102 Пс.39:7. В латинском переводе читается: «aures autum perficisti mihi»; чтение несогласное ни с еврейским текстом, ни с переводом 70, по которому это место приводится в Евр.10:9. Гарвей догадывается, что в тексте латинского перевода было оказано «perforasti», что совпадает с нынешним еврейским текстом. 103 Сего изречения нет в Св. Писании; но часть его (вторая) приводится у Климента Александрийского (Paed. III, 12). Массюет полагает, что Ириней и Климент за ним заимствовали его из Сир.39:14. Гарвей догадывается, что оно взято из апокрифического Евангелия Египтян. 104 Гарвей здесь видит намек на имя Иисуса (Иегова, Иошуа. Иегова спасение). 105 У Иоанна Дамаскина, который приводить в своих «Параллелях» это место Иринея, читается: «возвещая общение и единство и исповедуя воскресение плоти», но Грабе и Гарвей почитают это прибавление неуместным. 106 Эти слова взяты из книги Гермы «Пастырь». 107 Прит.8:27—31. Цитата не вполне точна. 108 Этот текст приводится выше в 6; по мнению Гарвея, настоящее чтение, согласное с Сирским текстом Евангелия, принадлежит самому Иринею, а прежнее — переводчику или переписчику, исправившему его по Вульгате. 109 По ошибке «памяти» вместо «двух». 110 Мф.21:31. О блуднице Раав и о значении красного говорят Климент Римский в своем аутентичном послании к коринфянам (гл. 12) и подробнее Юстин в «Разговоре с Трифоном» (гл. 111). 111 Рим.9:13; Мал.1:2. О том же см. в Послании Варнавы (гл. 13), а также у Юстина в «Разговоре с Трифоном». 112 См. подобное у Юстина в «Разговоре с Трифоном» (гл. 134). 113 См. выше, III.20:4. 114 Так понимает Гарвей текст латинского перевода id quod erat inoperatun conbitionis. 115 См. выше, III.12:10. 116 Это место в лат. тексте неисправно. 117 Предполагают, что здесь под пресвитером разумеется Поликарп или кто другой. 118 Т. е. язычникам до пришествия Христа. Эти слова идут еще от вышеупомянутого пресвитера и показывают, что он был языческого, а не иудейского происхождения. 119 Мф.13:11—16 и Лк.8:10, 10:23; Ис.6:10. Слова Исаии Ириней приводит не по тексту Евангельскому, а по пророческому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3425...

Пс.113:12 .  Идоли язык сребро и злато – дела рук человеческих Пс.113:13 .  Уста имут, и не возглаголют, очи имут, и не узрят Пс.113:14 .  Уши имут, и не услышат, ноздри имут, и не обоняют Пс.113:15 .  Руце имут, и не осяжут, нозе имут, и не пойдут: не возгласят гортанем своим Сими словами Давид порицает идолов и ложных богов языческих, и, по словам Златоуста, распространяется в повествовать о всех членах им для увеличения порицания их; и во первых он порицает очерки внешних чувств их: уста, глаза, уши, нос, руки и ноги; а потом порицает сии чувства их, говорит, что они без всякого действия и составляют одно бездушное вещество. Здесь может спросить кто-либо: почему не сказал об устах идолов, что они не едят, как сказал о глазах, что они не видят? И об ушах, что они не слышат, а равно и о прочих чувствах их? На сие ответствуем: потому что, как мне кажется, мы часто говорим и о Боге, что Он видит, слышит, обоняет, ходит и говорит, но не говорим того, что Он ест (быть может, потому, что это слишком грубо). Потому-то Давид вместо того, чтобы сказать, что уста идолов не едят, он сказал: не говорят; почему и впереди и после говорит о речи и голосе; так как речь и голос яснейшее доказательство разумной жизни, т. е. кто говорит, тот ясно обнаруживает в себе разумную жизнь. А как идолы не имеют речи, то посему они бездушны, неразумны и мертвы.