Следующее за вечерней повечерие и все вообще вечернее богослужение заканчивается ектенией «Помолимся», на которой ублажаются и усопшие: благочестивые цари, православные архиереи, ктиторы, родители и все прежде отшедшие отцы и братия наши, зде лежащие и повсюду православные. УТРЕННЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ    Утреннее богослужение начинается полунощницей, самое название которой показывает, что она предназначается для совершения в полночь или в ближайшие к полночи часы. Значительная часть этой самой ранней полунощной службы, вся вторая ее половина посвящена молению об усопших.     Моление об усопших на полунощнице. Полунощное моление об усопших имеет очень важное значение и глубокий смысл. Так естественно для живущих в час ожидания Жениха, грядущего в полнощи , только что помянувши день он страшный , совершить моление о душах усопших, молить страшного и нелицеприятного Судию явить к ним обычную милость, просить и им помощи от Господа (Пс. 120:2), просить, чтобы Господь сохранил и их «от всякого зла», чтобы сохранил души их (Пс. 120:7), чтобы благословил и их «вхождение и исхождение отныне и до века» (Пс. 120:8).    Поминовение усопших на самой ранней службе, на первой службе — не церковного дня, начинающегося с вечера,— а дня естественного, гражданского, делового, трудового дня, имеет еще и другое, не менее глубокое значение.    И в делании духовном, и в делах житейских последующие поколения продолжают постройку на основании, положенном поколениями предшествующими, продолжают дело, начатое предками, пользуются плодами их трудов, пожинают то, что посеяно было другими (Ин. 4:37), и сами трудятся, и сами сеют для того, чтобы плоды посеянного пожали те, кто будет после них. Поэтому так естественно, чтобы православные, живущие на земле, готовясь выйти на дневную работу, молитвою начиная свой трудовой день, прежде всего, даже прежде нарочитого моления о самих себе,— оно будет в начале утрени,— с благодарностью молитвенно воспомянули тех, которые раньше их потрудились и приготовили почву для их настоящего делания. С радостью наследуя плоды трудов усопших, с радостью продолжая их дело, живущие приглашают к радости и самих усопших, приглашают всех рабов Господних, каковыми православные остаются и по смерти, благословлять Господа (Пс. 133:1). Так как бы предначинается общая радость, которою уже и теперь «вкупе радуются и сеяй и жняй» (Ин. 4:36), истее же, совершеннее возрадуются еси раби Господни в горних «дворех Бога нашего» (Пс. 133:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Возлияния, которые язычники приносили мертвым. Феодор. Он же под мертвыми разумел богов языческих. Ст.33. Разнствова устном а своима. Выразив в словах некое сомнение, ударил о камень и извел воду. Ст.38. Убиена бысть земля их кровми; земля потерпела убийственное насилие от проливаемой невинной крови. Пс.106:30. Пристанище хотения своего, с греч.: в пристанище, к которому они стремились. Пс. 110:3. Изыскана во всех волях Его – точно соответствуют всем Его хотениям. Пс.113:22. Да приложит Господь на вы... и на сыны ваша. Да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших. Пс.114:8. Благоугожду пред Господем во стране живых. Господь избавил душу мою от смерти, а я, оставшись в живых, буду угождать Господу. Феодор. и Афан. разумеют о будущей жизни. Пс.117:5. И услыша мя в пространство; то есть вывел из тесноты скорби на пространство мира. Афанас. под пространством разумеет избыток наград за претерпение скорби. Пс.4. 2 . Феодор.: доставляет утешение более самой скорби. Пс.118:32. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Боже! Когда Ты освободил сердце мое от пристрастий мира, которые стесняли его, и соделал его сосудом любви к Тебе и ко всем человекам, тогда я легко потек по пути Твоих заповедей; или – удобно стал исполнять закон Твой, потому что исполнение закона есть любовь. Пс.119.4. Угли пустынные, – опустошающие, см. отд.1. Ст.5. Селения Кидарския. По Афан., Кидар есть страна, лежащая при восточной пустыне; ее населяют племена сарацынов. Псалом сей Феод, относит к пленению вавилонскому; но правильнее – к бегству Давида. Пс.120:5. Господь покров твой на руку десную твою. Феодор. и Афанас.: Господь станет одесную тебя и будет тебе покровом. Щит – как щит на правой руке, потому что удобнее его передвигать туда и сюда, будет защищать тебя от зноя и других неприятных встреч. Ст.6. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Кажется, речь сокращенная: ниже луна ночью не перестанет светить тебе. Пс.121:3. Ему же причастие его вкупе. Все племена берут в нем участие. Ст.5. Тамо седоша престолы на суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Следующее за вечерней повечерие и все вообще вечернее богослужение заканчивается ектенией «Помолимся», на которой ублажаются и усопшие: благочестивые цари, православные архиереи, ктиторы, родители 78 и все прежде отшедшие отцы и братия наши, зде лежащие и повсюду православные. УТРЕННЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ Утреннее богослужение начинается полунощницей, самое название которой показывает, что она предназначается для совершения в полночь или в ближайшие к полночи часы. Значительная часть этой самой ранней полунощной службы, вся вторая ее половина посвящена молению об усопших. Моление об усопших на полунощнице. Полунощное моление об усопших имеет очень важное значение и глубокий смысл. Так естественно для живущих в час ожидания Жениха, грядущего в полнощи 79 , только что помянувши день он страшный 80 , совершить моление о душах усопших, молить страшного и нелицеприятного Судию явить к ним обычную милость 81 , просить и им помощи от Господа ( Пс.120:2 ), просить, чтобы Господь сохранил и их «от всякого зла», чтобы сохранил души их ( Пс.120:7 ), чтобы благословил и их «вхождение и исхождение отныне и до века» ( Пс.120:8 ). Поминовение усопших на самой ранней службе, на первой службе – не церковного дня, начинающегося с вечера, – а дня естественного, гражданского, делового, трудового дня, имеет еще и другое, не менее глубокое значение. И в делании духовном, и в делах житейских последующие поколения продолжают постройку на основании, положенном поколениями предшествующими, продолжают дело, начатое предками, пользуются плодами их трудов, пожинают то, что посеяно было другими ( Ин.4:37 ), и сами трудятся, и сами сеют для того, чтобы плоды посеянного пожали те, кто будет после них. Поэтому так естественно, чтобы православные, живущие на земле, готовясь выйти на дневную работу, молитвою начиная свой трудовой день, прежде всего, даже прежде нарочитого моления о самих себе, – оно будет в начале утрени, – с благодарностью молитвенно воспомянули тех, которые раньше их потрудились и приготовили почву для их настоящего делания 82 . С радостью наследуя плоды трудов усопших, с радостью продолжая их дело, живущие приглашают к радости и самих усопших, приглашают всех рабов Господних, каковыми православные остаются и по смерти, благословлять Господа ( Пс.133:1 ). Так как бы предначинается общая радость, которою уже и теперь «вкупе радуются 83 и сеяй и жняй» ( Ин.4:36 ), истее же, совершеннее возрадуются еси раби Господни в горних «дворех Бога нашего» ( Пс.133:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Введение в Ветхий Завет Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15, “песни источника” в Числ 21:17–18, победной песни Деборы в Суд 5, плача Давида о Сауле и Ионафане в 2 Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1 Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, — вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” (Числ 21:14) и “книга Праведного” (Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия Псалтирь ( от греч. yalt»rion — название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) — это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии — из 151 псалма. — Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10, а также Пс 114 и Пс 115, а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два 1 . По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145/146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” (Пс 119/120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить. Литературные жанры

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

