Ибо сказано: «всяк человек ложь» (Пс. 115:2); и: «вси... согрешиша, и лишени суть славы Божия» (Рим. 3:23). «Ангелы же не соблюдшия своего начальства, но оставлшыя свое жилище, на суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде» (Иуд. 1:6). И в книге Иова сказано: «аще Святым Ангелам не верует, и во Ангелах Своих стропотно что усмотре» (Иов. 4:18); «звезды же нечисты суть пред Ним» (Иов. 25:5). А Павел пишет: «Не весте ли, яко Ангелов судити имамы, а не точию житейских?» (1Кор. 6:3). Даже слышали мы, что диавол, находясь среди Херувимов, и быв отпечатлением подобия, пал с неба, как молния. Если же таково естество тварей, и так написано об Ангелах; Дух же всегда един и тот же, неизменен, имеет непреложность Сына, и один только с Ним всегда непреложен; то какое подобие у Непреложнаго с существами превратными. Явно, что Дух — не тварь; и вовсе не ангельской Он сущности, потому что Ангелы превратны. А Дух есть образ Слова и собствен Отцу.    И еще, — Дух Господень наполняет вселенную; ибо так воспевает Давид: «Камо пойду от Духа Твоего?» (Пс. 138:7). Также в книге Премудрости написано: «Нетленный бо Дух Твой есть во всех» (Прем. 12:1). Все же созданныя существа пребывают в уделенных им местах: солнце, луна и звезды — на тверди, облака — в воздухе; и людям «постави пределы языков» (Втор. 32:8), и Ангелы посылаются на служение, как написано в книге Иова: «И... приидоша Ангели... предстати пред Господем» (Иов. 1:6). «И сон виде патриарх Иаков, и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе, и Ангели Божии нисхождаху и восхождаху по ней» (Быт. 28:12). А если Дух все наполняет и в Слове присущ среди всех, Ангелы же умалены в этом и присущи там только, куда посылаются; то нет сомнения, что Дух не из числа созданных; Он не Ангел, как утверждаете это вы, но выше естества ангельскаго.    27) А также и то, что Дух Святый делает причастниками, а не Сам есть причастник (нам неленостно — повторять одно и тоже), можно видеть и из следующаго. Сказано: «Невозможно бо просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола», и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2590...

Итак, благодарного будет знак духа не печалиться о разлучении, наипаче же виновнику соединения за первое положенное им сопряжение благодарить. А ты напротив, когда и муж твой жив и сын здрав, и все то невредимо, о чем ты ныне воздыхаешь, не восслала благодарения Создателю настоящих благ, но еще и жалуешься на то, чего тебе не достает. Когда ты жила с одним мужем, болезновала, что желанных тебе не имела детей, когда же и оных имела, тужила, что не изобиловала богатством. Надлежит остерегаться того, чтоб мы сами себе не сделали потребным лишения возлюбленных нам, при жизни их не чувствуя отличного удовольствия, по смерти же вящшую оказывая к ним любовь. Поскольку, когда за настоящая благая от Бога нам посланная мы не благодарили, то нужно нам оных лишиться, дабы возбуждено было в нас чувствие. Подобно, как глаза не видят того, что очень близко к нам, а требуют для сего приличного расстояния, так и неблагодарные души чрез лишение благ прошедшее благодеяние, по-видимому, более чувствуют. Когда наслаждаяся благими, не приносили они благодарения подателю, то, лишившись оных, тое за велико почитают, чего уже не имеют. Но мы отженяя печаль, от неимущества происходящую, да научимся отселе о настоящих благодарение воссылать. Речем премудрому врачу в самых скорбнейших находясь обстоятельствах: В скорби мале наказание Твое нам. ( Ис.26:16 .) Речем: Благо мне, яко смирил мя еси. ( Пс.118:71 .) Речем: Яко недостойны страсти нынешнего времене к хотящей славе явитися в нас. ( Рим.8:18 .) Речем: Мало, о нихже согрешихом, уязвлены есмы. ( Иов.15:11 ). Помолимся Господеви, глаголя: Накажи нас Господи, обаче не в суде и не в ярости: ( Иер.10:24 ) судими