Надежда эта отличалась даже суеверным характером (ср. Иез.11:3 ; Мих.3 ; Мих. 2 ). Но разрушение Навуходоносором храма и города показало народу, как суетна его надежда: ибо только в Иегове опора Израиля (ср. Ос.13:9 ). Однако возвратившиеся из плена были воодушевлены горячей надеждой, что с построением храма изольются на Израильский народ великие милости Бога, предсказанные пророками. Об этом свидетельствуют относящиеся к этому времени многие псалмы, напр., т. н. „песни степеней» ( Пс.110–120 ; Пс.122 ; Пс.124–125 ; Пс.127–129 , Пс.84 и мн. др.) 481 . Надежда не оправдалась: после плена опять началось время малых вещей и обыденных дел. Наступило полное разочарование в ожиданиях от нового храма. Впрочем, уже при самой постройке он казался многим далеко не столь славным, как храм Соломона (ср. Агг.2:3 ). Он не имел, затем, ковчега завета, который, по преданию, скрыл пр. Иеремия ( 2Мак.2:1–8 ), был лишен и других великих предметов. В Iep. Taanith говорится, что 2-й храм не имел 1) небесного огня; 2) ковчега завета; 3) Урима и Туммима; 4) елея помазания и 5) Святого Духа. Кроме того, 2-й храм не раз был попираем и оскверняем язычниками ( 2Мак.6:4 ). Все это сделало то, что народ потерял к храму почти всякое благоговение. Место храма заменяет для него синагога и закон, который чем больше возвышался в народном сознании, тем более закрывал храм как бы тенью своей. – Кроме храма великими опорами в жизни народа были его теократические органы – пророк, царь и первосвященник. Но после плена и они утратили свое прежнее значение. Дух пророческий прекратился, с отшествием из мира пр. Малахии. В тоскливом чувстве пророк верный только ждался в неопределенном будущем (ср. 1Мак.4:46 ; 1Мак.9:27 ; 1Мак.14:41 ). Царя у народа Израильская, после плена не жившего самостоятельной жизнью, вовсе не было. Наместник Иудеи, со времени неизвестно как исчезнувшего Заровавеля, не имел почти никакого значения для внутренней жизни. Возвышение Маккавеев было кратковременно и кончилось печальным финалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

    Martene De antiquis eccles ritibus, IV, 52—65, 110—108.     Дмитриевский Α . Τυπικα, 607.    Цитаты в прим. на с. 605    Цитаты в прим. на с. 605; листы и с. те же или следующие.    Завещание. I, 24, 25. Апостольские Постановления. VIII, 29. Дмитриевский А. Евхологион IV в. Серапиона, еп. Тм. Киев, 1894, 17.    Луг духовный, гл. 125. Инославные вечерни    Произведя сравнение нашей вечерни по темам песней и молитв с вечернями инославными, мы найдем в последних следующие наиболее значительные отличия (пункты совпадения указаны в изложении чина).         Армянская вечерня имеет в начале Пс. 54:17-18: «Аз к Богу воззвах и Господь услыша мя; вечер и заутра и полудне повем и возвещу и услышит глас мой», пс. 85 «Приклони Господи ухо Твое», 139 «Изми мя Господи», 120 «Возведох очи мои», 90 «Живый в помощи», 122 «К Тебе возведох очи мои» (у нас на будничной вечерне), 53 «Боже во имя Твое спаси мя»; таким образом, все псалмы нашего 6-го часа, один 9-го и один с полунощницы вошли в армянскую вечерню.         Коптская вечерня – пс. 130 «Господи не вознесеся сердце мое», 131 «Помяни, Господи, Давида», 136 «На реках вавилонских», 137 «Исповемся Тебе, Господи», 145 «Хвали душе моя Господа», 146 «Хвалите Господа, яко благ псалом», 147 «Похвали, Иерусалиме, Господа», Еванг. Лк. 2:25-30 о сретении Господнем, Верую, 1-я молитва с благодарением за пройденный день и с просьбою принять вечернее славословие, избавить от сетей лукавого, дать хорошие вечер и ночь, 2-я молитва о прощении грехов за день, хорошем сне, Ангеле-хранителе и избавлении от зла и мучения диавола.         