Мы можем предполагать, и не без основания, что во время Своей последней Пасхи – на первой Вечере – Иисус вместе со Своими учениками воспевал псалмы 112–113 перед принятием пищи, а псалмы 114–117 составляли тот гимн, который они пели в самом конце ( Мф. 26:30 ). Каждый псалом в этой группе, несомненно, имеет свою литературную историю, но в совокупности они составляют единый гимн, известный под названием: Египетский галлел, или Песнь хвалы, своеобразный песенный комментарий 6 Исх. 6:6–7 . В основе Пс. 112 – прославление величия Господа и Его Божественных милостей во имя несчастных и пребывающих в нужде. Пс. 113 (1–8) – это торжественная песнь исхода, величающая Творца, Который управляет сотворенным Им миром во имя благоденствия Своего народа. Пс. 113:9–26, 114 и 115 посвящены теме всенародного и личного избавления от духовной (113:9–26) и физической (114 – 115) смерти. Пс. 116 расширяет значение исхода еврейского народа до масштабов глобальных: то, что было сделано для Израиля, было сделано для всех. Пс. 117 позволяет нам присоединиться к великому шествию, чтобы пройти через «врата правды» и непосредственно предстать в присутствие Господа. а) Псалом 112. Господь, превознесенный и превозносящий Тема этого псалма – трансцендентный Господь, превознесенный над небом и землей, объемлющий все время, наполняющий все пространство, возвышающийся над народами, поднимающий из праха бедного и возвышающий сокрушенного сердцем. Ключевая мысль здесь: Верховный Владыка, управляющий всем сущим, снисходит в Своей благодати к каждому из нас. 1–3 Великое имя Господне. Имя Господне (через которое Он раскрылся народу, Исх. 3:15 ) рождает в Его рабах радостную хвалу, оно достойно непрестанного и вселенского прославления. Имя учит, что хвала должна быть непременным ответом на Его откровение и что рабы должны посвятить свою жизнь Его славословию. 4–6 Господь, обитающий на высоте. Троекратное упоминание имени Господа в ст. 1–3 сочетается с троекратным утверждением Его превознесенности в ст. 4–6: высок… над небесами… обитая на высоте… призирать на небо… Неизмеримо высок Господь над всеми народами и странами: Он пребывает так высоко над миром, что вынужден даже «приклониться», чтобы увидеть небо.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

(Письмо 113. Вып. 1, с. 113) Если не можем пойти на церковную службу Почаще говеть хорошо, но как это устроить – смотрите сами. На какие службы церковные ходить позволяет вам ваша… служба – ходите, а на какие не можете ходить, за те дома исправляйте поклоны с молитвой Иисусовой, как положено также в Следованной Псалтири. (Письмо 113. Вып. 1, с. 114) Что мешает успеху в молитве О празднословии Не можете отстать от празднословия. Празднословие – самое разорительное дело. Равное ему зло – когда прогуливаются, не соблюдая чувств. Успеху в молитве то и другое очень мешает. Когда начнет утверждаться в сердце молитва Иисусова, тогда язык свяжется. Его свяжет благоговеинство пред Присущим Господом. (Письмо 896. Выл. 5, с. 166) Для успеха в молитве надо украсить сердце свое добродетелями Извольте ведать, что для успеха в молитве надо стараться сердце украсить всеми добродетелями, наипаче же: смирением, сокрушением, покорностью и своей воли отвержением. (Письмо 377. Вып. 3, с. 11) Опасайтесь уклониться в праведность Всего более надобно опасаться уклонения в праведность. Как только начнете уклоняться в нее, знайте, что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность. Разумеется чувство праведности и чувство грешности. Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников (См.: Мф. 9, 13 ). Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижи т ( Пс. 50, 19 ). Самая злая вещь есть сытость. Сыт, ну и развалился и пыхтит. Духовно так бывает. Некто имел обычай спрашивать: «Ты, идя на молитву, пенсию идешь получать или милостыню просить?» Очень вразумительный вопрос. (Письмо 261. Вып. 2, с. 102–103) Надо утвердить в себе мысль о своей греховности Потрудйтесь породить и утвердить в себе мысль о своей никуда не годности и грешности, кои гнев Божий воздвигают против вас. И когда приступаете к молитве, не иначе являйтесь пред лице Божие, как такой… грешной, никуда не гожей и под гневной. Коль скоро восприимете в чувство такое свое состояние, не сможете удержаться от вопияния: «О Господи, спаси же, о Господи, благопоспеши!»