Тот, Кто по Своему естеству не подлежит страданиям, по милосердию к нам подверг Себя многим страданиям. Мы веруем, что Христос не чрез постепенное восхождение к Божественному естеству соделался Богом, но, будучи Бог, по Своему милосердию соделался Человеком. Мы не говорим: «человек сделался Богом»; но исповедуем, что Бог воплотился и вочеловечился. Рабу Свою избрал для Себя в Матерь Тот, Кто по существу Своему не имеет матери, и Кто, являясь по Божественному смотрению на земле в образе человека, не имеет здесь отца. Как один и тот же есть и «без отца , и без матери» , по слову Апостола (Евр. 7:3)? Если Он — только человек, то Он не мог быть без матери: и действительно, у Него есть Мать. Если Он — только Бог, то Он не без Отца: в самом деле, у Него есть Отец. Он не имеет матери как Творец Бог, не имеет отца как Человек. Убедись в этом самым именем Архангела, благовестившего Марии: ему имя — Гавриил. Что значит это имя? — оно значит: «Бог и человек». Так как Тот, о Ком он благовествовал, есть Бог и Человек, то имя его предуказывало на это чудо, дабы верою принято было дело Божественного домостроительства. Спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в Спасителе: «вси бо , — говорит святой Павел, — согрешиша, и лишени суть Славы Божия» (Рим. 3:23). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным: не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое, они с Небес призывали Врача; один говорил: «Господи, преклони небеса, и сниди» (Пс. 143:5); другой взывал: «Исцели мя, Господи, и исцелею» (Иер. 17:14); «воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Пс. 79:3). Иной: «Яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли» (3 Цар. 8:27). «Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело» (Пс. 78:8). Другие говорили: «О люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющего в человецех несть» (Мих. 7:2). «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69:2). «Аще умедлит, потерпи ему, яко Идый приидет, и не умедлит» (Авв. 2:3). «Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, уповающего на Тя» (Пс. 118:176). «Бог яве приидет, Бог наш, и не промолчит» (Пс. 49:3). Потому Тот, Кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола, благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властью диавола, Присносущий пришел и дал в уплату Свою Кровь; для искупления рода человеческого от смерти отдал Свое Тело, которое принял от Девы, освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть Своею смертью. «Христос ны искупил есть от клятвы законные» , — восклицает святой Павел (Гал. 3:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3850...

5 Смотри также:  Пс.15:2Пс.61:10 ;  Рим.3:13 . 6 Смотри:  3Цар. 22:22-23 ; 2Парал.18:21;  Деян. 5:3 . 7 Смотри также:  Лев. 6, 3 ;  1Тим.1:9-10 . 8 Следует отметить, что и ветхозаветные праведники: 1. ненавидели ложь, лукавство, неправду и лицемерие ( Пс. 118 , ст. 104, 128, 163;  Притч. 13 , ст. 15), 2. всячески избегали подобных прегрешений ( Иов. 31:5 ;  Соф.3:13 ), 3. Отвергали тех, которые ходят во лжи ( Пс.39:4Пс.100:7Пс.143:11 ). 9 Архим. Макарий “Поведение древних xpucmuah”. I uзд. – Спб. 1858 r., II uзд. – Москва, 1996 г. 10 Там же. 11 Тертуллиан  “Избранные сочинения”, Москва, 1994 г. 12 Сравни:  2Кор.6:14-15 . 13 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 176. 14 “Писания мужей апостольских”, Рига, 1994 г. “Учение двенадцати апостолов”. 15 Там же.  Ерм  “Пастырь”, зап. 3. 16 Там же. “Послание  апостола Варнавы ”, rл. IV. Это либо перифраз слов Господа:  1Ин.5:7 , либо автор слышал эти слова от Самого Христа или от кого-то из Его ближайших учеников. 17 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 18 Еп. Игнатий (Брянчанинов) , «Отечник», С.-Петербург, 880 г., стр. 178. 19 Игум.  Марк (Лозинский)  “Отечник проповедника”, Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1996 г., стр. 200. 20 Григорий Дьяченко  “Практическая симфония”, Москва, 1903 г., стр. 314. 21 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 22 Там же. 23 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198. 24 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1886 г., m. IV, стр. 85. 25 Там же, стр. 82. 26 Сочинения епископа Игнатия”, Изд. Сретенского мон-ря, 1996 г., m. II, стр. 203. 27 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1905 г., m. III, стр. 152. 28 Против данного утверждения можно привести только, неправильно понимаемую некоторыми, притчу Спасителя “о неверном домоправителе” ( Лук. 16:1–17 ). Но вот что пишет о ней Архиеп. Аверкий, суммируя толкования этой притчи святыми отцами. “В притче о неверном управителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот… совершил мошенничество… Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость, которую тот проявил оказавшись в бедственном положении”, дабы и мы проявляли находчивость и рвение ко спасению своих душ, находясь перед угрозой вечных мук во аде (Архиеп. Аверкий “Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета”, ч. I, Джорданвилл, 1974 г.).

