Основным автором комментариев в «катене Златоуста-Феодорита» выступает свт. Иоанн Златоуст, а выдержки из Феодорита приводятся по необходимости там, где толкования свт. Иоанна отсутствуют. Тот факт, что самым поздним автором здесь является Арефа Кесарийский (IX-X вв.), дало Доривалю основание предполагать, что составителем катены мог быть один из друзей или почитателей Арефы ( Dorival. 1993. T. 3. P. 100, 126-127). Первичная «катена Златоуста-Феодорита» сохранилась в ок. 13 кодексах X-XI вв. (наиболее полный текст в Vat. gr. 744, X в.). Определенные части данной катены содержатся в ряде др. рукописей. Часто текст нек-рых из них составлен из неск. разных К., к-рые по ряду признаков можно отнести к тому или иному типу принятой классификации. Если часть текста не может быть идентифицирована как элемент к.-л. др. известной катены, то она рассматривается как заимствованная из первичной традиции комментариев и гомилий. Части «катены Златоуста-Феодорита» содержатся в кодексах: Ath. Vatop. 660. Fol. 31-41 (X-XI вв., в данном случае добавление в рукопись сделано в XVI-XVII вв.) - на Пс 13-21. 21; Hieros. Patr. S. Sepulchr. 45. Fol. 9v - 123v, XI-XII в.,- на Пс 1-150; Ath. Esph. 73. Fol. 237v - 254v, XIII в.,- на Пс 106-118. B) Катена на Пс 11, 131, 141 и 150 кодекса Hieros. Sab. 231, XIV в. (CPG. С. 40. 5), составлена на основе гомилий свт. Иоанна Златоуста на псалмы (главный источник) и комментария Феодорита, дополненных схолиями свт. Афанасия (Пс 11, 141 и 150), прп. Исихия (CPG, N 6552 и 6553; Пс 131, 141 и 150) и фрагментом толкования Евсевия Кесарийского (Пс 141). Данная катена отличается от «катены Златоуста-Феодорита», т. к., во-первых, содержит др. разбивку на фрагменты гомилий свт. Иоанна; во-вторых, «катена Златоуста-Феодорита» не содержит схолий прп. Исихия Иерусалимского, а присутствующие в ней схолии свт. Афанасия и фрагменты Евсевия не совпадают с представленными в Hieros. Sab. 231. C) В «Первой катене Феодорита» Дориваль выделяет 2 катены Феодорита: первую, представленную кодексом Vat.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Под «младенцами» разумей младенчествующих злобою и простых сердцем, которые безхитростно принимают слово Божие и «не пытают» — почему? Как слышат — так и последуют (Златоуст, Феофан). Пс.118:131.   Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах. Это выражение относится ко внутреннему человеку: «уста» , т.е. усердие души «привлекает» благодать «Духа» . Разумение божественных слов не допускает обольщаться удовольствиями или пустою славою (Златоуст, Амвросий, Афанасий). Пс.118:132.   Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Всякий человек, находясь в скорбях и искушениях, постоянно нуждается в «милости» Божией. «Призрение» Божие — это явление божественной благодати «любящим имя» Его святое и молящимся в кротости и смирении сердца, ибо Сам Господь говорит: «на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66:2) (Феодорит). Пс.118:133.   Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. «Стопы» , т.е. помыслы верного человека, усердно молящегося, благодать Божия направляет к творению добродетелей. Точнее говоря — Бог Сам начинает, Сам совершает всякое добро и Сам укрепляет Своею благодатиею волю и стремление наше к желанию добра; почему и Павел в удостоверение этого и говорит: «начный дело благо в вас совершит е до дне Иисус Христова» (Флп. 1:6), и еще «Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп. 2:13); и Соломон: «уготовляется хотение от Господа» (Притч. 8:35). И Господь сказал: «без Мене не можете творити нечесоже» (Ин. 15:5) (Феодорит, Евсевий). Пс.118:134.   Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Нет болезни душевной, которая была бы тягостнее «клеветы» , никто не может презирать ее, кроме того, кто взирает подобно Сусанне на Бога, Который один может и от бед избавить, и людей удостоверить, и душу утешить надеждою. Да и Владыка Христос назвал достойными удивления и блаженными тех, которых поносят и злословят: «блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради» (Мф. 5:11), при том повелевает бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в напасть (см. Мф. 26:41) (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

