Правосуде Спасе, помилуй и избави мя огня и наказания, еже предстоит на суде праведно претерпети, добродетелью и покаянием даруй прощение мне прежде конца. Яко разбойник взываю Ти, помяни мя; яко Петр плачу горько: прости ми, Спасе. Взываю яко мытарь; проливаю слезы, яко блудница, прими мое рыдание, якоже некогда хананеянки. (Лк. 23:42; 22:62; 18:13; 7:38; Мф. 15:22) Гниение исцели смиренной моей души, Спасе, Единый Врачу, пластырь наложи мне, и елей и вино: дела покаяния, умиление со слезами. Хананеянке и я, подражая, вопию: помилуй мя, Сыне Давидов; касаясь края ризы Твоей, яко кровоточивая; плачу, как Марфа и Мария над Лазарем. (Мф. 15:22; 9:20; Ин. 11:33) Сосуд слез, Спасе, яко миро изливая на главу, взываю к Тебе, якоже блудница, милости ищущая, мольбу приношу, и прощение мне прошу даровать. (Мф. 26:7; 14:3; Лк. 7:38) Никтоже, как я, не согрешил пред Тобою; но приими и мене, Милосерде Спасе, со страхом кающегося, и любовью взывающего: согрешил Тебе Единому, помилуй мя, Милостиве. Пощади, Спасе, Твое создание, и отыщи, яко Пастырь потерянное, сохрани заблудшего, восхить у волка и устрой мя, агнца, на пастве овец Твоих. (Пс. 118:176) Егда, Судие, возсядешь яко Милосерд, и покажешь страшную славу Твою, Спасе; о, каковой страх тогда, пред пещью горящей всем трепещущим нестерпимого Судилища Твоего! (Мф. 25:31) Припев:  Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Марии:  Свет незаходимый, мати, тебя просветивши, от омрачений страстей свободил, тем же, восприняв духовную благодать, просвети, Марие, тебя верно восхваляющих. Припев:  Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Марии:  Чудо новое в тебе, мати, видев, воистинну ужасался Божественный Зосима, Ангела зряще во плоти, и трепетом весь исполнялся, Христа воспевая во веки. Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрею:  Андрее Критский, честная похвало, дерзновение имущий ко Господу, к тебе молю, молися разрешение от уз беззакония ныне обрести мне молитвами твоими, яко покаяния учитель и преподобных слава. Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Спасе! Ты — мой Врач единый! Гниение души несчастной исцели и, как повязками с елеем и вином, меня Ты уврачуй делами покаянья и умиления, и слез моих ручьями. Лк.10:34, 17:12–20 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Тебе, как хананеянка, зову: помилуй, Сын Давида! Как кровоточивая, касаюсь края риз Твоих и плачу над собой, как Марфа и Мария над телом Лазаря. Мф.9:20, 15:22 . Ин.11:33 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Спасе! Слез потоки льются пред Тобой и, словно миро из сосуда, их проливаю на Твою главу; с мольбой к Тебе взывая, как блудница, прощение прося. Мф.26:6–7 . Мк.14:13 . Лк.7:37–38 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О милосердный Спасе! Есть ли тот, кто более, чем аз, грешил перед Тобой? Прими мое Ты покаянье! Прими того, кто в страхе, но с любовью вопиет: «О милостивый Боже! Ты меня помилуй!» Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Спасе! Аз — творение Твое, помилуй и, как Пастырь, Ты отыщи меня, заблудшего! Спаси от волка лютого и приведи на пастбище овец Твоих, Христе! Пс.118:176 . Лк.15:4–7 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О милостивый Спасе! Когда, как Судия, воссядешь на Престол, тогда явлена будет всем слава неприступная Твоя. О какой ужас, какой страх объемлет всех! Ибо воочию увидят пещь горящую, и вострепещут, и восплачут на Страшном праведном Суде Твоем, Христе! Мф.25:31, 41:47 . Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. О преподобная Марие! Матерь Света Невечернего тебя и просветила, и освободила от мрака низменных страстей. Ты восприяла Света благодать! Так просвети и тех, кто с верой славит твой славный подвиг веры и любви. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. О мати преподобная! Божественный Зосима, как ангела, узрел тебя во плоти! И, затем, на чудо сие новое взирая, со трепетом Христа воспел! Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас! Ты, о Андрее, и Крита — похвала, и покаяния учитель, и слава преподобных! Ты можешь к Богу смело обращаться! Молюсь тебе: молитвами твоими, да разорву навек аз узы все греха. Слава: О Отче безначальный! О Сын собезначальный! О Ты, Утешитель благой и Душе правый! О Ты, Родитель Слова Божьего! О Слово безначального Отца! О Дух живой и зиждущий! О Троице единая! Помилуй днесь меня!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

