Вожделнны паче злата и камене честна многа, и слаждш паче меда и сота. 11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; 11 . Поэтому исполнение богооткровенного закона для понимающих его высокое значение есть и должно быть самым высшим благом и главною целью стремлений их земной жизни, вожделеннее, т. е. желательнее самого дорогого на земле предмета, золота и даже множества самого чистого золота, т. е. всех вообще сокровищ земных (ср. Пс.118:127 ), и составляет и должно составлять для их души самое высшее наслаждение, услаждающее больше всех сладостей земных ( Пс.118:108 ; ср. Притч.24:13–14 ), – слаще меда и капель сота, т. е. самого лучшего сорта меда, который сам собою найдет из сота. Русск. золота чистого=пер. халд. (такж. сл.-гр.-лат. в кн. Иов.28:17 ; Пл.4:2 и сл.-лат. П. Песн.5:11 ) и представляетъ буквально верный пер. евр. слова – ср. 3Цар.10:18 с 2Пар.9:17 . Слав. Камене честна, т. е. драгоценных камней, – перевод того же слова=гр.-лат., – сирск.-араб. и бл. Иер. Сл.-гр.-лат. – (=сирск.. арабск.) слово сота соответствует евр. точнее переведенным в русск. капель сота. Ибо рабъ твой хранитъ : внегда сохранити , много. 12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. 12 . Сказанное о высоком достоинстве и значении богооткровенного закона псалмопевец подтверждает своим собственным опытом. Речь обращена прямо к Господу, представляя, как бы клятвенное удостоверение полной и несомненной верности приводимого им свидетельства. «И вот я, верный раб твой (см. выше Пс.17:1 стр. 238), Господи, свидетельствую пред Тобою, что, соблюдая твои заповеди, я на себе испытываю их духовно-просвещающую силу (букв. с евр.: «и раб Твой просвещается ими»), охраняясь ими от заблуждений и нечестия (ср. ст. 9 б и 8 б ), и многочисленными опытами своей жизни вполне убедился, что в соблюдении их для верующих великая награда, не только в будущей жизни (ср. 15:11), но уже и здесь на земле в различных явлениях Твоей милости (ср. Втор.28:2 и сл.) и внутреннем ощущении мира и радости духовной (ст. 9 а и 11 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Итак, если настоятель отдаст тебя под начало брату, не подумай сказать в уме: «Я – сын важных и знатных родителей, а он – сын незнатных и нищих или, быть может, и из рабского состояния. Как же могу подчиниться ему? Обидно мне, если сделаю это». Не рассуждай так, возлюбленный, ибо не разумно так рассуждать. Кто так рассуждает, тот не совлекся еще «ветхаго человека тлеющаго в похотех прелестных» ( Еф.4:22 ). А мы, возлюбленные, как самим Богом отданные в рабство единодушным с нами братьям, будем терпеливы, чтобы сподобиться нам свободы праведных, представляя в уме Владыку всяческих, Который нас «ради обнища богат сый, да» мы «нищетою Его» обогатимся ( 2Кор.8:9 ). Подклони, возлюбленный, выю под иго Его, чтобы обрести упокоение душе своей, потому что написано: «Нечист пред Богом всяк высокосердый» ( Притч.16:5 ). Господу слава во веки веков! Аминь. Поучение 7. К новоначальным Не будь ленив и к рукоделию. Часто помысел внушает тебе, говоря так: «Не выучишься рукоделию, потому что ты худосилен и не вникателен, не в состоянии вынести до конца трудность этой работы. Вот и члены твои начали страдать от изнеможения, потому что не привык ты трудиться. Лучше оставь обитель и иди, откуда пришел. И там, говорят, спасешься, если захочешь бояться Бога». Но ты, как верный, не ослабевай от таких посылов. Потерпи Господа, призвавшего тебя в Свое Царство и радость. Ибо Он сказал: аминь, «аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду... и прейдет: и ничтоже не возможно будет вам» ( Мф.17:20 ). И мы, возлюбленные, будем терпеть, потому что возложили упование не на человека, который не может спасти, но на Бога, спасающего