Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

5 . Затем следовал пересказ истории избавления , называемой Хаггада . Младший из присутствующих должен был спросить, почему этот день так отличается от других и для чего все это делается, после чего глава семьи и дома должен был рассказать всю историю Израиля вплоть до избавления из Египетского рабства, в память чего и праздновалась Пасха. 6 . Затем пели так называемый Аллилуйные псалмы Пс.112 и Пс.113 . Псалмы 112–117 всегда назывались Халлел – песни восхваления Бога. Эти псалмы в православном богослужении поются за праздничным Полиелеем: «Аллилуия. Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек. От восхода солнца до запада Славно имя Господне». 7 . После этого выпивали вторую чашу вина . Она называлась чашей Хаггада , то есть чашей объяснения или провозглашения. 8 . Все присутствующие второй раз омывали руки и готовились к трапезе. 9 . Произносили благословение : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий все из земли. Благословлен Ты, о Боже, освятивший нас заповедями и позволивший нам есть опресноки». После этого участникам давались маленькие кусочки опресноков. 10 . Между кусками опресноков клали горькие травы, обмакивали все это в мастику харошеф и ели. Это называлось сои . Это было напоминание о рабстве и о кирпичах, которые когда-то заставляли делать иудеев. 11 . Теперь начиналась собственно трапеза. Агнец должен был быть съеден весь. Все остатки нужно было уничтожить и не употреблять в обычной трапезе. 12 . Руки омывали еще раз . 13 . Съедали остатки опресноков . 14 . Произносили благодарственную молитву с просьбой о пришествии Илии, вестника Мессии, после чего выпивали третью чашу вина, называвшуюся чашею благословения . Чашу эту благословляли следующими словами: «Благословен Ты, Бог наш, Царь вселенной, создавший плод вина». 15 . Пели вторую часть Псалмов Халлел – Псалмы 113–117. 16 . Выпивали четвертую чашу вина и пели Пс 135 , известный как великий Халлел . 17 . Возносились две короткие молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Пришел Господь, и ту светлость и славу, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему крещением (прп. Ефрем Сирин , 33, 476). Крещение принимает нас (в свое лоно) загрязненными в грехах и как бы ржавчиною поврежденными и возрождает из лона своего очищенными от греха (прп. Ефрем Сирин , 37, 37). Источник. Господь даром прощает грехи многих, и крещение Его даром освобождает верующих от наказания (прп. Ефрем Сирин , 37, 145). Источник. Великое дело – ...крещение; оно – искупление пленным, оставление прегрешений, смерть греха, пакибытие души, светлое одеяние, святая нерушимая печать, колесница на небо, райское наслаждение, предуготование Царствия, дарование всыновления (свт. Кирилл Иерусалимский , 66, 17). Источник. Через ... образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается (свт. Григорий Богослов , 13, 112–113). Крестил Моисей, но в воде, а прежде сего в облаке и в море ( 1Кор. 10, 2 ), и сие имело преобразовательный смысл... Крестил и Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водою только, но и в покаяние ( Mф. 3, II ), однако же не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом. Крестит и Иисус, но Духом – в сем совершенство... Знаю и четвертое крещение – крещение мученичеством и кровию, которым крестился Сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поскольку не оскверняется новыми нечистотами. Знаю также еще и пятое – слезное, но труднейшее; им крестится измывающий на всяку нощь ложе свое и постелю слезами (ср.: Пс. 6, 7 )... (свт. Григорий Богослов , 14, 267–268). Просвещение есть светлость душ, изменение жизни, вопрошение совести, которая от Бога ( 1Пет. 3, 21 ). Просвещение есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царствия Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение... есть лучший и величественнейший из даров Божиих. Как есть именуемое Святая Святых и песни песней, поколику последние многообъемлющие и особенно важны, так и оно светлее всякого иного возможного для нас просвещения (свт. Григорий Богослов , 14, 273–274). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пс.113:13 .   Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят. Пс.113:14 .   Есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют. Пс.113:15 .   Есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. «Уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят»: «Уши имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют»: «Руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут». Приданы им изображения чувствилищ, но лишены они деятельности; поэтому малоценнее не только их сделавших, но и самомалейших животных. Мухи, комары и другия еще более мелкия твари, одарены деятельностию чувствилищ, – видят, слышат, летают, ходят; но идолы, которым кланяются как Богам, не имеют деятельности безсловесных 38 и мелких животных. «И не возгласят гортанем своим». поскольку действовавшие в идолах демоны, дававшие ложныя прорицания, произносили их не с помощию идолов, но с помощию словесных тварей, людей, или выражали иное какими-либо знаками; то Пророк справедливо сказал: «не возгласят гортанем своим»; потому что идолы совершенно недвижимы и неодушевленны. Пс.113:16 .   Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них. «Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня». Но им да уподобятся и кланяюшиеся и делающие; потому что тем, которые одарены разумом и впали в такое неразумие, справедливо принять на себя безчувственность удостоенных ими поклонения. Пс.113:17 .   [Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит. Пс.113:18 .   Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит. «Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть». «Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть». Они от поклонения идолам получили вред, а не пользу; а дом Израилев, приобретя упование на сущаго Бога, всегда пользуется промышлением Его. Раздельно же Пророк сделал сие упоминание, воздавая сим честь священству, и научая живших тогда, какое отличие имеют священники пред прочими. Пс.113:19 .   Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник 12 . Псалмы дневные и праздничные. Песни субботы Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92 13 . В особо важных случаях пелись особые псалмы, и псалом пелся не одними левитами, а в пении его принимал участие весь народ, подхватывая концы стихов. Для этой цели некоторые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (например, Пс.135 , где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов Пс.105–106 , Пс.112–118 , Пс.134–135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы134 и 135 14 . Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства 15 . По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) – при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса 16 , где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея) 17 . В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113–118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, состоявший, по разным мнениям раввинов, из Пс.117–135 , или Пс.119–133 (степенные псалмы), или Пс.134–136 18 . Стихи одного из этих псалмов – 117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники) 19 . По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов) 20 . Значение и характер ветхозаветного храмового пения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В настоящей статье мы хотели бы продемонстрировать, как можно применить тот потенциал, которым обладает литературоведение, а именно такая его важная часть как поэтика, в рамках библейской экзегезы. 2 Традиционно под поэтикой (или теорией литературы) понимают одну из старейших литературоведческих дисциплин, а именно, науку о системе средств выражения в литературном произведении. Цель поэтики – выявление и систематизация различных элементов словесного текста, которые формируют внутренний мир литературного произведения. В соответствии с этой целью первое, на что обращает внимание поэтика, – звуковое, словесное и образное строение текста. Отсюда в ее рамках выделяют три направления: В конечном счете, изучив все вышеперечисленные аспекты, поэтика стремится воссоздать композиционную модель произведения, то есть установить взаимную «соотнесенность всех эстетически значимых элементов произведения (композиция фоническая, метрическая, стилистическая, образно-сюжетная и общая, их объединяющая) в их функциональной взаимности с художественным целым» . Это помогает реконструировать содержание произведения, чтобы «или воссоздать его авторский замысел («чем был Гамлет для Шекспира?»), или вписать его в культуру меняющихся эпох («что значит Гамлет для нас?»)» . Христианские экзегеты довольно широко использовали в своем толковании Священного Писания элементы поэтического анализа. Так, например, блж. Иероним изучал поэтику библейского текста в свете поэтики классической литературы, уделяя внимание такому ее разделу как стихосложение. «Что может быть музыкальнее Псалтири, которая по образцу нашего Флакка (Горация) или греческого П и ндара то струится ямбом, то кружится алкеевой строфой, то увеличивается до сапфической строфы, или движется полустопами. Что может быть прекраснее, чем гимны Второзакония или Исаии? Что более торжественно, нежели Соломон, более отточено, чем Иов? Все эти книги, как писали о том Иосиф и Ориген, живут по закону гекзаметра и пентаметра» . Свт. Григорий Богослов останавливает свое внимание на стилистике Священного Писания. По его словам, «Писание часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи, например, «море говорит» то и то (Ис.23:4), и «бездна говорит: не во мне она» (Иов.28:14); также «небеса» представлены «проповедующими славу» Божию (Пс.18:1), и мечу повелевается нечто (Зах.13:7), горы и холмы вопрошаются о причинах взыграния (Пс.113:6)» .

