По этой же причине блаженный Августин пишет: «Есть лишь одна истинная свобода – свобода блаженных и тех, кто прилепляется к Божественному закону» 536 . Это – продолжение учения Христа: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин. 8:31 ). «Свобода есть воля разумной души, готовой устремиться к своему предмету», – говорит блаженный Диадох Фотики йский 537 . Это была свобода, которой обладал Адам в раю. Его воля осуществляла свою естественную цель, которая состояла в том, чтобы стремиться к лучшему 538 , и непроизвольно тянулась к добру, ничем не смущаясь 539 . Зная истинное благо и не желая знать ничего, кроме него, человек стремился к нему без колебаний, он не взвешивал добро и зло, за и против, лучшее и менее хорошее. Зная, в чем подлинное благо, и абсолютно отвергая зло, он не делал выбора в обычном понимании этого слова, не рассматривал множество возможностей, не принимал решения: он тянулся к благу непроизвольно, реализуя через такое распоряжение собственной свободой подобие Божественному первообразу, ибо, учит преподобный Иоанн Дамаскин , «следует знать, что в Боге мы говорим о намерении, но не о выборе в собственном смысле. Бог не обдумывает. Ведь обдумывать свойственно неведению, и когда знают, не обдумывают» 540 . К Адаму в его безгрешном состоянии можно было приложить слова пророка Исаии: Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее ( Ис. 7:15–16 ). Адам был сотворен Богом для обожения, поэтому он стремился к благу непроизвольно. Он удерживался на этом пути свободно, так как, помимо возможности «пребывать во благе и возрастать в нем с помощью Божественной благодати», у него была возможность «оставить благо, уйти ко злу, отделившись от Бога путем обдуманного выбора» 541 , «он был способен уступить натиску сатаны или не уступить и имел такую возможность» 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая – этого царства свободы – в " юдоль плача " , в мир детерминированных причинно-следственных связей, в область " наветов вражиих " , где правят законы смерти и тления. Человек, воодушевленный идеей самому быть как боги (Быт. 3, 5), актом богопротивления и эмансипации от Господа сделался " рабом греха " , открытым для всех диавольских внушений и демонических воздействий. Однако во Христе ему вновь была дана возможность осуществления своей духовной свободы: познАете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Только пребывание со Христом может освободить человека от принудительных законов природы, изъять его из плена греха и страстей, диавольской лжи и клеветы, условностей, мнимостей, внушений, обстоятельств и демонических обстояний. В связи с этим встает вопрос: может ли быть творцом человек, сознательно отвергающий Христа и Его свободу? Может ли приумножить таланты тот, кто восстает против Самого Источника жизни, против Самого Творца и Художника, против Подателя творческого дара? Или, иными словами, может ли быть творцом тот, кто предпочел лукавый совет змиев и сделался послушен ему? И может ли сам лукавый змий, попросту диавол, быть покровителем человеческого творчества? Обладает ли он сам творческой энергией и даром творчества? И, наконец, такой ли он покровитель искусств и филантроп, каким его представил М. Булгаков в образе Воланда? Христианский взгляд дает на это однозначный ответ: диавол, как и зло, не есть субстанциальная сила. " Зло – не есть или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают " ,– пишет Диадох Фотикийский [ CCCXIV ]. Святитель Григорий Нисский подчеркивает парадоксальность того, кто подчиняется злу: он существует в несуществующем [ CCCXV ]. Зло в мире начинается с греха, совершенного падшим ангелом. Сатана – покровитель бездарности Будучи благим творением Божиим и первым из ангелов, денница ниспал с небес в результате горделивого восстания на своего Господа и Творца: А говорил в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горЕ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " (Ис. 14, 13–14). За что, как сказано, была низвержена в преисподнюю гордыня его: под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы (ср.: Ис. 14, 11–12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая, этого царства свободы, в «юдоль плача», в мир детерминированных причинно-следственных связей, в область «наветов вражиих», где правят законы смерти и