Славянская кормчая . О том, како подобает божественная правила во всем хранити. Святая правила облобызающе (целующе) приемлем и держим, святых апостол, и 6 вселенских собор, к сим же и поместных, и еще же и святых отец наших, яко единого святого духа вдохновенна, их же прокляша, проклинаем, их же извергоша, изметаем, и их же отлучиша, отлучаем, им же запретиша, запрещаем. Ин перевод ( Никон . 1, слово 63). Иже чистителский (священнический) получивше сан, ведения же и правления канонных повелении, си есть воображения, яже приемлюще радостно, с богоявленным Давыдом поем Владыце и Богу глаголюще, на пути свидений твоих насладихся, яко в богатстве мнозе: з аповедал еси правду, свидения твоя владыко, вразуми мя и жив буду ( Пс.118 ), и во веки пророческии глас заповедает хранити заповеди Божия, и жити в них; яве, непоколебимы и недвижимы пребывают, якоже боговидец Моисей рече, в них же несть приложити, и от них несть отъяти. И божественный Петр в них хваляся вопиет, вняже желают ангели приникнути ( 1Пет.1:12 ). И Павел, аще и ангел благовестит вам паче преданного, проклят да будет ( Гал.1:8 ). Сим сицем сущим, и свидетельствующим нам радующимся о них, якоже кто обрящет корысть многу, сладко божественныя каноны утверждаем, и цело пребывание их, неподвижимо утверждаем, заповеданных от святых духовных труб, прехвальных апостол, и 6ти святых всея вселенныя собор, и поместных собравшихся, поданием тако в них повелении святых отец наших. От единого бо вси Святого Духа озарени бывше повелеша яже на пользу. И их же проклятию предаша, и мы проклинаем. Их же извержению, и мы извергаем. И их же запрещению, и мы запрещаем. И их же отлучению, и мы отлучаем. Не сребролюбен имуще нрав, но довольни сущими, иже возшедый на третье небо, и слышав неизглаголанныя глаголы, Павел божественный апостол яве вопиет ( Евр.13:5 ). Толкование. При Константине царе, внуце треклятого, и богоненавистного Льва гноетезного (гноеименитого), и при Ирине матери его, яже бе от афиней, сей 7й собор бысть, 367, богоносных отец, советом и умолением, Тарасия священного архиепископа (патриарха) Константина града: Собор же сих бысть на иконоборцы, рекше на оклеветающыя христианы, и сих прокленьше: церкви же древнюю красоту ея дароваша, и иконная воображения той имети, и любезно облобызати (целовати) сия, добре заповедавше. Такоже и образу честного креста покланятися, и облобызати (и целовати) его повелевше. Святых же и прехвальных апостол правила, и святых вселенских 6х собор, к сим же и поместных собравшихся утвердивше: проклятыя же от них проклинают и сии. Осужденыя же от них, некоего ради греха, или изверженыя, такоже и сии осуждают: отлученыя же от них отлучают: и запрещением повинных от них запрещают равно, ничтоже приложивше, или отъемше от святых апостол, и от богоносных отец, изложенных и повеленных.

http://azbyka.ru/pravo/sedmoj-vselenskij...

