Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ ИЗ АНХИАЛА [греч. Γεννδιος ξ Αγχιλου] (нач. XVII в.), мон., греч. мелург. С тем же фракийским городом связаны имена протопсалта Константина (кон. XVI в.) и современника Г. из А. иером. Гавриила . Из муз. творений Г. из А. известны «краткие» (σντομοι) калофонические стихи Пс 2 и 3 на 4-й плагальный (8-й) глас, представленные в рукописях с разной степенью полноты, напр., в Анфологиях Ivir. 949 (кон. XVII - нач. XVIII в.) и РНБ. Александро-Невская лавра Ю I2 (нач. XIX в.) эти псалмы нотированы практически целиком (см. также списки: Ivir. 961, кон. XVII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в., 132, посл. треть XVIII в.; БАН. РАИК. 42, сер. XVIII в.; Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в., и др.). Не менее часто в певч. рукописях встречаются созданные Г. из А. варианты «песненного» Трисвятого, поющиеся в конце великого славословия: на 1-й глас (Philoth. 133, кон. XVII в.), на 4-й глас (C/Polit. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.; Ivir. 970, 1686 г., и др.), на 1-й плагальный (5-й) глас (Lesb. Leim. 258, 1-я пол. XVII в.; Ivir. 993, сер. XVII в.; БАН. РАИК. 42; РНБ. Греч. 711, XVIII в., и др.), а также на 4-й плагальный глас (Xen. 128, 1671 г., и др.), иногда определяемый как поющийся «на вход Честного Креста» (РНБ. Греч. 711). Кроме того, Г. из А. распел причастны «Творяй ангелы» на 4-й плагальный глас (Lesb. Leim. 238, кон. XVII - нач. XVIII в.), «Явися благодать» и «Знаменася на нас» на 1-й глас (C/Polit. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.). Встречающееся в нек-рых рукописях надписание именем Г. из А. стиха «Буди имя Господне» на 2-й плагальный (6-й) глас (Pantel. 965, сер. XVII в.; Athen. Merlier. 12, 1-я пол. XVIII в.), по мнению М. Хадзиякумиса, является ошибкой, и это песнопение следует считать творением иером. Гавриила из Анхиала. Лит.: Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 272; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 580-581; Т. 2. С. 441. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/162104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБЕЛОКИПИОТ [греч. Αμπελοκηπιτης - виноградарь], визант. свящ. и мелург (не позднее сер. XIV в.). Самая ранняя известная рукопись, содержащая его песнопения (Athen. Bibl. Nat. gr. 2622), датируется приблизительно 1340-1360 гг. (хотя в ркп. 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458) его прозвание отсутствует). Среди мелосов А. чаще всего встречаются аниксандарии (Пс 103. 28-35) 4-го плагального, или 8-го, гласа (Athen. Bibl. Nat. gr. 2062, рубеж XIV-XV вв.; Ath. Konstamon. gr. 86, 1-я пол. XV в.; Ath. Ivir. 949, рубеж XVII-XVIII вв.; Ath. Xeropot. 307, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в.; и др.). Наиболее часто исполняемыми являются распевы 2 стихов: «            » (ρδβλθυοτεΕθου σκτος, κα γνετο νξ - Пс 103. 20) и «          » (Ως μεγαλνθη τ ργα σου, Κριε - Пс 103. 24) - Lesb. Leim. 459. Fol. 33-33v и 238. Fol. 33v - 34, рубеж XVII-XVIII вв.; РНБ. гр. 132, посл. треть XVIII в.; РНБ. гр. 711, 90-е гг. XVIII в.; и др. Изредка в рукописях 2-я половина последнего стиха «        » (Πντα ν σοφ ποησας - Пс 103. 35) выделена в самостоятельный распев (РНБ. гр. 130. Fol. 17v - 18, нач. XVIII в.). Эти древние мелосы стали неотъемлемой частью певч. репертуара, и в нач. XIX в. возникла необходимость перевести их в нотацию нового метода , что и было осуществлено Хурмузием Гиамалисом (S. Sepulcri. 