(1) (1) Феодорита: Ты, говорит, творишь, что Тебе угодно, а почитаемые у народов идолы, не творят, но творимы бывают и цену свою получают от вещества, от золота, или серебра, из которого устрояются: а от художников принимают красивую наружность. Ибо сребреники, или златари и живописцы делают их. И еще: поелику бесы, действуя чрез идолов и произнося ложные прорицания, не чрез бездушных идолов, но чрез мыслящих людей производили их, или возвещали некоторыми знаками; то прилично сказал, что не могут издать голоса гортанью своею. Ибо все идолы совершенно бездушны. Пс.113:16 .  Подобни им да будут творлщии я, и вси надеющиися на ня Те, говорит, которые строят идолов и потом покланяются им, как богам, и надеются получить от них спасение, и слепы и глухи и бесчувственны, как слепы, глухи и бесчувственны идолы, которых приготовляют и чествуют.(1) Но идолы, говорит, язычников бесчувственны; посему и поклоняющиеся им безумны и не получают от них никакой помощи. А мы, как поклоняющиеся истинному Богу, не таковы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Здесь почти буквально повторяются из псалма 113 стихи: 12, 13, 14, 15 и 16, в которых пророк наглядно представляет ничтожество ложных богов, почитаемых язычниками, и выставляет величие Бога Израилева и превосходство его над всеми золотыми и серебряными богами у разных народов (язык). Хотя Господь Бог наш, по величию Его, не может быть сравниваем ни с кем не только из великих людей, но и самых ангелов небесных; но пророк делает сравнение Его с богами язычников, во-первых, для того, чтобы яснее показать ничтожество этих ложных богов; во-вторых, для того, чтобы знали все, что боги языческие не что иное, как демоны, или бесы ( Пс.95:5, 105:37 ; 1Кор.10:20 ), действующие в идолах; и наконец, в-третьих, для того, чтобы показать бессилие и самих бесов, которые не могли сообщить тем кумирам, в которых они обитали, ни чувства, ни жизни, как Господь Бог сообщает человеку, образу Своему, не только дух жизни и чувство, но, что всего важнее, – разум и свободную волю. Таким сравнением пророк как нельзя сильнее доказывает, что Господь Бог есть велий над всеми богами, потому что идоли язык, как сами, так и живущие в них мнимые боги, хотя очи имут, но не видят. А Господь Бог есть Дух всеведущий и премудрый, который знает все ( 1Ин.3:20 ; Иов.28:24 ), знает все дела и мысли человека, и «нет тьмы, куда укрылся бы делающий беззаконие» ( 1Кор.4:5 ; Иов.34:21–22 ); знает не только сотворенное, но и все тайны Своего Божественного Существа ( Мф.11:27 ; 1Кор.2:10–11 ). Идоли уста имут или только кажутся имущими, но ничего не возглаголют. А Господь Бог, «многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» ( Евр.1:1–2 ). Идоли уши имут и никогда ничего не услышат. А Господь Бог слышит все моления рабов Своих ( Ис.58:9 ; Иер.29:12 ; Пс.19:2 ), «призывающих Его во истине» ( Пс.144:18 ). Кому же неизвестно, что идоли язык не узрят, не возглаголют и не услышат, потому что несть дух во устех их? А если нет духа жизни в устах их, то значит они безжизненны, мертвы. И несмотря на то, были и есть люди, которые признают таких идолов и чтут их, как богов. Не безумны ли и не бесчувственны ли и эти самые люди, которые почитают идолов, которые делают их для себя и надеются что-то получить от них? Да, такими именно и признает сих людей пророк, когда говорит: Подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня. А блж. Феодорит к сему прибавляет: «такового бесчувствия достойны делатели и поклонники их. Ибо те, которые, сами имея разум, почитают богами неимеющих жизни и разума, по справедливости делаются участниками их неразумия» с. 1061].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

