Исх. 3, 14. 88 Ср. Ratschow C.H. Werden und Wirken. Eine Untersuchung des Wortes HAJAH als Beitrag zur Wirklichkeitserfassung des Alten Testamerits. Berlin, 1941; Imamichi Т. Die Notizen von der Metamorphose der klassischen Ethik bei den griechischen Kirchenvatern//SP V (TU 80). Berlin, 1962. S. 506–507. 89 Ср.: Albright W.F. From the Stone Age to Christianity. Monotheismand the Historical Process. Baltimore, 1940. P. 198. 90 Ioannis Damasceni De fide orthodoxa I, 9//PG 94. Col. 836 B. 91 Ioannis Damasceni De recta sententia I//PG 94. Col. 1424 B. 92 Gregorii Nazianzeni oratio XXXVIII, 7//PG 36. Col. 317 B. 93 Например, Pseudo-Cyrilli De Trinitate 11//PG 77. Col. 1145 B. 94 Thomae Aquinatis Summa Theologica I, qu. 13, a. 11.9 95 Gregorii Nysseni Dialogus de anima et resurrectione//PG 46. Col.85 A; cp. Procopii de Gaza Catena in Genesim I, 27//PG 87. Col. 128 D. 96 Augustini Confessiones I, 2, 3. 97 Thomae Aquinatis Summa Theologica I, qu. 8, a. 1. 98 Athanasii Alexandrini Oratio contra gentes, 3. 99 Gregorii Nysseni Catechesis magna, 32//PG 45. Col. 80 D. 100 Pseudo-Dionysii Areopagitae De divinis nominibus IV, 23//PG 3.Col. 724—725 101 Plotini Enneades I, 6, 31. 102 Anaximandri fragm. 9 Diels. 103 Pseudo-Dionysii Areopagitae De divinis nominibus V, 4//PG 3.Col. 817. 104 Thaletis fragm. 22 A Diels. 105 Targum Esther 1; Midras Tehilla 40; Beresith Rabba 68. 106 Pseudo-Dionysii Areopagitae Theologia Mystica IV//PG 3. Col.1040 D. 107 Пс. 103, 29–30. 108 II Пар. 6, 18. 109 Пс. 8, 5. 110 Об этом понятии см.: Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927. С. 463–528. Обычно «чтойность» относится кобщим понятиям, но иногда Аристотель отождествляет ее с «наличным что». Поздней схоластике пришлось изобрести для конкретно-единичного термин «этость» («haecceitas»). 111 Ср. Лосев А.Ф. Античный космос… С. 450, прим. Rd " hrJ.Der okkulte Kraftbegriff im Altertum. (Philologus. Supplementband XVII,Hft 1). Leipzig, 1923. 112 Творения Василия Великого. Т. 1. СПб., 1911. С. 7. 113

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

Что это за омрачение? Боже! «Сотвори со искушением избытие, яко возмощи» мне «понести» (1Кор. 10:13). — Я становлюсь невером. Кажется, наконец, я буду не верить в собственное бытие.    Когда Бог посылает человеку несчастия или когда Он с намерением отвергает его молитву, тогда человек невольно устремляется к Богу и со слезами ищет Его, хотя прежде и был слабым верующим.    Чем знакомее молитвы и чаще обращаются в устах, тем внимательнее нужно читать их, потому что привычка производит в нас невнимательность к знаемому.    Бог преложил огонь в росу для еврейских отроков, что же стоит для Него преложить хлеб в Тело и вино в Кровь? «Еда изнеможет у Бога слово?» (Быт. 18:14)    Господи! Люди Твои, по-видимому отвергающиеся Тебя, чтут Тебя. Воззри: вот ничтожнейший и недостойнейший раб Твой, почтенный от Тебя саном священства, имеет счастие только несколько благоговейно служить Тебе, и город наполняется похвалой ему — недостойному похвалы (потому что он сотворил не больше, как только повелен-ное ему). .). «не нам, Господи, не нам, а имени Твоему слава» (Пс. 113:9). Тебе Одному, Господи, правда, нам же только стыжение лица. — Да будет же эта слава Тебе, а не мне.    Когда Господь во время совершения Литургии лишает тебя дара веры, то этим Он научает тебя искренности в молитве, простодушной детской доверенности к Нему. — Он видит лукавство сердца твоего, поверхностность молитвы твоей и хочет, чтобы ты был доверчив и прост, как дитя, углубился в молитву до забвения всего земного.    Одно поползновение к сомнению о чем-нибудь священно-таинственном есть уже грех и должно быть непременно уничтожено, а самое сомнение и тем более есть грех, происшедший от нашей гордости, неискренности, лукавства, недоверчивости. «Все, еже не от веры, грех есть» (Рим. 14:23).    Когда в душе твоей зарождается чувство ненависти к кому-либо, то ты искореняй его следующим справедливым замечанием себе самому: ты стоишь всей ненависти других за свои грубые, злые наклонности, а не тот человек, которого ты ненавидишь, он стоит всей любви и снисхождения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

