Помыслы и брань с ними Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде Божием обвинить человека (1, ч. 1, с. 123). Господь тебя избавит от всех недолжных помыслов, только смиряйся (1, ч. 2, с. 75). Когда найдет день, что будто хорошо живешь – весело и покойно, а вдруг сделается беспокойство, и помыслы будут тебя смущать, тогда скажи себе: «Что ж ты теперь смущаешься? А помнишь, когда была покойна» (3, с. 215). Против помыслов немощных молись Господу: От тайных моих очисти меня ( Пс.18, 13 ) и прочее и будешь получать облегчение... (2, ч. 2, с. 61). ...Пишешь... что тебе приходило сильное желание умереть и не боялась смерти – все это обольщение вражие (2, ч. 3, с. 9–10). Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: «Да воскреснет Бог» и поклон. «Богородице Дево» три раза, и за каждым разом поклон. «Достойно есть» и поклон (2, ч. 2, с. 98). ...Вся эта противоречащая путаница есть действие врага, который борет и десными, и шуиими, то тоской и страхом, то высокоумием и самонадеянностью, а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: «Благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик». Тебе сильно казалось, что действительно пришла в меру совершенства, а сама пишешь, что голова пустая, душа, как разграбленная храмина, что с трудом привыкаешь к устной молитве, а четочного правила ни разу не выполнила, потому что как только за него берешься, начинает тебя сильно ломать. Откуда же взялось твое совершенство? Видим, что тут явное противоречие, которое прежде всего врачуется искренним покаянием и чистосердечным исповеданием (2, ч. 3, с. 3–4). Вперед будь осторожна и осмотрительна при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных. Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овчих кожах, говорит Варсануфий Великий (2, ч. 3, с. 125). Особенно не тревожься хульными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение, за настоящее или прошедшее, нисколько не беспокоясь тем, что слышим неизреченные хулы вражии. А благовременно иногда произноси против оных слова святого Иоанна Лествичника : «Иди за мною, сатана! Господу Богу моему поклонюсь и Тому Единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веке» (2, ч. 3, с. 11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Беседа 33 на псалом 123 88 Пс.123:1 .  Песнь степеней. Если бы не было Господа с нами, да скажет Израиль. Псалмопевец внушает Израиль­тянам, возвратившимся из плена, приписывать свое спасение Господу. – Для чего им дана была безопасность не вдруг, а мало-помалу? «Живыми они поглотили бы нас» ( Пс.123:3 ). – Как человек может усмирять свои страсти? – На кого можно гневаться? – Сравнение сильного гнева врагов с потоком и значение этого. – «Благословен Господь, не предавший нас в добычу зубам их!.. Помощь наша в имени Господа» ( Пс.123:6, 8 ). 1. Часто я говорил, и теперь скажу, и не перестану гово­рить: велик плод плена и может приводить внимательных к любомудрию. В самом деле, посмотри, что говорят теперь после плена те, которые прибегали к идолам, отвращались от Бога и предавались нечестию, как они приписывают свое спасение Богу? И пророк, как превосходный хороначальник, заповедует им непрестанно говорить это. Сказав наперед сам, он внушает и им, как учитель ученикам, говорит: «если бы не было Господа с нами, когда восстали люди на нас, то живыми они поглотили бы нас» ( Пс.123:2–3 ). Они были безоружны, наги, пленники, рабы, только что освобо­дились от бедствий, имели город без стен, или даже вовсе не имели города, и по возвращении были для всех готовою добычею; но вместо стены и крепости был у них Бог. То же и мы ныне будем говорить: «если бы не было Господа с нами..., то живыми они поглотили бы нас». Действительно, чего не сде­лал бы враг наш диавол, «если бы не было Господа с нами»? Послушай, что Христос говорит Симону: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк.22:31, 32 ). Этот злой и ненасытный зверь, если бы не был непрестанно обуздываем, ниспроверг бы и расстроил все. Если он, полу­чив некоторую малую власть над блаженным Иовом, разру­шил дом его до основания, исказил его тело, произвел такие прискорбные события, истребил его имение, умертвил его де­тей, наполнил плоть его червями, вооружил жену, сделал друзей врагами, внушил рабам так оскорблять его, то, не будучи обуздываем различным образом, не погубил ли бы он всех? Потому и говорит пророк: «если бы не было Господа с нами». Они были весьма малочисленны и бедны, и многие нападали на них по возвращении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 57 на псалом 147 123 Пс.147:1 .  