13 . Притом из чего в начале и сотворен человек, несмысленнейшие из всех людей самаряне? Раскройте первую книгу Писания, которую и вы принимаете: И создал Господь Бог человека из праха земного ( Быт.2:7 ). Персть превращается в плоть, а плоть не сделается ли по-прежнему плотью? Надобно спросить вас: из чего составились небеса, и земля, и моря? Из чего солнце, и луна, и звезды? Как из вод произошли птицы и рыбы? Как из земли произошли все животные? Такие мириады приведены из небытия в бытие; и неужели мы, люди, имеющие образ Божий, не воскреснем? Поистине мысль самарян исполнена неверия, а неверующим великое последует осуждение. Авраам говорит Господу: Судия всей земли ( Быт.18:25 ). И не верят сему поучающиеся в законе. Написано, что человек сотворен из земли; и не верят читающие закон. 14 . Это сказано для них, неверующих, а для нас, верующих, есть свидетельства у пророков. Поскольку же некоторые, читая и пророков, не верят тому, что в них написано, и противополагают нам, во-первых, эти слова: не устоят нечестивые на суде ( Пс.1:5 ), еще: так нисшедший в преисподнюю не выйдет ( Иов.7:9 ), также: Ни мертвые восхвалят Господа ( Пс.113:25 ) (написано хорошо, но худо изъясняют они), – то нужно мимоходом, и сколько можно теперь, ответить им на это. Когда говорится, что не устоят нечестивые на суде, то это означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения. Ибо для Бога не нужно долговременное испытание, но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание. И когда говорится: Ни мертвые восхвалят Господа, – то этим показывается, что время покаяния и отпущения грехов ограничивается только этой жизнью, в течение которой получившие оное восхвалят Тебя, а окончившие жизнь во грехах после смерти своей уже не возмогут хвалить Тебя подобно тем, которые получат благодеяние; они должны будут плакать, ибо хваление прилично благодарящим, а плач – наказуемым. Посему праведные будут тогда хвалить Бога, а умершим в грехах не время уже будет славить Его. 15 . Что же касается до сего места: так нисшедший в преисподнюю не выйдет ( Иов.7:9 ), то читай следующие затем слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

– Назвав всех питомцев христианской педагогии детьми, отроками, и выразив таким именованием основание нравственности, условие, при котором они могут быть руководимыми и наставляемыми, учитель церкви с одной стороны: a) показывает причину наименования детьми из св. писания и истинный смысл его; а с другой b) опровергает гностиков, считавших христиан младенцами в превратном смысле, как людей несовершенных, душевных не имеющих истинного ведения, которым хвалились сами. Изложим мысли автора в существенных чертах, приводя, где нужно, его собственные слова. а) Св. Писание часто называет нас детьми, отроками, младенцами, для обозначения простоты веры. По повествованию Евангелия, Сам Господь, стоя на берегу озера Генисаретского, сказал ученикам: дети, еда что снедно имате? ( Ин.21:4–5 ). При поднесении к Нему детей для благословения, Он сказал, что таковых есть Царстве Божие ( Мф.19:13–14 ). К чему клонились эти слова, – Он объясняет : аще не обратится и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное ( Матф. 18:3 ), «советуя нам представить подобие простоты, свойственной отрокам». Несте ли чли николиже, говорит Спаситель, яко из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу? ( Мф.21:16 ). Приготовляя учеников к разлуке, предрекая Свое отшествие на небо, для возбуждения сильнейшей внимательности к словам Своим, Господь любвеобильно говорит : чадца, еще мало с вами есмь ( Ин.13:33 ). И опять уподобляет Царство Божие детям, сидящим на торжищах и глаголющим: пискахом вам и не плясасте, плакахом вам и не рыдасте ( Мф.11:16–17 ). Согласно с Евангелием именует нас детьми и пророческое писание; Давид поет: хвалите отроки, Господа, хвалите имя Господне ( Пс.113:1 ). Через Исайю Слово – Педагог говорит: се Аз и дети, ихже даде Мне Бог ( Ис.8:18 ). Одесную Судии будут поставлены овцы, то есть отроки, за их сердечную простоту и невинность. «Ягнят Он счел достойными преимущества, предпочитая