88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " ( οο) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " ( ε) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. ο - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (ο) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

Но это одна сторона дела. Другая сторона его кроется в самом рассмотрении основ жизни мира или, говоря словами аскетов, жизни “многолюдства” с целию определить: служат ли эти основы мирской жизни условием успешности умного созерцания или нет, и, смотря по тому, какой получается вывод – положительный или отрицательный, аскеты выбирают жизнь или среди мира или в уединенной пустыне. По несомненным данным опыта, имеющим свое конечное объяснение в греховности природы человеческой, жизнь мира не носит на себе образа жизни по идеалу, некогда предначертанному Самим Богом. Основы, движущие эту жизнь, суть не столько основы добра, сколько основы зла: доброе в жизни мира перемешано со злом и злое гораздо превышает собою доброе 283 . Состояние зла и его действие на человека здесь выражается под образом моря: оно, обуреваемое и возмущаемое волнами, сильно стремится всех за один раз покрыть своим быстрым течением 284 . Следствием такого волнения в периферии или окружающей действительности происходит нравственная беспорядочность в центре, владычественном уме человека: то, что совершается во вне, в мире, объекте, отражается внутри, в духе, субъекте. Дух, находясь под подобным влиянием и смотря на множество живущих беззаконно, прежде всего проводит время не в том, чтобы очувствоваться в собственных своих грехах и сокрушаться покаянием о прегрешениях, напротив того он, чрез сравнение себя с худшими, приобретает какое-то мечтательное понятие о заслуге; потом – “мятежами и недугами, какие обыкновенно производит мирская жизнь, дух человеческий, будучи отвлекаем от драгоценного памятования о Боге, не только лишается возможности радоваться и веселиться о Боге, насладиться Господеви и усладиться словесами Господними, чтобы прийти в состояние сказать: помянух Бога и возвеселихся ( Пс.76:4 ), коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим ( Пс.118:103 ), но и совсем привыкает к пренебрежению и забвению определений Божиих” 285 . Эта истина принудительно общепонятна и общеизвестна, если только человек хотя немного вникнет в течение жизни мирской. Отсюда – естественно нужна какая-либо ограда, могущая отделять человека великою и крепкою стеною от злого начала жизни мира – особенно в начале его “подвигов”,– чтобы чистота сердца никак не была в состоянии оскверниться чрез приближение к злому началу 286 ; таковою оградою и является уединение в пустыне или монастыре. Но очевидно, что основной принцип означенного уединения по своей идее тоже совпадает с принципом отношений аскета к телу и безбрачию-девству. И здесь, как и там, проходит одна и та же точка зрения: именно – потому подвижнику нужно быть уединенным, что в подобном состоянии аскетизм бывает удобее-носимым, чем среди мирской жизни, греховной по преимуществу, (а вовсе не вследствие того, что будто бы мир сам по себе есть зло).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

2Пет.1:11. 89 Еф.1:17. 90 Еф.1:19–21. 91 Кол.3:1–3. 92 Евр.1:3. 93 . Евр.4:14. 94 Слово «исповедание» (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода «надежда» (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 95 Евр.6:19. 96 Евр.8:1. 97 Евр.9:24. 98 Евр.10:12–13. 99 Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 100 Евр.10:20. 101 Ин.14:4. 102 Ин.14:3. 103 Св. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.648 (PG 36. 592А) 104 2 Кор. 12:2–4. 105 2Кор.12:2. 106 2Кор.12:3–4. 107 2Кор.12:3–4. 108 Евр.1:3. 109 Евр.6:20. 110 Последование Литургии, ектения «Вся святыя помянувше» после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 111 Евр.10:19–22. 112 Евр.12:18–19. 113 Евр.12:22–24. 114 Откр.3:12. 115 Лк.23:43. 116 Пс.46:9. 117 Пс.96:1. 118 ο λαικς — лаик, мирянин. 