Вопрос 238. Возможно ли непрестанно петь, или читать слово Божие, или рассуждать о нем, так чтобы не было перемежки и ради встречающейся иным необходимости исправить низкие потребности тела? Ответ. На сие дает правило Апостол, сказав: «только всё должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14,40 ). Почему должно более заботиться о благообразии и благочестии, относительно ко времени и к месту.    Вопрос 281. Не хотящую петь псалмы нужно ли принуждать? Ответ. Если не с усердием приступает к псалмонению, если не обнаруживается в ней расположение сказавшего: «коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим» ( Псал.118, 103 ), и если леность не почитает великим вредом: то пусть или исправится, иди будет выгнана вон, да не «Малая закваска заквашивает все тесто» ( Гал.5, 9 ).    Вопрос 307. Надобно ли псалмопение или молитву начинать поочередно? Ответ. Сим, при множестве достойных, да соблюдается благочиние, чтобы и самое дело не почиталось маловажным и безразличным, и чтобы несменяемость того или другого лица не подавала повода к подозрение в гордости игумена и в презрения прочих. Вопросы, изъясняющие некоторые слова и выражения из Евангелия    Вопрос 51. Что такое «рака» ( Матф.5, 22 )? Ответ. Речение местное, не слишком оскорбительное, употребляемое с людьми близкими.    Вопрос 53. Что такое «скверна плоти» и что такое «скверна духа»? как нам быть от них чистыми? Или что такое «святыня»? и как нам приобрести ее ( 2Кор.7, 1 )? Ответ. Скверною плоти будет сообщение с теми, которые делают запрещенное; а скверною духа – равнодушие к тем, которые подобно сему думают или поступают. Чист же от них будет человек, когда повинется Апостолу, который сказал: «с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор. 5, 11 ) и тому подобное, или когда восчувствует в себе сказанное Давидом: «Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой» ( Пс. 118, 53 ), и покажет такую же скорбь, какую показали Коринфяне, обвиняемые в том, что равнодушно смотрели на согрешившего, и сею скорбью представили «вы показали себя чистыми в этом деле» ( 2Кор.7,11 ). «Святыня» же есть посвящение себя святому Богу, при попечении и тщании об угодном Ему, всецелое и никогда не прекращаемое, потому что поврежденное не приемлется в приношение Богу, и однажды принесенное Ему обращать на общее и человеческое употребление нечестиво и дерзновенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

На шестом часе (по нашему 12 – 1 ч.) вспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях 118 . Вообще псалмы 6-го часа изображают покушение Иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр. Последний псалом, 90-й: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «на аспида и василиска наступиши» и пр. – на Его победу над адом. На девятом часе (по нашему 3 – 4 ч.) вспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения. В псалмах (83, 84 и 85) указывается «на спасение, совершенное через смерть Христа», на то, что «Он есть Бог живый, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена – наши души, и оживил нас своим воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (пс. 84). Псалом 85 – «Преклони, Господи, ухо Твое» пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо. В псал. 83 говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе». Вообще, если внимательно вчитаться в составные псалмы часов, то в каждом почти стихе можно найти живое предуведение грядущих новозаветных событий. Эти псалмы рисуют во словах художественную картину того, как вечерняя заря В. З. соприкасалась с лучами восходящего Солнца Правды – Иисуса Христа. Особенно же отчетливо о новозаветных событиях, воспоминаемых на часах, говорится в следующих тропарях, которые читаются и поются только в Великий пост . Тропарь 1-го часа: Заутра услыши глас мой. Царю мой и Боже мой. Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой. Тропарь 3-го часа: Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час, Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови в нас молящих Ти ся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3) Такую печаль, то есть печаль ради Бога, иметь должны все те, которые согрешили пред Господом, но, обратившись, каются. Печалиться, говорю, должны, что Бога, Который есть вечная любовь и благостыня, злыми делами оскорбляли; и Которого должны были почитать, беззаконным житием бесчестили; Которого должны были более всего любить, не любили; Которого должны были слушать, не слушали. Сия есть истинная ради Бога печаль, которую верная душа имеет не ради муки, следующей за грехи, но ради того, что она Бога оскорбила. И сия-то печаль есть «печаль ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ). За эту печаль хвалит апостол коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» ( 2Кор.7:9 ). Так опечалился апостол Петр, когда отвергся Христа, «и выйдя вон, плакал горько» ( Мф.26:75 ). «Петр, – говорит св. Златоуст, – когда отвергся Христа, не из-за муки плакал, но поскольку любимого отвергся, что было ему хуже всяких мук» (Беседа 5-я на Послание к Римлянам). 