Арханг. Д. 285. Требник. Конволют: 1) л. 1–68 – рубеж 2) л. 69–118 – 1720-е гг.; 3) л. 119–142 – XII в.; 4) л. 143–177 – конец XVII– начало XVIII в.; 5) л. 178–181 – XII в.; 6) л. 182–209 – 1660-е гг. 8°. 209 л. Филиграни: первая часть: 1) Герб Амстердама с подвеской AJ, вид: Дианова. Герб Амстердама, 370 (1701, 1704 гг ); 2) Герб Амстердама, вид: Дианова. Герб Амстердама, 48 (1699, 1705 гг.); 3) Семь провинций с подвеской PJ, вид: Дианова, Костюхина, 879 (1692 г.): вторая часть: Герб Амстердама с контрамаркой (нрзб.), вид: Дианова. Герб Амстердама, 200 (1721 г.); третья часть: Герб (?), не отожд., XVII в , четвертая часть: 1) Герб Амстердама с подвеской MLT, вид: Хивуд, 387 (1689 г.); 2) Герб Амстердама с подвеской AG, вид: Дианова. Герб Амстердама, 296 (1701–1715 гг.); пятая часть: фрагмент филиграни (корона с намётом), не отожд., XVII в.; шестая часть: Орёл двуглавый, вид: Дианова, Костюхина, 1011 (1660 г.). Содержание: л. 72 об.–75 об. – предисловие об исповедании; л. 76–79 – поучение кающемуся; л. 79 об.–96 об., 101 об.–117 об. – чин исповеди; л. 85 об.–86 – вопросник о вере (из Никоновского требника); л. 86 92 – вопросник мужчинам (из Никоновского требника); л. 97–101 – чин причащения больного; л. 109 об.–111 об. – перечень грехов женщин. Арханг. Д. 356. Требник иноческий. Середина XVII в. 8°. 298 л. Филиграни: 1) Голова шута, тип: Днанова Голова шута, 156–157 (1664 г.); 2) Лилия в щите с короной с литерами, тип: Дианова, Костюхина, 921 (1646–1654 гг.); 3) Голова шута, не отожд. Содержание: л. 81–175 об. – чин исповеди; л. 92 об.–94 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 96–100 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 100 об.–108 – поновление инокам; л. 108–111 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 111 об.–118 – поновление инокиням; л. 118–123 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 124–134 об. – поновление священникам; л. 134 об.–136 об. – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 145–145 об. – поучение о делах, избывающих грехи; л. 146–153 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 153 об.–155 об. – вопросник вельможам (В Печ. тр.); л. 156–169 об. – поновление мужчинам; л. 169 об.–172 об. – поновление вельможам; л. 173–175 – поновление детям; л. 176–183 – чин причащения больного; л. 179 об.–182 об. – поновление мирянам; л. 183–183 об. чин исповеди немого, глухого, бесноватого.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Рус. пер (лат.) (лат.) I (fragm.) АСО I, 1, 5 ACO (греч.) Pyc. пер (греч.) Pyc. пер. (лат.) (лат.) 124–125 125–127 127–128 128–129 129–131 131–132 132–133 62–118 133–135 119–124 135–136 ACO I, 1, 6 ACO (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) 146–151 13–106 151–157 107–108 157–162 110–111 108–110, 111–46 Collectio Seguierana АСО I, 1, 7 АСО греч.) (лат.) Collectio Atheniensis АСО I, 1, 7 АСО (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) 129–130 131–137 137–138 139–140 140–142 143–144 144–145 146–147 147–150 151–152 152–153 153–154 156–157 157–158 158–160 95–105 160–161 105–106 161–162 106–111 111–117 162–163 117–118 118–122 139,140 163–164 122–123 (fragm.) 