http://azbyka.ru/istina-i-lozh-v-svete-x...

аломъ Двд, не надписанъ у а. Радйтес, гд: правымъ подобаетъ похвала. 1. Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. 1 . Тема псалма. Благочестивые верующие должны радоваться о Господе (ср. выше Пс.31:11 ). Эта духовная, святая радость, обыкновенно выражающаяся в хвалении или прославлении Господа, по преимуществу прилична им и составляет их всегдашний, непременный нравственный долг, потоку что «пребывая в Самом Господе и, сколько возможно, созерцая чудеса» Его (св. Василий В.) божественного величия и Им же Самим исполняемые духовною радостию ( Рим.15:13 ; Гал. 5:22 ) и возбуждаемые к выражению ее ( Деян.2:4 и 11; 2Кор.4:15 ), они всего более достойны и способны и естественно обязаны славословить Его ( Пс.118:7 и 171). От избытка сердца говорят уста ( Мф.12:34 ): посему любящее Господа сердца по необходимости должно благодушествовать я веселиться и «от восторга любви к Благому» порываться к хвалению Его (св. Василий В.) Напротив того, не красна похвала во устах грешника ( Сир. 15:9 ). в. Исповдайтес гдеви въ гслехъ, во алтири дестострннмъ пойте 2. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; г. воспойте пснь нов, добр пойте со 3. пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием, Во 2–3 ст. указывается способ достойного прославления Господа. 2 . В церкви ветхозаветной со времени Давида, по его установлению, принято было при богослужении прославлять Господа пением псалмов с аккомпанементом различных музыкальных инструментов ( 1Пар.15:16–28; 16:4–5; 25:1–6 )». Из числа этих инструментов наиболее любимыми самим Давидом были – струнные: гусли, иди арфа, евр. Киннор (, κινρα, κιθра=цитра, гитара), инструмент, состоящий из пустого внутри и, большею частью, треугольного (бл. Иероним) ящика, с натянутыми на нем струнами, на котором играли, ударяя по струнам прямо пальцами ( 1Цар.16:23; 18:10; 19:9 ), или особою палочкою (πλκτρω – И. Флавий – Древн. Иуд.7:12:3 ), – и Псалтирь (ψαλτριον, Пс.151:2 ), евр. Невел (, νβλα), также род арфы, большею частью с 10 струнами, только натянутыми не на ящик, а на металлический ободок, который своими изгибами придавал инструменту форму меха ( первонач. – мех: см. Якимова, толк. на Ис.5:12 ). Посему Давид и призывает верующих прославлять Господа пением псалмов, с игрою на гуслях и десятиструнной псалтири. Но прав. христ. церковь , по примеру Самого Иисуса Христа ( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ) и апостолов ( Деян.16:25 ; Еф.5:19 ; Кол.3:16 ), славословит Господа только пением священных песней живым голосом, никогда не употребляя при этом никакой музыки. Поэтому 00. и учители церкви сказанное здесь музыкальных инструментах в применении к правосл. христианам толковали в «духовном смысле» о прославлении Господа «чувственными и умственными способностями души» (бл. Феодорит) и всеми членами нашего тела, удерживая их от грехов и направляя их действия к служению Богу (св. Афанасий, Василий В. и св. Иоанн Златоуста на Пс.143:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 284] Не должно нам винить никого, кроме себя, говоря тако: Благо мне, Господи, яко смирил мя еси (Пс. 118, 71) и наказание Твое — то мя научит (см. Пс. 17, 36). Прп. Антоний Оптинский с. 192] Меч, рассекающий наши оковы, есть очищенный ум, видящий во всяком случае его истинную, сокровенную, таинственную причину. Достигает сей цели всякий, кто устремится к ней рассматриванием своего ничтожества, с трепетным прошением Божественного покровительства и помощи. Прп. Макарий Оптинский с. 119] Молитва Иисусова не может быть крепка без многих скорбей… «Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие». «В скорбях сокровенна есть милость Божия». Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 143] Прибегая к молитве, видите ее нечистой и говорите: какая это молитва? Правда, что худая, однако ж, не фарисейская; но… хотя не совершенно мытарева, но ближе к ней. И не должно ее оставлять, укоряя себя за скверну ее и стараясь воззвать от помыслов. Оставивши же ее, какую приобретете пользу? Там, по крайней мере, за неисправность ее осуждаем себя, а может быть, когда и одно слово может умилостивить Бога, нам, не ведущим, а только смиряющим себя. Оставя же молитву, совершенно охладеем. Прп. Макарий Оптинский с. 266–267] Молитесь усердно Господу Богу и хладное сердце свое разогревайте сладчайшим именем Его, поелику Бог наш огнь есть. Оное призывание и нечистые мечтания истребляет, и сердце согревает ко всем заповедям Его. А посему молитвенное призывание сладчайшего имени Его должно быть дыханием души нашей, должно быть чаще биения сердца нашего. Прп. Антоний Оптинский с. 238–239] Не вините никого: ни людей, ни природу, ни врага, но единственно полагайте себя виновным и постарайтесь с чувством мытаря взывать ко Господу: Боже, милостив буди мне, грешному! (Лк. 18, 13). Прп. Макарий Оптинский с. 264] Не забывай самого важного – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя». Знаю, что в начале это дело трудное, но зато узришь свет и радость… Правда, трудно, но вникнуть – тут особого нет ничего. Не требуется ни книг, ни свечей, ни времени. Сидишь, ходишь, ешь, лежишь, а… все: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Видишь ли, что, когда бывают соблазны, тогда являются избранники Божии, когда – огонь искушений, тогда душа оказывается испытанною, подобно золоту? Когда бывают соблазны, тогда являются избранники Божии. И если бы мы не были испытаны в несчастиях, то не научились бы бороться; но так как мы вкусили этого блага не однажды, не дважды, но много раз, и это даровано нам от Бога – пострадать за Христа, то, братия, никогда не будем приходить в смущение и не скажем: «снова испытание». Да, снова испытание. Разве окончилась борьба невидимых врагов против крови и плоти? Разве поприще божественных состязаний закончилось? Оно окончится тогда, когда мы переселимся отсюда; пока же мы во плоти, и испытания, и война, конечно, пребывают [с нами]. Никто из святых не отчаивался при продолжительности испытаний и не изменялся при постоянстве скорбей. Но Давид говорит: скорби и нужди обретоша мя, заповеди Твоя поучение мое ( Пс.118:143 ). Иеремия говорит: аз же не утрудихся, Тебе последуяй, и дне человеча не пожелах ( Иер. 17:16 ). Апостол говорит: сладце похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова. Темже благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе: егда бо немощствую, тогда силен есмь ( 2Кор.12:9–10 ). Так, братие, и нам необходимо и располагать себя, и говорить, имея Христа защитником и помощником в борьбе. Ибо [Писание] говорит: не оставлю тебе, ниже презрю тя ( Нав.1:5 ). И: аще Бог по нас, кто на ны? ( Рим.8:31 ). И если для многих радость – вести борьбу за смертного царя, тем более [доставляет радость] нам бороться и сходить на арену за Царя всего [существующего]. В таком решении, братия, и будем пребывать, наступит ли или не наступит испытание, помимо того что искушение от врага [угрожает] всегда, хотя бы и не очевидным образом, невидимо. Но в испытаниях венцы и в войне награды за победу; и много потерпевший, очевидно, и многие награды получит, – о, если бы мы, победоносно вышедши из этой жизни, наследовали жизнь вечную со всеми святыми во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

