11. Воспою и пою во славе моéй.    Воспою и пою во славе моей (Пс. 56:8). 12. Чашу спасéния прииимý и имя Госпóдне призовý.    Чашу спасения приму и имя Господне призову (Пс. 115:4). 13. В мире вкýпе уснý и почию.    С миром быстро усну и успокоюсь (Пс. 4:9). 14. Обратися, душé моя, в покóй твой, яко Госпóдь благодéйствова тя.    Возвратись, душа моя, в покой твой ­ вернись к прежнему спокойствию, которое было до постигших бедствий., ибо Господь облагодетельствовал тебя (Пс. 114:6). 15. Госпóдь праведен, ссечé выи грéшников.    Господь праведен: Он рассек шеи грешников (Пс. 128:14). 16. Воскресни, Гóсподи, в покóй Твой, Ты и кивóт святыни Твоéй.    Встань, Господи, на (место) покоя Твоего, Ты и кивот святыни Твоей (Пс. 131:8). 17. Дóму Твоемý подобает святыня, Гóсподи, в долготý дний.    Дому Твоему, Господи, приличествует святость на долгие дни (Пс. 92:5). 18. Помянý имя Твоé во всяком рóде и рóде.    Буду вспоминать имя Твое от рода в род (Пс. 44:18). Седален по полиелее    Сообразно месту своему на радостнейшей и псалмической части службы, он просит Давида объяснить смысл настоящего праздника, видя указание на него в Пс. 44 (о Царице одесную Царя), и приглашает к радости о нем особенно женщин, имея в виду пророчество того же псалма («приведутся Царю девы вслед Ея»).     Седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф.    Возопий, Давиде, что сей праздник, егóже воспéл еси дрéвле в книзе псалóмстей Яко дщерь Богоотроковицу и Дéву, преложи Ю на óны обители Христóс, Иже из Нея без сéмене рóждся. И сегó ради радуются матери и дщéри и невéсты Христóвы, вопиюще: Радуйся, Преставившаяся к вышнему царствию.     Объяви, Давид, что это за праздник, который ты некогда воспел в книге псалмов. «Это дщерь Богоотроковицу и Деву, (это) Ее преставил в те обители Христос, родившийся от Нее без семени. Потому-то и радуются матери, дочери и невесты Христовы, восклицая: Радуйся, Преставившаяся к вышнему царству». Прокимен    Такой же, как на Рождество Пресвятой Богородицы, но стих к нему «Слыши, дщи...» — обращение к Матери явившегося за Нею Сына от имени Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

369. Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 370. Слово 7, гл. 3. 371.  Сердце мое поражено и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле… Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами (Пс 101. 5–8, 10). 372.  Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю (Пс. 6. 7). 373. Слово 8. 374. Слово 8. 375. Преподобный Нил Сорский в Слове 2 называет молитву и плач духа разумным вопитием и плачем. 376. Лествица. Слово 7, гл. 60. 377.  Кричал от терзания сердца моего (Пс. 37. 9). 378.  Все испытывайте, хорошего держитесь (1 Сол. 5. 21). 379. Святой Исаак Сирский. Слово 89. 380. Преподобный Нил Сорский Слово 8. 381. Мф. 5. 4. 382.  Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения (Пс. 114. 6–8). 383.  Удалитесь от меня, все делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою (Пс. 6. 9–10). 384. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 19. 385.  И было: после того как в плен был отведен Израиль, и Иерусалим опустошен, сел пророк Иеремия, плача и рыдая над Иерусалимом (Плач. 1). 386.  Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! Он стал как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником (Плач. 1. 1). 387.  Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделалисъ врагами ему (Плач. 1. 2). 388. Ответ 38. 389. Святой Исаак Сирский Слово 65. 390.  Напитаешь Ты нас, точно хлебом, слезами, напоишь слезами нас вдоволь (Пс. 79. 6). 391.  …дороги Тебе слезы мои по обетованию Твоему (Пс. 55. 9). 392.  Слезы мои были для меня хлебом день и ночь (Пс. 41. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Во всенощной же начало утрени состоит только из одного краткого славословия: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Это славословие было воспето Ангелами, в ночь Рождества Христова, перед Вифлеемскими пастырями, которым они возвещали о величайшей радости – явлении в мир Спасителя ( Лк.2:1–20 ). Этими словами, таким образом, в самом начале Утрени возвещается радость о явлении Христа, и через это представляется верующим возможность прославлять Господа, подобно Ангелам, и радоваться, подобно Вифлеемским пастырям. Но как в Вечерни, после краткого напоминания о первом счастливом состоянии человечества, скоро делается напоминание о греховности, последовавшей вскоре за райским состоянием; так и в Утрени, после представления рождения Нового Адама – Иисуса, вскоре затем представляется, как до рождения Иисуса Христа человечество было погружено в бездну греховности со всякого рода его печальными следствиями: злобою, оскорблениями, печалью, невинным страданием и т.