтыри; третья цифра, арабская, будет обозначать число псалмов. Поскольку псалмы соединялись в антифоны, содержащие больше или меньше псалмов, что зависело от их размеров (некоторые длинные псалмы составляли сами собою антифон, между тем как Пс. 118 разделялся на три антифона) рукопись указывает только на первый стих первого псалма каждого антифона; в скобках мы поставим и другие псалмы, принадлежащие данному антифону 553 . После псалмов каждого антифона мы указываем и припев, который пелся после каждого стиха псалмов антифона. Эти стихи были длиннее наших, так как Константинопольская Псалтырь разделялась только на 2.542 стиха, между тем как Иерусалимская (наша теперешнаяя) разделяется на 4.784. В конце каждого псалма (или по крайней мере, антифона) пелись Слава, И ныне, отдельно, с припевом. Некоторые антифоны пелись ежедневно, и поэтому они не входят в недельное распределение; постоянные антифоны были следующие: 1– ый антифон Вечерни: Пс. 85 . 2– ая часть 8-го антифона Вечерни: Пс. 140 (без 141,129 и 116!). 1-ый антифон Утрени: три псалма: 3, 62 и 133. (2-ая часть 8-го антифона Утрени была наша 8-ая песнь: Дан. 3,57–88 ). Пс. 50 и псалмы 148, 149 и 150, на Утрене. Псалмы 114, 115 и 116 – «малые антифоны» Вечерни – не исключались из чередования. Пс. 118 , разделенный на три антифона (1-ый и 3-ий – нечетные: с Аллилуиа, 2-ой – четный, с припевом), пелся на воскресной Утрене. Первой частью 8-го антифона был знаменитый «телеутаион» (последний) или «еисодикон» (входной), который повторялся как 2-ой антифон или «аколоуфон» (следующий) на следующей службе. 3-ий, 5-ый и 7-ой антифоны каждой службы были четными антифонами Псалтыря, они часто называются «упопсалмос » (упопсаллеин по-гречески значит отвечать поя); 6-ой антифон иногда называется «протелеутаион» (предпоследний). Эти технические названия непостоянны, и они отсутствуют то в Афины 2061, то в 2062; они точно указаны в нашем французском тексте в Ориенталиа Христиана Периодика (44, 1978, р. 393...), тут мы их не приводим, желая упростить наше изложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. Херувимская песнь Херувимская, читаемая духовенством во время пения ее хором, является самой ранней молитвенной формулой. В списке Петербург 226 (X c) сразу после экфонезиса второй молитвы верных мы читаем: «И иерей: Иже херувимы тайнообразующе». 799 Значительная часть рукописей, включая все древнейшие за исключением Петербург 226, не упоминают этой практики. Она находится только в одном из диатаксисов XIIXIII вв., 800 но сто лет спустя она оказывается у Филофея и Гемиста, 801 а к XVXVI вв. обрела устойчивую точку опоры в евхологическом тексте. Трембелас отметил, что практика троекратного произнесения, скорее всего, следует из неправильного прочтения рубрики Филофея, указывающей священнику и диакону совершить три поклона, творя Херувимскую в себе. 802 2. Псалом 133, 2 Второй стих Пс. 133 «Возмите руки ваша во святая и благословите Господа», произносимый в чине протесиса во время возложения воздуха на плечо диакона и вручения ему дискоса, также находится среди древних вторичных дополнений к чину входа, например, диатаксисах Ethnike bibl. 662 и Синод. 381. 803 Этот стих был вставлен из-за очевидного приложения к святым дарам (τ για) святого или святых (ες τ για) текста Септуагинты (LXX) и ассоциативной связи с воздвижением рук диакона, принимающего дискос. 3. Псалом 50 и молитвы сопровождения перед входом Что касается других формул, которые предшествуют или сопровождают Великий вход, Пс. 50 нет ни в диатаксисах списков Ethnike bibl. 662 и Синод. 381, ни у Филофей, ни в средневековых рукописях, которые содержат любые формулы, например, списки XIIXIII вв. Sinai 1020 (ВАС), 804 Patmos 709 (1260 г.), 805 несколько славянских списков XIII в. 806 и архиератикон Гемиста. 807 Другие кодексы дают другие формулы, например, Paris Gr. 324 (нач. XIV в.) указывает иерею произнести Пс. 8 (Господи Господь наш, яко чудно) на входе. 808 Но Пс. 50 добился большего успеха и был включен в печатные издания. Некоторые рукописи назначают пресвитеру Пс. 50 во время входа, 809 иные усваивают это диакону. 