Подобно тому, как никто не может жить без головы и власти, исходящей из нее в члены (тела), так ничто из созданного не может продолжаться без Христа: возьмешь , говорится, дух их, и исчезнут (Пс.103:29). Христос есть основа всех основ, и никому не приличествует пола­гаться на себя или на своих великих соплеменников, в особенности это не приличествует иудеям, которые всегда сла­вились своими великими соплеменниками: хотя и происходит что-либо хорошее, но это совершается силой Христовой. Верующий в него не постыдится . Справедливо сказано: верующий в него не постыдится . Смотри, в этих словах обозначено (пер­вое) пришествие Его, которое хотя бы было и весьма славным, однако нуждалось в вере. А во время славного пришествия Его, не будет нужды в вере, так как величие Божие вос­полнит место веры. Видишь ли, что всегда нужна вера? Го­ворит: верующий в него , а не: старавшийся познать Его; говорит: верующий , а не: вопрошавший и исследовавший; говорит: верующий , а не: тщательно изыскивавший. Да постыдятся те, которые же­лают исследовать Непостижимого! Видишь ли, что всегда нужна вера. Что Он родился, жил на этой земле, умер, подвергшись казням и мукам, и освободил весь мир кре­стом, – всему этому должно веровать. Нужна великая и слав­ная вера, чтобы веровать, что от креста, орудия смерти, про­изошла свобода и от смерти – жизнь, наполнившая всю вселен­ную, как написано: земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис.11:9), и кроме того: и уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: " познайте Господа " , ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого (Иер.31:34), а также: от востока солнца до запада славно имя Господне (Пс.112:3). Совершения чего именно большего этого будет желать кто-либо? Подумай о превосходстве силы Божией: там Он во­друзил знак разумения, а здесь трофей победы. Что – про­клятие креста? Однако, как видим, от древа совершилось искупление. Кто слышал когда-либо, кто видел когда-либо, чтобы на­казание проклятия было признаком отрешения смерти и разру­шением грехов, что взаимно совершенно противоположно? И как нам не удивляться? Мы не желаем даже видеть мучи­теля и подойти к нему, охватываемые страхом, а между тем налагаем на царскую диадему, на украшения воинов, на члены тела, именно, на голову, грудь и сердце, а также на жертвен­ники и постели – знак креста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Подобно тому, как никто не может жить без головы и власти, исходящей из нее в члены (тела), так ничто из созданного не может продолжаться без Христа: возьмешь , говорится, дух их, и исчезнут (Пс.103:29). Христос есть основа всех основ, и никому не приличествует полагаться на себя или на своих великих соплеменников, в особенности это не приличествует иудеям, которые всегда славились своими великими соплеменниками: хотя и происходит что-либо хорошее, но это совершается силой Христовой. Верующий в него не постыдится . Справедливо сказано: верующий в него не постыдится . Смотри, в этих словах обозначено (первое) пришествие Его, которое хотя бы было и весьма славным, однако нуждалось в вере. А во время славного пришествия Его, не будет нужды в вере, так как величие Божие восполнит место веры. Видишь ли, что всегда нужна вера? Говорит: верующий в него , а не: старавшийся познать Его; говорит: верующий , а не: вопрошавший и исследовавший; говорит: верующий , а не: тщательно изыскивавший. Да постыдятся те, которые желают исследовать Непостижимого! Видишь ли, что всегда нужна вера. Что Он родился, жил на этой земле, умер, подвергшись казням и мукам, и освободил весь мир крестом, – всему этому должно веровать. Нужна великая и славная вера, чтобы веровать, что от креста, орудия смерти, произошла свобода и от смерти – жизнь, наполнившая всю вселенную, как написано: земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис.11:9), и кроме того: и уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: " познайте Господа " , ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого (Иер.31:34), а также: от востока солнца до запада славно имя Господне (Пс.112:3). Совершения чего именно большего этого будет желать кто-либо? Подумай о превосходстве силы Божией: там Он водрузил знак разумения, а здесь трофей победы. Что – проклятие креста? Однако, как видим, от древа совершилось искупление. Кто слышал когда-либо, кто видел когда-либо, чтобы наказание проклятия было признаком отрешения смерти и разрушением грехов, что взаимно совершенно противоположно? И как нам не удивляться? Мы не желаем даже видеть мучителя и подойти к нему, охватываемые страхом, а между тем налагаем на царскую диадему, на украшения воинов, на члены тела, именно, на голову, грудь и сердце, а также на жертвенники и постели – знак креста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