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Одарив человека бесчисленными благами, Бог поставил это малое и немощное (на вид) существо владыкой над таким множеством земных отворений, сделав его на земле тем же, что Сам Он – на Небесах ( 35, 169 ). Человек не тот, кто только питается хлебом, но тот, кто преимущественно перед пищей вкушает Божественные и духовные слова ( 37, 103 ). Чтобы быть человеком, надо быть добродетельным, избегать пороков, побеждать нечистые страсти, исполнять заповеди Господни ( 38, 219 ). Мы для... того созданы разумными и столь возвышенными над бессловесными, чтобы возносили к Создателю всяческих хвалы и славословия ( 38, 267 ). Бог дал нам зрение, уста и слух для того, чтобы все члены наши служили Ему, чтобы мы и говорили угодное Ему, и делали. Ему воспевали непрестанные песни. Ему воссылали благодарения ( 113, 176 ) . Мы не для того родились, чтобы только есть, пить и одеваться, но чтобы, приняв Божественную любовь к мудрости, избегать зла и стремиться к добродетели... Ибо, созидая человека. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию» ( Быт. 1, 26 ), а подобными Богу мы становимся не тогда, когда едим, пьем и одеваемся (потому что Бог не ест, не пьет, не облекается в одежды), но когда храним правду, проявляем человеколюбие, бываем снисходительны и кротки, милуем ближнего и украшаемся всякой добродетелью ( 113, 176 ). Это название – человек – мы определяем не так, как внешние (язычники), но как повелевает Божественное Писание. Человек не тот, кто имеет только руки и ноги человеческие, и не тот, кто имеет только разум, но кто с ревностью упражняется в благочестии и добродетели. Послушай, что Писание говорит об Иове: сказав, что «был человек в земле Уц...», оно не описывает его теми признаками, которыми описывают человека внешние... но, соединяя признаки его благочестия, продолжает: «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» ( Иов 1, 1 ), выражая, что это и есть человек. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 159 ). Бог наш и Творец, поклоняемый в Трех Лицах, сотворив небо и землю и все украшение их, после этого создал человека, Адама, и помощницу ему, Еву. От сих двоих произошел и умножился весь род человека, для всех людей эти двое – прародители. Этих наших прародителей Преблагой Бог создал не так, как все прочее, но неким дивным и человеколюбивым Советом. Созидая прочие твари, Бог произносит: «Да будет». – «И стало так» ( Быт. 1 , ст. 3, б, 7, 9, 11, 14, 15, 20, 24): «Он повелел, и сотворились» ( Пс. 148, 5 ). Намереваясь же создать человека, произнес: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» ( Быт. 1, 26 ). Так высоко превознес человека над прочим творением, что не только Божественным Своим Советом, но и по образу Своему сотворил его. От этого пойми, человек, твое высокое и дивное первоначальное благородство и непостижимую благость нашего Бога. Ты создан по образу Божию! ( Быт. 1, 27 ) ( 104, 2334–2335 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Такой именно смысл заставляет нас приписывать рассматриваемому выражению («и приложился») и то соображение, что это «приложение», или снисхождение в scheol, рассматривается как явление утешительное. Так, Иаков видит для себя утешение в том, что он сойдет в преисподнюю и соединится с душою сына, тело которого, как предполагал он, было уже растерзано зверями ( Быт.27:35 ) 42 . Если в ветхозаветных книгах раннейшего происхождения scheol изображается как место, лишенное радостей, – место безмолвия ( Пс.103:17 ; Иов.3:17–19 ; ср. Пс.30:18 ), место, где смолкнет хвала Богу ( Ис.38:18–19 ; Пс.113:25 ; Пс.87:11–13 ), то отчасти уже