Тройственно Свят Бог: Свят в Себе Самом, Свят в судах Своих, Свят в делах Своих! Если небесные разумные Духи так смиряются и исповедуют непостижимость Тайн Божественных, тем более нам, слабой персти земной, хотя и получившим по дару Божию " дыхание жизни и слово разума, " прилично исповедываться пред Богом, взывая: " Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих " (Пс. 144:17). Блаженный Августин оставил нам большое утешение своим изречением: " может Бог некоторых спасти и без их добрых дел, ибо Он Сам добр; не может Он никого погубить, потому что Сам праведен. " Непостижимость судеб Божиих. Часто видим мы во вселенной чудные перевороты и перемены, события неожиданные. Есть у нас достаточно дел, о каждом из которых можем вопросительно сказать: увидим, чем это кончится? Временами случается с нами самими что-нибудь удивляющее нас своей неожиданностью, и мы бесполезно ропщем и говорим: не думал и не гадал я, чтобы это так совершилось. Бедные мы невежды в предугадывании будущих событий! Подобно тому и о происходящих в настоящем времени событиях мы нелегко можем понимать истинные причины этих событий, кроме одной, обязательной во всех событиях и притом причины истинной и несомненной - случилось это, или что другое, потому, что так было Богу угодно устроить или допустить по Его премудрому, неведомому для нас, но всегда праведному и благому Промыслу. Не суть бо советы Мои как советы ваши, ни пути Мои как похождения ваши, говорит Господь. Как далеко небо от земли, так далек путь Мой от путей ваших и помышления Мои от помышлений ваших (Исаии 55:8-9). Святой Григорий сказал: исследовать сокровенные причины судеб Божьих есть не что иное, как только противопоставление нашей греховной гордости Его советам или определениям. Наша обязанность, наше дело - при всяком необыкновенном событии повторять слова святого Апостола Павла: " О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ! " (Римл. 11:33). В земной нашей жизни мы многого никогда не постигнем разумом. Достаточно для нас знать, убедиться и несомненно веровать, что Бог не есть несправедлив, и в последний день судный не найдется никого из подсудимых, который бы сказал что либо иное Господу, кроме слов: " Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои " (Пс. 118:137).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

   4) Приводит к терпению, так как человек, когда здесь наказывается как-нибудь, при­знавать будет, что достойно наказывается, го­воря с Псаломником: «Праведен Ты, Господи, и праведны суды Твои» (Пс 118:137). Итак, при­знавая свою виновность и Божие праведное наказание, покроет молчанием уста свои. Ибо Бог никого не обидит, но, что ни делает, пра­ведно делает.    5) Рассуждая о Божией правде и своей виновности, не только будет терпеть при­ключающееся зло, но и будет желать и про­сить, чтобы здесь наказан был, дабы с миром не осудиться. Ибо лучше здесь кратко и легко наказанным быть, нежели там вечно и жесто­ко. Рассуждай же о правде Божией и будешь неподвижен ко всякому бесчинному деянию, страхом, как гвоздями, пригвожден. Рассуж­дай о правде Божией, и будешь с усердием каяться за прежние грехи, будешь воздыхать и молиться усердно об отпущении грехов, будешь терпеть всякое приключившееся бед­ствие.    Спасайся.    За что, спрашиваешь, люди благочести­вые наказываются и страдают здесь, как ви­дим и в Писании читаем?    Ответ.    1) И благочестивые люди не без греха, а грех без наказания не бывает, поэтому и бла­гочестивые здесь наказываются Богом, чтобы там не быть наказанными. Об этом апостол говорит: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор 11:32).    2) Благочестивым Бог посылает наказание из любви, а не от гнева. Как отец наказывает чад своих: наказывает их, но не умерщвляет, бьет, но не убивает. Об этом наказании гово­рит апостол: «Господь, кого любит, того нака­зывает; бьет же всякого сына, которого при­нимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец» (Евр 12:6—7)? И здесь правда Божия показывается, которая и малых грехов не оставляет без нака­зания, хотя с милостью и человеколюбием со­единена.    