19. Мф 23, 35; Лк 11, 51. Священник Захария, упомянутый в 2 Пар 24, 20 и убитый в 814 г. до н. э., был сыном Иодая и не может быть отождествлен с Захарией Евангелия. О насильственной смерти Захарии, отца Иоанна Крестителя, также нет достоверных сообщений. То, что Христос говорит о Захарии и Авеле, должно означать, что Захария был одной из последних невинных жертв Ветхого Завета. Автор 9-14-й глав Книги Захарии был последним пророком, писания которого вошли в Библию, и поэтому вполне мог быть «последним мучеником» Евангелия. Можно предположить, что существовало предание о смерти второго Захарии, хотя сама его книга была присоединена к писаниям первого Захарии. 20. Согласно Исх 21, 32, тридцать сребреников была установленная Законом средняя цена раба. Поэтому плата, данная Пастырю за Его труд, носит оттенок пренебрежения. См.: Д. Рождественский. Книга пророка Захарии Серг. Посад, 1910, с. 143. 21. Септуагинта (и синодальный перевод) ставит здесь: «воззрят на Того, Которого пронзили», между тем в масоретском тексте стоит: «воззрят на Меня…» См.: бл. Иероним. Толкование на пр. Захарию. — Творения, т. 15. с. 153. 22. См.: М. Кобрин. День Очищения в Ветхом Завете. Холм, 1902. 23. См. об этом: L. Ligier. Peche d " Adam et peche du Monde. Bible-Kippur-Eucharistie, 1961, р. 251 ff. 24. Иома, 86 в. 25. Мишна, Рош-Гашана, 1, 2. Часть IV ИУДЕЙСТВО И ЭЛЛИНИЗМ Глава пятнадцатая ЦЕРКОВЬ ЗАКОНА Иудея, 332 — 175 гг. до н. э. Блаженны непорочные в пути, ходящие в Законе Господнем, Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118, 1-2   После смерти Александра с Иудеей повторилось то же, что было во времена борьбы между фараонами и царями Месопотамии. По меткому сравнению Иосифа Флавия, Земля Израиля стала похожа на корабль, на который со всех сторон обрушиваются волны. Семь раз переходила она из рук в руки, и, в чью бы пользу ни клонилась победа, страна неизменно подвергалась разорению. По жребию Палестина досталась Селевку Никатору, но и Nmoлeмeй I не хотел отказываться от нее. Уже в 319 году он овладел Иерусалимом, вступив в город в субботу, когда жители, не предполагавшие в нем врага, справляли праздник. Однако окончательное присоединение Палестины к державе Птолемеев произошло лишь восемнадцать лет спустя, после завершения раздела Александровой империи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

415 См. Послание св. ап. Павла к Евреям с истолкованием, которое публично преподавал Ростовского-Богоявленского монастыря Архимандрит и Ярославской семинарии богословия учитель Ириней. Москва. Издан. 1787 г., стр. 117–118. 419 См. стр. 339. При объяснении же слов: διαφορωτρας λειτουργας (лучшее служение) он отмечает соотношение этого места с 4 стихом 1 главы. Слово μεστης он сопоставляет с γγυος ( Евр.7:22 ) и замечает, что оба эти слова объединяются употреблявшимся в аттической речи словом μεσγγυος. 422 Некоторые находят, что понятие о Мессии как первосвященнике было одним из позднейших. Кн. С.Н. Трубецкой в своём сочинении: «Учение о Логосе в его истории» говорит: «после Ездры и Неемии пророчество вскоре умолкает; пророков сменяют книжники, и идеал национального царства временно уступает место идеалу теократического строя, который дисциплинирует религиозную жизнь Израиля. Помазанником, облечённым в пурпур и тиару, является первосвященник. Он представляет собой народ и носит на наплечниках своих камни с именами 12 колен Израилевых» (стр. 267). Но это возвеличение первосвященника делает ещё более ценным то, что Апостол обратил на это общенародное еврейское понятие достодолжное внимание и раскрыл его всесторонне, только не в узко-национальном смысле, а в духовном, в котором раскрыт и характер жертвы Христовой, места её принесения Отцу – в небесной скинии и пр. 426 Евр.12:2 . Делич находит, что κεφλαιον означает, что И. Христос воссел на Божий престол и что, таким образом, высота Его первосвяшеннического служения соответствует царскому величию. Соединение же слов: ϑρνος τς μεγαλωσνης соответствует встречающемуся в еврейской теологии стереотипному выражению: . 