17. Ибо, обосновывает и разъясняет апостол это увещание, лучше делающим доброе, если бы угодно было воле Божьей, страдать, нежели делающим злое 248 . Увещевая христиан не страшиться страданий за Христа, с доброй совестью, апостол далее указывает им, как в 2:21–25, на страдания за них Христа, обязывающие и их подражать Ему. 18. Потому что и Христос однажды 249 , пострадал и умер, за грехи (наши) 250 , ради вашего спасения 251 , праведник за неправедников 252 , для спасения их (ср. Рим. 5:6–8 ), чтобы оживотворить нас для правды (ср. 2:24), и привести к Богу, в общение с Ним (ср. 2:24; Рим. 5:2 ; Еф. 2:11 ); Он был умерщвлён людьми в жизни по плоти, но оживотворён Богом в жизни по духу 253 , 19. В котором, когда плоть Его лежала ещё во гробе, Он, сошедши в ад 254 , проповедал евангелие и заключённым в темнице ада духам, 20. Не веровавшим некогда 255 , когда Божье долготерпение ожидало покаяния в дни Ноя 120 лет, при чём строился ковчег, в который вошедши только немного, именно, восемь душ, Ной и его трое сыновей с жёнами 256 , спаслись водою 257 ( Быт. 6:1 и след. 7:4 и след.), 21. Которая (т. е. вода) 258 и вас 259 соответственно сему образу ныне спасает в крещении 260 , которое есть не плотской нечистоты омытие, но испрошение у Бога доброй совести 261  – воскресением Иисуса Христа 262 , 22. Который пребывает восшедши на небо, при чём покорились Ему ангелы и власти и силы 263 одесную Бога. Таким образом, Христос пострадал за христиан и спас их своими страданиями, смертью и воскресением; будучи праведником, Он в своих страданиях, смерти и сошествии в ад проявил бесконечную любовь к неправедникам и притом к самым грешным, – и христиане обязаны подражать Ему, и при доброй совести, если угодно будет воле Божьей, чтобы они страдали, переносить страдания с кротостью, чтобы и неверующие мучители устыдились своих клевет на христиан и в день благодатного посещения и сами обратились ко Христу и прославили Бога. Христос однажды пострадал, а затем наступило торжество спасения: воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо, при чём и небесные духовные силы: ангелы, власти и силы признали человека Иисуса Христа своим Господом, уразумев тайну воплощения и спасения, и покорились Ему, заняв при Нём соответствующее им служебное положение в деле нашего спасения, – и поэтому христиане не должны страшиться страданий: и их страдания будут иметь подобный исход для них – участие в славе Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Наделив при творении человека разумом и волей, Бог требует от него сознательного и волевого участия в спасении: «Спасаемый будет спасен не без [собственной] воли (κων), ибо он не бездушен; напротив, он должен добровольно (κουσως) и по собственному решению (προαιρετικς) стремиться к спасению» (Ibid. VII 7. 42. 4). Лишь после того, как человек принял твердое решение верить Богу и послушно исполнять Его волю, Бог дарует человеку благодатную поддержку: «Как врач помогает обрести здоровье тому, кто стремится выздороветь, так и Бог предлагает вечное спасение тем, кто содействуют Ему (τος συνεργοσι), участвуя в собственном движении к гносису и добродетели» (Ibid. 48. 4). После того как человек начал «содействовать» Богу, Бог становится «сотрудником» (συλλαμβανμενος) человека, заслужившего Его помощь собственными усилиями (Ibid. 2). Не всегда используя понятие «благодать» (см., однако: Ibid. V 1. 7. 3), К. А. при этом понимал подаваемую от Бога помощь как особое действие Св. Духа. Так, по выражению К. А., результатом приобретения твердой веры является «усвоение Святого Духа как личного качества» (γου πνεματος χαρακτηριστικν δωμα - Ibid. VII 16. 134. 2 ), т. е. постоянная причастность благодатному Свету Логоса, «нераздельно разделяемому Духу Господню» (Ibid. VI 16. 138. 2), Который «поселяется» в душе человека, но остается при этом единым и беспредельным (Ibid. 15. 120. 2; см. также: Ibid. V 14. 98. 4; VII 11. 64. 7; 13. 82. 3-4; ср.: R ü ther. 1922. S. 103-106). При этом у К. А. подаваемая Богом благодать всегда является неразрывно связаной с приобретаемой самим человеком добродетелью; так, цитируя известные слова ап. Павла: «Благодатью вы спасены» (Еф 2. 5), К. А. прибавляет к ним собственное пояснение: «...но не без добрых дел» ( Clem. Alex. Strom. V 1. 7. 2). В спасительном процессе Бог всегда воздействует на человека Своим промыслительным руководством и неизменно остается первичным действующим началом, однако Он не желает спасать человека без постоянного свободного содействия со стороны человека (ср.: R ü ther.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

