Многочисленные поэтические аллюзии на И. представлены в Псалтири, где события И. из Египта и странствия по пустыне упоминаются в контексте восхваления деяний Бога для Своего народа. Прославление Господа как освободителя и спасителя Своего народа в этой книге преимущественно базируется на тематике И. Господь прославляется за спасение избранного народа во времена И. (Пс 66. 7), могущественные деяния Бога назидательно противопоставлены забвению и ропоту израильтян (77. 10-55), Израиль показан как стадо овец, которых Господь проводит через пустыню (77. 52). Израиль, выведенный Господом из Египта, представлен в образе виноградной лозы, которую Он посадил в плодородную землю (79). Звучит призыв к покорности Богу, Который освободил Израиль от рабства и «снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин» (80. 7). Величие Господа прославляется через наведение на Египет казней ради спасения избранных (104. 26-45), к-рых Он вывел из Египта в радости и веселии (104. 43). Осуждаются непокорность народа и его грехи в Египте и в пустыне по отношению ко Господу, Который «спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое» (105. 8). Событие И. метафорически представлено через образы моря, Иордана и гор, к-рые были вынуждены расступиться перед Господом, когда Он выводил Израиль из Египта (113). Пс 134-135 - это благодарственное славословие Бога, Избавителя Израиля от рабства, соединенное с Его прославлением как Творца мироздания. Вторая часть неканонической Книги премудрости Соломона представляет собой назидательный апологетический пересказ событий И. (Прем 10-19) как пример попечения и заботы Господа о Своем народе (19. 21). Акцент при этом сделан на том, что Бог, Которому подчинены все стихии и все живое на земле (19. 16-21), поставил их в услужение евреям и использовал во время И. воду (11. 5-15), огонь (16. 16-28), а также зверей и чудовищ (16. 1-4) для наказания египтян. В книге встречаются впосл. важные для христ. традиции прообразы: медный змий именуется «знамением спасения» (σμβολον σωτηρας) (16. 6), манна - «пищей ангельской», приятной на вкус каждому (16. 20). Описание страха, охватившего души египтян во время божественной казни (Исх 10. 21 сл.), носит подчеркнуто риторический характер (17. 1-20), а Божественное слово, приговаривающее к смерти егип. первенцев, метафорически сравнивается с острым мечом (18. 15-16). Книга Исход в межзаветной литературе

http://pravenc.ru/text/1237705.html

И стремимся мы к пагубным и богоненавистным страстям, – одни не очень усердно, другие изо всех сил и с неудержимым влечением ума. Поэтому-то пророк говорит: «утрезвитеся, пиянии от вина своего», и считает нужным посоветовать пьющим вино до опьянения рыдать, потому что, как я сейчас сказал, не ограничивают любви к удовольствиям насыщением и удовлетворением, но напиваются допьяна и пьют выше всякой меры. От таких уст, говорит, отнимается радость и веселие: следовательно прав Христос в том, что «плачущии» ныне наверно «утешатся» ( Мф.5:4 ), а для привыкших роскошествовать настанет нужда проливать слезы, потому что конец наслаждения – плач и стоны, и оно низводит любящих его в область адову; прав и Давид, когда говорит к Богу: «яко несть в смерти поминаяй тебе» ( Пс.6:6 ), и в другом месте: «не мертвии восхвалят тя Господи, ниже вси сходящии во ад, но мы живии благословим» тя Господи 3 ( Пс.113:25–26 ). А впрочем смысл предлежащего можно понимать и в применении к земле: если уничтожены гусеницами и прочим источники веселья, то, конечно, вместе с изобилием плодов исчезает радость и веселье у потерпевших, потому что бедствующие обыкновенно до того сокрушаются, что, думаю, могут истощить плоть, похудеть от жестокой и невыносимой печали. Иоил.1:6–7 .  