   Для принесения жертвоприношений использовалась особая порода овец, так называемая овца сирийская. Она отличалась большим и широким курдюком (хвостом), в котором присутствовало много жира. Этот жир считался самым ценным сырьем для жертвоприношения. “И пусть принесет из мирной жертвы в жертву Господу тук её, весь курдюк” (Лев.3:9). Большое количество горных пастбищ в Ханаане способствовало овцеводству.    Надзор за овцами считался почетным делом, которого люди не стыдились. Время стрижки овец сопровождалось пиршеством. У древних евреев к процедуре стрижки овец относились как к празднику и награде за тяжелый труд скотоводов, в течение года заботящихся об овцах. Для стрижки стада овец собирались в непокрытой ограде, которую называли овчим двором. “Мы построим здесь овчие дворы для стад наших” (Чис.32:16). В овчем дворе овцам связывали ноги, а затем их стригли. Шерсть овец, в большинстве случаев белая по цвету, использовалась для изготовления одежды. Шерсть овец высоко ценилась и являлась частью подати, которую платили моавитяне Израилю, и была предметом торговли в странах Востока. “Дамаск ... торговал с тобою вином Хелбонским и белою шерстью” (Иез.27:18). Мясо овец, особенно баранина и ягнятина, считалось излюбленным кушаньем и обязательно подавалось на празднества. Молоко овец также имело широкое употребление. Овцы, особенно барашки и овны (ягнята), были жертвенными животными. С целью дальнейшего жертвоприношения этих животных можно было купить при Иерусалимском храме. Наиболее благоприятные для овцеводства в древнееврейском государстве были такие земли как равнина Саронская, горы Кармил и Галаад, Васань.    Таким образом, овца у древнееврейского народа считалась полезным и почитаемым животным, неприхотливым в содержании и обеспечивающим еврейскую семью мясом, шерстью, шкурой и молоком. Овца была неразрывно связана с бытом древнееврейского народа.    Несмелость и боязливость овцы, её беспомощность перед опасностью очень часто в иносказательном виде употреблялась в Священном Писании. “Я заблудился, как овца потерянная” (Пс.118:176). “Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря” (2Пар.18:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Этим случаем и рассуждением учимся мы, любезный христианин, не откладывать надежды нашей, а к престолу благодати с верой приступать и стучать в двери милосердия Божия и, хотя медлит, непременно ожидать помилования от Него. Если человек щедрит и милует, — тем более Бог, всякого милостивого человека несравненно милостивее; если человек на глас бедных преклоняется и милосердствует, — тем более Бог, Отец щедрот. Читай Святое Писание — и увидишь эту истину. CXXIII. Если бы ты увидел, христианин, что некий благородный, высокопоставленный и богатый князь хочет и ищет дружество иметь с неким простым, убогим и нищим человеком, непременно удивился бы такому неслыханному делу; но еще больше бы ты удивился, если бы увидел, что тот самый простец бедный не хочет того дружества, тогда непременно назвал бы ты этого простеца несмышленым. Так в высшей степени несмышлен, безумен и слеп всякий грешник нераскаянный. Христос, Сын Божий, Царь Небесный, хочет с ним иметь дружество, любить его, и желает привлечь его к Себе, и быть им любим; хочет прийти к нему и вечерять с ним, как говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Дружество не что иное, как усердная и взаимная любовь — любить и быть любимым. От этого святого и высокого дружества грешник слепой и несмысленный безумно отвращается и неистово обращается к нечистой и мерзкой любви мира сего. О, какого удивления, страха, плача и слез достойно безумие и неистовство это! Не видит этого бедный грешник, но по сути так есть. Так-то прелесть мира суетного и хитрость врага, дьявола, ослепляет бедным нам глаза! О, если бы у грешника открылись очи сердечные и увидел он, чего лишается и где находится: непрестанно бы воздыхал и неутешно плакал; непрестанно бы глас от сердца возносил к Богу и говорил: «Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего» (Пс.118:176). CXXIV. Если бы еще ты увидел, что сын царский, отвергнув дорогую багряницу, в которую был одет, оделся в худое и смрадное рубище, непременно удивился бы тому непристойному делу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