703. Fol. 77-78v). Среди др. мелосов А. в певч. рукописях сохранились 2 причастна : воскресный «        » (Ανετε τν Κριον κ τν ορανν - Пс 148. 1) 1-го гласа (Ath. Iver. 974. Fol. 184v, 1-я пол. XV в.; Ath. Iver. 993. Fol. 101, сер. XVII в.; Ath. Doch. 337. Fol. 190, 1764 г.) и богородичный «      » (Ποτριον σωτηρου λψομαι - Пс 115. 4) 4-го гласа (Ath. Philoth. 122. Fol. 214v, 1-я пол. XV в.; Lesb. Leim. 258. Fol. 233-234, 1527 г.; Ath. Iver. 993. Fol. 119v, сер. XVII в.; Ath. Gregor. 5. Fol. 171, кон. XVII в.). Песнопения А. характеризуются особенностями, типичными для визант. калофонического пения . Лит.: Στθης Γ. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 108, 144, 402, 660; Τ. 2. Σ. 596; Τ. 3. Σ. 491, 496, 634, 756, 873, 874; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 33, 100, 110, 156, 264; Conomos. Communion Cycle. P. 74, 98; Jakovljevi . Cyprus Catalogue. P. 9, 45, 58, 66, 68, 71; Πολτης Λ. Κατλογος χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος, ρ. 1857-2500. Αθναι, 1991. Σ. 101; Герцман Е. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. СПб., 1996. С. 288, 379, 398, 575. Е. В. Герцман Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/120394.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН МАГУЛА [греч. Κωνσταντνος Μαγουλς, букв.- «толстощекий»] (1-я пол. XV в.), доместик г. Фивы, визант. мелург; др. сведений о его жизни не сохранилось. Из произведений К. М. наиболее известен калофонический стих из полиелея «Молнии в дождь сотвори» (Пс 134. 7) 1-го гласа. В рукописной традиции это произведение К. М. наиболее распространено в версии, «украшенной» (καλλωπισμνος) его современником мелургом Мануилом Газисом (Lesb. Leim. 287. Fol. 30-32, ок. 1600 г.; 286. Fol. 49-51v, после 1600 г.; 285. Fol. 63-65, 1-я треть XVII в.; 245. Fol. 94-96v, 1649 г.; 230. Fol. 206-207; 459. Fol. 91v - 92v; 238. Fol. 119v - 120v, все 3 - ок. 1700 г.; 8. Fol. 57-57v, кон. XVIII в.; ГЭ. Ω. 1163. Л. 62-69 об., 1-я пол. XVII в.; РНБ. Греч. 237. Л. 43 об.- 45 об., посл. четв. XVII в.; 130. Л. 85 об., нач. XVIII в.; 132. Л. 121, посл. треть XVIII в.; 711. Л. 76 об., XVIII в.; РНБ. ОЛДП. О. 117. Л. 105 об.- 107 об., 1729-1731 гг.; CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 15v - 16, 1680 г.; БАН. РАИК. 35. Л. 164 об.- 166 об., кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVIII в.; 42. Л. 108 об.- 112, сер. XVIII в.; Athen. O. et. M. Merlier. 12. Fol. 27-28, 30-40-е гг. XVIII в.; Lesb. Ypselou. 40. Fol. 30-32, ок. 1750 г.; транскрипция в нотации нового метода , выполненная в 1819 г. хартофилаксом Хурмузием : Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 17v - 20). В немногих самых ранних списках этот стих приведен без обработки (Ath. Iver. 1120. Fol. 262-276v, 1458 г.; Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 106-107, посл. четв. XV в.- здесь стих назван аллилуиарием). Будучи одной из самых распространенных калофонических обработок стихов полиелея, произведение К. М. чаще всего встречается в составе полиелеев «Раби Господа» Николая Кукумы (1-я пол. XV в.) и Панайотиса Хрисафа Нового (2-я пол. XVII в.), реже - в др. версиях, напр. в полиелее Петра Берекета (кон. XVII - нач. XVIII в.). Нередко этот стих бывает выписан отдельно, что является примером «превращения» части произведения в самостоятельную калофоническую матиму (Cypr.

