1130. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). 1131. Ср.: Твердо уповал я на Господа (Пс. 39:2). 1132. В славянском последнее предложение читается так: якоже предприятию обрестися таковой памяти (гл. 152). Предприятием называют деятельные Отцы приятие (обновление) в мысли и ощущении греха, совершенного некогда на самом деле. Предприятия более или менее продолжительно мучат кающегося подвижника по оставлении им греховных дел. Это ясно можно видеть из житий преподобного Моисея Мурина, преподобной Марии Египетской и других. 1133. Слово «О думающих оправдаться делами». Главы 193, 197, 150–156. 1134. Слово 36. 1135. …сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9). 1136. Мф. 21:44. 1137. Откр. 18:9. 1138. Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля. Преподобная Мария сказала о себе святому Зосиме, между прочим, и следующее: «Я — жена грешная, но огражденная Святым Крещением». 1139. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на Престоле Его (Откр. 3:20–21). 1140. …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29). 1141. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). 1142. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). 1143. …употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). 1144. …подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13:24). 1145. Ин. 14:23. 1146. Слово 1, гл. 13. 1147. Преподобный Исаак Сирский, Слово 1. 1148. …не знаешь, что родит тот день (Притч. 27:1). 1149. Ср.: Вся заповеди Твоя истина … — Твоя заповедь безмерно обширна (Пс. 118:96). 1150. Св. Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 3, книга 1, статья 1. 1151. …небеса нечисты в очах Его (Иов. 15:15). 1152. Флп. 3:20. 1153. 1 Кор. 4:4 — по русскому переводу 1822 г. 1154. Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

2.7. Образы Божественного промышления о мире Естественный образ Промысла    Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством установленных Им сил и законов и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, под промыслительным надзором Божиим. Ты поставил землю, и она стоит (Пс.118:90). В Священном Писании о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет (Пс.148:6). Сверхъестественный образ Промысла    Сверхъестественный Промысл есть управление миром и попечение о нем посредством чудес. Чудеса — это действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием. Чудеса совершаются Богом для достижения важных религиозных целей. В Священном Писании для обозначения чудес часто используются слова:    а) силы:     Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись (Мф.11:21);    б) знамения:     Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф.12:39).    Слово силы содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией и что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы.    Слово знамение указывает на духовно-нравственное значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, например могут иметь учительное значение.    Промышляя о мире сверхъестественным образом, Бог в то же время может использовать в своих целях и естественные силы природы. Примерами такого единства могут служить такие события, как переход евреев через Чермное море, казни египетские, чудесный улов рыбы на Галилейском озере и т. д. 2.8. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла    Убеждение в существовании Божественного промышления о мире может стать результатом естественного богопознания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апостолы, получив повеление от иудеев не учить во имя Христово, говорили: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? ( Деян.4:19 ); и еще: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам ( Деян.5:29 ). Это же и подобное следовало сказать и тем, чтобы Бог прославился чрез них, чтобы сделать назидание православным, чтобы утвердить монастыри, чтобы укрепить страждущих в ссылках. Почему же мы предпочитаем монастыри Богу и получаемое от того благополучие страданию за благо? Где слова: глаголах пред цари и не стыдяхся ( Пс.118:46 )? Где изречение: се, устнам моим