Абиссинская вечерня: пс. 117 «Исповедайтеся Господеви» и «песни степеней» – пс. 119—128 («Ко Господу внегда скорбети», у нас обычная кафизма на будничной вечере), Еванг. Мк. 1:29-34 об исцелении тещи Симоновой и о вечерних исцелениях Спасителя, «Слава в вышних Богу – благоволение», прошение о прощении молитвами Богородицы. «Покланяемся Тебе Христе, со Отцем Твоим Благим и Духом Святым, яко пришел еси и спасл еси нас», наши 4 покаянные стихиры: «Хотех слезами», из службы великого канона стихиры «Все житие мое», «Тяжестию небрежения», «Бых преткновение», наш Богородичен «Радуйся Чистая», «Благо есть», покаянные седальны из Псалтири по 17 кафизме «Согреших к Тебе Спасе», «Зову к Тебе», мученичен «Иже земныя сласти не возжелевше», Богородичен «Богородице Дево Марие сохрани стадо Твое», покаянные тропари «Яко блудный сын», «Молютися яко мытарь», молитва к Господу Иисусу с исповеданием дневных грехов и просьбою об исправлении с присоединением просьбы к святым и Богородице о ходатайстве за нас, 2 молитвы Богу Отцу, как Творцу дня, с благодарением за прожитый день и просьбою о хорошей ночи, молитва о царях, похожая на «Утверди Боже», «Иже на всякое время». Таким образом, вся служба покаянного характера (утреня абиссинская более хвалебного и просительного содержания).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вторая часть нашей вечерни своею близостью к литургии напоминает 2-ю часть (со входа) песненной вечерни (Вступ. гл., с. 342), только там уподобление началу литургии, а здесь — концу. ИНОСЛАВНЫЕ ВЕЧЕРНИ Произведя сравнение нашей вечерни по темам песней и молитв с вечернями инославными, мы найдем в последних следующие наиболее значительные отличия (пункты совпадения указаны в изложении чина).   Армянская вечерня имеет в начале Пс. 54, 17–18: «Аз к Богу воззвах и Господь услыша мя; вечер и заутра и полудне повем и возвещу и услышит глас мой», пс. 85 «Приклони Господи ухо Твое», 139 «Изми мя Господи», 120 «Возведох очи мои», 90 «Живый в помощи», 122 «К Тебе возведох очи мои» (у нас на будничной вечерне), 53 «Боже во имя Твое спаси мя» [ 546 ]; таким образом, все псалмы нашего 6-го часа, один 9-го и один с полунощницы вошли в армянскую вечерню.   Коптская вечерня  — пс. 130 «Господи не вознесеся сердце мое», 131 «Помяни, Господи, Давида», 136 «На реках вавилонских», 137 «Исповемся Тебе, Господи», 145 «Хвали душе моя Господа», 146 «Хвалите Господа, яко благ псалом», 147 «Похвали, Иерусалиме, Господа», Еванг. Лк. 2, 25–30 о сретении Господнем, Верую, 1-я молитва с благодарением за пройденный день и с просьбою принять вечернее славословие, избавить от сетей лукавого, дать хорошие вечер и ночь, 2-я молитва о прощении грехов за день, хорошем сне, Ангеле-хранителе и избавлении от зла и мучения диавола [ 547 ].   Абиссинская вечерня: пс. 117 «Исповедайтеся Господеви» и «песни степеней» — пс. 119–128 («Ко Господу внегда скорбети», у нас обычная кафизма на будничной вечере), Еванг. Мк. 1, 29–34 об исцелении тещи Симоновой и о вечерних исцелениях Спасителя, «Слава в вышних Богу — благоволение», прошение о прощении молитвами Богородицы. «Покланяемся Тебе Христе, со Отцем Твоим Благим и Духом Святым, яко пришел еси и спасл еси нас», наши 4 покаянные стихиры: «Хотех слезами», из службы великого канона стихиры «Все житие мое», «Тяжестию небрежения», «Бых преткновение», наш Богородичен «Радуйся Чистая», «Благо есть», покаянные седальны из Псалтири по 17 кафизме «Согреших к Тебе Спасе», «Зову к Тебе», мученичен «Иже земныя сласти не возжелевше», Богородичен «Богородице Дево Марие сохрани стадо Твое», покаянные тропари «Яко блудный сын», «Молютися яко мытарь», молитва к Господу Иисусу с исповеданием дневных грехов и просьбою об исправлении с присоединением просьбы к святым и Богородице о ходатайстве за нас, 2 молитвы Богу Отцу, как Творцу дня, с благодарением за прожитый день и просьбою о хорошей ночи, молитва о царях, похожая на «Утверди Боже», «Иже на всякое время» [ 548 ]. Таким образом, вся служба покаянного характера (утреня абиссинская более хвалебного и просительного содержания).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