бо, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся. ( 1Кор.11:32 ). Наслаждаясь же благим житием, испустим оный Давидов глас: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? ( Пс.115:3 ), то есть, праведно недоумевающу пророку, и на убожество свое взирающу: не имеет бо, что достойно воздать Тому, Который по сих великих и знаменитых благодеяниях, кои однако не имеют совершенного превосходства, напоследок несравненно большия обещавает, их же око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог, любящим Его: ( 1Кор.2:9 .) яже и нам от страстей плоти себе очистившим, буди получити благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Не все заголовки объясняются так же легко, как заголовки к Псалмам 50, 29 или 33. Что, например, значит фраза «Псалом Давида»: псалом, который посвящен ему или псалом, который он сам написал? Таких псалмов, с заголовком «Псалом Давида», насчитывается 73. Давид, конечно же, мог и сам писать псалмы, ибо был искусным музыкантом ( 1Цар.16:1423, 18:10 ), мог он также и посвящать псалмы себе. Он сочинил плачи о Сауле и Ионафане ( 2Цар.1:1927 ) и Лбнере ( 2Цар.3:3334 ), он также руководил организацией музыкантов в иерусалимском святилище ( 1Пар.6:3132, 16:47, 25:1 ; 2Пар.23:18 ). Поздняя иудейская традиция считает, что Давид «редактировал» все псалмы. Но это было бы невозможно, потому что некоторые из них были написаны после его смерти. Тем не менее, к I веку до тт.э. имя Давида плотно закрепилось за всеми псалмами. И, например, в Послании к Евреям 4:7 слова Псалма 94:78 приписываются Давиду, хотя сам Псалом автора не указывает. Остальные псалмы были, вероятно, написаны отдельными авторами, но от имени группы поклоняющихся. Так мы находим псалмы с заголовком «сынам Кореевым/сынов Кореевых» – Пс.4148, 8384, 8687 и псалмы «Асафа» или посвященные «Асафу» – Пс.49, 7282 . Псалмы другой группы, называемой «песни древних» (Псалмы 119133), возможно, поначалу также имели индивидуальный характер, но впоследствии были адаптированы для совместного поклонения. Они стали песнопениями паломников, идущих на поклонение в Иерусалим. Здесь нужно заметить, что песни хвалы и благодарения в Израиле существовали с самых ранних времен. В Исходе 15:118 записан торжественный гимн-благодарение Богу за избавление Израиля от египтян. Можно предположить, что этот гимн был записан самим Моисеем, который вел своего рода путевой дневник, фиксируя события из жизни народа ( Чис.33:2 ). История времен Давида рассказывает про группу, состоящую из Асафа и его братьев, которые были специально поставлены, чтобы петь благодарственную песнь Богу ( 1Пар.16:17 ). Песня, которую они должны были петь (16:816) была составлена из Псалма 104:115 и вариаций на тему Псалма 95:113. К ней была также прибавлено славословие из Псалма 105:4748. Еще один пример – 2 Царств 22, где мы встречаем Псалом 17. 639 Эти примеры свидетельствуют о том, что некоторые псалмы были созданы и сохранены, с небольшими изменениями, еще до составления Псалтири, то есть изначально не входили в формальную коллекцию богослужебных гимнов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Тропарь. Гл. 4. Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней; из Тебе бо возсия Солнце правды – Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всему миру: ибо из Тебя воссияло (явилось) Солнце правды, Христос Бог наш; уничтожив проклятие, Он возвратил нам благословение и, низложив смерть, даровал нам вечную жизнь. Величание. Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей и славим Твое всеславное рождество. Прокимен, гл. 4. Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сделаю имя Твое памятным в род и род ( Пс. 44:18 ). Евангелие Луки 1:39–49. 