http://bogoslov.ru/article/6168277

Пс.113:4 .  Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы. Пс.113:5 .  Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад? Пс.113:6 .  Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы? Пс.113:7 .  Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева, Пс.113:8 .  превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод. " Скакание гор» – землетрясение, сопровождавшее синайское законодательство: превращение камня в источник – чудесное изведение в пустыне воды из камня. Пс.113:9 .  Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей. Пс.113:10 .  Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»? Молитва писателя о ниспослании милости евреям есть ревность по славе имени Иеговы. Тяжелое положение евреев в означенное время, неудачи, постигшие их при устроении своей жизни по возвращении из плена и при построении второго храма, и зависимое положение от иноземных правителей могли возбудить у язычников пренебрежение к Богу, как бессильному защитить и поддержать своих чтителей. Такой вывод от гражданско-политической слабости народа к суждению о слабости и бессилии бога этого народа, было обычным на Востоке, где военные удачи и политическое могущество народа объясняюсь степенью силы его национального Бога. Таким национальным богом евреев язычники считали Иегову. Пс.113:12 .  А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Пс.113:13 .  Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; Пс.113:14 .  есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; Пс.113:15 .  есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Описание бессилия языческих идолов очень напоминает такое же описание в послании пророка Иеремии, написанном вскоре после наступления плена вавилонского. Можно думать, что оно заимствовано из означенного источника. Пс.113:16 .  Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них. Как беспомощны и бессильны идолы, так да будут бессильны их почитатели, т. е. язычники, сейчас, при писателе, главенствующие над евреями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Я ждал». возможно точнее: «успокаивал себя до утра», т. е. надеялся на облегчение болезни к утру, но, вместо облегчения, болезнь сокрушала его, как лев. Ис.38:14 . Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Го­с­по­ди! тесно мне; спаси меня. «Как журавль, как ласточка». Стоны больного Езекии походили на заунывные звуки, испускаемые журавлем, или на писк ласточки; иногда же он глухо стонал, как голубь. «Уныло смотрели» – возможно точнее: «и истомились глаза мои от постоянного смотрения на небо», откуда Езекия ожидал помощи. 45 «Спаси меня»! – точнее «будь мне порукою!» (ср. Иов.17:3 ). Ис.38:15 . Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду про­водить все годы жизни моей, по­мня горесть души моей. Ис.38:16 . Го­с­по­ди! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Ис.38:17 . Вот, во бла­го мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва по­гибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Езекия, в благодарность Богу за полученное исцеление, обещается тихо проводить остаток своей жизни. «Так живут», т. е. благодаря именно таким действиям Всевышнего люди оживают, и Езекия на эту чудесную помощь Господа будет возлагать все свои упования. «Во благо». Болезнь послужила к возвышению нравственного состояния Езекии. «И Ты избавил». т. е. в том, что Ты избавил душу мою от смерти, я вижу доказательство того, что Ты в то же время простил мне мои грехи. Преждевременная смерть здесь представляется как наказание за грехи. «За хребет», т. е. так далеко, что их не стало и видно. Ис.38:18 . Ибо не пре­исподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Ис.38:19 . Живой, только живой про­славит Тебя, как я ныне: отец воз­вестит детям истину Твою. Ис.38:20 . Го­с­по­дь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн мо­их будем воспе­вать песни в доме Го­с­по­днем». Здесь проводится общая ветхозаветным писателям мысль о том, что состояние умерших есть состояние полного безразличия ко всему великому и, в частности, к делам Божиим, совершающимся на земле (ср. Пс.6:6 ; Пс.87:11–13 ; Пс.113:25–26 ). Напротив, живой человек может всегда прославлять Бога своей богоугодной жизнью и наставить на путь добродетели и