Лит.: Massignon L. Élie et son rôle transhistorique, Khadirîya, en Islam//Élie le prophète. Bruges, 1956. Vol. 2. P. 269-289. (Les Études Carmélitaines; 35) (=Ibid.// i dem. Opera minora. 1963. T. 1. P. 142-161); Wensinck A. J. Ilya  s//EI. Vol. 3. P. 1156; Папазян А. А. Аль-Хидр и Илия: Мифические истоки аналогии//ППС. 1986. Вып. 28(91). С. 89-97; Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991. С. 126-128; Tottoli R. Elijah//Encyclopaedia of the Qur " a  n. Leiden, 2002. Vol. 2. P. 12-13. А. А. Турилов, Т. А. Артюхова, О. В. Лосева, С. А. Моисеева Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 346) память И. отмечается 20 июля без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 354-355), содержащем самую раннюю сохранившуюся редакцию Студийского синаксаря, 20 июля последование И. соединяется со службой Октоиха: на «Господи, воззвах» стихиры И. поются на 6, на «Славу» на стиховне вечерни исполняется самогласен И., указан отпустительный тропарь И. 4-го гласа     утреня совершается с пением «Бог Господь», исполняются 2 канона: Октоиха и И. 2-го гласа (тропари последнего по дважды), по 3-й песни - седален И., по 6-й - кондак И. 2-го гласа  ()      [  ]:, указан светилен    [  ], И. назначаются стихиры на хвалитех, на стиховне к стихирам Октоиха прибавляется самогласен И.; на литургии назначается прокимен из Пс 109 со стихом, Апостол - Иак 5. 10-20, аллилуиарий из Пс 98, Евангелие - Мф 17. 1-9 или Лк 4. 22-30. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 472) устав службы И. в целом совпадает с изложенным в Студийско-Алексиевском Типиконе, хотя имеет неск. особенностей: вечерня совершается без кафизмы, на паннихис - особой службе, к-рая в Евергетидском мон-ре обычно следовала за вечерней, назначается канон И. 4-го гласа, указан седален И.; на утрене исполняются каноны Богородице и И. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 168-169), представляющем южноитал. редакцию Студийского устава , память И. отмечается более торжественно: на вечерне совершается вход , читаются 3 паремии И. (первая - 3 Цар 17. 1-24; вторая - 3 Цар 18. 1, 17-46; 19. 1-16; третья - 3 Цар 19. 19-21; 4 Цар 2. 1, 6-14); на утрене исполняются 3 антифона (Пс 96, 111, 98), седален И., поются степенны , прокимен из Пс 104, «Всякое дыхание» , читается Евангелие - Мф 23. поются 2 канона И., великое славословие ; указания для литургии те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, за исключением прокимна, к-рый в данном случае берется из Пс 63.

http://pravenc.ru/text/389301.html

И в другой книге: «огнь горящ угасит вода, и милостыня очистит грехи» (Сир.3:30). Опять у него же в Притчах: «не рцы: отшед возвратися и заутра дам, сильну ти сущу благотворити; не веси бо, что породит день находяй» (Притч.3:28); «иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет и не будет послушаяй его» (Притч.21:13); «иже без порока живет в правде, блажены оставит дети своя» (Притч.20:7). В книге Премудрости Иисуса сына Сирахова: «чадо, якоже имаши, добро твори себе и приношения Господеви достойно приноси; помяни, яко смерть не замедлит» (Сир.14:11—12); «затвори милостыню в клетех твоих, и та измет тя от всякаго озлобления» (Сир.29:15). В псалме 36 говорится о пользе милосердия и для потомков: «юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы; весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет» (Пс.36:25—26). О том же в псалме 40: «блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь» (Пс.40:2). И в псалме 111: «расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века» (Пс.111:9). О том же у Осии: «милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения» (Ос.6:6). О том же самом в разных местах Евангелия от Матфея, как то: «блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф.5:6—7). «Скрывайте себе же сокровище на небеси, идеже ни червь ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают ни крадут; идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф.6:20—21). «Подобно есть Царствие Небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей, иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его» (Мф.13:45—46). В том же Евангелии говорится, что и малое дело приносит пользу: «иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея» (Мф.10:42). Говорится, что никому не надобно отказывать в милостыни: «просящему у тебе дай и хотящаго от тебе заяти не отврати» (Мф.5:42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О. I .100. Требник. Первая треть XII в. 8°. 