123–124 124–125 164–165 125–129 165–167 Collectio U АСО I, 1, 7 АС О (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) 171–172 Collectio Е АСО I, 1, 7 АС О (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) 172–173 Collectio НХ АСО I, 1, 7 АСО греч.) АСО (греч.) (лат.) (лат.) 173–174 Список сокращений 1. Произведения древних авторов Gel. НЕ – Gelasii Cyziceni Historia ecclesiastica (CPGS 6034, cp. CPGadd 6034) 2. Издания и переводы источников, справочная литература COGD I – Conciliorum oecumenicorum generaliumque decreta. Vol. I: The Oecumenical Councils: From Nicaea I to Nicaea II (325–787)/Cur. C. Alberigo et al. Tumhout: Brepols, 2006. Grumel 1932 – Les regestes des actes du ftttriarcat de Constantinople/Ed. par V. Grummel. Vol. I. Fasc. I. [Istanbul], 1932. Hefele – Hefele C. J., von. Histoire des conciles d’apres les documents originaux/Trad. par H. Leclereq et al. Т. I-XI, Paris, 1907–1952. Дмитриев 1916 – Перевод и анализ сочинения св. Кирилла Александрийского Περ τησ ορθς π στεως της ες ρον Κυτιον ημν ησουν Χριστον. Курсовое сочинение студента 71-го курса свящ. В. Дмитриева по II-й кафедре Патрологии за 1915/1916 учебный год//ОР РГБ. Ф. 172. К. 235. Ед. 4. Смирнов 1888 – Смирнов К. Обозрение источников истории первого Вселенского Никейского Собора. 1 В особенности это связано с планом нового перевода соборных актов в ПСТГУ. См. отчет о подготовительной работе: Вестник ПСТГУ. Сер. I. Вып. 17. 2007. С. 179–186.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Арха н г. С . 110. Требник. 1650-е гг. 8°. 355 л. Филиграни: 1) Цветок, неотожд.; 2) Герб Амстердама, вид: Дианова. Герб Амстердама, 219 (1658 г.); 3) Голова шута, вид: Дианова. Голова шута, 148 (1656 г.). Записи: л. 2–12 – «Лета 7211-го февраля в 4 день Антониева Сииского монастыря келеиная чернца иеромонаха Васианна»; л. 355 об. – «Сеа писывыи житеи монах Вонифатеи 1729 года марфа...» (часть записи не прочитывается); оборот верхней крышки переплёта – «Сия книга иеромонаха Васиана», «Старога иеромонаха Васиана о зр...» (далее нрзб.); оборот нижней крышки переплёта – географические записи о р. Дон и др. Содержание: л. 6–181 об. – чин исповеди; л. 20=22 об. – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 24=34 – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 34 об.–36 об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 37–53 – поновление мужчинам; л. 53–57 – поновление вельможам; л. 57–67 об. – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 67 об.–82 об.– поновление женщинам; л. 82 об.–88 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 88 об.–98 – поновление инокам; л. 98–102 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 102 об.–111 – поновление инокиням; л. 111–118 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 118–132 – поновление игуменам; л. 132–135 – поновление священникам-бельцам и дьяконам; 342–352 об. – чин причащения больного; л. 349–352 – краткое поновление; л. 353–353 об. – чин исповеди немого, глухого и бесноватого. Описание: Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антопиево-Сийской библиотеки С. 184–185, 310. Арханг. С. 235. Исповедальник. Первая треть XI в. 16°. 143 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой, полумесяцем и литерами, тип: Дианова. Кувшин, 279 (1630 г.), Хивуд, 3565 (1611 г); 2) Кувшин, не отожд. При переплете (XX в.) листы перепутаны, листы должны идти в такой последовательности: л. 1–82, 100–107, 83–99, 108–143. Содержание: л. 1–3 – предисповедное поучение духовнику; л. 3–54 – чин исповеди монахов; л. 10 об.–42 – поновление; л. 48 об.–53 об. – молитва разрешительная; л. 55–77 об. – чин исповеди священников-бельцов; л. 58–59 – поновление; л. 59 об.–61 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 61 об.–66 об. – поновление священникам; л. 67 об.–69 об. – поновление священникам; л. 78–82 – чин причащения больного иерея; л. 100–107 об., 83–97 об., 108–114 – чин исповеди; л. 85 об.–88 поновление мирянам; л. 88–89 – вопросник о вере (В-Арханг. С. 235); л. 89–94 – вопросник мужчинам (М-Калик. 1); л. 94–95 – вопросник вельможам (В Арханг. С. 235); л. 95–97 об., 108–110 об. – вопросник женщинам (Ж-Арханг. С. 235); л. 110 об.