не возбраню ( Пс.39:10 )? Где слава и сила нашего звания? Как блаженные Савва и Феодосий в то время, когда император Анастасий предался нечестию 599 , пламенно восстали в защиту веры, то анафематствуя лжеучителей в Церкви, то свидетельствуя в тех письмах, какие посылали к императору, что они готовы скорее потерпеть смерть, нежели изменить что-нибудь из постановленного? [Col. 1121] Эти же господа игумены, как рассказывают, говорят: «Кто мы такие?» Во-первых, христиане, которые теперь должны непременно говорить; потом монашествующие, (267) которым не следует ничем увлекаться, как не привязанным к миру и независимым; далее игумены, которые отклоняют соблазны от других и никому не должны подавать повода к искушению: да служение, говорит апостол, беспорочно будет ( 2Кор.6:3 ). А какой соблазн и искушение или, лучше, унижение произвели они собственноручною подписью, об этом нужно ли говорить? Ибо если молчание есть отчасти согласие, то насколько позорно утверждение этого согласия подписью пред целою Церковью? Еще вы говорите, что, «скрытно священнодействуя, Никифора 600 поминают», тайно и все патриции, не говоря о других, остаются православными. Но что говорит Христос? Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф.10:32 ), а противное тому в случае отречения; и если они дали собственноручную подписку только не сходиться друг с другом, то и это то же самое. Ибо как они будут соблюдать сказанное Христом: приходящего ко Мне не изгоню вон ( Ин.6:37 )? Приходит кто-нибудь, спрашивая и желая научиться истине, игумен ли или кто другой, что же ответит ему игумен? Очевидно, [это]: «Я получил повеление не говорить; и о, если бы только так! но и не принимать тебя в монастырь и не иметь общения». А Христос говорит: прими и научи, если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя ( Евр.10:38 ). Итак, они дали подписку

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В Вечном Добре ничему дурному нет места. 55. «…Милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно…» (Пс. 39:12). Не бойся Хочешь получить мед? Не бойся укусов пчел. Хочешь любоваться розами? Не бойся их шипов. Хочешь быть счастливым? Не бойся быть добрым. Хочешь быть с Истиной? Не допускай дурных мыслей. 56. «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю.» (Пс.118:163). Лживые помыслы Трухлявая древесина лишает бревно крепости, Гнилые нити лишают веревку прочности, Небольшая ложь лишает доверия к словам, Правда удаляется из сердца, когда в него проникают лживые помыслы. 57. «…Чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке…» (Тит. 2:12). Обучи свое сердце Как поле выталкивает на поверхность камни, Как море выбрасывает мертвых, Как горящий костер отгоняет диких зверей, Так и ты обучи свое сердце отгонять дурные мысли и желания. 58. «…Очистив сердца от порочной совести…» (Евр. 10:22). Плохая привычка и опасное заблуждение Разговаривать вслух с теми, кого нет рядом, – плохая привычка, Беседовать с ними, мысленно – опасное заблуждение. Представлять образы тех, кого нет рядом, – плохая привычка, Общаться с этими образами, мысленно – опасное заблуждение. 59. «…С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.» (Лк. 16:16). Нырять под волну Отец с сыном приехали на море. Ярко светило солнце. Дневной бриз гнал к берегу невысокие волны. Быстро раздевшись, мальчик кинулся в воду, но первая же волна сбила его с ног. Поднявшись, он стал пытаться противостоять им, но сил и умения не хватало, и волны снова и снова валили его с ног. Отец с берега увидел попытки сына и пришел к нему на помощь: «Малыш, ты должен научиться нырять под волну. Тогда она будет проходить над тобой, и не собьет тебя с ног. Смотри, как нужно делать». И отец нырнул под волну. «Теперь мне все понятно, папа, – сказал мальчик. – Но я боюсь один так нырять. Давай возьмемся за руки и вместе прыгнем в волну». – «Нет, сынок. Так у нас ничего не получится, потому, что тогда мы с тобой не сможем свободно двигаться. Ты сам должен научиться спокойно нырять под волну, пропуская ее над собой, а не бороться с ней. Тогда ты уже никогда не будешь бояться морских волн».