3) На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и «истребит память их на земле», и, ли­шая временной жизни, лишает и вечной. Та­кое наказание постигло содомлян, при Ное живших, Фараона и прочих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И многие, когда уязвляются тернием, восстают от падения. Желаешь ли слышать другой пример? Царь Вавилонский Навуходоносор не хотел познавать Бога, когда говорил: «это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:27) Но когда был извержен из числа людей, и жил с бессловесными животными, ел траву как вол, и тело его обросло власами, как у животного; тогда возвел он очи на небо, ум его возвратился к нему, и он благословил Всевышнего и познал что «нет никого, кто мог бы противиться руке Его» (Дан.4:32). Нечестивый идолослужитель Манассия гадал, и ворожил, и чародействовал, и имел при себе вызывателей мертвецов и волшебников и «много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его». Когда же он был пленен, и закованным в кандалы, отведен в Вавилон и там «в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих … И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Пар. 33:6—13). И блудный сын тогда только в себя пришел, когда «он начал нуждаться», питаться рожцами вместе с свиньями, и едва не погиб от голода (Лук. 15:14—17). Так многие не хотят делать добро, пока не испытают скорбей, а пребывают в зле, пока не постигнет их какое либо злострадание.    СТАВРОФИЛА. Блажен тот, у кого чрез наказание отверзаются очи, прежде невидевшие. Блажен, кто чрез несчастья познает то, без чего лишился бы неба.    АНГЕЛ. Так отверзлись очи царя Маврикия. Он прежде проводил жизнь в забвении о Боге, и допустил, что множество невинных христиан было без милости побито варварами, тогда как незначительною ценою он мог бы искупить их от смерти. Когда же, из многих предсказаний и видений, он познал над собою наказующую руку Божию, то соделался истинным христианином, и чашу гнева Божия претворил для себя в чашу врачевания, получив чрез оную очищение грехов и совершенное спасение. Ибо когда пред очами его, по повелению императора Фоки, были убиты пять его сыновей, тогда он умилился сердцем, и исполненный истинной мудрости, сказал: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс.118:137).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Не так должны христиане творить добрые дела, как язычники некогда и ныне лицемеры делают – ради похвалы и славы своей – но ради похвалы и славы Того, от Которого они происходят, то есть Божией. Ибо без Бога ничего доброго сделать не можем (см. Ин 15:5 ). Итак, поскольку добро от Бога происходит, то нами к Божией славе и обращаться должно, по Христову слову: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Имя Божие как свято, так и славно само в себе и не требует прославления, но от нас или прославляется, когда Его исповедуем так, как святое Его Слово открыло, и живем так, как рабам Его, имя Его называющим и Его Господом своим признающим, должен; или бесчестится и хулится, когда не так Его исповедуем, как открыто, и не так обращаемся и обходимся, как рабам Божиим прилично, как апостол приводит из пророков об иудеях: «Имя Божие хулится у язычников» ( Рим 2:24 ; Ис.52:5 ). Ибо слава отцу бывает, когда сыновья его в постоянстве живут, и господину похвала, когда рабы его в своем звании исправны. Истина эта бесспорна. Так слава Отцу Небесному бывает, когда христиане, которые Его Отцом и Господом своим признают, живут по правилу святого Божия Слова и так, как сынам такого Великого и Благого Отца и рабам такого страшного Господа прилично. К прославлению имени Божия подает нам повод познание Божественных свойств и прилежное размышление о них. Имя Божие заключает в себе Божественные его свойства, в Святом Писании открытые: Святой, праведный, присносущный, вездесущий, великий, всемогущий, благой, щедрый, милостивый, истинный и прочее. Так, прославляем присносущное бытие Его, когда от сердца признаем и исповедуем, что Он есть, есть Единый, и конца и начала не имеет. Прославляем истину Его, когда веруем сердечно неложным обещаниям Его. Так Авраам, праотец наш, «воздал славу Богу», как учит апостол, когда «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере» ( Рим 4:20 ). Прославляем правду Его, которая всем воздает по делам, когда признаем в научении с пророком: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои» ( Пс.118:137 ), – и грехи наши исповедуем и каемся, и говорим так: «У Тебя, Господи, правда,...