тления. Человек, воодушевленный идеей самому быть яко бози, актом богопротивления и эмансипации от Господа сделался «рабом греха», открытым для всех диавольских внушений и демонических воздействий. Однако во Христе ему вновь была дана возможность осуществления своей духовной свободы: Позн‘айте истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:32 ). Только пребывание со Христом может освободить человека от принудительных законов природы, изъять его из плена греха и страстей, диавольской лжи и клеветы, условностей, мнимостей, внушений, обстоятельств и демонических обстояний. В связи с этим встает вопрос: может ли быть творцом человек, сознательно отвергающий Христа и Его свободу? Может ли преумножить таланты тот, кто восстает против Самого Источника жизни, против Самого Творца и Художника, против Подателя творческого дара? Или, иными словами, может ли быть творцом тот, кто предпочел лукавый совет змиев и сделался послушен ему? И может ли сам лукавый змей, попросту – диавол, быть покровителем человеческого творчества? Обладает ли он сам творческой энергией и даром творчества? И, наконец, такой ли он покровитель искусств и филантроп, каким его представил М. Булгаков в образе Воланда? Христианский взгляд дает на это однозначный ответ: диавол, как и зло, не есть субстанциальная сила. «Зло – не есть, или, вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают», – пишет Диадох Фотикийский 135 . Святитель Григорий Нисский (IV в.) подчеркивает парадоксальность того, кто подчиняется злу: он существует в несуществующем 136 . Зло в мире начинается с греха, совершенного падшим ангелом. Сатана – покровитель бездарности Будучи благим творением Божиим и первым из ангелов, диавол сделался таковым в результате горделивого восстания на своего Господа и Творца: А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на гор‘е в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис.14:13-17 ). За что, как сказано, была низвержена в преисподнюю гордыня его: под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы ( Ис.14:11-14 ).

http://azbyka.ru/sovremennaya-kultura-i-...

После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая — этого царства свободы — в «юдоль плача», в мир детерминированных причинно-следственных связей, в область «наветов вражиих», где правят законы смерти и тления. Человек, воодушевлённый идеей самому быть  как боги  ( Быт. 3, 5 ), актом богопротивления и эмансипации от Господа сделался «рабом греха», открытым для всех диавольских внушений и демонических воздействий. Однако во Христе ему вновь была дана возможность осуществления своей духовной свободы:  познаете истину, и истина сделает вас свободными  ( Ин. 8, 32 ). Только пребывание со Христом может освободить человека от принудительных законов природы, изъять его из плена греха и страстей, диавольской лжи и клеветы, условностей, мнимостей, внушений, обстоятельств и демонических обстояний. В связи с этим встаёт вопрос: может ли быть творцом человек, сознательно отвергающий Христа и Его свободу? Может ли приумножить таланты тот, кто восстаёт против Самого Источника жизни, против Самого Творца и Художника, против Подателя творческого дара? Или, иными словами, может ли быть творцом тот, кто предпочёл лукавый совет змиев и сделался послушен ему? И может ли сам лукавый змий, попросту диавол, быть покровителем человеческого творчества? Обладает ли он сам творческой энергией и даром творчества? И, наконец, такой ли он покровитель искусств и филантроп, каким его представил М. Булгаков в образе Воланда? Христианский взгляд даёт на это однозначный ответ: диавол, как и зло, не есть субстанциальная сила. «Зло — не есть или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают», — пишет Диадох Фотикийский 347 . Святитель Григорий Нисский подчёркивает парадоксальность того, кто подчиняется злу: он существует в несуществующем 348 . Зло в мире начинается с греха, совершенного падшим ангелом. Сатана — покровитель бездарности Будучи благим творением Божиим и первым из ангелов, денница ниспал с небес в результате горделивого восстания на своего Господа и Творца:  А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14, 13–14 ). За что, как сказано, была  низвержена в преисподнюю гордыня  его:  под тобою подстилается червь, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы  (ср.: Ис. 14, 11–12 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Постом спасся Даниил от львов во рве и три отрока - от пламени в пещи огненной. Постом царь Давид возвел сердце свое ко Господу, и сошла на него благодать Божия, так что он сложил самые сладкозвучные и возвышенные молитвы, какие только смертный человек когда-либо до Рождества Христова возносил к Богу. Постом царь Иосафат без сражения истребил врагов своих, аммонитян и моавитян (2Пар.20:23). Постом иудеи спаслись от гонений царского визиря Амана (Есф.4:3). Постом город Ниневия избежал гибели, предсказанной ему пророком Ионою. Постом Иоанн Креститель стал величайшим из рожденных женами. Постом вооружившись, преподобный Антоний Великий победил и прогнал от себя все полки демонские. И что, разве один преподобный Антоний? Бесчисленные воинства угодников и угодниц Христовых очистились постом, укрепились постом и стали величайшими героями в истории человеческой. Ибо они победили то, что победить труднее всего, - себя. А победив себя, они победили мир и диавола. (Святитель Василий Великий говорит: " Пост делает ум крепким " . Блаженный Диадох: " Истинные подвижники воздерживаются от пищи не потому, что считают ее по природе злом, но дабы чрез воздержание укротить распаляемые члены телесные " . А блаженный Иероним: " Богу, Творцу и Господину вселенной, конечно, не нужно урчание пустого желудка, но без этого не может быть целомудрия - aliter pudicita tuta esse non possit " .) Не собирайте себе сокровищ на земле, - глаголет Господь, - где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Собирающий земные сокровища собирает себе муку и страх. Он теряет себя в своих сокровищах и погребает свое сердце под прахом. ( " Многие святые мужи древности, правда, имели великие богатства, как то Авраам, Иов, Давид и многие другие; однако они не имели пристрастия к богатству, но все имущество считали Божиим " . Сщмч. Петр Дамаскин.) Мы непрестанно находимся в обществе своего сокровища, на земле ли оно или на небе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Поэтому преподобный Марк Подвижник пишет: «Мы, удостоившиеся бани нового рождения, совершаем добрые дела не ради воздаяния, но чтобы сохранить в чистоте дар, который был нам подан» 2661 . В другом месте он объясняет: «Тем, кто получил силу соблюдать заповеди, то есть верующим, предписано бороться, чтобы не обращаться вспять... чтобы больше никогда не возвращаться [ко греху]» 2662 . Псалмопевец многократно подчеркивает это профилактическое значение заповедей: Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои ( Пс. 118:6 ), грешники расставили сеть мне, но я от заповедей Твоих не уклонился ( Пс. 118:110 ), мир велик у любящих закон Твой, и нет им соблазна ( Пс. 118:165 ). Блаженный Диадох Фотики йский пишет в том же смысле: «Если кто будет всегда занят памятованием о Боге и не будет пренебрегать его святыми заповедями, тот ни в невольный, ни в вольный грех не впадет» 2663 . Вот почему заповеди ни в коей мере не должны восприниматься как обязанности и уж тем более как запреты или табу юридического толка, а скорее как «поручни», которые не дают человеку, держащемуся за них, вернуться к «безумию греха», вновь впасть в духовные недуги, то есть страсти. Преподобный Симеон Новый Богослов тонко подмечает, что речь идет скорее не о том, чтобы их хранить, а о том, чтобы хранить через них себя 2664 . Однако заповеди заслуживают по праву именно такого наименования, поскольку поступки и поведение, которые ими предписаны, хотя и соответствуют, как мы увидим, глубинной и подлинной природе восстановленного в Крещении человека, однако все же не спонтанны, поскольку противоречат наклонностям падшей природы и того, что ее окружает. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих ( Рим. 7:21–23 ). Заповеди позволяют крестившемуся не только сберечь полученные дары, но еще и взрастить их в себе, заставить приносить плод те таланты, которые были поданы ему Духом Святым. Духовная жизнь человека после Крещения и Миропомазания поистине должна быть развитием, прогрессом, возрастанием, которое совершается Духом Святым, до стяжания меры зрелого мужа во Христе 2665 , до осуществления совершенного подобия Божия. Это возрастание принимает форму усвоения, приобретения – все более сильного и глубокого – благодати, полученной в таинствах. Поэтому исполнение заповедей просто необходимо в этом делании.