2. «Яко исполнися зол душа моя» – «потому что душа моя насытилась бедствиями», т.е. не в силах более переносить множества бедствий. Здесь (как и в Пс.62:6 и Пс.102:5 ) славянским словом «исполнись» не совсем верно передано соответствующее греческое слово, означающее не только быть полным, наполняться, но и – быть пресыщенным. Такое значение вполне соответствует и точному смыслу еврейского текста. Ср. Пс.122:3 : «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения», т.е. довольно мы насыщены презрением. 3. «И живот мой аду приближися» – и жизнь моя (т.е. я) близка к могиле, к смерти. Это – образное выражение для обозначения тяжести страданий. 4. «Привменен бых с нисходящими в ров» – меня приравняли к людям, сходящим в могилу, т.е. на меня смотрят, как на умирающего. Слово «ров» в значении «могила» встречается несколько раз в Псалтири, напр. Пс.27:1 и Пс.142:7 : «уподоблюся нисходящим в ров». 5. «Бых яко человек без помощи» – Выражение «человек без помощи» по смыслу греческого слова означает не то, что русское «человек беспомощный», а – «такой человек, которому нельзя помочь», т.е. человек, находящийся в безнадежном положении. С еврейского переводят: человек, лишившийся силы, ослабевший. 6. «В мертвых свобод» – Точный смысл еврейского выражения, которое у LXX передано словом «свободный», не известен; толкуется оно различно. Одни переводят: «брошен между мертвыми»; другие – «мое ложе среди мертвых». Слово «свободный» тоже понимают различно. Одни переводят: «отпущенный на свободу к мертвым», т.е. умерший; другие – «подобно мертвым свободный от всякой связи с людьми» (т.е. лишенный всякой связи с людьми); при этом сравнивают Иов.3:19 : «малый и великий там (в аду) равны, и раб свободен от господина своего». Наконец, блаж. Феодорит объясняет это слово так: «еще не дождавшись кончины, не прияв на себя рабства смерти, причисляю себя к сущим в мертвых»; иначе: я заживо приравнен к мертвецам. 7. «Яко язвеннии» – «Яко» здесь значит «подобно тому, как. «Язвеннии» собственно значит раненые; Здесь, по видимому, – «пораженные на смерть, убитые».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Пс.118:121.   Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящым мя. Сказав это, блаженный Давид усвоил себе совершение всех добродетелей и заповедей... Кто имеет теперь такую чистоту души, чтобы осмелиться применить эти слова к себе? (Златоуст). Пс.118:122.   Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии. «Клевета» тяжела, хотя бы она и хорошо вознаграждалась. Ей подвергся дивный Иосиф и множество других. И Господь повелевает нам молиться, чтобы не подвергнуться искушению. И притом в особенности тяжела «клевета» людей гордых и сильных, потому что неправда, опираясь на силу, приносит большой вред. Но человеку невинному и богопреданному «клевета» причиняет не боль, но усиливает устремление умных очей его к Богу, ибо чистота совести дает дерзновение прибегать к заступлению Божию при «клевете» (Златоуст, Феофан). Пс.118:123.   Очи мои исчезосте во спасение Твое, и в слово правды Твоея. Слово «исчезосте» означает усиленное желание «спасения» . Видишь ли, что те только научаются Богом закону, которые желают служить Ему, отрекшись от других служений. Их-то Бог и вразумляет, и сообщает познание о Себе, чтобы они не только читали, но и познавали смысл (закона) (Аполлинарий). Пс.118:124.   Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправданием Твоим научи мя. Это молитва о благодатной помощи. Давид просит себе вразумления для познания заповедей Божиих; ибо вразумление подается Богом и хранится у Него, как в сокровищнице; поскольку пророк Исаия говорит, что «почиет на Нем дух премудрости и разума» (Ис. 11:2) и прочие дары почивают на Нем (Афанасий, Феодорит). Пс.118:125.   Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя. По природе — все люди рабы Божии; но по расположению — «рабы» те, которые искренне принимают владычество Его. В награду же за «рабство» просит «разума» , даруемого Богом по благодати, о котором в Притчах сказано: «разум благ дает благодать» (Притч. 13:16). Уменье неложно видеть для себя и определять волю Божию святые отцы назвали даром «рассуждения помыслов». Для нас же немощных какое руководство? — «Вопроси... старцев и рекут тебе» (Втор. 32:7) (Афанасий, Феодорит, Феофан).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

