17:1). Мудрейший же Солмон говорит: Наушник и двоязычный да будут прокляты, ибо они погубили многих, живших в тишине (Сир. 28:15); язык двойной многих поколебал… внимающий ему не найдет покоя и не будет жить в тишине (Сир. 28:16, 10). И опять-таки: удар языка сокрушит кости (Сир. 28:20); смерть лютая — смерть его (Сир. 28:24). И пророк Аввакум: премогоша тя мужие мирницы твои, положиша лесть под тобою (Авд. 7). И Иеремия: Стрела уязв ляющая язык их, льстивии глаголы уст их (Иер. 9:8). Давид же, желая, чтобы они отстали от такового вреда, повелевает, говоря: Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти (Пс. 33:14). Зная же жестокость их мыслей [Давид говорит]: гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже (Пс. 5:10-11); яд аспидов под устнами их (Пс. 139:3); На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Слово законопреступное возложиша на мя (Пс. 40:8-9). Но: Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся, яко одеждою, студом своим (Пс. 108:29). И молится, говоря: Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива (Пс. 119:2). Но и меня от них: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего… тогда непорочен буду (Пс. 18:13-14). И Приточник заповедует, говоря: Не прослыви наушником, и не коварствуй языком твоим (Сир. 5:16-18), ибо оскверняет свою душу шепотник,муж, удобопреложный языком впадет в злая (Притч. 17:20). И опять-таки: Смерть и живот в руце языка: удержавающии же его снедят плоды его (Притч. 18:21). И Иаков: Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1:26). И продолжает: Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в [Col. 1536] таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни (Иак. 3:5-6). То есть ясно, что время жизни нашей. Ибо жизнь человеческая есть колесо катящееся и воспаляемое от геенны (ср. Иак. 3:6). Посему бежим, братия, от нашептывания, чтобы оно не лишило нас рая, чтобы оно не отослало нас в геенну огненную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Апостол Павел говорит: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле... но у нас один Бог Отец 11 , из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им» ( 1Кор.8:4–6 ). Понятие о Боге в Ветхом Завете Бог в Ветхом Завете – это отнюдь не абстрактная и далекая от человека безличная сила. Он – Бог живой ( 1Цар.17:26, 36 ; 4Цар.19:16 ), Он всегда жив и активен, Он «не дремлет и не спит» ( Пс.120:4 ), «не утомляется и не изнемогает» ( Ис.40:28 ). Бог в Ветхом Завете – это Бог святой ( Ис.57:15 ), имя Его «свято и страшно» ( Пс.110:9; 98:3 ). Его называют благим ( Пс.33:9; 99:5; 144:9 ), то есть добрым: Он – абсолютное добро, источник всякого добра и всякой святости. Бог – «Судия всей земли» ( Быт.18:25 ); Он «будет судиться со всякой плотью, нечестивых Он предаст мечу» ( Иер.25:31 ). Он – Судия Праведный, «всякий день строго взыскивающий» ( Пс.7:12 ); Он восседает на престоле и производит суд ( Пс.9:5 ); Он «одного унижает, а другого возносит» ( Пс.74:8 ); Он воздает возмездие гордым ( Пс.93:2 ). Во многих ветхозаветных текстах о Боге метафорически говорится как о человекоподобном существе, имеющем лицо, глаза, уши, руки, ноги, дыхание; говорится, что Бог видит, слышит, говорит, ходит, поворачивается и отворачивается, вспоминает и забывает, гневается и успокаивается, удивляется, скорбит, ненавидит, раскаивается. В основе этого метафорического языка лежит опыт личной встречи с Богом, ощущение Его постоянного участия в жизни людей. Древние ощущали Бога рядом с собой – Он был их царем и предводителем, присутствовал на их богослужениях и праздниках, помогал им в повседневной жизни. Свой опыт общения с Ним они пытались выразить доступными им средствами, используя человеческие образы и понятия. Архангел Михаил и три отрока в печи вавилонской. Книжная миниатюра. Византия. 14 век Понятие о Боге в Новом Завете В Новом Завете Бог открывается через Иисуса Христа, прежде всего, как Небесный Отец. В Ветхом Завете имя «Отец» иногда применялось к Богу ( Ис.63:16 ), но в том смысле, что Он – Отец Израильского народа. В Новом же Завете настойчиво и последовательно проводится мысль о том, что Бог – Отец всех людей 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Псалом 72 Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений ( Пс.72:3, 4, 6, 19 ). Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1–9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10–13). Я тоже испытывал колебание – для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14–15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16–20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него – погибнут (21–28). Пс.72:1 .  Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания. Пс.72:6 .  Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания. Пс.72:7 .  выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; «Бродят помыслы в сердце» – они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией. Пс.72:9 .  поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. «Поднимают к небесам уста свои» – высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя. Пс.72:10 .  Потому туда же обращает­ся народ Его, и пьют воду по­лною чашею, Пс.72:11 .  и говорят: «как узнает Бог ? и есть ли ведение у Вышнего?»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20; Иер 33. 11 сл.; Пс 99. 5; 105. 1; 106. 1-8. 15). Инициатор завета-союза не может пренебречь своими партнерами. Большинство метафор, к-рыми ВЗ иллюстрирует реальность завета, передают твердость и преданность, содержащуюся в слове   будь то метафора, отражающая отношения отца и сына, пастыря и стада или брачного союза (брак - особая сфера для проявления  ). У прор. Осии этот термин обозначает отношения Яхве с Его народом, обязательства народа по отношению к Яхве и взаимоотношения внутри народа, поскольку в учении пророков о человеческих отношениях   представляется по схеме Божественного   и некого свода обязательств, как у Мих 6. 8: «О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим»,- показывающего, что подражание Богу есть главная движущая сила религии и этики ВЗ. Углубление идеи пророками иногда помещает   за пределами завета; именно поэтому нарушение завета людьми не означает отмены  . Яхве говорит неверному Израилю: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии  » (Ос 2. 19); «на малое время Я оставил тебя, но с великою милостью   восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лицо Мое на время, но вечною милостью   помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь» (Ис 54. 7-8). В этих стихах   уже более не связь, поддерживающая завет, но собственно источник того, что побуждает Бога входить в отношения с Его народом,- любовь и благодать. Термины    ,   и  ,   - милость, замещающие   - завет, делают значение   явным: Исх 34. 7; Числ 14. 19; Ис 63. 7; Иер 32. 18; Плач 3. 32; Пс 85. 5; 144. 8 не принадлежат уже к языку завета и используются в смысле, исключающем обоюдность, т. е. не требуют эквивалентного ответа человека.   до такой степени неожиданный акт, что в нек-рых текстах он рассматривается как чудо: «Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей» (Пс 16. 7); «благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою» (Пс 30. 22); «да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих» (Пс 106. 8, 15, 21, 31). Однако, сохраняя термин   пророки тем самым настаивают на твердости и надежности, к-рая всегда характеризует действия Божии. Согласно им, не то удивительно, что Бог милостив и благ, ибо и о др. «богах» говорится то же, но то, что любовь Его тверда и истинна. Параллельно с углублением идеи   обнаруживается ее значение в отношении ко времени.   Яхве принадлежит и будущему, и прошлому, посредством   Яхве является уверенностью для будущего (Пс 88. 3; Ис 55. 3) - это не просто проявление Божественной верности в прошлом, благодать, неизменно обещанная царю Давиду,- лишь первый знак, осуществления ее ждал народ. Расширение концепции происходило в пространстве: отношение Яхве ко всему творению также характеризуется как   (Пс 32. 5; 35. 7; 118. 64). Псалом 135 рассматривает не только историю, но и творение как результат   (5-9).