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Признание за сердцем роли телесного центра, регулятора кровообращения, дыхания и питания тканей тела, не встретит возражений со стороны физиологии, но здесь конкурентом сердца является голова с головным мозгом как объединяющий и регулирующий орган в теле. О единстве тела в сердце говорит Никодим Агиорит: «В сердце соединены все силы тела. Сердце, по Василию Великому , образуется раньше всех частей тела и после всех частей тела умирает. Это – седалище, корень, источник, начало всех естественных сил тела: растительной, питательной, роста, животной. Сердце есть вечный двигатель, наполняющии жизнью все тело» 392 . Единство тела в сердце осуществляется и на лоне чувственности. Внешняя чувственность в виде пяти телесных чувств, по учению древнецерковной антропологии, есть телесная дифференциация, или ответвления единого, общего, недифференцированного чувства сердца. Объединение их деятельности для нужд организма происходит в этом едином чувстве сердца. Максим Исповедник говорит: «Одно чувство существует и упятеряется по видам рецептивной энергии» 393 . Диадох говорит о пяти внешних чувствах сердца и едином чувстве сердца (внутреннем) 394 . Никодим Агиорит говорит: «В сердце – одно лишь чувство, и все внешние пять чувств относятся к сердцу, как радиусы к центру» 395 . Плотяное сердце играет в Писании такую же почетную роль, как и сердце духовное или душевное: «Сердце новое дам вам и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное». (Иезек. 36, 26). Ап. Павел говорит: «Вы письмо наше, письмо Христово, написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор. 8, 2–3 ). О сердце как источнике жизни говорится и в Ветхом Завете: «Больше всего храни сердце свое, потому что из него источник жизни» (Притчи Соломона 4, 23). Максим Исповедник говорит: «Сердце – центр жизни» 396 . Никифор Монах говорит: «Сердце есть причина жизни ( παρατιος £ ωης) и источник тепла, оно привлекает к себе холод и выделяет тепло для сохранения жизни» 397 . Жизненная сила

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

С другой стороны, не любя ближних, нельзя по-настоящему любить Бога. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит: Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин. 4:20–21 ). «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной» ( 1Ин. 3:16–18 ). Все религии признают достоинство любви – однако, почти все ограничивают ее теми, кто приятен или близок человеку. Ветхозаветное иудейство, например, прямо учило: «Возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего». Только христианство устраняет все человеческие барьеры и призывает любить всех людей без каких-либо оговорок или поправок. На вопрос законника, кто ближний? Господь в притче о милосердном самарянине объяснил, что ближний – это всякий человек, нуждающийся в помощи, независимо от его религиозных убеждений, национальности или других качеств ( Лк. 10:25–37 ). Не аскетическая жизнь, не точность соблюдения ритуалов, не глубокое понимание догматов, а именно всеобъемлющая любовь должна быть отличительным признаком христианина: «По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой», – завещал Христос Своим ученикам ( Ин. 13:35 ). Заповедь повелевает любить ближних,  как самих себя . Однако нельзя сказать, чтобы способность любить других была бы прямо пропорциональна любви к себе. Опыт показывает, что происходит именно наоборот: чем больше человек любит себя, тем менее он способен любить других. Эгоизм и самолюбие разрушают подлинную любовь: «Из-за умножения беззакония во многих охладеет любовь», – сказал Господь ( Мф. 24:12 ). Блаженный Диадох пишет: «Кто любит себя, тот не может полностью любить Бога, а кто не любит себя по причине сильной любви к Богу, только тот воистину любит Бога. Такой человек никогда не будет желать славы себе, но только одному Богу … Боголюбивой душе, исполненной чувства Божия, свойственно искать единой славы Божией, относительно же себя – услаждаться смирением. Потому что Богу, ради Его величия, подобает слава, человеку же – смирение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

