Возлияния, которые язычники приносили мертвым. Феодор. Он же под мертвыми разумел богов языческих. Ст.33. Разнствова устном а своима. Выразив в словах некое сомнение, ударил о камень и извел воду. Ст.38. Убиена бысть земля их кровми; земля потерпела убийственное насилие от проливаемой невинной крови. Пс.106:30. Пристанище хотения своего, с греч.: в пристанище, к которому они стремились. Пс. 110:3. Изыскана во всех волях Его – точно соответствуют всем Его хотениям. Пс.113:22. Да приложит Господь на вы... и на сыны ваша. Да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших. Пс.114:8. Благоугожду пред Господем во стране живых. Господь избавил душу мою от смерти, а я, оставшись в живых, буду угождать Господу. Феодор. и Афан. разумеют о будущей жизни. Пс.117:5. И услыша мя в пространство; то есть вывел из тесноты скорби на пространство мира. Афанас. под пространством разумеет избыток наград за претерпение скорби. Пс.4. 2 . Феодор.: доставляет утешение более самой скорби. Пс.118:32. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Боже! Когда Ты освободил сердце мое от пристрастий мира, которые стесняли его, и соделал его сосудом любви к Тебе и ко всем человекам, тогда я легко потек по пути Твоих заповедей; или – удобно стал исполнять закон Твой, потому что исполнение закона есть любовь. Пс.119.4. Угли пустынные, – опустошающие, см. отд.1. Ст.5. Селения Кидарския. По Афан., Кидар есть страна, лежащая при восточной пустыне; ее населяют племена сарацынов. Псалом сей Феод, относит к пленению вавилонскому; но правильнее – к бегству Давида. Пс.120:5. Господь покров твой на руку десную твою. Феодор. и Афанас.: Господь станет одесную тебя и будет тебе покровом. Щит – как щит на правой руке, потому что удобнее его передвигать туда и сюда, будет защищать тебя от зноя и других неприятных встреч. Ст.6. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Кажется, речь сокращенная: ниже луна ночью не перестанет светить тебе. Пс.121:3. Ему же причастие его вкупе. Все племена берут в нем участие. Ст.5. Тамо седоша престолы на суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

   Но и после Ниневитян, возвестителем печали о Бозе явился Давид, как образ живой и возвещающий дело спасительного и ради Бога горького сокрушения. Ибо он и тот грех, которым согрешил, передал в письменном виде и показал Богу, как велика его печаль и покаяние, и — каковую великую милость он получил от Бога. Потому что он говорит: «Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс.31:5); называя нечестием корень зла — пребывающую в душе страсть; беззаконием же — совершенный делом грех, который он одолев во всем, и по причине которого сокрушался и плакал, — он не только обрел прощение, но и восприял внутреннее исцеление. Как же он постоянствовал в скорби, послушаем как он опять говорит: «Бых язвен весь день, и обличение мое на утрених» (Пс.72:14); и: — «Яко плача и сетуя, тако смиряхся» (Пс.34:12); и: — «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс.6:7); и — «Бых яко нощный вран на нырищи. Бдех, и бых яко птица особящаяся на зде»(Пс.101:7-8), «пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях» (Пс.101:10); и: — «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради» (Пс.108:24); и: — «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс.114:5). Такими же словами он вопиял ко Господу: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи» (Пс.6:1); и: — «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Пс.50:5); и: — «Господи услыши молитву мою, и не вниди в суд с рабом Твоим» (Пс.142:1-2). Итак, и мы, братие, приидите поклонимся и припадем и восплачем, как сам опять Давид, обратившись, говорит, — пред Господем, сотворшем нас и призвавшем на покаяние, и к сей спасительной скорби и плачу и сокрушению; потому что тот, кто не имеет сего, тот не послушал Призывающего, и не счислится с избранными Святыми Божиими, и не получить возвещенного в Евангелии блаженства и обетованного Божественного утешения, ибо — «Блажени, — говорит, — плачущии, яко тии утешатся» (Мф.5:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Скачать