810 Обычно нет упоминаний о тропарях, сопровождающих 50-й псалом, но в рукописи XIIXIII в. Sinai 1020 (ВАС) указывается диакону произнести перед псалмом тропарь «Воскресение Христово видевше», если служба происходит в неделю. 811 В противном случае, он читает Пс. 23, 1, который находится в рукописи Sabas 53 (f. 19v), но без 50-го псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1574 Кроме вышеуказанного сходства в содержании и употребления одинаковых славословий: «славьте Господа» и «аллилуиа» (в перев. хвалите Господа), в примере близкого сродства рассматриваемых псалмов между собой ср. еще Псс. 111, 127, 124, с 106:32–43 и 118:1–2; 112, 145 и 146; 113:11–16 и 134:6, 15–18; 113:17–20, 117:2–4 и 134:19–20; 134:10–12 и 135:17–22; 106:35 и 113:8; 106:10, 13, 14 и 114:3, 4, 8 и 119:1–2; 118, 169–170 и 129:1–5; 120:1 и 124:2; 133:1–3, 134:1, 2, 21 и 113:23 и проч. О внутреннем сродстве этих псалмов довольно подробно см в исследовании Ehrta – Abfassungszeit d Psalters S 80–88 и 96. 1575 Так св. И. Златоуст о Псс. 115 (См. его Бес. в русск. пер. СПБ 1860 Т. 2, стр. 91), 119 и прочих песнях степеней до 133 (стр. 130–131 и 142), 146, 147–149 (стр. 435–6 и 477). О тех же псалмах за исключением 115, и еще о псалмах 106, 117, 134 и 135, подобного мнения и бл. Феодорит (см. его изъясн. на эти Псс. в 28 т. Твор. Св. Оо в русск. перев.). 1580 Близкое сходство 106 псалма по мыслям и выражениям с Пс. 105 , а равно в 104-м Пс., согласно признают все ученые исследователи текста этих псалмов, не исключая и защитников гипотезы о Маккавейском их происхождении, и на основании такого сходства обыкновенно выводят заключение, что все эти псалмы принадлежат одному и тому же писателю. Так как заключение это не представляет ничего невероятного, то, в виду несомненности происхождения 104 и 105-го псалмов в последнее время плена Вавилонского, мы можем указать на него, как на новое доказательство того, что Пс. 106 -й написан не позже, как в первое время после возвращения из плена. Довольно подробное указание сходства псалмов 106 и 105 (евр. 107 и 106) см у Hengstenberga, Delitzscha, Lengerke и др. 1592 Подобным образом объясняют этот псалом уже Ориген , бл. Феодорит и Беда (Scr S curs compl T 16 p 213), а также многие из новейших: Stier, Kurtz (Zur Theologie der Psalmen), Delitzsch, Ehrt (Abfassungszeit des Psalters), Bunsen, Moll. И вообще большинство новейших толкователей согласны в том, что этот псалом написан вскоре после плена, и только расходятся в определении случая к его написанию и одни, как Ewald и Toluck, относят его к первому празднованию возвратившимися из плена праздника кущей ( 1Ездр.3:1–4 ), а другие, как Hengstenberg и O v Gerlach, к торжеству закладки второго храма Иерусалимского ( 1Ездр.9:8 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

11– я из 12-ти молитв Моск. Служебн. ­­ молитва псалмов 148–150 § без молитвы: Слава в вышних, Сподоби, Господи. вход в алтарь III) ектении оглашенных и верных в алтаре § молитва оглашенных § 1-я молитва верных § 2-я молитва верных 12– я из 12-ти молитв Моск. Служебн. ­­ 3-я молитва верных: «отпустная» молитва главопреклонная Служебника ­­ молитва главопреклонная Константинопольская Псалтырь 91 Константинопольская Псалтырь разделялась на 76 антифонов, состоящих из псалмов и библейских песен. 6 антифонов пелись ежедневно: Пс. 85 как 1-й предвечерний антифон, Пс. 140 как 8-й входной вечерний антифон, Пс. 3–62–133 как 1-й предутренний антифон, Дан. 3:57–88 как 8-й входной утренний антифон, Пс.50 и Пс.148–150 на утрени. 68 антифонов пелись по очереди: 6 на вечерне и 6 на утрени. Пелись все в одну неделю, но таким образом, что антифоны, пропетые в одну неделю на утрени, на следующей неделе пелись на вечерне, и наоборот. Пели два хора, называемые «А» и «Б», которые чередовались каждую неделю; по этой двухнедельной традиции поются до сих пор два воскресных тропаря после «Слава в вышних Богу» на утрени: «Днесь спасение миру» или «Воскрес из гроба». Нечетные антифоны пелись с «Аллилуиа» на каждый стих, как до сих пор поется на всенощном бдении «Блажен муж». Четные антифоны имели разные краткие припевы из трех только слов, как «Услыши мя, Господи» (осталось на «Господи, воззвах»), «Помяни мя, Господи», «Спаси мя, Господи» и т. п. См. порядок антифонов с припевами недели «А» для вечерни и для утрени, по изданию музыкальных рукописей Нац. Афинской Библиотеки (ЕВЕ) 2061 и 2061 профессора Козмы Георгиу, «Ежедневное антифонное распределение псалмов и песней для песненных последований вечерни и утрени». 