56 . Стихира по 50 Пс.: Сей день Господь (л. 115). Ирмосы первого канона. Гл. 2, п. 1. Грядите людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы Египетския, яко прославися. Придите люди, будем воспевать песнь Христу Богу, разделившему море и проведшему по нему народ, который вывел Он из рабства Египетского; ибо Он прославился. П. 3. Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех , и страх Твой всади в сердца нас поющих Тя. Утверди нас в Тебе, Господи, на древе (крестном) умертвивший грех, и внедри страх Твой в сердца нас, воспевающих Тебя. П. 4. Услышах, Господи, слух Твоего смотрения, и прославих Тя, Едине Человеколюбче. Я услышал, Господи, слух (получил откровение) о Твоем домостроительстве (промышлении) и прославил Тебя, единый Человеколюбец. П. 5. Сеннописанный мрак гаданий разорив, и верных прибытием истины, Богоотроковицею озарив сердца, и нас светом Твоим, Христе, настави. Рассеяв сумрачную в Писании (В. Завете) тень гаданий (прообразов) и озарив сердца верных пришествием (явлением) истины чрез Богоогроковицу, путеводствуй (руководствуй) и нас, Христе, Твоим светом. 1-го января, п. 5. Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного Бога не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—534— произрастут десять рогов, т. е. восстанут 10 царей, «когда собственно и исполнится время этого зверя (т. е. время римского царства), и когда среди них (т. е. десяти рогов) внезапно появится малый рог, каковой есть антихрист, и (когда) правда на земле уничтожится и (когда) весь мир в данном случае придет к концу» (с. 115, рус. пер.). После того, как «три зверя прейдут и уничтожатся, тогда восстанет еще один (τι κμν, с ударением на τι, In Daniel, s. 208 ff.); когда же и этот прейдет, земное прекратится и откроется небесное» (Толков. на Дан. рус. пер. IV, 10, с. 119), тогда явится Небесный Царь со своими ранами (ξει μετ τν τραυμτων ατο, In Daniel, s. 210) 546 в качестве Судьи мира, и откроется тогда неразрушимое и вечное царство святых Всевышнего (Ib. с. 120, рус. пер.). Мы не знаем, когда это случится, так как это сокрыто от нас. Мы можем только предугадывать это, обращая своё внимание на признаки второго пришествия, указанные Господом. Самые признаки должны быть: «Ведь истина никогда не обманывает» (Ib. гл. 17, с. 127). Подобно тому, как исполнилось предсказание Господа относительно суда над Иерусалимом, точно также исполнится и предсказание Господа относительно мерзости запустения (βδλυγμα τς ρημσεως). «Так как мерзость запустения еще не наступала и царствует еще единолично четвертый зверь, то каким же образом, спрашивается, может быть и пришествие Господа?» (Ibid.). После этого, в глл. 18 и 19, Ипполит рассказывает о двух епископах, Сирийском и Понтийском, которые, не занимаясь усердно Писанием и доверяя более своим видениям, проповедовали о близости второго пришествия Господа, и так как ничего из того, что они говорили, не случилось, то они были пристыжены, как лжецы, а Писания оказались истинными. Верующие поэтому должны благоговейно повиноваться словам Св. Писания. Изречения Господа о кончине века вполне согласуются —535— со словами ап. Павла во 2Фес.2:1–9 (In Daniel, гл. 21, s. 236–237). Это место из 2-ой главы 2 Фесс. стих. 1–9 Ипполит цитирует здесь не так точно и подробно, как в сочинении: «De antichristo (гл. 63, s. 43) и, вероятно, на память. После этого Ипполит спрашивает: «Кто же этот удерживающий до (настоящего) времени (ως ρτι), как не четвертый зверь, по отшествии и удалении 547 которого и придет обольститель (πλνος)?» (IV, 21). О том, сколько лет еще остается четвертому зверю существовать на земле, лучше и полезнее для нас не спрашивать, как и говорит пророк: «οα ο πιθυμοντες τν μραν κυρου· να τ ατη μν μρα το κυρου: κα ατ στν σκτος κα ο φς κτλ» ( Ам.5:18–20 ). Все-таки вслед за этим Ипполит вычисляет время конца мира таким образом: от сотворения мира до второго пришествия Господа должно пройти 6000 лет ( Быт.2:3 ; Пс.89:5 ; Апок.17:10 ); 5500 лет уже прошло до первого явления Господа на землю; спустя 500 лет от Р. Хр., остающихся до исполнения шести тысяч, будет конец; с седьмого тысячелетия и начнется суббота (глл. 23 и 24).