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Об этом в Библии пишется так. «Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» ( Мк.12:34 ). То есть Спаситель, оценил слова и дела этого человека, жизненная мудрость которого и проявилась в его ответах. И видя, что он не только говорит о Боге, но и живет по Его заповедям, для обозначения праведности этого человека привлекает такое понятие, как Царство Божье. И для того, чтобы указать на то, что этот человек ведет богоугодную жизнь, Спаситель и говорит ему: «Недалеко ты от Царствия Божия». Как видим, в этих словах Спасителя понятие Царства Божьего выступает как мерило нравственности человека, его житейской мудрости и указание на его богоугодный образ жизни. В других местах Библии понятие Царства Божьего выступает как призыв к праведному образу жизни. Например, об этом пишется так: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» ( Лк.12:31 ). Слово «искать» обозначает «стараться найти, обнаружить; стараться получить» 5 . В этих глубокомысленных словах говорится о том, что человек, находясь в различных жизненных ситуациях, должен вести постоянный поиск того, как правильно поступить, поиск единственно правильного решения, которому человек подчиняет свои действия, поступки и слова. А главным критерием того, как правильно поступить в жизни, у человека и должно быть не что иное, как Царство Небесное. То есть перед совершением каждого своего поступка человек должен серьезно подумать о том, позволит ли совершенный им поступок войти в Царство Небесное, или нет. Соответствует или нет совершенный человеком поступок правде Царства Божьего. То есть должен поступать, руководствуясь правдой, справедливостью и добродеянием. Потому что Бог является воплощением правды «ибо Господь есть Бог правды» ( Ис.30:18 ), справедливости «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» ( Пс.118:137 ), и добра «кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» ( 3Ин.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

118 Я совершал суд и правду. Т.е. беспрекословно следовал данному Господом закону. 118 Истаевают очи мои. См. ст. 82. 118 по милости Твоей. Т.е. в силу милосердной любви, скрепленной заветом, которым Господь связал Себя со Своим народом. 118 Время Господу действовать. Это не попытка указать Господу, что и когда Ему делать, а размышления псалмопевца. 118 всякий путь лжи ненавижу. См. ст. 101 и 104. 118:129–136 Эта строфа соответствует букве «пе». Возлюбив закон Господа, псалмопевец печалится о тех, кто законом пренебрегает. 118 Откровение слов Твоих просвещает. Из древнееврейского текста трудно понять, что именно подразумевает псалмопевец под словом «откровение»: самооткровение Бога человечеству, восприятие человеком Божиего слова или закрепление закона в глубине человеческого сердца. Все три момента так или иначе подразумеваются в данном стихе, создавая образ проникновения света, надежды и высшего знания во тьму души. 118 вздыхаю. Значение данного стиха сходно со значением Пс. 41,2 . По-древнееврейски здесь употреблено то же слово, что и переведенное в Еккл. 1,5 как «спешит». 118 с любящими имя Твое Ср. Рим. 8,28 . 118 Утверди стопы мои. Т.е. «укрепи», «не дай оступиться». 118 осияй раба Твоего светом лица Твоего. Псалмопевец просит Бога всегда и везде сопутствовать ему. Ср. с благословением Господом священников в Чис. 6,22–27 . 118:137–144 Эта строфа соответствует букве «цаде». Господь праведен и столь же праведно Его слово. 118 Праведен Ты. Все деяния Господа и слово Его абсолютно правильны и справедливы. 118:145–152 Эта строфа соответствует букве «каф». Псалмопевец горячо молит Господа помочь ему в несчастье. 118 Взываю всем сердцем моим. Мольба псалмопевца о помощи образец горячей и искренней молитвы к Господу. 118 Предваряю рассвет и взываю. Псалмопевец взывает непрестанно, его мольба к Господу не умолкает ни днем, ни ночью. 118 по милости Твоей... по суду Твоему. Милосердная любовь Божия и Его закон не являются взаимоисключающими, а, напротив, «идут рука об руку».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