73 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой, литерами Н/Л и полумесяцем, тип: Дианова. Кувшин, 247 (1621 г.); 2) Голова шута, фрагмент на вставных листах, не отожд. Записи: л. 72 об. – «Сен (?) Исповедник (нрзб.) всем человеком мужем и женам принесенная Филипом Трифановым из села Воскресенскова от Ильи Васильева диякона»; л. 71,72, слепое тиснение – «П.И. Гундобин»; л. 71 – запись о погоде 26 марта 1701 г. Содержание: л. 1–6 об. – поновление (без начала и конца); л. 7–55 об. – чин исповеди (без начала); л. 7–7 об. – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 8–9 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 10–20 об. – поновление; л. 21–22 об. – поновление инокам; л. 23–25 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 25 об.–30 об. – поновление священникам; л. 30 об.–32 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-O.I.100); л. 32 об.–37 – поновление инокиням; л. 37 об.–40 об. – вопросник мужчинам (М-КДА 174); л. 40 об.–46 об. – поновление мирянам; л. 46 об.–49 об. – вопросник женщинам (Ж-O.I.100); л. 49 об.–53 об. – поновление женщинам. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 163–165, 176–179, 204–205, 223 224, 240–242 (Ж-O.I.100; ВВ Соф. 869 ; вопросник инокам в Основной редакции; ЧЖ-O.I.100; поновление женщинам: поновление инокиням; поновление, л. 1–6 об.) О. I Требник. XV в. 8°. 228 л. Содержание: л. 134–147 – чин исповеди; л. 137 об.–138 об. – Наставление-вопросник; л. 138 об.–139 – поновление краткое; л. 142–145 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»). Описание: ПС XV, 1618; Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в...... С. 49. О. I .473. Требник. Третья четверть XV в. (л. 225–261, 284–293 – вставные, середины – второй половины XII в.). 8°. 295 л. Филиграни: 1) Солнце с литерами pbs, два вида: Брике, 9478 (1467– 1471гг.) и 9481 (1461–1474 гг.); 2) Виноград, вид: Брике, 12991 (1452–1459 гг.); 3) Зверь, не отожд.; 4) Рука с цветком, не отожд.; 5) Голова быка, тип: Брике, 14298 (1425–1428 гг.); 6) Лилия на щите с короной, вид: Дианова, Костюхина, 914 (1656 г.); 7) Голова шута (на вставных листах, не отожд.). Содержание: л. 111–121 – отрывок чина исповеди (начало и часть листов между л. 116–117 утрачены); л. 111–112 – молитва разрешительная (начало утрачено); л. 112 об.–114 об. – поновление; л. 114 об.–116 об. – поучение поисповедное (конец утрачен); л. 117–119 поучение «Наставление о заповедях»; л. 119–120 об. – вопросник женщинам (Ж-О.1.473); л. 262–264 – молитва разрешительная. Описание: ПС XV, 3292.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Таковых кто может достойно оплакать, которые не только не милуют нищих по божественной заповеди Спасителя, но еще расхищают и остальное именьице бедных и убогих ежегодными требованьями с них обременительнейших ростов. А есть и такие, которые настолько победились страстью иудейского сребролюбья и ненасытного лихоимства, что злоумышленно придумывают разные клеветы против некоторых богатых людей, которые никого ничем не обидели. Кто может описать окаянство таковых? Никакое искусство риторского слова не в состоянии изобразить это ни с чем несравнимое зло. Но предоставим исправление и исцеление их Спасителю и общему всех Врачу, Господу нашему Иисусу Христу; мы же возвратимся к предлежащему. «В память вечную, — сказано, будет