4) Также печаль иметь христиане должны, когда слышат или видят, как ближний согрешает; печалиться должны, а не осуждать, поскольку сами такому же падению подлежат, ибо такой (согрешающий) благого Бога, Отца их Небесного, прогневляет, что им, как чадам Божиим, прискорбно быть должно, и что так брат их погибает. Такую печаль имел Давид святой: «Печаль, – говорит, – объяла меня при виде грешников, оставляющих закон Твой» ( Пс.118:53 ). Такую печаль имел Павел, вселенной учитель, как из посланий его видно. Такую печаль, хотя всем христианам, но более пастырям, епископам и иереям должно иметь и болезновать о чадах своих духовных, «доколе не изобразится в них Христос " ( Гал.4:19 ). Как, – скажет кто, – мне не печалиться, что я не имею богатства, славы и чести на земле, а прочие имеют? 1) Это многих немощных смущает и соблазняет, и, как пожар близкого соседа, дома душ их запаливает и увещевает ревновать тому, что в другом видят. Обыкновенно люди стараются о том, что в других видят. Видят других или богатых, или славою и честью почтенных, – такими и сами быть хотят. И это немощь плоти нашей, которая хочет и ищет в мире этом прославиться и веселиться, и перед другими в благополучии этого мира не отстать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В две последние категории вошли следующие псалмы: псалмы мудрости (1, 31, 36, 48, 72, 111, 118, 126, 127:132) 666 и царственные псалмы (2, 17, 19, 20, 44, 71, 88, 100, 109, 131:143). Он также разделил псалмы плача на две подкатегории: индивидуальные плачи (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 4142, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 85, 87, 93, 101, 108, 119, 129, 139, 140, 141:142) и групповые плачи (11, 13, 43, 52, 57, 59, 73, 78, 79, 82, 84, 89, 105, 107, 122, 125:136). Первый жанр – хвалебные псалмы – также можно разделить на подкатегории: гимны общего содержания (28, 32, 67, 99, 102, 104, 110, 112, 113, 114, 116, 133, 134, 138, 144, 145, 146, 149:150), псалмы сотворения (8. 18, 64, 103:148), псалмы восшествия на престол (46, 92, 94, 95, 96, 97:99), псалмы Сиона (45, 47, 75, 83, 86:121), вводные литургии (14:23), гимны с пророческими предупреждениями (49, 80:81), псалмы доверия (22, 90, 120, 124:130) и псалмы благодарения, среди которых есть как индивидуальные (29, 33, 40, 65, 91, 115, 117:137) так и групповые (66, 74, 106, 123, 128:135). Хвалебные псалмы (гимны) были песнями, посвященными Яхве, в которых признавались Его могущество, Его сила и Его благость. Другими словами, это были песни, которые славили Бога за то, что Он – Бог . Эта форма в основном отражает трехстороннюю схему развития. 667 В эту категорию входит много различных псалмов (см. список Берлингера, приведенный выше). Индивидуальные и групповые псалмы-плачи имеют много общего. Различия чаще всего являются результатом различных обстоятельств, при которых эти псалмы были сочинены, и целей, для которых они были предназначены. Групповые плачи были вызваны какими-либо большими потрясениями в жизни народа. Такие псалмы использовались на общих собраниях, пелись хором, возможно в специально выделенные дни молитвы и поста. Индивидуальный псалом, напротив, является стенанием отдельного человека, души, переполненной трудностями и неудачами, человека, который раскрывает свое сердце перед Господом, Который Один и может его спасти. Трудность плачей, как групповых, так и индивидуальных в определении личности «врага». Возможно, как предлагает Лонгман: «Псалмы целенаправленно избегают упоминания исторических событий, чтобы они могли использоваться в разных обстоятельствах». 