Пс. 118: 28



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Слово Патриарха / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... в храме Христа Спасителя в Москве вечером 27 февраля 2017 года, в понедельник первой седмицы Великого поста Уныние Среди грехов, которые одолевают человека, есть один, на который мы обращаем мало внимания, хотя этот грех способен очень сильно изменить жизнь человека. Совершенно неслучайно, что в молитве святого Ефрема Сирина, в самом ее начале, мы просим Господа не дать нам духа уныния. Уныние – это и есть тот самый грех, который, не будучи всегда заметен, на самом деле глубоко поражает человеческое сердце. Еще псалмопевец Давид в 118-м псалме говорит: «Воздрема душа моя от уныния» ( Пс. 118: 28 ) , и преподобный Кассиан Римлянин, ученик святителя Иоанна Златоустого, так комментирует этот стих: «Как хорошо сказал псалмопевец! Не плотию, а душою воздремал от уныния». Действительно, уныние поражает душу и приводит ее в состояние, которое можно сравнить со сном. Это, конечно, не физический сон, но тот же преподобный Иоанн Кассиан говорит, что через уныние в душу человека входят праздность, лень, неспособность трудиться; а мы можем продолжить и сказать: уныние дезориентирует человека, смещает акценты его жизни, погружает в тяжелое душевное состояние. Большинство грехов ... далее ...
Уныние глубоко поражает человеческое сердце / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... грехов, которые одолевают человека, есть один, на который мы обращаем мало внимания, хотя этот грех способен очень сильно изменить жизнь человека. Совершенно неслучайно, что в молитве святого Ефрема Сирина, в самом ее начале, мы просим Господа не дать нам духа уныния. Уныние — это и есть тот самый грех, который, не будучи всегда заметен, на самом деле глубоко поражает человеческое сердце. Еще псалмопевец Давид в 118-м псалме говорит: «Воздрема душа моя от уныния» ( Пс. 118: 28 ) , и преподобный Кассиан Римлянин, ученик святителя Иоанна Златоустого, так комментирует этот стих: «Как хорошо сказал псалмопевец! Не плотию, а душою воздремал от уныния». Действительно, уныние поражает душу и приводит ее в состояние, которое можно сравнить со сном. Это, конечно, не физический сон, но тот же преподобный Иоанн Кассиан говорит, что через уныние в душу человека входят праздность, лень, неспособность трудиться; а мы можем продолжить и сказать: уныние дезориентирует человека, смещает акценты его жизни, погружает в тяжелое душевное состояние. Большинство грехов так или иначе связаны с искушениями, которые достигают нашего ума и сердца извне. Но уныние нередко наступает без видимой ... далее ...
Проповідь Святішого Патріарха Кирила в середу ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... какие мысли у нас возникают, соответствует ли все то, чем мы отвечаем миру, тем требованиям, которые Господь к нам предъявляет. И от этого самоконтроля важно переходить к самовоспитанию, потому что только мы сами способны обуздать свои страсти, удержать язык свой от зла и сделать еще многое, что поможет нам изменить нашу внутреннюю духовную жизнь к лучшему. Поэтому надлежит особым образом размышлять в дни Великого поста как о грехах, так и о добродетелях. Сегодня мне хотелось бы напомнить вам замечательные слова 118 псалма пророка и псалмопевца Давида: «Воздрема душа моя от уныния» ( Пс. 118: 28 ) . Псалмопевец говорит о том, что уныние привело в некую духовную спячку его душу. Он задремал, то есть заснул. И этот образ сна, который предлагает нам к размышлению о грехе уныния псалмопевец Давид, очень сильный и правильный образ. Что происходит, когда мы засыпаем? Мы теряем связь с реальностью. Все функции нашего организма перестраиваются, мы разрываем контакт с окружающим нас миром. Нередко нас посещают сновидения, которые в основном не имеют ничего общего с тем, что является нашей жизнью. Это некие отображения реальности, наших внутренних страхов или каких-то сокровенных ... далее ...