– Сын Божий, крестившийся во Иордане, – спаси нас, поющих Тебе: аллилуйя. – Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. – Приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. – Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя; скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. – Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне. – Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. – Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш ( Пс. 114:1–3, 5 ). Прокимен, гл. 4. Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам. – Благословен грядущий во имя Господне! Бог Господь – и осиял нас ( Пс. 117:26–27 ). Ап. Тит. 2:11–14. 3:4–7 . Ев. Мф. 3:13–17 . Вм. «Достойно есть» – Ирмос 9 п. 1-го канона: «Недоумеет всяк язык». Причастен. Явися благодать Божия спасительная всем человеком. – Явилась благодать Божия, спасительная для всех людей. Совершается освящение воды в память того, что Иисус Христос Своим крещением освятил Иорданские воды. После Литургии совершается великое освящение воды на реках или источниках. Преображение Господне (6 августа) Стихиры на Господи воззвах. Гл. 4. Прежде креста Твоего, Господи, гора небеси подобящися, и облак яко сень протязашеся, Тебе преобразующуся, от Отца же свидетельствуему; тамо бе Петр со Иаковом и Иоанном яко хотяху быти с Тобою и во время предания Твоего: да видевше чудеса Твоя, не устрашатся страданий Твоих, имже поклонитися нам в мире сподоби, великия ради Твоея милости. – Прежде креста Твоего, Господи, гора (Фавор) уподобилась небу, и облако распростиралось над ней, как сень, 112 во время Твоего преображения и свидетельствовал (о Тебе) с неба Отец: там был Петр с Иаковом и Иоанном, потому что им предстояло быть с Тобою и в час предания Твоего (на смерть): для того, чтобы они, видевши чудное (бывшее) с Тобою, не убоялись страданий Твоих, которым поклониться в мире удостой нас за великую Твою милость. – Прежде креста Твоего, Господи, поим ученики на гору высоку, преобразился еси пред ними, лучею силы озяряя их, отсюду убо человеколюбием, отонуду властию, показати хотя воскресения светлость: егоже и нас, Боже, в мире сподоби, яко милостив и человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такова и сама жизнь Церкви; сколько небо выше земли, столько эта жизнь выше древней. Поэтому он и говорит: «высок над всеми народами Господь». Величая Бога служением, мы знаем и то, что и это с Его стороны есть снисхождение, потому что, хотя наше служение и выше древнего, однако оно ниже Его достоин­ства. Павел, показывая различие ведения. существующего ныне и имеющего быть в будущей жизни, говорит: «когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор.13:11), и еще: «мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1Кор.13:9, 12). Этим он выражает, что ведение настоящее настолько отстоит от будущего, насколько младенец от мужа, достигшего совер­шенного возраста. «Выше небес слава Его». Сказав о хвалении и величании Бога посредством человеческой жизни и научив именно так величать Бога, так хвалить, так превозносить, пророк побуждает нас еще к большей добродетели, показывая, где особенно совершается такая хвала. Где же? На небесах. Там слава Его. Ангелы особенно прославляют Его, прославляют не только по собственной природе, но и чрез послушание людей, которым они служат, ревностно содействуя исполнению жела­ний и заповедей Его. Потому и говорит пророк: «сильные крепостью, творящие слово Его» (Пс.102:20). И в Евангелии Христос заповедал молиться так: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10), т.е. как ангелы святят имя Его, чуждаясь всякого порока и ревнуя о добродетели, — так да сподобимся и мы святить Его. Это выражает пророк и здесь: «выше небес слава Его». Итак, не смотри только на твари, видимые на земле, и на стройность неба, но вознесись умом от чув­ственного к духовному, к красоте тамошних существ и к светлости тамошней жизни, и тогда ты узнаешь, каким образом «выше небес слава Его».    