Аллилуия. Аггея и Захарии. Вос хвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сион! Побуждение жителей Иерусалима к благодарности Господу за дарованную безопасность, – умножение населения и мир с соседями... – «И лучшею пшеницею насыщает тебя» ( Пс.147:3 ). – Промыслительная деятельность Господа простирается на всю вселенную, в которой быстро исполняются Его повеления, как это показы­вают различные воздушные явления. – Цель, с какою указывает псалмопевец на проявление божественного всемогущества в этих явлениях природы. – «Возвещает слово Свое Иакову» ( Пс.147:8 ). – Но если Господь не открыл воли Своей прочим народам, то почему Он называет их? – А если они знали, что должно делать, то почему сказано: «не сделал Он сего ни одному (еще) народу» ( Пс.147:9 )? – Объяснение псалма в переносном смысле – о вышнем Иерусалиме и христианской Церкви, ее распространение и произведенной христианством перемене в жизни человечества. 1. Не к городу пророк обращает речь, а к жителям его. Как поступает он во всей книге, так поступает и здесь. Он часто увещевает и советует благодарить Бога за благодеяния и надеяться не на здание и не на крепость стен, а на Его промышление. Положив это в основание, он продолжает: «ибо Он укрепил запоры ворот твоих, благословил сынов твоих (жить) в тебе» ( Пс.147:2 ). Что значит: «укрепил запоры»? Поставил, говорит, тебя в безопасности, сделал непобедимым. «Благословил сынов твоих», т.е. весьма умножил их. Это – один вид благодеяния; а другой выражен словом: «в тебе». Смысл слов его сле­дующий: Он умножил их не в рассеянии, не в разделении, но собрав их «в тебе». Далее показывает еще другой вид промышления и говорит: «утверждает в пределах твоих мир и лучшею пшеницею насыщает тебя» ( Пс.147:3 ). Можно быть и безопасным и многочисленным, и вместе с тем вести войну. Но здесь он таким выражением показы­вает, что они были свободны и от этой опасности, что не только город был свободен от нападения, но и самые отда­ленные пределы их. Видишь ли, сколько исчисляет он бла­годеяний? Первое и важнейшее из всех выражено словами: «Бога твоего». Этими словами он выразил следующее: Он при­близил тебя к Себе, сделал тебя Своим наследником и, будучи общим Владыкою всех, стал твоим по преимуществу; это – первое и главное из всех благ. Второе благодеяние со­стоит в том, что Он поставил город в безопасности. Третье – в том, что Он умножил их. Четвертое – в том, что Он избавил от войн и смятений не один только город, но и весь народ, и притом не однажды, не дважды, и не трижды делал это, но делает постоянно, так как не ска­зал: утверждающий, но: «утверждает». Если же и случались войны, то не потому, чтобы Бог оставлял их, но потому, что они сами отступали от Него; а Его постоянным делом было – ограж­дать, доставлять безопасность, избавлять от всякого смятения и войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУША [греч. ψυχ], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм , Антропология ), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других - образ Божий заключен во всем человеке, т. е. в его Д. и теле) и возможность богоподобия, к-рые получает как дар Божий вместе с бытием; Д. человека бессмертна (некоторые древнецерковные писатели полагали, что Д. смертна; см. статьи: Бессмертие , Воскресение мертвых ). Ветхий Завет Синодальный перевод использует слово «Д.» для передачи древнеевр.  . Множество контекстуальных значений, в к-рых   используется в корпусе древнеевр. текстов, соответствует неск. основным: 1) горло, шея; 2) дыхание; 3) желание; 4) Д. как субъект желаний и эмоциональных состояний; 5) жизнь, жизненная сила; 6) человек, живое существо. Кроме того, слово   в нек-рых контекстах может принимать значения различных местоимений. 1. Горло, шея. Древнеевр. слово   так же как и соответствующие ему термины в др. семит. языках, может употребляться для обозначения горла или шеи (ср.: аккад.   угарит.   араб.  ), что отчасти отражено и в синодальном переводе. Так, напр., в Книге прор. Исаии говорится, что «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (   - Ис 5. 14). Тот же образ встречается и в Книге прор. Аввакума, где, по-видимому, слово   употреблено в том же значении: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою (  ), как ад» (Авв 2. 5). На основании этого значения могут быть поняты также слова о воде, достигающей «до души»: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (  ) [моей]» (Пс 68. 2 (МТ 69. 1); ср.: 123(124). 4-5), «Объяли меня воды до души (  ) моей...» (Иона 2. 6), о мече, угрожающем ей: «...о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души (  )?» (Иер 4. 10), или сопоставления Д. с разными частями тела: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» (Пс 104(105). 18; ср.: Пс 102(103). 1); «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6. 7; ср.: Притч 3. 22; 1 Цар 2. 33). Кроме того, в этом смысле Д. может «насыщаться» (Ис 58. 11; Втор 23. 24(25); Притч 6. 30 - букв.- наполняться), быть «тощей» (Ис 29. 8 - букв.- пустой), ей может «опротиветь пища» (Числ 21. 5; ср.: Пс 77(78). 18).

http://pravenc.ru/text/180712.html

1. Новое, поистине, и величайшее зрелище благочестие представляет лик трех отроков, выдержавший в Вавилоне прекрасное состязание и чудом мученичества поразивший всю вселенную. Слава святых не ограничивается местом и память о праведных не исчерпывается временем, но «в память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ). Поэтому и в том случае, когда мученичество совершено в древнейшее время, подвиг терпения воспевается во все века. Память истории сохраняет для нас события, чтение делает известными дела, а слово как на картине изображает и беззаконие тирана, и исповедание святых, и печь, пылающую огнем, но не попаляющую вопреки велению мучителя, и неугасимую угрозой огня веру мучеников. Впрочем, что препятствует нам изложить подвиги поистине боголюбезных и преблаженных отроков по порядку с начала? Навуходоносор царь, или вернее тиран (таково должно быть настоящее имя этого гонителя), хотя и был обладателем Вавилона, но по душе был варвар, а по нраву неукротим. Опьяненный великим богатством, неправдой и нечестием, он дошел до забвения своей природы и, не считая себя человеком, требовал, чтобы ему поклонялись как Богу. Развитие в нем этой чрезмерной гордости было обусловлено, с одной стороны, свойственным ему безумием, а с другой – долготерпением Божиим, потому что Бог терпит нечестивых, попуская их нечестию для упражнения благочестивых. Сделал беззаконник золотое изображение, то есть золотую статую, и созданных по образу Божию принуждал поклоняться образу, который он сделал. Великое честолюбие побудило его дать своему истукану высоту шестьдесят локтей, а ширину шесть; вместе с тем он позаботился о соразмерности частей и изяществе произведения, чтобы не только размерами, но и красотой истукана обеспечить победу лжи, восставшей против истины. Итак, искусство сделало свое дело, золото блестело, вестник трубил, мучитель угрожал, печь пылала, а так называемые мусикийские органы возбуждали безумных к безбожию; вообще вся обстановка этого зрелища была направлена к тому, чтобы совершенно подавить ум зрителей. Однако, не смотря на все, нечестивое повеление не могло превозмочь над святыми. Но когда сильный поток обмана, подобно великой буре, всех увлек в пучину идолослужения, эти три прекрасные отрока, непоколебимо утвердивши себя в благочестии как бы на какой скале, устояли