»Сам же Господь мира да дает вам мир всегда во всем« ( 2Фec. III, 16 ). 255. Что сопутствует миру в душе христианина? «Мир Божий сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он – действие Святого Духа» (Еп. Игнатий Бр., Аскет, опыты, ч. I, стр. 594). «Подобает же всякими добродетелями, наипаче миром душевным упокоевать в себе Духа Святого» (Блаж. Диадох , Добротол.). 256. Как творить мир в душе ближняго? Когда «соделаешься миротворцем собственного сердца» (пр. Варсонофий Вел.), тогда ты можешь и других уже легко умиротворить и примирить враждующих. Для успеха миротворчества следует: а) хранить собственную совест в мире с Богом; б) в случае размолвки с ближним – первым искать примирения; в) искать мира даже с «ненавидящими мир» (Пс. CXIX, 6); г) молиться за враждующаго. " Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми« ( Puм. XII, 18 ). Среди поучений пр. Серафима Саровского «О стяжании Святого Духа» кратко выражена истина о могучем воздействии миротворца на человеческое общество: «Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокрут тебя». 257. Что значить истинный Христов мир между людьми? Тогда наступает истинный мир, когда соблюдена правда и господствует любовь; ибо все три исходят от существа Божия. «... да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа Сына Отчаго, в истини и любви» ( 2Иоан. 3 ). «Плод же правды в мире сеется у тих, которые хранят мир» ( Uak. III, 18 ). Ветхозаветныя изречения пророков тоже соединяют любовь, правду и мир: «Только любите истину и мир» ( Зax. VIII, 19 ; тоже Uep. XXXIII, 6 и Maл. II, 6 ). По образному слову прор. царя Давида – «правда и мир облобызаются» ( Nc. LXXXIV, 11, 12 ). 258. Тогда, всякою ли ценою возможен истинный мир среди людей? Невозможно устроение мира истиннаго: в гордыне, в забвении Бога, в гневе и ненависти, с ложью и обманом, без милосердия, или с неискренним сердцем; то есть – невозможно осуществить в жизни 7-ю заповедь Господню о мире, если не утвердились в душах шесть блаженств предшествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Св. апостол Петр говорит, что крещение – «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» ( 1Пет. 3:21 ). «Кто будет веровать и креститься, – говорит Сам Спаситель, – спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Значит, не сможет помочь и само крещение, если к благодати таинства не присоединится искренняя, проявляющаяся в делах любви ( Гал. 5:6 ) вера. Во время крещения на Иордане Господа нашего Иисуса Христа произошло таинственное откровение Святой Троицы, именуемое Богоявлением: Дух Божий сходил, как голубь, и ниспускался на Иисуса, и был глас с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мк. 1:10–11 ). Сочетаваясь со Христом в таинстве св. крещения, и каждый из нас был удостоен – разумеется, в меру нашей человеческой ограниченности – приобщения к тем благам, которые, будучи во всей полноте присущи Богочеловеку, открылись очам веры при Богоявлении, бывшем на Иордане. Принимающий таинство крещения получает благодатный дар Святого Духа, благодаря которому коренным образом изменяется самый строй духовной жизни человека, ибо человек получает мощную поддержку для борьбы с грехами и соблазнами. Подвижник V века блаженный Диадох говорит, что до принятия крещения благодать Божия находится вне нас и действует извне, диавол же обитает в нас и действует изнутри. Крещение же есть изгнание диавола и помещение благодати в сердце человека. В крещении верующий, дав обет верности Богу, Призвавшему нас «из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ), принимает Духа усыновления ( Рим. 8:15 ), становится сонаследником Христу ( Рим. 8:17 ), возлюбленным чадом, т. е. сыном или дочерью любви Божией по благодати ( Ин. 1:12 ). Велики и неизмеримы благодеяния Божии, дарованные нам в таинстве крещения. Они открывают путь ко спасению и, при наличии нашей доброй воли, неуклонно ведут нас по этому пути, пока не откроется нам »свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет. 1:11 ). Прославляя ныне Бога, «явльшагося плотию, вземлющего грех мира и подающаго нам велию милость», постараемся же жить так, чтобы никогда и никаким образом не уронить достоинство нашего христианского звания, и чтобы в нашем скромном поведении, в наших словах, делах и поступках, в жизни во всяком благочестии и чистоте всегда возвеличивалось преблагословенное Имя Святой и Живоначальной Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010