3. Видишь ли, как он мало-помалу окрыляет ум слу­шателей? Таким образом, возвысив слушателя от земли и устремив к небу, расположив его опять размышлять о предметах высших, далее он переходит к другому доказатель­ству силы Божией и говорит: «поднимающий с земли нищего и от гноища возвышающий убогого» (Пс.112:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Уже немного (времени остается) Мне говорить с вами. На Меня (восстал) идет князь мира сего. Встанем, пойдем, отсюда». Ученики встали и пропели псалмы (о милости Божией Пс.112–117 и Пс.135 ), назначенные для Пасхи, и вместе с Христом пошли на гору Елеонскую (Масличную). В Псалмах, пропетых Христом на Тайной вечери и после неё среди глубокой ночи в тесном кругу своих учеников встречаются знаменательные стихи, которые нельзя было не пропеть как только с глубоким чувством: «Объяли Меня болезни смертные; адские муки постигли Меня. Я встретил тесноту и скорбь. Господи избавь душу Мою». Или: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко Мне? Чашу спасения приму и имя Господне призову. Камень, который отвергли строители, сделался главою угла. Это от Господа и есмь дивно в очах наших». ( Ин.15, 16 гл.) По дороге к горе Елеонской, Христос продолжал говорить ученикам о Своем единении и общении с ними дружеском, – «Я истинная виноградная Лоза, а Отец Мой Виноградарь. А вы ветви. Кто пребывает во Мне, и в ком – Я, тот много принесет плода. Кто не Мне, тот, как бесплодная ветвь, отсекается и засохнет». «Вы – друзья Мои. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня он ненавидел прежде вас. Если Меня гнали, то будут гнать и вас. Вас изгонят из синагог: даже наступает время, когда, убивая вас, будут думать, что этим угождают Богу. В мир будете иметь скорби; но мужайтесь (будьте тверды и верны Мне). Я мир победил». Воспоминание о сошествии Св. Духа на Апостолов В 10-й день по вознесении Господнем в первый час молитвы – в третьем часу дня (по нашему счету в 9 часу утра) ученики Христовы были все вместе в Сионской горнице близ храма. Вдруг послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и сосредоточился на том месте, где были собраны ученики Господни. И явились им разделенными языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них. Исполнились все Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать. Вместе с этим они получили и другие дары Духа Святого, напр.: дар творить чудеса, предсказывать будущее и особенно дар вечной искренней любви ко Христу и Его учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

И дам ему звезду утреннюю. «Утреннею звездою, – продолжает св. Андрей, – называет или того, о ком говорит пророк Исаия: Како спаде с небесе денница восходящая заутра ( Ис.14:12 , т.е. диавола), и (тогда) обещает положить ее сокрушенною под ногами верных (см.: Лк.10:18–19 ; Пс.90 ), или же денницу, упоминаемую Петром и ясно сияющую в сердцах верных (см.: 2Петр.1:19 ), т.е. просвещение Христово» 110 . Церковью принято последнее толкование. «Под утренней звездой нужно понимать Самого Иисуса Христа, – говорит проф. прот. Орлов, – Который есть свет, просвещающий всякого человека ( Ин.1:9 )» 111 . Обещание дать им звезду утреннюю особенно естественно было в применении к фиатирцам, этим младенцам простоты веры, свет которой так ярко засияет в них и для них, как звезда утренняя – после мрака ночи. Глава 3 1–3. И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду; на тебя. Город Сарды, главный город в Лидии (известный в истории Креза и Солона), также являлся центром язычества, в котором особенно выделялся храм и культ Цибелы, один из самых безнравственных и развращенных даже в самом развращенном греко-римском язычестве поры апостольского периода. Безотрадно было и общее состояние христианской Церкви в Сардах, так что обращение к ней Господа, как мы видим, без обычной похвалы сразу же переходит к обличению и к призыву покаяться. Вем твоя дела, яко имя имаши яко жив, а мертв еси... «Так далеко отстоят суды человеческие от судов Божиих! И так много разнятся имена Божии от имен, коими нарицают что-либо люди! Человек, живущий одною плотью, или и душою, но в совершенном отчуждении от жизни Божией, по взору и