92 Канон антифонов Великой Церкви (Св. Софии) приписывается патриарху Анфиму (535–536) 93 По Евхологию Paris gr. Coislin 213 94  существовали молитвы (теперь утеряны) для всех 74 антифонов Псалтыри и для 8 песней 95 . Припевы константинопольских антифонов, одновременно с разделением на палестинские кафисмы, намечены на полях знаменитой Хлудовской Псалтыри 96 , написанной и украшенной св. мучеником за почитание икон Лазарем. 97  Другие украшенные псалтыри этого типа: Paris (fond ancien) gr. 20 и Vatican. Barberini gr. 285.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В настоящее время положены следующие тропари-прокимны: на 1-м часе – «Заутра услыши глас мой» ( Пс. 5:3–4 ), со стихами – 5:2–3; на 3-м – «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа», со стихами – 50:12–13; на 6-м – «Иже в шестый день же и час», со стихами – 54:2–17; на 9-м – «Иже в девятый час», со стихами – 118:169–170. Затем следуют тропари-богородичны: на 1-м часе – «Что тя наречем», на 3-м – «Богородице, ты еси лоза истинная», на 6-м – «Яко не имамы дерзновения», на 9-м – «Иже нас ради рождейся от Девы». Наконец, приводятся библейские тропари-стихи: на 1-м часе – «Стопы моя» ( Пс. 118:133–135 ) и «Да исполнятся уста моя» ( Пс. 70:8 ), на 3-м – «Господь Бог благословен» ( Пс. 67:20–21 ), на 6-м – «Скоро да предворят ны» ( Пс. 78:8–9 ) и на 9-м – «Не предаждь нас до конца» ( Дан. 3:34–35 ). Этот состав часовых тропарей удерживается во всех древних памятниках трипсалмного строя; при чем допускается также принятая и теперь замена тропарей – прокимнов отпустительными дневными тропарями. Исключение представляют лишь древнеславянские часословы – Спб. 57 и Соф. 1052 , которые предписывают исполнять по два особых тропаря на каждом часе «в соубот., коли не боудет трепаря» (дневного); а именно: на 1-м часе – «Свет правьдьным» и «Вистиноу соуета всячьская», на 3-м – «Страстотерпцы Господни» (сед. 2 гл.) и «Страшна смерть тайная», на 6-м – «Апостоли, пророци, мученици» (сед. 2 гл.) и «Помяни, Господи, яко благ, рабы своя», на 9-м – «Глоубинами моудрости» и «С стыми покои». Тропари, положенные после «Отче наш», большею частью совпадают с покаянно-умилительными «седальнами октоиха» и могут быть названы поэтому тропарями-седальнами. На нынешних часах они распределяются не вполне равномерно. На 1-м часе указываются три тропаря, по содержанию своему не имеющие ничего общего с часами и чередующиеся по дням недели, с воспоминаниями которых они отчасти связаны: в понедельник, вторник и четверг – богородичен «Преславную Божию Матерь» (седален 6-го гласа), в среду и пяток – тропарь «Скоро предвари» (сед. 4 гл.), в субботу – «Яко начатки естества». Тропари остальных часов, напротив, связаны со священными воспоминаниями часов и уже не чередуются по дням недели, а читаются все вместе. На 3-м часе положены тропари: «Благословен еси, Христе Боже наш» (сед. 8 гл.), «Скорое и известное даждь утешение» и «Надежда и предстательство и прибежище христиан»; последний тропарь – богородичен не имеет прямого отношения к 3-му часу. На 6-м часе исполняются «седальны крестны» 2-го гласа: «Спасение соделал еси» и «Пречистому образу Твоему», богородичен «Милосердия сущи источник» (сед. 2 гл.) и заменяющий его по средам и пятницам, да и по смыслу своему более подходящий к воспоминаниям 6-го часа, крестобогородичен «Препрославленна еси, Богородице Дево» (сед. 2 гл.). Наконец, 9-ый час после «Отче наш» имеет следующие «седальны крестны» 8-го гласа: «Видя разбойник начальника жизни» и «Посреде двою разбойнику», а затем крестобогородичен: «Агнца и пастыря и спаса мира» (сед. 8 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