epub pdf Псалом 114 Близкое соответствие благодарности сего, 114-го, псалма с предшествующею ему молитвою псалма 113 дает основание признать сей краткий псалом благодарственною песнию иудеев Господу Богу за избавление их от тех затруднительных обстоятельств, в каких находились они при построении второго храма Иерусалимского. Надписывается он так же, как и предшествующие и последующие ему псалмы, словом Аллилуиа («хвалите Бога»). Пс.114:1–2 Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, яко приклони ухо Свое мне: и во дни моя призову. Хотя по краткости речи пророк не досказал здесь, кого он возлюбил, но это ясно видно из последующих его слов, когда он тут же благодарит Господа Бога за то, что Он услышал его молитву. Вместо возлюбих по переводу с еврейского читаем: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое». Слова различны, но чувства, выраженные словами, одни и те же. Сильная молитва , когда она бывает услышана, производит в молящихся чувство радости и еще большую любовь к Тому, от Кого видит удовлетворение своей молитвы. А потому и сказать ему: «возлюбил я» – не то же ли значит, что сказать: «я рад, что Господь услышал моление мое»? И как не радоваться, как не любить Того, как бы так продолжает речь свою пророк, Который будучи Господом всяческих и благих наших не требуя, так удобопреклонен к выслушиванию молитв недостойных рабов Своих, что мы благонадежно и дерзновенно во всех нуждах наших можем призывать Его, и я потому всегда во дни моя, при всяких обстоятельствах, в счастии и в несчастии, буду призывать Господа. Пс.114:3–4 Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах: о, Господи, избави душу мою: милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Изречения сии почти буквально повторяются и в псалме 17 (ст. 5–7). Как здесь, так и там пророк выражает те скорби и бедствия, каким подвергался он в жизни и от коих избавлялся чрез призвание Господа на помощь. «Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня, цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Так, у 70 соединяются разделенные в еврейском тексте псалмы 9 и 10 (в 9-й), 114 и 115 (в 113-й), и разделяются, соединяемые в еврейском тексте, 116 (на 114 и 115) и 147 псалмы (на 146 и 147). От этого происходит, что с 10-го по 113-й пс. у 70 числа псалмов на одно менее против еврейского текста, в начале 114 на два менее, с 116 по 147 опять на одно и с 148-го одинаковы. Принятое у 70 соединение девятого и десятого псалмов оправдывается алфавитным порядком их стихов, в остальных случаях ученые отдают предпочтение еврейскому делению. Но вообще, православному богослову, при чтении западной богословской литературы, в цитатах из Псалтири нужно принимать во внимание указанное деление и в своих сочинениях согласовывать его с делением псалмов по слав. и рус. переводам, чтобы не путать себя и читателей. В Православной церкви принято деление Псалтири на 20 кафизм: 1 каф. 1–8пс., 2 каф. 9–16, 3 каф. 17–23, 4 каф. 24–31, 5 каф. 32–36, 6 каф. 37–5, 7 каф. 46–54, 8 каф. 55–63, 9 каф. 64–69, 10 каф. 70–76, 11 каф. 77–84, 12 каф. 85–90, 13 каф. 91–100, 14 каф. 101–104, 15 каф. 105–108, 16 каф. 109–117, 17 каф. 118 пс., 18 каф. 119–133, 19 каф. 134–142, 20 каф. 143–150 пс. Это деление относится к 4 веку по Р.Х. и сделано применительно церковному чтению Псалтири за богослужением. От кого произошли и какое имеют значение и авторитет надписания псалмов? Из ветхозаветных книг видно, что священные писатели имели обычай, к сведению читателей, снабжать надписаниями свои книги и даже частные отделы их, например, пророческие речи на те или другие народы ( Ис.1:1;2:1;13:1 ; Иер.1:1;2:1;50:1 ; Авв.3:1 ), часть книг ( Притч.10:1;25:1 …) и т.п. Песни Давида и в исторических ветхозаветных книгах снабжены очень подробными надписаниями, сообщающими о писателе, цели, характере и историческом поводе к их произнесению ( 2Цар.22:1;23:1 ; 1Пар.16:8 ). По этой аналогии можно думать, что и псалмопевцы надписывали иногда сами свои псалмы, означая преимущественно, подобно пророкам свои имена и время или повод к произнесению псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