Понеже язык взыде на землю мою крепок и безчислен: зубы его... зубы львовы, и членовныя его, львичища 4 : положи виноград мой в погубление, и смоквы моя в сломление: взыскуя объиска и, и сверже, обели лозие его. Желая некоторым образом упредить события или ожидаемое будущее и вынудить слезу раскаяния, подробно раскрывает будущее и, как бы представляя воочию наступление горестей, предлагает поражаемым некоторый плач, получивших приказание рыдать как бы научает плачевной песни и затем побуждает говорить вышеуказанное: «понеже язык взыде на землю мою крепок и безчислен» и в крепости зубов мало уступает львам и львичищам. Это справедливо, если даже понимать о пругах, гусеницах и мшицах, потому что эта тварь непобедима, их нападение весьма непреодолимо, она может истребить дотла все, что есть в полях, – разумею плоды и зелень, погубить смоквы и виноград, придать обнаженный и безобразный вид пашне.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

" Эта утрата Божией благодати умертвила ум человека, причем все его естество оказалось больным и передало эту болезнь потомкам " (68:33). 52. " Нет человека, который не грешил бы " (3Цар.8:46); " Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного " (Пс.52:4); " Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша, как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. И нет призывающего имя Твое " (Ис.64:6,7); " но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы " (Ин.3:19); " весь мир лежит во зле " (1Ин.5:19); " воля преклонилась более ко злу, нежели к добру " (Православное исповедание Соборной Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Вопрос 23. Цит. по 23:319. Книга 1); " Этот факт общеизвестный. Наша воля повреждена, видимо страдает наклонностью нарушать законы нашей нравственной природы. Грех есть всеобще признаваемый факт. И не одно Откровение говорит, что все люди грешники. Это подтверждается нашей совестью, на это указывает повседневный опыт жизни, все голоса народов оплакивают это " (26:11). См. также по данному вопросу: Быт.6:5-7,11-13; 19:13; Суд.2:10,11; 3:12; 4:1; 6:1; 10:6; 13:1; 2Пар.6:36; Пс.13:3; Пр.20:9; Еккл.7:20; Иак.3:2; 1Ин.1:8; Рим.3:10-18,23; 46:449; 64:113. Об уклонении ко греху конкретно ума, воли и сердца говорится, например, в Ис.1:3, Иер.4:22, Рим.3:11; Иер.13:23, Иак.4:3, Рим.1:32; Мих.3:2. 53. Возможно, именно из-за того, что наличие тела создает дополнительные соблазны (похоти плоти) для человека, которые отсутствуют у ангелов, человеку и дарована возможность прощения грехов через покаяние: " Ведь один только человек - из всех одаренных разумом существ - имеет то преимущество, что удостаивается прощения через покаяние: ни демоны, ни ангелы не могут получить прощения через раскаяние. В этом более всего сказывается и обнаруживается милосердие и правосудие Божие. Ангелы, не имея никаких неотразимых побуждений, вовлекающих в грех, но по природе будучи свободными от телесных страстей и удовольствий, по всей справедливости не могут получить никакого прощения через раскаяние; человек же есть не только разумное, но и животное существо, - причем, животные потребности и страсти часто порабощают (увлекают) разум. Поэтому, когда человек, отрезвившись (придя в себя), избегает этого и достигает добродетелей, то получает заслуженную милость, т.е., прощение. И как смех является свойством человеческой природы, так как одному ему это только присуще - и всякому, и всегда, - так в том, что происходит по благодати (то есть, Божией), свойственно человеку, преимущественно перед прочими разумными тварями, освобождаться от вины за прегрешения через раскаяние. Ведь одному только человеку - и всякому, и всегда - дается это на время земной жизни: но после смерти уже нет " (25:28,29 - данная цитата приведена нами, в отличие от оригинала, без комментариев переводчика).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