http://pravenc.ru/text/149441.html

53:9). И Давид, сказав: « Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их », присовокупил: « Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение » (Пс. 2:3–5), разумея рассеяние иудеев по всей вселенной, о чем и сам Христос в Евангелии предсказал в следующих словах: « врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною » (Лк. 19:27). Кроме того, сказав о смерти Господа, пророки не умолчали и о самом способе смерти, но и его изъяснил Давид так: « пронзили руки Мои и ноги Мои, можно было бы перечесть все кости Мои » (Пс. 21:17–18). Не умолчал он и о беззаконии, совершенном после крестной смерти Христовой, сказав: « делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий » (Пс. 21:19). Далее, он сказал и о погребении Господа в словах: « Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну » (Пс. 87:7). Посмотри, как он же предсказал и о том, что Христос воскреснет: « Ты не оставишь », говорит, « души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление » (Пс. 15:10). И пророк Исаия о том же, только другими словами, предсказывает так: « Господь хочет очистить Его от язвы: явить Ему свет, оправдать праведного, благо служащего многим »  (Ис. 53:10–11). Тот же пророк предсказал, что смерть Господа искупит людей от грехов: « Он понес на Себе грех многих » (Ис. 53:12); и то, что Христос будет изгонять из людей демонов: « и с сильными будет делить добычу » (Пс. 53:12). Не умолчал он и о том, что Господь совершит это Своею смертию: «за то », говорит, « что предал душу Свою на смерть » (Ис. 53:12); предсказал и то, что Христос получит власть над вселенною: « Он наследует многое »  (ст. 12). Не умолчали пророки и о том, что Господь, сошедши во ад, приведет его в смущение, исполнит смятения и страха, и сокрушит твердыню его. Об этом Давид говорит так: «поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. 23:7); а Исаия говорит другими словами: « Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, невидимое открою теб е »  (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ибо вместо слова: «хвало» другие переводчики употребили слово: «песнопение». Пс.21:5 .  На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их. Пс.21:6 .  К Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде. «На Тя уповаша отцы наши». Показывает и пользу упования. «Уповаша, и избавил еси я: К Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася». Но ясно знаю, говорит он, что все отцы наши на Твою помощь возлагали упование, и не обманулись в надежде, и призвав Тебя в помощь, пользовались Твоим промышлением. Пс.21:7 .  Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков, и уничижение людей». Подобно червю малозначителным казался Я, и соделался предметом осмеяния. Иные же говорили, что под образом червя разумеется и рождение от девы, потому что червь получает бытие не от совокупления. Но думаю, что здесь червем означается только уничижение. И догадываюсь так, потому что сказано: Пс.21:8 .  Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою. Пс.21:9 .  «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». «Вси видящии Мя поругашамися, глаголаша устнама, покиваша главою». «Упова на Господа, да избавит Его: да спасет Его, яко хощет Его». И сие написано в священном Евангелии. Ибо сказано: «покивающе главами говорили: иныя спасе, Себе ли не может спасти?» ( Мф. 27:39, 42 ). И один из разбойников сказал: «если Ты Сын Божий, спаси Себе и наю» ( Лк.23:39 ). А найдем также в священном Евангелии и сии слова: »упова на Господа, да избавит Его: да спасет Его, яко хощет Его» ( Мф. 27, 43 ). Пс.21:10 .  Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. Пс.21:11 .  