Период Богоявления . (   - восход) составляет 7-8 недель в зависимости от даты Пасхи. Его темы: Крещение Господне, выход Христа на проповедь и начало Его общественного служения. Структура службы на Богоявление идентична рождественской (пер. полного текста службы см.: Conybeare F. C. Rituale Armenorum. Oxf., 1905. P. 298-388). Каждая пятница до начала Великого поста посвящена памяти святых: 1-я - Иоанна Крестителя, 2-я - апостолов Петра и Павла, 3-я - четырех Евангелистов, 4-я - св. Евгения, 5-я - греч. учителей, 6-я - сир. учителей, 7-я - храмового святого, 8-я - 40 мучеников Севастийских, 9-я - всех усопших. Даже недели в этот период отсчитываются с пятниц, а не с воскресений. В течение 3 дней после 5-го воскресенья совершается т. н. пост ниневитян (  ), установление к-рого, по легенде, связано с эпидемией чумы при Католикосе Иезекииле (566-581). По своему положению в литургическом году пост ниневитян напоминает визант. седмицу после Недели о мытаре и фарисее. Изменения происходят только в службе малых часов ( Mateos. Lelya-apra. 1959. P. 149-151). Подобные краткие посты (от 1 до 3 дней) полагаются, но на практике давно не соблюдаются, после 2-го воскресенья по Рождестве Христовом (пост Мар Зайи) и 1-го воскресенья по Богоявлении (пост дев) ( Maclean. 1894. P. 266). Великий пост продолжается в течение 7 недель перед Пасхой. Вспоминается пребывание Христа в пустыне. 1-е воскресенье называется вхождением в Великий пост. Ограничения в пище начинаются с понедельника. 1-я и 4-я седмицы Великого поста носят название «недель тайн», потому что в это время, как и в первые 3 дня Страстной седмицы, в древности ежедневно совершалось причащение Преждеосвященными Дарами ( Mateos. Semaines de Mystères. 1959). Земные поклоны, к-рые считаются признаком Великого поста, в совр. богослужебных книгах упоминаются только в пятницу 1-й седмицы (см.: Mateos. Lelya-apra. 1959. P. 172). В период Великого поста перед ночной службой совершается краткая служба (  ), к-рая, возможно, осталась от исчезнувшей из суточного круга полунощницы ( Mateos. Office de minuit. 1959). Она состоит из Пс 118, 62, 63, 64 со стихами и священнической молитвой. Великопостные воскресные службы не отличаются от воскресных служб в течение года. Окончанием Великого поста считается либо пятница перед Входом Господним в Иерусалим, либо Великая среда.

http://pravenc.ru/text/155372.html

70 Выражение ν τος ψιλος νομασιν εναι κα ν τας στοραις , ατν περισπσθαι предполагает в данном случае, скорее всего, погружённость в «мысли о вещах», озабоченность и рассмотрение их, хотя и без всякой «страстности». Но такое отсутствие страсти ещё не означает, что ум воспаряет к Богу, ибо объекты, на которые он распыляет своё внимание и которыми он «развлекается», удаляют его от Бога. Данную главу во многом поясняет греческий фрагмент одного послания Евагрия: «Как бельмо мешает глазу видеть чувственные вещи, так и ум, содержащий в себе страстные помыслы, не может постигать умозрения. А ему следует, постепенно пройдя через все эти умозрения, устремляться к Причине и Отцу умопостигаемых [вещей], Который открывает Себя сердцу [человека], когда оно лишается [всяких] вещественных мыслей. Ибо созерцанию тварных [вещей] присуща множественность точек зрения (κολλς χει τς στορας), а ведение Святой Троицы единовидно. Ведь сущностным ведением является то ведение, которое лишено [всяких] страстей и тел (οσιδης γρ γνσις στι γυμν καθν κα σωμτων μφανιζομνη). И ум не может быть спасён иначе как восходя на гору сию ( Евр.12:22 ). А умопостигаемая гора есть духовное ведение Святой Троицы, восхождение на вершину которой труднодоступно [для] человека. Однако ум, достигший её, устраняет от себя всякие вещественные мысли» (Guillaumont С. Fragments grecs inedits d " Evagre le Pontique//Texte und Textkritik. Eine Aufsatzsammlung. Hrsg. von J. Dummer. B., 1987, S. 218). – 82. 