в этих же книгах, и особенно в позднейших, можно указать такие места, в которых довольно ясно полагается различие между состоянием праведников и грешников. Одним из несомненных и очень древних доказательств того, что Ветхому Завету не была чужда надежда на лучшее состояние за гробом 43 , может служить библейский факт взятия Илии и Еноха 44 на небо ( Быт.5:24 ; 4Цар.2:11 ; ср. Сир.44:15 ; Евр.11:5 ). Ту же надежду выражает Давид ( Пс.15:8–10 ; ср. Пс.16:15 ). Указание на нее можно видеть и в других священных книгах Ветхого Завета (например, Прем.3:1–3, 5:15; 6:18–20 ; Иов.19:25–27 , и др.) 45 . Но то, что для ветхозаветного праведника было только предметом чаяния, с наступлением новозаветного царства исполнилось ( 1Пет.3:18–19 ), и то, что там высказывалось не всегда ясно и определенно, в Новом Завете раскрывается с наглядною очевидностию. Здесь, в новозаветном учении, загробное состояние душ по разлучении их с телом представляется не как состояние путников в одной и той же общей гостинице, где путешественники находят один и тот же прием и где они предаются общему сну. Нет, участь верующих совершенно отлична от участи тех, кои забыли Бога. Общее у них лишь только то, что души их не умирают и сознание им не изменяет ( Мф.10:28 ; Лк.20:36, 16:19–31 ). Праведник не подчиняется смерти, как своему господину: если он и умирает, то переходит только в уготованное ему жилище ( Ин.14:1–2, 17:24 ) – чрез смерть к жизни 46 , которая начинается для него уже тотчас по смерти ( Ин.5:24; 11:25–26 ); он мертв, но лишь постольку, поскольку не восстановлена целостность его существа ( Рим.8:11 ), душою же своею он живет и пребывает в стране живых ( Откр.7:9 ; Евр.12:22 ) – на своей родине у Господа ( 2Кор.5:8 ; Флп.1:23 ), к Которому он стремился еще здесь, на земле ( Откр.14:13 ), и Которому он служит по отшествии из этой жизни день и ночь ( Откр.7:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Знаем, что тела не имеет, а духом называем, подобие взявши от воздуха, который хотя есть тело, однако ради своей тонкости, легкости, называется дух. По сему подобию существа бестелесные, как-то души, Ангелов, и самого Бога называем духом: только вообще примечать надобно, что Бог некоторыми свойствами с тварью сообщается; только то свойство всегда превосходнейшим образом в нем остается: так например Бог есть дух ( Ин.4 ), и Ангел есть дух и душа: но Бог далеко превосходнейшим образом есть дух. Подобным образом Бог живый: хотя и другие премногие вещи имеют живот: но Бог гораздо особливым образом есть живый; в нем бо есть источник живота. Скажешь: в писании говорится, что Бог имеет руки: «руце твои сотвористе мя» ( Пс.118:73 ); ноги: «Боже! внегда исходити тебе... в пустыни» ( Пс.67:8 ); уши: «внуши ...молитву мою» ( Пс.54:1 ); очи: «очи Господни на праведныя» ( Пс.33:16 ). Отвечаю: Сие все богу приписуется, снисходя нашей немощи. Божия все действия духовны, и потому непонятны: то надобно нам было в пример употребить хотя телесные вещи, только чтоб чрез них понять как-нибудь Божия духовные действия. И так очеса в Боге приизрядно нам означают, что Бог все видит; лице Его к нам приязнь, руки действие и силу, ухо, выслушание и милосердие и пр. Сие учение против Анфропоморфитов, которые Бога подобным быть, по телу, человеку думали, и против наших раскольников. Вечное. Ни начала ни конца имущее; «от века и до века ты еси» ( Пс.89:3 ), и целое свое бытие вместе содержащее, то есть, во всю вечность целое, и во всякой вечности части целое ж. Свободное. Удаленное от всякого рабства, от обязательства, от долга, от понуждения, от нужды: «Бог ...на небеси и на земли, вся елика восходите, сотвори» ( Пс.113:11 ). Да к тому ж волю имеет неприменяемую, то есть, что восхочет, то всегда хотеть будет. Скажешь, что не все по воли Божией делается. Отвечаю: ежели Бог чего хочет под некоторым условием, то правда, что воля Божия часто не исполняется; как-то хочет нам спастись, ежели и мы восхочем; но чрез сие ни мало не вредится свободность Божия: а когда Бог чего прямо хочет, то неотменно исполняется: «воли бо Его кто противитися может?» ( Рим.9:19 ) Неизменное.