12 Способы (средства) изъяснения для передачи найденного смысла другим мы не будем рассматривать, как пока ненужные для учеников, приступающих только к уяснению смысла Писаний для себя. 13 Контекст для разных мест Свящ. Писания по своему объему может быть различен, а иногда его вовсе может и не быть; так как объем его вполне зависит от того, как с большим или меньшим числом своих выражений и мыслей поставил в связи сам автор данное выражение и мысль, или у него стоит известная мысль и выражение без связи с предыдущим и последующими Обыкновенно контекст по объему разделяют на тесный, обширный и обширнейший. 14 Внешним пособием при анализе содержания книги и ее отделов могут служит указания на отделы самих священных писателей, напр. выражение у пророков: «бысть слово Господне» и др., разделение книги на зачала, главы и стихи, хотя эти деления часто не согласуются с порядком содержания (напр. Ис.52:13–53 ), и указания отделов ее в так называемых введениях в священные книги. 15 Параллелизм герменевтического нужно отличать от стихотворного. Первый есть способ изъяснения Свящ. Писания, а второй есть способ еврейского стихосложения, основывающегося на соотношении двух или нескольких стихов по сходству, или противоположению мыслей, порядка и расположения слов и пр., напр. Пс.113:1–2 . 16 Внешним пособием для отыскания параллельных мест могут служить Библии с цитатами, помещаемыми внизу текста под чертою, а также, так называемый, симфонии или конкордации, в которых слова из Свящ. Писания располагаются в алфавитном порядке. На русском языке имеются симфонии на весь Новый Завет , а из Ветхого Завета на канонические книги за исключением книг исторических. 17 Внешним пособием при определении значения слов и выражений в Свящ. Писании могут служить «Библейские словари», или лексиконы, напр. Штокия, и так называемый глоссы, т. е. собрания изъяснений мало употребительных и труднейших слов Свящ. Писания. 18 Славянский именно текст принимается здесь потому, что он есть богослужебный в нашей православной Русской Церкви и Уставом дух. Семинарий этот текст полагается для классных объяснений в Семинариях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

– Назвав всех питомцев христианской педагогии детьми, отроками, и выразив таким именованием основание нравственности, условие, при котором они могут быть руководимыми и наставляемыми, учитель церкви с одной стороны: a) показывает причину наименования детьми из св. писания и истинный смысл его; а с другой b) опровергает гностиков, считавших христиан младенцами в превратном смысле, как людей несовершенных, душевных не имеющих истинного ведения, которым хвалились сами. Изложим мысли автора в существенных чертах, приводя, где нужно, его собственные слова. а) Св. Писание часто называет нас детьми, отроками, младенцами, для обозначения простоты веры. По повествованию Евангелия, Сам Господь, стоя на берегу озера Генисаретского, сказал ученикам: дети, еда что снедно имате? ( Ин.21:4–5 ). При поднесении к Нему детей для благословения, Он сказал, что таковых есть Царстве Божие ( Мф.19:13–14 ). К чему клонились эти слова, – Он объясняет : аще не обратится и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное ( Матф. 18:3 ), «советуя нам представить подобие простоты, свойственной отрокам». Несте ли чли николиже, говорит Спаситель, яко из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу? ( Мф.21:16 ). Приготовляя учеников к разлуке, предрекая Свое отшествие на небо, для возбуждения сильнейшей внимательности к словам Своим, Господь любвеобильно говорит : чадца, еще мало с вами есмь ( Ин.13:33 ). И опять уподобляет Царство Божие детям, сидящим на торжищах и глаголющим: пискахом вам и не плясасте, плакахом вам и не рыдасте ( Мф.11:16–17 ). Согласно с