О том, что Дух Святый не тварь Все, что сотворено, допускает в себе переворот и перемену, по слову пророка, который говорит Богу: «Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь? «(Ам. 5, 8). Но Дух не допускает в Себе ни переворота, ни претворения. Поэтому Дух не тварь. Поскольку тварь делится на два рода — на тела и существа бестелесные, то так же делятся и перевороты, бывающие с тварью. И тела допускают переворот в сущности: так, сей «тленный» мир, по Писанию, изменится «в нетление»; и «смертные» тела наши «облекутся» в «бессмертие» (1 Кор. 15, 53) или, еще не истлевшие, истлеют. А существа бестелесные и разумные допускают переворот или в действований, или в воле, по сказанному: «ангелов согрешивших не пощадил» (2 Пет. 2, 4). Поэтому если сотворенное допускает в себе переворот, иное в сущности, а иное в воле, Дух же Святой не допускает в Себе переворота или изменения ни по сущности, ни по действованию, то следует, что Дух не тварь. Всякая освящаемая тварь свята. Но Дух Святой есть не что–либо освящаемое, но освящающее. Поэтому Он не тварь. Ничто сотворенное не свято в своей сущности. Ибо в сущности святое не имеет нужды во внешней святыне. Поэтому все сотворенное имеет нужду во внешней святыне, когда делается достойным привлечь к себе святыню. Но Дух не имеет нужды в святыне, потому, что свят в сущности. Поэтому Он не тварь. Всякая тварь служебна Создателю, по слову пророка, который так говорит Богу: «все служит Тебе» (Пс.118, 91). А служебное не может дать другому свободы и сыноположения, которых само не имеет в своей сущности. Но Дух дает свободу и сыноположение, ибо Дух вопиет в сердцах наших: ««Авва, Отче!» Поэтому ты уже не раб, но сын» (Гал.4, 6). Поэтому Он не тварь. Ни одна тварь несообщима так разумной душе, чтобы могла вселиться в нее существенно. Дух Святой вселяется в нее, по слову сказанного: мы «храм Божий», «и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). Поэтому Дух не тварь. Всякая разумная тварь может принять в себя и добродетель, и порок.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

О том, что Дух Святый не тварь Все, что сотворено, допускает в себе переворот и перемену, по слову пророка, который говорит Богу: « Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь? «(Ам. 5, 8). Но Дух не допускает в Себе ни переворота, ни претворения. Поэтому Дух не тварь. Поскольку тварь делится на два рода — на тела и существа бестелесные, то так же делятся и перевороты, бывающие с тварью. И тела допускают переворот в сущности: так, сей «тленный» мир, по Писанию, изменится « в нетление» ; и «смертные» тела наши «облекутся» в « бессмертие» (1 Кор. 15, 53) или, еще не истлевшие, истлеют. А существа бестелесные и разумные допускают переворот или в действований, или в воле, по сказанному: « ангелов согрешивших не пощадил» (2 Пет. 2, 4). Поэтому если сотворенное допускает в себе переворот, иное в сущности, а иное в воле, Дух же Святой не допускает в Себе переворота или изменения ни по сущности, ни по действованию, то следует, что Дух не тварь. Всякая освящаемая тварь свята. Но Дух Святой есть не что–либо освящаемое, но освящающее. Поэтому Он не тварь. Ничто сотворенное не свято в своей сущности. Ибо в сущности святое не имеет нужды во внешней святыне. Поэтому все сотворенное имеет нужду во внешней святыне, когда делается достойным привлечь к себе святыню. Но Дух не имеет нужды в святыне, потому, что свят в сущности. Поэтому Он не тварь. Всякая тварь служебна Создателю, по слову пророка, который так говорит Богу: « все служит Тебе» (Пс.118, 91). А служебное не может дать другому свободы и сыноположения, которых само не имеет в своей сущности. Но Дух дает свободу и сыноположение, ибо Дух вопиет в сердцах наших: « «Авва, Отче!» Поэтому ты уже не раб, но сын» (Гал.4, 6). Поэтому Он не тварь. Ни одна тварь несообщима так разумной душе, чтобы могла вселиться в нее существенно. Дух Святой вселяется в нее, по слову сказанного: мы «храм Божий», « и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). Поэтому Дух не тварь. Всякая разумная тварь может принять в себя и добродетель, и порок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 7.3 Приюти в своем сердце одну недобрую мысль – и весь мир станет недобрым 51. «Они заменили истину Божию ложью…» (Рим. 1:25). Распознать лживость мыслей Когда распознаешь ложных друзей, – появится настоящий друг. Когда распознаешь лживость мыслей, – найдешь внутри себя истинную опору в жизни. 52. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.» (Рим. 13:10). Подростки в кинотеатре Подростки в кинотеатре смотрели приключенческий фильм и громко делились друг с другом своими впечатлениями. Соседи просили их не шуметь, они извинялись, но, увлекшись фильмом, каждый раз забывали свои обещания. К ним подошла дежурная по залу и сказала: «Мальчики, пожалуйста, прекратите разговаривать». – «А мы не разговариваем, мы просто думаем вслух», – ответили они. «Если вы хотите думать вслух, то можете это делать за дверью, – заметила дежурная. – А здесь, будьте добры, помолчите». 53. «Далеко от нечестивых спасение…» (Пс. 118:155). Если ты не дошел до вершины один шаг Если ты не доехал до города всего лишь один километр, значит, ты в нем не был. Если ты не дошел до вершины всего лишь один шаг значит, ты ее не покорил. Если ты не дотянулся до утопающего всего лишь на один волосок, значит, ты его не спас. Если в твоем сердце живет хоть одна дурная мысль, значит, до Истины тебе еще далеко. 54. «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.» (1Тим. 6:6). Приюти одну недобрую мысль… Заведи в тихом лесу одну бензопилу – и весь лес наполнится шумом. Приюти в своем сердце одну недобрую мысль – и весь мир станет недобрым. 55. «…Сам сатана принимает вид Ангела света…» (1Кор. 11:14). Победи его сейчас! Не думай, что опасность далеко, она ближе, чем тебе кажется. Ты считаешь, что твой враг – человек, а настоящий твой враг думает, что ты – животное. Чтобы он увидел в тебе человека – победи его сейчас, иначе он поработит тебя навечно. 56. «Плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.» (Рим. 6:22). Истина гораздо дальше Если ты пришел в гости, – хозяин встречает тебя в прихожей, а потом ведет в гостиную.

http://isihazm.ru/1/?id=138

Смотрите, как впали в соблазн, словно [обжегшись] солнцем, те плотские люди, которым проповедовал Христос о Плоти Своей, говоря: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Примерно семьдесят человек сказали: какие странные слова! ( Ин.6:60 ) – и отошли от Него, остались двенадцать. Всех тех обожгло Солнце, и они отступили, [P. 142] не имея возможности снести силу слова. И вот, остались двенадцать. И чтобы люди не подумали вдруг, что они, веруя во Христа, оказывают милость Христу, а не Он дает им милость, Господь, когда осталось двенадцать, сказал им: не хотите ли и вы отойти? ( Ин.6:67 ), чтобы они знали, что Он нужен им, а не они Ему. И вот, те, которых не обожгло Солнце, ответили голосом Петра: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:68 ). Кто же те, кого обжигает Церковь , словно луна ночью? Это те, кто учинял раскол. Услышьте глагол, который использован у апостола: Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? ( 2Кор.11:29 ) 120 . Почему же нет соблазна в том человеке, который любит брата? Потому что тот, кто любит брата, терпит все ради единства, потому что в единстве любви пребывает братская любовь. Допустим, тебя оскорбляет какой-то человек. Он либо плохой, либо это ты думаешь, что он плохой, либо ты вообразил себе, что он плохой. И ты поэтому отворачиваешься от множества добрых. Какая же это братская любовь? Что за любовь проявилась у тех [донатистов]? Они, порицая африканцев, отвернулись от всего мира. Неужели во всем мире не было святых? И они, даже не будучи выслушаны, были осуждены вами? 121 О, если бы вы любили своих братьев, в вас бы не было соблазна. Послушай псалом, что в нем говорится: Велик мир у любящих закон Твой, и нет в них соблазна ( Пс.118:165 ). В нем сказано, что велик мир у любящих закон Божий и потому нет в них соблазна. Стало быть, те, кто введен в соблазн, разрушают мир. А о ком сказано, что они не подвергаются соблазну и не дают повода для соблазна? О любящих закон Божий. Стало быть, они пребывают в любви. Но кто-то скажет: «Он сказал это о любящих закон, а не о братьях». Послушай, что говорит Господь: Заповедь новую даю вам, [P. 144] да любите друг друга ( Ин.13:34 ). Что есть закон, если не заповедь? Каким же образом они не подвергаются соблазну? Конечно, со снисхождением относясь друг к другу. Как говорит Павел: снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:2–3 ). А то, что это и есть закон Христов, послушай этого же апостола, который передает этот закон: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Пс.118:51. Гордии законопреступоваху до зела: от закона же Твоего не уклонихся.   