надеющихся на Него, как написано: «Надеющийся на Господа, яко гора Сион» ( Пс.124:1 ). И Дух Святой ублажает уповающих на Господа, говоря: «Господи, Боже Сил, блажен человек уповаяй на Тя» ( Пс.83:13 ). Итак, терпи, возлюбленный Господом. Не терпел ли бы ты утомления, если бы стал учиться грамоте? Не терпел ли бы изнурения, если бы стал учиться мирскому искусству? Не тем ли паче обязаны мы терпеть все ради Господа? Ибо написано: «труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет» ( Пс.127:2 ). И апостол заповедует, говоря: «своима рукама» делайте «благое», чтобы не только самим вам питаться своей работой, но и имеющему нужду подавать от трудов своих ( Еф.4:28 ). Потому да будет общим нашим старанием избавиться от грехов своих, ибо избавимся, если захотим, потому что Сам Господь сказал: «просите, и дастся вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» ( Мф.7:7–8 ); и Сам даровал миру неоскудевающее сокровище покаяния. Ему слава во веки! Аминь. Поучение 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

124) Будем внимать себе со страхом Божиим, и если благоутробный Бог, по человеколюбию Своему, облегчит нам брань, то и тогда не будем нерадивы: ибо многие, получив облегчение, вознерадели о себе, и пали стремглав. Но мы, получив облегчение, будем благодарить Бога (воспоминая), от чего Он избавил нас, и пребудем в молитве, чтобы не впасть снова ни в те же самые страсти, ни в другие. Так если кто съест что-нибудь, и заболит у него желудок, или селезенка, или печень, и при усердии и знании врача он исцелится; то уже не предается нерадению о себе вспоминая бывшую опасность, чтобы не придти еще в худшее положение, как и Господь сказал исцеленному им: «се здрав еси ктому не согрешай, да не горше ти, что будет» (Ин.5, 14). Хорошие воины и во время мира постоянно учатся искусству вести брань; ибо время брани не допускает с удобством учиться тому, что необходимо для брани; сказано: «уготовихся, и не смутихся» (Пс. 118, 60). Не может человек оставаться без попечения и брани до последнего издыхания, чтобы иначе ему не повергнуться долу, как уловленному пронырливым врагом, «котораго да упразднит от нас Господ духом уст своих» (2Сол.2,8). Помни, что сказал старец: если человек создаст новое небо и новую землю, то и тогда не может он быть без попечения 125) Апостол Павел, уразумев силу терпения, писал следующее: «терпения имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетования» (Евр. 10, 36). Желающий вместе со Христом взойти на крест должен быть общником страданий Его 126) О забвении: достигнувший того, что «забываетъ снести хлеб свой от гласа воздыхания своего» (Пс. 101, 6), не побеждается вражеским забвением 127) Если не будешь унывать от труда, приобретешь смирение, а когда приобретешь смирение, то получишь и прощение грехов; ибо сказано: «виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя» (Пс.24, 28). Когда смиришься, получишь благодать, и благодать поможет тебе. С надеждою внимай делу Божию и Бог устроит твое дело без твоего ведома 128) Когда не можешь вопросить старца, то надо трижды помолиться о всяком деле; и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, так и поступить; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