IV. Фрагментарные катены на Псалтирь. К данной категории относятся компилятивные экзегетические сборники, в действительности К. не являющиеся, но имеющие определенное сходство с ними, т. к. они приводят толкования разных авторов на Псалтирь. От К. их отличают 2 признака: они распространяются не на все псалмы, текст к-рых содержится в рукописи; они комментируют не все стихи тех или иных псалмов. 1) Маргинальные фрагменты Paris. Coislin. gr. 80, XI в. Текст в рукописи расположен в 2 колонки. Первая колонка содержит комментарий Феодорита на псалмы, где в отдельных местах вставлены фрагменты толкований др. авторов: Леонтия Неаполитанского (Fol. 275v - Пс 95, 12), свт. Иоанна Златоуста (Fol. 294v, 326r - Пс 118), свт. Кирилла Александрийского (Fol. 362v - 363r - Пс 118), свт. Григория Нисского (Fol. 394v - 395r - Пс 118) и др. Во 2-й колонке приведены анонимные фрагменты на псалмы, среди которых можно идентифицировать отрывки сочинений свт. Афанасия Великого, прп. Исихия Иерусалимского, Оригена, свт. Василия Великого, свт. Кирилла Александрийского, Дидима Слепца, Евсевия Кесарийского, свт. Григория Богослова, Феодорита, Феодора Ираклийского и др. Эта 2-я колонка представляет собой фрагментарную катену, в к-рой без комментария остались Пс 91, 100, 101, 131, 141, 150, а также часть стихов др. псалмов. Позднее почти все фрагменты данной катены были добавлены на поля рукописей Ath. Vatop. 240, XII в.; Bodl. Roe. 4. Fol. 1r - 27v, XIII-XIV вв., содержащих комментарий блж. Феодорита на псалмы. Часть этих фрагментов присутствует на нек-рых листах кодекса Paris. Coislin. 360. Fol. 1r - 7v, 22r - 25v, 30r - 32v, 303r - 316v, XIV-XVI вв. (также комментарий блж. Феодорита на псалмы, см.: Dorival. 1975. P. 2185-2208). 2) Фрагменты кодекса Patm. 66. Fol. 199v - 317r, XI в. Указанные листы когда-то составляли часть рукописи Patm. 65, содержащей комментарий Петра Лаодикийского на псалмы. Помещенная на них фрагментарная катена имеет заглавие: Το Χρυσυστμου ρμηνεα π το μ ψαλμο κα λλων διαφρων (Толкование от 40-го псалма Златоуста и других [авторов]). Фрагменты на Пс 40-42, 44, 46, 50-65, 67 расположены не на полях, а в виде широкой катены. Помимо свт. Иоанна Златоуста цитируются авторы: свт. Афанасий Великий, свт. Кирилл Александрийский, Диодор Тарсийский, прп. Исихий Иерусалимский, прп. Максим Исповедник, блж. Феодорит, Феодор Мопсуестийский, Феодор Ираклийский ( Dorival. 1975. P. 2208-2215).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Е. ( Jolivet-Le vy. 1991. P. 308); в эти 2 сюжета вмещается тема покаяния и праведной кончины, впервые заявленная в росписи ц. Санта-Мария-Антиква расположением образа М. Е. у погребальной ниши. В иллюминированных Псалтирях сцены 1-й встречи прп. Зосимы и М. Е., а также причащения отшельницы служат визуальными акцентами текста Пс 118. В Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 175 об., 1397 г.) маргинальные миниатюры расположены на листе со стихами 126-131, одна над другой, по хронологии событий: вверху - встреча святых, их фигуры разделены горкой, старец подает нагой М. Е. снятую с себя мантию; внизу - причащение, причем эта миниатюра графически связана со стихом 131 (Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах) (изд.: Киевская Псалтирь 1397 г. из ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде [ОЛДП F 6]. М., 1978. С. 294). То же расположение маргинальных миниатюр относительно стихов Пс 118 показано и в Псалтири из галереи Уолтерс в Балтиморе (Baltim. W 733. Fol. 99 r, нач. XIV в.); о копийном характере миниатюр этой рукописи свидетельствует, в частности, путаница в одеждах прп. Зосимы, изображенного, напр., в сцене причащения сообразно сану иерея в фелони, но с подобием омофора на плечах (элемент облачения архиерея) и с голой (без поруча) рукой (тот же выбор сцен в Ала-килисе в долине Ыхлара, сер. XI в.; см.: Jolivet-Le vy. 1991. P. 329; Татарченко. 