С паситель, пощади Свое творение и, как пастырь, отыщи пропавшего, предупреди меня, потерявшего путь, исхити от волка, сделай меня ягненком на пастбище Твоих овец (Пс. 118: 176). О , какой тогда наступит ужас, когда Ты, Спаситель, по Своему милосердию воссядешь Судиею и обнаружишь грозное величие Свое; печь будет гореть при всеобщем трепете пред неумолимым судом Твоим (Мф. 25: 31; 41: 47). Преподобная мати Мария, моли Бога о нас. М ария! Просветив, тебя освободила от страстей Матерь незаходного Света, посему, восприявши благодать Духа, просвети искренно восхваляющих тебя! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас. У зрев в тебе, Матерь, поистине новое чудо, божественный Зосима изумился: ведь он видел ангела, вовеки воспевая Христа, весь исполнился изумления. Слава, Троичен: Б езначальный Отче, Собезначальный Сыне, Утешитель добрый, Дух правды, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Животворящий и Созидающий Дух – Единая Троица – помилуй меня. И ныне, Богородичен: П речистая! Мысленная багряница, плоть Эммануила, соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного: потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу. Песнь 9 Ирмос: Р ождество от бессеменного зачатия неизъяснимо; Плод безмужней Матери нетленен; рождение Бога обновляет естества; посему Тебя мы, все роды, православно величаем как Матерь Богоневесту. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. С ын Давидов! Исцелявший словом беснующихся! Умилосердись, спаси меня, помилуй, прореки, как разбойнику, и мне милосердый глас: «Истинно говорю Я тебе, со Мною будешь в раю, когда приду Я в славе Моей» (Лк. 23: 43). Р азбойник Тебя поносил, разбойник же и Богом исповедовал, ибо они оба висели вместе с Тобою на кресте, но, Многомилосердый, отверзи и мне, как уверовавшему разбойнику, познавшему в Тебе Бога, дверь славного Твоего Царства. В идя Тебя распинаемым, содрогалась тварь, от ужаса распадались горы и камни, и сотрясалась земля, пустела преисподняя и, взирая на Тебя, Иисусе, пригвожденного плотию днем, помрачался свет (Мф. 27: 61–52; Мк. 15: 38; Лк. 23: 45).

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Напрасно говорят о христианстве, что оно религия слез, что оно заставляет человека только плакать о своих грехах. Христианство не знает безнадежных слез. Оно жизнерадостно, оно — религия света и духовных радостей. Христианин не отрекается ни от каких земных чистых радостей, но всё освящает благословением Божиим. Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых. Пс. 118. 176. С такими чувствами, какие исповедовал в одном из своих псалмов пророк Божий Да-вид, мы вступаем на священное поприще семинедельного Великого поста и сегодня стоим у его порога. Вот уже в течение нескольких недель вы слышите за субботними всенощными, будете слышать еще несколько раз в течение поста священную песнь, призывающую нас к покаянию: «Покаяния отверзи ми двери». Эти слова поет не только хор он ведь поет от лица нас всех, — но и сердце каждого из нас. «Господи, открой мне дверь покаяния». Почему мы просим открыть нам эту дверь? Разве мы сами не можем покаяться в своих грехах? Легко представить себе путника, застигнутого ночью зимней вьюгой на пути к тому дому, где он ждет найти для себя приют. Снежная метель слепит ему глаза, его ноги тонут в глубоком снегу. С трудом находит он тот дом, куда стремится. Подходит, по своими замерзшими руками не может открыть двери. Если этот дом ему мало знаком, он не знает и способа открыть эту дверь. Он стучит и кричит: «Откройте, я замерзаю». Ему открывают, он входит, и здесь его ждут тепло и отдых. И каждый из грешников, погрязший в своих тяжких грехах, подобен путнику, заблудившемуся в снежную ночь. Грехи ослепляют наше духовное зрение; грехи связывают в духовном смысле наши руки и ноги. Изъеденные страстями, опутанные грехами, мы нередко теряем самый путь к покаянию: не умеем ни осознать своего греха, ни понять его губительную силу, ни найти в себе решимость и дерзновение идти к Богу с покаянием. Часто нет у нас сил вдохновиться верой и надеждой на милосердие Божие. Как разнообразен грех, отравляющий нашу душу! Мы грешим и словами, и делами, и

http://pravmir.ru/xristianstvo-eto-ne-re...