34. Конь, когда бежит один, то ему кажется, что он скоро бежит; но когда находится в бегу с другими, тогда познает свою медленность. (Сравнивай себя с лучшими и избежишь самомнения). 35. Нечистые бесы тайно влагали похвалу в сердце одному внимательному подвижнику. Но он, будучи наставляем Божественным вдохновением, умел победить лукавство духов такою благочестивою хитростию: написал на стене своей келлии названия высочайших добродетелей, т. — е. совершенной любви, Ангельскаго смирения, чистой молитвы, нетленной чистоты, и других подобных. Когда потом помыслы начинали хвалить его, он говорил им: «пойдем на обличение», — и, подошедши к стене, прочитывал написанныя названия, — и присовокуплял: «когда и все сии добродетели приобретешь, знай, что ты еще далек от Бога». 36. Хочешь ли стяжать неотступную любовь к молитве, прежде приобучи сердце не зазирать чужих согрешений, но предтечею сего должна быть ненависть к тщеславию. 37. Если хотим постигнуть себя, да не престанем сами себя испытывать и истязывать; и если в истином чувстве души будем держать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия не далека от нас. 38. Многие называют себя грешными, а может быть, и в самом деле так о себе думают; но сердце искушается уничижением (от других). 39. Кто говорит, что он ощущает благовоние смирения, — и во время похвал, хотя мало движется сердцем, тот да не прельщается, ибо он обманут. 40. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, сказал некто в чувстве души (Пс. 113, 9); ибо он знал, что естество человеческое, будучи столь немощным, не может принимать похвалу безвредно. От Тебе похвала моя в Церкви велицей (Пс. 21, 26), — в будущем веке; а прежде того не могу принимать ее безопасно. 41. Естественное свойство лимоннаго дерева таково, что оно, будучи безплодно, вверх принимает ветви; а когда оныя наклонят, то оне скорее бывают плодоносны. — Стяжавший знание понимает это. 42. Если гордость некоторых из Ангелов превратила в бесов, то без сомнения смирение может и из бесов сделать Ангелов. Итак да дерзают падшие, уповая на Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Псалом 112. Призыв к прославлению Господа В этой песни, писатель и время происхождения которой неизвестны, псалмопевец приглашает израильтян (отроцы) к прославлению Господа (ст.1), которое всегда (ст.2) и везде (ст.3) должно раздаваться 838 . Бог беспредельно велик, Он Господь всего мира (над всеми языки), и самые небеса не могут объять Его славы (ст.4). Но еще бесконечно величественнее Бог открывает Себя в том, что, будучи Сам беспредельно высок, Он нисходит с Своими милостями к самым униженным существам в области Своих тварей (ст.5–6), чтобы возвысить их и осчастливить (ст.7–9) 839 – Этим псалмом начинается так называемый у иудеев галелл. Он обнимает псалмы от 112 до 117, и во времена второго храма восемнадцать раз в год употребляем был в богослужении (в новомесячии). Во время пасхальной вечери его разделяли на два отделения (ср. Примеч.1 к Пс.11З) и первое пели пред второю чашею, а второе – после четвертой (Мф.26:30). Псалом 113. Молитва Израиля о помощи против врагов В еврейской Библии с ст.9-го Не нам, Господи, и проч. начинается новый, 115-й псалом 840 . Но во всех переводах и в церковном употреблении псалмы 114 и 115 (по евр. счислению) составляют один псалом. Нельзя указать определенного исторического обстоятельства, вызвавшего происхождение этого псалма 841 ; кажется, он и первоначально имел уже богослужебное назначение (ст.22 и 23 может быть составляли слова благословляющего священника или всего священнического хора; ст.24–26 слова народного хора; ср. также ст.9–11 в еврейском). Сначала псалмопевец (молящийся народ) напоминает себе, как Господь во время и после исхода из Египта сделал народ Израильский (дом Иакова; Иудея ­­ Иуда) святым народом, над которым Он Сам царствует (ст.1–2) 842 . Затем высокопоэтическим образом он указывает на то, какие величественные чудеса сотворил Бог в пользу Своего народа при исшествии из Египта (море виде и проч.), во время странствования в пустыне (горы взыграстася, подвижеся земля; обращшаго камень и пр.) и при вступлении в обетованную землю (Иордан возвратися вспять) (ст.3–8) 843 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

