Пс. 118: 28



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Сборник «Святые отцы о молитве и трезвении», ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Мф. 18: 10 (; тот возлагает на себя важнейший и труднейший подвиг, как благочестие свое сделать богоугодным; и таким образом сильнее и совершеннее утверждается в нем нерассеянность, особенно же если постарается исполнить сказанное: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих») Пс. 33: 2 (, чтобы, при неослабном и непрестанном созерцании славы Божией, ум не находил и времени к рассеянию.) 29 (От чего бывает, что в уме как бы оскудевают благие помыслы и попечения угодные Богу? и как предохранить себя от этого? – Поелику Давид говорит: «Воздрема душа моя от уныния») Пс. 118: 28 (, то видно из сего, что бывает это от душевной дремоты и от бесчувствия. Ибо в душе бодрственной и трезвящейся не оскудевают и попечение угодное Богу и помысл благий, а напротив того видит она, что сама для них недостаточна; потому что если око телесное недостаточно к рассмотрению каких-либо немногих Божиих созданий, и не насыщается, посмотрев на что-либо однажды, но и непрестанно рассматривая одно и тоже, не перестает однако же смотреть: то тем паче душевное око, если оно бодрственно и трезвенно, недостаточно к созерцанию Божиих чудес и судеб. Ибо сказано: «судьбы Твоя бездна ... далее ...
Псалтирь в святоотеческом изъяснении, Кафисма 17 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... грехи мои, «и услышал мя еси» – (Ты) прости мне их; «научи мя оправданием Твоим» – укажи, Господи, как мне поступать, чтобы не сделать погрешности? (Златоуст, Иларий) . Пс. 118: 27. Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих. Нам нужно божественное разумение, чтобы преуспевать в добродетели: упражняться в милосердии к людям без тщеславия, не домогаться человеческих похвал, жить в целомудрии. Нужно молить Господа, чтобы Он «вразумил» пройти «путь» этот истинно и сердечно; ибо сила не во внешнем ходе дела, а во внутренних расположениях сердца (Феодорит, Феофан) . Пс. 118: 28. Воздрема душа моя от уныния: утверди мя в словесех Твоих. Постоянное нападение греха расслабляет силу помыслов и ведет подвижника к равнодушию; расслабленная «душа» впадает в «уныние», в этот губительный сон души; когда от скуки и томления теряется охота ко всему. Таковый от расслабления духовной энергии или праздношатается, или переходит с места на место. Как дремлющий влечется ко сну, так духовно расслабленный – ко греху. И подлинно, не тело, а «душа» дремлет в это время. Что же делать? – «утверди мя в словесех Твоих» – а этим учит, что невозможно изгнать иначе духа уныния, как ... далее ...
Святые отцы об унынии — Татьяна — Дневник — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... на это указал и писавший историю, говоря, что отъиде души ради своея ( 3 Цар. 19, 3 ) , — послушай, что говорит в своей молитве: довлеет ныне, Господи, возьми душу мою от мене, яко несмь аз лучший отец моих (4) . Так [смерть] — это страшилище, эту высшую степень наказания, эту главу зол, это возмездие за всякий грех он просит как желанного и хочет получить в качестве милости. До такой степени уныние ужаснее смерти: чтобы избежать первого, он прибегает к последней. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: Блаженный Давид хорошо выразил вред этой болезни: " Душа моя истаевает от скорби " ( Пс. 118, 28 ) - не тело, а душа истаевает. Ибо воистину душа истаевает, слабеет для добродетелей и духовных чувств, когда уязвлена стрелой уныния. Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу. От уныния рождаются праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость и любопытство. Истинный подвижник Христов, который хочет законно подвизаться ради совершенства, должен поспешить выгнать из тайников своей души эту ... далее ...
Опыт нравственного православного богословия в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... отвергаемо христианством. В поисках красоты человек легко находит ее прежде всего в природе, так как она повсюду разлита здесь. Потому-то древние греки называли вселенную Κόσμος, т. е. красотой. Какое умиление и какой восторг испытывала обуреваемая суетой и скорбями жизни душа св. псалмопевца, когда он обращался к созерцанию богосозданной красоты природы, это видно, между прочим, из следующих его слов: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! » – восклицает псалмопевец ( Пс. 91, 5–6. Ср. Пс. 118, 28–29 ) . Замечательно, что и св. подвижники любили избирать для своих подвигов такие места, которые отличались особенной красотой. Из множества свидетельств касательно этого можно указать для примера на письмо св. Василия Великого к св. Григорию Богослову, где первый с восторгом описывает другу своему красоту избранного им для подвижнической жизни уединения 486. Но есть у нас пример выше всех примеров. Сам Божественный Учитель наш, по слову пророческому, «прекраснейший из сынов человеческих» ( Пс. 44, 3 ) , в полевой лилии усматривал такую красоту, в какую не облекался даже ... далее ...
Указание пути к спасению. Опыт аскетики, Раздел 4 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и не получает совершенно никакой пользы, а только вредит себе, тогда как искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения. Вредные следствия нетерпеливости и раздражительности Терпению противополагается малодушная скорбь среди несчастий, которая обнаруживается различно, именно по отношению к Богу – в безнадежности, ропоте, хуле и прочем. По отношению к самому страдающему скорбь обнаруживается в том, что нетерпеливый безрассудно, жестоко мучит себя, предается унынию, которое расслабляет душевные и телесные силы, как говорит Псалмопевец, «душа моя истаевает от скорби» ( Пс. 118: 28 ) , оставляет полезную деятельность, впадает в малодушие, даже отчаяние – душевную смерть, пренебрегает благопристойными средствами к утолению печали, расстраивает и внешнее свое благосостояние. А других людей часто оскорбляет то подозрением, то ропотом и другие неприятности делает. Кротости противополагается раздражительность, которая вообще означает беспорядочную досаду на других за оскорбление или обиду. Когда досада бывает соединена с одним неудовольствием на виновника обиды, то называется негодованием. А если присоединяется к тому и желание мщения, то называется собственно ... далее ...