Скачать epub pdf СПРАВЕДЛИВОСТЬ «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. 118, 137) Справедливость есть настроенность души воздавать за все по достоинству, а достичь этого трудно, потому что одни, по недостатку разумения, не могут понять, как воздать каждому должное, а другие, обладаемые человеческими страстями, нарушают справедливость ( 7, 176 ). Законы у язычников различны и тем приводят в затруднение умы людей, не составивших себе точного понятия о правде. Некоторые языческие .народы признают справедливым отцеубийство, а другие – отвращаются от всякого убийства как злодеяния. Одни выше всего ставят целомудрие, а другие предаются похоти... И вообще многие, находясь под властью застарелых обычаев, не распознают гнусности дел своих ( 7, 177 ). Есть правда, находящаяся в нас самих, требующая отдать каждому должное, и, хотя мы не достигаем этого в точности, однако, поступая с правдивым расположением, не уклоняемся далеко от цели. И есть правда, постигающая нас с Небес от праведного Судии, – правда то исправляющая, то вознаграждающая, в которой многое для нас непостижимо по высоте заключающихся в ней определений ( 7, 177 ). Кто предварительно не изучил справедливого, тот не может правильно разбирать сомнительные дела. И сам Соломон, если бы не имел точных понятий о справедливом, не мог бы так правильно и удачно произнести этого всем известного определения, которым решил спор двух бесчестных женщин о младенце ( 3Цар. 3, 16–28 ). Поскольку не было свидетелей тому, что говорили женщины, Соломон обратился к природе и при ее помощи нашел неизвестное: чужая женщина без сожаления соглашалась на убийство младенца, а мать по естественной любви не могла даже и слышать о его страдании. Поэтому тот, кто узнал истинную правду и через нее научился отдавать каждому должное, может совершать суд. Как стрелок направляет стрелу точно в цель и стрела падает ни дальше ни ближе, ни по ту ни по другую сторону цели, так судья отгадывает справедливое невзирая на лица (потому что «иметь лицеприятие на суде – нехорошо» ( Притч. 24, 23 ) и ничего не делая по пристрастию, но произнося определения правые и непревратные ( 7, 178–179 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Аще и никтоже, якоже аз, согреши Тебе, но обаче приими и мене, благоутробне Спасе, страхом кающася и любовию зовуща: согреших Тебе Единому, помилуй мя, Милостиве. [Хотя никто, как я, не согрешил пред Тобою; но приими и меня, милосердный Спаситель, со страхом кающагося и с любовью взывающаго: согрешил пред Тобою единым, помилуй меня, о Милостивый.] Пощади, Спасе, Твое создание и взыщи, яко Пастырь, погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец. [Пощади, о Спаситель, Твое создание и отыщи, как Пастырь, потерянное, найди заблудившегося, отними у волка и устрой меня,/как/агнца, на пастве овец Твоих.] (Пс. 118:176) Егда, Судие, сядеши, яко благоутробен, и покажеши страшную славу Твою, Спасе, о каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего. [Когда, Судия, сядешь, как милосердный, и покажешь страшную славу Твою, о Спаситель; о, какой страх тогда: пещь будет гореть и все трепетать пред величием Суда Твоего!] (Мф. 25:31, Мф. 41:47) Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Света незаходимаго Мати тя просветивши, от омрачения страстей разреши. Темже вшедши в духовную благодать, просвети, Марие, тя верно восхваляющия. [Свет Незаходимый, матерь, тебя просветив, развязал от мрака страстей, поэтому, восприяв благодать Духа, просвети, Мария, тебя верно восхваляющих.] Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Чудо ново видев, ужасашеся божественный в тебе воистинну, мати, Зосима: ангела бо зряше во плоти и ужасом весь исполняшеся, Христа поя во веки. [Чудо новое видев и воистину Божественное, сущее в тебе, матерь, ужасался Зосима, Ангела видя во плоти, и удивлением весь исполнялся, Христа воспевая во веки.] Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Яко дерзновение имый ко Господу, Андрее Критский, честная похвало, молю, молися разрешение от уз беззакония ныне обрести мне молитвами твоими, яко покаяния учитель и преподобных слава. [Как дерзновение имея ко Господу, Андрее Критский, честная похвало, молю, молися разрешение от уз беззакония обрести мне молитвами твоими, ибо ты покаяния учитель и преподобных слава.]

