– Не мало оказывается и общих тропарей, как-то: 1 «В беззакониях», 2 «Твое предстательство», 3 «Аще праведник. 4 «Аз есмь древо», 5 «Божественного быхом общницы», 6 «Живущи на земли», 7 «Яко волны», 8 «Имущи душе моя», 9 «Оком благоутробным», 10 «Смиренную мою душу», 11 «К Богородице прилежно», 12 «Милосердия двери». Сюда же можно причислить: 13 «Преплавая пучину», 14 «Тебе и стену», 15 «Помышляю день страшный», 16 «Иже нас ради рождейся». 17 «Помяни Господи, яко благ». – На ряду с бросающимся в глаза совпадением псалмов и тропарей, мы почти не встречаем молитв, которые бы совпадали в ночных часах и дневных почасиях; только «молитва Манассии, царя Иудейского», затем – «Иже на всякое время» и, судя по началу, молитва «Господи (мой) Спасе мой, вскую мя еси оставил», оказываются общими как для ночных часов, так и для дневных почасий. И это отнюдь не случайное явление. Молитвы, по-видимому, не были необходимой принадлежностью чина 12 псалмов; по крайней мере, нам известны такого рода чины (напр. нынешний) и почасия (напр. Син. 870) без молитв. А если припомнить свидетельство преп. И. Кассиана, то окажется, что и египетские монахи, при исполнении 12 псалмов, краткие, но частые молитвенные обращение (=тропари) предпочитали длинным молитвам. Большое количество совпадающих псалмов и тропарей показывает, что как ночные часы, так и дневные почасия являются различными ветвями одного и того же корня и что в основе тех и других лежит одно общее последование 12 псалмов. Указанных псалмов и тропарей больше, чем достаточно для восстановления соответствующего последования. Таким же общим последованием, судя по заглавию, является и наш обычный «чин 12 псалмов, ихже пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и в нощи». Мы пока не встречали полного почасия вечерни. Нам известны только «светильничные» псалмы, входившие в состав правила, или чина (καννες) ночных псалмов, по Афин. 7, это псалмы: 120, 140, 112. Соответствующие псалмы есть и в Син. 864; только вместо пс. 140 там положен пс. 110.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

δ) Подобно и прочие порочные страсти, аще какие обрящешь в себе, не медли укротить в себе; тогда-то тебя истинным воздержником, и совершенным постником назвать можно; но сего не довольно. Есть ещё некоторая тайна, которую тебе знать должно, и которая тебе может быть или неизвестна, или ты её не соблюдаешь. Она есть следующая. § VIII Чувства суть вестники душевные, как говорят философы: „нет того в разуме, чего прежде не было в чувствах». Следственно, понятие о всякой вещи, доходит до души нашей помощью чувств. Потребно убо всячески воздерживать чувства наши, поскольку чрез них входит в сердце и доброе, и худое. α) Первое и превосходнейшее чувство есть зрение. Сладко, – говорит Екклесиаст, – свет, и благо очима зрети солнце ( Еккл.11:7 ). Мы смотрим глазами нашими на мир сей, и из порядка и красоты его, познаём Божия совершенства, и прославляем его. Видим страждущих душами своими, и утешаем бедных, и помогаем им. Видим так же и богатство ближнего – и завидуем ему; красоту чуждую – и похотствуем на ню; брата согрешающего – и осуждаем его. Одно орудие – на добро и зло употребляем. Итак, положи ты покрывало на очи твои; воздержи их, чтоб ни на что, кроме на доброе, и к доброму концу, не взирали. Молись всегда с Давидом ко Господу: отврати очи мои еже не видети суеты: в пути твоем живи мя ( Пс.118:37 ). Положи пост очам твоим: да не прельщаются тленными благами, и скороувядающею красотою; но всегда взирают на небо, чтоб ты мог похвалиться: возведох очи мои в горы ( Пс.120:1 ). Припомни вышереченное Екклесиастово слово: сладко свет, и благо очима зрети солнце. Что же сие означает? Благо свет. Свет есть Христос, по уверению наперсника: бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир ( Ин.1:9 ). И благо очима зрети солнце. Солнце Правды есть Христос, по оному: и возсияет вам боящымся имене моего солнце правды ( Мал.4:2 ). Взирай убо на свет сей, да вся осиявает; на Солнце сие, да тя согревает. ß) Второе чувство есть слух. Всемерно убо воздерживать оный должно; „ибо так те врата должно опаснее сберегать, в кои есть царский путь, так бережливее должно сохранять слух, который всякое имеет соединение с душою, и что чрез оный внушается то, что весьма может или пользу принесть, или повредить» – говорит Плутарх 156 . Сие очень справедливо. Мы иногда слушаем песни Божественные, слово Божие проповедуемое – и сокрушаемся; иногда слышим песни срамные и слова любодейные – и соблазняемся. Слышим бедных жалобы – и затыкаем уши; слышим просьбы ласкателей и клеветников – и уверяем, что всё будет по прошению их. Следовательно, должно весьма рачительно воздерживать слух, дабы словеса любодейные, вшед в уши, не заразили сердца, и не воспалили бы похоти. Паче всего убо должно отверзать уши на слышание слова Божия: ибо блажени слышащии слово Божие ( Лк.11:28 ). Богатые да отверзают уши свои к прошениям бедных, нищих, ничесоже имущих. Судии да внимают прошения сирых и вдовиц, и да оправдают их. Так воздерживается слух!