668 Плачи часто завершаются хвалой, гимном или благословением – либо за полученный ответ на молитву, либо за грядущий ответ (напр., Пс.21:2332 ). Более трети всех псалмов подпадают под категорию плачей, из них 48 имеют индивидуальный характер, а 17 – групповой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Воздвигающий руки к заповедям – то же, что возложивший руку на рало, по слову Спасителя (Лк. 9.62). Как этот последний только тогда успешно обрабатывает землю, когда не озирается вспять и не глазеет по сторонам, а проводит борозду за бороздою, несмотря на то, что трудновато и пот льет, – так и делатель, воздвигший руки свои к заповедям, только тогда может преуспеть в исполнении их, когда вооружится терпением и ни труда жалеть не будет, ни препятствий устрашаться. Та же мысль выражена и словом глумляхся (греч.: поумлюся, – «займусь умом», если можно так выразиться), т.е. приседел оправданиям и заповедям Божиим, терпеливо пребывал в доброделании. Чем производится такое постоянство и твердость? Любовию, которая «николиже отпадает» (1 Кор. 13:8). Но прежде, чем придет любовь, чем воодушевлять себя, и чем действительновоодушевляются делатели? Ничем другим, как упованием. Надеются успеть и трудятся. Так, все это осмистишие начинается речью об уповании на милость Божию и кончается словами, утверждающими в уповании и терпении. СЕДЬМОЕ ОСМИСТИШИЕ (СТ. 49—56).     49. Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. 50. То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. 51. Гордии законопреступоваху до зела: от закона же Твоего не уклонихся. 52. Помянух судбы Твоя от века, Господи, и утешихся. 53. Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой. 54. Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришелствия моего. 55. Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твои. 56. Сей бысть мне, яко оправдании Твоих взысках. Пс.118:49-50    В сем осмистишии пророк излагает изречения, выражающие то, о чем скорбела душа его и в чем находил он утешения для нее. Его беспокоят – то медленность исполнения обетовании Божиих, и он взывает к Богу: Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси, – то разные смиряющие обстоятельства жизни его тревожат, и он более спокойно говорит: То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. Словеса Господни, на которые пророк возлагал утешительные надежды и упования, – это были те обетования, о которых он просит теперь помянуть, не вспомнить, потому, конечно, что в текущих обстоятельствах жизни его было что-то не соответствовавшее ожиданиям, возбужденным словами Господа, или потому, что чувствовал в ту пору нужду в утешении и милости Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

Христовых Таин и исправлении жизни (Слова во Св.Четыредесятницу), стр. 227. 41 Ср. Письма о христ. жизни, стр. 108–109; Начертание, стр.142; О совершенном обращении к Богу, стр.4; Внутренняя жизнь, стр.87. 44 Ср. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, стр. 43, 104; Письма к разн. лицам, стр. 157, 199. 53 Там же, стр. 70–71; ср. Письма о духовной жизни, стр. 249; Иноков Каллиста и Игнатия наставление для безмолствующих/Добротолюбие, т. V, стр. 354. 60 Следует заметить, что преосвящ. Феофан держится трихотомической теории, т.е. признает в человеке три составные части: дух, душу и тело. Обозревая психологические основы христианской нравственности, он делит все явления сложной человеческой жизни на три отдела – телесные, душевные и духовные. К душевным явлениям он относит: ум, сердце, волю и низшие способности; к духовным же явлениям, по его мнению, принадлежат высшие силы: совесть, страх Божий и др. – См. Письма к разным лицам, стр. 168–169; ср. Что есть духовная жизнь, стр. 31–33, 49. «Дух – это душа души нашей человеческой», 115. Основание подобному делению он находит в учении Ап. Павла ( 1Фес.5:23 ; Евр.4:12 ), некоторых св. отцов, а также у древних философов Платона и Аристотеля; тому же учит и его собственный духовный опыт. (Начертание, стр. 183 и 188; Пс.118 , стр.441; Письма к разным лицам, стр. 169; Внутренняя жизнь стр. 40–42; О совершенном обращении к Богу, 9, 39). 66 Зарин. Аскетизм по православно-христианск. учению, т. I-й, ч. I, стр. 19–20 (Разбор сочинений преосвящ. Феофана). 68 В книге «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения» преосвящ. Феофан говорит, что нет христианской жизни неподвижнической, не-труженической, не-потовой, и что, кто отказывается от подвига, или что то же от подвижнических добродетелей, тот отступает от истинно-христианской жизни. 73 О совершенном обращении к Богу, стр. 5; ср. Внутренняя жизнь, стр. 91; Ср. Начертание, стр. 185–186. 76 Письма к разным лицам, стр. 172; ср. О совершенном обращении к Богу, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