праведник, от слуха зла не убоится» (Пс. 111, 6). Этим песнопевец, или правильнее — воодушевлявший его божественный огнь Святого Духа (Параклита), показал нам, чем награждает праведных делание со страхом Божиим Его заповедей. Что же это такое? —а то, что они никогда не придут в забвение, но сподобятся быть поминаемы в бесконечные веки, то есть, всегда будут совершаться чрез них хваление Богу и Спасителю Христу. Ибо как нечестивых и грешных память погибает с шумом, как говорит Писание, так и память праведных пребывает в бесконечные веки с похвалами пред Богом, и они ненасытно наслаждаются божественной славы, видения и беседы, с большим дерзновением. «От слуха зла, — говорит тот же, не убоится». Ибо к стоящим ошуюю Судии будет произнесен страшный и горький оный глас (слух зол): «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом» его (Мф. 25, 41). Что может быть страшнее и болезненнее сего окончательного вечного осужденья? Этого, говорит, „слуха зла " не убоится тогда праведный; ибо он услышите нескончаемое и неложное оное благословение, которое будет сказано ко всем, стоящим одесную Его: «приидите благословенны Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34). Эту милость окажет им праведный Судья и богатый Мздовоздаятель за их человеколюбье и милость и благоутробие, какие они оказали всякому нищему и всякому находящемуся в беде, как говорит божественный песнопевец: «расточи, даде убогим, правда его пребывает во веки» (Пс.111, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Стих 21. Промышляюще добрая не токмо перед Богом, но и перед человеки. «Не довольствуясь одним свидетельством Господа, желаем, чтобы и люди имели о нас доброе понятие» (Феодорит). [ Стих 22. Послахом с ними и брата нашего. Опять неизвестное лицо. Одни думают, что это Аполлос ( 1Кор.16:12 ); другие – Зина ( Тит.3:13 ); третьи – ещё кто-нибудь]. Глава 9:6. Сеяй скудостию, скудостию и пожнет. Замечают, что апостол здесь, как бы противоречит сказанному прежде ( 2Кор.8:12 ) об усердии, а не о количестве подаяния. Но понятно, что апостол здесь возбуждает само усердие, которое может проявляться в большей или меньшей мере, не увеличивая меры самого вспоможения. Пожертвовать немного едва ли кто отказался бы, но пожертвовать по мере возможности, от избытков своих, всегда мало охотников. [ Стих 7. Доброхотна дателя любит Бог. Ещё Премудрый восхвалял доброхотных дателей. Апостол теперь повторяет слово его ( Притч.22:9 по LXX-mu)]. [ Стих 9. Расточи, даде убогим. В подтверждение своих слов апостол приводит слова Псалмопевца о праведнике, муже милостивом и щедром ( Пс.111:9 = Пс.111:5 ), и доказывает, что дающий милостыню будет оправдан навеки]. Стих 12. Работа сего служения, διακονα της λειτουργας, в смысле вспомоществования. Само слово λειτουργας употреблялось о жертвоприношении и, таким образом, показывало коринфянам, что, подавая милостыню, они приступают к жертве. Стих 15. Благодарение Богови о неисповедимем Его даре. Весьма прилично апостол влагает в уста и дающих милостыню и принимающих её – благодарность за дары Божии, то есть за милосердие, оказанное одними, и за милостыню, принятую другими. И сам за всех и за всё благодарит Щедродателя. Отдел четвёртый (10–13 главы) Апостол защищается против лжеучителей; доказывает своё апостольское достоинство исчислением трудов и успехов проповеди и даже особенными видениями, в конце просит коринфян быть добродетельными не для того, чтобы казаться, но для истины, и посылает им приветствия. 1) Опровержение клеветы лжеучителей ( 2Кор.10:1–18 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