также: Quis div. salv. 39. 1; 42. 4; Protrept. 12. 120. 1). Понятия «печать» и «запечатление» неоднократно встречаются в «Извлечениях из сочинений Феодота...» в контексте изложения учения о крещении, существовавшего в гностицизме; в рамках этого учения печать указывала на подаваемую властью Имени Божия таинственную защиту от злых сил, которую избранные получают при крещении (см.: Exc. Theod. 80, 86). Не принимая такое магическое представление о получаемом в таинстве Крещения даре, К. А. в «Строматах» говорил о том, что лишь уподобление Богу наделяет человека «сияющей печатью праведности», к-рая есть умопостигаемый свет, «соединенный с душой благодаря непрерывной любви» ( Clem. Alex. Strom. VI 12. 104. 1). Т. о., подлинной «печатью» для К. А. является присутствие Св. Духа в очищенной душе (ср.: Еф 4. 30), к-рое есть одновременно причина и следствие начинающейся после крещения праведной жизни (ср.: Clem. Alex. Eclog. proph. 12). Учение К. А. о Евхаристии получало противоречивые интерпретации в исследовательской литературе и было предметом многочисленных дискуссий. Понятийное содержание связанных с евхаристической тематикой рассуждений и замечаний К. А. в значительной мере определялось общим контекстом, в к-ром они формулировались, вслед. чего их согласование друг с другом нередко затруднительно (перечень всех высказываний К. А. с комментариями см.: Struckmann. 1905; общий анализ учения К. А. о Евхаристии см.: M é hat. 1978; ср. также: Eijk. 1971; Pratt. 1987; Feulner. 2006. S. 202-204; см. также ст. Евхаристия). О том, что К. А. воспринимал Евхаристию как неотъемлемую часть христ. церковной жизни, свидетельствуют встречающиеся в его сочинениях краткие упоминания о практических сторонах совершения Евхаристии. Так, он писал об испытании совести перед участием в Евхаристии; говорил о разделении евхаристического Хлеба между верующими ( Clem. Alex. Strom. I 1. 5. 1); упоминал при перечислении форм воздаваемого Богу благодарения «святое приношение» (προσφορ γα; Ibid. VI 14.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Последняя (греховность – В.Л.) фактически бывает плотяною, ибо не имеет иной точки опоры для оппозиции со «внутренним человеком»; однако сама по себе она духовна и представляет могучую демоническую силу. Поэтому освобождение от нее возможно лишь при том условии, что личность парализует греховный натиск через подчинение другому, более властному, началу и – под его защитой – становится неуязвимою. Бог осудил грех во плоти через Сына Своего ( Рим. 8:3 ), – и, соединяясь таинственно со Христом, верующие бывают уже не во плоти, если в них потом живет Дух Божий ( Рим. 8:9 ). Таким путем каждый выходит из греховной сферы и за ее границами пользуется совершенною неприкосновенностью для греховных приражений» 120 . Подводя итог, можно сказать, что новозаветное понимание первородного греха органично связано с ветхозаветным, но имеет и свои существенные особенности: – это, прежде всего, ясное осознание и раскрытие: 1) глубины повреждения человеческой природы, охватывающей не только естество человека и окружающий мир, но и личностную сферу, прежде всего отношения человека с Богом, а так же межличностные отношения с ближними; 2) сущности греховного состояния человека, попавшего в зависимость от диавола; 3) той мысли, что порабощенность людей греху, диаволу и смерти и необходимость спасения человечества стало причиной Воплощения Сына Божия ( 1Ин. 3:8 ; Рим. 5:21; 6:23; 8:3 ; 1Кор. 15:22 ; Гал. 3:22 ; Евр. 2:14–15 ). При этом в Посланиях апостола Павла сделаны особые акценты на том, что греховное состояние всех людей является врожденным и всеобщим ( Рим. 3:9; 5:12,14 ; Еф. 2:3 ; Гал. 3:22 ), воспринято от согрешивших прародителей ( Рим. 5:12,15,18,19 ; 1Кор. 15:22 ) и обусловлено порабощенностью рода человеческого диаволу, так что смерть, тление, «греховный закон» в нашем естестве, есть лишь орудия осуществления этого рабства ( Рим. 6:12–13; 7:5 ; Евр. 2:14–15 ). 3.4. Святоотеческое учение о первородном грехе Вопросы о врожденной греховности, разобщенности с Богом, поврежденности душевных и телесных сил человека волновали всех святых Отцов, что нашло ясное отражение в их сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