119 Ср.: 1 Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 120 δημοσα — перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: «Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию» (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 121 αξωμα διδασκαλικν — учительское достоинство есть власть «учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают» (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553). 122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Благоприятствует этому также частое созерцание величия дивной красоты небес, усеянных мириадами разноцветных звезд, совершающих движение по своим орбитам с дивной правильностью, гармонией; созерцание красоты, блистающей во всех царствах природы – органической, неорганической, животной; только для усмотрения здесь красоты нужно иметь разумный, светлый взгляд на природу. Такой взгляд раскрывают особенно науки естественные: астрономия, физика, ботаника, минералогия, геология, зоология, отчасти химия. Возбуждению сердца, оживлению чувствований могут благоприятствовать и художественные произведения: картины, поэзия, музыка, искусное пение, но только если они религиозного характера. А светская поэзия, музыка и пение возбуждают только страсти. Живость чувствований много поддерживается также частым дружеским обращением, искренней беседой с добрыми, чувствительными, благочестивыми людьми. Святой Давид любил рассматривать небеса, украшенные солнцем, луной, бесчисленным множеством звезд, блистающих разноцветными огнями, и, восхищаясь их величием и красотой, в восторге восклицал: «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс. 18:2)! А в Законе Господнем он находил еще больше красоты совершенств Божиих и больше наслаждения (см. Пс. 18:2—12; 118, 103). Святые подвижники находили отраду сердца и освящение его в благоговейном псалмопении, в сыновней беседе с Богом, или молитве, размышлении о Боге и Его совершенствах. Глава Третья. О БОГОСЛОВСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ    Показанные добродетели, происходящие от развития и усовершения трех главных способностей души – ума, воли и сердца – и составляющие как бы основу духовной жизни, как ни важны, но они недостаточны для высшей духовной жизни. Они обращаются, так сказать, преимущественно в области естества, не объемлют собой всех отношений наших к Богу. А это самое главное. Разум наш по своей ограниченности и особенно под влиянием прирожденной растленности греховной не может иметь столько мудрости, чтобы правильно, ясно знать все необходимое для вечного спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Позвольте мне привести вам еще один стих блаженного Павла, потому что его слова в моих устах сладки, как мед и соты, и я вижу себя человеком, обретающим «корысть многу» (Пс. 118:162). «Седе одесную престола величествия на высоких, толико лучший быв ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя... Кому от ангел рече когда (Бог): седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих?» (Евр. 1:3—4, 13) Это место относит­ся к человечеству Христа, а не к Его предвечному существованию как Бога Слова, потому что как Бог Он всегда был, есть и будет «одесную» Отца. Итак, здесь Апостол говорит о че­ловеческой природе, которую, воплотившись, воспринял Христос. Думая и вспоминая об этом, я чувствую, как стучит мое сердце, и я забываю сам себя; приходя же снова в себя, я оплакиваю подобострастных мне грешников, которые по своей гордости, непослушанию и безрассудству отвращаются от такой Благодати и такого дарования, которое превышает попытку всякого описания и постижения.    