–111 об. – поновление вельможам; л. 114–117 об. – чин причащения больного; л 117 об.–122 – чин причащения больного; л. 123–124 об. – поновление мирянам; л. 124 об.–129 – поновление мирянам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Кафизма 15 мая, 2012 Содержание статьи Кафизма: что это Кафизма — это один из разделов Псалтири. Во время чтения кафизмы на богослужении можно сидеть. При этом изначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели наоборот на следующих за ними седальнах и святоотеческих чтениях. Деление Псалтири на кафизмы Всего в Псалтири существует двадцать кафизм. Они составляют приблизительно одинаковую длину, это очень важно для образования кафизмы, потому что число псалмов в кафизмах может различаться даже при одинаковой длине. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Чтение кафизм в храме Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы: Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава I 97—100 101—102 107—108 109—111 112—114 115—117 118:1—72 118:73—131 118:132—176 119—123 124—128 129—133 134—136 137—139 140—142 143—144 145—147 148—150 Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы. Читайте также — Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой». В недельном Богослужении кафизмы читаются так: При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает. Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста: День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час Вс 10, 11, 12 19, 20, 1 13, 14, 15 Чтение кафизм в домашней молитве

http://pravmir.ru/kafizma/

Существует большое количество литературы, посвященной проблемам датировки его писем, точное время написания многих из которых до сих пор твердо не установлено 567 . Самые последние данные о датировке писем обобщены в работах М. Уильямса 568 , Р. Гризона 569 и А. Кейна 570 . По содержанию все письма блаж. Иеронима можно разделить на несколько групп 571 . Во-первых, это письма личного и биографического характера: Ep. 2–14, 31–32, 40, 43–47, 58, 68, 102–103, 105, 115, 134, 143, 147, 151–155 и др. Во-вторых, это письма, посвященные различным догматико-полемическим вопросам: о тринитарной терминологии (Ep. 15 и 17); о происхождении души (Ep. 126); о различии степеней священства (Ep. 146); против монтанистов (Ep. 41); о хуле на Духа Святого, против новациан (Ep. 42); против Иовиниана (Ep. 48–50); против Вигилянция (Ep. 61 и 109); против Оригена и оригенистов (Ep. 62–63, 81–82, 84–86, 88, 97, 99, 114, 124); против пелагиан (Ep. 133, 138–139, 141–143). В-третьих, это письма, в которых рассматриваются различные экзегетические вопросы: Ep. 18АВ, 20–21, 25–30, 34, 36–37, 53, 55, 57, 59, 64–65, 72–74, 78, 106, 112, 119–121, 129, 140 и др. (подробнее об их содержании см. выше). В-четвертых, это письма, посвященные различным нравственно-аскетическим вопросам; в них блаж. Иероним рассуждает о девстве (Ep. 22, 48–50, 130); о вдовстве (Ep. 46 и 79); о единобрачии (123); о монашестве и отречении от мира (Ep. 14, 58, 71, 118, 125, 145, 156); об образе жизни монахов и клириков (Ep. 52); о второбрачии клириков (Ep. 69); о воспитании девушек (Ep. 107 и 128); о покаянии (Ep. 122 и 147); о вражде между близкими родственниками (Ep. 117); о пользе классической литературы (Ep. 70). В-пятых, это элогии или эпитафии разным лицам: невинной женщине, ложно обвиненной в прелюбодеянии (Ep. 1); Лее (Ep. 23); Азелле (Ep. 24); Оригену (Ep. 33); Блезилле (Ep. 38 и 39); Непоциану (Ep. 60); Павлине (Ep. 66); Луцинию (Ep. 75); Фабиоле (Ep. 77); Небридию (Ep. 79); Павле (Ep. 108); Марцелле (Ep. 127). 8. Утраченные и неподлинные сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1852. Т.32. Отд.2. С.85–106; Хрущев И.