О втором, — совершенном страхе Божием. О втором, или совершенном страхе Божием так сказано: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело (Пс. 111, 1); блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его (Пс. 127, 1); бойтеся Господа вси Святии Его, яко несть лишения боящимся Его (Пс. 33, 10); се тако благословится человек, бояйся Господа (Пс. 127, 5); страх Господень чист, пребываяй в век века (Пс. 18, 10). Пишет и св. Петр Дамаскин: «Признак перваго страха есть ненавидеть грех и гневаться на него, как гневается на зверя угрызенный им; а страха совершеннаго признак есть — любить добродетель и бояться превращения; ибо никого нет, кто бы был не превратен: почему в этой жизни, при всяком деле, должны мы всегда бояться падения» (Кн. 2, слово 3, стр. 14 в русск. перев.). — Посему и ты, разумно слыша сие, потщися, вместе со всеми указанными выше добродетелями, непрестанно держать в себе, как следует, и первый страх. Ибо он есть как бы сокровище хранилище всякаго добраго деяния, самое крепкое. Пребывая таким, ты всегда будешь иметь стопы свои направляемыми к деланию всех заповедей Господа нашего Иисуса Христа. Простираясь же далее сим путем, приобретешь ты и совершенный страх, чистый, по любви к добродетелям и милости благаго Бога нашего. 18) За заповеди и веру Господа нашего Иисуса Христа, должны мы и самой жизни не щадить, когда потребует того время. К сказанному надлежит тебе ведать и то, что за заповеди животодательныя и веру Господа нашего Иисуса Христа, должны мы, когда потребует время, охотно погубить и самую душу свою, т. е. не пощадить и самой жизни своей, как сие сам Господь Иисус Христос говорит: иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мр. 8, 35), несомненно и без раздумывания веруя, что и воскресение, и жизнь, и все, что ни есть спасительнаго, сам есть Богочеловек Иисус Спаситель, как сам Он сказал: Аз есмь воскресение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет: и всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки (Ин. 11, 25. 26). И еще: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единароднаго дал есть, да всяк веруяй вОн, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16), также: Аз приидох, да живот имут, и лишше имут (Ин. 10, 10). — В таком пребывая устроении, и задняя забывая, в предняя же простираяся, как сказано (Фил. 3, 13), теки, со Христом Иисусом Господом нашим, путем своим, не озираясь вспять (Лк. 9, 62).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Праведник изображается прежде всего как удаляющийся от всякого рода зла, «потому что вследствие преобладающей в падшем человеке наклонности ко злу, благочестие или праведность естественно начинается не иначе как воздержанием от увлечения злом и уже после укрепления в борьбе со злом, переходит к деланию добра» 54 . Праведник всегда полон внутреннего мира и спокойствия, и он в самых невзгодах и испытаниях жизни не теряет бодрости и мужества и не оставляет своей доброй деятельности, но продолжает приносить зрелые плоды добродетелей в определенное ему для делания время жизни. Нечестивые в своей земной жизни только временно пребывают среди благочестивых и пользуются не принадлежащими им по заслугам земными благами: но рано или поздно наступит для них время праведного мздовоздаяния Божия, когда они не устоят пред судом божественным, будут отделены от сонма праведных и подвергнутся заслуженному ими наказанию Божию. Псалом 111(112) Псалом III «написан по типу акростиха» 55 , как и Пс.110 . «Начало этого псалма находится в непосредственной связи с концом предыдущего и составляет с ним как бы одно неразрывное целое» 56 . Какое-либо внутреннее членение отсутствует; «содержание аналогично Пс.1 , что подтверждает целесообразность стиля мудрости и противопоставляет друг другу судьбы добрых и злых» 57 . В первом стихе формула «Блажен муж» представляет собой вместе свидетельство и ободряющее обещание. Радость, выраженная в заповедях, оценивается как сопричастность связи с Господом, признание человеческой зависимости (страх 110, 10). Как и пишет Св. Иоанн Златоуст : «Кто боится Господа, как должно, тот принимает заповеди Его с великим усердием. Любовь к законодателю делает закон приятным, хотя бы по-видимому он и заключал