71 Фраза ν τος λγοις ατν δολεσχεν буквально означает «пребывать в медитации о логосах вещей». Прямое значение глагола δολεσχω – «болтать, пустословить». Но благодаря «Септуагинте» данный глагол приобрёл положительное значение в эллинистическом иудаизме и раннем христианстве. Например, у Филона Александрийского он часто обозначал «беседу один на один с Богом». Характерно в этом плане и толкование Оригеном Пс.118:15 (указанный глагол δολεσχσω в церковнославянском переводе передаётся как «поглумлюся», а в русском – как «размышляю»): этим стихом псалма мы научаемся, что нельзя иначе уразуметь пути Господни, как исследуя их, а поэтому здесь используется метафора «собеседования» (δολεσχαν), которая в Священном Писании (например, в Быт.24:63 ) применяется в отношении собеседования праведных с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

О высоком достоинстве девственников можно понимать из слов тайнозрителя: и видех, – говорит Иоанн Богослов, – сто и четыредесять и четыре тысящи, поющих песнь нову пред престолом Божиим, никто же можаше навыкнути песни, токмо сии, – иже с женами не осквернишася: зане девственницы суть ( Откр.14:4 ). Значит, нет выше того состояния, которого никто не удостаивается, кроме одних девственников, о которых потому и сказано: сии суть первенцы Богу и Агнцу; сии последуют Ему, а може аще пойдет ( Откр.14:4 ). Девство и в сей жизни отличает своих любителей от всех прочих и телом и душой: чистота девственная обнаруживается у них и тихостью взоров, и скромностью слов; и во всем внешнем поведении выказывается чувство девственной стыдливости. Кто хранит девство свое нерастленным, у того и лицо делается благовиднее, и голос приятнее. Кто не хочет разлучиться с девством, тот пусть послушает, как жили на земле мудрые его сопутники: «брак – начало многих отягощений в жизни, – говорил Григорий Богослов , – не связал меня своими оковами. Пренебрегал я многоценною одеждою и изысканною трапезою, огонь вожделений питающею; не любил и обширных, красивых палат; убегал песен и стихов сластолюбивых. Вони благоуханий не распространялась вокруг меня; серебро и золото я предоставил тем, кто любит заботиться о сокровищах, – труды их велики, а удовольствие ничтожно. Любимая моя пища – хлеб да соль, а питие – простая вода. Христос же, горе возносящий дух мой, – все мое сокровище». Хранение девства Всяцем хранением блюди твое сердце. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем: они не делают беззакония ( Пс.118:1, 3 ). Нет никакого осуждения тем, которые... живут не по плоти, но по духу ( Рим.8:1 ), – похоти плотской не исполняют, но в сердце хранят слова Господни, кои суть дух и живот ( Ин.6:63 ). Живущие по духу помышляют о духовном и тем самым умерщвляют желания плотские, – становятся бодры духом, безбоязнены, вполне уповающи на Господа. И Писание говорит: блажен муж, иже не уязвися печалью греха; блажен, ему же не зазре душа его и иже не спаде от надежды своея ( Сир.14:1, 2 ). Но горе, – сказано, – сердцам страшливым и грешнику, ходящу на две стези; горе сердцу ослаблену ( Сир.2:12, 13 ). «Если кто и хранит свое тело от блуда, – говорит Макарий Великий , – но блудодействует мысленно (желанием сердца), тот не получает (от внешнего своего девства) никакой пользы». И Евфимий Великий, указывая на такого, говорит: «тот есть блудник и бес им обладает». По словам же Златоуста, – «делает девственником не одна безбрачная жизнь, но непорочность сердца, удаление от жен и пребывание в богомыслии».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   Из некоторых мест Евангелия видно, что Господь ответствует Богоматери, по человеческому суждению, холодно и сурово: это опять служит предметом претыкания для плотских умов. Несправедливость претыкания обличается духовным рассматриванием действий и слов Господа нашего. О духовном «надо судить духовно» , — сказал святой апостол Павел (1Кор. 2:14-15). Дела и слова Господа «Дух суть и Живот суть» (Ин. 6:63). Как ветхий Адам увлекся нежностью к ветхой Еве, и в этом увлечении преступил заповедь Божию: так Новый Адам — Господь — являет Себя имеющим в виду одно исполнение воли Божией, и потому не обнаруживает никакого увлечения при заботливой о Нем нежности Новозаветной Евы. Он не обнаруживает даже никакого сочувствия к этой нежности! Действуя так, Он искупает Своим бесстрастием увлечение праотца, искупает приятие нежности, введшей в грех, отвержением нежности безгрешной и естественной, научает нас храниться увлечений и водительства чувствами даже по поводам самым благовидным. Светильником и руководителем нашим на поприще нашей деятельности должен быть закон Божий (Пс. 118:105).    