1Пет.1:11 ; 2Пет.1:21 ), как апостол отличает свидетельство в нем Духа Святаго от свидетельства своего собственного духа и своей совести ( Рим.8:16 ; Рим.9:1 ). Вне сих особенностей речь пророка выражает то же, что такие же слова других свящ. писателей: на небо очи мои возвожу – к Нему, живущему на небесах; возвожу очи мои в горы, откуда приходит помощь моя ( Пс.120:1 ; Пс.122:1 ); к Господу обращаю взоры, как страж, чаю Бога спасения моего, услышит меня Бог мой ( Мих.7:4,7 ); услышу, что речет о мне Господь Бог ( Пс.84:9 ). Бог услышал от горы святыя Своея ( Пс.3:5 ) молитвы веры, любви и упования, и изрек мир на людей Своих и на преподобных Своих и на обращающихся сердцем к Нему ( Пс.84:9 ): «И отвечал мне Господь и сказал» ( Авв.2:2 ). Ответ на сей раз, конечно, последовал вскоре, может быть еще глаголющу ( Ис.58:9 ) святому молитвеннику 113 , а не спустя более или менее продолжительное время, как было с прежними молитвами пророка или как впоследствии было с молитвой Иеремии (пламеневшей десять дней – Иер.42:7 ), – и мы не встречаем теперь прежнего, скорбного: доколе ( Авв.1:2 ). В своем (втором) ответе Господь прежде всего повелевает пророку записать его, чем опять указывается на его особенную важность: «напиши видение (т. е. нижеследующее «откровение будущего» 114 , получаемое свыше, в духе) и начертай на досках, чтобы мог бежать читающий его» (ст. 2). Разумеются доски известного рода, каменные или медные, которые выставлялись на площадях и на которых писались подлежащие обнародованию известия, писались, само собой разумеется, писалом человечьим – письмом человеческим ( Ис.8:1 ; Ис.30:8 ), т. е. со всей ясностью, вроде тех досок, на которых евреи времен маккавейских записали известие о своем союзе с римлянами и которые потом утвердили они на столбе при горе Сионской ( 1Мак.14:18,27 ; 1Мак.8:22 . сн. Втор.27:8 ). «Чтобы мог бежать читающий его» (как правильно перед. уже LXX толк. πως δικ – яко да постигнет, и бл. Иероним) 115 , – бежать с целью распространения известия в окрестностях Иерусалима, где оно дано, и далее; ибо как множественным числом причастия от сего глагола (razim) означаются у евреев скоро бегающие вестники, разносившие царские повеления по городам 116 , так то же ближайшее понятие принадлежит и самому глаголу.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

В то же время псалом 120 распространен в лютеранской традиции. В чине крещения Евангелической лютеранской церкви пастор пересказывает слова псалма: «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек» (Пс. 120:8). Эти же слова произносятся при благословении жилища. Псалом рекомендуется читать при служении для страдающих зависимостью и при погребении умерших . Таким образом, по крайней мере для некоторых христианских конфессий псалом 120 открывает жизненный путь человека и провожает его в мир иной . «Я» — главный персонаж 120-го псалма. Он не родился на Сионе (ср. Пс. 86:5), но живет недалеко от него . Этот «я» — древний паломник, идущий на поклонение Господу в Иерусалимский храм. Он размышляет на протяжении всей своей жизни не только о вечных проблемах бытия, но и о непостижимости Яхве () для разума . Текст псалма 120 ничего не говорит о его датировке, обстоятельствах написания и литургической функциональности. Однако включенность поэмы в состав «песней восхождений» (Пс. 119–133) может пролить свет на некоторые из этих вопросов. Более того, литургическая основа исполнения «песней паломников», на наш взгляд, была самой предпосылкой написания или возможного последующего редактирования гимна, в центре которого стоит теология Яхве (). Данный псалом — не набор личных переживаний по поводу оставленности Богом, как думают некоторые исследователи , а серия теологических тезисов, мастерски собранных в единую поэму, предназначенную для назидания в вере приходящих в храм паломников. 1. Заголовок псалма Все псалмы сборника «песней восхождений» (Пс. 119–133) озаглавлены словами . Заголовок псалма 120 по Масоретскому тексту содержит направительный предлог («для», «к», «на»), так что вся фраза принимает вид «песнь для восхождений» ( ). В кумранской рукописи 11Q5Psa, которая лучше всего сохранила первые строки «псалмов восхождения», псалмы 120, 121, 125 и 129 содержат общий заголовок . Септуагинта буквально переводит данное надписание как δ τν ναβαθμν («песнь восхождений»). В переводах Акилы и Симмаха по Гексаплам Оригена заголовок псалма 120 звучит схожим образом: «гимн для восхождения» (σμα ες τς αναβσεις). Следовательно, можно говорить о ранней устойчивой традиции данного надписания в рукописях Священного Писания .