Евангелием именует нас детьми и пророческое писание; Давид поет: хвалите отроки, Господа, хвалите имя Господне ( Пс.113:1 ). Через Исайю Слово – Педагог говорит: се Аз и дети, ихже даде Мне Бог ( Ис.8:18 ). Одесную Судии будут поставлены овцы, то есть отроки, за их сердечную простоту и невинность. «Ягнят Он счел достойными преимущества, предпочитая в людях сердечную расположенность, мягкость и простоту души, то есть, невинность. Нас, отроков, Писание разумеет под именем тельцов сосущих молоко, под именем голубицы простой и незлобивой, под образом двух птенцов или пары горлиц, почтенных достойными для принесения благоугодной и приятной Богу жертвы, служащих прекрасным символом невинности, незлобия, боязливости, то есть, опасения греха, именуя нас отроками, Писание именует нас также птенцами: якоже кокош собирает птенцы своя под крыле; именует младенцами, чадцами, чадами, народом новым и недавним, как свободных и чистых от страстей и пороков, стремящихся к Одному Отцу Небесному, как недавно возрожденных верою, как поспешных во спасение, бодро текущих к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

286 Ср.: 1 Кор. 1:21. 287 Ср.: 1 Кор. 1:25. 288 Ср.: 1 Кор. 2:14. 289 Ср.: Лк. 8:18; 19:26; Мк. 4:25; Мф. 13:12; 25:29. 290 Букв.: «горшечнику». 291 Вставка Кройманна. 292 Интерполяция, по мнению Кройманна. 293 Вставка Кройманна. 294 Ср.: Быт. 1:14. 295 Интерполяция, по мнению Кройманна. 296 Т. е. наш мир. 297 Т. е. Царствие Небесное. 298 См.: Пс. 45(44): 2. 299 Ср.: Tert. Adv. Marc., 1,2,1. 300 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Привил хорошее дерево на плохое». 301 См.: Быт. 1:3—4 и сл. 302 Ср.: Быт. 1:27. 303 См.: Быт. 1:26. 304 Ср.: Быт. 2:7. 305 Ср.: Быт. 2:19. 306 Ср.: Быт. 2:8. 307 См.: Быт. 2:18. 308 О сопоставлении Евы и Марии см. также: lust. Dial., 100,5; Iren. V, 19,1; Tert. De cam., 17, 5—6. 309 См.: Быт. 2:17. 310 Слова: «Благость равным образом дала и обоснование для соблюдения этого закона: В тот день, в который вы будете есть, смертью умрете. Весьма доброжелательно показала результат, к которому приведет нарушение, дабы незнание об опасности не способствовало пренебрежению послушанием», по мнению Кройманна, принадлежат ко второму изданию. Слова же «Далее, если сначала появилась причина для установления закона, то за ней последовала причина для его соблюдения, чтобы за нарушение назначалось наказание; впрочем, ранее Сказавший о нем не желал, чтобы оно воспоследовало» хорошо согласуются со словами в: Tert. Adv. Marc., II, 4, 5. 311 Еще один намек на то, что Маркион происходит из того же города, что и «собачий философ» Диоген. 312 Ср.: Откр. 22:15; ср.: Мф. 7:6, Флп. 3:2. 313 Ср.: Ин. 10:25,38; 14:11; ср.: Ин. 5:36. 314 Некоторые еретики, например, Гермоген, против которого Тертуллиан написал одно сочинение, считали, что материя, источник зла, вечна и Бог из нее творит мир. 315 Конъектура Кройманна. В рукописи: «посредством которого (предвидения)». 316 Вставка Кройманна. 317 Конъектура Кройманна. В рукописи: «свободой и возможностью». 318 Ср.: Втор. 30:15. 319 Ср.: «Какими заблуждениями одержимы люди, которые жаждут распространить за море свое право владения, считают себя счастливее всех, если займут военной силой множество провинций, присоединив новые к старым, — и не знают, в чем состоит безграничная богоравная власть! Повелевать собою — вот право величайшего из повелителей (ignari quod sit illud ingens parque dis regnum: imperare sibi maximum imperium est)» (Sen. Epist., 113, 30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