п. Это все испытывали даже такие праведники, как например, св. пророк Давид, читая псалмы которого мы можем ясно вспоминать все его страдания. Ещё несчастнее были многие в среде язычества, где царило самолюбие, несдерживаемое ничем, кроме карающей десницы Божией. Особенно ясно сознавалось всеми духовное ничтожество древнего мира, его безнравственность и неисцелимое разложение перед пришествием Христовым. Но псалмы Давида наводят нашу мысль и на современную греховность, царящую иногда не только около нас, но и в нас самих, и потому они могут возбуждать в нас раскаяние во грехах и желание сделаться достойными быть со Христом. Скорбь о грехах особенно может быть возбуждена первыми четырьмя псалмами шестопсалмия. 114 Шестопсалмие состоит из следующих псалмов Пс.3 ; Пс.37 ; Пс.62 ; Пс.87 ; Пс.102 ; Пс.142 . Пс.3 Начальный псалом, напоминая нам о злых последствиях греховной жизни, разных тяжелых обстоятельствах и особенно о людской недоброжелательности, вражде и коварных восстаниях на нас, внушает нам необходимость полной надежды на Бога и молитвы к Нему о защите и помощи. Как разрушающий первую преграду ко спасению – безнадежность и отчаяние, этот псалом стоит в шестопсалмии первым. Он написан Давидом, когда он убегал от своего сына Авессалома, вздумавшего царствовать вместо Давида. Это видно из надписи, составляющей 1-й стих псалма ( Пс.3:1 сравн. 2Цар.15:6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

6:7-8); еже боятися Господа Бога твоего (Втор. 10:12). Говорит же и Иов: Да приидет моя мольба ко Господу, пред Ним же да каплет око мое (Иов. 16:20). И Анна горевала в Силоаме, плакала и молилась Господу, говоря: аще призриши на смирение рабы Твоея и помянеши мя, и даси рабе Твоей семя мужеско (1 Цар. 1:11). И услышал ее Господь и послал ей пророка Самуила. И другая Анна — [жена] Иоакима плакала в саду своем и просила о чаде и получила Святую Деву Марию — Матерь по плоти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И Давид: Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи (Пс. 38:13). И будучи услышан, говорит: Милостив Господь и Праведен… смирихся, и спасе мя. Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения (Пс. 114:5, 6, 8), ибо сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125:5). Итак, благоугожду пред Господем во стране живых (Пс. 114:9). И словами: Ходящии хождаху и плакахуся (Пс. 125:6), как я думаю, он о нашем пленении говорит, ибо описанное прежде [теперь] относится к нам. Так и мы должны о самих себе, как те [о себе], плакать горько. Прежде всего о пожаре в святом граде Иерусалиме, и о перенесении святого креста Христа Бога нашего в Персию, и о погибших в стольких войнах, потому что они нам сотелесники и единоверцы. Как и пророк Иоиль вопиет: плачитеся жерцы, служащии жертвеннику, внидите, яко опустеша земля, поспите во вретищих, служащии Богу… восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди Твоя и не даждь достояния Твоего на укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут во языцех: где есть Бог их?(Иоил. 1:13, 10; 2:17). Потому что в нашей власти — умолять непамятозлобного Господа, как научает пророк Софония, говоря: Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15:17), но кто будет оправдывать согрешающего против души своей (Сир. 10:32), кроме горячих слез с сокрушением? Ибо всегда жаждет спасения нашего Благой и Милосердный Владыка, как и Апостол свидетельствует, говоря:Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Когда-то во время выноса покойного к могиле пели стихи псалмов: «Честнá пред Госгюдем смерть преподобных Его» ( Пс.115:6 ); «Обратися, душé моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя» ( Пс.114:6 ), или стих премудрого Соломона: «Память праведных с похвалами» ( Притч.10:7 ), или «Праведных же души в руцé Божией» ( Прем.3:1 ). Ведь все, кто уверовал в Бога, даже если умирают, не мертвы, ибо, как сказал Господь о воскресении саддукеям, Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:32 ), «ибо все живы в Нем». 