1449 Или – как о такой категории (­ способе сказывания сущего), которая отлична от категории сущности. 1450 Категории 9а 14–24, пер. А. В. Кубицкого с сущ. изм., цит. по изд.: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1978. Сс. 73–74. 1451 Укажем, что для «Категорий» в целом характерен дискурс, в рамках которого о качествах, отличных от сущности, говорится так, что ими обладают, ср.: Категории 9а7, 11. 1457 Ср.: Он же, О Божественных именах 2.9: PG 3, 648В; 133.16–134.2 (Suchla); ср. также: Прокд. Начала теологии I 25, 22 (S. – W.). 1458 Ср.: Он же, О Божественных именах 2.9: PG 3, 648В; 133.16–134.1 (Suchla); ср.: Прокл. Платоновская теология I 20.4–5 (S. – W.): οι μεν κατ επιστμην οι δε κατ την εκ εν εππνοιαν ποιονται τους λγους. 1465 Plur. ενσεις, помимо «О Божественных именах», встречается только у Прокла (Платоновская теология I 92.15 и др.) и Дамаския (О первых началах I 119.21). 1466 Термин, встречающийся у Прокла (2 раза) и Дамаския (1 раз), однако не применявшийся ими для обозначения Единого. Тем не менее μονιμτης у Дионисия имеет неоплатонический подтекст, поскольку понимается не столько как субстантивация вполне обычного μνιμος, но как обозначение качества μον. Ср.: Дионисий Ареопагит . Послание 9.3.23–25 (Heil, Ritter): та? προνοητικς ενεργε ας εν τη μον ιμτητι και την μνην εν τ 7 τρονοεν συμφυς μα και περφυς εχων. Поэтому мы переводим здесь не «постоянство», но «пребывание». Связь между μνιμος и μον см. в: Дамаский. О первых началах I 92.22; I 93.17; I 99.8–9; I 169.19; I 169.23; I 169.28–29 и др.; Прокл. Платоновская теология I 103.14–15; III 35.19–21; III 50.5–6 и др. 1467 Термин, введенный, по всей вероятности, учителем Прокла Сирианом Афинским, см.: Сириан. Комментарий на Метафизику 109.25. Помимо Сириана его употребляли Прокл, Дамаский и Пс. – Дионисий, νεκφοτητος предполагает систему категорий метафизики Прокла: все происходящее из Начала остается в нем, происходит из него и возвращается к нему. Для обозначения связи между производящим и произведенным Прокл и использует данный термин, см.: Комментарий на Парменид 816.24–25, 1043.26–29, 1045.6–9 (данное место по языку наиболее близко к пассажу Пс.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Среда утром: (1) . Пс. 3,62 и 133 (2) . XXXVII антифон (3) . XXXVIII (4). XXXIX (5). XL (6). XLI (7). XLII (8). XLIII Дан. 3,57–88 Пентик.: От греха моего очисти мя , Господи , и благоутробия Твоего сподоби , Спасе многомилостиве. Четверг утром: (1) . Пс. 3,62 и 133 (2) . XLIX антифон (3) . L (4) . LI (5) . LII (6) . LIII (7) . LIV (8) . LV Дан. 3,57–88 Пентик.: Глубину согрешений моих Ты знаеши , Господи, подаждь ми руку яко Петру и спаси мя. Суббота утром: Все как неделя А, кроме: Пентик.: Свет возсиявый Богородицею , помилуй нас. Суббота вечером: Все как неделя А, кроме: Кекраг.: Живоносное Твое возстание , Господи, славим. Воскресенье утром: Все как неделя А; уточняется «см. Великое славословие в конце книги». При сопоставлении этих афинских рукописей с древними патриаршими евхологиями возникает впечатление, что они дополняют друг друга. В этих музыкальных антифонариях мы находим те восемь антифонов, которые предполагались молитвами Евхология. Правда, общий закон восьми антифонов находит в антифонариях некоторые исключения; так мы встречаем: 1) в воскресенье вечером недели А: только 2 антифона, 2) в пятницу вечером недели А: 10 антифонов. 3) в субботу утром: 9 антифонов, 4) в воскресенье утром: 4 антифона, 5) в понедельник и вторник вечером недели В: 6 антифонов, 6) в среду вечером недели В: 7 антифонов, и 7) в пятницу вечером недели В: 6 антифонов с повторением одного из них. Как мы уже сказали, случай 1) не порождает никакого затруднения. В Вечерне и Утрене больших праздников, как видно из Типикона, сохранялись только первый и последний антифон. К тому, на Утрене отсутствует вход во время последнего антифона, так как служба начиналась не на паперти, а прямо на амвоне, в середине храма, быть может из-за большого стечения народа. Также на Вечерне Великого Поста не было других антифонов, кроме первого и последнего. Случай 4) тоже легко объясняется. В III главе этого сборника (стр. 115) мы воспроизвели описание воскресной Утрени по Песненному носледованию, сделанное архиепископом Симеоном Солунским .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010