1052 Этого мнения держится и наш толкователь Преосвященный Ириней Псковский и Х. Орда в Рук. к послед. чт. учит. кн. В.З. Тому же мнению следует и большинство лучших иностранных толкователей: Calmet, Toluck, Hengstenberg, Mover, Hilvernick, Delitzch, Keil, Ehrt, Moll и друг. 1053 Поэтому некоторые даже из защитников Маккавейских псалмов, при сличении различных оснований за и против происхождения 82-го Пс. – из времени Иосафата и из времени Маккавеев, отдают преимущество первому мнению. Так de Jong; сличая оба приведенные мнения, говорит: «Haec, т.е. мнение о Маккавейском происхождении псалма, difficultatibus libera non est, illa, мнение о происхождении из времени Иосафата, earum quidem expers, sed bostium inopia laborat. Itaque donec meliora edoctus sim, hostes malo absentes, quam praesentia sua mihi molestos (Ad h Ps p. 44). 1054 по исправленному чтению, применительно к 70-ти: κ τν Μιναων вм. испорченного нынешнего евр. (слав. от Аммонитян). См. примеч. Гуляева на это место в его Ист. кн. Свящ. Писания и Д. Хвольсона в Христ. Чт. 1870 г. 2 стр. 277. 2Пар.20 1057 В 1Пар.4:39–41 местопребыванием Маовитов ( k " tib. вм. Furst, Herb, Handwort, 70:Μιναοι) называется пастбищная страна на востоке долины, т.е. точнее на юго-восточном продолжении долины, в которой лежит Мертвое море, или тоже что на востоке от гор Сеирских, как Хвольсон в вышеприведен примечании, что подтверждается и контекстом приведенного места, так как в следующем же 42 ст. говорится о горе Сеир.Ср. также Robins, 3 S 127. 1059 Стали мышцей ( ) для сынов Лотовых – тоже что оказывали содействие, помощь. См. Gesenii thes p. 433 b. 1062 Пс.82:5 и 13 ср. 2Пар.20:11, 25 . Чрезвычайное богатство полученной Иосафатом добычи (ст. 25) показывает, что неприятели пришли со всем своим имуществом, как это обыкновенно бывает во время переселения народов, чтобы, поразивши Иудеев, прямо занять их страну. И сам Иосафат в молитве своей к Богу высказывает, что неприятели «пришли выгнать их из наследственного владения» (ст. 11). См. на это место Паралип. O v Gerlach Bd 2 S 551 и Keil S 246, также Toluck на Пс. 83

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Этот псалом отражает и первый восторг, описанный в книге Ездры (гл. 1 – 6), и спад энтузиазма, вызванный тягостными жизненными обстоятельствами. В жизни всегда так: мы думаем об исходе, о возвращении из вавилонского плена или даже об искупительной жертве Христа, знаем, что искупление совершилось, – но все еще нуждаемся в нем! Кажется, что радость осталась где–то далеко в прошлом, а нынешняя ситуация полна разочарований и слез. Если бы Господь и сейчас действовал так же решительно и окончательно завершил бы все, как тогда! И вот мы молимся о ниспослании воды в иссохшую южную пустыню (потоки на полдень, 4), которая наполнила бы пересохшие русла потоков, превратив бесплодную землю в цветущий сад! Но вот провидение Божье, Его могущественные свершения (1–3) выражены уже в метафорах сева и жатвы (5–6). Мы будем пожинать с радостью (5), но только после того, как в упорном труде посеем и вырастим урожай. Только тогда мы найдем свое место в совершенной гармонии замысла Божьего (ср.: Флп. 1:9–11 ; Иак. 5:7, 8 ; Отк. 14:14–16 ). Псалом 126. Покой в радости и печали О чем же говорилось в Пс. 125 ? Вначале были радость и веселье, а ныне – только слезы! В Пс. 126 явственно звучат три темы, связанные с человеческой деятельностью и вызывающие постоянную озабоченность: дом, город (1) и семья (3–5). Идея псалма выражена четко: без Господа мы не в силах сделать ничего. Ст. 1–2, казалось бы, говорят: оставь все свои проблемы, возложи их на Господа и наслаждайся спокойной жизнью. Но в Библии покою противостоит не труд, но отсутствие покоя, беспокойство, и в ст. 3–5 эта мысль разъясняется. Господь назначил человеку рождать подобных себе, вместе с тем Библия подчеркивает, что способность к деторождению находится в воле Божьей ( Быт. 29:31 , «отверз утробу»; «не дал… плода чрева», Быт. 30:2 ). Дети – не наша заслуга, но дар Божий (3). Так и со строительством дома и охраной города (1–2). В своей жизни мы должны сочетать полноту радостей и исполнение долга – и во всем мы должны безмятежно полагаться на Господа, Подателя всех благ. В дни благоденствия и в тяжких буднях – всегда надо сохранять мирное состояние духа (ст. 2г). Псалом 127. Благословение Господне всем боящимся Его