оригинале и 9 гомилий в лат. переводе Руфина Аквилейского; из нек-рых др. гомилий сохранились отрывки. В перечне блж. Иеронима упомянуты 120 гомилий О., в совокупности охватывавшие 64 псалма (Пс 3, 4, 8, 12, 13, 15, 16, 18, 22-27, 29, 36-39, 49, 51, 52, 54, 67, 71-77, 79-85, 87, 108, 110, 118, 120-125, 127-129, 131-135, 137-139, 144-147, 149; ср.: Nautin. 1977. P. 258; Dorival. 2014. P. 10). Греч. текст всех гомилий О. на Псалтирь долгое время считался утраченным. Был известен лишь сделанный Руфином Аквилейским лат. перевод гомилий на 3 псалма (In Psalmos XXXVI, XXXVII, XXXVIII homiliae=In Ps. hom. lat.; CPG, N 1428. 1-3; PG. 12. Col. 1319-1410; крит. изд.: Homélies sur les Psaumes 36 à 38. 1995. (SC; 411)): Пс 36 (5 гомилий), Пс 37 (2 гомилии) и Пс 38 (2 гомилии). В 2012 г. М. Молин Прадель обнаружила в собрании Баварской гос. б-ки греч. рукопись, содержащую подборку гомилий на Псалтирь без указания авторства (Monac. gr. 314, XII в.). В результате осуществленного группой исследователей анализа внешних и внутренних свидетельств было убедительно доказано, что все содержащиеся в рукописи гомилии принадлежат О. (подробнее см.: Perrone. 2015). В 2015 г. новонайденные греч. гомилии вышли в критическом издании (In Psalmos homiliae graecae=In Ps. hom. gr.; крит. изд.: Origenes Werke. 2015. Bd. 13). В греч. оригинале сохранились гомилии на Пс 15 (2 гомилии), Пс 36 (4 гомилии), Пс 67 (2 гомилии), Пс 73 (3 гомилии), Пс 74 (1 гомилия), Пс 75 (1 гомилия), Пс 76 (4 гомилии), Пс 77 (9 гомилий), Пс 80 (2 гомилии), Пс 81 (1 гомилия). Из сопоставления с перечнем блж. Иеронима ( Hieron. Ep. 33. 4. 7) следует, что в перечне не всегда приводятся точные сведения о числе принадлежащих О. гомилий. Для Пс 73, 74, 75, 77, 80, 81 данные перечня и число сохранившихся гомилий совпадают. Циклы гомилий на Пс 36 и 67 сохранились не полностью: 4 гомилии из 5 для Пс 36 и 2 гомилии из 7 для Пс 67. В случае Пс 15 перечень содержит ошибочное указание на 3 гомилии; в действительности 2 сохранившиеся охватывают все содержание псалма.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

Пс.118:135.   Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. Божество безтелесно, просто и несложно; но божественное Писание выражается о нем довольно телесным образом и грубо, применяясь в словах к природе человеческой. Итак, явление лица Божия должно принимать за прекращение печальных обстоятельств и подаяние благ (Феодорит). Пс.118:136.   Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего. От томления сердца очи становятся «исходищами водными» . Слезы сокрушения — это духовное омовение. Поплакавший обновляется. Что изводит такую воду из очей кающегося? — Любовь (Феофан). Пс.118:137.   Праведен еси, Господи, и прави суди Твои. Все Господь устрояет справедливо и обещания Свои подтверждает делами. Судьбы Божии — это все то, что совершается во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие «суда» и определений Божиих: одно совершается по воле Божией; другое — по попущению Его. В этом убеждении — основа прочности нравственной жизни, глубокий внутренний мир, твердость при неприятностях и мужество. Эти слова, по преданию истории, произносил благочестивый император Маврикий при избиении его жены и каждого из детей (перед его глазами неприятелем) (Златоуст, Игнатий, Феофан, Дидим). Пс.118:138.   Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. В своих «свидениях» Господь изложил повеления весьма праведные и истинные; потому что закон воздает каждому должное: и добродетельному и грешнику (Феодорит). Пс.118:139.   Истаяла мя есть ревность Твоя, яко забыша словеса Твоя врази мои. Пророк и живущих в беззакониях оплакивает, и, видя Законодателя в презрении — справедливо негодует от ревности, по причине попрания словес Владыки. Такую ревность хранил в себе божественный Павел, о чем Дееписатель свидетельствует, что «во Афинах... стеснялся дух его в нем зрящем идол полн сущь град» (Деян. 17:16) (Феодорит). Пс.118:140.   Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е. Как должно принимать «слова» Божии? — Что все они испытаны, что в Писании ни один слог не брошен как-нибудь и напрасно; но что они подобны «разжженному» серебру. Потому-то и Спаситель учит нас не пренебрегать ни одною чертою, написанною в Писании, говоря: «йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут» (Мф. 5:18) (Безымянный).