Исх. 3, 14. 88 Ср. Ratschow C.H. Werden und Wirken. Eine Untersuchung des Wortes HAJAH als Beitrag zur Wirklichkeitserfassung des Alten Testamerits. Berlin, 1941; Imamichi Т. Die Notizen von der Metamorphose der klassischen Ethik bei den griechischen Kirchenvatern//SP V (TU 80). Berlin, 1962. S. 506–507. 89 Ср.: Albright W.F. From the Stone Age to Christianity. Monotheismand the Historical Process. Baltimore, 1940. P. 198. 90 Ioannis Damasceni De fide orthodoxa I, 9//PG 94. Col. 836 B. 91 Ioannis Damasceni De recta sententia I//PG 94. Col. 1424 B. 92 Gregorii Nazianzeni oratio XXXVIII, 7//PG 36. Col. 317 B. 93 Например, Pseudo-Cyrilli De Trinitate 11//PG 77. Col. 1145 B. 94 Thomae Aquinatis Summa Theologica I, qu. 13, a. 11.9 95 Gregorii Nysseni Dialogus de anima et resurrectione//PG 46. Col.85 A; cp. Procopii de Gaza Catena in Genesim I, 27//PG 87. Col. 128 D. 96 Augustini Confessiones I, 2, 3. 97 Thomae Aquinatis Summa Theologica I, qu. 8, a. 1. 98 Athanasii Alexandrini Oratio contra gentes, 3. 99 Gregorii Nysseni Catechesis magna, 32//PG 45. Col. 80 D. 100 Pseudo-Dionysii Areopagitae De divinis nominibus IV, 23//PG 3.Col. 724—725 101 Plotini Enneades I, 6, 31. 102 Anaximandri fragm. 9 Diels. 103 Pseudo-Dionysii Areopagitae De divinis nominibus V, 4//PG 3.Col. 817. 104 Thaletis fragm. 22 A Diels. 105 Targum Esther 1; Midras Tehilla 40; Beresith Rabba 68. 106 Pseudo-Dionysii Areopagitae Theologia Mystica IV//PG 3. Col.1040 D. 107 Пс. 103, 29–30. 108 II Пар. 6, 18. 109 Пс. 8, 5. 110 Об этом понятии см.: Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927. С. 463–528. Обычно «чтойность» относится кобщим понятиям, но иногда Аристотель отождествляет ее с «наличным что». Поздней схоластике пришлось изобрести для конкретно-единичного термин «этость» («haecceitas»). 111 Ср. Лосев А.Ф. Античный космос… С. 450, прим. Rd " hrJ.Der okkulte Kraftbegriff im Altertum. (Philologus. Supplementband XVII,Hft 1). Leipzig, 1923. 112 Творения Василия Великого. Т. 1. СПб., 1911. С. 7. 113

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

Отречемся опять, возлюбим вторичное отреченье, когда в первом солгали, и послушаемся того божественного гласа, который вопиет: «расточи, даде убогим, правда его пребываешь во век века» (Пс.111:9). Если же правда раздавшего нищим свое богатство пребывает с ним во веки, то и неправда немилосердого также с ним пребывает в бесконечные веки в пламени негасимого огня, как и того немилостивого, которому справедливо было сказано: «чадо, по­мяни, яко приял еси благая твоя в животе твоем» (Лук. 16:25). Будем же подражать, душа, тому мудрому Спасителеву гостеприимцу, который сказал: «се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чем обидех, воз­вращу четверицею» (Лук.19:9). Его доброму покаянию и похвальному произволение будем, душа, подражать, чтобы и нам сподобиться услышать оный божественный глас: «днесь спасение дому сему бысть». Доколе остаемся глухими к Божественному ученью, которое повелевает нам, го­воря: «не надейтеся на неправду и на восхищение не желайте: богатство аще течет не прилагайте сердца» (Пс.61:11)? Убоимся же, душа, убоимся угрозы божественного учи­теля, который говорит: «Приидите ныне богатиги, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших, грядущих на вы. Богатство ваше изгни, и ризы ваша молие поядоша. Злато ваше и сребро изоржаве, и ржа их в послушество на вас будет и снесть плоти ваша аки огнь: егоже снискасте в последния дни» (Иак. 5:1—3). Эта справедливая угроза в особенности относится к нам, окаянная душа, которые собираем множество всякого богатства, а нищим не хотим подать полушки, хотя те со слезами кланяются нам и просят; но мы, минуя их, не желаем на них и смотреть. Поэтому и мы не будем помилованы праведным Судьей, так как сами не милуем ближних своих, гибнущих от го­лода и холода: «суд бо без милости, — говорит, не сотворшим милости» (Иак. 2:13). И не вкусить нам тех благ, которые уготованы для праведных, когда алчем и жаждем неправды, а не праведности. Не будем же пребывать, душа, в таком омрачении мысли и окаменении, но убоимся страшного прещения Того, Кто гово­рит: «горе вам насыщеннии ныне, яко взалчете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