Мы рассмотрели, насколько это было возможно, любовь и дар Господа нашего Иисуса Христа, и руководителями нашими в этом были Святые Отцы. Однако кто смог бы расска­зать о глубочайшем смирении Господа? Непостижимую глубину Его смирения невозможно будет описать никогда; навеки оно останется тайной. Господь явил Свою божественную лю­бовь через Свое неописуемое снисхождение и отдание Самого Себя в жертву; но Свое высо­чайшее смирение он показал через то, каким образом Он совершил Свою жертву. Он не от­вратился от бедноты и ничтожности нашей природы. «Невместимый везде, како вместися во чрево?» «Ходяй на крылу ветреню» (Пс. 103:3) содержится в матерних объятиях Девы. Вмещающий в Себя всю вселенную и держащий ее в одной длани закутывается в жалкие лохмотья. Неописуемый в Своем Божестве Бог Слово, о Котором написано, что «несть тварь неявленна пред Ним» (Евр. 4:13), помещается в самых дешевых яслях и, вместо Херувимов и Серафимов, живет вместе со смиренным скотом, который опознал Его, согласно пророку, во обличение нашей неблагодарности. «Высоким мановением Своего всемогущества в одно мгновение потрясающий всяческая» нуждается в молоке и в том, что соответствует младен­цам. Он не превозносится поклонением волхвов; не защищается, когда Ему угрожают; бе­жит, когда Его преследуют, и уходит, как беженец, в Египет, когда Ирод искал Младенца, чтобы Его погубить (см. Мф. 2:13—14). «Во Своя прииде, и Свои Его не прияша» (Ин. 1:11). С пеленок Он вкушает человеческую неблагодарность. Но несмотря на это, Он не выставляет Своего «я», но как говорит Евангелист, «бе повинуяся има», то есть Своим родителям (Лк. 2:51).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

34. Pag. 968. 35. Pag. 968. 36. Pag. 968. 37. Pag. 969. 38. Pag. 970. 39. Pag. 970. 40. Pag. 970. 41. Pag. 972. 42. Pag. 974. 43. Pag. 974. 44.  …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19. Pag. 974). 45. Pag. 974. 46. Pag. 974. 47. Pag. 975. 48. Pag. 975. 49. Pag. 976. 50.  Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7. 17). 51. Pag. 976. 52. Pag. 1084. 53. Pag. 1071. 54. Pag. 1069. 55. Pag. 1069. 56. Pag. 1069. 57. Pag. 1067. 58. Pag. 1071. 59. Pag. 1069. 60. Pag. 1077. 61. Алфавитный патерик. 62. Pag. 1077. 63. Pag. 1077. 64. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 269. 65. Pag. 1073. 66. Pag. 1073. 67. Pag. 1073. 68. Pag. 1073. 69. Pag. 1075. 70. Pag. 1075. 71. Pag. 1075. 72. Pag. 1075. 73. Pag. 1075. 74. Pag. 1075. 75. Pag. 1075. 76. Pag. 1075. 77. Pag. 1075. 78. Pag. 1075. 79. Pag. 1075. 80. Pag. 1075. 81. Pag. 1076. 82. Pag. 1076. 83. Pag. 1076. 84. Pag. 1076. 85. Алфавитный патерик. 86. Pag. 1076. 87. Алфавитный патерик. 88. Pag. 1076. 89. Pag. 1076. 90. Pag. 1076. 91. Pag. 1076. 92. Pag. 1076. 93. Pag. 1076. 94. Pag. 1076. 95. Pag. 1076. 96. Pag. 1076. 97. Pag. 1076. 98. Pag. 1077. 99. Pag. 1077. 100. Pag. 1077. 101. Pag. 1077. 102. Pag. 1077. 103. Pag. 1077. 104. Pag. 1077. 105. Pag. 1077. 106. Pag. 1077. 107. Pag. 1077. 108. Pag. 1077. 109. Pag. 1077. 110. Pag. 1077. 111. Pag. 1077. 112. Pag. 1078. 113. Pag. 1078. 114.  …все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2. 16). 115. Pag. 1078. 116. Pag. 1078. 117. Pag. 1078. 118. Pag. 1078. 119. Pag. 1078. 120. Pag. 1078. 121. Pag. 1080. 122. Pag. 1080. 123. Pag. 1080. 124. Лк. 12. 35. 125. Pag. 1080. 126. Pag. 1080. 127. Pag. 1080. 128. Pag. 1080. 129. Pag. 1080. 130. Pag. 1080. 131. Pag. 1080. 132. Pag. 1080. 133. Pag. 1080. 134. Pag. 1080. 135. Pag. 1080. 136. Pag. 1081. 137. Pag. 1081. 138. Pag. 1081. 139. Pag. 1081. 140. Pag. 1081. 141. Pag. 1081. 142. Pag. 1081. 143. Pag. 1081. 144. Pag. 1081. 145. Pag. 1081. 146. Pag. 1081. 147. Pag. 1081.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Создателя нашего, не можем тому не удивляться, и с Псаломником не восклицать к Создателю: Как величественны дела Твои, Господи, все премудро Ты сотворил (Пс 103:24). 2) Прилежное чтение и рассмотрение Святого Писания и учения Святых Отцов и учителей церковных приводит нас в познание Божие. Ибо Святое Писание открывает Божии свойства, и волю Его святую, и преславные дела Его. Отцы Святые и учителя все это изъясняют писаниями и поучениями своими и так руководствуют нас к познанию Божию и почитанию. Ибо познание Божие включает в себя не только познание имени Божия, но и свойств и воли Его. Надобно знать не только то, что Бог есть, но и то, Кто Он, Каков и чего нам, и от нас, создания Своего, хочет и требует. Это все от Святого Писания и толкователей его черпаем и познанием Его просвещаемся. 