—334— шатся ( Мф.5:4 ), а для привыкших роскошествовать настанет нужда проливать слезы, потому что конец наслаждения – плач и стоны, и оно низводит любящих его в область адову; прав и Давид, когда говорит к Богу: яко несть в смерти поминаяй тебе ( Пс.6:6 ), и в другом месте: не мертвии восхвалят тя Господи, ниже вси сходящий во ад, но мы живии благословим тя Господи 2286 . ( Пс.113:25–26 ). А впрочем смысл предлежащего можно понимать и в применении к земле: если уничтожены гусеницами и прочим источники веселия, то, конечно, вместе с изобилием плодов исчезает радость и веселие у потерпевших, потому что бедствующие обыкновенно до того сокрушаются, что, думаю, могут истощить плоть (похудеть) от жестокой и невыносимой печали. Ст. 6–7. Понеже язык взыде на землю мою крепок и безчислен: зубы его зубы львовы, и членовныя его, львичища 2287 : положи виноград мой в погубление, и смоквы моя в сломление: взыскуя объиска и, и сверже, обели лозие его. Желая некоторым образом упредить события или ожидаемое будущее и вынудить слезу раскаяния, подробно раскрывает будущее и, как бы представляя воочию наступление горестей, предлагает поражаемым некоторый плач, получивших приказание рыдать как бы научает плачевной песни и затем побуждает говорить вышеуказанное: понеже язык взыде на землю мою крепок и безчислен и в крепости зубов мало уступает львам и львичищам. Это справедливо, если даже понимать (Продолжение следует). Муретов М. Д. [Очерки из новейшей истории экзегеса и критики Нового Завета:] Экзегеты – филологи и Шлейермахер//Богословский вестник 1892. Т. 3. 8. С. 141–170 (2-я пагин.). (Продолжение.) —141— Для богословов ex professione и писателей ex necessitate гораздо больше удобств представлял экзегетический принцип филологической школы: не касаться не только догматико-философских, но и нравственных вопросов и ограничиваться выяснением одной только археологической и грамматико-исторической стороны Писания. По общему складу и направлению своего ума кропотливые филологи, критики и собиратели, а не философы, историки и богословы – многочисленные представители этой школы нашли возможность заниматься научным изучением Писания независимо от христианской веры и нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

35) Некоторые прежде учиненные ими худые дела, и получив прощение в оных, обращали для себя и повод к смиренномудрию, до конца жизни низлагая оными суетное самомнение. Другие же, представляя в уме страдание Христово, всегда почитают себя должниками. Иные уничижают себя за ежедневные недостатки. Иные, вследствие случившихся с ними искушений, недугов и грехопадений, усвоили себе матерь дарований. А бывают и такие (не могу только сказать, есть ли они и ныне), которые ради самых даров Божиих, по мере снисхождения оных, смиряются, почитают себя недостойными такого богатства, и пребывают в таком расположении духа, как бы с каждым днем возрастал долг их. Таково смирение, таково блаженство, и такова совершенная награда. 36) Когда увидишь, или услышишь, что иный в немногие годы приобрел высочайшее бесстрастие; тогда заключай, что пешешествовал он не иным, но сим блаженным, кратким путем. 37) Священная чета – любовь и смирение; одно возвышает, а другая, обладая возвысившимися, никогда не падает. 38) Иное – есть сокрушение, иное – признание, иное – смирение. 39) Сокрушение есть порождение падения. Падающий приходит в сокрушение, и без дерзновения предстоит на молитве, с похвальною, однако же, неотступностью, подобно сляченному, опираясь на жезл надежды, и отгоняя им пса отчаяния. 40) Признание есть собственных своих мер безопасное, и легких своих грехопадений ничем не развлекаемое памятование и разумение. 41) Смирение есть духовное Христово учение, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть, и недоступное чувственному слову. 42) Кто говорит, что вполне ощущает в себе воню такового мира, а во время похвал чувствует хотя мгновенное движение сердца, или уразумевает силу слов; тот (да не остается в заблуждении) уже заблуждается. 43) Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу ( Пс.113:9 ), говорит некто, как слышу, с душевным чувством. Ибо знает, что естество человеческое, как обыкновенно, не может само по себе пребывать неповрежденным. От Тебе похвала моя в Церкви велицей ( Пс.21:26 ), то есть в будущем веке; а прежде оного не могу принимать ее без опасности для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать ребенка заучиванием наизусть некоторых молитв, Символа веры и избранных псалмов, например: «Живый в помощи Вышняго…» (Пс. 90), «Господь просвещение мое…» (Пс. 26), и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, — не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно. Особенные тонкости и предосторожности по сему предмету не совсем уместны. Нужно вести дело проще, с надеждой на помощь Божию, которой и всегда просить должно за молитвы блаженного нашего отца (Макария). 111. Приветствие детям Приветствие мое о Господе N.N.; от всей души желаю им наслаждаться детским покоем, в непонятном для них мире духовном, дондеже будут разумевати. Не вотще сказано: «Приложиши разум, то есть разумение, приложится и печаль». Впрочем, отцу и матери желаю, взирая на ангельское пребывание детей, получать утешение и отраду души в случающейся и встречающейся печали. 112. Об осторожности в разговорах с неверующим В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не повредить и себя. Знайте, что вы через брата должны будете в таком случае выслушивать глубины сатанины, то есть пагубные вражии возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? и можем ли без вреда выслушивать? Одно посоветуйте брату вашему, чтобы он ни с кем не спорил о понятиях нынешних людей, которые, будучи побеждены грубыми наслаждениями временной жизни, хотят обвинить Бога, почему Он невольно не удержал их от зла. По сей причине и притворяются они непонимающими, для чего Бог создал человека со свободной волей. 113. Школьные смуты Как-то вы там, вблизи школьных смут, пребываете? Если когда-либо, то в настоящее время еще более потребны вера и упование и прошение милости и покрова Божия. Силен Господь покрыть и защитить понуждающихся жить по заповедям Его святым; только о взаимном мире да не нерадим. И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Бозе, точию не человекоугодием по духу мира. Разумное же снисхождение и искусство христианское потребны в делах общих и частных. Еже буди нам иметь помощию Божиею, за молитвы блаженного нашего отца. Также да не забываем слов апостола: «Терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше» (Евр. 10: 36), и других. 114. О людской лжи

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

9. К Тебе, Господи, воззову. Однако же и впредь, говорит, я буду взывать к Тебе, Господи, чтоб скорее получить помощь Твою. Замечаем, что—взывать или кричать —Писание обыкновенно употребляет касательно тех, которые призывают Бога от сердца. И к Богу моему помолюся. Давид повторяет здесь то, что сказано выше, и выше сказанное —к Тебе он употребил в отношении к Отцу, а Богу—сказанное здесь—произнес в отношении к Сыну. Кажется, что Давид сими словами пророчествует о том дне, в который отступник—сын его Авессалом преследовал его. Ибо когда он был им гоним, тогда призывал Бога. Или это говорится от лица Езекии о том дне, о котором будучи извещен от пророка Исаии (что завтра он должен умереть), просил Господа о даровании ему жизни. Почему и сказал—я буду взывать и буду молиться о сем. 10. К ая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление. Кровью называет здесь плоть, потому что плоть ни что иное, как сгущенная кровь. Какая, говорит, польза от плоти моей—столько возросшей и утучненной, когда я имею сойти в гниль и разрушение в могиле? Лучше было бы не родиться. Сими словами Давид уничижает природу человеческого тела, как тленную и кратковременную, как