http://pravenc.ru/text/2057090.html

Радосте моя, избави мя от обышедших мя ( Пс. 31:7 ). Бог ответствует: вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои ( Пс. 31:8 ). Верная душа: призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое ( Пс. 118:132 ). Бог чрез Пророка ответствует: на кого воззрю, токмо на кроткаго, и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих ( Ис. 66:2 ). Душа верная вещает: Господи, кто обитает в жилище Твоем? или кто вселится во святую гору Твою? Ответствует Бог: ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем, иже не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя ( Пс. 14:1–3 ). Душа верная взывает: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей ( Пс. 50:12 ). Бог вещает: дам вам сердце новое, и дух новый дам вам: и отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце платяное ( Иез. 11:19 ). Душа верная: скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя ( Пс. 24:17 ). Бог: призва Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя ( Пс. 49:15 ). Верная душа: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем ( Лк. 23:42 ). Христос отвещает: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота ( Апок. 2:10 ). Верная душа: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от Мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего ( Пс. 37:22, 23 )! Христос отвещает: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Верная душа взывает: не отвержи мене от лица Твоего ( Пс. 50:12 ). Христос отвещает: грядущаго ко Мне не изжену вон ( Ин. 6:37 ). Верная душа: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый ( Пс. 142:2 ). Христос отвещает: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир. Веруяй в Онь не будет осужден ( Ин. 3:16, 17 ). Верная душа вещает: грех юности моея и неведения моего не помяни ( Пс. 24:7 ). Бог отвещает: беззаконник, аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд, и, правду и милость: жизнию поживет и не умрет: вся согрешения его, елика сотворил, не помянутся ( Иез.18:21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

10 847 Ради Давида, раба Твоего, не отвергни помазанника Твоего! 11 848 Клялся Господь Давиду истиною, и не отречется от нее: «Потомков твоих посажу на престоле твоем! 12 Если сохранят сыны твои завет Мой и откровения Мои, которым научу их, то сыновья их навеки воссядут на престоле твоем»! 13 849 Ибо Господь избрал Сион, благоволил соделать его жилищем Своим. 14 «Здесь мой покой навеки, здесь буду Я обитать, ибо Сион угоден Мне! 15 Трапезу Израиля благословлю благословением Моим, нищих его насыщу хлебом; 16 Священников его облеку ризой спасения, и праведники его радостью великой возрадуются. 17 850 Там возрастет слава Давида, там готовлю светильник помазаннику Моему. 18 Врагов его облеку стыдом, а он процветет, исполненный святости Моей!» Песнь восхождения, 132. 1 851 Как хорошо, как блаженно жить братьям всем вместе! 2 852 Будто миро на голове, стекающее на бороду, на бороду Ааронову, стекающее на край одежды его; 3 853 Будто роса Ермонская, сходящая на горы Сиона, ибо там обещал Господь даровать благословение и жизнь навеки. Песнь восхождения, 133. 1 854 Ныне благословляйте Господа, рабы Господни, стоящие в храме Господнем, во дворах дома Бога нашего! 2 В ночи воздевайте руки ваши ко святилищу и благословляйте Господа! 