среди потока неправды. Они с полным правом могли говорить: «если бы не было Господа с нами, когда восстали люди на нас, то живых они поглотили бы нас, когда рассвирепела ярость их на нас, то вода потопила бы нас: но поток перешла душа наша, душа наша перешла чрез стремительную воду» ( Пс.123:2–5 ) . Они не были потоплены потоком, не были унесены водою, но мужественно подвизались в благочестии и, как бы взлетев на крыльях веры, спаслись по приточнику: «как серна из руки и как птица из руки птицелова» ( Притч.6:5 .) Сети диавола были раскинуты на весь род человеческий, но отроки могли сказать о них вместе с псалмопевцем: «падут в сеть свою грешники» ( Пс.140:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   1. Новое, поистине, и величайшее зрелище благочестие пред­ставляет лик трех отроков, выдержавший в Вавилоне пре­красное состязание и чудом мученичества поразивший всю все­ленную. Слава святых не ограничивается местом и память о праведных не исчерпывается временем, но «в память вечную будет праведник» (Пс.111:6). Поэтому и в том случае, когда мученичество совершено в древнейшее время, подвиг терпе­ния воспевается во все века. Память истории сохраняет для нас события, чтение делает известными дела, а слово как на картине изображает и беззаконие тирана, и исповедание свя­тых, и печь, пылающую огнем, но не попаляющую вопреки ве­лению мучителя, и неугасимую угрозой огня веру мучеников. Впрочем, что препятствует нам изложить подвиги поистине боголюбезных и преблаженных отроков по порядку с начала? Навуходоносор царь, или вернее тиран (таково должно быть настоящее имя этого гонителя), хотя и был обладателем Ва­вилона, но по душе был варвар, а по нраву неукротим. Опьяненный великим богатством, неправдой и нечестием, он дошел до забвения своей природы и, не считая себя человеком, требовал, чтобы ему поклонялись как Богу. Развитие в нем этой чрезмерной гордости было обусловлено, с одной стороны, свойственным ему безумием, а с другой — долготерпением Божиим, потому что Бог терпит нечестивых, попуская их нечестию для упражнения благочестивых. Сделал беззаконник золотое изображение, то есть золотую статую, и созданных по образу Божию принуждал поклоняться образу, который он сде­лал. Великое честолюбие побудило его дать своему истукану высоту шестьдесят локтей, а ширину шесть; вместе с тем он позаботился о соразмерности частей и изяществе произве­дения, чтобы не только размерами, но и красотой истукана обес­печить победу лжи, восставшей против истины. Итак, искус­ство сделало свое дело, золото блестело, вестник трубил, мучитель угрожал, печь пылала, а так называемые мусикий­ские органы возбуждали безумных к безбожию; вообще вся обстановка этого зрелища была направлена к тому, чтобы со­вершенно подавить ум зрителей. Однако, не смотря на все, нечестивое повеление не могло превозмочь над святыми. Но когда сильный поток обмана, подобно великой буре, всех увлек в пучину идолослужения, эти три прекрасные отрока, непоколебимо утвердивши себя в благочестии как бы на какой скале, устояли среди потока неправды. Они с полным правом могли говорить: «если бы не было Господа с нами, когда восстали люди на нас, то живых они поглотили бы нас, когда рассвирепела ярость их на нас, то вода потопила бы нас: но поток перешла душа наша, душа наша перешла чрез стремительную воду» (Пс.123:2—5). Они не были по­топлены потоком, не были унесены водою, но мужественно под­визались в благочестии и, как бы взлетев на крыльях веры, спаслись по приточнику: «спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова» (Притч.6:5.) Сети диавола были раскинуты на весь род человеческий, но отроки могли сказать о них вместе с псал­мопевцем: «падут... в сеть свою грешники» (Пс.140:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