http://bogoslov.ru/article/6177544

Она не имеет никакого основания в христианском миросозерцании и сама но себе представляет неразрешимые трудности. Вторая теория – творения (creationismus) Богом души каждого рождающегося человека. Она основывается на понятии о достоинстве человеческой личности, на некоторых местах Св. Писания, в которых говорится о происхождении каждого человека от Бога ( Еккл. 12:7 ; Захар. 12:1 ). Но эта теория напоминаете Декартовский окказионализм по вопросу о связи между действиями душевными и телесными, разрывает естественный союз единства между людьми и ведет к ослаблению связанных с ним догматов христианского вероучения. Креационизма держались – Климент Александрийский , Иероним и др. Третья теория размножения, или передачи (traducionismus) грубо сопоставляет происхождение души с телесным рождением. Основатель теории Тертуллиан (III в.); ее придерживался бл. Августин по вопросу о всеобщности греха, и лютеранские старинные догматисты. Но все, что есть лучшего в двух последних теориях, заключается без свойственных им крайностей в повествовании о благословении Божьем, данном прародителям о размножении через рождение. В силу творческого слова, каждый человек по душе и по телу есть творение Божие; такой смысл имеют места св. Писания, в которых говорится о происхождении от Бога души каждого человека, как и о сотворении Богом тела каждого человека ( Пс. 118:73 ; Иер. 1:5). 9 По греческому тексту Библии от сотворения мира до рождения Фарры, отца Авраамова, – 3308 лет, а по еврейскому тексту – 1878 лет; умножая: 3308 на отношение между солнечным годом и лунным, семимесячным, выраженное десятичною дробью 0,568, получим 1878,9 – дробь, которая показывает солнечный год в течении. По хронологии халдейской число времени от сотворения мира до потопа 43200 означает не годы, а гораздо меньшие периоды времени. Известно, что вавилоняне имели глубокие познания в математике и астрономии и любили прилагать свои вычисления к хронологии; они считали время по сарам (сарос) – 43200=120 сарам, 120 x 360=43200, где 360 есть число градусов круга, именно того, который обнимает период обращения лунных узлов, т. е. возвращения луны к тем самым точкам эклиптики, которые пересекает луна в своем движении. Этот период вычисляется ныне в 18,8 лет. Принимая этот период за халдейский или вавилонский сар, получаем: 120 x 18,8=2256, т. е. число лет от сотворения мира до потопа по греческому тексту Библии. Читать далее Источник: Основное богословие, или Христианская апологетика [Текст] : Православное догматическое богословие: Лекции [для ун-та]/В.И. Добротворский. – Репринт. воспроизв. изд. 1895 и 1896 гг. – СПб. : О-во памяти игумении Таисии, 2005. – 112 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Впрочем, другие, косвенные свидетельства позволяют увериться, что высота гор, упомянутых в Пс.120:1 , действительно могла осмысляться Оригеном как символический коррелят духовных качеств. Так, в пятой гомилии на Книгу Бытия, сохранившейся в латинском переводе, Ориген цитирует Пс.120:1 , объясняя, почему Лот не мог обитать вместе с Авраамом на высоких местах: «Посмотрим, что говорят ангелы своему гостеприимцу в ответ на гостеприимство, оказанное им. Спасай, – говорит он, – душу твою на горе, чтобы не схватили тебя ( Быт.19:17 ). Лот, конечно, был гостеприимен: само Писание свидетельствует о том, что он даже уберегся от гибели, приняв под свой кров ангелов ( Евр.13:2 ). Но не был он настолько совершен, чтобы сразу по выходе из Содома можно было ему взойти на гору. Ибо только совершенные могут говорить: Поднимаю очи в горы, откуда придет помощь мне. Итак, Лот не заслуживал того, чтобы погибнуть с жителями Содома, но и не был столь велик, чтобы жить с Авраамом на более высоких местах» 5 . Как бы то ни было, надо признать, что эти показания очень неопределенны. Но есть еще один сохраненный под именем Оригена фрагмент, который содержит более примечательное толкование значения «гор». Это фрагмент сомнительного авторства из катены Кордье, который воспроизведен в «Греческой патрологии» 6 . Согласно этому фрагменту, горы суть ангелы, к которым обращается в ожидании помощи первое лицо псалма (но получает эту помощь, конечно, не от них, а от Бога). Правда, в этом фрагменте нет никаких указаний на то, почему горы интерпретируются таким образом; кроме того, неясно, действительно ли он принадлежит Оригену . Однако если мы обратим внимание на еще один крохотный отрывок из Оригена , мы получим представление о том, к каким аргументам он мог прибегать. Среди атрибуированных Оригену фрагментов есть буквально одна строка, относящаяся к разъяснению слов «Иерусалим – горы вокруг него» ( Пс.124:2 ). Здесь сказано: «горы вокруг Иерусалима, полагаю я, суть божественные силы» (ρη λ ‘Ιερουσαλμ δυνμεις, ομαι, θεα εσι – PG 12, col. 1637, D10–11). В непосредственно следующей затем части катены (авторство которой опять же сомнительно) это объяснение даже аргументируется предлагаемой параллелью – стихом Пс. 33:8 : «ангел Господень станет охраной вокруг боящихся Его». Даже если это обоснование, сохраненное в катене, не принадлежит Оригену, оно хорошо согласуется с предложенным в оригеновском фрагменте соотношением «горы – божественные силы».