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Так и когда Бог всяческих благопромыслительно напрягает силы церкви, или наводя на неё скорби, или попуская гонения нападающих на неё —362— врагов, – эллинов ли то, или нечестивых еретиков, – никто да не насмехается над нею, но пусть ожидает конца всей борьбы. Дерзко и открыто осмеивающие иногда и едва не ругающие Христа за то, что Он как будто не защищает Своих или бессилен для этого – подвергнутся бедствиям Содомлян и сделаются пищей огня, а кроме того те, которых они считали побежденными, окажутся их победителями. Соф.2:10, 11 . Сие им за досаждение их, зане поносиша и возвеличишася на Господа Вседержителя. 2541 Явлен будет 2542 Господь на них, и потребит вся боги языков земных. Такова их участь, говорит, таков их жребий! Ибо они, жалкие, дерзали произносить наглые слова и изрыгать хульные речи против Самой неизреченной Славы и, действуя под влиянием странной и необузданной своей дерзости, едва не восставали против Того, Кто превыше всего. Поскольку же они усвояли собственным богам славу всемогущества: то явлен будет Господь на них, то есть: обнаружит им собственное Свое могущество тем, что истребит всех их богов; ибо разрушены и пали от руки Израиля их капища и рукотворные идолы побежденных народов действительно оказались делом руки человеческой повсюду и во всяком народе. Итак где же могущество богов? Или как могли бы спасти других те, которые сами —363— себе не в состоянии помочь? Напротив, это – совершенно глухое и бесчувственное вещество: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих ( Пс.113:12 ). И чтобы не употреблять более таких выражений, скажем словами Пророка: что пользует изваяное, яко изваяша е? создаша слияние, мечтание ложное? ( Авв.2:18 ), – или как говорит божественный Давид: подобны им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня ( Пс.113:16 ). И поклонятся ему кийждо от места своего, вси острови язычестии. Явлен был на них, говорим, Господь, как истребивший всех их богов – древле чрез Израильтян, мужественно предавших огню в городах иноплеменников идолов в капищах и жертвенники в них; но в истиннейшем смысле, как всякий может видеть, это исполнилось во время вочеловечения Единородного, когда Бог Слово соделался подобным нам и явился. Посему и божественные ученики о Сущем от начала, Которого они слушали, говорили, что они этого Самого осязали руками и видели своими очами ( 1Ин.1:1 ). Как Бог, будучи недоступен зрению нашему, Он стал видимым нам (как человек), о чём негде поет и Давид: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит ( Пс.49:3 ). Когда же сделался видимым, и на земли явися, по написанному, и с человеки поживе ( Вар.3:38 ); тогда погибли мерзкие и нечистые полчища идолов. Совершенно разрушено владычество диавола; каждый из пришедших чрез веру во Христа к познанию истины чрез Него и с Ним приносит поклонение Богу и Отцу с места своего; 2543 Бог знаем стал не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уже физический космос Ветхого Завета, в отличие от античного космоса, пугающе–непостижим в своей иррегулярной динамике: земля «колеблется», воды «шумят, вздымаются» (Пс. 45:3–4), горы «как воск тают» (Пс. 96:5) и «прыгали, как овны» (Пс. 113:4), исполинские чудища поражают своей несоизмеримостью с человеческой мерой; еще больше затерян человек перед липом человеческого мира, силами социального отчуждения (Пс. 12:2). Но все это служит лишь фоном для оптимистического ветхозаветного учения о С.: в критический момент обращенный к Яхве «из глубины» вопль оказывается услышан, и предельно бедственное состояние, казалось бы не оставлявшее никакой надежды на С., перекрывается грандиозностью непостижимого и окончательного С. (Пс. 21, кн. Эсфирь и др.). Характерно, что этот поворот часто рисуется как парадоксальный (финал кн. Иова). Содержание идеи С. в Ветхом Завете конкретно