понятиям мира, не только живет, но живет как будто бы наиболее полно и обширно, наиболее счастливо, так что ему прямо завидуют другие. Но сей самый человек, пред взором Того, для Кого вся нага и объявлена ( Евр.4:13 ), есть мертвец живой», в коем высшая часть его природы и главное начало жизни, «непрестанно встречая себе противодействия и подвергаясь вредоносному, прямо мертвящему влиянию, истощается и как бы обмирает; и в человеке как бы не станет собственного человека: он делается плотью, духа не имущею» (см.: Рим.8:9 ) 112 . Так и сардийские христиане: они были «живы, по мнению человеческому, и мертвы пред всеведением Божиим» 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Псалом 112 Да будет вечно и во всем мире благословенно имя Господа, возвышающего смиренных. Аллилуиа. То есть: «Хвалите Бога». 1–4. Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. Псалмопевец, обращаясь к сонму левитов, как служителей алтаря Господня, приглашает их торжественно прославлять Господа. – Служители Царя небесного, вы, как отроки – слуги царя земного, прославляйте Имя Господне, – восхваляйте свойства и совершенства Господни в пении. – Да будет Имя Господне благословенно от ныне и во век. – От востока солнца до запада да будет прославляемо Имя Господне, иначе – между народами всей вселенной. Да будет так потому, что «высок над всеми народами Господь», как Царь всего мира. – Над небесами слава Его, т. е. престол Бога, как Творца мира, над небесами, или выше неба, и облачного и звездного. Престол сей – слава Его, ибо окружен тьмами тем небесных воинств Его, как Царя-Вседержителя, (ср. 3Цар.22:19 ; Ис.6:1 ; Иер.1:22–24; 2:1,12–13,23 ; Дан.4:14; 7:9–10 ). 5–6. Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли. С чувством глубокого благоговения пред именем Божиим псалмопевец спрашивает: «кто как Господь Бог наш»? разумеется – никто: ни царь, какой бы он ни был могущественный; ни бог, какую бы он ни олицетворял силу. – «Бог на высоких живет, т. е. на небесах, но и на смиренных призирает, – как бы приклоняет взор и слух свой, чтобы видеть нужды и слышать мольбы смиренных. Так, Он на небе и на земле: Его воля благая, Его промысл премудрый объемлют весь мир. – «Бог истинный творит все, что хочет на небе и на земле; а идолы – боги язычников, это серебро и золото, дело рук человеческих» ( Пс.113:10–12 и сл.). 7–9. Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся. Призирая на землю, Господь поднимает нищего, поверженного в прах; и от гноища – с груды пепла Он возвышает убогого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

22:16—17.) Приступили же, искушая, «как бы уловить Его в словах» , как свидетельствует божественный Евангелист (Мф. 22:15). А другие ради прибытка и любостяжания не принимали Сына; потому «сказали друг другу» , сказано, «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф. 21:38; Лк. 20:14, Мк. 12:7). А что были очень привязаны к богатству и любостяжательны фарисеи и нечестивое скопище книжников, это может видеть всякий, и очень легко, обратив внимание то, что о них написано. Господь наш Иисус Христос говорит, что желающие помышлять о небесном должны продавать земное богатство и раздавать имение свое нищим, дабы приобрести вышнее сокровище. Но, как говорит Евангелист, слушали это книжники и фарисеи, бывшие сребролюбивыми, и осмеивали Его. А что они доходили в этом даже до самых ничтожных вещей, с величайшею заботливостью относились и к мелочам, ничего не упуская из установленных законом десятин, хотя о самом законе и мало заботясь, это совершенно ясно выставляет им на вид Господь, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23). Итак, Гад означает «искушение», Асир же — «богатство». И оба они родились от служанки Зелфы, после Дана и Неффалима, которые произошли от Валлы. Но в них для нас преднаписано было время пришествия Спасителя нашего, в которое Рахиль, то есть Церковь из язычников, была еще неплодна. А что она имела родить многих и быть питательницею бесчисленных народов, это предвозвестил Исаия, говоря: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис. 54:1; сн.: Гал. 4:27). Разъяснял это и сам божественный Давид, говоря: «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс. 112:9). Сказал ей также в одном случае и Владыка всяческих и Бог: «Возведи очи твои и посмотри