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Каждая служба совр.   открывается вступительными молитвами и гимном, соответствующим времени суток, затем следуют псалмы (согласно нумерации LXX): на утрене (19 псалмов): Пс 1-6, 8, 11-12, 14-15, 18, 24, 26, 62, 66, 69, 112, 142; в 3-й час (12 псалмов): Пс 19, 22-23, 25, 28-29, 33, 40, 42, 44-46; в 6-й час (12 псалмов): Пс 53, 56, 60, 62, 66, 69, 83-86, 90, 92; в 9-й час (12 псалмов): Пс 95-100, 109-112, 114-115; на вечерне (12 псалмов): Пс 116-117, 119-128; на повечерии (12 псалмов): Пс 129-133, 136-137, 140-141, 145-147; на службе «молитва завесы» (29 псалмов): Пс 4, 6, 12, 15, 24, 26, 66, 69, 22, 29, 42, 56, 85, 90, 96, 109, 114-115, 120, 128-133, 136, 140, 145 и Пс 118. 153-176; на ночной службе (31 псалом), состоящей из 3 полунощниц: 1-й (9 псалмов): Пс 3, 6, 12, 69, 85, 90, 116-118; 2-й (10 псалмов): Пс 119-128; 3-й (12 псалмов): все псалмы повечерия. Кроме того, каждая служба включает короткий отрывок Евангелия, тропари палестинского происхождения, к-рые часто имеют соответствия в совр. визант. богослужении (указание соответствий см. в работах: Burmester. 1936; Idem. 1973), 41 раз читается молитва «Господи, помилуй» , Трисвятое, «Отче наш», разрешительная молитва и общая для всех служб заключительная молитва. Нек-рые последования имеют др. добавления (напр., на утрене - великое славословие и Символ веры). Рус. перевод копт. Часослова, не вполне точный, можно найти в работе: Порфирий (Успенский). 1856. С. 49-94 (здесь же на с. 95-113 содержится перечень церковных праздников согласно копт. календарю; совр. копт. практику также отчасти отражает эфиоп. Часослов - см.: Тураев. 1897). Как правило, последования Часослова верующие знают практически наизусть. Когда их вычитывают в церкви, часто встречается практика распределения псалмов между молящимися, каждый из к-рых тихо произносит по псалму, что значительно ускоряет совершение богослужения в храме; впрочем, вернувшись в кельи, монахи повторяют все прочитанные в церкви последования, уже полностью произнося все псалмы каждого часа.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

3–41 (по евр. сч.), собранные самим Давидом Давидовы псалмы, с прибавлением Пс 2 -го, который, по ясному указанию в 7 ст на данной Давиду обетование, заступает место надписания его имени (И того 2 по 41=40 Псс.=4х10); 2) Псс. 42–50 (=3х3+40=49=7х7), – псалмы современников Давида и Соломона, собранные Асафом, с его 50 псалмом, который заступает место подписи его имени; 3) Псс. 51–7 (=7х3+49=70=7х10), – псалмы Давида, собранные Соломоном, с присоединением его 72 псалма вместо подписи его имени; 4) Пс. 73–85 (7+2х3 или 10+3=13+71=84=7х12), – псалмы современников Давида и Соломона, больше всего Асафовы. Это – четыре основные собрания; из них второе, третье и четвертое – елогимические, соответственно временам Соломона, которому однако, заметим, свойственны не только елогимические писания, как кн Екклезиаста, но также и иеговические, как книга Притчей и Псалмы 126 и 131-й. Затем следуют три собрания: 5) Псс. 86–100 (=15, т.е. 12+3 или 3х5); 6) Пс. 101–107 (=7 псс); 7) Псс. 108–118 (=11, т.е. 2х3+5), которые все, начинаясь Давидовыми, оканчиваются богослужебными псалмами из времени пред наступлением плена, не смотря на то, что, прибавим от себя, начиная с 105-го псалма, все последнего рода псалмы содержат в себе или молитвы об избавлении из плена и рассеяния, или благодарность Господу Богу за избавление. После того как эти три последние собрания соединены были с четырьмя первыми, приставлен был в начале их Пс. 1 -й. Эта древнейшая Псалтирь из времени предшествующего плену увеличена была потом: 8) Псс. 120–137 (=18, т.е. 3х5+3), – собранием песней степеней, оканчивающимся двумя богослужебными 135 и 136, с присоединением от автора Пс. 137 , следовательно после плена; и 9) Псс. 138–149 (=12), – новым дополнительным собранием Давидовых псалмов с прибавлением богослужебных от времени по возвращении из плена, с Пс. 150 -м, как заключительною песнью, собирателя. Оба эти собрания присоединены были к Книге Псалмов 1–118, с прибавлением впереди их 119 Пс., который есть распространение Пс. 1 -го, в духе субъективного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010