и вещественно — освобождение от рабства и возвращение из плена, здоровье и многодетность, изобилие и удача; но одновременно с этим выступают и нравственные аспекты С.: «мир» и «справедливость» (напр., в кн. пророка Исайи начиная с 40–й гл.). С. целостно и объемлет все бытие человека; в силу этого оно начинает к талмудической эпохе требовать веры в загробную жизнь и воскресение, в «будущий мир», где оно завершится. Это телесно–духовное и иосюсторонне–потустороннее С. является свободным дарением Бога, имеющим для Него существенный характер. Яхве — это не просто бог, который иногда может сообщить кому–либо С., но Сам по Своей сущности есть «С.» для Своих людей (срв. Пс. 27:1–2). Удерживая ветхозаветное понимание С., христианство спиритуализирует его, хотя и здесь С. мыслится как духовно–телесное, поскольку оно включает в себя воскресение и просветление тела. С. — это не просто С. от погибели, от смерти и греха, но и С. для «обновления жизни», «жизни во Христе», для свободы (от закона и от греха); С. — это «оправдание», «святость», «мудрость», это вера, надежда, любовь и многообразные «духовные дары» (срв. Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

2Цар.18:18 и 1 Флавий – Древн. Иуд., VII, 10, 3), показывают, что бл. Иероним введен был в заблуждение ошибочным преданием о виденных им развалинах совершенно в другом городе того же имени, Иудейские предания у Флавия, Aben-Esra, Kimchi и в Targumim – согласно отожествляют Салим с Иерусалимом. Того же мнения и лучшие из новейших ученых – Rosemuller, Delitzsch, Keil (на Быт.14:17–18 ) и др. 827 Такую догадку высказывают Genebrardus (в Scr S Curs Compl in Ps), Delitzsch (на Пс. 109 ), Ehrt (в Ablassungszeit d Ps S. 115), новейшие переводчики Пс. на русск. из Мандельштам и Пумпянский и др., и нет ничего невероятного, что Давид, для изображения врагов царства Мессии, заимствовал ближайший ему образ от главных врагов своего времени. Это обычный прием пророков в изображении царства Мессии, который мы видим уже в пророчестве Валаама ( Чис.24:17 и дал.), также в псалмах 71:10, 15, 44:13, 80:4, у Исаии (напр. 11:10–15) и других пророков. 830 Таково в ст. 4 употребление слова с окончанием по арамейской форме (), которое впрочем изредка встречается и в древних писаниях – Исх.14:25 , Лев.26:13 , Втор.8:9 , Пс.12:9, 22:20, 69:22 , – и очень обыкновенно в писаниях Соломона, и в ст. 5 употребление Chirek compaginis, о чем мы упоминали в замечании на Пс. 100 . Замечают еще созвучие в окончаниях слов некоторых полустиший, напоминающее собою рифму и будто бы составляющее особенность позднейшего литургического стиля (ср. ст. 1 и ; ст. 2 и ; ст.3 и ; ст.4 и ; смотр. Ehrt’s – Abfassungezeit d. Ps. S. 113), но подобные созвучные окончания встречаются уже в песнях Моисея и Деворы и даже в прозаических частях древних писаний (напр. Быт.15:2–3 , в изложении заповедей Исх.20 , в речах Моисея 4 и 5 гл. Втор. и проч.), – и, как кажется, представляют случайное явление, а не признаки искусственной обработки Ср. Delitzsch – Die Psalmen S. 17 Lpz 1867 года. 831 Различные толкователи относят написание 109 псалма ко времени то одного, то другого из указанных выше событий жизни Давида, с которыми псалом соприкасается в своем содержании: но так как он одинаково соприкасается со всеми такими событиями, а с другой стороны прямым поводом к его написанию можно считать лишь неизвестное нам из истории откровение о Мессии, как вечном царе-священнике, очевидно бывшее уже после обетования, о котором повествуется во 2Цар.7 ; то, кажется, ближе к истине те из толкователей, которые вообще полагают, что псалом написан Давидом после всех тех событий (Kurtz – zur Theologie d Ps), к концу его жизни, когда с приближением к смерти, по мере отрешения от настоящего, пред взором его яснее раскрывалось будущее и живее представлялся образ обетованного ему царя Мессии, как это можно заключать из последней его пророческой песни (Delitzsch на этот Пс ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010