Отречемся опять, возлюбим вторичное отреченье, когда в первом солгали, и послушаемся того божественного гласа, который вопиет: «расточи, даде убогим, правда его пребываешь во век века» (Пс.111, 9). Если же правда раздавшего нищим свое богатство пребывает с ним во веки, то и неправда немилосердого также с ним пребывает в бесконечные веки в пламени негасимого огня, как и того немилостивого, которому справедливо было сказано: «чадо, помяни, яко приял еси благая твоя в животе твоем» (Лук. 16, 25). Будем же подражать, душа, тому мудрому Спасителеву гостеприимцу, который сказал: «се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чем обидех, возвращу четверицею» (Лук.19, 9). Его доброму покаянию и похвальному произволение будем, душа, подражать, чтобы и нам сподобиться услышать оный божественный глас: «днесь спасение дому сему бысть». Доколе остаемся глухими к Божественному ученью, которое повелевает нам, говоря: «не надейтеся на неправду и на восхищение не желайте: богатство аще течет не прилагайте сердца» (Пс.61, 11)? Убоимся же, душа, убоимся угрозы божественного учителя, который говорит: «Приидите ныне богатиги, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших, грядущих на вы. Богатство ваше изгни, и ризы ваша молие поядоша. Злато ваше и сребро изоржаве, и ржа их в послушество на вас будет и снесть плоти ваша аки огнь: егоже снискасте в последния дни» (Иак. 5, 1—3). Эта справедливая угроза в особенности относится к нам, окаянная душа, которые собираем множество всякого богатства, а нищим не хотим подать полушки, хотя те со слезами кланяются нам и просят; но мы, минуя их, не желаем на них и смотреть. Поэтому и мы не будем помилованы праведным Судьей, так как сами не милуем ближних своих, гибнущих от голода и холода: «суд бо без милости, — говорит, не сотворшим милости» (Иак. 2, 13). И не вкусить нам тех благ, которые уготованы для праведных, когда алчем и жаждем неправды, а не праведности. Не будем же пребывать, душа, в таком омрачении мысли и окаменении, но убоимся страшного прещения Того, Кто говорит: «горе вам насыщеннии ныне, яко взалчете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Потерпи (ради) Господа, «мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа» ( Пс.26:14 ). § 426. Утешение против нищеты. Мало, весьма мало богатых обретается, которые были бы истинными христианами. Не богатство тому виною, но злое сердце человеческое, которое или неправдою собирает богатство, или правдою собранное неправедно расточает, или хранит его, как сторож. К тому же едва сыщется какой богач, который бы богатством своим не гордился и не превозносился, хотя и не его оно есть, но Божие. Ибо все Божие, что ни имеем, кроме грехов. Неправда же, роскошь, скупость и гордость много с собою вводят беззаконий и лишают христианина христианства истинного. Истинное же христианство не может быть без христианской жизни, которая должна от внутренности происходить. И так богатство, Божие добро, безумному богачу, как безумному меч, бывает, которым он сам себя закалывает и погубляет, что и о всяком Божием даровании разуметь должно. Ибо всякое дарование, когда человек его не на добро, но во зло употребляет, обращается ему во зло и погибель, например, учение, разум, красноречие, художество, знание языков и сам дар чудотворения, и