http://isihazm.ru/1/?id=127

Доверие Доверяя матери, ты получаешь утешение, Доверяя отцу, ты получаешь мудрый совет, Доверяя Истине, ты получаешь опору в жизни. Доверяя самому себе, ты доверяешь своему врагу. 93. «…Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.» (Пс. 26:10). Надежда Надеешься на родителей, – они не вечны, Надеешься на друзей, – они не надежны, Надеешься на семью, – она не прочна. Только Истина никогда не оставляет человека. 94. «…Они наслаждаются обманами своими…» (2Петр. 2:13). Мечтатели и практики Мечтатели никогда не становятся практиками, Практики никогда не бывают мечтателями. Порабощенные фантазиями никогда не достигнут истинной цели, Стремящиеся же к истинной цели не могут жить в мире фантазий. 95. «Слово Твое оживляет меня.» (Пс. 118:50). Держаться за Истину Если будешь держаться за молодость – не удержишь, Если будешь держаться за благополучие – не убережешь, Если будешь держаться за счастье – не сохранишь. Если будешь держаться за Истину – все остальное само будет держаться за тебя. 96. «Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.» (Ин. 12:39). Туристы и медвед ь По горной тропе шла небольшая группа туристов. Двое из них, шедшие впереди, увидели медведя, копающегося на лугу, и замерли от испуга. Остановилась и вся группа. Медведь, заметив людей, опрометью кинулся в сторону ближайшего леса и спрятался в кустах на опушке. Оттуда, время от времени, доносилось его недовольное ворчание. Туристы, которые шли последними, стали спрашивать: «Что там такое? Что случилось?» Им ответили: «Медведь пробежал перед нами и сидит в кустах неподалеку. Слышите его ворчание?» Сзади послышались насмешливые голоса: «Какой там еще медведь? Это гром». – «Если вы думаете, что это гром, – отвечали видевшие медведя, – то можете проверить, кто сидит вон в тех кустах». – «Нет, нет, – ответили задние. – Давайте лучше побыстрее уйдем отсюда».

http://isihazm.ru/1/?id=122

Кричи в ответ тем, кто зовет тебя к ним: «Говорили мне беззаконные о наслаждениях, но не таков закон Твой, Господи» (ср. Пс.118:85 ). Это наслаждение, которое сохраняется, оно не только указывает, куда тебе идти, но и зовет обратно, если ты бежишь от него. 7 . Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Вы уже слышали: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:40 ). Смотрите, как Он не хотел, чтобы ваше внимание было рассеяно по множеству станиц! На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. На каких двух заповедях? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим ( Мф.22:37 ). И: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:39–40 ). Вот видите, о каких двух заповедях говорит все это послание. Проявляйте же любовь и будьте спокойны. Почему ты боишься, как бы не причинить зло другому? Кто может причинить зло тому, кого он любит? Возлюби, и тогда не может случиться так, чтобы ты причинил зло. Но ты, возможно, при этом бранишь кого-то? Это делает любовь, а не жестокость. Но, возможно, ты бьешь кого-то? Ты это делаешь для укрепления дисциплины, потому что твое чувство любви не позволяет тебе пренебрегать человеком, лишенным дисциплины. И порой результаты оказываются противоположны [нашим представлениям], так что ненависть порою проявляет ласку, а любовь оказывается суровой. Вот, некий человек ненавидит недруга своего, но притворяется ему другом: он видит, что тот делает что-то плохое, и хвалит; он хочет, чтобы тот был иступлен, хочет, чтобы тот слепо шагал в пропасть своих похотей, откуда, возможно, никогда не вылезет, но хвалит его, ибо нечестивый [P.428] хвалится похотью души своей ( Пс.9:24 ), он проявляет к нему всю сладость своей лести: смотрите, он ненавидит и хвалит его. Другой видит, что друг его делает что-то подобное, и призывает его одуматься; если тот не слышит, он использует даже бранные слова, ругает его и ссорится с ним: порой дело с неизбежностью доходит до того, что приходится ссориться. И вот, вы видите: ненависть льстит, а любовь приводит к ссоре. Не обращай внимание на слова льстеца и на суровость бранящего, смотри вглубь, ищи корень, откуда это исходит. Тот льстит, чтобы ввести в заблуждение; этот ссорится, чтобы исправить.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин.14:21 ). Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных ( 1Тим.4:10 ). Различают два вида Промысла: а) общий Промысл, который объемлет весь мир как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами; и б) частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа. 2.7. Образы Божественного промышления о мире Естественный образ Промысла Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством установленных Им сил и законов и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, под промыслительным надзором Божиим. Ты поставил землю, и она стоит ( Пс.118:90 ). В Священном Писании о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет ( Пс.148:6 ). Сверхъестественный образ Промысла Сверхъестественный Промысл есть управление миром и попечение о нем посредством чудес. Чудеса – это действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием. Чудеса совершаются Богом для достижения важных религиозных целей. В Священном Писании для обозначения чудес часто используются слова: а) силы: Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись ( Мф.11:21 ); б) знамения: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка ( Мф.12:39 ). Слово силы содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией и что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы. Слово знамение указывает на духовно-нравственное значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, например могут иметь учительное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его» (36:1213). «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь» (36:1617). «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог , судящий на земле!» (57:1112). «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» ( Иов.40:8 ) Божье правление вечно. Его Царство непобедимо. ( Дан.2:4445 ). Все Его враги, включая дьявола ( Быт.3:15 ), бесов и смерть ( Ис.25:78 ) побеждены им. И это – истина. Ее понял даже царь Навуходоносор: «Власть Его – власть вечная, и царство Его – на все времена. Все живущие на земле – ничто; как захочет Он, так и поступит с силами небесными и с жителями земли. Никто не остановит руку Его и не скажет: «Что ты делаешь?» ( Дан.4:3132 ). Непобедимость Божьего воинства предполагает, что любой другой союз или альянс обречен. Ни одному из них нельзя доверять. Это было бы недальновидно и ошибочно. Соблазны этого мира – слава, богатство, мудрость, изысканность, культура, независимость – не более, чем иллюзия. «Господь разорит землю, опустошит ее – черты земли исказятся, рассеются ее обитатели! Одна судьба ждет народ и жреца, раба и его господина, служанку и хозяйку, покупателя и продавца, заимодавца и должника – того, кто давал взаймы, и того, кто занимал. Будет разорена земля, опустошена она будет. Это слово изрек Господь» ( Ис.24:13 ). Слово «истина» – хорошо характеризует природу Бога ( Пс.24:5, 30:6 ; Иер.10:10 ) и Его слова ( Пс.118:142, 151:160 ). Все другие истины – крупицы этой главной. «Вся истина исходит от Бога и является таковой лишь потому, что имеет отношение к Богу» 39 . Тот, кто отвергает истину Божью, ошибается и недальновиден в своих поступках. Изменение привычек и правильный образ жизни Десять Заповедей (Исход 20 и Второзаконие 5) лежат в основании ветхозаветной этической системы. То же можно сказать и о Новом Завете. Таблица, приведенная ниже, показывает, как разные аспекты жизни вытекают из божественной святости. Исполнение этих заповедей – это обучение правильному образу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Послание 369(557). Монашествующим В настоящее время гонения на Христа в Его образе не только выдающиеся по своему положению или знаниям должны подвизаться, проповедуя и уча слово Православия, но и состоящие в числе учеников должны дерзновенно исповедовать истину и свободно заявлять о ней. Это не мои, грешника, слова, а божественного Златоуста, а также и других Отцов. А если господа игумены, задержанные царем, не поступили по указанному, хотя по своей степени и знаниям они превышают всех игуменов этой страны, а, наоборот, умолчали и, не ограничившись этим, хотя и это преступно, дали еще и подписку не собираться вместе и не учить, то это есть предательство истины, отречение от предстоятельства, разрешение послушников и братьев по чину. На запрещение иудеев учить о имени Христа апостолы ответили