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Стих: Воззвали праведные –/и Господь услышал их. Пс 33:18а Преподобные отцы!/Вы стали цветами духовными Российской земли,/похвалою нашей и утверждением,/и для всех тихим пристанищем,/ибо вами земля наша хвалится,/стяжав вас, как неистощимое сокровище./И ныне, хотя телесный ваш язык умолк,/однако чудеса свидетельствуют о прославившем вас Господе./Ему молитесь, да дарует душам нашим великую милость! Стих: Блаженны все боящиеся Господа,/ходящие по путям Его. Пс 127:1 Глас евангельский услышав/и апостольской ревностью разгоревшись,/к научению неверных язычников вы устремились,/богоблаженные и равноапостольные/Кукша, Леонтий, Стефан и Гурий,/и изумления достойный Иннокентий,/великой Сибирской страны апостол,/и просвещения за морем находящихся/новых стран первоначальник!/Потому со всеми прочими,/в благовестии Христовом потрудившимися/ мы вас достойно восхваляем. Евангельская утренняя стихира, глас 2 Слава: Бывшим с Марией женам, пришедшим с благовониями/и недоумевавшим,/как им достичь желаемого,/явился камень отодвинутый/и юноша Божественный, успокаивающий смятение их душ;/«Восстал ведь, говорил он, Иисус Господь;/потому возвестите провозвестникам, Его ученикам,/чтобы они спешили в Галилею/и увидели Его, воскресшего из мертвых,/как жизни Подателя и Господа». И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое. Затем тропарь воскресный: В сей день совершилось спасение мipa: ектении и отпуст.   НА ЛИТУРГИИ Блаженны воскресные 1-го гласа на 6 Во Царствии Твоём помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5:3–5 Чрез пищу вывел враг/из рая Адама;/но Христос чрез Крест/ввел в него разбойника,/восклицавшего: «Помяни меня, когда придешь/во Царствии Твоём!» Стих: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Мф 5:6 Поклоняюсь Твоим страданиям/славословлю и воскресение;/ вместе с Адамом и разбойником/громким голосом взываю Тебе:/«Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствии Твоём!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

124) Будем внимать себе со страхом Божиим, и если благоутробный Бог, по человеколюбию Своему, облегчит нам брань, то и тогда не будем нерадивы: ибо многие, получив облегчение, вознерадели о себе, и пали стремглав. Но мы, получив облегчение, будем благодарить Бога (воспоминая), от чего Он избавил нас, и пребудем в молитве, чтобы не впасть снова ни в те же самые страсти, ни в другие. Так если кто съест что-нибудь, и заболит у него желудок, или селезенка, или печень, и при усердии и знании врача он исцелится; то уже не предается нерадению о себе вспоминая бывшую опасность, чтобы не придти еще в худшее положение, как и Господь сказал исцеленному им: «се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Ин. 5:14 ). Хорошие воины и во время мира постоянно учатся искусству вести брань; ибо время брани не допускает с удобством учиться тому, что необходимо для брани; сказано: «Уготовихся и не смутихся» ( Пс. 118:60 ). Не может человек оставаться без попечения и брани до последнего издыхания, чтобы иначе ему не повергнуться долу, как уловленному пронырливым врагом, котораго да упразднит от нас Господ «Духом уст своих» ( 2Сол. 2:8 ). Помни, что сказал старец: если человек создаст новое небо и новую землю, то и тогда не может он быть без попечения. 125) Апостол Павел, уразумев силу терпения, писал следующее: «Терпения... имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетования» ( Евр. 10:36 ). Желающий вместе со Христом взойти на крест должен быть общником страданий Его. 126) О забвении: достигнувший того, что забывает снести хлеб свой от гласа воздыхания своего ( Пс. 101:5, 6 ), не побеждается вражеским забвением. 