прочее ( 1Кор.13:1–3 ; Мф.7:22–23 ). Может человек злоупотреблять и Божиими дарованиями. Это тогда бывает, когда человек через дарования не славы Божией и пользы ближнего, на что они подаются, но славы и похвалы своей ищет. Так и богатый, когда не славы Божией и пользы ближнего через богатство ищет, но или хранит его как сторож или как пес сено, на котором лежит, и сам не ест и скоту не дает, или расточает на непотребные расходы, дабы или плоти своей угодить, или от людей славу и похвалу себе снискать, и прочее, – во зло употребляет дарования Божии, и так во зло употребляемое дарование Божие во зло и ему обращается. А когда нет христианского употребления богатства, то нет в таком богатом и истинного христианства. Очень же мало таких богачей, которые по-христиански расходуют богатство, как это примечается от дел их, следовательно, мало истинных христиан сыскать можно между богатыми. По большей же части истинные христиане в нищете и убожестве живут. Причина тому такая: истинные христиане более пекутся о богатстве душевном и вечном, нежели телесном и временном, или того добра, которое от Бога им посылается, лишаются через злых богачей, по Писанию: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь» ( Иак.2:6–7 )? Или сами расточают богатство свое, как пишется: «расточил, дал нищим» ( Пс.111:9 ), – есть и прочие причины, Богу одному известные. Те христиане, которые терпят нищету и от той унывают, следующими рассуждениями могут себя утешать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Не будем мы монахи преступать меры смиренномудрия, чтобы чем-нибудь, по-видимому, основательно сделанным не нарушить своего благоговения. Таким образом не в великое поставим понести и утрату; потому что сказано: рабу Господню не подобает сваритися (2Тим.2:24); и блажен, иже боится всех за благоговение (Притч.28:14); и: не тщися в дусе своем яритися: яко ярость в недре безумных почиет (Еккл.7:10). Написано: сын благоразумный послушлив отцу: сын же непокорливый в бесчестие (Притч.13:1). Иже хранит своя уста, соблюдает свою душу: продерзивый же устнама устрашит себе (3). Сыну лукавому ничтоже есть благо (14), а соблюдающей заповеди блажен. Закон мудрому источник жизни: безумный же от сети умрет (15). Ходяй право боится Господа: развращаяй же пути своя обезчестится (14:2). Взыщеши премудрости у злых, и не обрящеши: чувство же у мудрых удобно (6). Сад без ограды будет потоптан и опустеет; и кто не хранит уст своих, тот погубит плоды. Надеяйся на богатство падет: заступаяй же праведных, той возсияет (Притч.11:28). Кто расточает имение свое безрассудно, тот делается беден; а кто расточает с верою в Господа, тот не будет оставлен во век. Ибо написано: расточи, даде убогим: правда его пребывает в век века: рог его вознесется в славе (Пс.111:9). Умножаяй богатство свое с лихвами и прибытки, милующему нищия собирает е (Притч.28:8). Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же попирает он землю, из которой взят, и в землю пойдет; возвышает же Господь смиренных. Дым прочь гонит пчел: а памятозлобие изгоняет из сердца ведение. Моли Господа, и проливай слезы пред Его благостью; тогда памятозлобие не водворится в душе твоей, и молитва твоя будет яко кадило (Пс.140:2) пред Ним. Написано: нечист пред Господем всяк высокосердый (Притч.16:5): предъидет же смиренным слава (15:33). Еще написано: вины ищет муж хотя отлучитися от другов, на всякое же время поносимь будет (18:1). Так и монах, удаляющейся из обители, винит настоятеля и братию. Написано: есть путь, иже мнится человеком прав 6ыти: последняя же его приходят во дно ада (Притч.14:12). И еще говорит: путей своих насытится дерзосердый, от размышлений же своих муж благ (14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/753/...