На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой. «Яко Ты еси исторгий Мя из чрева, упование Мое от сосцу матере Моея». «К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере Моея Бог Мой еси Ты». Сие предрек и блаженный Исаия. Ибо, сказав: «се, дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил», присовокупил: «масло и мед снесть, прежде неже разумети Ему благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое» ( Ис.7:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ибо послушай, что говорит Господь приближающимся к Нему: «По вере твоей и будет тебе» ( Мф.8:13 ). А посему, если ты принимаешь слово Бога, возвещаемое в Церкви, с непоколебимой верой и благочестием, оно становится для тебя тем, чем пожелаешь. Например, если ты страдаешь, оно утешит тебя, говоря: «Сердце сокрушенное и смиренное Бог не презрит» ( Пс.50:19 ). Если ликуешь в надежде будущего, оно усилит твою радость, говоря: «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные» ( Пс.31:11 ). Если гневаешься, оно успокоит тебя, говоря: «Перестань гневаться и оставь ярость» ( Пс.36:8 ). Если занедужил ты, оно исцелит тебя, говоря: «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» ( Пс.102:3 ). Если впал ты в нищету, оно подбодрит тебя, говоря: «[Господь] из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего» ( Пс.112:7 ). Таким образом, манна слова Божьего принимает у тебя во рту тот вкус, который ты хочешь. Если же кто-то берет ее без веры и не ест, но откладывает, в ней заводятся черви. Уж не думаешь ли ты, что слово Божие хранится столь долго, что можно предположить, что в нем заводятся черви? Тебя не тревожит, когда ты слышишь это? Послушай, что говорит от лица Господа пророк: «Я же червь, а не человек» ( Пс.21:7 ). Ибо Он – Тот же, Кто пришел «на падение» одних «и на восстание» других, и Тот, Кто делает манну слаще меда для верных и червями для неверных. Ибо Он есть Слово Бога, Которое открывает помышления неправедных и пронзает грешника укорами совести. Он – Тот же, Кто соделывается огнем в сердцах тех, кому открывает Писание и кто говорит: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он изъяснял нам Писание» ( Лк.24:32 ), а для других Он – тот пламень, который сожигает тернии на бесплодной земле, то есть уничтожает злые помыслы в сердцах. И, таким образом, для грешников обличающий «червь их не умрет», и пожирающий «огонь не угаснет». Для верных и праведных Он, однако, сладок и приятен, ибо сказано: «Вкусите и видите, яко благ Господь» ( Пс.33:9 ), Бог и Спаситель наш Иисус Христос , «Которому слава и держава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но и многие прежде упомянутые праведники предсказывали воплощение Единородного: так, патриарх Иаков говорил: «не отойдёт правящий от Иуды» (Быт 49:10) , и Исайя: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним», «после того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36, 38), и Моисей же: «Пророка воздвигнет тебе Господь Бог из среды... братьев» наших (Втор 18:15), как меня, и «всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится» (Деян.3:23), и Давид: «грядет Бог наш» (Пс 49:3), и: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» (Пс 143:5), и: «наклонил Он небеса и сошел» (Пс 17:10), и: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг» (Пс 71:6), и: «Бог Господь и явился нам» (Пс 117:27), и: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Пс 109:1), и: «от плода чрева твоего посажу на престоле» Моем (Пс 131:11). И снова Исайя [говорит]: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7:14), и: «младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его», и «миру его нет предела», «имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель» (Ис 9:6—7) и так далее. И не только о воплощении, но и об общественной деятельности и чудесах Его, делах, кресте, смерти, тридневном воскресении, вознесении, ниспослании Духа и втором [Его] пришествии ясно предсказали; что мы не пренебрегли отчасти кратко выписать для нуждающихся; Божественное же Евангелие о всех [этих событиях] отчётливо повествует, и это же свидетельствуют писания апостолов.    18. К тому же проповедь божественного Евангелия установила истину во всей вселенной без меча , как предсказал Христос, и при многих гонениях — победу креста, — демонов изгнание, идолов ниспровержение. Ещё же пламенное рвение апостолов, [претерпевших] за Христа тысячи страданий, дорог, трудов и врагов, гонимые даже до смерти. И величайшее из чудес — то, что никоим образом проповедь не умолкла, когда их убивали и преследовали, когда они были бедны, необразованны и слабы, но всё более [при этом удавалось им] преуспевать, преумножать [труды] и руководить множеством верующих, и те подобным образом желали умереть за Христа, каковы есть мученики.