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14. Кто поистине возлюбил Бога, молится нерасеянно, и, кто молится нерассеянно, поистине возлюбил Бога. Тот не может молиться нерассеянно, кто умом прилепился к земному. Если он не будет презирать это, невозможно человеку избавиться от страсти. 15. Ум, соединенный с Богом и в Нем пребывающий молитвой и любовью, делается премудр, благ, крепок, человеколюбив, милостив, долготерпелив и, следовательно, имеет в себе свойства Божественные. Когда же удаляется от Бога, становится скотен, сластолюбив, звероподобен и ведет брань с другими за вещественное. 16. Дело ума молитва, соединенная с созерцанием, и созерцание, соединенное с молитвой. 17. Как противна гортани пища несоленая, так уму черствая молитва. 18. Не может ум во время молитвы говорить дерзновенно Богу: " Ты разрешил узы мои, Тебе принесу жертву хвалы " (см. Пс. 115:7-8), если, желая Божественного, он не отторгает от себя нерешительность, леность, многоспание и прочие страсти. 19. Тот не может быть дружен с молитвой, кто не отвергается всего земного. 20. Все добродетели помогают уму стяжать Божественную любовь, но более всех чистая молитва. Ибо в ней ум обретает крылья и воспаряет к Богу, выходит за пределы всего сущего и ничто, никакой прилог, не может его пленить. 21. Если слова молитвы не проникнут в глубину души, не сможешь тогда пролить слез. 22. То, что замышляешь против обидевшего тебя брата, будет тебе препятствием в молитве. 23. Не бывает совершенной молитвы без призывания умом имени Господа. Если ум это достигает силой, вызывается боль и скорбь в сердце. Но " сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит " (Пс. 50:19). ЛЮБОВЬ 1. Совершенную любовь рождает безстрастие, безстрастие надеяние на Бога, а надеяние стойкость и долготерпение. Последние рождаются от воздержания, воздержание рождает страх Божий, а его рождает вера в Бога. 2. Любящий Бога непременно любит и ближнего своего. Такой отвращается от корыстолюбия и, распоряжаясь деньгами согласно воле Божией, раздает их нуждающимся. 3. Кто творит милостыню, подражая Богу, не различает между добрым и злым, праведным и неправедным, раздавая необходимое, смотря по нуждам каждого, хотя сам предпочитает добродетельного злому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1928...

а) Грешник должен отказаться от своих старых грехов, как бы они ни были любимы им (2 Парал. 7:14 ). Наше духовное воскресение должно происходить быстро. Кто может долго оставаться в смердящем гробе? Подумайте о жене Лота (Быт. 19:26 ), о совете Сираха (Сирах. 21:2 ). Здесь Содом, здесь змеи и гады, здесь язва. б) Новая жизнь воскресшего грешника заключается в том, что он отныне стремится к святости без лицемерия. Те, которые много говорят о своем обращении, очень подозрительны (Лук. 18:9–14 ). Христос редко являлся ученикам по своем воскресении. Так и обратившиеся; они живут в тиши, не обращают на себя внимания мира, проводят благочестивую жизнь. в) Но могу ли я вести такую святую жизнь? — спрашиваешь ты. Не бойся. Бог оживляет. (2 Кор. 3:6 ; Филип. 4:13 ). Положись на Его помощь. “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1Кор. 15:55)? 1. Христиане, которые могут так торжествовать. а) Вообще каждый человек имеет на это право. Не ангел (2 Петр. 2:4; Псал. 48:15; 1Кор. 15:22 ). б) Но особенно те, которые доселе страшились ада и смерти. Мария Магдалина — образ тех, которые приходят к сознанию своего жалкого состояния. (Пс. 115:3; 2 Цар. 22:6; Евр. 2:15 ). Те, которые сильно чают своего искупления (Римл. 8:22 ). Те, которые с верою взирают на Иисуса Христа, как на своего Искупителя (Иоан. 20:28; Римл. 4:25 ). 