Толкование на псалмы, Псалом 118 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... себе – клеветать на меня. Впрочем, когда князи неправды делали это, раб Божий не отступал от оправданий Божиих, советниками в том имея Божии словеса, которые назвал оправданиями. А таковой и не приемлет ни одного лукавого советника. Да и князи века сего, как во время Христово, «собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» ( Пс. 2, 2 ) . Это суть те, которым принадлежит мудрость века сего. Пс. 118: 25. Прилпе земли́ душа моя. Приобретши разумение таинств, заключающихся в оправданиях Твоих, и возможность идти путем их, в состоянии буду беседовать и вести слово о чудесах сих оправданий. Пс. 118: 28. Воздрема душа моя от уныния. Учит, что невозможно изгнать иначе духа уныния, как только поучением в Божественных словесах. Поэтому, надлежит трезвиться и бодрствовать, по слову Сказавшего: «бдите и молитеся» ( Мф. 26, 41 ) . Пс. 118: 29. Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя. Пс. 118: 30. Путь истины изволих. Одного просит у Бога, другое приписывает себе. Пс. 118: 37. Отврати очи мои еже не видети суеты. «Суета» есть неистовое пристрастий к зрелищам, углубление мысли в недолжное и неприличное умопредставление. Это-то объясняет Павел, говоря: «в суете ума их, ... далее ...
Православный приход храма Свт.Стефана ...Искать в Источникеprihod.ru
... но от бегства; пока он мало по малу отбившись от кельи, начнет забывать о главном деле своего звания, состоящем в стремлении к Божественной, всепревосходящей чистоте, которая нигде не может быт достигнута, как только в безмолвном всегда пребывании в келье и непрестанном Божественном поучении. Так воин Христов наконец убегает из своего воинства, впутывается в житейские дела и становится уже не угодным Воеводе ( 2 Тим. 2, 4 ) , под Которым служить обещался. Блаженный Давид весьма прекрасно выразил все пагубные последствия от этой болести в следующем стихе: воздрема душа моя от уныния ( Пс. 118, 28 ) . И подлинно, не тело, а душа дремлет в это время. Ибо душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами. Итак истинный воин Христов, желающий законно подвизаться в борьбе за совершенство, и эту также болесть должен стараться изгонять из тайников души своей, и против этого непотребнейшего духа уныния смело вооружаться противоборством, – чтоб ни от уязвления стрелою сна не пасть, ни беглецом не выступить из затвора своего уединилища, хотя бы то под благовидным предлогом ... далее ...
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Моления ...Искать в Источникеprihod.ru
... Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя ( Пс. 89: 11-13 ) . Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене; воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое; воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася ( Пс. 101: 2-4 ) . Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя ( Пс. 118: 18-19 ) . Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих. Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя ( Пс. 118: 28-29 ) . Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим. Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство. Отврати очи мои, еже не видети суеты, в пути Твоем живи мя. Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему ( Пс. 118: 34-37, 41 ) . Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему. Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя ( Пс. 118: 58, 64 ) . Буди же милость Твоя да утешит мя ... далее ...
Сокровищница духовной мудрости. Сокращенный ...Искать в Источникеazbyka.ru
... их угодными Богу и почтенными пред людьми и дает им неизреченную отраду (38, 550) . Если при всяком печальном обстоятельстве окажемся мужественными и благородными, то, без сомнения, сподобимся наград, уготованных победоносным мученикам (46, 268) . 2. ОБ УНЫНИИ У злобы всегда одно и то же ухищрение – ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа (30, 450) . Но не предавайся унынию ни в каком труде, чтобы враг не усилил в тебе своих враждебных действий (31, 209) . Блаженный Давид хорошо выразил вред этой болезни в одном стихе, говоря: «Воздрема душа моя от уныния» ( Пс. 118, 28 ) . Хорошо он сказал, что не тело, а душа собственно воздремала. Ибо, истинно, душа дремлет в рассуждении созерцания добродетелей и рассмотрения духовных чувств, когда будет уязвлена стрелою страсти уныния (50, 120) . Кого ни начнет она одолевать с какой-либо стороны, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого успеха духовного; сделает потом непостоянным во всем, праздношатающимся, нерадивым ко всякому делу (50, 121) . От уныния рождается праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, говорливость и любопытство (50, 121) ... далее ...
Апологетические заметки - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... красотой своих личных душевных качеств. В этом плане христианское учение противоположно буддизму, в котором конечным идеалом считается полное психическое уничтожение, растворение в нирване. В христианстве же мы призваны развивать и совершенствовать свои способности. Идеалом такой личной неслиянности при единстве существа мы имеем в Св. Троице, как видим из Первосвященнической молитвы Спасителя: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17: 21 ) . Преодоление праздности и уныния «Воздрема душа моя от уныния, живи мя по словеси Твоему». ( Пс. 118: 28 ) . Каждый человек инстинктивно стремится к приятному, к радости, к счастью. Насколько ощущение радости вливает в человека бодрость и оптимизм, настолько отсутствие ее делают его жизнь серой, мрачной, бессмысленной. По благости Божией, многое в жизни приносит человеку радость. С самого начала своего появления в мир, человека радуют такие предметы и явления, как, например, приятная пища и питье, свежий воздух, солнечный свет, красота природы, общение с близкими и дорогими людьми. По мере своего развития, человек находит новые источники радости в более глубоком познании мира и ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Пс. 118: 28
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"