Каждый, зная свою степень, пусть и действует по своей степени с чистою совестию. Будем любить друг друга по душе, а не по телу. Очи долу, ум горе. 180. Пост Богу приятен, когда воздерживаемся и душевно, и телесно; если же только телесно, то он не угоден Ему. Потщитесь оказаться исправными в сем. 120] Уже к концу приходит время поста: рассмотрите же в себе, исполнено ли вами все подобающее и должное: стяжали ль мы с вами послушание непрекословное, смирение нелицемерное, благоговеинство сокрушенное, молитву непрестанную, плач Богу приятный, стенание глубокое, веру непреткновенную, надежду непостыждающую, безропотность благодушную, воздержание всестороннее – и от слова сопротивительного, и от речений оскорбительных, от задорности, брани и самочиния. – Всего этого требует воздержание, и воздерживаясь от сего, мы в самом деле течем путем благочестия и подвигом добрым подвизаемся в чаянии вечных неизреченных благ. Если же найдется что противное сему: преслушание, гордость, ропот, шепотничество, самочиние, распущенность, спорливость, жестокосердие, ненависть, гнев и прочих скверных страстей непотребства, – то хотя и постимся мы телесно, не приносим однако же Богу приятного поста, но нечистый – не угодный Богу, отвергаемый Им. Познав сие, потрудитесь соблюдать все заповеди Господни непорочно, отвергните все укорное, стыдное и срамное, и все благообразно и по чину делайте: ибо и доброе недобро, если недобре говорится и делается. Не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия (Еф. 5, 17) – благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). 181. 1) Трудитесь в исполнении Заповедей Божиих и обетов общежительных, и будете обрадованы от господа радованием неописанным. – 2) такова сущность звания нашего и надежд его: не понерадим же об исполнении послушаний. – 3) Послушания сии несуетны; и никто у нас не служит человекам, но богу, который приемлет то, – и воздаст: трудитесь же в сем духе и исполните в совершенстве дело звания своего. – 4) Так сделаемся подражателями отцов и Самого Господа. – 5) Да утвердит вас в сем Господь и да сохранит. 123] 1) Прошу и молю, стойте во святом звании, в которое призваны вы, непоколебимо и неподвижно, исполняя Заповеди Божии и оправдания Его; пребывайте всегда в ревностнейшей и теплейшей любви ко Господу, изгоняя всякую чуждую страсть из сердец ваших, возмогайте в крепости подвижничества вашего, каждый день все усерднее и трезвеннее проходя, в бдении и псалмопении, в послушании и смирении, в служении и пощении и во всем прочем, принимая как доказательство успешности вашей в содевании своего спасения эту настойчивость в труде и борении и эту многопотность жизни вашей. Крепитесь: воссияет, наконец, для вас вечный покой вместо теперешнего злострадания и непрестающее радование вместо настоящих прискорбностей. Этим и Апостол одушевляет нас, внушая не смотреть на настоящее, потому что оно временно и тленно, но на будущее, потому что оно вечно, блаженно (2 Кор. 4, 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пост Богу приятен, когда воздерживаемся и душевно и телесно; если же только телесно, то он неугоден Ему. Потщитесь оказаться исправными в сем. 120]. Уже к концу приходит время поста: разсмотрите же в себе, исполнено ли вами все подобающее и должное: стяжали–ль мы с вами послушание непрекословное, смирение нелицемерное, благоговеинство сокрушенное, молитву непрестанную, плач Богу приятный, стенание глубокое, веру непреткновенную, надежду непостыждающую, безропотность благодушную, воздержание всестороннее — и от слова сопротивительнаго, и от речений оскорбительных, от задорности, брани и самочинья. — Всего этого требует воздержание, и воздерживаясь от сего, мы в самом