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пс.128:3             … на спине 578 моей пахали пахари,                         проводили длинные 579 борозды 580 свои. «Пахали пахари» – оборот внутреннего содержания: это были настоящие специалисты; в контексте стиха – в истязаниях и мучительстве. След от бича – глубок, как борозда на пашне. Христос был подвергнут бичеванию. Пс.128:4             Господь праведный рассек вервь нечестивых. Человека как бы тянут веревками в противоположные стороны. Пророк Осия гвоворит: «узами человеческими (адам) Я тащил их, вервями любви» ( Ос.11:4 ). Но и диавол через нечестивых тащит человека в свой плен и как бы ведет на веревке; ее и рассек Господь, чтобы «избавить тех, которые… через всю жизнь были повержены рабству» ( Евр.2:15 ). Пс.128:5,6             Да постыдятся и обратятся вспять                         все ненавидящие Сион.                   Да будут, как трава на кровлях,                         которая прежде, чем выдернута 581 , засыхает. Трава, которая растет на каменной крыше в щелях (МЛ), – вещь вредная, но сама засыхает и кладки не разрушит. Пс.128:7             …которой не наполнит ладони своей жнец                         и подола 582 своего – вязчик снопов 583 . Трава между камней дома – никуда не годна. Негодный, негодяй, «велиал» – имя диавола ( Пс.41 /40:9; Пс.18 /17:5). Пс.128:8             И не скажут проходящие: «благословение Господне на вас,                         благословляем вас именем Господа». Отнимается не благословение, а сама возможность благословлять. Аврааму Бог сказал: «да будешь ты – благословением» ( Быт.12:2 ), и далее: «благословятся в тебе все племена земли» ( Быт.12:3 ). Благословение от Бога – всем племенам земли, которые будут усыновлены Богу через Авраама… Но не христоборцам. Христос сказал иудеям: «знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня… если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:37,39 ). Апостол Павел сказал: «не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» 584 ( Рим.9:6,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Главной причиной такого развращения и упадка сынов Израиля пророк Исаия выставляет уклонение их с истинного пути «теократической правды, или праведности» («путь Божий») на путь «нечестия и лжи» («путь диавола»). Измена идеалу Божественной Правды – это измена самой истины и есть ложь, по существу дела. «Надеются на пустое». (4 ст.) По-еврейски стоит tohu, т. е. одно из тех выражений, какими в 1 гл. кн. Бытия описывается состояние первозданного хаоса. Ис.59:5 . высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто по­ест яиц их, – умрет, а если раз­давит, – выползет ехидна. Ис.59:6 . Паутины их для одежды негодны, и они не по­кроют­ся сво­им про­изведе­нием; дела их – дела неправедные, и насилие в руках их. Ту же самую мысль – о неправедно-насильническом характере всей деятельности Израиля – с присоединением еще и новой – о крайней непрочности и непригодности преступных плодов подобной деятельности – пророк Исаия раскрывает в данных стихах путем образов и сравнений, сопоставляя зловредный характер деятельности – со «змеиными яйцами», а качественную негодность и непрочность ее результатов – с легкой «паутиной», готовой разорваться при малейшем же к ней прикосновении. Ис.59:7 . Ноги их бегут ко злу, и они спешат на про­литие невин­ной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустоше­ние и гибель на стезях их. Ис.59:8 . Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Если раньше пророк говорил о «руках», исполненных крови, но здесь, для полноты характеристики он говорит и о «ногах», спешащих идти по пути зла и греха. Нельзя при этом не отметить, что пророк Исаия глубоко проникает в причины подобного состояния, справедливо усматривая их в ложном настроении мыслей и умов: «мысли их – мысли нечестивые». (7 ст.). Обращает на себя внимание также и параллелизм всего этого отдела со многими аналогичными местами из книги Псалмов ( Пс.5:6–7, 10 ; Пс.7:15 ; Пс.9:28 ; Пс.11:3 ; Пс.13:1–3 ; Пс.27:2–5 и др.). Ис.59:9 . Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, – озаре­ния, и ходим во мраке.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010