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Взорам путников предстала прелестная картина: ниже расстилалась зеркальная поверхность огромного озера, на котором кое-где виднелись пестрые паруса судов. Спускавшийся террасой к озеру холм покрывали блиставшие яркой зеленью деревья. Кое-где виднелись деревушки, а далеко на горизонте сияла снежная вершина Ермона. «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» ( Пс. 120:1 ), — тихо произнесла Сара. Для Тита наступили счастливые дни. При его крепком телосложении путешествие не могло принести никакого вреда его здоровью и даже не влекло за собой особенной усталости. А между тем, постоянная смена впечатлений, новизна обстановки, живописные вечерние костры, а главное — все увеличивающаяся привязанность маленькой Руфи к нему служила источником неведомых ему раньше чувств. Все, что могло омрачать его молодую жизнь, осталось далеко позади, и его душа все больше и больше открывалась для новых впечатлений. На четвертый день пути стали попадаться караваны богомольцев и большие стада овец и быков, предназначенных для жертвоприношений, что говорило о приближении к священному городу. Многие из богомольцев пели на ходу священные песнопения, и ветер далеко разносил по долинам отрывки этих песен. «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно. Куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих!» ( Пс. 121:2-7 ). Глава 12. Семья Иаира и Каиафы — Говорю тебе, что нельзя больше терпеть подобные вещи: этот Человек с каждым днем произносит все новые богохульства. Человек, говоривший эти слова, был Каиафа. Он беспокойно шагал взад и вперед по кровле своего Дворца, а его собеседник и гость, Иаир, полулежал недалеко от него на мраморной скамье. В некотором расстоянии от мужчин сидели сестры и безмятежно наслаждались свиданием после долгой разлуки, а маленькая Руфь, опершись локтями о перила, с изумлением смотрела своими большими детскими глазами на чудную панораму священного города, расстилавшуюся перед ее взором.

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

Второй путь предполагает уточнение того, кто именно и куда входит и выходит. Те, кто считает, что «Песни восхождения» (к которым относится Пс.120) связаны с паломничеством, полагают, что речь идет о благополучном возвращении паломников домой (Кларисс, Брациотис и др. 5 ). Те, кто считает, что «Песни восхождения» отражают ситуацию возвращения из вавилонского плена, относят «исхождение и вхождение» к исходу из плена и прибытию на родину 6 . Первое подобное толкование находим у Евсевия Кесарийского 7 . Иларий следовал совсем по другому пути, так как в его тексте псалма было сначала «исхождение», а затем «вхождение» 8 , и он в своем толковании преподносит исхождение как исход из тела, а вхождение – как вход в Царство Небесное. Августин в данном случае не идет ни за кем из толкователей, включая и Илария. Возможно, именно разница в тексте последнего стиха не позволяла Августину использовать предложенную Иларием интерпретацию. Версия о возвращении из плена как исторической основе «Песней восхождения» почти не привлекала его внимания (за исключением толкования на Пс.125 9 ). Поэтому путь, которым он идет в толковании, – скорее всего, его собственный. Это тоже путь конкретизации, прояснения, уточнения размытого и отвлеченного образа «вхождения и исхождения». Приведем весь относящийся к этому стиху пассаж толкования: «Что значит вхождение, что значит исхождение? Когда мы подвергаемся испытанию, мы входим, когда преодолеваем испытание – выходим. Послушай о вхождении, послушай об исхождении. Сосуд скуделъничий испытывает печъ, – говорит Писание, – а людей праведных – искушение скорби ( Сир.27:5 ). Если праведные люди как сосуды скудельничьи, то подобает им входить в печь, как сосудам