3 855 Благословит тебя с высот Сиона Господь, сотворивший небо и землю. Слава: 798 Псалмы 119–133 снабжены общим повторяющимся заголовком Песнь восхождения (церковносл. «Песнь степеней»), что позволяет видеть в них как бы особый сборник псалмов внутри Псалтири. Смысл термина «восхождение» не совсем ясен. Песни восхождения, возможно, пели паломники, три раза в год приходившие в Иерусалим на праздник; их могли петь «вавилонские пленники» евреи, возвращавшиеся с равнин Вавилона в родную гористую Иудею, и, наконец, их могли петь левиты, поднимаясь по ступеням храма (право предположить это дает число псалмов – 15). Святые отцы связывают название псалмов с возвращением пленников из Вавилона в Иерусалим. В пс. 119–126 свт. Афанасий Великий прочитывает намеки на определенные этапы этого возвращения: пс. 119 воспевался, по его мнению, еще в Вавилоне, при первом известии об освобождении, пс. 120 – в горах, по дороге из Вавилона, пс. 122 – людьми, которые утомлены долгим странствованием, пс. 124 – теми, кто видит родной город, пс. 125 -теми, кто успел войти в него, пс. 126 – теми, кто уже заложил основание нового храма. В последующих псалмах он находит пророчество о Церкви Христовой. Святитель Иоанн Златоуст также понимает восхождение как свидетельство о возвращении древних евреев из Вавилона и одновременно объясняет переносный смысл слова как указание на восхождение по ступеням добродетелей, которые ведут человека к Небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К VII в. тесная связь праздников Обновления и В. перестала ощущаться - возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение св. Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что не знает, почему в эти 2 дня (13 и 14 сент.) «Воскресение предшествует Кресту», т. е. почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует В., а не наоборот, и что причину этого могли знать более древние епископы (Ibid. Col. 3305). Впосл. именно В. стало основным праздником и получило широкое распространение на Востоке, особенно после победы имп. Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связано также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед В. (см. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме ). Праздник В. в иерусалимском богослужении IV-X вв. В сохранившемся в арм. переводе иерусалимском Лекционарии нач. V в. главным праздником остается Обновление. На 2-й день праздника (т. е. в день В.), 14 сент., все собираются в Мартириуме, и там св. Крест показывают всем собравшимся; повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс 64; 1 Тим 3. 14-16; аллилуиарий со стихом из Пс 147; Ин 10. 22-42), что и в 1-й день ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 360-363). В груз. переводе иерусалимского Лекционария V-VII вв. праздник Обновления 13 сент. продолжается 8 дней. 2-й день, 14 сент., уже имеет особое название - «день Воздвижения Креста». В этот день в 3-м часу (9 часов утра по совр. счету, т. е. после утрени) совершается чин воздвижения св. Креста и поклонения ему, после к-рого сразу следует Божественная литургия. На литургии Лекционарий указывает тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс 27; чтения (Притч 3. 18-23; Ис 65. 22-24; Прем 14. 1-7; Иез 9. 2-6; 1 Кор 1. 18-25; аллилуиарий со стихом из Пс 45; Ин 19. 16b - 37) (заимствованы из службы Великой пятницы); тропари на умовение рук и на перенесение Даров (эти моменты в чине иерусалимской литургии ап. Иакова сопровождались особыми песнопениями) - «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также указан прокимен на вечерне в день В. (из Пс 97). Праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия 1-го, 2-го и т. д. по Обновлении ( Кекелидзе. Канонарь. С. 130-132, 147-149; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. 1240-1246).