205 Сказав раньше о милости Божией к исполнителям закона, к людям завета, Давид далее представляет, что Бог делает законным всякое желание праведника, боящегося Господа. Это почти та же мысль, которая находится в словах: «для праведника закон не существует», только в псалме эта мысль высказывается как бы в таком виде: для праведника все законно, так как праведник, боящийся Господа, не делает ничего противного закону. Закон дан был только по причине преступлений ( Гал.3:19 ). Кроме счастья не быть стесненным тяжестью исполнения предписаний закона, боящийся Бога может надеяться получить блаженство, как здесь на земле, так и на небе, и не только сам, но и его потомство ( Пс.36:9: 22 ). «Блажении кротцыи, яко тии наследят землю», сказала Сам Иисус Христос ( Мф.6:5 ). 206 Божественное промышление, в особенности же Божий завет касается и будет касаться, по преимуществу, надеющихся на Бога. – Давид всецело надеется на Бога, он находится в теснейшем союзе с Богом и потому он постоянно ожидает помощи от Бога. Без Бога Давид чувствует себя вполне одиноким, и потому он просит Бога неотступно обращать на него милостивое Свое внимание (Ср. Пс.122:2, 123:7 ). Нужно ли говорить о том, что мы также должны надеяться на Бога, мы люди слабые, когда один из сильнейших царей считал себя без Бога одиноким, беспомощным, слабым?!... 207 Давид просит помощи у Бога по причине множества страданий, претерпеваемых им, но еще более он побуждается к этому тем, что враги его совершенно несправедливы, и тем еще, что иначе он может быть унижем, равно как и его надежда на Бога. К этому еще: он страждет невинно и не один; к нему присоединилось множество других лиц, более полагающихся на Бога, нежели на временно-сильных и могучих.В своем бедствии Давид видит несчастие для всего Израиля, потому что междоусобие должно было необходимо вести к общему нестроению. Также и христиане составляют одно целое и потому мы также должны просить Бога об избавлении нас от врагов веры и общественного спокойствия. 208 В Пс.50 Давид прежде всего просит у Господа вообще помилования, потом очищения от общей греховности, чрезвычайно сильно тяготевшей над древним человечеством, и только уже далее Давид просит о прощении своего греха, или проступка, в котором он особенно раскаивается в Пс.50 . Этот грех не давал покоя Давиду постоянно; где бы ни был Давид, мысль о грехе не покидала его; он всегда живо представлялся его уму и скорбному сердцу (ср. Пс.31:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И ты, брат, беседуй не о мирском, но о духовном не о земном, но о небесном. Возноси сердце свое горе, к Спасителю Христу, и говори с Давидом: Господи, не вознесеся сердце мое (Пс.130:1); к Нему обращай всегда взор говоря: к Тебе возведох очи мои, живущему на небеси (Пс.122:1). Проливай слезы, потому что сеющии слезами, радостию пожнут (Пс.125:5), день и ночь имей пред очами последний час. В устах твоих непрестанно да будет псалом, ибо призываемое имя Божие обращает в бегство демонов; много беседуй с Богом, мало говори с людьми; памятуй всегда Бога, и ум твой соделается небом. Не люби роскоши, но бегай удовольствий; имей ненависть ко всякой радости мира сего; не страшись возлежания на голой земле, потому что доставляет вечное наслаждение; и не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию. Стал ты воином Христовым? Не обязуйся куплями житейскими, да Воеводе угоден будеши (2Тим.2:4). Отрекся ты от мира? Не люби мира ни яже в мире (1Ин.2:15). Возложил ты руку свою на рало? Не обращайся вспять (Лк.9:62). Обручился ты со Христом? Жди Его пришествия; каждый день, и час, и каждую минуту памятуй о Нем, как невеста о женихе своем, и к Нему всегда устремляй мысль, подобно жене, любящей мужа, у которой муж в отлучке, и которая, находясь в великой заботе и скорби, не