П. О древнерусских исторических повестях и сказаниях, XI–XII столетия. Киев, 1878. С.41–67; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.2. С. 136 143, 150–155, 218–224; Соболевский А. “Память и похвала” св. Владимиру и “Сказание” о свв. Борисе и Глебе//ХрЧт. 1890. С.791–804; он же. Когда написано Несторово “Чтение” о свв. Борисе и Глебе?//ИОРЯС. 1916. Т.21. С.206–208; Левитский Н. Несколько слов по поводу заметки проф. Соболевского//ХрЧт. 1890. С.677–688; Васильев В. (прим. 310). С.64–67; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.746–754; он же. (прим. 310). С.43–49; Никольский Н.К. (прим. 37). С.253–289, 395– 402; Шахматов А.А. Разыскания (прим. 90). С.29–97; Редков Н.Н. (прим. 495). С. 16–30; Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития: Обзор редакций и тексты. Μ., 1915. С.81–107; Яцимирский А.И. Мелкие заметки//ИОРЯС. 1916. Т.21. С. 192–201; Истрин В. Μ. Очерк (прим. 383). С. 118–127; Федотов Г.П. (прим. 311). С. 19–33; idem. (прим. 430). Vol. 1. Р.94–110; Бугославский С. Древнерусские литературные произведения о Борисе и Глебе (Москва: Инет, мировой литературы АН, 1939; не издано, мне недоступно) [рук. дисс. д. филол.н.: ИМЛИ, ф. С. Бугославского, 1. – Прим. изд. (А.Н.)]; Tschiewskij D. (прим. 477). S. 127–131, 139 f., 143–150; Каргер Μ.К. К истории киевского зодчества XI века: Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде//СА. 1952. Вып. 16. С. 77–99; он же (прим. 102). Т.2. С.310–336; Gudzij N.K. Geschichte (прим. 514). S. 115–125; Вялкина Л.В., Лукина Г.Н. Опыт применения некоторых методов математической статистики к изучению древнерусских текстов//Исследования по исторической лексикологии древнерусского языка. Μ., 1964. С.298–307; они же. Материалы к частотному словарю древнерусских текстов//Лексикология и словообразование древнерусского языка. Μ., 1966. С. 263–292; Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. Л., 1968. С. 15–24 [см. также: он же. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987. Изд. 2-е, дополненное. – Прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пиянство. (о пиянстве без вина: Ис. 28, 1 , – когда человек любовию мipa сего, суетными мыслями и беззаконными начинаниями упивается). IV, 103–109. Пластырь живительный (что пластырь живительный язве или ране телесной, тое душе грешной, печалию за грехи уязвившейся, есть Евангелие). IV, 161. См. еще Евангелие. Плач (о чем подобает плакати христианину). IV, 73, 347 (Малыя дети); II, 25 (§ XLIV). Плевелы между пшеницею (нечестивые и благочестивые). IV, 158. О Плодах Покаяния. II, 213. Плоть и дух. 1,120–183, 42 (сл. V). См. еще: Брань между духом и плотию. Пленники и свободитель их (люди грешные, плененные диаволом, и Христос, избавитель их от этой плени горькой). IV, 14 и 16. О Побуждении грешника к покаянию . III, 333. О Победе христианской. III, 408 (гл. 16). См. еще: Брань христианская с духом злобы. О Повседневном христианском покаянии . III, 200. Подданный, пред царем своим закон его нарушающий (грешник пред всевидящим Богом). IV, 153. Подлый человек, высокому лицу усыновленный (грешник на святом крещении делается сыном Божиим и наследником вечнаго царствия) IV, 24. О Подражании Богу. III, 78. Подражание (христианину не кому подражать, разве Христу). IV, 143. См. Житие Христово. Познание беды или неблагополучия убеждает искать избавления. IV, 306. Познаннаго зла всяк уклоняется (об уклонении от греха). IV, 343. Познанное добро ищется (чем кто более познает Бога, тем усерднее и прилежнее ищет Его). IV, 330. Покаяние. I, 145, 3, 6, 32 (сл. 3-е), 107; II, 197–218 (Стат. 1-я), 28 (§ LI), 40 (§ LXXI); III, 102 (1–3), 200 (гл. 4), 245 (гл. 10), 333; IV, 130–134 65–66), 156 (§ 81), 161 86), 284 118), 353 143); V, 12 (пис. 13), 20 (пис. 17), 22 (пис. 19), 87 (пис. 72), 94–95 (пис. 82–83), 147 (§ 38–39), 186–188 (сл. 8–10). Покой (душевный, в чистой и непорочной совести), IV, 186, 175 94). В Пользу и утешение искушаемым от сатаны . I, 225. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. I, 204. Последнее слово св. Тихона (из его духовнаго завещания). V, 344. О Постоянстве и конечном пребывании в вере. II, 356.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