деле течем путем благочестия и подвигом добрым подвизаемся в чаянии вечных неизреченных благ. Если же найдется что противное сему: преслушание, гордость, ропот, шепотничество, самочиние, распущенность, спорливость, жестокосердие, ненависть, гнев и прочих скверных страстей непотребства, — то хотя и постимся мы телесно, не приносим однакоже Богу приятнаго поста, но нечистый — не угодный Богу, отвергаемый им. Познав сие, потрудитесь соблюдать все заповеди Господни нопорочно, отвергните все укорное, стыдное и срамное, и все благообразно и по чину делайте: ибо и доброе недобро, если недобре говорится и делается. Не бывайте не смысленни, но разумевайте, что есть воля Божия (Еф. 5, 17) — благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). 1) Трудитесь в исполнении заповедей Божиих и обетов общежительных, и будете обрадованы от Господа радованием неописанным. — 2) Такова сущность звания нашего и надежд его: не понерадим же об исполнении послушаний. — 3) Послушания сии несуетны; и никто у нас не служит человекам, но Богу, Который приемлет то, — и воздаст: трудитесь же в сем духе, и исполните в совершенстве дело звания своего. — 4) Так сделаемся подражателями отцев и самого Господа. — 5) Да утвердит вас в сем Господь и да сохранит. 123]. 1) Прошу и молю, стойте во святом звании, в которое призваны вы, непоколебимо и неподвижно, исполняя заповеди Божии и оправдания Его; пребывайте всегда в ревностнейшей и теплейшей любви ко Господу, изгоняя всякую чуждую страсть из сердец ваших, возмогайте в крепости подвижничества вашего, каждый день все усерднее и трезвеннее проходя, в бдении и псалмопении, в послушании и смирении, в служении и пощении, и во всем прочем, принимая, как доказательство успешности вашей в содевании своего спасения эту настойчивость в труде и борении, и эту многопотность жизни вашей. Крепитесь: возсияет, наконец, для вас вечный покой вместо теперешняго злострадания и непрестающее радование вместо настоящих прискорбностей. Этим и Апостол одушевляет нас, внушая не смотреть на настоящее, потому что оно временно и тленно, но на будущее, потому что оно вечно, блаженно (2 Кор. 4, 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

II. Предмет науки. Определение понятия «пастырское служение» в «Книге о должностях пресвитеров приходских» и у проф. В. Ф. Певницкого. Наше определение Предметом науки Пастырского Богословия служит пастырское служение. Понятие «пастырское служение» нуждается в точном определении, ибо с ним связывают разное содержание, разумея под ним то один из институтов христианской Церкви ( Еф.6:11 ) как должность, то внутренний подвиг пастыря как настроение, то как пестунство, или пастырство в тесном смысле слова, то, наконец, как соединение нескольких подобных сторон пастырской деятельности. «Книга о должностях пресвитеров приходских» определяет пастырское служение как «служение в Новом Завете, от Христа Апостолам и их преемникам переданное, состоящее в проповеди Слова Божия и строении таинств, дабы сими средствами примирив грешников к Богу, совершить их в вере и святом житии к получению живота вечного во славу Божию» (1–2 гл.). Согласно с этим через 120 лет определяет пастырское служение проф. В. Ф. Певницкий . «Священническое, или пастырское, служение, – говорит он, – есть особое, существенно необходимое служение в Церкви Божией, ведущее свое начало от Основателя Церкви, Господа Иисуса Христа, поручаемое избранным и освященным лицам, состоящее в строении Тайн Божиих, проповеди Слова Божия и попечительном руководстве людей в духовной жизни» 24 . По существу, оба определения одинаковы. Разница между ними лишь в том, что первое без возражений могло бы быть принято и в протестантском богословии, второе же исключает подобную возможность, упоминая о совершителях пастырского служения как об освященных лицах. Кроме того, второе разделение представляет объем пастырского служения, когда указывает виды его: проповедь , строение Тайн Божиих и душеводительство. Но ни первое, ни второе определение пастырского служения нас не удовлетворяет. Первое цель пастырского служения ограничивает примирением пасомых с Богом, совершением их в святом житии и приготовлением