престанет смотреть на дороги и расспрашивать у проходящих, где бы мог он теперь находиться. У ней только и речей, что о муже, и во сне ожидает его, и прислушивается, и не знает себе покоя, ни с кем не смеется, не предается веселию, не перестает проливать слезы, пока не возвратится к ней желанный. Так поступай и ты, христианин, особливо, отрекшийся от суетной жизни. И что говорю: отрекшийся? Все мы предстанем судищу Христову, да приимет кийждо, яже с телом содела блага или зла (2Кор.5:10). Наконец, брат, не будь алчен к временной пище; не домогайся телесного успокоения; не давай сна очам своим, не живи беззаботно, но всегда пред очами имей Бога, чтобы мог ты сказать с святым Давидом: предзрех Господа предо мною выну (Пс.15:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

И исполин не спасется множеством крепости своея . Исполином же называет Пророк того, кто укрепляет естественную силу и телесное напряжение. Посему и царю недостаточно для спасения помощи оружия, и мужественный не может быть во всем достаточен сам для себя, ибо все человеческие силы, вместе взятые, немощны и бессильны в сравнении с истинною силою. Посему-то немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая (1 Кор. 1, 27), и из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу… еже разрушити врага и местника (Пс. 8, 3), ибо благодать Божия наипаче просияла, действуя в младенцах и в невысоких умом. (17) Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется . Конь исключается из употребления святых, и Израиль во дни благоденствия никогда, кажется, не пользовался в войнах конскою силою, и никто из святых не признавал приличным иметь коней в собственном употреблении. Но фараон имеет у себя коня и высокомерный Сеннахирим надмевается множеством коней. Посему-то коня и всадника фараонова вверже в море (ср.: Исх. 15, 1), а у Сеннахирима воздремаша все вседшии на кони (Пс. 75, 7). По сей же причине и данный чрез Моисея закон, предписывая закон царям, говорит: да не умножит себе коней (Втор. 17, 16). Во множестве же силы своея не спасется . Егда бо немощствую , говорит Апостол, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). А множество телесной силы служит препятствием ко спасению духа. (18) Се очи Господни на боящияся Его . В другом месте сказано: Очи Господни на праведныя (Пс. 33, 16), а здесь - на боящияся Его . Когда мы взираем на Господа и очи наши устремлены к Нему, так что можем сказать: Се яко очи раб в руку господий своих… тако очи наши ко Господу Богу нашему (Пс. 122, 2), тогда как бы привлекаем Око Господне к воззрению на нас. Уповающия на милость Его . Пророк показывает смирение служащих Господу и то, сколько уповают они на милость Его. Кто не уповает на свои доблестные заслуги и не надеется оправдаться делами, тот единственную надежду спасения имеет в милосердии Божием. Ибо когда приводит на мысль слова: се, Господь и мзда Его (ср.: Ис. 40, 10), чтобы воздать каждому, чего стоит дело его, и когда исчисляет свои злые дела, тогда начинает бояться наказания и трепетать угроз. А чтобы не поглотила его скорбь, взирает на Божие милосердие и человеколюбие и делается благонадежен. Надеется же, что Бог (19) избавит душу его от смерти, и препитает в глад .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

3. Наставник, дабы впечатлить в наставляемого им духовно питомца свойства скромности и целомудрия и сделать его внимательным в управлении всех своих внешних движений, как выражения внутренней благоустроенности духа, и поступи, и взглядов, и разговоров, представляет человека испорченной нравственности, который каждым членом тела своего выражает разврат своего сердца, языком хитрит, глазами обольщает, перстами рук манит, ногами учит на зло; за то и погибель такого развратника, потерявшего в себе всякое чувство добра, бывает внезапная, без раскаяния, без исправления. 