38:13. Купцы фарсисские. В данном контексте купцами фарсисскими, по-видимому, названы торговцы, чьи караваны курсировали по Аравийской пустыне до Савы и Дедана и далее к Средиземному морю. 38:14. Гог. См. коммент. к 38:2. 38:19. Землетрясения в Израиле. Под «великим потрясением», по-видимому, подразумеваются космические катаклизмы, подобные тем, что описаны в Исх. 19 ; Суд. 5:4,5 ; Ис. 30:27,28 ; Авв. 3:3–7 и Пс. 67:9,10 и 113 (см. коммент. к 1Цар. 14:15 ). Сходные образы встречаются и в анналах ассирийского царя Асархаддона. Левант был сейсмической зоной, где землетрясения не были редкостью, но Израиль расположен на окраине зоны, центр которой находится в Малой Азии. Известно, что землетрясения имели место в 760-м и в 31 гг. до н. э., а в христианскую эпоху землетрясения происходили в этом регионе с частотой один раз в столетие. 38:22. Каменный град, огонь и сера. Град как инструмент божественного суда в победных реляциях не редкость. В послании своему богу (Ашшуру) ассирийский царь Саргон сообщает, что в военной кампании против Урарту (714 г. до н. э.) бог Адад сбросил на врагов «камни с неба», благодаря чему они были уничтожены. В этой битве участвовали войска союзников, которые бежали по горным ущельям и долинам, преследуемые Саргоном, пока, наконец, вражеский царь не спрятался в своих скалах. Сера – это желтое кристаллическое вещество, которое возгорается на воздухе и часто встречается в вулканических областях. Она непосредственно не связана с каменным градом, если не считать того, что оба явления представляют стихийные бедствия, которые должны обрушиться на эту область. 39:1. Гог. См. коммент. к 38:1. 39:4. На съедение хищным птицам и зверям. Худшим из проклятий была угроза лишения погребения и оставления тела под открытым небом на растерзание диким зверям. Поскольку в еврейском мышлении тело и душа составляли единое целое, смерть не рассматривалась как разделение этих двух сущностей. Таким образом, тот, кто оставался непогребенным, считался осознающим (в определенной мере) свою судьбу. На Ближнем Востоке в древности считалось, что те, кого не похоронили, не находили покоя до тех пор, пока этот обряд не совершался надлежащим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Жалкое зрелище для очей христианских! Того, кто цветет возрастом, полон телесных сил, отличен в воинских списках, того лежащего переносят домой; он не может стоять прямо и идти на своих ногах. Кто должен быть страшен врагам, тот делается поводом к смеху детям на торжище. Он низложен без меча, убит без врагов. Человек вооруженный, в самом цвете лет, стал добычею вина, готов потерпеть от врагов, что им угодно. Пьянство - утрата рассудка, истощение силы, безвременная старость, кратковременная смерть. Упившиеся - что иное, как не языческие идолы? Очи имут, и не видят: уши имут, и не слышат (Пс.113,13-14); руки расслабели, ноги онемели. Кто злоумыслил это? Кто виновник сих зол? Кто растворил нам этот ад неистовства? Человек! из пиршества сделал ты битву. Выкидываешь юношей, выводимых под руки, как бы раненых с поля сражения, цвет юности умертвив вином. Зовешь к себе как друга на ужин, а выкидываешь от себя замертво, угасив в нем жизнь вином. Когда по мнению других пресыщены вином, тогда начинают пить, и пьют подобно скотам, как бы из явившегося вдруг источника, в котором открылось столько же ключей, сколько возлежащих. Ибо в продолжении пиршества входит к ним юноша, мужественный по сложению плеч, еще не пьяный, неся огромный фиал прохлажденного вина. Оттолкнув их виночерпия, становится он на средину и чрез изогнутые трубки поровну делит пирующим опьянение. Вот новая мера неумеренности, чтобы, равномерно друг с другом предаваясь невоздержности, никому не превзойти другого в питье. Ибо, разделив между собою трубки, и каждый взяв обращенную к нему, подобно быкам, как бы из какого водоема, не переводя дыхания пьют, поспешая столько втянуть в гортань, сколько прохлаждающий сосуд дает им сверху чрез серебряные водопроводы. Склонив взор на бедное свое чрево, вымеряй величину выпиваемого сосуда; его вместимость равняется одному котплу Смотри не на сосуд, скоро ли его опорожнишь, но на собственное свое чрево, потому что оно давно наполнено. Поэтому горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера, и день проводящим в упоении; потому что нет уже у них времени на дела Господни взирать, и о делах рук Его помышлять. Вино бо сожжет я. Жар, производимый вином, сообщаясь плоти, делается поджогою для разжженных стрел врага. Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие. Какая колесница, влачимая молодыми конями, так бесчинно несется, сринув с себя возницу? Всякий корабль не управляемый кормчим и несомый по волнам, куда случится, не безопаснее ли упившегося? После подобных бед, мужчины и женщины, составив вместе общие лики, и предав души винолюбивому демону, язвят друг друга жалами страстей. С обеих сторон смех, срамные песни, любодейные положения тела, возбуждающие к похотливости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

И законодателем этих подвигов у них диавол, а наградою за победу грех. Ибо кто больше вливает в себя цельного вина, тот получает от других победные венки. Подлинно, “слава их — в сраме” (Флп. 3:19). Состязуются друг с другом, и сами себе отмщают. Какое слово может следить за гнусностию происходящего? Все исполнено неразумия, все полно смятения! Побежденные упиваются, упиваются и победители, а прислужники смеются; руки отказались служить, уста не принимают, чрево расторгается, но зло не престает. Бедное тело, лишившись естественной силы, расслабело, не выдерживая насилия неумеренности. Жалкое зрелище для очей христианских! Того, кто цветет возрастом, полон телесных сил, отличен в воинских списках, того лежащего переносят домой; он не может стоять прямо и идти на своих ногах. Кто должен быть страшен врагам, тот делается поводом к смеху детям на торжище. Он низложен без меча, убит без врагов. Человек вооруженный, в самом цвете лет, стал добычею вина, готов потерпеть от врагов, что им угодно. Пьянство — утрата рассудка, истощение силы, безвренная старость. Упившиеся — что иное, как не языческие идолы? “Есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат” (Пс. 113:13:14); руки расслабели, ноги обмерли. Кто злоумыслил это? Кто виновник сих зол? Кто растворил этот яд неистовства? Человек! из пиршества сделал ты битву. Выкидываешь юношей, выводимых под руки, как бы раненых с поля сражения, цвет юности умертвив вином. Зовешь к себе, как друга, на ужин, а выкидываешь от себя замертво, угасив в нем жизнь вином. Когда, по мнению других, пресыщены вином; тогда начинают пить, и пьют подобно скотам, как бы из явившегося вдруг источника, в котором открылось столько же ключей, сколько возлежащих. Ибо в продолжение пиршества входит к ним юноша, мужественный по сложению плеч, еще не пьяный, неся огромный фиал прохлажденного вина. Оттолкнув их виночерпия, становится он на средину, и чрез изогнутые трубки поравну делит пирующим опьянение. Вот новая мера неумеренности, чтобы, равномерно друг с другом предаваясь невоздержанности, никому не превзойти другого в питье. Ибо, разделив между собою трубки, и каждый взяв обращенную к нему, подобно быкам, как бы из какого водоема, не переводя дыхания, пьют, поспешая столько втянуть в гортань, сколько прохлаждающий сосуд дает им сверху чрез серебрянные винопроводы. Склонив взор на бедное свое чрево, вымиряй величину выпиваемого сосуда; его вместимость равняется одному котилу. Смотри не на сосуд, скоро ли его опорожнишь, но на собственное свое чрево, потому что оно уже наполнено. После подобных бед, мужчины и женщины, составив вместе общие лики, и предав души винолюбивому демону, язвят друг друга жалами страстей. С обеих сторон смехи, срамные песни, любодейные положения тела, возбуждающие к похотливости.