2012. С. 32). В Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 68 r, 1066 г.) представлена одна сцена - встреча прп. Зосимы и М. Е., выбранная в качестве примера подвига отшельничества к тексту Пс 54. 7 (Се удалихся бегая и водворихся в пустыни). К разряду житийных можно отнести изображение М. Е. в молении Божией Матери, встречающееся на одной из ранних миниатюр - в Сборнике XII в. с Житием М. Е. (Paris. Suppl. gr. 1276. Fol. 104v; текст предваряет миниатюра с причащением М. Е.- Fol. 95),- на поле листа с текстом в 3/4-ном развороте вправо от образа Божией Матери типа «Воплощение» представлена М.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Поскольку в литературе XI–XIV bb. к Слову относились как к Логосу (Богоданность Слова), воспринимали его умом (духовной сущностью), то и написанное сакральным церковно-славянским языком воспринимали как Истину (Истина есть Бог). «Явление словесъ твоихъ просвещаетъ, и вразумляетъ младенца. Оуста моя отверзохъ, и привлекохъ духъ, яко заповеди твоя желахъ» (Пс.: 118. 130–131). По сути, древнерусские авторы следуют высказанной в Псалтыри доктрине: «Вымыслы человеческие ненавижу, закон Твой люблю» («Законопрестоупныя возненавидехъ, законъ же Твои возлюбихъ») (Пс.: 118. 113). «Помощникъ мой, и заступникъ мои еси, на словеса твоя оуповахъ» (Пс.: 118. 114). Читатель верит автору, автор верит читателю, что тот правильно поймет написанное (для этого нужен такой же путь домостроительства: по Благодати написанное по Благодати же будет воспринято и понято) и его не осудит: «Нъ молю вашю, братие, любовь; не зазрите ми грубости, ничто же бо от своего ума сде въписано», – замечает Кирилл Туровский . «Нъ послушайте, братие, съ всякымъ прилежаниемь и не зазритн грубости моеи» – просит преподобный Нестор. «Молю же вы и почитающа, да любве ради Божия въспоминаите мя и глаголите: «Боже, молитвами преблаженую страстотерпцю Бориса и Глеба, очисти грехы списавшаго си»» . Даже переписчик Святого Евангелия смиренно обращается к читателям: «А исправяче чьтете, блазнь бо не хотию написане (то есть, не по собственной воле, не по своему желанию), нъ дияволею пакостию» . Здесь очень важен подчеркнутый автором аспект смирения: ошибки в переписанный текст вкрались помимо его воли, дьявольскими кознями. Его собственная воля, это даже не вызывает сомнения, направлена на спасение души, иначе бы он не взялся за тяжелый и ответственный труд переписывания Евангелия. 2.1.1.3. Древнерусские творения Историческая (точнее – историко-богословская) тема занимает в древнерусской литературе доминирующее место. Уже в одном из ранних историософских сочинений «Слове о Законе и Благодати», прочитанном пресвитером церкви св. Апостолов в Берестове Иларионом (впоследствии первым из русских митрополитом Киевским) в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах в Киеве в ночь с Благовещения на Пасху (с 25 на 26 марта 1038 г.), в первый юбилей крещения Руси, предпринята удачная попытка осознать историческое место Древней Руси в контексте мировой христианской истории .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

XXXI. Спустя немного времени старцу во сне является Воспетая и Чистейшая Богоматерь и говорит ему: «Зачем ты заградил источник, могущий изливать воду столь приятную, столь прозрачную, столь обильную и живительную, – воду, дающую утешение душам, воду, превосходящую ту, которая чудесным образом в пустыне истекла из скалы ( Чис.20:11 ), воду которую желал пить Давид ( Пс.41:1 ), воду, которую обещал самарянке Христос ( Ин.4:10 ). Пусть течёт источник; он будет течь обильно и пройдёт по всей вселенной, чтобы обилием своих вод покрыть моря ересей. И он изменит эти моря, придав им дивную сладость. И жаждущие должны идти поспешно к воде этой, и кто не имеет сребра чистой жизни, те, продав свои страсти, должны купить у Иоанна безупречную чистоту в учении