XIV, p. 324; Corblet, Hist. de baptéme, II, 530. Garrucci, tav. I, 2. Martigny, Dict., p. 648. Roller, I, pl. XVIII, 1. Kraus, R. S., Fig. 18, S. 139 (2 Aufl.). Real-Encycl., II, 8. Strzygowski, Iconogr. d. Taufe, S. 3–4. Taf. I, 1. Lefort, p. 16. Pohl, Altchr. Fresco – u. Mosaik – Malerei 7. Grilwitzer, Die bildl. Darstell. in d. röm Katac., S. 33. 1177 Мнения Гарруччи (символический образ освобождения оправданного человека от треволнений мира. Пс. 17:17; 68 . Vol. I, teorica 203) и Мартиньи (спасение ап. Петра от потопления. Dict., р. 648) относятся к числу догадок случайных. 1180 Ср. фрагмент стекл. сосуда, найденный в Риме в 1876 г. De Rossi, Bullet., 1876, tab. 1. Martigny, p. 82. Ниже мы увидим неоднократное повторение этого явления в памятниках византийских. 1181 Strzygowski, S. 4. Последнее замечание не подтверждается фактами: на саркофагах арльском, мадридском и мабильоновом (см. ниже) голубь изображен также не прямо, а в стороне; между тем изображения этих саркофагов не имеют связи с голубем Ноя. 1184 Perret, Les catac., I, pl. LXXX. De Rossi, Bullet., 1872, p. 64–65. Garrucci, XXXIX, 1 (рис. неточный). Roller, pl. XVIII. Martigny, p. 582. Kraus, R. E., II, 10; Fig. 7. Strzygowski, I, 4. 1185 Bullet., 1872, p. 64. Martigny, p. 582. En. Христофор, 111. Kraus, R E., II, 9 и 833. Lefort, p. 22–23. 1195 Aringhi, R. S. II, p. 395. R. de Fleury, I, pl. XXXII, 3. Garrucci, CCCXVI, 1. Roller, II, pl. LXVII, 3. Strzygowski, I, 9. Ficker, S. 138–139, 183. 1200 Aringhi, I, 277. F. Piper, über den altchristl. Bilderkreis (рис. 8-й на таблице). Garrucci, CCCXXII, 2. Jameson, I, p. 12. Kraus, R. S., S. 366, Fig. 64. R. E., II, 266. Strzygowski, I, 12. Martigny, p. 27 и др. 1201 Ciampini, I, tab. LXX: cf. Smith and Cheetham, A dictionary of Christ. antiquities, I, p. 890. Garrucci, CCXXVII, 1. R. de Fleury, I, pl. XXXII, 4. Piper, Bilderkreis, Fig 9. Bayet, L’art byzant., p. 35, fig 7. Ф.И. Буслаев , Общ. понят. о русск. икон. табл., VIII, 1 (сборн. 1866 г.). Strzygowski, I, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Лит .: Раскопки в Херсонесе. ОАК, 1892. С. 14. Выс. букв : 3–6. + Βοθει, κ(ρι)ε, e.g. π γς γερων πτωχν κα ]π κοπρας νυψν πνηταν, κμητι Βασιλου M Крит. апп .: ]π κοπρας νυψν πνηταν Pap in Lat3; βασ[ιλικ Lat1,2. Помоги, Господи, от гноища возвышаяй убогого, комиту Василию. Формально данный памятник относится, скорее всего, к V веку (см. ниже), однако он кажется нам крайне важным для понимания событий конца IV века. Латышеву были известны лишь фрагменты 1–3, и его восстановление конца надписи не подтвердилось. В первых двух публикациях Латышев трактовал надпись как загадочную, но затем чтение первой половины надписи было предложено ему А.И. Пападопуло-Керамевсом . Пс.112:7 несколько раз засвидетельствован в ранневизантийских надписях, например, Wessel 620 (Лизон около Конкордии (Венето)), IGLS 1455, 1460 (косяк двери), 1461 (все из Апамены) и 2230 (Эмеса), в комбинации с другими библейскими цитатами ( Пс.9:38 , Лк.2:14 ) или молитвенными формулами (ελογητς θες; κριε, δξα σοι; Χριστς ε νικ; πστις, λπς, γπη). В нашем случае, поскольку крест после слов κμητι Βασιλεου явно обозначает конец надписи, необходимо предположить перед строкой из псалма глагол, управляющий дативом или генетивом (так как смешение сразу трех падежей: винительного, дательного и родительного маловероятно). Действительно, в таких надписях, как CIG 8912 (Босюйук в Ликаонии) или DOP 20, 263, 8 (Синай, VI в.), данная цитата сопровождается прошением, следующим, правда не до, а за ней. Вполне вероятно, что мы имеем здесь дело с обычным включением в формулу строительной надписи библейских цитат (ср. выше упомянутые надписи), однако не исключено, что данный пассаж из псалма как-то связан с судьбой комита Василия, который построил данное здание (вероятно