…Рек, и в объятия сильные Зевс заключает супругу. Быстро под ними земля возрастила цветущие травы, Лотос росистый, сафран и цветы гиакинфы густые, Гибкие, кои богов от земли высоко поднимали. Там опочили они, и одел почивающих облак Пышный, златой, из которого светлая капала влага… (Илиада, XIV, 346–351; пер. Н.И. Гнедича) Здесь все дано ясно, пластично и образно: лотос и гиакинфы уже не слиты с ликами и плотью божественной четы, они расцветают не на главе Зевса и не на груди Геры, но вокруг их ложа, оказываясь всего-навсего аксессуарами и атрибутами, обстановочной декорацией действия. Чтобы представить мистерию соития богов с полной ясностью и четкостью, пришлось отделить его от той самой вселенской жизни, которую оно должно символизировать. Именно поэтому рисуемая Гомером картина отмечена тонкой фривольностью, которая абсолютно чужда столь, казалось бы, необузданным и страстным излияниям ветхозаветного поэта. Песнь песней не то чтобы серьезна и возвышенна (это греки придумали делить вещи и слова на высокие и низменные!), но ее топика не отделена от всего, что не есть она, не осознана как особая эротическая или какая-либо иная частная топика, а потому не подлежит превращению в безделушку, в тонкую скабрезность. Не случайно на Песнь песней тысячелетиями писали мистические толкования: по самой природе своего поэтического слова она открыта для любых интерпретаций предельно конкретного или предельно вселенского, предельно плотского или предельно сакрального характера, ибо ее образность разомкнута и дает жизнь как нечто принципиально нечленимое. Здесь даже нельзя говорить о всеединстве, ибо всеединство – понятие философское и, следовательно, греческое (v και πν). А каковы описания мирового целого в библейских псалмах! Холмы там непременно скачут, как агнцы ( Пс. 113:4, 6 /114, ст. 4 и 6), горы тают, как воск ( Пс. 96:5 /97, ст. 5), море убегает ( Пс. 113:3, 5 /114, ст. 3 и 5), Иордан течет вспять (там же), небеса приклоняются к земле ( Пс. 143:5 /144, ст. 5), и над всем господствуют образы мрака и пламени ( Пс. 17:12–13 /18, ст. 12–13; ср. описание видения в 1-й главе Книги пророка Иезекииля). Мир дан в состоянии катастрофы и чуда, выводящих вещи из тождества себе; вместо ясного света, выявляющего очертания, господствует тьма, скрывающая очертания, и огонь, в котором каждая вещь должна сгореть или расплавиться. Свет, в котором все может быть познано, – сквозной символ греческой культуры; огонь, в котором все может обновиться, – сквозной символ библейской культуры 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Павский Г. П., прот. Псалтирь, или книга хвалений на российском языке. СПб., 1822. Мандельштам Л. И. Псалмы. Буквальный перевод в пользу русских евреев. Берлин, 1864, 2 1865, 3 872. Псалмы Давида (для евреев). Еврейский текст с русским переводом и новым комментарием на еврейском языке/Перевел и объяснил поневежский раввин А.-И. Л. Пумпянский. 1 СПб., 1871; 2 Варшава, 1872. 255 с. Об этом переводе см.: Чистович. История перевода Библии. С. 344–347. Никольский М. В. Псалмы в русском переводе с объяснениями//ПО. 1875. Т. 1. 2. С. 374–307 [ Пс. 1–8 ]; Т. 2. 5. С. 21–39 [ Пс. 9–16 ]; 6. С. 216–230 [ Пс. 17–19 ]; Т. 3. 10. С. 237–244 [ Пс. 20–22 ]; 1876. Т. 2. 8. С. 607–627 [ Пс. 23–29 ]; 1879. Т. 2. 5–6. С. 8–45 [ Пс. 30–34 ]. Аверинцев С. С. [Псалмы 1, 3, 22, 23/24, 37/38, 56/57, 62/63, 76/77, 83/84, 87/88, 90/91, 91/92, 102/103, 113/114, 116/117, 117/118, 120/121, 121/122, 142/143, 148, 150]: Арфа царя Давида: у истоков древнейшей лирической традиции (вступление и пер. с древнеевр.)//Иностранная литература. 1988. 6. С. 189–194; «Арфа царя Давида»: Избр. псалмы/Пер. и коммент. С. С. Аверинцева //Мир Библии. 1994. 1 (2). С. 74–81; Избранные псалмы [пер. и коммент.]//Православная община. 1994. 3. С. 92–96; Псалом 90/91/Пер. С. С. Аверинцев ; Поэтич. перелож. А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10; Из книги Псалмов Давидовых (Псалмы 22. 116 (117). 117 (118). 120–121. 148. 150)//Новый мир. 1998. 