427 «Водрузил» – πηξεν, очевидно, взято из образа построения скинии, при постановке которой употреблялись разного рода штабеля. Приблизительно то же делалось при посадке деревьев молодыми штабелями (ср. Пс.143:12 ). И о сотворении земли поётся у нас в церкви: «Водрузивый но ничесом же землю повелением Твоим». Таким образом, водружение скинии можно понимать и более широко, во всяком случае, не в том узком смысле, в каком понимают талмудисты и апокрифические сказания, говорящие о скинии в буквальном смысле. По их представлению, скиния стоит на небесах и в своё время сойдёт на землю вместе с небесным Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сознавший это за собою сознает вместе с тем и то, что оно ведомо Господу и не может не оскорблять Его. Любовь, всегда видящая лице Господа, не может не видеть, как омрачается оно от того или другого оскорбления, а видя это, не может не сокрушаться; сокрушаясь же, не может не проливать слез. Так святой Петр по отречении от Господа в каком-то непонятном забытьи, встретив очами своими обличительный взор Господа, «изшед вон со двора архиереова» — места оскорбления Господа, «плакася горько» (Лк.22:62). Стихи 137 — 144    Восемнадцатое восьмистишие идет под буквою «цаде — бок, сторона».    Так как у пророка дело идет все о заповедях, то в этом восьмистишии надо искать указания разных сторон или самих заповедей, или отношения их к нам. Здесь указываются стороны сего последнего. Можем себе представить в средине корпус заповедей, к которому можно подходить с востока, запада, севера и юга. С каждой стороны отношение к ним выражается особым расположением. С востока станет «вера» — уверенность, что заповеди Божий суть правда и истина непреложная (стихи 137—138); с запада — исходящая из этой уверенности «ревность» об исполнении всех этих заповедей и своя к ним любовь (стихи 139—140); с севера — «смирение с надеждою» (стихи 141 — 142); с юга — «терпение» всего находящего из-за верности заповедям (Стихи 143—144). Таково содержание сего восьмистишия. Пс.118:137. Праведен еси Господи, и правы суди Твои    Пророк исповедует праведность Господа, восставляя убеждение, что ничто неправое не может исходить из уст Божиих: «праведен еси, Господи»; но исповедует это не в виде отвлеченного созерцания, а как основание правости судов Божиих. Суды Божий означают и присуждения вообще, то есть все, чему быть, присуждает Бог: это вводит в область промышления Божия и исполняет успокоением в преданности воле Божией. Но поелику здесь речь идет о заповедях, как это видно из нижеследующего стиха, сходного по содержанию своему с настоящим, то ближе будет под «судами» разуметь присуждения, коими Бог определяет, как должно нам жить, определяет то есть не участь нашу, а то, как надо нам действовать, независимо от нашей участи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Акиндин, полемизируя с Варлаамом, называл божественный свет нетварным, а полемизируя с Паламой, — тварным. При этом он пояснял, что таинственным и нетварным был только Фаворский свет, виденный тремя апостолами, а всякий иной свет — пусть и являющийся созерцателям — отличен от него и есть тварный. См.: Επστολ προς Αθανσιον Κυζκου, 8, Π. Χρστου, σ. 418–419 ( прим. изд.). 106 См.: Συνοδικς Τμος A, PG 151, 691D–692A. 107 Там же, PG 151, 692А. 108 Там же, PG 151, 691D. 109 Там же, 3, PG 151, 680В. 110 Там же, 51, PG 151, 691С. 111 Там же, 52, PG 151, 691D–692A. 112 1 Тим. 3:15. 113 Мф. 16:18. 114 Варух. 4:2. 115 Мал. 4:2. 116 Мф. 13:9, 43; Мк. 4:9, 23. 117 2 Ин. 10:11. 118 Еф. 5:11. 119 Рим. 3:23. 