так: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» ( Деян.4:19 ); и еще: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян.5:29 ). Вот как и в каком смысле им следовало говорить, чтобы через них прославился Бог, чтобы назидать православных, чтобы утвердить монастыри, укреплять томящихся в ссылках. Но что ж? Богу мы предпочитаем монастыри и страданиям за добро – земное благополучие. Где это: «буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» ( Пс.118:46 )? Где слова, – «я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь» ( Пс.39:10 )? Где слава и силы нашего чина? Когда император Анастасий начал здесь совершать нечестия, как горячо блаженные Савва и Феодосий сопротивлялись ему, защищая веру, с одной стороны, тем, что злочестивых в Церкви предали анафеме, с другой – послали царю письмо с протестом и с заявлением, что всякой перемене в установлениях они предпочитают смерть! Как передают, господа игумены говорят: кто мы такие? Во-первых, они христиане, которые теперь, конечно, должны говорить; во-вторых, монахи, которые должны быть совершенно неподкупными, как несвязанные с миром и свободные от него; наконец, они игумены, которые должны от других отгонять соблазн, «никому ни в чем не полагая претыкания, чтобы не было порицаемо служение» ( 2Кор.6:3 ), как говорит апостол. А они своею собственноручною подписью причинили именно такое преткновение и соблазн, а еще более – унижение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Поэтому душа говорит: Встану я и буду искать в городе, на площади и на улицах ( Песн.3:2 ). И возможно, потому не находит до сих пор, потому что искала на площади, где тяжбы, на улицах, где торговля, ведь Христа нельзя купить за деньги. 39 . Мы можем понять это таким образом: на ложе ищет Христа та душа, которая взыскует Его в тишине, в мире; она ищет Его по ночам, потому что Он говорил в притчах. Ведь Он положил тьму в покров Себе ( Пс.17:12 ), и ночь ночи возвещает знание ( Пс.18:3 ). Поэтому то, что мы говорим в сердце своем, нас должно терзать на ложах наших. Но однако, и так она не находит и поэтому говорит: Восстану, – то есть воздвигну и возвышу свое стремление, чтобы искать неленостно, искать прилежно, пойду в город. Вот такова душа, которая говорит: Я город крепкий, я город осажденный ( Ис.27:3 ). Это город, укрепленный Христом, это город – тот Небесный Иерусалим 116 , в котором множество истолкователей божественного закона и опытных в учении: с их помощью Слово Божие взыскуется. Она говорит: Я буду искать на площади этого города, на той площади, где законники обсуждают право, где продастся масло, которое покупают евангельские девы 117 , чтобы всегда горели их светильники и не угасил их дым неправды. Она говорит: Я буду искать на улицах, на которых изобильные воды бегут из источников, из которых, как говорит Соломон, надо пить 118 . 40 . Итак, пока она ищет Христа, находит она стражей 119 , несущих службу: у них она спросила о Нем. Но душа, которая ищет Бога, проходит и мимо стражей, существуют ведь тайны, которые и ангелы желают видеть. Поэтому Петр говорит: Проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть ангелы ( 1Пет.1:12 ). Итак, кто минует стражу, находит Слово. Прошел Иоанн, который нашел Слово у Отца 120 . 41 . Много также тех, которые ищут Христа во время покоя и не находят, а находят они Его во время гонений, и быстро находят 121 . И поэтому словно после искушений, потому что в опасностях Он находится рядом со Своими верными, она говорит: Но едва я отошла от них, как нашла Его. Удержала Его и не отпустила Его ( Песн.3:4 ). Всякий, кто ищет, находит 122 , и кто нашел, должен прилепиться к Нему, чтобы не отпустить. 42 . И так как в Евангелии на земле мы видим прообразы небесных тайн, пойдем к той Марии, пойдем к Магдалине 123 . Давайте рассмотрим, как ночью они искали Христа на ложе Тела Его, на котором лежал Погребенный, когда ангел сказал им: Иисуса распятого ищете? Его нет здесь, Он воскрес ( Мф.28:5–6 ). Что вы ищете живого между мертвыми? ( Лк.24:5 ) Что вы ищете в гробе Того, Кто уже на небе? Что вы ищете в гробовых оковах Того, Кто разрушил всеобщие узы? Его престол не гроб, но небеса! И поэтому говорит одна из них: Искала Его и не нашла Его ( Песн.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010