1. С. 90–93; Крепка над нами милость Его: Избр. псалмы 91/92, 116/117, 117/118, 120/121, 150/Пер. и предисл. С. Аверинцева //Православная община. М., 1999. 1. C. 115–120. Звукозапись: Из библейской поэзии: Книга Иова. Псалмы/Пер. с древнеевр. С. Аверинцева . Читают: И. Смоктуновский, С. Аверинцев. [Музыкальный диск.] Фирма: Мелодия. С. 40. 29 541 006. Графов А. Шестопсалмие//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10; Из книги Псалмов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309 [ Пс. 8, 10 (11), 13 (14), 15 (16), 17 (18).] Стихотворные переложения с еврейского (также с подстрочников или с синод, пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ввиду столь высокого своего назначения (ст.2) и при созерцании столь величественных чудес древнего времени (ст.3–8), народ с уверенностью молит своего Бога и Царя, чтобы Он и теперь помог ему против язычников, потому что иначе они будут насмехаться над Ним, как бессильным Богом (ст.9–10), тогда как Он поистине всемогущ (ст.11), боги же язычников не имеют никакой власти, так как у них нет жизни (ст.12–15) 844 . Пусть же и язычники, делающие себе идолов и надеющиеся на них, будут так же бессильны, как их боги, в своих замыслах против Израиля (ст.16), который – в совершенную им противоположность – всю свою надежду полагает на Господа, признает и почитает в Нем единственного своего Помощника (ст.17–19) 845 . И Он всегда помогал и помогает Своему народу (ст.20–21) 846 пусть же это Он совершит в еще более обильной мере на детях и внуках во все будущие времена (ст.22–23) 847 . Израильтяне же в благодарность Господу, царствующему на небе, землю же предоставившему в жилище людям, будут прославлять Его пока живы, потому что по смерти нельзя уже прославлять Его (ст.24–26) 848 . Псалом 114. Бог помог мне; Ему благодарение В еврейской псалтири наши псалмы 114 и 115 составляют один псалом; но LXX, Симмах и Вульгата имеют полное основание, начиная словами: веровах и проч. новый псалом 849 . Нельзя указать определенного исторического обстоятельства для происхождения Пс.114-го 850 . Псалмопевец уверяет нас, что он пламенеет любовью к Богу (возлюбих – люблю, т.е. Бога), потому что Он всегда внимал его молитвам (услышит ­­ слышит); последнее он обосновывает (яко) указанием на недавнее услышание его молитвы, за которое он во всю свою жизнь будет прославлять Господа (ст.2) 851 : Псалмопевец находился в смертной опасности (ст.5), и воззвал ко Господу о спасении (ст.3); Господь, оказавши ему помощь, явил Себя милостивым и праведным, помогающим угнетенной невинности, защищающим тех, которые в простоте сердца (младенцы; ср.Пс.18:8, Мф.11:25) с верою предаются Ему (ст.5–6). Поскольку же Господь столь милостиво помог ему, то душа псалмопевца, доселе унывавшая, может теперь быть спокойною (ст.7) 852 , и предается надежде, что Господь поможет ему вести богоугодную жизнь (ст.8).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалом 114 Пс.114:1 . Аллилуиа. Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, СОДЕРЖАНИЕ Давид, будучи избавлен от крайних опасностей жизни, припоминает здесь, коль тяжкия претерпел мучения и скорби внутренния, и коль чудным образом спасен был от смерти. По сей причине возбуждает себя к благодарению и признается, что не имеет другаго средства к возблагодарению за безчисленныя благодеяния. Душа, разженная любовию к Богу, просто глаголет: возлюбих, но не объясняет, кого: ибо мнит, что и все другие подобным образом любят вещь по всему любезную. Тако блаженная Мария Магдалина, вопрошающему Господу, кого ищеши? ответствовала: Господи, аще Ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его? ( Ин. 20:15 ). Не говорит, кого ищет и о ком болезнует: ибо думала, что все Того любят, Кого она любила, и все о Том пекутся, о Ком она пеклася. Таковыя отрывистыя и неполныя выражения сильнее изображают, что человек ни в чем больше не находит радости и удовольствия, как токмо в едином Боге. Впрочем, довольно явствует из причины, которую Давид приводит, что он говорит о любви к Богу: возлюбих, глаголет, яко услыша Господь глас моления моего; то есть: люблю Бога моего, яко благ и милостив есть, и яко