По Закону проводил я жизнь, блюдя владычественную силу души моей, чтобы не утаивалось в сердце моем слово беззаконное. Ибо, когда преступают они Закон «до зела», я даже и в малом не преступал закона Твоего. Пс.118:52. Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся.    Ибо, содержа в памяти то, чем от века и до века воздается каждому, праведник утешается и пребывает беспечален, говоря: «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8:18). Воспомянув суды, какие творил Ты древле над притеснителями израильтян, утешился я, зная, что и сам не буду оставлен в гонениях, и что с людьми все бывает по Божию суду. Пс.118:53. Печаль прият мя от грешник оставляющих закон Твой,    т. е. печаль о грешниках, из которых одни грешат без Закона, не изведав и начала законов, а другие имеют Закон и преступают его. «Аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли же славится един уд, с ним радуются вси уди» (1 Кор. 12:26). Поэтому, надлежит нам печалиться и о согрешающих братьях наших, что они таковы, и питать в себе такие же расположения, какие имел сей святый. Пс.118:54. Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришествия моего.    «Местом пришелствия» называет настоящую жизнь, по сказанному: зная, «яко страннии и пришельцы суть на земли» (Евр. 11:13). На сем-то месте возвеселился я, сказуя оправдания Твои, поскольку вместе и изучал, и исполнял их. Пс.118:59. Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои во свидения Твоя.   Поскольку всю мысль свою устремил я на заповеди Твои, то и вступил на путь свидений. Пс.118:60. Уготовихся и не смутихся.    Зная сказанное: «чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2:1), и всегда помышляя о сем, при нашествии врагов не смущался я, как научившийся встречать их мужественно. Пс.118:61. Ужя грешник обязашася мне.    Какие же это были «ужя?» Не лукавые ли помыслы, которыми намеревались низринуть меня с ликостояния по Богу?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.118:51 . Гордии законопреступоваху до зела: от закона же Твоего не уклонихся. По Закону проводил я жизнь, блюдя владычественную силу души моей, чтобы не утаивалось в сердце моем слово беззаконное. Ибо, когда преступают они Закон «до зела», я даже и в малом не преступал закона Твоего. Пс.118:52 . Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся. Ибо, содержа в памяти то, чем от века и до века воздается каждому, праведник утешается и пребывает беспечален, говоря: «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» ( Рим. 8, 18 ). Воспомянув суды, какие творил Ты древле над притеснителями израильтян, утешился я, зная, что и сам не буду оставлен в гонениях, и что с людьми все бывает по Божию суду. Пс.118:53 . Печаль прият мя от грешник оставляющих закон Твой, т. е. печаль о грешниках, из которых одни грешат без Закона, не изведав и начала законов, а другие имеют Закон и преступают его. «Аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли же славится един уд, с ним радуются вси уди» ( 1Кор. 12, 26 ). Поэтому, надлежит нам печалиться и о согрешающих братьях наших, что они таковы, и питать в себе такие же расположения, какие имел сей святый. Пс.118:54 . Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришествия моего. «Местом пришествия» называет настоящую жизнь, по сказанному: зная, «яко страннии и пришельцы суть на земли» ( Евр. 11, 13 ). На сем-то месте возвеселился я, сказуя оправдания Твои, поскольку вместе и изучал, и исполнял их. Пс.118:59 . Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои во свидения Твоя. Поскольку всю мысль свою устремил я на заповеди Твои, то и вступил на путь свидений. Пс.118:60 . Уготовихся и не смутихся. Зная сказанное: «чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение» ( Сир. 2, 1 ), и всегда помышляя о сем, при нашествии врагов не смущался я, как научившийся встречать их мужественно. Пс.118:61 . Ужя грешник обязашася мне. Какие же это были «ужя?» Не лукавые ли помыслы, которыми намеревались низринуть меня с ликостояния по Богу?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Пс.118:51.   Гордии законопреступоваху до зела, от закона же Твоего не уклонихся. Пс.118:52.   Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся. «Гордии» не только преступали закон, но и других подстрекали к тому, передразнивая живущих по закону и смеясь над ними. Давид показывает чем побеждал он силу зла в «гордых: от закона не уклонихся, помянух судьбы и утешихся» (Феофан, Безымянный). Пс.118:53.   Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой. Надлежит нам «печалиться» о согрешающих братиях, что они таковы, и питать в себе такие же расположения, какие имел этот божественный песнопевец: ибо для «грешника» богопочитание есть смешной обычай; а для богобоязненного — беззаконие ужасно потому, что он предвидит страшное наказание. Праведник скорбит не о своих только грехах, но и о тех, которые совершаются на его глазах. Когда собственная жизнь праведника нуждается в исправлении, он плачет и печалится о том, чтобы свой грех совершенно загладить; но когда видит грехи других, тогда, оставив свой грех, начинает уже оплакивать грехи других (Афанасий, Безымянный, Златоуст). Пс.118:54.   Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего. Что держится в сердце, о том обычно и поется; а что поется, то лучше запечатлевается в чувствах. «Место пришельствия» есть настоящая жизнь. Все святые считали эту жизнь странствием, имея отечество на небесах, поэтому и воспевали в этой жизни «оправдания» Божии (Амвросий, Златоуст). Пс.118:55.   Помянух в нощи Имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой. Давид всякую ночь омочал слезами постель свою: вставал «в нощи» и исповедовался Господу, — а ты всю ночь думаешь отдаваться непробудному сну! Тогда-то наиболее и должен ты молиться и опасаться греха и просить Его помощи. Ибо мрак ночи — возжигатель греха. Свидетель — своя совесть! Когда сном и пищею разгорячается тело, тогда ослабляется бодренность ума и злые духи возмущают душу всякими нечистыми помыслами. В это время особенно необходима память о Боге: она ободряет и оживляет ум и прогоняет противные помыслы. Лик святых ночью всегда бодрствует, молится и воспевает Бога (Амвросий, Златоуст, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.118:53. Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой.    Надлежит нам «печалиться» о согрешающих братиях, что они таковы, и питать в себе такие же расположения, какие имел этот божественный песнопевец: ибо для «грешника» богопочитание есть смешной обычай; а для богобоязненного — беззаконие ужасно потому, что он предвидит страшное наказание. Праведник скорбит не о своих только грехах, но и о тех, которые совершаются на его глазах. Когда собственная жизнь праведника нуждается в исправлении, он плачет и печалится о том, чтобы свой грех совершенно загладить; но когда видит грехи других, тогда, оставив свой грех, начинает уже оплакивать грехи других (Афанасий, Безымянный, Златоуст). Пс.118:54. Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего.    Что держится в сердце, о том обычно и поется; а что поется, то лучше запечатлевается в чувствах. «Место пришельствия» есть настоящая жизнь. Все святые считали эту жизнь странствием, имея отечество на небесах, поэтому и воспевали в этой жизни «оправдания» Божии (Амвросий, Златоуст). Пс.118:55. Помянух в нощи Имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой.    Давид всякую ночь омочал слезами постель свою: вставал «в нощи» и исповедовался Господу, — а ты всю ночь думаешь отдаваться непробудному сну! Тогда-то наиболее и должен ты молиться и опасаться греха и просить Его помощи. Ибо мрак ночи — возжигатель греха. Свидетель — своя совесть! Когда сном и пищею разгорячается тело, тогда ослабляется бодренность ума и злые духи возмущают душу всякими нечистыми помыслами. В это время особенно необходима память о Боге: она ободряет и оживляет ум и прогоняет противные помыслы. Лик святых ночью всегда бодрствует, молится и воспевает Бога (Амвросий, Златоуст, Феодорит). Пс.118:56. Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках.    Память о Боге укрепилась в Пророке от нощных бдений и содействовала ему исполнить божественные «оправдания» (Златоуст). Пс.118:57. Часть моя еси, Господи: рех сохранити закон Твой.    В Ветхом Завете Господь был «частию» и жребием священников и левитов. Для сынов Левия говорит, что нет «части» посреди братии их; ибо «часть» их Я Господь (см. Числ. 18:20). Давид здесь говорит: презирая все иное, и обилие, и богатство, Тебя только имею «частию» и стараюсь сохранять заповеди Твои. Эти слова могут говорить те, кто, подобно левитам, не имеет желания к житейскому (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Каждая служба совр.   