детей своих. Езекия обещает восхвалять Бога и в песнях во храме, что он и исполнил, устроив оркестры из левитов (ср. 2Пар.29:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Возглавляя заседания Священного Синода, Вы мудро руководите его деятельностью, подавая всем нам, Вашим соработникам на церковной ниве, пример пастырской ответственности и любви. Может быть, только епископату и окружающим Вас известны те тяготы великого Патриаршего служения, которые Вы повседневно несете. Вас глубоко уважают и почитают не только чада Русской Православной Церкви. Вы снискали любовь и уважение во всем христианском мире. Православный мир видит в Вас ревностного поборника всеправославного единства. Верность апостольским традициям и святоотеческому преданию является незыблемой основой Вашего служения. Ваш голос, возвещающий любовь Христову, призывающий к терпению и согласию при решении любых споров и конфликтов, весомо звучит в современном мире. Среди испытаний, которые Промыслом Божиим дано пережить нашей Святой Церкви, являются попытки «лицемерных лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4, 2) внести в ее жизнь богопротивные разделения и расколы. Вы твердо и строго блюдете чистоту и единство Церкви, отсекая от нее «всякую ветвь, не приносящую плода» (Ин. 15, 2). В своих проповедях и посланиях Вы призываете Ваших пасомых дерзновенно нести людям слово Христовой правды, быть «солью земли и светом миру» (Мф. 5, 13-14). Вы показываете пример  такой открытости к диалогу с государством и обществом и совместной работы на благо народа нашего. Господу было угодно ознаменовать Ваше Первосвятительское служение возрождением многих видов церковного служения ближним. Боль и страдания людей, ставших жертвами вооруженных конфликтов или стихийных бедствий, где бы они ни происходили, Вы переживаете в своем сердце. Ваше Святейшество! Избранием Поместного Собора Вы поставлены на самое высокое послушание, которое только может быть на земле: «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28). И исполняя его, Вы с терпением несете тяготы всех (Гал. 6, 2), служа Богу и людям с полной самоотдачей. Вместе с апостолом Павлом Вы могли бы сказать: «Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19), но мы чаще слышим от Вас слова пророка и псалмопевца Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113, 9).

http://patriarchia.ru/db/text/22902.html

Пс. 11 7. Когда услышишь, что хулят иные Промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Господу, произнеси: Пс. 13 8. Если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небесного Царствия: Пс. 14 9. Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами: Пс. 19 10. Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят, а увидишь, что они сами причиной того, что грешат: Пс. 35 11.  Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на Господа и читай: Пс. 10 12.  При гонении и поношении врагов, во множестве восстающих на тебя: Пс. 3, 24, 26, 41, 139 13.  Если желаешь укрепиться против нападающего врага: Пс. 38 14 . Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети: Пс. 5, 7 15 . Если злоумышление врагов продолжается – не падай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая: Пс. 12, 25, 34, 42 16. Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: Пс. 39 17. Если раскаиваешься в со деланном грехе и молишь о помиловании: Пс. 50 18. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28, 104, 106, 134, 145–150 19. Желая вспомнить, какие благодеяния Божии оказаны отцам, сколь Бог благ, а люди – неблагодарны: Пс. 43, 77, 88, 104, 105, 106, 113 20. Благодарение Господу, когда Он услышал тебя в скорби: Пс. 4, 45, 74, 114 21. Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих: Пс. 9, 17 22. Видя, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: Пс. 22 23. Впав в руки врагов, и мудро избежав их, и уклонившись от зло-умышлений их: П 33 Молитвослов. Издание пятое. – Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие чувствования верующего 1. Прославление Бога за дела творения и промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые: Пс. 102 2. Прославление Бога за особенное хранение верующего: Пс. 22 3. Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих: Пс.126 4. Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010