4. Касательно счисления шести пороков ненавистных и седми противных Богу, надлежит сказать, что исчисление 121 их составляет известный оборот речи или приточный образ счисления, находящиеся и в других местах Писания, а в простой речи такой имеет смысл, что шесть – исчисленных – пороков ненавидит Господь, а когда присовокупится к ним еще порок: то семь пороков, как составляющие полноту зла, противны Господу. Господу, по беспредельной святости Его, противен и всякий грех и всякое преступление ( Пс.5:5–6 ), хотя Он, как милосердый Отец, не по беззакониям нашим поступает с нами ( Пс.102:10 ). Однако же и при долготерпении Божием надлежит ли нам умножать грехи наши, переходя от порока к пороку и от преступления к преступлению? Как то многие делают, переходя на прим. от любостяжания к притеснительным мерам приобретения богатства, от неправедного приобретения богатства к роскоши, от роскоши к гордости, от гордости к мечтательному мнению о себе, к презрению ближних, к забвению Бога. Сколько мы должны молить Господа, чтобы Он мерами благого смотрения Своего останавливал нас на беззаконных путях течения нашего, вводил нас в себя, для познания помышлений нашего сердца, не на опасном ли мы находимся пути ( Пс. 138:23 ), и наставил нас на правый путь воли Своей и на прямую стезю закона Своего ( Пс.26:11 )! Паремья 122 на 6-м час. Пятн. 2-й Н. Ис. гл. 7:1–14 «1. Во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озиина, Царя Иудейского, Резин Царь Сирийский и Факей, сын Ремалии, Царь Израильский, предприняли поход против Иерусалима, чтобы завоевать его, но взять не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Первоначально псалом имел большее значение, чем антифон, поскольку выбор того или иного псалма зависел от его содержания (при последующем же сокращении псалма до одного стиха смысл этого выбора терялся). Напр., на мессе 4-го воскресенья Адвента стих псалма Coeli enarrant gloriam Dei прямо не связан с темой Адвента, но в том же псалме далее есть слова о женихе, выходящем из своего брачного чертога (sponsus procedens de thalamo suo - Пс 18. 6). На 3-й рождественской мессе псалмический стих Cantate Domino canticum novum слишком общий по содержанию, но в том же псалме дальше есть слова: «Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс 97. 2). На память епископов поется только стих Memento, Domine, David, тогда как дальше в псалме есть слова: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» (Пс 131. 9), что гораздо больше соответствует теме праздника. Начиная с 1-й недели после Пятидесятницы И. выбирались по порядку следования псалмов в Псалтири (Пс 12-118). Сокращение псалмов было связано, по-видимому, с изменением литургического пространства храмов - сакристий стали сооружать не около главного входа в храм, как раньше, а ближе к алтарю, что привело к уменьшению времени шествия. Первоначальный рим. репертуар И. отражен в ряде рукописей (во франкских - Антифонарии из аббатства Райнау (Zürich. Zentralbibl. Rh. 30. Fol. 1v - 13v, VIII/IX в.); «Антифонарии Памелия» (Brux. Ms. 10127-10144. Fol. 90-115, VIII/IX в.); Антифонарии из аббатства св. Корнелия Компьенского, или «Антифонарии Карла Лысого» (Paris. lat. 17436, 860-880 гг.); Корбийском Антифонарии (Paris. lat. 12050. Fol. 3-17, после 853 г.); Антифонарии из Санлиса (Paris. Bibl. Ste. Geneviève. lat. 111, 877-882 гг.); в римских - Vat. lat. 5319, XI в.; Colon. Bodmer. 74, 1071 г.; и др.). В отличие от градуалов и офферториев И. этого периода не повторяются и всегда связаны с конкретным днем. В большинстве ранних рукописей порядок пения И. такой: антифон - стих псалма - антифон - «Gloria Patri...» - антифон. В нек-рых рукописях в конце помещен дополнительный псалмический стих с антифоном - Versus ad repetendum (напр., в «Антифонарии Карла Лысого»), что соотносится с указаниями некоторых Ordines Romani галликанского происхождения (напр., «Capitulare ecclesiastici ordinis», 3-я четв. VIII в.- OR XV 122, 154// Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 120, 125).

http://pravenc.ru/text/468855.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010