и делах ( Ис.55:1 ). Он возьмёт также пророческую кифару и псалтырь Давида и воспоёт новые песни, песни Господу Богу. Он своими песнопениями превзойдёт песнь Моисея и хоровое песнопение Мариам ( Исх.15:1, 20 ). Басней окажутся суетные песни Орфея. Он воспоёт духовную и небесную песнь. Он будет подражать херувимским песням и всех дочерей Иерусалима сделает своими девами тимпанницами ( Пс.67:26 ), воспевающими новую песнь Богу, которая возвестит смерть Христа и воскресение. Он даст правильное определение догматов веры и обличит неправоту и извращённость всякой ереси. От сердца своего он отрыгнет благие слова и скажет дела царя предивные» ( Пс.44:1 ). XXXII. Получив это откровение, старец утром призывает Иоанна и говорит ему: «О, чадо послушания Христу, открой уста твои, дабы привлечь Дух» ( Пс.118:131 ). И то, что воспринял ты в сердце своём, отрыгни устами твоими: уста твои возглаголют премудрость, ибо ты имеешь попечение в сердце твоём о разуме многом ( Пс.48:4 ). Открой уста твои, но не в притчах ( Пс.77:2 ), а в истинах, и не в загадках, но в учениях. Изреки среди Иерусалима, видящего Бога, то есть среди Его мирной церкви, изреки не слова пустые, растекающиеся по воздуху, но те слова, которые Дух начертал в сердце твоём. Ты поднялся на гору Сион, гору боговидений и откровений в то время, как смирил себя до глубины великого смирения. Теперь поднимись на гору церкви и возвести, благовествуя, Иерусалиму, возвыси крепостию голос ( Ис.40:9 ), ибо славное сказала мне о тебе Богоматерь. Мне же ты прости, если я тебе в чём препятствовал, так как я это делал по своему невежеству».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

    Но кто от нас отгонит беззаконных духов? Та, на Которую Дух Святой сошел и Которую сила Вышнего осенила, — если только мы к Ней прибегнем с сокрушенным и смиренным духом.    Мучил некогда бес Саула: Дух Господень отступил, и давил его дух лукавый. Что тогда делают слуги его? Ищут Давида с гуслями. И вот, когда дух нечистый был в Сауле, «то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар. 16:23). Откуда у тех гуслей такая сила, что смогли они одним движением струн отогнать от человека духа лукавого, которого едва ли кто прилежной молитвой, великим постом и несомненной верой изгнать может?    Следовательно, предзнаменовали они Богородицу Деву, ибо так Ей Церковь читает: «Радуйся, богоотца Давида цевнице Богодохновенная» (Акафист Успению Богородицы, икос 5). Потому и прогоняли гусли духа лукавого, что в них было изображение Матери Господней, а Ее молитвы, как струны: когда возгласят пред Богом, сразу все духи лукавые отбегают, будто прах, взметаемый ветром.    К Ней воззовем в мольбе, дабы прогнала врага от нас, дабы умолила Бога «дух правый обновить» во внутренности нашей (Пс. 50:12).    Молитвенница теплая! Не переставай молиться о рабах Твоих! Нравоучение    Не только пред Саулом, но и пред Богом пел Давид с гуслями, ибо говорит: «Воспою Тебе на гуслях, Святый Израилев» (Пс. 70:22). Пел пред Саулом, чтобы отогнать злого духа. Пел пред Богом, чтобы привлечь благого Духа. «Уста мои, — говорит, — я открыл и привлек в себя Дух. Дух Твой благий поведет меня в землю правды» (Пс. 118:131, 142:10).    Но в какие гусли пел Давид пред Богом? Думаю, что не в вещественные, но в духовные, то есть в Божий установления, сохраняя их: «Буду хранить уставы Твои, не оставляй меня совершенно» (Пс. 118:8).     Божии заповеди и вправду гуслями называться могут, ибо как в гуслях: если хотя бы одна струна не будет настроена, все гусли несогласную издадут песнь, — так и в заповедях Божиих: если хоть одна не будет исполнена, все ни во что вменятся. «Кто согрешит в одном чем-нибудь, — говорит апостол Иаков, — тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Начало песни 3 отроков до Благословите воды. Пс. 150 . Ныне отпущаеши. Пс. 137, 7–8 («Аще пойду посреде скорби»...). Пс. 141, 6–8 («Воззвах к тебе Господи»...). Величит. 2 посл. ст 85 пс. Молитва. Пс.: Внегда призвати. Гимн. Евангелие. Молитва. 