127) Если не будешь унывать от труда, приобретешь смирение, а когда приобретешь смирение, то получишь и прощение грехов; ибо сказано: «Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» ( Пс. 24:18 ). Когда смиришься, получишь благодать, и благодать поможет тебе. С надеждою внимай делу Божию и Бог устроит твое дело без твоего ведома. 128) Когда не можешь вопросить старца, то надо трижды помолиться о всяком деле; и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, так и поступить; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Возвестите нам сие и прочее все, и порадуйте нас. – Мы надеемся на вас, но и боимся; и с беспокойством иной раз помышляем, не бесчинничает ли кто у вас там? Не ропщет ли? Не плотоугодничает ли? Не вдается ли в продерзость? Не сдружаются ли иные с диаволом, то же замышляя, что и собравшееся вкупе на Господа и Христа Его, говоря: расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их. Но Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет их (Пс. 2). Ибо я поставлен над вами по свободному вашему согласию, и вы сами самоохотно отдали себя мне в послушание. Почему и говорю к вам так, возвещая вам повеление Господне. 2) Потрудились вы, и еще трудитесь, боролись, и еще боритесь, терпя Господа в подвижничестве вашем, в послушности вашей, в отсечении волей ваших, в подавлении пожеланий ваших. Не губите же содеянного вами прежде. Но как сеяли и сеете в слезах, воздыханиях и всяких лишениях, так да пожнете в радовании тогда, когда Судия всех будет воздавать каждому по делам его. Слыши небо и внуши земле, яко Господь возглагола. – О, да не будет, братие, для нас с вами таково слово сие: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Позна вол стяжавшаго его и осел ясли Господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша! (Ис. 1, 2, 3). Но таково да будет оно: сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея, – духовно понимаемое. Се тако благословится человек, бояйся Господа (Пс. 127, 4, 5). – Слушайте же, прошу вас. Тожде мудрствуйте, в томже согласуйтесь все, последуя путеводству вашего Игумена. Живите, как каждодневно умирающие; из-за пищи и пития не мятитесь, не преогорчайтесь и не ропщите. Что говорит Апостол? – Аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего (1 Кор. 8, 13). Не будьте же вы сынами противления, ни сынами блуда, ни чадами гнева и греха, прогневляя Бога срамными делами. – Горе сердца ваши! Горе око ума вашего! – Бог отмщений Господь! (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  516. Соден Г. фон. Палестина и ее история. Пер. с нем. СПб., 1910, с. VII + 140 (автор — протестанток, богослов). 517. Соколов В. Обрезание у евреев. Казань, 1892, с. 509 + XII. 518. Соловейчик М. (ред.). Очерки по еврейской истории и культуре. Историческая хрестоматия, т. 1. Библейский период. СПб., 1912, с. 236. 519. Стеллецкий К. Брак у древних евреев. Киев, 1892, с. II + 392. 520. Струве В. Ефрем и Манасей. — «Еврейская мысль», 1922, с. 130-147 (автор — востоковед-марксист). 521. Его же. Подлинная причина разрушения иудейского храма на Элефантине. — ВДИ, 1938, с. 99-119. 522. Его же. Борьба с рабством-должничеством в Вавилоне и Палестине.— «Палестинский сборник», 1958, с. 3-28. 523. Тадмор X. История еврейского народа, т. 1. Пер. с иврита. Тель-Авив, 1967. 524. Терновский С. О значении имени «Иерусалим». — ПС, 1907. 525. Его же. Праздник кущей у евреев.– ПС, 1890, с. 334-360. 526. Его же. Различные названия Иерусалима в Библии.– ПС, 1912, с. 660-527. Титов Г.. свящ. История священства и левитства в Ветхозаветной Церкви. Тифлис, 1878, с. 218+ II. 528. Троицкий И. Психологические и исторические условия сохранения священного предания у древних евреев. — ХЧ, 1885, с. 360-379. 