http://pravenc.ru/text/155081.html

Недопущение на суде защиты Иисуса Христа. Таков смысл предречения пророка Исаии: во смирении Его суд Его взятся ( Ис. 53:8 ). „Пророк сказал это, – по словам святителя Златоуста, – показывая несправедливость суда над Иисусом Христом, то есть, что на оном суде никто не явил себя защитником Праведника“ 132 . Поношение чаяше душа моя, и страсть, пророчески вопиял Давид: и ждах соскорбящаго,и не бе, и утешающих, и не обретох ( Пс. 68:21 )! Осуждение Иисуса Христа на смерть. Сказав о Христе: во смирении Его суд Его взятся..., пророк Исаия присовокупил: яко вземлется от земли живот Его, – ведеся на смерть ( Ис. 53:8 )! – Предан будет Сын человеческий, говорил Сам о Себе Иисус Христос, и осудят Его на смерть ( Мк. 10:33 )! 3) Поразительно такое обстоятельное предначертание в пророчествах суда над Спасителем, и такое подробное предуказание свойств и действий виновников беззаконного осуждения Его; но с не менее поразительной ясностью предъизображены были свойства и действия судимого Господа Иисуса Христа. Те и другие очевидно показывают, что, будучи осужден совершенно несправедливо, Он все претерпел, как предопределенный Богом Избавитель мира. Так например: Христос изображается в пророчествах, как благодетель, оклеветанный людьми неблагодарными, терпящий зло за добро... Воздающии Ми злая возблагая, зане гонях благостыню ( Пс. 37:21 ), – терпящий Бога ради: Боже израилев! Тебе ради потерпех поношение ( Пс. 68:7,8 )! Предречено и Его дивное молчание на суде, и дерзновенное глаголание истины. Молчание: и Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих ( Ис. 53:7 ). И наказание Господне отверзает ушы Мои: Аз же не противлюся, ни противоглалолю ( Ис. 50:5 ). Аз же яко глух не слышах, и яко нем, не отверзаяй уст своих, и не имый во устех своих обличения ( Пс. 37:14,15 ). И дерзновенное глаголание: Господь, Господь дает мне язык научения, егда подобает рещи слово. Кто пряйся со Мною? да сопротивостанет Мне купно: и кто судяйся со Мною? да приближится ко Мне ( Ис. 50:4,8 ). 133

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Ф. пожелал приравнять их по статусу к мученикам; однако его намерение встретило отпор со стороны ряда архиереев, указавших на 13-е прав. свт. Василия Великого , к-рое рекомендует участникам любых сражений, как осквернившим руки пролитием крови, 3 года воздерживаться от церковных таинств. Примечательно, что когда на созванном по указанию Н. Ф. Соборе выяснилось, что ряд священников и даже один епископ в прошлом участвовали в боях, их не только не лишили права священнодействовать, но и объявили «достойными наград» ( Scyl. Hist. P. 274-275; Правила ап., ВС, ПС с толк. Вып. 6: Правила святых отец с толкованиями. М., 1884. С. 211-213; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 4. Σ. 132-133). Стремление Н. Ф. лично влиять на политику Церкви выразилось в принятии Собором под давлением с его стороны томоса (по другим источникам, имп. закона) о недействительности епископских выборов и хиротоний, не утвержденных императором ( Scyl. Hist. P. 274; см.: Χριστοφιλοπολου. 1985). Эта мера, ставившая всю церковную иерархию под контроль гос. власти, вызвала резкое недовольство высшего духовенства во главе с патриархом Полиевктом. Постоянные военные кампании вынуждали Н. Ф. вести жесткую финансовую и налоговую политику. Одной из фискальных мер стало введение уменьшенной золотой монеты (т. н. тетартера), приравненной по стоимости к стандартной номисме ( Morris. 1988. P. 96-99). Др. важнейшей мерой Н. Ф. стал запрет на увеличение церковного землевладения: особым законом было запрещено дарение недвижимых имуществ мон-рям и др. церковным учреждениям; благотворители призывались либо напрямую раздавать деньги нищим, либо выделять средства на восстановление хозяйства обедневших обителей. Строительство новых мон-рей в пустынных и безлюдных районах, напротив, поощрялось (Les novelles des empereurs Macédoniens. 1994. P. 157-161, N 8; пер.: Васильевский. 1930. С. 323-326). Свою борьбу с ростом монастырских владений Н. Ф. объяснял заботой о сохранении в мон-рях истинной аскезы; как указывал император, это возможно только для тех насельников, к-рые свободны от суетных мирских попечений.