3) Христос Спаситель наш учит: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф 11:27). И Петру святому говорит: Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф 16:17). Отсюда видим, что к познанию Божию нужно откровение. Слово Божие проповедует Бога, но Бога без Бога познать не можем. Слеп и темен разум наш, потому требует просвещения от Самого Того, который из тьмы производит свет. Надобно светильнику Божия Слова внимать, но просвещения от Самого Бога просить, надобно прогнать тьму вышеестественным светом. Святое Писание есть светильник для нас, но необходимо внутреннему оку открыться, чтобы возмогло видеть светильник сияющий. Ибо света слепой не видит, – надобно открытые очи иметь. Поэтому пророк молится: Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс 118:18). 4) Если хотим, чтобы сердце наше истинным богопознанием просветилось, надо, чтобы мир вышел из сердца. Ибо мир не иное что, как похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин 2:16), которые в сердце имеются. Надо все это выгнать вон из сердца, чтобы оно просветилось. Ибо мир и просвещение это две вещи противоположные, потому надо одной выступить вон, чтобы другая поместилась, и чем более будет выходить мир, тем более будет просвещаться сердце. Отсюда бывает, что отрекшиеся от мира, хотя и азбуки не знают, но, Божиим светом просвещаемы, мудрее бывают, чем те, которые все Писание знают, но ищут в мире этом прославления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

при столкновении неизмеримого множества движущихся над нами небесных миров, с их огромными величинами). Однако же мир в сущности своей остается целым, неизменно сохраняются его законосообразный строй и жизнь в мире, действия стихийных сил природы не изнемогают и не ослабевают и в своем действие находятся в соответствии с течением жизни и характером деятельности живых существ, равно неизменными сохраняются взаимные отношения сил органической и неорганической природы. Такая целость мира и благоустройство в нем необъяснимы из самого мира. Мир несамобытен и случаен и в целом и в частях своих, и как таковой может существовать только действием и волею Создателя. В самом мире нельзя указать ни одной силы, которая бы могла сохранять его бытие; силы природы, существуя во взаимной связи, существуют, условно; ни одна не существует сама по себе, без помощи других. А потому все они существуют и действуют не сами по себе, а поддерживаются силою стороннею – такою, которая самобытна, и по могуществу и премудрости равна силе, давшей самое бытие и устройство миру. Законы, по которым действуют силы природы, сами но себе мертвы, потому постоянство их действия не может зависеть от них самих. Как законы только в Боге, так и постоянство их есть действие живой воли Божией. Без действия всесохраняющей силы Божией мир не мог бы существовать и одного мгновение, – все бы тотчас разрушилось. Откровение со всею ясностью учит, что мир сохраняется в бытии силою и волею Вседержителя. Бог держит все словом силы Своей ( Евр.1:3 ), – все Им стоит ( Кол.1:17 ); – вообще, по определениям Божиим все стоит доныне ( Пс.118:91 ). В частности, Бог сохраняет как жизнь и вообще бытие всех тварей, так силою же Божьею поддерживаются все силы природы с их законами и деятельностью. Бог хранит вселенную и землю со всеми ее силами и законами, – весь строй и порядок мировой жизни. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же ( Пс.94:4 ; сн. 103:5). Прозревая будущее, преобразование неба и земли, Псалмопевец исповедует: В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Последование ко Святому Причащению. Канон. Песнь 1. Пс. 118, 103. Неясное место в источнике. Приводим в нашем издании дословный перевод. Пс. 138, 16. Мф. 17,4; Мк. 9, 5; Лк. 9, 33. Слово шестое О том, что у молящегося умно из глубины сердца до боли - боль эта вызывает чувство и вкушение благости и сладости Господней, которое появляется во внутреннем человеке одновременно с неиссякаемым умилением, возникающим от словес Божиих, изречений Священного Писания и любого духовного слова. Благослови, отче Непрестанно занимайся, о смиренный монах, священным деланием умной молитвы из глубины твоего сердца, доколе все сердце твое не станет молитвой, как железо, пожигаемое огнем, становится подобным