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

Раскаяние есть скорбь человека о своей греховности без попытки скрыть или умалить ее. Раскаяние не должно смешивать с унынием по случаю неблагоразумного действия и с опасением за последствия наших действий. Христианин часто испытывает раскаяние не по случаю какого-либо греха, но вообще при сознании своей греховности, бессилия к добру. Раскаяние не всегда является следствием понижения душевной деятельности человека. Напротив, им обыкновенно сопровождается совершенствование христианина. Он восходит как бы на гору, но скорбит, что еще действует на него закон греха, как закон тяжести на восходящего на гору физическую. Но хотя бы человеку пришлось пасть с достигнутой уже высоты, – унывать не следует. Разорившийся человек не перестал быть человеком, и будущность – пред ним... Так и верующий, потерявший по небрежению свои духовные богатства, еще не отвержен Богом и может, при помощи благодати, восстановить свое духовное имущество. Как разорившийся купец начинает зарабатывать более низким способом, так и павший христианин должен утвердиться на низшей ступени и вновь начать восхождение. Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых ( Пс.118:176 ). «Ты грешник? Не отчаивайся, но приди, принеси покаяние. Ты согрешил? Скажи Богу: я согрешил. Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Какая тягость – сказать слово: я согрешил. Если сам не назовешь себя грешником, то разве не будешь обвинен дьяволом ? Предупреди же и лиши его этой чести; а его честь состоит в том, чтобы обвинять. Скажи грех, чтобы разрешить грех. Для этого не нужны ни труд, ни многословие, ни денежные издержки, ни что другое подобное» 417 . «Но есть и другой путь покаяния. Какой же это? оплакивание греха. Ты согрешил? плач и изгладишь грех . Какой это труд? Ничего больше не требую от тебя, кроме плача о грехе» 418 . § 101. Самооправдание Противоположное раскаянию состояние есть самооправдание, самоправедность, нечувствительность ко греху. Нередко сравнивают грех с болезнью; но к этому сравнению нужно добавить, что грех – болезнь, притупляющая самочувствие, возбуждающая самодовольство. Самооправдание сопровождает почти каждый человеческий грех. Грех – спор с Богом, а спорящий старается убедить и себя и других в своей правоте. «Чем нерадивее жительство человека, тем сильнее в нем самомнение, и признает он себя в сердце своём другом Божиим. Когда же он вступит в подвиг и освободится от страсти, тогда не дерзает возвести очей на небо» 419 ·

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

326 Путь ко спасению, стр. 241–242; ср. Собрание писем, вып. II, стр. 60; выпуск V, стр. 227; Сборник аскетических писаний, стр. 48, § 90. 330 Путь ко спасению, стр. 242; ср. Собран. писем, вып. V, стр. 227; Невидимая брань, стр. 139 и д. 331 Четыре слова о молитве, стр. 15–16. Примером умно-сердечной молитвы свв, отцы указывают молитвы Анны и Моисея – см. Святоотеч. настав. о молитве, стр. 80. 334 Письма о дух. жизни, стр. 48, 143, 252; ср. Собр. писем вып. IV, стр. 241; Святоотеч. настав. о молитве, стр. 84. Преосвящ. Феофан приводит следующие примеры высшей степени молитвы – молитвы созерцательной. Беседовал старец с учениками, говорит он, и остановился, стал как бы забывшись. Когда потом он пришел в себя, ученики спросили его: где он был? – «Я был» сказал он, «на Голгофе, пред распятым Господом, – там, где была у ног Его Мария Магдалина». Еще пример: старец приготовил себе трапезу в обычный час, и стал помолиться; но восхищен был в созерцательную молитву, и простоял в ней до следующего дня, когда пришел в себя. (Письма о дух. жизн. стр. 48). 336 Там же, стр. 244. Говоря о молитве Иисусовой, преосвящ. Феофан предлагает для усовершенствования себя в молитве избрать некоторые правила для молитвы и неуклонно следовать им, – правила относительно того, что, когда и как читать. Хорошо, говорит он, навыкнуть в одной какой-нибудь молитве, чтобы при чтении её – тотчас загорался дух. Твердо нужно держать в мысли предел молитвы. Та молитва хороша, которая оканчивается припадением к Богу с чувством: «ими же веси судьбами спаси мя» (Путь, стр. 241; ср. Невидимая брань, стр. 204). 339 Там же, стр. 189. Более подробно о молитве Иисусовой см. Собран. писем, вып. V, стр. 49, 164–166, 231, 167–170, 185–186, 113, 190–192, 188, 193–194, 226–230; вып. I, стр. 9–10, 17–19, 112: вып. VI, стр. 208–209; вып. стр. 171; вып. II, стр. 194–195, 196, 208–209, вып. стр. 93–94, 35; ср. Пс.118 , стр. 179–180; Добротолюбие, т. V, стр. 341, 365. 354 О покаянии, стр. 193; ср. Три слова о несении креста, стр. 17; Собрание писем, вып. стр. 186–187 (здесь же и средства борьбы с этой страстью); Что потребно покаявшемуся, стр. 43; Письма к разным лицам, стр. 262; Толков. послан. Кол.3:12 , стр. 175–176: «самость есть источник всех страстей»; Толкован. Пастыр. Послан. 2Тим.3:2 , стр. 580: «самолюбие – корень всех злых страстей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010