529. Его же. Применение сравнительного метода в истории Ветхого Завета. — ХЧ, 1885, с. 705-712. 530. Тюменев А. Евреи в древности и в средние века. Пг., 1922, с. 382. 531. Фентон Дж. Древнейшая жизнь евреев. Пер. с англ. М., 1884, с. 77. 532. Филарет (Дроздов), митроп. Начертание библейской истории. М., 1839. 533. Ф. Р. Библейская хронология.– ЧОЛДП, 1874, 3, 5, 7. 534. Франк–Каменецкий И. Вода и огонь в библейской поэзии. — «Яфетический сборник», т. III, 1925, с. 127-164. 535. Его же. Растительность и земледелие в поэтических образах Библии и в гомеровских сравнениях.— «Язык и литература». Л., 1929, в. IV, с. 123-170. 536. Фрузер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. Пер. с англ. М., 1931, с. 437 (автор — этнограф и религиовед). 537. Херасков А. Обозрение исторических книг Ветхого Завета. СПб., 1885, с. 442 + II (семинарский курс).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

94 По-видимому, сообразно с предыдущими выражениями, объяснение Вайхингера и др. правильно; но оно противоречит последую­щей речи Иова, где говорится о телесном, чувственном видении. 97 Кроме указанных в своем месте общих источников, при ана­лизе псалмов имелись след. сочинения: Hupfeld. Die Psalmen. 1867. Hengstenberg. Commentar ьвег die Psalmen. 1845–51. Klцsmermann. Hufersuchungen zur Alttestamentlichen Theologie. 1868. 100 Как согласить это выражение с мнением Вольтера, Валя и проч. о чувственности ветхозаветного Израиля? А ведь псалмопев­цы воспитывались на идеях Пятикнижия. вместо мазоретского . В русской литературе рассуждение об этом см. Каменский. Мессия в Псалтири. 159 стр. De-Rossi. Variae lectiones. Vol. IV. pp. 9–10. 105 Халдейский парафраст поясняет: homo peccator in honore non comparabitur cum justis, assimilatus in bestiis, aequiparatur ni-hilo. Walt. Polygl. 106 Нельзя ли вместе с Мандельштамом и Пумнянским (Русский пер. Псалмов) понимать шеол в смысле «могила»? Загробная жизнь, предполагаемая Псалмопевцем после схождения в шеол, опровер­гает такое понимание. Там будут заключены грешники, как в из­городи овцы; над ними будут господствовать праведники. Как воз­можно господство над обитателями могилы? 108 В согласии с масоретами, кажется, нужно читать (keri) – защита, убежище, надежда ( Пс. 17:3; 30:4, 7 ), так как слово (ke-mib) ни разу в Библии не встречается с соответствующим контек-сту речи значением. Указываемое Кирхером (Concord. Hebr. Т. И, р. 1274) употребление слова в значении βοηθεα в Пс. 88:42 мы не нашли, даже слова в этом стихе нет. 109 Что значит выражение ? В древних переводах, а вслед за ними и в нашем русском переводе слово принимается за одно слово в значении «жилище». Но такого слова в еврейском языке нет. Есть слово – жилище ( 3Цар. 8:13 ; 2Пар. 6:2 ; Ис. 63:15 ). Поэтому слово считается сложным: «из жилища». К чему относится слово – «ему»? Беттхер относит к слову , понимая его в значении «идол» ( Ис. 45:5 ). Смерть рассеет их (богачей) идола в аду – его главном жилище (De inferis. p. 191). Клостерман – «к шеолу». Богачи попадут в шеол, жилище коего думали уничтожить и растереть (Untersuchungen zur Alttest. Theol. S. 127). Естественнее всего относить к грешнику, но в этом стихе о них говорится во множественном числе (богачи). Остается, по контексту речи, отнести к , только понимая его в общеупотребительном значении (сила, надежда), и перевести все выражение так: «шеол – из жилищ силы и надежды богачей. Сила и надежда богачей погибнет, из своего настоящего жилища (12 ст.) она перейдет вместе с богачами в шеол». Такое объяснение может подтверждать значение предлога – «после» ( Пс. 72:20 ; Ос. 6:2 ; Суд. 11:4 ), т. е. после жилища ее ожидает шеол.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010