в себе какую-нибудь трудность» 58 . Следующие стихи 2–9 показывают нам, как живет тот, кто боится Господа. Благословение раскрывается совместно с последующей характеристикой благочестивого человека. Его вера в Господа сочетается с отзывчивостью по отношению к страждущим, его дух не замутнен тревогой. Хотя некоторые исследователи считают стих 4-й, повествующий о явлении Господа к Его правым, подобным восходящему солнцу; следует более вероятным считать описание благословения, которое благочестивый человек приносит своим спутникам: «Во тьме восходит свет правым благ он и милосерд и праведен» ( Пс.3:4 ). «Здесь не говорится, что благочестивый избавлен от неприятностей, скорее о том, что он может пройти через них с твердым и верным сердцем (см. Пс.36 )» 59 . Его твердая приверженность к добру выражается через идею семейной целостности и единства (см. Пс.108, 9 ). Через потомков его память (стих.6) будет жить вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

О втором – совершенном страхе Божием О втором, или совершенном, страхе Божием так сказано: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело (Пс. 111, 1); блажени вси боящиися Господа, ходящии в путехЕго (Пс. 127, 1); бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его (Пс. 33, 10); се тако благословится человек, бояйся Господа (Пс. 127, 5); страх Господень чист, пребываяй в век века (Пс. 18, 10). Пишет и св. Петр Дамаскин: «Признак первого страха есть ненавидеть грех и гневаться на него, как гневается на зверя угрызенный им; а страха совершенного признак есть – любить добродетель и бояться превращения; ибо никого нет, кто бы был не превратен: почему в этой жизни при всяком деле должны мы всегда бояться падения» (Кн. 2, слово 3, стр. 14 в русск. перев.). – Посему и ты, разумно слыша сие, потщися вместе со всеми указанными выше добродетелями непрестанно держать в себе, как следует, и первый страх. Ибо он есть как бы сокровище хранилища всякого доброго деяния, самое крепкое. Пребывая таким, ты всегда будешь иметь стопы свои направляемыми к деланию всех заповедей Господа нашего Иисуса Христа. Простираясь же далее сим путем, приобретешь ты и совершенный страх, чистый, по любви к добродетелям и милости благого Бога нашего. 18) За заповеди и веру Господа нашего Иисуса Христа должны мы и самой жизни не щадить, когда потребует того время К сказанному надлежит тебе ведать и то, что за заповеди животодательные и веру Господа нашего Иисуса Христа должны мы, когда потребует время, охотно погубить и самую душу свою, т. е. не пощадить и самой жизни своей, как сие Сам Господь Иисус Христос говорит: иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк. 8, 35), несомненно и без раздумывания веруя, что и воскресение, и жизнь, и все, что ни есть спасительного, Сам есть Богочеловек Иисус Спаситель, как Сам Он сказал: Аз есмь воскресение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет: и всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки (Ин. 11, 25, 26). И еще: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единароднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16), также: Аз приидох, да живот имут, илишше имут (Ин. 10, 10). – В таком пребывая устроении, и задняя забывая, в предняя же простираяся, как сказано (Флп. 3, 13), теки, со Христом Иисусом Господом нашим, путем своим, не озираясь вспять (Лк. 9, 62).