2. Великое значение их торжества. а)  Смерть, где твое жало? Так может говорить христианин в отношении любви к миру и жизни. Нужно оставить мир, дом, свои привязанности и друзей, свою жизнь (Деян. 3:8; Галат. 6:14; Псал. 119:5–6 ). В отношении горечи смерти (Евр. 2:14 ). Пчела, утратившая свое жало. Смерть — сон (Апок. 20:13 ), тихое пристанище после бурь (Исаии 5:2 ). В отношении гроба (Иов. 19:25; 1Кор. 15:42–44 ). б)  Ад, где твоя победа? Конечно, тут не обходится без тяжкой борьбы (Ефес. 6:12; ), но победа над адом несомненна (1 Фесс. 1:10; Римл. 8:33–34 ). Пасха — праздников праздник А именно: 1. Праздник самой торжественной радости:“Христос воскресе из мертвых!”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

48 Некоторые комментаторы (Wiesner, Schenkl) указывают на это выражение как на отголосок Саллюстия (bell. luguri. 14. 4). 50 Топос «смерть – тихая гавань», традиционный для так называемого «утешения» (consolatio), неоднократно встречается в сочинениях свт. Амвросия: см. ниже 8. 31, 35; 9. 38; Cain et А. 1. 3. 11; ехс. fr. 2. 22; Jacob 1. 6. 24: 2. 6. 28. Ср. у Цицерона (tusc. 1. 49. 118; senect. 19. 71) и Сенеки (epist. 70, 3; cons, ad Pol. 9. 6–7). 56 Тело, уподобленное могиле, – один из платоновских образов (Gorg. 493а; Crat. 400с). См. также: parad. 14. 70; Noe 29. 113; Cain et A. 2. 9. 31. 58 Метафору «крылья любви» исследователи возводят как к Священному Писанию ( Ис. 40. 31 ; Wiesner), так и к Платону (Phaedr. 246а; см. подробнее: Courcelle Р. Connais-toi toi-même, de Socrate á Saint Bernard. P. 562–624). Свт. Амвросий отстаивает библейское происхождение образа крылатой души, см.: uirgb. 18. 116–117; fug. 5. 27. 30. 59 Согласно воззрениям древних, орел обладал чудесным свойством каждые 10 лет «обновляться», то есть вновь становиться юным. Этот образ из Пс. 102. 5 особенно любим свт. Амвросием, который обращается к нему в ряде трудов и связывает его с воскресением: exp. ps. 118, 14. 39; cpist. 29, 17; exp. Luc. 8. 55; fug. 5. 31; uirgb. 18. 115. 60 Мотив снятых одежд, символизирующий освобождение души от плотского и греховного, см. ниже 9. 39; 11. 49. 64 Образ души, пригвожденной к телу страстями, восходит к Платону, см.: Phaed. 83d. П. Курсель высказывает предположение, что источником, из которого свт. Амвросий мог позаимствовать эту метафору (claui sunt omnes passiones), является сочинение Порфирия De regressu animae (Courcelle P. Recherches sur les Confessions de Saint Augustin P. 338–344). См. также: exp. Luc. 4. 65. 69 Как и в Isaac, мистический смысл Песни песней рассматривается в сближении со спиритуализмом Платона, см. представленное ниже толкование сада из Песни, откуда, по мнению свт. Амвросия, заимствован образ сада в мифе о происхождении Эрота от Пороса и Пении, изложенном у Платона (symp. 203bcd).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

12. Итак, смерть в нас действует, а жизнь в вас, то есть в нас действует смерть явно, а в вас жизнь - скрыто. 13-14. Имея, таким образом, тот же дух веры, все мы должны держаться одинаковых мыслей, как написано (есть): уверовал я, говорит, посему и заговорил (Пс.115:1), - и мы веруем, посему и говорим, и во что мы уверовали, то самое и проповедуем, - зная, что Воскресивший Иисуса, воскресит и нас, и утвердит и укрепит нас с вами: или утвердит нас и вас, или утвердит Евангелие наше в сердцах ваших. 15. Ибо все, то есть то, что совершено, - ради (вас, т.е.) язычников совершено, дабы вместо благодати, бывшей в одном народе и прославлявшейся от одного народа, - благодать, умножившись, по причине благодарения многих, увеличилась во славу Божию. 