и в другом месте говорит: человек суете уподобился (Пс.143, 5) Василий Великий говорит: Не льсти плоти своей продолжительным сном, банями и мягкими постелями, но всегда повторяй сие слово: какая польза от крови моей, когда я сойду в тление? для чего угождать тому, что в скорости должно истлеть? для чего утучнять себя и оплотневать? или ты не знаешь, что чем тучнее делаешь плоть свою, тем несноснее устрояешь для души своей темницу? Исидор Пелусиотский говорит: хотя Спаситель и великую пользу доставил, отдав во искупление многих душу свою... но для оставшихся в нечестии и порочности сошествие Спасителя в тление, то есть, в многотленную человеческую природу, или в смерть, которой мы подверглись, кажется, бесполезно. Итак, к ним—то может быть сказал: какая польза от крови моей? То же почти говорит и Ориген . Еда исповестся Тебе персть? Или возвестит (она) истину Твою? Сии слова подобны сказанным в другом месте: не мертвые будут хвалить Тебя, Господи, и не нисходящии в ад, но мы живые будем благословлять Господа (Пс.113, 26). Давид, надеясь на долготерпение и незлобие Божие, говорит: будет ли прославлять Тебя, Господи, прах и пыль, в которую я обращусь чрез постигшее меня бедствие? Прославит ли Тебя прах других, которые не знают, что Ты действительно существуешь и что Ты истинный Бог? Ибо Ты истинно Бог, а боги язычников ложны; Ты и истинный Бог потому, что исполняешь и совершаешь все, что обещал. Итак для сей то цели лучше мне жить не для меня собственно, а для прославления Тебя—Бога моего и благодарения Тебя и возвещения истины Твоей тем, которые не знают ее

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

И стремимся мы к пагубным и богоненавистным страстям, — одни не очень усердно, другие изо всех сил и с неудержимым влечением ума. Поэтому-то пророк говорит: «утрезвитеся, пиянии от вина своего», и считает нужным посоветовать пьющим вино до опьянения рыдать, потому что, как я сейчас сказал, не ограничивают любви к удовольствиям насыщением и удовлетворением, но напиваются допьяна и пьют выше всякой меры. От таких уст, говорит, отнимается радость и веселие: следовательно прав Христос в том, что «плачущии» ныне наверно «утешатся» (Мф.5:4), а для привыкших роскошествовать настанет нужда проливать слезы, потому что конец наслаждения — плач и стоны, и оно низводит любящих его в область адову; прав и Давид, когда говорит к Богу: «яко несть в смерти поминаяй тебе» (Пс.6:6), и в другом месте: «не мертвии восхвалят тя Господи, ниже вси сходящии во ад, но мы живии благословим» тя Господи (Пс.113:25—26). А впрочем смысл предлежащего можно понимать и в применении к земле: если уничтожены гусеницами и прочим источники веселья, то, конечно, вместе с изобилием плодов исчезает радость и веселье у потерпевших, потому что бедствующие обыкновенно до того сокрушаются, что, думаю, могут истощить плоть, похудеть от жестокой и невыносимой печали. Иоил.1:6—7. Понеже язык взыде на землю мою крепок и безчислен: зубы его... зубы львовы, и членовныя его, львичища : положи виноград мой в погубление, и смоквы моя в сломление: взыскуя объиска и, и сверже, обели лозие его.    Желая некоторым образом упредить события или ожидаемое будущее и вынудить слезу раскаяния, подробно раскрывает будущее и, как бы представляя воочию наступление горестей, предлагает поражаемым некоторый плач, получивших приказание рыдать как бы научает плачевной песни и затем побуждает говорить вышеуказанное: «понеже язык взыде на землю мою крепок и безчислен» и в крепости зубов мало уступает львам и львичищам. Это справедливо, если даже понимать о пругах, гусеницах и мшицах, потому что эта тварь непобедима, их нападение весьма непреодолимо, она может истребить дотла все, что есть в полях, — разумею плоды и зелень, погубить смоквы и виноград, придать обнаженный и безобразный вид пашне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3523...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010