храм) в благодарность либо за свое возвышение из низов до значительного титула, либо за спасение из опалы. Из известных нам комитов Василиев на тождество с херсонским могут претендовать следующие бывшие comites sacrarum largitiorum: Запада в 382–383 годах, неизвестно где в 407 году, и Востока до 451 года, а также комит Востока в 503 и 507 годах, comes rei militaris (?) в 528 (?) году и spectabiles comes в Арсиное в 618 году. 111 Формы беты с несомкнутыми полукружиями (как в плитах со св. Петром) и мю с прогнутой серединой (как в посвящении Мартирия) говорят в пользу датировки концом IV–V веков. В этом случае из вышеперечисленных комитов Василиев наиболее подходящими кажутся 1–3, а в силу географии – 2–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Об остальных псалмах, не надписанных в еврейском тексте, хотя иногда имеющих разные надписания у LXX и в других переводах, исследователи затрудняются сказать что-либо определенное, касательно личности псалмопевцев, определяя лишь, и то не бесспорно, время их происхождения. Так, к эпохе Езекии, по окончании ассирийского нашествия, относят 65, 66 и 91 псалмы. К следующей за Езекией эпохе Манассии и Иосии относят псалмы 92, и 96—99, очень сходные с книгой пророка Исайи и отражающие на себе разные «печальные катастрофы» в судьбе иудейского царства, которыми так обильно было это время пленения, и возвращение Манассии, сражение и погибель Иосии, и т. п. К периоду вавилонского плена относят происхождение 101, 104 и 105 псалмов, ясно упоминающих о страданиях евреев в плену (Пс.101:21) и содержащих молитву об освобождении из плена: собери ны, Господи от язык (105:47). Несомненно к послепленной эпохе нужно отнести 136 псалом, в коем уже вспоминается об эпохе плена вавилонского, как о бывших временах и лицах. К тому же времени относят 106-й, 110—120, 122, 124—125, 127—129,133—135, 145—150 псалмы. Они также содержат «воспоминания» об эпохе плена и освобождении из него (119:5—6; 125:1—4; 106:4—7); а также о рабстве (122:3—4; 124:3; 135:23—24) и освобождении из него (128:4; 106:10—16). В некоторых из сих псалмов находятся довольно ясные указания даже на некоторые частные события из обширной послепленной эпохи; например, освящение второго храма (Пс.117, а также 114—116:134—135). Эпоху Ездры и Неемии напоминает содержание 110—111 и 118 псалмов, их «учение» и «поучение» в законе Господнем себя и всех иудеев, возвратившихся из плена (ср. 1Езд.7—9 глл.; Неем.8—9:13 глл.). Восстановление Иерусалима, его «верей,» стен и ворот, т. е. эпоха Неемии, ясно упоминаются в 146 и 147 псалмах (146:2; 147:1—2). Вообще последние хвалебные псалмы (145—150) отражают настроение евреев по возвращении из плена, по восстановлении храма и Иерусалима, а потому всеми учеными ортодоксального направления справедливо относятся к эпохе Ездры и Неемии. К этой же эпохе относится введение термина «песни восхождения» или по-славянски «степеней» (119—133 псалмы), приложенного к псалмам, которые воспевались во время путешествий иудеев на праздники ко второму храму, хотя многие из псалмов, имеющих такое надписание, произошли гораздо ранее, например от Давида (121; 123; 130; 132), от Соломона (126 и 131).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Лит.: Богословский М. И. Открытие Иосифу, обрученнику Пресв. Девы Марии, тайны воплощения Сына Божия//ПС. 1886. Ч. 3. 