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла во вторник ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... грехов, которые одолевают человека, есть один, на который мы обращаем мало внимания, хотя этот грех способен очень сильно изменить жизнь человека. Совершенно неслучайно, что в молитве святого Ефрема Сирина, в самом ее начале, мы просим Господа не дать нам духа уныния. Уныние — это и есть тот самый грех, который, не будучи всегда заметен, на самом деле глубоко поражает человеческое сердце. Еще псалмопевец Давид в 118-м псалме говорит: «Воздрема душа моя от уныния» ( Пс. 118: 28 ) , и преподобный Кассиан Римлянин, ученик святителя Иоанна Златоустого, так комментирует этот стих: «Как хорошо сказал псалмопевец! Не плотию, а душою воздремал от уныния». Действительно, уныние поражает душу и приводит ее в состояние, которое можно сравнить со сном. Это, конечно, не физический сон, но тот же преподобный Иоанн Кассиан говорит, что через уныние в душу человека входят праздность, лень, неспособность трудиться; а мы можем продолжить и сказать: уныние дезориентирует человека, смещает акценты его жизни, погружает в тяжелое душевное состояние. Большинство грехов так или иначе связаны с искушениями, которые достигают нашего ума и сердца извне. Но уныние нередко наступает без ... далее ...
Псалтирь в святоотеческом изъяснении, Кафисма 17 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... (я) исповедал грехи мои, «и услышал мя еси» – (Ты) прости мне их; «научи мя оправданием Твоим» – укажи, Господи, как мне поступать, чтобы не сделать погрешности? (Златоуст, Иларий) . Пс. 118: 27. Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих. Нам нужно божественное разумение, чтобы преуспевать в добродетели: упражняться в милосердии к людям без тщеславия, не домогаться человеческих похвал, жить в целомудрии. Нужно молить Господа, чтобы Он «вразумил» пройти «путь» этот истинно и сердечно; ибо сила не во внешнем ходе дела, а во внутренних расположениях сердца (Феодорит, Феофан) . Пс. 118: 28. Воздрема душа моя от уныния: утверди мя в словесех Твоих. Постоянное нападение греха расслабляет силу помыслов и ведет подвижника к равнодушию; расслабленная «душа» впадает в «уныние», в этот губительный сон души; когда от скуки и томления теряется охота ко всему. Таковый от расслабления духовной энергии или праздношатается, или переходит с места на место. Как дремлющий влечется ко сну, так духовно расслабленный – ко греху. И подлинно, не тело, а «душа» дремлет в это время. Что же делать? – «утверди мя в словесех Твоих» – а этим учит, что невозможно изгнать иначе духа ... далее ...
О девстве и браке, Книга 6 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... так и ты слагай в сердце своем ( Лук. 2, 19 ) . Как добрая агница, пережевывай своими устами божественные заповеди, дабы и тебе можно было сказать: «поглумлюся в чудесех твоих» ( Пс. 118, 27 ) . Пусть не дремлет и не изнывает в слезах (stillet) душа твоя от скуки. Ведь влажность во время зимы изгоняет человека даже из дома его ( Притч. 27, 15 ) ; совершенная же душа, у которой нет слишком тяжелых греховных скважин, не изводит слез. Она пребывает в доме своем и радостно наслаждается новой непорочной жизнью. А если чем-либо она и смутится, то скажи: «утверди мя в словесех твоих» ( Пс. 118, 28 ) . Глава семнадцатая 104. Теперь, рассмотрев все, обращаюсь с мольбою к Тебе, благодатный Отец. Мы приносим непрестанное благодарение Твоему Милосердию за то, что в посвященных девах мы видим на земле ангельскую жизнь, которую некогда мы потеряли в раю. А чтобы можно было подражать ревности девственниц и утверждать в добродетели, чтобы можно было восхвалить славу девства, Ты именно и мог совершить то самое лучшее, что Бог родился от Девы. Преступление (culpa) нам принесло скорее пользу, чем вред: в Нем именно наше искупление нашло божественный дар. 105. Да и Сам Единородный ... далее ...
Сокровищница духовной мудрости. Сокращенный ...Искать в Источникеazbyka.ru
... их угодными Богу и почтенными пред людьми и дает им неизреченную отраду (38, 550) . Если при всяком печальном обстоятельстве окажемся мужественными и благородными, то, без сомнения, сподобимся наград, уготованных победоносным мученикам (46, 268) . 2. ОБ УНЫНИИ У злобы всегда одно и то же ухищрение – ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа (30, 450) . Но не предавайся унынию ни в каком труде, чтобы враг не усилил в тебе своих враждебных действий (31, 209) . Блаженный Давид хорошо выразил вред этой болезни в одном стихе, говоря: «Воздрема душа моя от уныния» ( Пс. 118, 28 ) . Хорошо он сказал, что не тело, а душа собственно воздремала. Ибо, истинно, душа дремлет в рассуждении созерцания добродетелей и рассмотрения духовных чувств, когда будет уязвлена стрелою страсти уныния (50, 120) . Кого ни начнет она одолевать с какой-либо стороны, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого успеха духовного; сделает потом непостоянным во всем, праздношатающимся, нерадивым ко всякому делу (50, 121) . От уныния рождается праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, говорливость и любопытство (50, ... далее ...
Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах ...Искать в Источникеazbyka.ru
... станет забывать дело своего звания, которое есть не иное что, как созерцание той божественной и превосходящей все чистоты, которая никак не может быть приобретена, как только постоянным пребыванием в келье и размышлением в безмолвии. Таким образом, воин Христов, сделавшись изменником и беглецом от своей военной службы, связывает себя житейскими делами и становится неугодным военачальнику ( 2Тим.? 2: 4 ) . Глава 4. Уныние ослепляет ум, делает неспособным к созерцанию добродетелей Блаженный Давид хорошо показал весь вред этой болезни в одном стихе, говоря: воздремала душа моя от уныния ( Пс.? 118: 28 ) . Хорошо он сказал, что не тело, а душа собственно воздремала. Ибо истинно, душа дремлет в деле созерцания добродетелей и рассмотрения духовных чувств, когда уязвлена стрелою этой страсти. Глава 5. Двоякое уныние бывает Итак, истинный подвижник Христов, который хочет законно подвизаться, должен поспешить выгнать из тайников своей души и эту болезнь и против этого злейшего духа уныния действовать с обеих сторон, так чтобы не пасть, сраженному стрелою сна, и чтобы, вышедшему, хоть и под благовидным предлогом, из монастыря, не быть беглецом. Глава 6. Как зловредны бывают ... далее ...
Поучения, Сборник 1 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... состоянию духа. У такого человека легко возникает страх к месту, неприязнь и подозрительность к человеку. Он часто стонет и ропщет, что ни в чём не успевает, что всеми забыт, и никто его не любит. Он то пребывает на одном месте, то готов не раз менять место жительства. Пребывая праздным, он следит за унылым состоянием своего духа и не принимает мер к выходу из этого тяжёлого состояния. Душа его как бы замирает в дремоте, и не хватает у него сил воспарить к небу и преодолеть своё расслабление 22. Такое уныние находит своё выражение в словах псалмопевца: воздрема душа моя от уныния (Пс. 118. 28) , т. е. истаевает от печали и скорби. Так что же такое уныние? «Уныние, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – есть расслабление души, изнеможение ума, малодушие (воли) , небрежение иноческим (и всяким другим) подвигом, оболгание Бога, как якобы немилосердного и нечеловеколюбивого, немощность в молитве, лицемерность в послушании» 23. Как видим, братия и сестры, недуг уныния имеет те же основные черты, что и недуг праздности, только ещё более ярко выраженные и развитые. Праздность и нерадение – начало, а уныние продолжение и дальнейшее развитие той же по существу своему ... далее ...
Толкование на сто пятьдесят псалмов, Изьяснение ...Искать в Источникеazbyka.ru
... том, чтобы в точности дознать мне оправдания Твои. Пс. 118: 27. Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих. «Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих». Нужно нам Божественное разумение, чтобы по закону Божию успевать в добродетели, и водящемуся человеколюбием не иметь в виду тщеславия, подвижнику не домогаться человеческой похвалы, целомудренному, не из стыда невоздержной жизни, но из любви к добродетели, хранить целомудрие. Посему Пророк справедливо умоляет о том, чтобы ему стать причастным Божественнаго разумения и познать путь правды. Пс. 118: 28. Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему. «Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих». Частое приражение греха разслабляет нередко силу помыслов, делает, что подвижник начинает утомляться, производит в нем так называемое уныние; разслабевающая же душа преклоняется к сну, а сон наводит смерть. Посему Пророк просит утвердить и укрепить его. Сие сказал он и в другом псалме: «просвети очи мои: да не когда усну в смерть» ( Псал. 12, 4 ) , называя смертию грех. Пс. 118: 29. Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне. Пс. 118: 30. Я избрал путь ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Пс. 118: 28
Справочник - ПОИСКОВ.РФ