1195. Достаточно вспомнить учение о логосах, воспринятое апологетами н Климентом Александрийским, а потом через Ареочагитики усвоенное Максимом Исповедником. 1196. Следует отметить, что об авторстве Эпиктета применительно к этому сочинению тоже можно говорить только условно, поскольку Эпиктет так же ничего не писал, как Сократ, а «Руководство», надписанное его именем, было составлено на основе записи его бесед его учеником Флавием Аррианом во II в. н. э. 1197. В русской патрологической науке против авторства Нила решительно выступил А. А. Бронзов (см.: Бронзов А. А. Охристианизованный 1198. Буланин АМ. «Энхиридион» Эпиктета в рукописной традиции Древней Руси//Он же, Античные традиции в древнерусской литературе XIXVI вв. Мюнхен, 1991. С. 100. 1199. Св. Антоний не может быть признан его настоящим автором. 1200. См.: Буланин АМ. «Энхиридион» Эпитета… С. 99. Буланин ссылается на Спанне: Spanneut М. Permanence du Stoicisme: De Zenon a Malraux. Gembloux, 1973. Буквальной цитатой из Эпиктета являются главы 39 и 167. Как пишет Спанне, возможно, несколько утрируя: «Одним словом, Пс. — Антоний — стоик еще более набожный, чем Эпиктет, более взявший от платонизма, чем Марк Аврелии, поверхностно христианизированный» (Ibid., р. 144). 1201. Буланин А М. «Энхиридион» Эпиктета… С. 99. 1202. См.: Spanneut М. Permanence du Stoicisme… 1203. См.: Simplicius. Commentaire sur le Manuel d’Epictete/Introd. et ed. crit. du texte grec par I. Hadot. NewYork, 1996. См. также английский перевод: Brittain С. у Brennan Т. Simplicius: on Epictetus’ Handbook 1–26. Ithaca, London, 2002; Idem., Simplicius: on Epictetus’ Handbook 27–53. London, 2002. 1204. Буланин АМ. «Энхиридион» Эпиктета… С. 101. 1205. Сам славянский перевод «Руководства» воспроизводится, например, в Великих Четьих Минеях митрополита Макария за 29 февраля. 1206. Буланин АМ. «Энхиридион» Эпиктета… С. 118. 1207. Там же, с. 124. 1208. См.: SpanneutM. Commentaire sur la Paraphrase chretdenne du Manuel. 1209. См.: Spanneut М. Commentaire sur la Paraphrase… P. 131. Ссылка на рукопись XIXVI вв. Б АН, Архангельское собрание, с. 17.

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

Александр 2 ноября 2023, 13:15 С какой легкостью и уверенностью вы «машете мечом», говоря о молитве. Не забывайте, что это — дар Божий, и молится горячо и благоговейно человек лишь тогда, когда имеет перед глазами смиренную кроткую жизнь Христа. То, что молитва — сильное оружие против диавола — никто не спорит, но сила эта не в количестве определённых слов, но в постоянном присутствии молитвенного состояния, ведь сатана боится не текста, а искренней веры. Привязанность к мipy, отсутствие сознания греховности, с постоянным самооправданием, превратят молитву в пыль... Анна 31 октября 2023, 15:27 Так молитва - это и есть выход на брань, на крестный путь, а не уклонение (забвение его) Александр 31 октября 2023, 10:54 Продолжение... Сыны Заведеевы просили у Господа престолов славы, Он же даровал им чашу Свою — страдания. Принимают её когда переносят скорби земные с смиренномудрием, усвоенным из Евангелия. Наши скорби Господь видит, и если бы считал нужным и полезным отвернуть чашу в сторону от нас, то сделал бы это непременно. Спаси, Господи! «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 118:105). Александр 31 октября 2023, 10:53 Продолжение... Спаситель, напоминает нам: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, — но это еще не конец» (Мк 13:7). Сильнейшим оружием диавола против нас является «забвение» — врата смерти. Желая проводить свою жизнь в спокойствии и благодати, мы забываем порой о том, что идти мы должны за Пастырем (см. Ин 10:27), тем путём, которым шёл Он Сам, Его Пречистая Мать, и все святые. Когда голова наша увенчана тернием, прилично ли ногам ходить по путям, усыпанным розами? Если проклятое забвение одержит верх, то мы станем для смерти посмешищем. Ученикам и последователям Иисуса, дано не только веровать в Него, но и страдать за Него (см. Флп 1:29)... Александр 31 октября 2023, 10:52 Маловерие и ропот, как результат незнания христианами обетования Господнего, которое для них опора, крепость и спокойное пристанище. Именно отведение этого занятия в ранг факультативности является ошибкой в спасении! В своём первом послании к общине Коринфа апостол Павел пытается донести, что если плотские люди, остающиеся «в плоскости» души и тела, не стремятся подняться выше, сосредотачиваясь только на своих телесных и душевных потребностях, то такие не достигают своего истинного предназначения. На потребу, не бездумное чтение слов Его, а их исследование (см. Ин 5:39)...