СЛЕПОТА Слепота душевная есть болезнь души (5:123, см. ДУША , 328). Душа слепа, если не имеет Духа Святого Телу нашему светит солнце, луна и светильник; но душе нашей свет, которым просвещается, есть Христос. «Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» ( 1Ин. 1, 9 ), – и светильник закон Божий, по писанному: «светильник ногама моима закон Твой» ( Пс. 118, 105 ). Слепо есть тело наше, когда не имеет очес отверстых; глухо, когда не имеет ушей: слепотствует душа, когда не имеет просвещения Духа Святого; и глуха, когда не имеет надлежащаго слышания гласа Божия, в Святом Писании простираемого (2:118). Слепота разума наступает без Божия просвещения (2:12, см. СЛОВО БОЖИЕ , 913). Слепота духовная, когда человек не видит своей нищеты Душевнаго сокровища не имеем. Но тем паче беднейшии, что нашея сея нищеты не познаем. Слепы, НЕ ПОЗНАЕМ слепоты; бедные, и не познаем бедности; убогие, и не познаем убожества; окаянны, и не познаем окаянства нашего. Богатство благодати Божия всем готово и отверзается; но человек не хощет познать и признать своея нищеты и смириться, и тако получить Божию благодать... Беден человек и своея бедности не познает и не признает: и того ради ничего не получает. Бог хощет его обогатить; но он не хощет признать своея нищеты. Христианине! В сем вся сила состоит, чтобы мы ПОЗНАЛИ и признали свою нищету и бедность пред Богом. А богатство благодати Его готово нам (4:340). Не видящий бедствия своей души, не ищет избавления и так погибает Самая беда приводит в познание беды; и познание беды убеждает человека искать избавления. Видят люди телесную беду, и чувствуют тоя горесть; сего ради и убегает от той, и всяким образом избавиться от той ищут, якоже видим. Не видят душевныя беды, далеко горшия паче телесныя, и не чувствуют горести ея: и потому мало кто от той свободитися усердно желает и ищет, разве кто познает ее; и чем более познает, тем усерднее ищет от ней избавитися. Слово Божие душевным нашим очам опредставляет душевную беду, и в познание тоя приводит нас, и образ избавления представляет нам – Христа (4:331).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Изъяснение псалма 123-го. «Песнь степеней». По возвращении Иудеев из Вавилона, все соседние народы, вознегодовав на освобождение их, общими силами предприняли против них войну, и, собрав варварские народы, совокупно ополчились на них, надеясь истребить и самую их память. Но Бог всяческих снова помог Своим, и поразил всех врагов. Об этом говорят многие из Пророков, Иоиль, Иезекииль, Михей, Захария, и кроме их многие другие. Сие же предвозвещает и блаженный Давид. Пс.123:1 .   Если бы не Господь был с нами, – да скажет Израиль. Пс.123:2 .   Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди. «Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль» : «Яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли Быша нас». Не своей силе, говорит Пророк, приписывайте победу; потому что податель ея – Бог. Поэтому ликуя говорите друг другу: если бы не сподобились мы Божией помощи, то, когда собралось против нас столько неприязненных, не удостоились бы и погребения, но, как зверями, были бы пожраны живые. Пс.123:3 .   То живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас. «Внегда прогневатися ярости их на ны». Сим выразил Пророк ненависть и неприязненность соседних народов; потому что скрежетали они зубами, видя освобождение Иудеев. «Убо вода потопила бы нас». Пс.123:4 .   Воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею. Пс.123:5 .   Прошли бы над душею нашею воды бурные. «Поток прейде душа наша». «Убо прейде душа наша воду непостоянную». Все сие сказано в переносном смысле. Поскольку Пророк сказал: «убо живых пожерли Быша нас»; то показывает чрезмерное множество, которое устремляется подобно потоку, и думает всех покрыть собою. Кстати же употребил изображение потока; потому что, как поток, образуясь в следствие многих дождей, делается сильнейшим, так устремившиеся тогда на Иерусалим собрались из многих и различных народов. Но сокрушены они были праведным судом Божиим. Сие показывает Пророк. Пс.123:6 .   Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 123 Пс.123:1 . Песнь степеней. Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль: Пс.123:2 . яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли Быша нас: Пс.123:3 . внегда прогневатися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом описывает веселие людей, избавившихся от тяжких злостраданий. Израильтяне, возвратившиеся из плена Вавилонскаго во Иерусалим, хотя никаких тяжких гонений на пути не претерпели (ибо нигде о сем не читаем), однако много претерпели во время плена и во время возобновления града и храма, как видеть можно из обеих книг Ездры. Итак, ежели разуметь псалом сей о плотских Израильтянах, то должно относить его к тем бедствиям, которыя претерпели они или будучи в плене, или при возобновлении храма и града. А ежели разуметь о духовных Израильтянах, то есть, о Христианах, шествующих к небесному Иерусалиму, то должно относить к гонениям язычников и других нечестивых, от которых избавлены святые мученики и прочие избранные люди. ТОЛКОВАНИЕ Речь неполная и отрывистая, положенная в начале псалма, означает великую и необыкновенную радость, когда не дает говорящему привесть в порядок предначатыя мысли. Таким образом Пророк от лица множества святых, от великих бедствий избавленных, говорит, что ежели бы Господь всемогущий не был с ними, то бы они никогда избавиться не могли. Но прежде, нежели составить совершенную речь, в радостном духе призывает Израиля, то есть весь народ Божий, к хвалению Бога, глаголя: да речет убо Израиль, и паки тоже повторяет – яко аще не Господь бы был в нас. За сим присовокупляет: внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли Быша нас, то есть, когда гонители наши устремлялися на нас, тогда опасно было, чтоб не пожрали нас так, как обыкновенно пожирает море или река людей живых, случайно упадающих в них. К сему еще присовокупляет: внегда прогневатися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас. Не без причины одну мысль повторяет дважды: ибо когда находимся мы в бедствии, тогда страх наш превосходит меры, а избавяся от онаго, забываем великость нашего зла. Сатана употребляет сию хитрость для того, чтоб затмить Божию милость и вложить в нас многоразличныя мысли, могущия загладить память Божьяго милосердия: сего ради Пророк, вводя народ аки изумленный, с намерением повторяет слова, дабы увеличить бедствие, и убедить к признанию Божия покровительства. Во втором члене превозносит безпредельную Божию силу, опыт которыя явил Господь во избавлении народа от врагов, дабы ведали мы, что таковый избавления образ превыше сил человека. Чрез собирательное имя человеков, без сомнения, означает великое число врагов, показывая, что народ Божий имел подвиг не с немногими людьми или не с одним народом, но со всем почти миром. В следующих словах: убо живых пожерли Быша нас, изображается не токмо зверская лютость врагов, но и неравенство сил: ибо не было нужды во оружии и в мечах, но без сражения и брани могли свирепые оные звери растерзать зубами безоружное оное стадо.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как правильно понимать 90 псалом? О чем в нем говорится? Заранее благодарна. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма – Хвалебная песнь Давида. Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1-2, 3-13, 14-16). Главная композиционная особенность – диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным. Первый голос уверенно и утешительно возвещает: - Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?». Второй голос во втором стихе подтверждает это: - Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2). В стихах 3 – 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога: - Яко Той избавит тя от сети ловчи… В еврейском тесте: от сети птицелова. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12). - … и от словесе мятежна (3), т.е. злословия, клеветы. - Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися…(4). Плещма – значит плечами. В еврейском тесте ebrah – крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).

http://pravoslavie.ru/6801.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010