в людях сердечную расположенность, мягкость и простоту души, то есть, невинность. Нас, отроков, Писание разумеет под именем тельцов сосущих молоко, под именем голубицы простой и незлобивой, под образом двух птенцов или пары горлиц, почтенных достойными для принесения благоугодной и приятной Богу жертвы, служащих прекрасным символом невинности, незлобия, боязливости, то есть, опасения греха, именуя нас отроками, Писание именует нас также птенцами: якоже кокош собирает птенцы своя под крыле; именует младенцами, чадцами, чадами, народом новым и недавним, как свободных и чистых от страстей и пороков, стремящихся к Одному Отцу Небесному, как недавно возрожденных верою, как поспешных во спасение, бодро текущих к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Бдение по-прежнему представляло собой начинавшееся в четверг вечером и оканчивавшееся на рассвете шествие с 7 " остановками " , на каждой совершалось небольшое последование, состоявшее из псалма с припевом, 2-хгимнографических циклов (ипакои), Евангелия и коленопреклонной молитвы. Бдение (Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 642-664) совершалось на Елеонской горе, где до середины ночи все пребывали в молитве, а в полночь пели 1-е последование (Пс 2 (стих: Пс 2. 2), ипакои: " Со иными учениками " и " Сим образом Ты " , Ин 13. 31-18. 2, молитва); 2-е последование происходило на месте Вознесения (Пс 40 (стих: Пс 40. 9), ипакои: " Давид пророчествова " и " О иудино коварство! " , Лк 22. 39-46, молитва); место совершения 3-го последования (Пс 40 (с небибл. стихом), ипакои: " Учитель вопияше " и " Иже на вечери " , Мк 14. 33-42, ектения и молитва) не вполне ясно; 4-е последование (Пс 108 (с небибл. стихом), ипакои: " Что помышляеши " и " Егда покланяхуся " , Мф 26. 36-56, ектения и молитва) пелось в Гефсимании; 5-е (Пс 58. 2 (с небиблейским стихом), ипакои: " Разуме Петр " и " Каиафа име " , Мф 26. 57-27. 2, молитва) - в храме св. Петра, построенном на месте дома первосвященника Каиафы; 6-е (Пс 34. 1 (с небибл. стихом), ипакои: " Тя, Слова Отча " и " Егда приведен бысть " , Ин 18. 28-19. 16a, молитва) - в храме св. Софии, построенном на месте дворца Пилата; 7-е (Пс 21 (с небибл. стихом), ипакои: " Пред царем предстал еси " и " Яко агнец непорочен " , Ин 18. 3-27, молитва) - на Голгофе; сразу после 7-го последования на Голгофе бдение заключалось еще одним последованием (небиблейский прокимен, ипакои: " Ты, Иже завистию предан еси " , Лк 22. 54-23. 31, окончание утрени). Т. о., как выбор чтений, так и общий порядок бдения в общем те же, что и в рукописи Paris. Arm. 44. В гимнографическом приложении к Лекционарию приведены полностью тексты прокимнов и тропарей бдения (Tarchnišvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. N 59-98), а также " новых стихов " (дополнительной гимнографии - Ibid. N 99-113). О поклонении Кресту в грузинском Лекционарии не говорится, но в гимнографическом приложении приведены 12 песнопений Кресту (Ibid. N 114).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Поклонение св. Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сент. для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сент.- женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. На 4-й день поклонения, т. е. 13 сент., на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа «Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα» (        ). В одном из списков Типикона (Paris. gr. 1590, XII в.) указаны и литургийные чтения для каждого из этих 4 дней (10 сент.: 1 Кор 2. 6-9, Мф 10. 37-11. 1; 11 сент.: 1 Кор 1. 10-18, Ин 3. 16-21; 12 и 13 сент.: Еф 2. 14-22, Ин 12. 