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Пс.56:1, 124:2, 132:3 и т.п.), где находится земное обиталище Бога, источник избавления ( Пс.2:5, 19:3, 123:3 ). Поэт представлен здесь молящимся, обратившим лицо к Иерусалиму, как это делал Даниил ( Дан.6:10 сл., ср. также 3Цар.8:44 сл.) и как по сей день делают мусульмане, обращаясь лицом к Мекке» (с. 27 цитированного труда Брациотиса). Все эти примеры мы приводим, конечно, не для того, чтобы продемонстрировать бессилие современных экзегетов перед загадками Пс. 120 . Напротив, каждое из приведенных объяснений по-своему остроумно и убедительно. Но во всех случаях отсутствуют аргументы, которые бы убедительно подтверждали правильность одного объяснения и неправильность другого. 3 О разных толкованиях Оригена на псалмы и о проблемах изучения дошедшего до нас материала см.: Rondeau M.-J. Les commentaires patristiques du psautier (III e – V e siècles). Roma, 1982. Vol. 1. P. 44 ss. 4 Cadiou R. Commentaires inédits des Psaumes. Étude sur les textes d’Origène contenus dans le manuscrit Vindobonensis 8. P., 1936. P. 119–120. 5 «Quid ergo ad hospitem suum pro hospitalitatis officiis dicant angeli, uideamis. In minte, inquit, saluam fac animam tuam, ne forte comprehendaris. Erat quidem hospitalis Lot, qui etiam, sicut ei Scriptura testimonium tulit, ab interitu latuit angelis hospitio receptis. Sed non erat ita perfectus, ut statis de Sodomis exiens montem posset adscendere; perfectorum namque est dicere: Leuaui oculos meos in montes, unde ueniet auxilium mihi. Iste ergo neque talis erat qui inter Sodomitas perire deberet, neque tantus erat qui cum Abraham in excelsioribus posset habitare». – Homilia in Genesim 5, 1 (Origène. Homélies sur la Genèse/Texte latin, traduction et notes de L. Doutreleau. (Sources chrétiennes; Vol. 7 bis.). P., 1985. P. 162). 7 Simonetti M. Lettera e/o allegoria. Un contributo alla storia dell’esegesi patristica. Roma, 1985. P. 120. 8 Mercati G. L’ultima parte perduita del commentario d’Eusebio ai Salmi//Mercati G. Opere minore. La Città del Vaticano, 1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Слово 120. О начатках По поводу начатков: всяким образом подобает то, что принадлежит Богу, Богу же и приносить от своих трудов и от своей силы, которую Он нам подает и, промышляя, заботится о нас, по Писанию: Чти, говорит, Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды. Да исполнятся житницы твоя множеством [Col. 1808] пшеницы ( Притч. 3:9 ). И Закон: да не явишися предо Мною тощь… Начатки первых жит твоих да внесеши в дом Господа Бога твоего ( Исх. 23:15, 19 ); Не ослушайся Его… имя бо твое есть на нем ( Исх. 23:21 ) 178 ; Начатки от гумна и от точила твоего да не косниши принести ( Исх. 22:29 ) и:принесеши жертву от начатков жит твоих ( Лев. 2:14 ), и да помолится о нем жрец греха ради его, и оставится ему ( Лев. 4:26 ). И еще: И принесоша, говорит, князи… дары своя пред олтарь ( Чис. 7:10 ). Говорит же и Иезекииль: Вси же людие да дадят сей начаток старейшине ( Иез. 45:16 ). Поэтому и Товия сказал [о себе]: начатки произведений земли отдавал священникам… для жертвенника ( Тов. 1:7 ). И другой: да не явишися пред Господом тощь ( Исх. 23:15 ). Итак, все это по заповеди отдай Вышнему, и даянием Своим Он седмижды воздаст тебе. Оком благим прослави Господа и не умали от начатка рук твоих ( Сир. 35:7 ). И всякое даяние совершай с веселым лицом, потому что приношение праведного умащает жертвенник. Хранитель заповедей Давид говорит: Вниду в дом Твой со всесожжением, воздам Тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои, всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы ( Пс. 65:13–15 ). И в другом увещательном слове: Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни ( Пс. 28:1 ), возмите жертвы и входите во дворы Его ( Пс. 95:8 ) и: Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему. Вси иже окрест Его принесут дары ( Пс. 75:12 ), то есть приближающиеся Ему ( Пс. 148:14 ). И Апостол говорит: чтобы мне быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно ( Рим. 15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010