16. Посему не унываем от преследований со стороны внешних и от собственных скорбей, ибо хотя внешний человек наш разрушается постами, бдениями и ежедневными, наносимыми ему, ранами, но внутренний обновляется со дня на день. 17-18. Ибо, хотя мы ныне и терпим легкое страдание и мучение, но (за то) слава, которую мы имеем получить, вечна; поелику мы смотрим не на видимое сие, которое есть временно, но на то невидимое, которое остается на веки. Глава V 1. Знаем, что та земная храмина обитания нашего, то есть наше тело, разрушена будет, поелику домостроение на небесах имеем, то есть славу, которую утратил Адам, - нерукотворную (храмину), как тело, не на некое только время имеющую продолжаться для нас, как у Адама, но храмина та находится на небесах, то есть небесная, которая останется у нас во веки веков. 2. И ради сего обитания желаем облечься снова тем, что потеряли (в жилище небесное). 3. Но только бы, когда мы совлечем оное, то есть когда умрем и воскреснем, не нагими оказались мы, как Адам в жилище (раю), которое потерял (Быт.3:7). 4. Ибо и будучи в этой хижине, то есть в теле, мы воздыхаем обремененные, и здесь утопаем, - потому что не желаем совлечься, но облечься тем поверх сего, дабы именно облечься нам славою в жизни нашей и поглощено было смертное жизнию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/891/...

В две последние категории вошли следующие псалмы: псалмы мудрости (1, 31, 36, 48, 72, 111, 118, 126, 127:132) 666 и царственные псалмы (2, 17, 19, 20, 44, 71, 88, 100, 109, 131:143). Он также разделил псалмы плача на две подкатегории: индивидуальные плачи (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 4142, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 85, 87, 93, 101, 108, 119, 129, 139, 140, 141:142) и групповые плачи (11, 13, 43, 52, 57, 59, 73, 78, 79, 82, 84, 89, 105, 107, 122, 125:136). Первый жанр – хвалебные псалмы – также можно разделить на подкатегории: гимны общего содержания (28, 32, 67, 99, 102, 104, 110, 112, 113, 114, 116, 133, 134, 138, 144, 145, 146, 149:150), псалмы сотворения (8. 18, 64, 103:148), псалмы восшествия на престол (46, 92, 94, 95, 96, 97:99), псалмы Сиона (45, 47, 75, 83, 86:121), вводные литургии (14:23), гимны с пророческими предупреждениями (49, 80:81), псалмы доверия (22, 90, 120, 124:130) и псалмы благодарения, среди которых есть как индивидуальные (29, 33, 40, 65, 91, 115, 117:137) так и групповые (66, 74, 106, 123, 128:135). Хвалебные псалмы (гимны) были песнями, посвященными Яхве, в которых признавались Его могущество, Его сила и Его благость. Другими словами, это были песни, которые славили Бога за то, что Он – Бог . Эта форма в основном отражает трехстороннюю схему развития. 667 В эту категорию входит много различных псалмов (см. список Берлингера, приведенный выше). Индивидуальные и групповые псалмы-плачи имеют много общего. Различия чаще всего являются результатом различных обстоятельств, при которых эти псалмы были сочинены, и целей, для которых они были предназначены. Групповые плачи были вызваны какими-либо большими потрясениями в жизни народа. Такие псалмы использовались на общих собраниях, пелись хором, возможно в специально выделенные дни молитвы и поста. Индивидуальный псалом, напротив, является стенанием отдельного человека, души, переполненной трудностями и неудачами, человека, который раскрывает свое сердце перед Господом, Который Один и может его спасти. Трудность плачей, как групповых, так и индивидуальных в определении личности «врага». Возможно, как предлагает Лонгман: «Псалмы целенаправленно избегают упоминания исторических событий, чтобы они могли использоваться в разных обстоятельствах». 668 Плачи часто завершаются хвалой, гимном или благословением – либо за полученный ответ на молитву, либо за грядущий ответ (напр., Пс.21:2332 ). Более трети всех псалмов подпадают под категорию плачей, из них 48 имеют индивидуальный характер, а 17 – групповой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010