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Расхищаемый развлечением, я не могу взглянуть, как должно, ни на тебя, душа, ни на самого себя. От развлечения я не могу внимать, как должно, Слову Божию: по наружности представляюсь внимательным, но в то время, как усиливаюсь внимать, невольно уклоняюсь во все стороны, уношусь очень далеко, к предметам вполне посторонним, которых рассматривание не только не нужно для меня, но и чрезвычайно вредно. От убийственного развлечения не могу принести Богу сильной, действительной молитвы и запечатлеться страхом Божиим, которым уничтожилась бы моя рассеянность, и помыслы мои соделались бы послушными мне, которым сообщились бы тебе, душа, сердечное сокрушение и умиление. От моего развлечения ты пребываешь в ожесточении; при твоем ожесточении и нечувствии я развлекаюсь еще более. Развлечение – причина моей слабости в борьбе с греховными помыслами. От развлечения я ощущаю омрачение и тяжесть: когда предстанет помысел греховный, я не вдруг и не скоро узнаю его, если он прикрыт оправданием. Если же он и явен, то я, вооружаясь против него, не обнаруживаю к нему решительной и непримиримой ненависти, вступаю в беседу с своим убийцей, услаждаюсь смертоносным ядом, который он лукаво влагает в меня. Редко бываю я победителем, часто побежденным. По причине развлечения моего объемлет меня забывчивость: я забываю Бога, я забываю вечность, я забываю превратность и обманчивость мира, влекусь к нему, увлекаю, душа, тебя с собой. Я забываю грехи мои. Я забываю падение мое, я забываю бедственное положение мое: в омрачении и самообольщении моем, начинаю находить в себе и в тебе достоинства. Я начинаю искать, требовать признания этих достоинств от лживого мира, готового на минуту согласиться, чтобы после злее насмеяться. Достоинств нет в нас: достоинство человека всецело осквернено падением, и он справедливо будет думать о себе, если, как советует некоторый великий подвижник, сочтет себя мерзостью не видят, уши имут и не слышат» (Пс. 113:13-14): таковым должен быть и монах. И как идолы суть мерзость, так и монах да помышляет о себе, что он – мерзость».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

13 сентября. Все козни вражии бывают сильны и действенны и мертвящи относительно меня тогда только, когда я дозволяю себе лишнее есть и пить, – в общем, за чревоугодие и пресыщение. Доколь же я буду безумен и не возлюблю поста? Вот сегодня я запинался, по действию вражию, на панихиде в доме Федорова (отрок Иринарх покойник) и у Неустроева на молебне оттого, что вчера у Ефрема Степановича Орешина вечером кушал грибы, ел лососину копченую и вино херес пил, а дома тотчас чай пил со сливками и булку кушал: вышло пресыщение после обеденного мясного форшмака. 14 сентября 1875 г. Воскресение. Воздвижение. Из-за слова «внеуду» 113 враг возбуждает во мне лукавую блудную мечту и смятение, когда сердце мое потоплено сластолюбием и пресыщением (сегодня на молебне у Неустроева). Слова, слишком знакомые памяти и разуму моему, отчуждают и отревают от сердца, нагло похищая их. О, Господи! Востани в помощь мою и побори борющыя мя враги бесплотные ( Пс. 34:2, 1 ). Чужие деньги, даваемые мне на раздачу бедным, – чужое терние, чужая тяжкая работа и болезнь сердцу моему, повод врагам бесплотным особенно мучить меня. 14 сентября. Благодарю Господа, облаженствовавшего меня причащением пренебесных, Божественных, животворящих и страшных Таин. О, мир Божий! О, пространство Божественное! Жизнь Божия во мне от Божественных Таин. Но зачем после таких милостей Божиих я имею еще сильное пристрастие к тленной пище? Зачем я с алчностию ем, как зверь? Доколе буду злоупотреблять милосердием Божиим? Доколе буду оскорблять Духа Божия? Не вечно оскорблять мне Духа Божия – может вскоре возгореться гнев Божий на меня. Уже и то Господь предает меня духу лукавому мучить меня за чревоугодие. Достойно и праведно. Согрешил я, уничижив протоиерея, сказав о нем дьячку моему, что он жаден до денег и свиреп к своему собрату, священнику Семенову, чуть-чуть касающемуся его интересов. На панихиде у Федоровой я чувствовал себя вечером дурно. Невидимые враги сильно реяли 114 во мне рогами своими. О, как я боязлив и нетерпелив! Как враги смеются над моим малодушием! Вот, я знаю хорошо всякую службу, но по действию врагов бываю нередко как незнающий: не могу выговаривать слов, и особенно тех, кои наиболее известны и наичаще повторяются: враги внушают к ним пренебрежение и вырывают их из сердца и уст моих. Горе мне!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010