10. С. 121-157; Leclerq H. Joseph (Saint)//DACL. Vol. 7. Col. 2659-2666; Klameth G. Über die Herkunft der apokryphen «Geschichte Josephs des Zimmermanns»//Angelos. Lpz., 1928. Bd. 3. S. 6-31; Holzmeister U. De Sancto Ioseph quaestiones biblicae. R., 1945; Engberding H. Der Nil in der liturgischen Frömmigkeit des christlichen Ostens//Oriens Chr. 1953. Bd. 37. S. 56-88; Lefort L. Th. À propos de l " Histoire de Joseph le Charpentier//Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 201-203; Stramare T., Casanova M. L. Giuseppe//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1251-1292; Giamberardini G. San Giuseppe nella tradizione Copta. Cairo, 1966. (SOC. Aeg.; 11); Grelot P. e. a. Joseph (Saint)//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 1289-1323; Plümacher E. Joseph (Mann Marias)//TRE. Bd. 17. S. 245-246; Guelich R. A. Mark 1-8: 26. Dallas (Tex.), 1989. P. 305-311. (WBC; 34а); Nolland J. Luke 1: 1-9: 20. Dallas, 1989. P. 36-136, 166-174. (WBC; 35a); Luz U. Matthew. 1-7: A Comment. Edinb., 1990. P. 100-155; Aranda Perez G. Joseph the Carpenter//CoptE. Vol. 5. P. 1371-1374; Beasley-Murray G. R. John. Dallas, 1991. P. 308-363. (WBC; 36); Porter S. E. Joseph, Husband of Mary//ABD. Vol. 3. P. 974-975; Brown R. E. The Birth of the Messiah. L., 19932. P. 111-112, 125-127; Hagner D. A. Matthew 1-13. Dallas, 1993. P. 1-43, 403-409. (WBC; 33a); Bernheim P.-A. James Brother of Jesus. L., 1997; Head P. M. Christology and Synoptic Problem. Camb., 1997; Nagel P. Joseph II (Zimmermann)//RAC. 1997. Bd. 18. Sp. 749-761; Lienhard J. T. St. Joseph in Early Christianity: Devotion and Theology: A Study and an Anthology of Patristic Texts. Phil., 1999; G ö rg M. Die «Heilige Familie»: Zum mythischen Glaubensgrund eines christlichen Topos//Die Zukunft der Familie und deren Gefährungen/Hrsg. N. Goldschmidt e. a. Münster, 2002. S. 57-65; Уизерингтон Б. Рождение Иисуса//Иисус и Евангелия: Слов. М., 2003. С. 531-544; Хуффман Д. С. Генеалогия//Там же. С. 125-130; Filas F. L. Joseph, st.//NCE. Vol. 7. P. 1034-1037.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Повсюду в обоих псалмах звучат, как колокольчики, слова: «вовеки», «на веки», «во веки» праведность Господа, Его завет, установления и прославление Его вечны; это относится и к праведности Его народа, его безопасности и наследию. Вечный Бог в Своей праведности отделил Свой народ от релятивизма мира, утверждая в Своих людях непреходящие нравственные ценности, которые они открывают в Нем. Псалом 110. Слово и дело Господа Ст. 1, в котором звучит прославление и указание на нравственное посвящение (праведные), перекликается со ст. 10, призывающим к страху Божьему, послушанию и хвале Господа. Заключенные между ними ст. 2–9 начинаются с прославления великих деяний Господа (2–3) и продолжаются исследованием Его свершений (4–9). Первое (4) и последнее (9) деяния Господа – Его откровение, открытие Своего характера через Имя. 4 Здесь говорится, что свершенные Им чудеса незабываемы, (ср.: Исх. 3:15 ). Имя Бога свидетельствует о Нем, поскольку Он хочет раскрыться перед Своим народом. Он велик и преславен в Своей благодатной, незаслуженной ими милости и бесконечном, глубоком сочувствии к ним (щедр; ср.: Пс. 24:6; 39:12; 144:9 ). Он послал им избавление (9). Искупление подразумевает цену выкупа: Он взял на Себя всю тяжесть этого избавления и заключил с ними завет. Поскольку Господь вечно помнит завет Свой, Он питал их (в пустыне), привел их в землю обетованную и дал им справедливый закон («все заповеди Его верны»), которому они должны были следовать (5–7). Таким образом, незаслуженная милость и безграничная любовь – неотъемлемые атрибуты акта искупления – привели народ Божий в объятия завета с Ним, где они находят обеспечение всех своих повседневных нужд; Его могущество превосходит все силы их врагов, и слово Его лежит в основе их жизни. Псалом 111. Народ Божий: характер и образ жизни Главные темы псалма постепенно раскрываются через его структуру, при этом первые четыре стиха посвящены первым четырем темам, а оставшиеся шесть – последней, пятой теме. 1) 1–2 Личность и семья: каждый человек движим внутренним благочестием, которое внешне выражается в радостном повиновении заповедям Божьим (1).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010