1513 . Главная особенность армянского богослужения таким образом, что Псалтирь здесь прочитывается вся на службах каждых суток. Богослужение коптов и абиссин Суточное богослужение коптов (монофизитов) состоит из утрени, часов 3, 6 и 9, повечерия. вечерни и полунощницы. Служба начинаются: Во имя Отца..., Слава Отцу, Отче наш и стихом «Благодарим благодетеля Милостиваго» и состоят каждая из начального ряда псалмов, Евангелия, тропарей и молитв, с некоторыми прибавками к этому составу для более важных служб. Утреня имеет 19 псалмов: 1–6, 8, 11, 12, 14, 15, 18, 24, 26, 62, 66, 69, 112, 142, Ев. Ин. 1, 1–16 , песнь, похожую на наше славословие, Символ веры , ряд кратких молитвенных возгласов и 2 молитвы. Вечерня имеет 10 псалмов: 129, 130, 131, 136, 137, 140, 141, 145, 146, 147, ев. Лк. 2, 25–30 (о сретении Господнем с песнию Симеона Богоприимца), трисвятое, Верую, Отче наш и 2 молитвы. Полунощница – 7 псалмов: 3, 6, 69, 85, 116, 117, 118, ев. Мф. 25 – притча о 10 девах, тропари: Се жених, День он, Тебе необоримую стену; трисвятое, ев. Лк. 7, 36 , и д.– о немилосердном заимадавце6, 3 тропаря, 12, 32 и д. об ожидании второго пришествия, покаянные тропари и большей частью,, как и на повечерии, 12 псалмов (на 9 часе – 11) 1514 . Следовательно, для большинства служб принята система 12-псалмия, как мы видели, отличительная особенность древне-египетского иноческого богослужения.– По вероучению и церковному устройству к коптам очень близки абиссинские христиане, тоже монофизиты. Богослужение тех и других несколько разнится. Но богослужение абиссин и теперешнее, а особенно древнее, имело несколько типов, полное представление о которых еще недоступно для европ. науки – вследствие того, что в Абиссинии богослужебные книги рукописные и только некоторые из них изданы в последнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

117. Андрей Иерусалимский † ок 712 г, названный так потому, что подвизался неподалеку от иерусалимской лавры св Саввы Освященного, затем был протонотарием иерус патриарха, диаконом и сиропитателем храма Софии в Константинополе и, наконец, архиеп Критским, автор великого канона, трипеснцев страстной седмицы и мн др песнопений 118. πρας предел 119. γιφθογγος – от γιος святой и φθγγω – звучать. Слово, составленное самим песнописцем (неологизм) 120. σις – речь, изречение, выражение 121. Пс. 98.5 122. χρντων – незапятнанных 123. Пс. 90:4. 124. πανοικτρμον – всесострадательный, всемилосердный 125. Пс. 4:7, в евр. и рус. Библии «яви нам свет лица Твоего». Лице Божие представляется омрачаемым нашими грехами и гневом на них; искупление, знамением которого является Крест, просветляет это лице. 126. Нередкое в Библии образное выражение для обозначения неодолимости, победы, залогом которой служить Крест. 127. πολυλεος – слово, употребляемое только у LXX и в церковном языке. 128. τς ντως – действительно (жизни). Крест заменил собой на земле райское древо жизни, действительно дав людям ту жизнь, которую райское древо не дало, хотя могло дать. 129. εργσατο – у классиков глагол означает преимущественно телесную и ручную работу (ποιω – вообще работу). 130. τν ανων – «(Царь) веков». 131. В греч. запятая не здесь, а перед «посреди земли» 132. πρατα – пределы, освящает мир до его крайних пределов. 133. т. е. храм Воскресения (в Иерусалиме), освящение которого было одновременно с воздвижением Креста по его обретении. Таким образом, освящению («обновлению») храма Воскресения придается такое же мировое значение, как и воздвижению Креста; последнее в первом получило восполнение и завершение (Крест и воскресение) 134. «радуются» – γλλονται, «веселятся» – εφρανονται, первое – более восторженная радость. 135. Пс. 98:5. 136. В греч. «свят» и это сказуемое к «подаяй» (миру), которое в слав. остается без сказуемого, так и в греч. Псалтири «яко свят», т. е. Господь, но в евр «свято» может относиться и к «подножию», куда оно отнесено и в русской Библии.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010