открывается вступительными молитвами и гимном, соответствующим времени суток, затем следуют псалмы (согласно нумерации LXX): на утрене (19 псалмов): Пс 1-6, 8, 11-12, 14-15, 18, 24, 26, 62, 66, 69, 112, 142; в 3-й час (12 псалмов): Пс 19, 22-23, 25, 28-29, 33, 40, 42, 44-46; в 6-й час (12 псалмов): Пс 53, 56, 60, 62, 66, 69, 83-86, 90, 92; в 9-й час (12 псалмов): Пс 95-100, 109-112, 114-115; на вечерне (12 псалмов): Пс 116-117, 119-128; на повечерии (12 псалмов): Пс 129-133, 136-137, 140-141, 145-147; на службе «молитва завесы» (29 псалмов): Пс 4, 6, 12, 15, 24, 26, 66, 69, 22, 29, 42, 56, 85, 90, 96, 109, 114-115, 120, 128-133, 136, 140, 145 и Пс 118. 153-176; на ночной службе (31 псалом), состоящей из 3 полунощниц: 1-й (9 псалмов): Пс 3, 6, 12, 69, 85, 90, 116-118; 2-й (10 псалмов): Пс 119-128; 3-й (12 псалмов): все псалмы повечерия. Кроме того, каждая служба включает короткий отрывок Евангелия, тропари палестинского происхождения, к-рые часто имеют соответствия в совр. визант. богослужении (указание соответствий см. в работах: Burmester. 1936; Idem. 1973), 41 раз читается молитва «Господи, помилуй» , Трисвятое, «Отче наш», разрешительная молитва и общая для всех служб заключительная молитва. Нек-рые последования имеют др. добавления (напр., на утрене - великое славословие и Символ веры). Рус. перевод копт. Часослова, не вполне точный, можно найти в работе: Порфирий (Успенский). 1856. С. 49-94 (здесь же на с. 95-113 содержится перечень церковных праздников согласно копт. календарю; совр. копт. практику также отчасти отражает эфиоп. Часослов - см.: Тураев. 1897). Как правило, последования Часослова верующие знают практически наизусть. Когда их вычитывают в церкви, часто встречается практика распределения псалмов между молящимися, каждый из к-рых тихо произносит по псалму, что значительно ускоряет совершение богослужения в храме; впрочем, вернувшись в кельи, монахи повторяют все прочитанные в церкви последования, уже полностью произнося все псалмы каждого часа.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

4) отсюда в предметы услаждения для сей способности выражаются вещами, приличными вкусу и чувству: а) сладкозвучием, красотой формы ( Песн.2:14 ); б) млеком ( 1Пет.2:2 ); в) свежим и благовонным мёдом, текущим из сот ( Пс.18:11, 118:103 ); г) сребром, златом и другими, увеселяющими взор, вещами ( Пс.118:72:127 ); д) в отвлечённом смысле благодатью ( Кол.4:6 ; Еккл.10:12 ; Еф.4:29 ). 5) Некоторые псалмы, например, 118, многие места в Пророчествах и Посланиях, также целая книга Соломонова Песнь Песней изображают деятельность в высшей степени развитого религиозно-эстетического чувства. Нужно ли в поучениях развивать эту способность наравне с другими способностями души? Нужно; это доказывается: а) свойством сей способности и великим участием, какое принимает она в духовной жизни человека; дотоле у нас нет ни склонности, ни охоты к вещам Божественным, доколе мы не получили вкуса к ним и живого сочувствия; с другой стороны, по идее Религии, истинный Христианин есть сам по себе высокое изящество; b) примером Спасителя, Который любил действовать на эстетическое чувство своих слушателей. Спаситель, предлагая народу притчи, избирал для них предметы, сладостно действующие на чувство, например, ниву, прекрасный сад, брачные торжества и проч. и представлял в превосходной эстетической форме; с) советом Ап. Павла, который именно заповедует, чтобы, как в разговорах вообще, так и в преподавании учения, выражалась благодать или духовная приятность ( Кол.4:6 ; Еф.4:29 ), приветливость и кротость ( 2Тим.2:23–25 ); d) советом Отцов в рассуждении того же предмета: «oporteat modicis salibus conditum esse sermonem, пишет Исидор Пелус. (Lib. IV. Epist. XLIX, ad Iobi. VI. 6), ut et suauis sit inmelligenmibus, et aptus ad nutriendum, et in animum auditorum penetret». 13 Развивать же вкус или религиозное чувство посредством Христианских наставлений значит – отвлекая душу от чувственного, располагать её к чистому, святому, мирному и возвышенному услаждению предметами духовными, настраивать её к тому, чтобы она привыкала непрестанно углубляться в блаженные созерцания вечной красоты – Бога (см. soliloquium animae cum Deo, бл. Августина, многие молитвы, песни и каноны церковные , особенно канон покаянный Иисусу сладчайшему) и Его закона ( Пс.1:2–3, 118:14, 20, 55, 62, 81:97 ), равно как сокрушаться при мысли, что есть люди, которые не умеют находить услаждения в законе Господнем, а потому не исполняют его ( Пс.118:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010