их к потусторонней жизни. Между тем жизнь христианина должна быть не только благочестива, но и творчески разумна; он не только должен готовиться к небу, но и возвышать и всячески, в согласии с волей Божией, украшать земную жизнь. Второе – проф. В. Ф. Певницкого – определение пастырского служения кроме строения Тайн Божиих и проповеди слова Божия задачу пастырства видит в попечительном руководстве людей в духовной жизни. Но тут не уяснен объем понятия «духовная жизнь». Если под нею разуметь богомыслие, молитву, пост и милостыню, которыми некоторые ограничивают благочестие, то попечительное руководство пастыря в отношении пасомых не может ими одними ограничиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Итак, великое служение совершают святые Безплотные Силы. Служение мудрости. Предстоя Божию Престолу, Первоисточнику всякой Мудрости, они приемлют от Него все: и бытие, и свет и духовные совершенства и качества. Книги богослужебные так о сем говорят: Если только слабый и землеретный наш ум может вознестись от земли до представления о величии и совершенстве Божия Ума, Вечной Премудрости, Абсолютного Духа, то пусть вникает в эти слова. Божественный Ум, от вечности знающий все, предвидящий все и предустроивший от века все, весь план домостроительства нашего спасения, предрешивший все величайшие тайны: воплощения, искупления, преображения, — изливает Свой ум, Свое разумение, сначала чистым духам, Ангелам, а они, подобно зеркалам, принимают его; «Отонуду разумение восприемлюще», [ 120 ] передают, когда нужно Божия повеления и откровения нам; открывают то, что становится ведомо им из Божиих тайн, приоткрывают тем, кто достоин знать Божию волю. Так, например, говорит песнь: «Ум предвечный, свет состави вторый, Гавриила тебе, причастии божественными просвещающаго всю вселенную и юже от века открывающаго нам божественную и великую истинно тайну: во утробе воплощаемого девственней суща безтелеснаго, и бывша человека, во еже спасти человека». [ 121 ] Как совершалось это просвещение Гавриила божественной и великой тайной, не дано нам знать, не открыто, но ведь этого уже все равно нам и не понять. Это уже такие тайны Божия величия, которые нам недоступны. Такова, значит, сущность ангельских умных сил и их способностей. Мудры они, и совершенней их ум, чем наш, ибо сказано: «мудр Ангел Божий, чтобы знать все на земле» (2 Цар. 14, 20), но не знают всего, что на небесах, неведома им Божия воля и «многоразличная премудрость Его» (Еф. 3, 10–11). Служение святости. Предстоя Престолу Божию, Первоисточнику истинной святости и чистоты, они приемлют в себя и святость Божию и отражают ее нам, подобно отражению света. «Лица Твоего доброту красную зрети сподобишася, служительныя Твоя светлости»… [ 122 ] ибо предстоять Самому Лицу Божию, еже есть святость. «От Святаго Духа освящаеми Ангельстии Собори, на зло пребывают недвижными, еже к первому благому восхождению обожаеми» [ 123 ] Да и как могут они быть подвизаеми (готовы) на зло, когда они принимают только доброе, только святое, ибо предстоят Самому Источнику Святости, Которому и поют: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Посему и велика радость Ангелов на небеси о кающемся грешнике (Лк. 15, 7–10). Такова воля их — свята. Ибо и Господь называет Ангелов святыми (Мф. 25, 31; Мр. 8, 38) и Писание свидетельствует о кротости их (Иуд. 1, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

XVIII) служит прекрасной, живо написанной иллюстрацией, каким образом, под влиянием своей супруги-христианки, Григорий-отец постепенно пришел к свету евангельского учения и достиг высоких ступеней нравственно-религиозного совершенства. 110 Климент Александрийский. Строматы. Кн. 3, гл. 6. С. 339. 111 Aug. De bono viduit., с. 3 § 4//M. T. 6. Col. 432. 112 Ср.: свт. Игнатия Богоносца посл. к Еф. гл. 10/русск. пер. П. Преображенского. Изд. 2, 1895. С. 274. 113 Климент Александрийский. Педагог. 3, 12, с. 325: «святые нравы в супружеских отношениях распространяют благоухание чистых радостей по всему дому». 