скудельничьим. И не тогда, когда они входят в печь, успокаивается скудельник, но когда выйдут. Господь же не тревожится, потому что знает своих и знает, кто не лопнет в печи. А не лопаются те, в кого не попал ветер гордыни. Итак, смирение сохраняется во всяком искушении, ибо из долины плача мы восходим с песней ступеней, и Господь сохраняет наше вхождение, чтобы мы ходили невредимо. Будем ходить во здравой вере, когда случается искушение, – и Господь хранит исхождение отныне и вовек. Ибо когда мы выйдем из всякого искушения, то вовек нас уже не будет страшить никакое искушение, и даже не будет тревожить никакое похотение. Послушай, как о том же поминает апостол: Верен Бог , komopьiй не позволит вам искушатъся сверх того, что вы можете понести. Вот так охраняется исхождение. Но сотворит, – говорит апостол, – с искушением u исхождение, чтобы вы могли вынести ( 1Кор.10:13 ). Разве можем мы, братья, толковать иначе, чем показали нам эти слова апостола? Итак, храните себя, но не своими силами, потому что Господь покров ваш».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

79 Отселе понятно слово Апостола, что Адам не обольщен, но жена, обольстившись, произвела преступление ( 1Тим.2:4 ), т. е. Адам не был обольщен духом лестчим. Но обольщения приняла и передала ему Ева. От жены начало греха, и тою умираем вси ( Сир.23:27 ). А в жене, при обольщении, действовала поспешность и самоуверенность, что она открыла важную для общего безбедного благополучия тайну, которою хотела удивить и изумить самого своего мужа. И вот эта поспешность, эта самоуверенность, отделившая Праматерь от здравомысленного совета и верного подкрепления Праотца, погубила обоих. Посему Праматерь плачевным примером своим научает всех нас, чад своих: ни что же по рвению и тщеславию ( Фил.2:3 ), но все испытывая и сами по себе, а паче по совету опытных и благоразумных людей, доброго и лучшего держитесь ( 1Фес.5:20 ). 80 Прокимен ( Пс.20 ) пред 9-й Паремьей: вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя, со стихом: Господи, силою Твоею возвеселится царь, – в применении к духу Паремьи, выражает, от лица подвизающихся, молитву, чтобы Господь вознесся, укрепился, воцарился в нас непоколебимым утверждением нас на путях мудрости, правды, мира, и, когда Он укрепит и воцарит в нас правду Свою, тогда благодатию Его, господствующий, как царь, над страстями своими, возвеселится силою Господа о спасении своем. 81 Оно составляется не только из пшеничных, но просяных и других зерен, и украшается разного рода древесными плодами. 82 Иконоборство началось с 723 года, в 786 году поражено было 7-м вселенским собором, но и после того, до 842 года, всего 120 годов, продолжаясь, свирепствовало. 83 При возбуждении к неослабному продолжению постного шествия делаются приличные применения к каждому дню, сообразно тому, кому посвящен каждый день в Седмице: так в среду и пяток делается применение особенно к Кресту и к страждущему на Кресте Спасителю; в четверток к Апостолам и проч., что впрочем, делается своим порядком и во всех Седмицах. 84 Пред Паремьей Прокимен ( Пс.21 ): Боящиеся Господа восхвалите Его, – во всей сообразности относится к первой части Паремьи, где показывается благоволительное охранение и приосенение свыше во всяком месте и во всякое время верных, в непорочности служащих Господу: и потому боящимся Господа надлежит немолчно хвалит Его и за великие являемые Им милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

119. Кто ненавидит страсти, тот отсекает и причины их; а расположенный к сим причинам и нехотя борим бывает страстями. 120. Когда действуют в нас злые помыслы, будем обвинять в том самих себя, а не прародительский грех. 121. Корни помыслов суть явные грехи, которые каждый из нас совершает руками, ногами, устами. 122. Невозможно, чтобы тот собеседовал со страстию в уме, кто ненавидит причины ее. 123. Кто станет беседовать с тщеславием, если он презирает посрамление? Кто будет смущаться бесчестием, если он любит уничижение? Кто согласится на угодие плоти, если он имеет сердце сокрушенное и смиренное? Кто станет заботиться о привременном или вести из-за него войну, если он верует во Христа? 124. Отметаемый кем-либо и ни словом, ни мыслию не вступающий в прю с отметающим, приобрел истинное ведение и являет твердую веру Владыке. 125.  Лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати (Пс. 61, 10), тогда как Бог для каждого бережет то, чего он по правде достоин. 