вокруг» (Ис. 49:18; сн.: Ис. 60:4). И еще: «Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 277). Милосердного любит Бог Милосердного и человеколюбивого Бог принимает и любит, и если это будет праведник-сплетает ему светлейшие венцы, а если грешник-прощает ему грехи в награду за сострадание к подобному себе рабу. Святитель Иоанн Златоуст (37, 408). Бог близок к каждому из нас, когда добрые дела приближают Вас к Нему, и далек от нас, когда, приближаясь к гибели, мы сами Удаляем себя от Него (5, 314). Господь сказал: " Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто " (Лк. 11, 41). Неужели сколько бы кто ни грешил, все очищается милостыней? Сама связь с предыдущими словами объясняет сказанное. Прежде Он сказал: " Внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства " (Лк. 11, 39) и потом добавил: " Подавайте лучше милостыню... тогда все будет у вас чисто " , то есть все то, в чем грешим и лукавим, грабя и лихоимствуя. Это же выражает и Закхей словами: " Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо " (Лк. 19, 8). Потому все подобные грехи, которые могут быть заглажены и за которые можно воздать чем-либо в несколько раз большим, очищаются этим способом. Этот способ не сам по себе достаточен к очищению, но предварительно имеет нужду в Божием милосердии и в Крови Христовой, которою " имеем искупление " (Еф. 1, 7) и от всех других грехов, творя за всякий грех " достойные плоды покаяния " (Лк. 3, 8). Святитель Василий Великий (116, 136). Очистив себя милосердием, отрем этим прекрасным платом нечистоту душевную и убелимся-одни, как волна, другие, как снег (Ис. 1, 18), по мере нашего добросердечия. Святитель Григорий Богослов (12, 43). Если нам надлежит взойти в горнее, то обнищаем... Способ указывает псалом: " Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки " (Пс. 111, 9). Кто вступил в общение с нищим, тот уподобил себя Обнищавшему ради нас. Господь обнищал, чтобы и ты не убоялся нищеты, но Обнищавший ради нас царствует над всею тварью. Поэтому если и ты обнищаешь (благодетельствуя нуждающимся) с Обнищавшим, то будешь и царствовать вместе с Царствующим (18, 374).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Есть ли кто-нибудь, говорит, в мире такой, Кто как Иегова, Бог наш, Который, имея жительство на неприступных высотах, и всех и все превосходя величием Существа Своего, в то же время, по неизреченной милости и благости Своей, близок был и ко всему тому, что происходит на небе и на земле, даже к незначительным предметам, в особенности же к людям, кротким и смиренным; Который, восседая на высоте, преклоняется, чтобы видеть то, что на небесах и на земле? Кто, яко Господь, Который на небеси унизил гордых ангелов и сатану, и на земли воззрел на смиренных и праведных и возвел их к соучастию в вечной славе Своей, Который на земле презрел гордых фараонов, Навуходоносоров и других, подобных им, и воззрел на Моисея и Давида и на других смиренных и кротких, Который из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего, как например многострадального Иова? Землею и гноищем псалмопевец называет ничтожество и прославляет могущество Божие, которое легко изменяет вещи, во что Ему угодно, как изъясняет блж. Феодорит, «и нищего и ничего не значащего делает богатым и значительным, также ничтожного и бедного делает славным и знаменитым» с 899]. Пс.112:8–9 Посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся. В сих последних стихах продолжается речь предыдущих стихов. Господь Бог, призирающий с высоты на землю и на дела ее, возвышает от земли и от бедности нищего и убогого для того, чтобы посадити его с князи, т.е. чтобы приравнять его по достоинству с князьями и людьми, стоящими на высокой степени. Вообще же здесь указывается на вездесущий и вседействующий Промысл Божий на небе и на земле. Промыслительная десница Божия проявляется во всех делах человеческих. Она поддерживает бедного в несчастии и в бесчестии, чтобы показать после в них достойный пример людям. К таковым можно относить: Моисея, Давида, Даниила; в Новом Завете: апостолов, учеников и множество святых, которые явились вестниками особенных благодеяний и милости Господа. Все это им зачтется в будущей жизни, когда все бедные, все несчастные, угнетенные в этом мире, за их веру в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010