Родители Господа — гак называет Евангелие Божию Матерь и Иосифа, говоря в этом случае по обычаю современного общества — имели благочестивый обычай ежегодно приходить в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Господу было двенадцать лет, они пришли в Иерусалим, взяв с собой и Отрока-Богочеловека. Проведши дни праздника в святом граде, Мария и Иосиф отправились обратно в место жительства своего, Назарет, а Отрок-Господь остался в Иерусалиме. Этого сначала не заметила Богоматерь, не заметил и Иосиф: они полагали, что Господь идет с другими поклонниками. Проведши уже целый день в дороге, достигши вероятно, ночлега, они начали искать Его между родственниками и знакомыми, но не нашли, и возвратились в Иерусалим. Здесь, по прошествии трех дней, они обрели Господа в храме посреди законоучителей, приведенных в недоумение и ужас словом Божиим, исходящим из уст Отрока-Бога. Приснодева, увидев Его, произнесла уже приведенные нами, исполненные нежности слова: «Чадо, что сотвори нама тако? се отец Твой и аз боляще искахом Тебе» . На это Господь отвечал: «Что яко искасте Мене? не весте ли, яко в тех, яже суть Отца Моего, подобает быти Ми?» (Лк. 2:41-50).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Возноси ум твой и сердце ко Господу, свидетельствуя пред Ним, что все утехи мира сего не приведут тебя в забвение радостей чистых, вкушаемых при служении Богу. Возглашай к Нему, что с помощию благодати Его ты охотно пожертвуешь всем, что нравится тебе в жизни сей, за единую часть любви Божественной. О сладости слышания гласа Божия и о стремлении к принятию Его внушении Мария наслаждалась присутствием Иисуса и сладостию бесед Его в продолжении тридцати лет назаретской жизни. Впрочем, святой Иоанн Евангелист повествует что Она несколько дней провела со Иисусом в Капернауме, пользуясь Его наставлениями, по сем сниде в Капернаум Сам (Иисус) и Мати Его, и братия Его и ученицы Его: и ту не многи дни пребыша ( Ин.2:12 ). Другие Евангелисты глаголят: приидоша же к Нему Мати, и братия Его, и не можаху беседовати к Нему народа ради. Никто лучше не разумел, чем Пресвятая Дева, достоинства Его Божественных наставлений и не вкушал более сладостей бесед Его. Сколь любезно, поистине, для того, кто может различить путь спасения, показуемый Иисусом, от пути, предлагаемого человеками! Сколь восхитительно внимать слову живота, исходящему из уст Его! Душа, единожды вкусившая Иисуса, не, может более пребывать без Него. Тысячу раз внимавшая, глаголам Его, еще тысячу раз хочет слышать оные. Ей повсюду скучно, прискорбно, где не находит она своего Возлюбленного. Всякая беседа ей тягостна, если она не внимает гласу Господню. О, сколь несносны для нее беседы человеческие! Ко всем прочим она может относить сии слова: поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой Господи ( Пс.118:85 ). Но глаголы Иисуса дух суть и.живот суть ( Ин.6:63 ). Когда она слышит глаголющего Иисуса, то отвергает все другие помыслы, чтобы устремить все внимание к Божественной беседе: поскольку, она для нее любезнее всего, что можно слышать самого восхитительного на земле. Нет ничего, чему бы она внимала с такою радостию, изучала с таким усердием, размышляла с таким вниманием; нет ничего, что бы приносило столь изобильно спасительные плоды.

http://azbyka.ru/podrazhanie-presvyatoj-...