114 «Воздержание супружеское обыкновенно смягчает плотскую похоть, в узде воздержания заключается такое умеряющее начало (moderamen), что даже в самом супружестве уже более не распространяется неумеренная вольность, но сохраняется известная мера, или для удовлетворения только требований со стороны слабости супруги, или же для рождения детей». Aug. De continentia 1, 12 § 27//M. T. 6. Col. 368. 115 Климент Александрийский. Строматы. Кн. 2, гл. 23, с. 302. 116 Климент Александрийский. Строматы. Кн. 3, гл. 14, с. 375. 117 Блж. Иероним. Письмо к Паммахию против Иовиниана, русск. пер. изд. Киевск. Акад. Т. 2. С. 36. 118 Свт. Григорий Богослов. Похвала девству/русск. пер. 1847, т. 5. С. 53. 119 Климент Александрийский. Кн. 3, гл. 12. 120 Климент Александрийский. Кн. 7, гл. 12, с. 859. 121 Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2, гл. 10, с. 202. 122 Климент Александрийский. Строматы. Кн. 3, гл. 12, с. 370. 123 Там же. 124 Блж. Августин (De nupt. et conc. 1, 25, 26//M. T. 10. Col. 429–430): «Похоть плоти в крещении отпускается (dimitti), но не так, чтобы ее совершенно не существовало (non ut non sit), но так, что она не вменяется более во грех (ut in tus) уже совершенно отпущена (soluto), она сама еще остается и до тех пор вся наша слабость не исцеляется совершенно, пока чрез посредство постепенно со дня на день преуспевающего возрождения внутреннего человека и внешний человек не облечется в нетление… Итак, и в крещении остается нечто такое, что не отпускается совершенно, так как в том смертном теле остается пребывать еще плотская похоть (concupiscentia carnalis)… Она только постепенно может уменьшаться в преуспевающих и воздержных»; ср.

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

Ни угрозы, ни обещания, ни смерть, ни ад, ни рай, ни яд и горечь греха – ничто не поражает и не приводит в движение душу. Она сделается, как камень. И что же тогда с ней будет? То же, что присуждает апостол земле, пившей множицею сходивший на нее дождь и износившей одни терния и волчцы: непотребна есть, клятвы близ, еяже кончина в пожжении» ( Евр. 6:8 ). «Приложите к сему, что частое падение в грех образует привычку грешить, которая вяжет бедную душу и тирански держит ее в рабстве у себя. Пусть даже один грех обратится в привычку, он всю душу пленяет и во всей мучительски властвует. Посмотрите, что делает паук со своей добычей? Часть за частью опутывает у нее тонкой паутиной, пока запутает ее всю, после чего она хотя делает еще некоторые движения, но они бессильны освободить ее. Так и грех, к коему частым падением привыкает человек, сила за силой в него проникает, пока исполнит собой и душу и тело, и на все отправления их наложит узы рабства себе. Хотя потом и приходит иногда человеку на мысль бросить свой грех; но душа, видя, как многоплетенно запуталась в нем, не решается поднять руки, чтобы распутаться, и предается совсем безнадежию одолеть грех, как пишет апостол о язычниках, что они в нечаяние вложшеся, предаша себя студодеянию, в делание всякой нечистоты, в лихоимании ( Еф. 4:19 ), и как евреи, заморенные рабством египетским, даже тогда, как от лица Божия принес им Моисей обещание свободы, не верили, чтобы это могло совершиться». «Итак, покаявшиеся и вступившие в добрый путь, бойтесь снова впасть в грех. Увидьте сквозь прелесть греха, покушающегося снова увлечь вас, решительную свою пагубу. Не смотрите на него легко, а как на пропасть зияющую, на ад отверстый и готовый поглотить вас безвозвратно. И опасением такой горькой участи отрезвляйте свою мысль и чувства сердца отвращайте от греха. Борьба, конечно, неизбежна. Но стоящему легче бороться, чем падшему. Встали? стойте же и боритесь. Господь будет вам помощник. День ото дня все легче будет становиться борьба. Наконец, она и совсем стихнет. Добро возьмет преобладающий верх, и потечет ваша жизнь мирно, путем богоугодного доброделания, и приведет вас к блаженному исходу отселе в вечные райские обители. А если снова падете, опять пойдет смятение мыслей и чувств, опять мрак и томление, опять страхи и мучения совести, опять туга и всякое нестроение. Начнете опять маяться в рабстве греху и, может быть, без конца; и промучившись здесь, ввержены будете в нескончаемые муки по смерти, в грехах неоплаканных и неисправленных» 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010