83 Работы М. Жюжи и С. Гишардана хорошо известны историографически, чтобы говорить о них здесь. Знаменитый «Бюллетень паламизма» Д. Стирнона как раз и открывается опровержением казавшегося когда-то незыблемым утверждения М. Жюжи (в Dictionnaire de théologie catholique), будто православные давно уже забыли свой паламизм. История показала преждевременность этого суждения маститого католического теолога. См.: Stiernon D. Bulletin... Р. 231; Лурье В. М. Послесловие. С. 327 сл.; критику позиции Буа и Гишардана (отчасти и Жюжи) дали в своих трудах уже Кривошеин и Лосский. См.: Василий (Кривошеин) , архиеп. Аскетическое и богословское учение... С. 116–118 (прим. 2), 129 (и прим. 4), 133 (и прим. 52, где дается фундаментальная критика некоторых воззрений И. Осэра), 134 (и прим. 53), 157–158 (и прим. 116), 163 (и прим. 133), 167–168 (и прим. 143, где вскрывается конфессионально-полемическая подоплека католического неприятия паламизма в первой трети XX в.), 170 и прим. 145 (против Гишардана), 188–189 (и прим. 179–180), 192–193 (и прим. 194), 196–197 и прим. 206 (против Ж. Буа), 200–201 и прим. 211–212 (против Жюжи и Гишардана), 203 (и прим. 215), 204–205 (и прим. 218), 208 (и прим. 219); Лосский Вл. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви... С. 146 и прим. 109 (против Гишардана). Со своей стороны, укажем лишь на работу Ж. Буа, которая обсуждается нами далее: Bois J. Le synode hésychaste de 1341//EO. 1903. T. 6. P. 50–60. 84 Wunderle G. Zur Psychologie deshesychastischen Gebets. Würzburg 2 ,1949. (Dasöstliche Christentum. N. F. Hf. 2). 86 Kretschmer W. Theologie und subjektives Erlebnis. Ein Beitrag zum Verständnis der palamitischen Mystik// Πανηγυρικς τμος ορτασμο τς ξακοσιοστς επετεου το θαντου το γου Γρηγορου το Παλαμ, ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης (1359–1959)/πιμ. Π. Κ. Χρστου. ν Θεσσαλονκη, 1960. Σελ. 133–147, bes. 143–147. 87 Meyendorff J. Le dogme eucharistique dans les controverses théologiques du XIVe siècle (en voir le reprint dans: Idem. Byzantine Hesychasm. XIII); Florovsky G. Γρηγριος Παλαμς κα πατερικ παρδοοις//Πανηγυρικς τμος... Σελ. 240–254 (см. выше, прим. 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

313 По словам Шаба, «в эпоху Рамессидов и даже в предшествующие времена Египет достиг такой степени цивилизации и общественного устройства, выше которой мы поднялись немного в настоящее время (que nous n’avons pas dépassé de beaucoup aujourd’hui). Гражданская, политическая и религиозная жизнь была устроена согласно древним обычаям, сохранявшись свою силу благодаря законам; в этом отношении существовали здесь кодексы политики, житейской мудрости и морали, определявшие отношения общества (Chabas. Melanges Egypt. Trois. serie. II, 59; cp. Brugsch. Geschichte Aegyptens. 143. 165). 314 Как известно, в древнем Егиите весьма развита была ремесленная промышленность, обнимавшая все главные виды существующих теперь ремесла (см. напр., Uhlemann. Handbuch d. ges. Aegypt. Alterthumskunde. II, 118–123). Художественная деятельность египтян, как известно, проявилась особенно в архитектуре, ваянии и отчасти живописи (Ibid. 108–118). Египетское искусство, представляющее замечательные произведения еще из времени 3-й династии (Brugsch Gesch. Aegyptens. 