510 Регламент или Устав Духовной Коллегии (с манифестом об учреждении Духовной коллегии от 25 января 1721 г.)//Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. СПб., 1830. T. VI. 3718. С. 333. 511 «Vier Bucher von wahrem Christentum» (первая книга появилась в 1605 r., первое полное издание четырех книг – в 1609 r.). 514 Переводы творений священномученика Киприана начали публиковаться в «Трудах Киевской духовной академии» уже с января 1861 г. 521 См.: Журнал от 26 января 1916 г.//Извлечения из Журналов Совета КДА за 1915/1916 уч. г. Киев, 1916. С. 196 526 Щеголев H. (И.) Судьбы Церкви Божией на земле//ТКДА. 1860. Ч. I. С. 3–62; С. 3–46; Ч. III.C. 1–72. 531 Красин M. Творение блж. Августина «De Civitate Dei» как апология христианства в его борьбе с римским язычеством. Казань, 1873. 534 Родников Η. П. Учение блаженного Августина о взаимных отношениях между государством и Церковью, сравнительно с учением о том же отцов, учителей и писателей Церкви первых четырех веков и средневековых теократических богословов Западной Церкви. Казань, 1897. 536 Светлов П., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания: Богословско-апологетическое исследование//Богословский вестник. 1902. 5, 6, 10, 11; 1903. 1–4, 6, 7/8; 1904. 1, 3, 5. 542 П(орфирий (Попов)), а(рхим.)/Учение блаж. Августина о неповторяемости таинства Крещения//ТКДА. 1864. 5. С. 3–47. 546 Юркевич П. (Д.) Сердце и его значение в духовной жизни человека: По учению слова Божия//ТКДА. 1860. Ч. I. С. 63–118. 554 «Мыслю, следовательно, существую» (лат.) – утверждение Рене Декарта, легшее в основу рационализма Нового времени. 558 Гусев Д. В. Антропологические воззрения бл. Августина в связи с учением пелагианства//ПС.. 1876. 7. С. 59–92. 559 Писарев Л. И. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 560 Именно в эти годы пишется магистерская диссертация выпускника КДА 1893 г. архимандрита Иннокентия (Пустынского) «Пастырское богословие в России за XIX век» (Сергиев Посад, 1899), a также ряд других работ, связанных с пастырским служением. См. также: Сухова Н. Ю. Несостоявшаяся духовно-учебная реформа 1890-х годов//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 3 (20). M., 2006. С. 7–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

44 Возможно, здесь подразумевается их участие в Литургии оглашенных. 45 Другие западные авторы используют термин «competentes», на Востоке их называли «просвещаемые. 46 О предкрещальном экзорцизме говорят и другие христианские авторы: Тертуллиан (Апол. 23,16), св. Киприан Карфагенский (Посл. 69,15 CSEL 3,764) и др. 47 Сирийская Дидаскалия 21 говорит о шестидневном посте перед крещением. Постепенно из этого поста крещаемых перед их крещением на Пасху, а также поста с ними всей общины в IV в. возникает пост Четыредесятницы. 48 Ориген, Проп. на Иер. 4,3 . 49 Св. Кирилл Иерусалимский, Поучение предогласительное 5. 50 Св. Амвросий Медиоланский , Толкование на Пс.118:20, 48-49 . 51 Блаж. Августин, Проп.47:17. 52 Св. Амвросий Медиоланский, Толк. на Лк. 4,76 . 53 Св. Василий Великий , проп. 13 о св. Крещении 1,3,7. 54 Св. Иоанн Златоуст, Крещальное наставление (PG 59,115). 55 Св. Василий Великий, О Святом духе, 12,28. 56 Св. Афанасий Велики, Втор. речь против Ария, 3 57 Блаж. Августин, О вере и делах, 1,1 58 Там же 26, 48 59 Св. Кирилл Иерусалимский, Поучение предогласительное, 2. 60 Св. Григорий Нисский , Катехиз. проповедь 40. 61 Блаж. Августин, О вере и делах, 5,7. 62 Блаж. Августин, De cat. rud. 8,12. 63 Там же, 26, 50. 64 Блаж. Августин, Contra Cresc. 2,5,7. 65 Суббота и воскресенье не входили в число постных дней. 66 Паломничество 45. 67 Феодор Мопсуестийский, Проповедь 1я на крещение,14. 68 Подразумеваются те катехумены, которые не будут крещены на Пасху. 69 Литургический остаток этой практики – чтение Священного Писания Ветхого Завета на 6 часе и вечерне во время Великого Поста. 70 Паломничество 46. 71 Quodvultdeus, De Symb. 3,1.3 (CCL 60,349). 72 Паломничество 47. 73 Св. Иоанн Златоуст, Наставл. к просвещ.5:20. 74 Цезарий Арльский, Проповедь 200,2. 75 Поучение предогласительное 4, 6. 76 Св. Иоанн Златоуст, Наставл. к просвещ. 4. 77 Канон 19. 78 Св. Иоанн Златоуст, Проп. на Деян. 1:8 . Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 26  чел. Всего просмотров 2.4 млн. Всего записей 240 Подписка на рассылку ©2024 Катехизация и воцерковление к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/katehizacija/katexumena...