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Итак, нам, как ходящим во тьме, Христос явился светильником, посредством евангельского учения освобождающим нас от того древнего мрака, который внес в наши души враг всех и не допускал, чтобы мы взирали на действительного и истинного Бога и не видели стези благочестия и жизни. Итак, сияние, которое показал нам Христос, яко свет будет, то есть, не едва заметный и слабый, какой без сомнения был показан чрез Моисея; ибо закон был в загадках и тенях; но как свет чистый и непричастный мраку и проникающий в ум и сердце, сообщающий нам духовный блеск и вводящий в нас луч чистого ведения. Авв.3:4 . Рози в руках его. В богодухновенном Писании рог всегда берется или в смысле царства и могущества, или в смысле гордости, о чем сам блаженный Давид учит говоря: рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду ( Пс.74:5–6 ); ибо горделиво говорящие суетное, по написанному ( Пс.148:8 ), неправду говорят на Бога, извращая правильность учения о Нём, или другим каким-либо образом дерзко поступая против Него. Но рог есть знак могущества, когда говорится о Боге и Отце, открывшем нам Сына. Воздвиже рог спасения нам ( Лк.1:69 ). И опять: рог его вознесется во славе ( Пс.111:9 ); ибо все славно, что чудесно совершено силою Хри- —297— стовой. Итак, Единородный пришел в подобном нам виде, и что касается плоти и человечества, то Он имел вид свойственной нам слабости, но, как Бог, Он имел в руках все роги, то есть все царства, против всякого могущества противных сил. Когда говорим: в руках, то этим выражаем: во власти. Поэтому в молитвах к Богу мы научились говорить: в руку Твоею жребии мои ( Пс.30:16 ). А что Христу подчинена всякая сила дьявольская и так называемые роги, то есть неограниченное владычество нечистых духов над городами и странами (ибо они разделили между собой всю землю) – в этом кто может сомневаться? Ибо одних Он изгнал со властью из людей, другие же приходили и умоляли Его, чтобы Он не повелевал им идти в бездну.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часы: I. 74, 14; II. 29; III. 54; IV. 5; V. 7; VI. 40; VII. 31; VIII. 8; IX. 51; X. 95; XI. 104; XII. 55. 16 По сравнению с предыдущим памятником здесь лишь та разница, что вместо пс. 110 поставлен пс. 140, вм. 80–8. вм. 81–51, вм. 93–95 и вм. 56–55; причем порядок остается неизменным. Очевидно, перед нами последования совершенно однородные, и только неполнота синайской рукописи лишает нас возможности установить ближайшее родство между рассматриваемыми памятниками. Заслуживает внимания выражение «καννες ψαλμν» равнозначащее выражению «κανν τς ψαλμωδας» в свою очередь вызывающему на сопоставление с употребительным ныне в церковно-богослужебном языке наименованием «канон». Изложенная в Афинской Псалтири схема псалмопения находит живое воплощение в последовании дневных и ночных часов, находящемся в Синайском Часослове 868. Здесь каждому псалму предшествует «Приидите поклонимся» 3, а после псалма произносится «Слава и ныне», Трисвятое, «Отче наш», затем следует тропарь, «Слава и ныне» – богородичен, Господи помилуй 40, поклоны и молитва . Таким образом, каждый в отдельности псалом является средоточием особой службы, сходной по чину с однопсалмными почасиями. И, в частности, правило дневного псалмопения является здесь именно в виде особых трехчастных почасий. Однако истинная природа этих почасий легко обнаружится, если мы рассмотрим состав их псалмов. За утратой первого часа в рукописи, начнем с почасия третьего часа. На почасии третьего часа положены псалмы: 41, 39, 6, на почасии шестого часа: 65, 76, 114; и на почасии девятого часа: 150, 110, 111. Из них только пс. 39 и 76 не встречают себе соответствия в приведенных выше «правилах» (καννες) дневных псалмов», все же остальные псалмы не отступают даже от порядка, указанного в этих правилах. Точно также и псалмы ночных часов, входящих в состав «последования ночи», находятся в полном соответствии с вышеприведенными «канонами ночных псалмов», а равно с псалмами 9-го часа по Син. 864. Для двенадцати ночных часов Син. 868 последовательно указывает псалмы. 74, 26, 55, 101, 7, 40, 31, 80, 91, 6, 95 и 56 с 69-м. Из этих 13 псалмов только 5 псалмов не находят себе соответствия в упомянутых памятниках. – «Последование полунощных пений» входит в «последование ночи», как его неотъемлемая часть, но вместо одного псалма имеет пс. 118-й и молитвы царей Езекии и Манассии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010