ему. А еще упорствуй в сердечной молитве, доколе внутри тебя, там, где произносится молитва, не образуется рана. Потому что эта рана, которую ты от своей молитвы с понуждением добровольно получаешь внутри себя, Бог мне свидетель, станет для тебя духовным источником божественного умиления, из которого оно присно, когда бы ты ни пожелал, будет истекать без всякого понуждения. Когда же по благодати Христовой ты достигнешь такого духовного состояния, тогда втайне вкусишь благости Господни. Вкусите , говорит Пророк, и видите, яко благ Господь А вкусивший втайне, но как наяву, благодати Господней узнаёт до очевидности и уразумевает, что Господь его Иисус Христос, в Котором он поучается, превосходит всякую сладость. Потому теперь подумай, смиренный! От этой малой благодати, которую ты вкусил втайне, ты действительно понял и удостоверился воистину, что Господь наш Иисус Христос столь сладок твоей душе, твоему сердцу, твоему уму и всему внутреннему человеку, что о Его сладости ты даже в малой степени не можешь поведать словами. Стало быть, когда душа выйдет из твоего тела, и сущностно пойдет к своему Господу и Богу, и вкусит те блага, которых не видело земное око, не слышало плотское ухо и о которых не помышляло оскверненное сердце, тогда воочию насладится тем, чего невозможно передать человеку на словах, созерцая лицом к лицу своего Творца и Господа, невыразимого и непостижимого. Как будет радоваться и ликовать та душа! Аминь, аминь говорю тебе, возлюбленный, что ежели кто-либо детально и благоразумно помыслит о том, то уста его станут безгласными как у рыбы, и нечего ему будет рассказать об этом. Мы же вернемся к нашему слову.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

   Создателя нашего, не можем тому не удив­ляться, и с Псаломником не восклицать к Со­здателю: «Как величественны дела Твои, Госпо­ди, все премудро Ты сотворил» (Пс 103:24).    2) Прилежное чтение и рассмотрение Святого Писания и учения Святых Отцов и учителей церковных приводит нас в познание Божие. Ибо Святое Писание открывает Бо­жии свойства, и волю Его святую, и преславные дела Его. Отцы Святые и учителя все это изъясняют писаниями и поучениями своими и так руководствуют нас к познанию Божию и почитанию. Ибо познание Божие включает в себя не только познание имени Божия, но и свойств и воли Его. Надобно знать не только то, что Бог есть, но и то, Кто Он, Каков и чего нам, и от нас, создания Своего, хочет и требу­ет. Это все от Святого Писания и толкователей его черпаем и познанием Его просвещаемся.    3) Христос Спаситель наш учит: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает ни­кто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11:27). И Петру святому говорит: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф 16:17). Отсюда видим, что к познанию Божию нужно откровение. Слово Божие проповедует Бога, но Бога без Бога познать не можем. Слеп и темен разум наш, потому требует просвещения от Самого Того, который из тьмы производит свет. На­добно светильнику Божия Слова внимать, но просвещения от Самого Бога просить, надоб­но прогнать тьму вышеестественным светом. Святое Писание есть светильник для нас, но необходимо внутреннему оку открыться, что­бы возмогло видеть светильник сияющий. Ибо света слепой не видит, — надобно открытые очи иметь. Поэтому пророк молится: «Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс 118:18).    4) Если хотим, чтобы сердце наше истин­ным богопознанием просветилось, надо, что­бы мир вышел из сердца. Ибо мир не иное что, как «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин 2:16), которые в сердце име­ются. Надо все это выгнать вон из сердца, что­бы оно просветилось. Ибо мир и просвещение это две вещи противоположные, потому надо одной выступить вон, чтобы другая помести­лась, и чем более будет выходить мир, тем бо­лее будет просвещаться сердце. Отсюда быва­ет, что отрекшиеся от мира, хотя и азбуки не знают, но, Божиим светом просвещаемы, муд­рее бывают, чем те, которые все Писание зна­ют, но ищут в мире этом прославления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010