по благости Своей услышал глас молитвы моея. Великая, поистине, причина любить Бога! ибо будучи Господь всяческих, и благих наших не требуя, так удобопреклонен к выслушанию молитв недостойных рабов Своих, что мы безопасно можем во всех нуждах наших призывать Его, как и в другом псалме ясно сказано: яко Ты, Господи, благ и кроток, и многомилостив всем призывающим Тя ( Пс. 85:5 ). Пс.114:2 . яко приклони ухо свое мне: и во дни моя призову. Сими словами объясняет, откуду познал, что Бог услышал молитву его, и говорит, что познал оттуду, поскольку Сам Бог предварил открыть ему благоволение Свое, когда приклонил ухо к молитвам его: ибо к чему бы Ему приклонять ко мне ухо Свое, ежели бы не благоволил Он послушать меня? Впрочем, приклоняет Бог к нам ухо Свое тогда, когда вдыхает в нас усердие и охоту к молитве: ибо мы не стали бы молиться Ему, ежели бы Он по милости Своей не предварял вдыхать в нас усердия к молитве. Таким образом Давид, приобыкнув к внутренним побуждениям, из самаго усердия к молитве, свыше ему вдохновенной, познал, что Господь приклонил к нему ухо Свое. Сего ради присовокупляет: и во дни моя призову. То есть: доколе будут озарять меня лучи милости Божией и доколе при сем свете вижу ухо Господне ко мне приклоненное, никогда не опущу случая молитися Ему, но и в счастии, и в несчастии всегда буду призывать Господа. Таким образом под именем «дней своих» разумеет те дни, в которые наслаждался он светом предваряющия милости Божией; ибо без света милости наступает нощь, о которой сказано: приидет нощь, егда никтоже может делати ( Ин. 9:4 ). Другие под именем дней разумеют бедственные случаи, которым часто подвержен был Давид, но и ныне и впредь располагается прибегать с молитвою к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.114:3.   Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах:    Это глас души, пламенеющей любовью к Богу. Для меня, говорит, довольно было только призвать Бога, чтобы освободиться от окружающих зол. Почему же мы часто призываем Бога и не освобождаемся от бед? — Потому что не призываем так, как должно. Надо искренне призывать Его, оставив все надежды человеческие. Он потому и попускает тебе впадать в неожиданные бедствия, чтобы ты призывал Его, чтобы прилежнее искал Его. Не унывай, когда по грехам своим подвергаешься разным скорбям, но молись и благодари за все Бога. «Болезни смертные» — греховные помыслы; «беды адовы» — греховные дела. Чем же исцелил их? — Тем, что «обретох скорбь и болезнь» ради покаяния, соразмерных тяжести грехов и призыванием имени Божьего преодолел их (Златоуст, Василий В., Афанасий). Пс.114:4.   О Господи, избави душу мою. Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует.    Видишь ли душу, исполненную любомудрия? Как он, оставив все житейское, просит спасения одной души. Посему все дела и слова должно направлять ко спасению ее. И это-то значит наставление: «будите убо мудри яко змия» (Мф. 10:16). Ибо как змей, чтобы сохранить голову свою, оставляет всю остальную часть тела своего: так и ты за спасение души должен отдавать все прочее. Не без суда Бог милует, и не без милости судит. Ибо «Милостив Господь и Праведен» . Поэтому, не будем знать Бога наполовину и человеколюбие Его обращать в повод к лености. Для того громы и молнии, чтобы не была презираема благость Его. «Милость» — есть движение духа, возбуждаемое состраданием к униженным в достоинстве (Василий В., Златоуст, Афанасий). Пс.114:5.   Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя.    Пророк показывает большое человеколюбие Божие к беззащитным «младенцам» , что над ними всегда бодрствует Промысел Божий. Ни мать, ни воспитательница... никто не мог бы их досмотреть, если бы они оставались без высшего присмотра. Итак, если Он о «младенцах» так печется, тем более дарует «спасение» искренно призывающим Его. Или можешь понимать эти слова таким образом, что «младенчествующих» злобою, а не умом «хранит» особенно «Господь» , и только «смиренным» дает благодать Свою и «спасение» (Златоуст, Феодорит, Василий В., Лествичник).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010