126. Если ни для обижающего (обижать) не избыток, ни для обижаемого (терпеть) не лишение; убо образом ходит человек, обаче всуе мятется (Пс. 38, 7). 127. Если увидишь, что кто-либо по поводу бозчестий крайне болезнует сердцем, то знай, что он наполнен помыслами тщеславия и теперь пожинает с неудовольствием рукояти семян, которые сам посеял в сердце. 128. Кто паче должного насладился телесными удовольствиями, тот отплатит за этот излишек сторичными болезнованиями. 129. Настоятель обязан говорить послушнику должное; когда же его не послушают, возвещать об имеющих постигнуть за это бедах. 130. Обиженный кем-либо и не домогающийся обижающему должного (возмездия), этою частию верует Христу, и сторицею приимет в веке сем, и живот вечный наследует. 131. Память о Боге сопровождается болезнованием сердца о благочестии; всякий же забывающий о Боге бывает самоугодлив и бесчувствен. 132. Не говори, что бесстрастный не может скорбеть; ибо если не о себе, то о ближнем должен он сие делать. 133. Когда враг соберет много записей о грехах совершенных в забвении; тогда понуждает должника и не в забвении делать те же грехи, благословно злоупотребляя законом греха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

На изречение: блажен, иже не поползнеся языком и не уязвися печалию греха ( Сир.14:1 ) На вопрос любви твоей можно отвечать следующее. Блажен, иже не поползнеся языком своим, то есть, блажен тот, кто не осквернял языка срамными речами и оскорбительным словом не соделался для иных виновником соблазна. Не уязвися же печалию греха – значит или раскаялся в том, что произнес нескромного и срамного, или никого не опечалил оскорбительными речами и не имел нужды сокрушаться о произнесении оных. Ибо поползновение на земли лучше, неже от языка ( Сир.20:18 ), то есть многие, упав, воставали, а сказав слово, погибали. 460. Мартиниану О Суде Епикур, этот пастырь стада твоего, злочестиво утверждал, что все произошло нечаянно и потом обратится в ничто, как не существовавшее. Но Христос, Творец, Отец, Бог и Спаситель всех обещал приити во славе ( Мф.25:31 ) и воздати коемуждо соразмерно с тем, как он поступал ( Апок.22:12 ). Поэтому, если Христос более Епикура достоин доверия, то твоему не знающему сокрушения сердцу должно подумать о том, как бы не быть взятым врасплох в своем небрежении и не взыскать покаяния уже тогда, когда ему не будет места. 461. Феану Любовь к нарядам, разноцветность камней, золотая при них оправа, завитые кудри, подкрашивание очей, поддельная красота и всякие в этом ухищрения, которыми, как все рассказывают, озабочен ты, оскорбляют скромность в удовлетворении потребностей, выражают же неистовство страстей. Посему, если забыл ты данные обеты, то пишу тебе в напоминание; а если, как человек, развратился, то отрезвись скорее. Ибо не обещать дара Богу – безбедное дело, а дать обет и отказаться от исполнения – достойно осуждения. 462. Трибуну Серину Бог всегда благопоспешествует твоим намерениям. Но теперь, отправляемый во Фракию и в это вместилище смятений, имеешь ты нужду в благорасположении Кесаря, которого в наибольшей мере домогается себе Андрогин. И ты, как поверженный среди львов, в недоумении своем приобрети себе помощь в молитве. Не воздремлет же, знаю это, Храняй тя ( Пс.120:3 ), но членовныя лукавства сокрушит ( Пс.57:7 ) и возвратит тя здрава ( Быт.28:21 ) в землю обдержания твоего ( Нав.22:4 ). 463. Дионисию младшему

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

Место это некоторые толкуют так. Наследство, говорят они, Екклезиаст поставил вместо доброй жизни, чрез которую мы соделываемся наследниками Богу и сонаследниками Христу. Поэтому Екклезиаст хочет научить, насколько удостоившиеся видеть Солнце Правды и имеющие мудрость выше тех, кои без мудрости заботятся только о жизни и ее отношениях. Это показывает и Даниил говоря: «разумеющие слова мои просияют, как светила небесные» ( Дан.12:3 ), или, как перевёл Феодотион: «разумеющие слова мои просветятся, как сияние тверди; а те, кои исполнят слова мои, как звёзды небесные». А под сенью серебра, или денег, в таинственном смысле, мы должны разуметь ту сень, из коей собираются таланты и мины в Евангельских притчах ( Мф.25:13–30 , Лк.19:12–27 ) чтобы, когда мы будем под сенью мудрости и под сенью такого серебра, «во дни солнце» не опалило нас, «ниже луна нощью» ( Пс.120:6 ). Можно сказать и то, что сень есть жизнь наша на земле: «дух лица нашего помазанный Господь, о нем же рехом: в сени его поживем в языцех» ( Плач.4:20 ). Всякая защита наша на земле сей подобна тени, – тени ли мудрости, или выше упомянутого серебра, пока не дохнет день и не будут удалены тени. Симмах, по своему обычаю, и здесь перевёл яснее, поставив: «как помогает мудрость, подобным образом помогают деньги». Следующий же стих ясно убеждает к приобретению знания. Еккл.7:13 . Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Посмотри на дела Божии: ибо кто сможет выпрямить того, кого искривил Бог? Это место Симмах перевёл так: «поучись делам Божиим, ибо никто не сможет исправить то, что Он ограничил». То есть, пусть будет для тебя достаточно из святых Писаний, или из самого созерцания мира знать и разуметь сотворенное; но не ищи причин и оснований, почему то и другое сотворено так, и не говори, что оно должно быть иначе, чем как сотворено, например, если бы кто захотел спрашивать, зачем Моисею Бог говорит: «кто сотвори нема и глуха, и видяща и слепа; не Аз ли Господь Бог» ( Исх.4:11 ) и сказал бы: зачем слепой, глухой и немой сотворены такими, и прочее, тому подобное. Относительно этого места следует иметь ввиду свидетельство псалма семнадцатого, в котором говорится Господу: «со святым свят будешь, и с развратным развратишься» ( Пс.17:27 ), и принимать, что Господь свят с тем, кто свят, и что пред Ним развратен тот, кто прежде развратился своею волею, – принимать сообразно с написанным и в книге Левит: «если будут ходить ко Мне превратно, то и я буду ходить к ним в ярости Моей превратно» ( Лев.26:27–28 ), – что может объяснять и то, почему Бог ожесточил сердце Фараона. Ибо, как одно и то же действе солнца воск расплавляет, а глину делает твердою, и воск расплавляется, а глина твердеет в силу своих собственных свойств: так одно и то же совершение чудес в Египте и смягчало сердца верующих, и ожесточало неверующих, которые по своему жестокосердию и нераскаянному сердцу из этих чудес, видя которые они не верили, собирали себе гнев в день гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Бытие 5 . Проблема долгожительства перед потопом очевидна: Адам жил 930 лет ( Быт. 5:5 ), Мафусал жил 969 лет ( Быт. 5:27 ), а средняя продолжительность жизни тех, кто умер естественной смертью, превышала 900 лет. Однако даже в Библии признаётся то, о чём свидетельствуют научные данные, а именно, что большинство людей, даже умерших своей смертью, живёт всего лишь семьдесят или восемьдесят лет ( Пс. 89:10 ). То, что в наше время люди не живут так долго, – это факт. Но это чисто описательное утверждение, а не предписывающее. ещё ни один учёный не доказал, что какой-то человек не мог бы жить так долго. Фактически, с точки зрения биологии нет никаких причин, чтобы люди не могли жить сотни лет. Учёных больше озадачивают процессы старения и умирания, чем долгожительство. Во-вторых, ссылка в Пс. 89 относится ко временам Моисея (1400 гг. до Р. X.) и более поздним, когда снизившаяся продолжительность жизни составляла уже не более семидесяти или восьмидесяти лет, хотя сам Моисей прожил 120 лет (Вт. 34:7). В-третьих, кое-кто полагает, что эти «годы» в действительности представляли собой лишь месяцы, и тогда девять столетий сводятся к нормальной продолжительности жизни в восемьдесят лет. Однако это малоправдоподобно. В древнееврейском Ветхом Завете нет прецедентов для понимания слова год в значении «месяц». Причём у Малелеила появились дети, когда ему было «всего» шестьдесят пять лет ( Быт. 5:15 ), а у Каинана – в возрасте семидесяти лет ( Быт. 5:12 ); это означало бы, что им тогда и по пять настоящих лет не исполнилось – такое совершенно невозможно с точки зрения биологии. В-четвёртых, предполагают ещё, что эти имена могут относиться к семействам, к родословным линиям, которые существовали на протяжении нескольких поколений, пока не вымерли. Однако такое объяснение лишено смысла. Прежде всего, многие из этих имён (например, Адам, Сиф, Енох, Ной), безусловно, указывают на отдельных людей, о жизни которых повествуется в тексте ( Быт. 1–9 ). Далее, родословная линия вряд ли может «родить» родословную линию с другим именем. И родословные линии не «умирают», как умер каждый из упомянутых людей (ср. Быт. 5:5, 8, 11 ). Более того, упоминание о рождении «сынов и дочерей» ( Быт. 5:4 ) плохо согласуется с теорией родословных линий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010