68), достигло высокой степени совершенства при XII династии (Ibid. 167–172). 315 По исследованиям египтологов, происхождение египетского письма современно образованию египетского государства при Менесе (Bansen. Aegyptens Stelle. I, 33; II, 47. 85; V. 564) или даже принадлежит более раннему времени (Lepsius. Die Cbronologie d. Aegyp. 36). Манефос приписывает уже Афофису, сыну Менеса. написание медицинского сочинения (Σογκελ. Χρονογρ. I, 101); и это известие египетского историка нашло себе некоторое подтверждение в самых папирусах. (Brugsch. Gesch. Aeg. 60). А древнейший известный доселе рукописный памятник, так называемый папирус Прпссе, называющий своим автором Патаготепа, сына царя Ассы, показывает, что уже во времена 5-й египетской династии, к которой принадлежит Асса, известно было письмо, приспособленное к скорописи или так называемое иератическое (Brugsch. Gesch. Aeg. 90. 69. Ebers Aegypten u. die Bücher Moses. 147). 316 Как народ, отличавшийся особенною ревностью писать (Bunsen. Aeg. Stelle. I, 58; Lepsius. Die Chronol. 56–58), египтяне имели обширную и разнообразную литературу, начиная священными книгами Гермеса и оканчивая романом. Очерки египетской литературы см. в Uhlemann " s Handb. d. g. aegypt. Aiterthumsk. Tb. IV, в Athenée 1871, Ed. Naville, La Litterature de l’ancienne Egypte. На русск. языке История египет. литературы Э. Мейера излож. во Всеоб. ист. литературы под редакц. Корша. 1880, вып. II, 191–263).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Псалмы, употребляемые в суточном богослужении, попадаясь в «кафизме», опускаются, чем достигается значительное сокращение: именно вместо 150 псалмов, придется прочесть 150–37=113. Из них 60 на кафизмах, а 53 на часах в будни, вместо обычных или с ними, следующим образом: Нет возможности обязать клирика или всякого благочестивого христианина, желающего присутствовать на всех суточных службах, прочитать в них все кафизмы и все стихиры. Иначе не останется времени ни для какой иной деятельности. Стихиры сокращаются до одной, а для чтения Псалтыря, приходится изобретать комбинации. Вот мы и приводим одну из них, в которой (без ущерба рамками богослужения, к которым так все привыкли) вся Псалтырь вычитывается еженедельно: Дело грядущего всероссийского собора, предпочесть ее, или взять другую. Службы Воскр. Понед. Суббота Утреня. Шестопсалмие На 1-й кафизме 15, 17, 18 39, 41, 42 52, 55, 56 72, 74, 75 86, 88, 91 138, 139, 143 109, 110, 111 На 2-й кафизме 21, 22, 23 43, 46, 42 57, 58, 59 77, 78, 79 92, 93, 94 144, 146, 147 112, 113, 114 На хвалитне 144, 149, 150 одному псалму Часы первый 5, 89, 100 104, 105 третий 16, 24, 50 106, 107 Обычн. шестой 53, 54, 90 108, 115 Кафизм. девятый 33, 84, 85 12, 13, 14 31, 32, 34 48, 49, 51 71, 73, 76 98, 99, 101 117, 145 Вечерня Предначинательные Поются стихи Кафизма 12, 13, 14 124, 125, 126 127, 128, 130 131, 132, 134 135, 136, 137 Господи воззвах Одни стихиры Заключительный до: блага. Повечерие Полунощница 118, не порочны постави Твой есмь. Призри. 64, 65, 66 каф. об. 118, 133, обычн. Эта комбинация может быть расширена и сужена. Расширена на две недели. Тогда кафизменные псалмы, указанные на часах, читаются во вторую неделю на утрени и на вечерни, и тогда Псалтырь прочитывается в две седмицы. Съужена: кафизменные псалмы, указанные на часах, читаются на вечернях и утренях той самой седмицы, что, конечно, удлинит службу. Практически это исполняется очень просто. Читаются все кафизмы по уставу, только все псалмы, входящие в состав суточного богослужения, при чтении опускаются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010