25-36a), а также тропари Σσον Κριε τν λαν σου (        ) и Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα вместо литургийного Трисвятого. В день праздника 14 сент. богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного (τελευταον) и входного (на «Господи, воззвах»), отменены) с чтением 3 паремий (Исх 15. 22-26; Притч 3. 11-18; Ис 60. 11-16; каждую из паремий предваряют прокимны - из Пс 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни - тропарь Σσον Κριε τν λαν σου. Ради праздника пели паннихис. Утреня совершалась по-праздничному («на амвоне»); к Пс 50 припевали не 1, а 6 тропарей (2-го гласа Τν ζωοποιν Σταυρν τς σς γαθτητος (        ); 1-го гласа Σσον Κριε τν λαν σου (        ); «тяжелого», т. е. 7-го, гласа Η κκλησα βο σοι, Χριστ Θες (          ); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа Σμερον τ προφητικν πεπλρωται λγιον (        ); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа Μνον πγη τ ξλον το Σταυρο σου (          ); 4-го гласа Ο ψοθες ν τ σταυρ κουσως (        )); после великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Антифоны литургии отменялись - сразу пели тропарь Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα, заменявший Трисвятое (в списке Paris. gr. 1592, 1063 г., указаны антифоны из Пс 21, 73 и 98). Чтения литургии: прокимен из Пс 98; 1 Кор 1. 18-2. 2; аллилуиарий со стихами из Пс 73; Ин 19. 6b, 9-11, 13-20, 25-28, 30-35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день В. пели прокимен из Пс 113.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Все, что сотворил Бог и Спаситель наш, все, что только видит око и о чем размышляет душа, что исследует ум и осязает рука, что объемлет мысль и вмещает природа человеческая все это хорошо, и весьма хорошо. Ибо что прекраснее небесной тверди, что разноцветнее земной поверхности, что быстрее течения солнечного, что приятнее лунного сияния? Что удивительнее многосложной стройности светил небесных? Что плодотворнее благовременных ветров? Что прозрачнее дневного света? Какое из животных превосходнее человека? - Так, все, что сотворил Бог и Спаситель наш, весьма хорошо. Равным образом, какой дар столько необходим для нас, как вода? Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья, истребляет горечь в виноградных плодах, умягчает маслину, услаждает пальму, украшает розу, испещряет цветами фиалку, питает лилию в прекрасной оболочке. Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая: " Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес " (Пс. 148,4). Но не только этим ограничивается значение воды. Оно и в том, что Сам Творец всех вещей - Христос нисшел, как дождь (Ос. 6, 3), познан был, как источник (Ин. 4, 14), распространился, как река (Ин. 7, 38), и крестился во Иордане. Ибо Иисус, придя к Иоанну, крестился от него во Иордане (Мф. 3, 13), чудное дело. Бесконечная Река, веселящая град Божий (Пс. 45, 5), омывается немногою водою. Необъятный Источник, произращающий жизнь для всех людей, Источник, не имеющий пределов, покрывается скудными, скоро иссякающими водами. Тот, Который везде присутствует и все наполняет, Тот, который непостижим для Ангелов и невидим для людей, грядет ко Крещению по собственному благому изволению. Слыша это, возлюбленный, ты не просто понимай сказанное, но созерцай здесь тайну нашего спасения. По этой причине и от естества водного не скрылось то, что Господь по Своему человеколюбивому снисхождению совершал втайне: ибо " видели Тебя воды и убоялись " (Пс. 76, 17). Они едва не выступили, и не побежали от берегов своих. Поэтому Пророк, еще задолго созерцая это событие, вопрощает: " Что с тобою, море, что ты побежало, и (с тобою), Иордан, что ты обратился назад? " (Пс. 113, 5). Воды отвечают: мы увидели Творца всех вещей в образе раба, и не понимая этого таинственного домостроительства, подвиглись от страха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/677/...