http://pravenc.ru/text/2565520.html

Если в отношении использования «песен восхождения» при храме в ученом мире достигнут определенный консенсус, то в отношении истории написания каждой из песней согласия во мнениях нет. Разнообразие жанров, поэтических стилей, структур и главных тем каждого из псалмов говорит о том, что тексты песен данного сборника могли быть написаны не одновременно. Например, псалом 131 можно назвать царским псалмом Сиона. Он значительно длиннее, не похож на остальные поэмы сборника и, как полагает Дж. Уиллис, написан до плена, во времена царствования потомков Давида в Иерусалиме . Исследуя Sitz im Leben (место в жизни) «песней восхождений», Уиллис делает вывод, что, в отличие от псалма 131, данных для определения исторической основы псалма 120 недостаточно, чтобы привязать его к какой-то эпохе. Вряд ли мы имеем дело с допленной молитвой царя против врагов . Вероятно, изначально текст составлялся как диалог отца с сыном о выходе из Вавилонского плена, но затем, по Уиллису, он был интерпретирован как песнь паломника, который покидает родной дом, чтобы совершить паломничество на Сион . В дошедшем до нас виде псалом 120 представляет собой храмовый гимн, адаптированный для исполнения за богослужением. И псалом 120, и другие «песни восхождений» — короткие, хорошо структурированные тексту, все индивидуальное в них отождествляется со всей совокупностью народа израильского. Это подчеркивается в выражениях типа «да скажет Израиль» (Пс. 123:1, 128:1), «мир на Израиля» (Пс. 124:5, 127:6), «да уповает Израиль на Господа» (Пс. 129:7, 130:3). Многие из гимнов этого ряда завершаются словами благословения или прославления Бога (Пс. 120, 123, 124, 127, 128, 129, 130, 132) — это свидетельствует в пользу того, что они исполнялись общиной или для общины, а не индивидуально. В силу того что участниками праздников по преимуществу были рядовые израильтяне, «песни восхождений» иначе называют «песнями паломников», а не песнями священников и левитов . Поскольку в «песнях восхождений» присутствуют арамеизмы (кроме Пс. 131), завершение редактирования псалмов данного сборника датируют периодом после Вавилонского плена . Видимо, их связывает не только общий заголовок — в псалмах присутствуют темы изгнания, возвращения и строительства стен Иерусалима. Можно предположить, что до комплектации khuru V Псалтири сборник «песней восхождений» существовал в качестве отдельного свитка. Следовательно, при анализе псалма 120 мы будем учитывать его предполагаемую взаимосвязь, по крайней мере на лексическом уровне, с остальными текстами сборника «песней восхождений».

http://bogoslov.ru/article/6177544

Исполнение вселенной – человек, потому что ради него, ради нашей пользы, обитают на земле и все другие животные. Это исполнение Бог основал тем, что дал ему естественный закон, служащий основанием всего человеческого благополучия, так что человек не подвергнется и несчастию, если сохранит неповрежден­ным свое основание. «Север и море Ты создал...; Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуют ся " ( Пс.88:13 ). Другие переводчики вместо моря говорят: юг, или: десницу, обозначая десни­цею юг, так как по географическому положению он находится направо от востока. Хорошо пророком указано вместе с севером и море, потому что в Божественном Писании этим выражением обычно обозначается запад. Так книга Чисел, сказав, что одни колена располагались к востоку от скинии, другие к югу, третьи к северу, обозначает указанным выражением тех, которые распола­гались от скинии к западу: «знамя стана Ефремова по ополчениям их к западу» ( Числ.2:18 ). В настоящем случае пророк сопоставляет за­пад с севером потому, что обе стороны отличаются темнотой и холодом, а также и потому, что хочет ниспровергнуть заблуждение тех, которые приписывают эти части творения злому творцу, нече­стиво и богохульно разделяя творение, и засвидетельствовать, что и эти части созданы одним и тем же Творцом. «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуют ся " ( Пс.88:13 ). 3. Почему иному пророк упомянул об этих только горах, как не потому, что на Фаворе, который находится рядом с Ермо­ном, совершилось преображение Христа? Поэтому и говорится, что оба они радуются о имени Его: первый – как удостоившийся воспри­нять такое таинство, второй – как получивший благословение от сво­его соседа. Вот почему пророк и в другом псалме высказывает Ермону благословение, говоря: «что роса Ермонская, сходящая на горы Сионские» ( Пс.132:3 ). «Твоя мышца сильна, да будет крепка рука Твоя и высока десница Твоя!» ( Пс.88:14 ). С какою силою? С силою креста, потому что «слово о кресте», как учит Павел, «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010