120 Откр. 3:15–16. 121 Иак. 4:7. 122 Цитата не идентифицируется. 123 Цитата не идентифицируется. 124 Числ. 1:3; 3:15; 4:23, 27, 29, 32; Сирах. 7:24. 125 Имеется в виду трактат «О божественном соединении и разделении». 126 О понимании термина «разделение» применительно к Богу см. прим. 1 к вышеуказанному трактату. 127 Ин. 10:30. 128 Ин. 14: 28. 129 Евр. 10: 29. 130 Ис. 10:1–3. 131 с. 93:1. 132 Григорий Богослов, Письмо 101, PG 37,181 AB. 133 Ср.: Минея, 6 августа, стихира самогласна, глас 5 на Полиелее утрени 134 Преображения Господня: «Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совосшедшим с Тобою на гору». 135 Мф. 25: 31. 136 Палама говорит здесь о третьей «Триаде в защиту священнобезмолвствующих». 137 Иер. 23:18. В славянской Библии «ν ποστματι» переводится как «в совете», следуя Вульгате, где эти слова переведены как «in consilio», но словарь Lampe дает следующее значение: «πστημα=πστασις in sense of substance», что более соответствует настоящему контексту. 138 Григорий Богослов, Слово 28,19, PG 36, 52В. 139 Ис. 28:15. 140 Пс. 139:3 141 Дан. 13:42. 142 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5,1, с. 402. 143 Мф. 13:43. 144 Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В. Ср. также: тропарь 9 песни канона на утрени Преображения: «да вышний Бог явишися, стоя посреде богов апостол на Фаворе» (Минея 6 августа). 145

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

встречается 45 примеров религ. З. б. (по МТ: Втор 33. 29; 3 Цар 10. 8 (дважды); Ис 30. 18; 32. 20; 56. 2; Пс 1. 1; 2. 12; 32. 1-2; 33. 12; 34. 9; 40. 5; 41. 2; 65. 5; 84. 5-6, 13; 89. 16; 94. 12; 106. 3; 112. 1; 119. 1-2; 127. 5; 128. 1-2; 137. 8-9; 144. 15 (дважды); 146. 5; Иов 5. 17; Притч 3. 13; 8. 32, 34; 14. 21; 16. 20; 20. 7; 28. 14; 29. 18; Еккл 10. 17; Дан 12. 12; 2 Пар 9. 7 (дважды)). В LXX помимо этих случаев имеется еще 15 мест с З. б. (Сир 14. 1-2, 20; 25. 8-9; 26. 1; 28. 19; 31. 8; 34. 15; 48. 11; 50. 28; Тов 13. 14 (дважды); Прем 3. 13; Ис 31. 9). Только во Втор 33. 29; в Пс 127. 2; в Еккл 10. 17 используется форма 2-го лица ед. ч., а в Ис 32. 20 - 2-го лица мн. ч. Во всех остальных случаях используется форма 3-го лица. Хотя все эти З. б. отличаются друг от друга, их общий смысл сводится к тому, что «поистине счастливыми» можно назвать тех, кто действуют в согласии с волей Божией: для кого Бог - Господь (Пс 143. 15), кто боится Бога (Пс 111. 1-3; 127. 1-4; Притч 8. 4-12), кто уповает на Бога (Пс 83. 13), кто мудро повинуется Богу, исполняя Его закон (Пс 118. 1-2; Притч 8. 32-34; Ис 56. 2), и т. п. Такие люди достойны восхваления, потому что Бог их обязательно наградит благополучием в этом мире: у них будут сыновья-наследники (Пс 126. 3-5; 111. 1-3), хорошая жена (Пс 127. 1-4; Сир 26. 1), процветание, слава и честь (Пс 83. 11-12; Иов 29. 10-11), жизнь под защитой Бога (Пс 40. 2-3; Сир 34. 15). З. б. в эсхатологических текстах ВЗ встречаются редко (дословно только в Ис 30. 18) и только в поздних сочинениях (Дан 12. 12; Тов 13. 14-16). Обычно З. б. соседствуют с возглашением «горя» или противопоставляются этому возглашению «горя» тем, кто ведут себя иначе (Пс 1. 1, 4; Тов 13. 12, 14; Еккл 10. 16-17). Часто З. б. начинаются или заканчиваются произведения или отдельные их части (Пс 1; Сир 25. 12). Происхождение ветхозаветных З. б. усматривают либо в культовой сфере (прежде всего на том основании, что они встречаются в составе ранних псалмов, к-рые содержат коллективные прошения (напр., в Пс 33. 12) - Lipinski. 1968), либо в литературе премудрости (самый яркий пример сочетания З. б. с речением премудрости - Иов 5. 17). В апокрифической литературе

http://pravenc.ru/text/182595.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010