http://pravoslavie.ru/156743.html

Размышляя над судьбой мистера Уайта, можно, казалось бы, предположить, что его история есть нечто исключительное, не имеющее ничего общего с жизнью добропорядочного гражданина или просто доброго христианина. Однако, на мой взгляд, подобное предположение в корне неверно. Каждый из нас каждый день совершает десятки и сотни раз выбор между добром и злом, выполнением заповеди или отказом руководствоваться евангельским императивом. И как бы мы ни старались выбирать доброе, «широка заповедь Твоя зело» (Пс. 118, 96), а это значит, что так или иначе мы уклоняемся от следования по Христову пути. И каждый раз, уклоняясь и отступая, слышим в своей душе те самые колокола своей совести, которые звонят то громче, то тише, в зависимости от уровня нашей погруженности в мир своих страстей. Вот почему никогда не следует спрашивать, по ком звонит колокол, ведь всякий раз он звонит по тебе. Рейтинг: 9.2 Голосов: 431 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна 18 августа 2022, 13:53 Спасибо Вам Мария за разбор, очень интересно. А тем кто пишет, что не надо рассматривать и так далее, так и хочется сказать не надо жить. Закройтесь в квартире и сидите. А жизнь, к сожалению, состоит вот из таких людей как Уолтер и возможно тем кто не верит в БОГА будет полезно посмотреть и понять, что без БОГа мы все падки на гордость, сребролюбие и другие грехи. Инна 29 февраля 2020, 11:02 Мерзкий сериал, снят так, что посмотрев серию, как будто в грязи избавлялась, хочется отмыться и забыть. Отвратительное зрелище, никому не советую! Игорь М. 28 февраля 2020, 10:03 Галина 27 февраля 2020, 08:16 Зачем его вообще надо было смотреть и рекламировать нам... Не надо насиловать женщину, чтобы понять насильника. > > > Браво, Галина! Я тоже пытался понять, зачем на православном сайте реклама растленного сериала о моральном падении " среднего американца " .Особенно удивил подзаголовок статьи: " о ХРИСТИАНСКИХ СМЫСЛАХ сериала " . Нет в этом сериале никаких " христианских смыслов " , и не планировалось, даже в оригинальном названии никаких христианских аллюзий нет. Можно было озаглавить статью " христианское отношение к сериалу " , но и в этом случае зачем марать христианское мировоззрение об обычное для современности банальное растленное зрелище.

http://pravoslavie.ru/127516.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #dc10009097 Закрыть Бог долго терпит, да больно бьёт Но мы помним, что Господь помилует Россию и приведёт её путем страданий к великой славе Владимир Шкляев   13:53 06.10.2022 894 Время на чтение 5 минут Фото: РНЛ Чтобы понять, что происходит с Россией, необходимо обратиться к Священному Писанию и тысячелетнему опыту православной России. Мы должны внимательно рассмотреть времена, когда страна удивительным образом возрождалась из обломков разрушенного Царства и становилась сильнее прежнего. Псалмопевец Давид обращается и к нам: «Открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118). После подавления восстания декабристов Император Николай I в беседе с А.С. Пушкиным пророчески сказал: «Видя зло, ты возмущаешься, содрогаешься и легкомысленно обвиняешь власть за то, что она сразу не уничтожила это зло и на его развалинах не поспешила воздвигнуть здание всеобщего блага. Знай, что критика легка и что искусство трудно: для глубокой реформы, которую Россия требует, мало одной воли монарха, как бы он ни был тверд и силен. Ему нужно содействие людей и времени. Нужно соединение всех высших духовных сил государства в одной великой передовой идее; нужно соединение всех усилий и рвений в одном похвальном стремлении к поднятию самоуправления в народе и чувства чести в обществе. Пусть все благонамеренные, способные люди объединятся вокруг меня, пусть в меня уверуют, пусть самоотверженно и мирно идут туда, куда я поведу их, и гидра будет побеждена! Гангрена, разъедающая Россию, исчезнет! Ибо только в общих усилиях – победа, в согласии благородных сердец – спасение». Внимательно прочитав эти слова грозного Императора, человек, знакомый с новой историей Отечества, согласится, что о том же мечтали все, включая самых радикальных революционеров.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/06/bo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010