Из приведенных выше слов Василия не нужно, впрочем, выводить заключения, что безусловно всякая клятва воспрещена, а предписание настоящего правила о клятве надлежит приводить в связь с прочими правилами того же святого отца и сообразно с этим и судить об этом вопросе. Между прочим, в своем 64-м правиле св. Василий предписывает десятилетнюю епитимью для нарушившего клятву. Если таким образом Василий подвергает наказанию нарушителя клятвы, то это значит, что он признает клятву как нечто само по себе дозволенное. А так это должно быть и по божественному праву. Клятву предписывает и Св. Писание Ветхаго Завета. Клятва да будет Божия между обоими, - заповедует Бог израильтянам через Моисея (Исх.22:11). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: кленися ми Богом..., и рече Авраам: аз кленуся... и клястася оба (Быт.21:23-31). Давид пишет: кляхся и поставих сохранити судбы правды твоея (Пс.118:106). В Новом Завете сам Иисус Христос утвердил клятву именем Божиим на суде, когда на вопрос первосвященника: заклинаю Тя Богом живым, ответил: ты рекл еси (Мф.26:63-64). Ибо у евреев существовал обычай, по которому судья на суде должен был произнести формулу клятвы, а дававший клятву только отвечал: аминь, или ты рекл еси. Допуская клятву именем Бога, Св. Писание как Ветхаго, так и Новаго Заветов воспрещает лишь ложную клятву и строго осуждает оную. Не клянитеся именем Моим в неправде, и да не оскверните имене святаго Бога вашего. Аз Господь Бог ваш (Лев.19:12), - заповедует Бог народу Своему. Чрез пророка Захарию Бог заповедует дому Иудину: глаголите истину кийждо искреннему своему, истину и суд мирен судите во вратех ваших, и теждо злобы искреннего своего не помышляйте в сердцах ваших, и клятвы лживые не любите, зане вся сия возненавидех, глаголет Господь Вседержитель (Зах.8:16-17). Известны фарисейские клятвы, которыми хотели лукаво заменить клятву Ветхаго Завета, равно известно осуждение Христом таковых клятв (Мф.5:33-37; 23:16-22). Иисус Христос осуждал каждый раз как ложную клятву, так и тех, которые выдумывали таковую во зло истины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1330...

В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 " остановкам " во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й " остановке " (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31)-18.1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. На следующих " остановках " на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14. 27-72 и Мф 26. 31-56. Затем процессия возвращалась в город и направлялась в сторону двора дома первосвященника Каиафы, где читалось Евангелие о суде над Христом и об отречении Петра (Мф 26. 57-75), после чего все шли с пением Пс 117 и 78 на Голгофу, где читали Ин 18. 2-27; наконец, с рассветом служба заканчивалась пением Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и чтением Ин 18. 28-19. 16a. К кон. V в. практика уже несколько изменилась: размеры евангельских чтений сокращены (Ин 13. 31-18. 1; Лк 22. 39-46; Мк 14. 33-42; Мф 36-56 для каждой из первых 4 " остановок " соответственно), а городская часть бдения имеет иной порядок (что связано с постройкой новых храмов в Иерусалиме в V в.), вместо двора первосвященника процессия отправляется с пением Пс 117 сначала на Голгофу, где читают Мф 26. 57-27. 2, затем во дворец Пилата, где читают Ин 18. 28-19. 16a и наконец снова на Голгофу, где служба заканчивается чтением Лк 23. 24-31. Утром в Великую Пятницу совершался чин поклонения Кресту; никакие особые песнопения или чтения, сопровождающие обряд, не отмечены. В полдень начиналась служба чтений Великой Пятницы, состоявшая из 8 следующих друг за другом одинаковых блоков, каждый включал псалом с антифоном (представлявшим собой стих того же псалма), чтение из ВЗ, апостольское чтение, евангельское чтение (только в последних 4 блоках), молитву с коленопреклонением. Для службы чтений были выбраны следующие отрывки из Свящ. Писания: Пс 34 (11; после N псалма в скобках указан N стиха-антифона), 37 (18), 90 (7b), 21 (19), 30 (6), 118 (22), 117 (5b), 110 (2); Зах 11. 11-14, Ис 3. 9b-15, Ис 50. 4-9a, Ам 8. 9-12, Ис 52. 13-53. 12, Ис 63. 1-6, Иер 11. 18-20, Зах 14. 5c-11; Гал 6. 14-18, Фил 2. 5-11, Рим 5. 6-11, 1 Кор 1. 18-31, Евр 2. 11-18, Евр 9. 11-28, Евр 10. 19-31, 1 Тим 6. 13-16; Мф 27. 1-56, Мк 15. 1-41, Лк 22. 66-23. 49, Ин 19. 16b-37 (в практике кон. V в. евангельские чтения сокращены: Мф 27. 3-56, Мк 15. 16-41, Лк 23. 32-49, Ин 19. 25-37).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010