Представлен фильм " По Святой земле " декабря 2020 Премьерный показ фильма " По Святой земле " состоялся 13 декабря на телеканале " Залив ТВ " . Он создан студией Духовно-просветительского центра Сестрорецка под руководством архимандрита Гавриила (Коневиченко) совместно с телеканалом " Союз " и рассказывает о том, как казачья община " Невская сечь " осуществила мечту каждого христианина побывать в местах Рождества и земной жизни Спасителя. В ожидании праздника явления в мир Богомладенца Христа и Его Крещения зритель получил возможность вместе с паломниками " пройти Евангелие ногами " , начиная с вифлеемской пещеры, где произошло величайшее чудо, изменившее судьбу человеческого рода. Снимая каждый шаг своего пути по земле, освященной стопами Спасителя, авторы фильма сумели передать сердечное волнение, тот знакомый паломникам трепет души, который охватывает впервые ступившего на благословенную Святую землю. Для полноты впечатления были также использованы кадры, снятые израильской " Studio Anghel " . " После трудного дня паломничества отрываешь Евангелие и читаешь про то, где ходил, где сам Господь ходил и творил чудеса. Это укрепляет православный дух. Хочется повторить это, привести туда родных и близких. Человеку всегда свойственно подражать чему-то доброму, высокому, духовному " , - поделился впечатлениями отец Гавриил. Окормляемая им община возродила традицию освящения озера Разлив - самого большого петербургского " Иордана " . Поэтому временем помещения Святой земли были выбраны дни предпразднства и праздника Крещения Господня. В сам день Богоявления верующие поехали к месту этого события. Там им посчастливилось присутствовать на великом освящении Иордана Патриархом Иерусалимским Феофилом, увидеть, как белый голубь долго сидит на вершине патриаршего посоха, прежде чем взлететь (по традиции его выпускают в небо). Увидели они и чудо изменения потока реки: венок с крестом, брошенный Патриархом в воду, всегда в этот день плывет не по течению, а в обратную сторону: " Иордан возвратися вспять " (Пс. 113:3). Зрителю передаются и переживания паломников во время долгожданного и незабываемого омовения в священной реке. На их лицах - гамма чувств, восторг и благоговение. Евангелие действительно " пройдено ногами " , остается исполнить его своей жизнью. ИА " Вода живая " , 13.12.20 Поделиться 29 марта 2024 18 ноября 2023 27 сентября 2023 26 сентября 2023 25 сентября 2023 24 сентября 2023 23 сентября 2023 22 сентября 2023 14 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 7 апреля 2024 7 апреля 2024 4 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Пс. 69, 2-3. 23 Пс. 113, 9. 24 Монахиня Амвросия (Ключарева) – бывшая помещица, владелица имения близ деревни Шамордино, где трудами преп. старца Амвросия была устроена женская Шамординская обитель. 25 Лк. 21, 19. 26 Пс. 33, 20. 27 Пс. 31,10. 28 Пс. 59,9. 29 Мф. 7, 5. 30 Пс. 69, 3-4. 31 Пс. 91,8. 32 Пелынь, пелунь и пелун – полынь. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. 3. С. 29.) 33 2 Кор. 12, 10. 34 Пс. 31, 10. 35 Пропущены зачеркнутые в рукописи слова, которые не удалось восстановить. 36 Преп. Моисей (Путилов) (15/28.01.1782 - 16/29.06.1862) - оптинский старец. 37 Ср. Пс. 67, 14: ...криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата... 38 Ин. 1,1. 39 Рим. 13, 7. 40 Притч. 9, 8. 41 Ср. Притч. 9, 7: Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличали же нечестиваго порочна сотворит себе... 42 Скобелев Михаил Дмитриевич (17/29.09.1843 - 25.06/7.07.1882) -русский военачальник, полководец, герой Плевны, освободитель балканских славян в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. С его именем связано также присоединение Туркестана (Средней Азии) к России. 43 Пс. 74, 3. 44 Ср. Ин. 10, 38: ...Мне не веруете, делам (Моим) веруйте... 45 Евр. 13, 8. 46 В рукописи зачеркнуто. 47 См. 1 Кор. 13, 4: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится... 48 Юлиан Отступник – римский император (361 – 363). Род. в 331 г. Убит в 363 г. 49 Мф. 25, 36. 50 Пс. 38, 9 - 10. Борится – по-видимому, от церк.-слав. «борити» – воевать, нападать. 51 Пс. 37, 13. 52 Вода из древнего колодца, найденного старцем преп. Амвросием летом 1891 г. при обустройстве им Рудновской дачи [бывшее владение покойной м. Амвросии (Ключаревой)] в Шамординском монастыре. «К этому колодцу батюшка посылал потом некоторых больных обдаваться из него водою, также раздавал из него воду и глину, которые оказались целебными» (Агапит (Беловидов), архим. Житие преп. Амвросия, старца Оптинского. С. 454). 53 Иак. 2,10. 54 Свт. Иоасаф (Иоаким Горленко), еп. Белгородский (1705 — 1754). Канонизация и открытие мощей святого состоялись 4.10.1911. 55

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010