835 При выносе тела образуется процессия. Впереди несут Крест – символ победы Христа Спасителя над смертью и адом; за ним свечи, далее следуют хор певчих и священники с кадилами. Затем несут гроб с покойным, который сопровождают родственники и остальные верующие. Все они в древние времена единогласно исполняли в определенные моменты вышеуказанные стихи из псалмов. Таким образом, псалмопение раздавалось из конца в конец погребальной процессии до самой могилы. 836 Если же упокоившийся был мученик, верующие в те времена несли в руках свечи, пальмовые ветви, кадильницы с благоуханным ладаном. 837 Все это призвано было символизировать торжество небесной победы мученика. «И кадило, ко Богу приносимое ко умилостивлению есть отлежащему и покаяние благочестия его и православной жизни, благовоннейшая сущая, яко чиста». 838 Божественный Златоуст призывает верующих глубоко прочувствовать смысл всего этого, чтобы обрести источник утешения. Он пишет: «Вот скажите мне, что означают горящие светильники? Не провожаем ли мы умерших, как подвижников? Что означают песнопения? Не прославляем ли мы Бога, не благодарим ли Его, что Он наконец увенчал отшедшего, освободил его от трудов, избавил от страха и принял его к Себе? Не для того ли гимны, не для того ли песнопения? Вспомни, что поешь ты в то время (погребения): «Обратися, душé моя, в покой твой, яко Господь благодéйствова тя» ( Пс.114:6 ); и еще: «Не убоюся зла, яко Ты со мною ecu " ( Пс.22:4 ); и еще: «Ты ecu прибежище мое от скорби, обдержáщия мя» ( Пс.31:7 ). Вникни, какой смысл в этих песнопениях 839 ... Псалмопения, молитвы, сонм отцов и такое множество братий – не для того, чтобы ты плакал, скорбел и роптал, но чтобы благодарил Взявшего. Как призываемых к власти многие провожают с почестями, так и верующих отходящих все провожают с великой славой, как призванных к высшей почести». 840

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Когда–то во время выноса покойного к могиле пели стихи псалмов: «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115, 6); «Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя» (Пс. 114, 6), или стих премудрого Соломона: «Память праведных с похвалами» (Притч. 10, 7), или «Праведных же души в руце Божией» (Прем. 3, 1). Ведь все, кто уверовал в Бога, даже если умирают, не мертвы, ибо, как сказал Господь о воскресении саддукеям, Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32), «ибо все живы в Нем» [ 835 ]. При выносе тела образуется процессия. Впереди несут Крест — символ победы Христа Спасителя над смертью и адом; за ним свечи, далее следуют хор певчих и священники с кадилами. Затем несут гроб с покойным, который сопровождают родственники и остальные верующие. Все они в древние времена единогласно исполняли в определенные моменты вышеуказанные стихи из псалмов. Таким образом, псалмопение раздавалось из конца в конец погребальной процессии до самой могилы [ 836 ]. Если же упокоившийся был мученик, верующие в те времена несли в руках свечи, пальмовые ветви, кадильницы с благоуханным ладаном [ 837 ]. Все это призвано было символизировать торжество небесной победы мученика. «И кадило, ко Богу приносимое ко умилостивлению есть отлежащему и покаяние благочестия его и православной жизни, благовоннейшая сущая, яко чиста» [ 838 ]. Божественный Златоуст призывает верующих глубоко прочувствовать смысл всего этого, чтобы обрести источник утешения. Он пишет: «Вот скажите мне, что означают горящие светильники? Не провожаем ли мы умерших, как подвижников? Что означают песнопения? Не прославляем ли мы Бога, не благодарим ли Его, что Он наконец увенчал отшедшего, освободил его от трудов, избавил от страха и принял его к Себе? Не для того ли гимны, не для того ли песнопения?.. Вспомни, что поешь ты в то время (погребения): «Обратися душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя» (Пс. 114, 6); и еще: «Не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс. 22, 4); и еще: «Ты еси прибежище мое от скорби, обдерж а щия мя» (Пс. 31, 7), Вникни, какой смысл в этих песнопениях [ 839 ]… Псалмопения, молитвы, сонм отцов и такое множество братий — не для того, чтобы ты плакал, скорбел и роптал, но чтобы благодарил Взявшего. Как призываемых к власти многие провожают с почестями, так и верующих отходящих все провожают с великою славою, как призванных к высшей почести» [ 840 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

85. Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86. Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87. Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88. Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89. Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90. Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 (Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91. Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 (Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92. Созомен, Церк. ист. I, 16. 93. Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95. S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97. Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98. Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99. Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100. Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101. Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104. Августин. Изъясн. на пс. 91. 105. Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107. Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108. Кассиан. II, 5 109. Кассиан. II, 11 110. Amalarius, De divino officio III, 12 (Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111. Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113. Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114. Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116. Амвросий. Об обязан. III, 13. 117. Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 14. 15). Будучи гонимы и подвергаясь сильным скорбям, вспомним многолетнее терпение и различные злострадания доброго того и Богом любимого юноши,—разумею кротчайшего Давида—как он, будучи столько лет без всякой вины гоним неправедным Саулом, скитаясь по пустыням и горам и укрываясь в пещерах, никогда не отступил от надежды на Бога, от веры и любви к Нему, но всяким способом утверждал себя, говоря: возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое и прибежище мое, и избавитель мой (Пс 17, 2. 3). И опять: Господь просвещение мое, и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся (Пс. 26, 1)? И опять: на Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица (10, I)? И опять: обяша мя болезни смертные,  беды адовы обретоша мя. Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах: о, Господи, избави душу мою (Пс. 114, 3. 4)? И опять: от скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство. Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек? (Пс. 117, 5. 6). Главное же его по Боге упование, которым он тогда утешал себя, и ныне нас утешает и в терпении скорбей утверждает, есть следующее, ибо и он, блаженный, как человек, иногда смущался при особенно сильном действии скорбей, но при этом дивно утешал себя и утверждал, говоря: вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего, и Бог мой (Пс. 41, 6). Это же спасительное утешение и мы часто будем приговаривать себе с великою верою и надеждою на Бога, и всячески воссияет и на нас свыше свет божественной благодати и помощи Божией. Ибо близ Господь, говорит божественное писание, всем призывающим Его во истине, волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144, 18. 19). Научившись ясно из немногих боговдохновенных словес, что скорби и тяжелые обстоятельства попускаются На нас—или по причине множества прежде дозволенных нами себе согрешений, или для пресечения будущих грехов, в которые мы имели бы впасть,—перестанем прогневлять Вышнего преслушанием и преступлением божественных Его заповедей. Возлюбим же всякую добродетель, правоту нравов и щедроты к нищим, имея всегда сердца свои устремленными к небу, откуда и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

15) Наказывает не ради погибели, но ради спасения, чтобы, исправившись, грешник спасение получил. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:32). Так посылаются Богом голод, пожары, болезни и прочее, дабы этим мы вынуждены были искать вечных и небесных благ, видя, что нет ничего в мире этом постоянного. 16) Если прочитаешь со вниманием Евангелие, не сыщешь ни одного, кто бы ко Христу с верою пришел и не получил желаемого. Мытарь оправдывается более фарисея; блудница слышит: прощаются тебе грехи (Лк. 7:48), разбойнику рай отверзается (Лк. 23:43); слепые получают прозрение, глухие – слух и немые говорят, прокаженные получают очищение, больные – исцеление, беснующиеся – освобождение и прочие бедствующие. Получает каждый себе приличное утешение. Одному тебе откажет ли в отпущении грехов, если с верою будешь просить? Ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8); и Он нелицеприятен, но всех кающихся равно милует. Не видишь Его на земле, но видишь и слышишь Евангелие Его, которое обещает кающимся отпущение грехов; видишь служителей Его, которые именем Его объявляют тебе то же отпущение. 17) Само имя – Иисус – радость и утешение подает нам, оно значит Спаситель, спасающий людей Своих от грехов их (Мф. 1:21). 18) Во всем Священном Писании не найдешь почти ни одной главы, ни одной страницы, которая не представляла бы нам милосердия Божия. Ведает Бог слабость естества нашего, и потому столь часто поминает нам о милости Своей в Слове Своем святом, дабы мы не отчаивались, но более искали ее покаянием. Примечай, о бедный и окаянный грешник, как милостив Бог к грешникам кающимся, и как Дух Святой через пророков и апостолов милость Его объявляет. Ибо у Господа милость и великое у Него избавление; и Он избавит Израиль от всех беззаконий его (Пс.129:6). И еще: Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует, – говорит Псаломник (Пс. 114:4). И еще: Хвалите Господа все народы, похвалите Его все люди; ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек (Пс. 116:1-2). И еще: Ибо Ты, Господи, благ, кроток и многомилостив всем призывающим Тебя (Пс. 85:5). И еще: И Ты, Господи, Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный (Пс. 85:15). И еще: Все пути Господни – милость и истина для ищущих завета Его и откровения Его (Пс. 24:10). И еще: Щедроты Твои велики, Господи (Пс. 118:156). И еще: Я, Я Сам изглаживаю беззакония твои ради Меня, и грехов твоих не помяну. Скажи ты беззакония твои прежде, да будешь оправдан (Ис. 43:25-26). И еще: Сион говорил: «Оставил меня Господь, и Бог забыл меня». Забудет ли женщина дитя свое, чтобы не помиловать сына чрева своего? Если же и забудет женщина, но Я не забуду тебя, – говорит Господь (Ис. 49:14-15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

103 Выражение отсылает к постановлению Халкидонского собора: ν κερααι τοιγαρον ληθος νθρπου κα τελεαι τ φσει θες ληθς τχθη (2, 1, 1, p. 13). 104 «Многоликим» назван диавол в Corpus Macarianum (Sermones 64 (Collectio В), Homily 7, 16.3-4). 105 Протей — морское божество, сын Посейдона (Apollod. II. 5, 9), наделенный способностью принимать облик различных существ и даром прорицания. Вероятно, здесь имеется в виду знаменитый эпизод «Одиссеи», в котором Менелай борется с Протеем, постоянно меняющим обличья, чтобы получить от него пророчество о судьбе греческого войска (Od. IV, 351-424). 106 В позднейших творениях Паламы Акиндин будет сравниваться с гидрой: «итак, снова нужно Гераклу подступить к гидре, у которой после отсечения опять вырастает голова (или головы), а судьям — быть готовым прижигать огнем правосудия гортань [Акиндина], вновь лишенную голов» (Антирретик I, 1, пер. А. Г. Дунаева). И оппонент епископа Фессалоникийского, философ Никифор Григора сравнит Паламу с гидрой (Antirrhetika I 1,6, p. 1559-10: Beyer). В данном случае Палама относится и к сатане как полемист, применяя этот полемический топос позднее к еретикам. 107 Ср. Мф. 6:19. 108 2 Кор. 11:14. 109 Ср. Dion. Ar., h. е. 79, 24-25. 110 3 Цар. 19:8. 111 Дан. 6:6 sqq. 112 Иов 2:1 sqq. 113 Флп. 3:20. 114 Мф. 4:1 sqq. 115 Пс. 73:15. 116 Пс. 106:33; Пс. 106:34. 117 Лидийский камень — минерал, с помощью которого древние определяли подлинность золота. 118 Ср. выше, прим. 64. 119 Палама смягчает слова Николая Монаха (IV.5): «Кто я такой, пес, чтобы ангел Господень пришел ко мне?» 120 Пс. 21:7. 121 «Ибо диавол уже осужден» (ср. 1 Тим. 3:6). 122 Здесь Палама говорит о божественных энергиях. В сочинениях Паламы есть и другие места, где божественные энергии именуются божественными благодатями. 123 Пс. 67:3; Пс. 67:4. 124 Lucian., Icaromen. 10, 17: ον πτεροφυσαι ποτε οδεμι μηχαν δυνατν. 125 Икар — сын легендарного античного скульптора и архитектора Дедала, построившего на острове Крит знаменитый лабиринт для Минотавра. Впоследствии отец и сын бежали с Крита на рукотворных крыльях, склеив перья воском. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как воск растаял от солнечного жара (Apollod. III, 15; Ovid., Met. VIII, 152-262).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010