Священное Писание трогательными чертами изображает особенное попечение Божие о царях благочестивых. Силою Господа веселится благочестивый царь, ибо Господь возлагает на главу его «венец из чистого золота» ( Пс.20:24 ). Господь возносит избранного из народа, святым елеем Своим помазует его, Своею мышцею укрепляет его, сокрушает врагов его, поражает ненавидящих его ( Пс.88:20–22, 24 ). «Сердце царя – в руке Господа... куда захочет, Он направляет его» ( Притч.21:1 ). Господь дает царю, чего желает сердце его, не отвергает прошения уст его; Он возлагает на него честь и величие, полагает на него благословения навеки, веселит его радостью лица Своего. И царь уповает на Господа ( Пс.20:3, 6–8 ), ибо знает, что Господь услышит его в день печали и защитит его, пошлет ему помощь из святилища и с Сиона подкрепит его; даст ему по сердцу его и все намерения его исполнит. Царь знает, что «Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей» ( Пс.19:2–3, 5, 7 ), что рука Божия найдет всех врагов его, десница Господня найдет всех ненавидящих его; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Господь истребит «плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих» ( Пс.20:9–11 ). Так Господь печется о Своих помазанниках-царях; а вот как изображает слово Божие попечение самих царей благочестивых о народах, вверенных им от Господа. Благочестивый царь – кормилец своего народа ( Ис.49:23 ); «в светлом взоре такого царя – жизнь, и благословение его – как облако с поздним дождем» ( Притч.16:15 ). Как солнце разгоняет тучи, так и добрый «царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими – одним взглядом своим – все злое» ( Притч.20:8 ). «Мудрый царь вывеет нечестивых» (там же, 26), как плевелы; «милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой» (там же, 28), правосудием утверждает землю свою (там же, 29:4). «Кто любит чистоту сердца... тому царь друг» (там же, 22:11), – словом сказать: такой царь – счастье своего народа ( Прем.6:26 ), и сыны отечества радуются всегда о таком царе своем ( Пс.149:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Слово 40. О клевете Страсть клеветы ужасна и, более того, есть [страсть] диавольская, в соответствии со сказанным в псалмах: и смирит клеветника( Пс. 71:4 ). Будучи непримиримы и ненавистны Богу, клеветники становятся сообщниками, сопричастниками и сонаследниками предавших и распявших Истину, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Ибо говорит: Я есмь истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Посему Закон увещает, говоря, что недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или… трех свидетелей состоится всякое слово ( Втор. 19:15 ). Саул же, презрев эту заповедь, триста иереев Господних убил из-за свидетельства одного клеветника – Доика Сирийца. И опять же: ниже оклеветает кийиждо ближняго ( Лев. 19:11 ). И Приточник: Оклеветаяй убогаго раздражит Сотворшего и ( Притч. 14:31 ). И продолжает: Слава мужу отвращатися от досаждения, всяк же безумен ими соплетается ( Притч. 20:3 ). Давид же: Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху ( Пс. 34:20 ). И сам он молится быть избавленным от клеветы человеческой и обещает сохранить заповеди Его. И тотчас: покрый мя от клеветы человеческия ( Пс. 118:134 ) и: сонма лукавнующих… иже изостриша, яко мечь, языки своя ( Пс. 63:3 ). И продолжает: Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть ( Пс. 31:2 ). И другой: Обидяй нищих много себе зла творит ( Притч. 22:17 ); [Col. 1560] Продерзый в нечестиих оклеветает нищия ( Притч. 28:3 ). И опять-таки: лев алчен и волк жажден, иже тиранствует, нищ сый, над языком убогим. И еще: Царь скуден уроком 71 , велик клеветник бывает ( Притч. 28:16 ). И: Кто копает яму, тот упадет в нее ( Еккл. 10:8 ). И Екклесиаст: И обратихся аз и видех вся оклеветания бывающая под солнцем: и се, слезы оклеветанных, и несть им утешающаго, и от руки клевещущих на ня крепость, и несть им утешающаго ( Еккл. 4:1–3 ). И тотчас: Клевета льстит мудраго и погубляет сердце благородствия его ( Еккл. 7:8 ). Господь же спасет сыны убогих, и смирит клеветника ( Пс. 71:4 ). Посему обезопасим себя, братия, от всезлейшей клеветы, устрашаясь горького наказания тем, кто творит такое. Напротив же, Павлово с Павлом воспоем: Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор. 4:12–13 ). Да не осудимся вместе с неприязненными врагами Христа – иудеями, которые, придя к Пилату, говорили: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем ( Лк. 23:2 ). Он же все это, словно овча безгласное, великодушно терпел. Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

По окончании великой ектении священник всегда исповедует Божие всемогущество и благость и восхваляет Святую Троицу, произнося следующий возглас: »Яко (т. е. потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно (всегда) и во веки веков». Затем поются вслед за этим священническим возгласом стихи: «Блажен муж» и др. После возгласа священнического, следующего за первою ектениею, обыкновенно поются стихи из 1, 2 и 3-го псалмов: ст. 1-й – »Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»; 2-й – «Путь нечестивых погибнет»- 3-й – «Работайте Господеви (Господу) со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» и пр.; 4-й »Блажени вси надеющиеся на Нь« (на Него, т. е. Господа). Во всех этих стихах излагаются две мысли: во-первых, изображается раскаяние Адама в грехах, сожаление Адама о потерянном рае ( Пс.1:1 ) и надежда на Избавителя ( Пс.3:9 ); во-вторых, из уст Адама предлагается поучение потомству о всецелом послушании воле Божией ( Пс.2:11 ). В. С какою мыслью поется: «Господи воззвах?» О. С мыслью напомнить людям, что без благодати Божией трудно жить на земле; нам постоянно и днем и ночью нужна божественная помощь. Это-то душевное состояние изображается словами псалмопевца Давида, когда он сам в жизни тоже подобно нам видеть много горя и нужды, был гоним врагами, был во мраке пещеры в стеснительных обстоятельствах и оттуда взывал: 1) Господи! воззвах к Тебе; услыши мя: вонми гласу моления моего: внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя, Господи ( Пс.140:1 ) 2) Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою; – воздеяние руку моею – жертва вечерняя. ( Пс.140:2 ). По-русски: « Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; да будет приятно Тебе воздеяние рук моих, как вечерняя жертва при общественном Богослужении». 3) Изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему. ( Пс.141:7 ). «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое, Твое всемогущество, благость и правосудие». 4) Мене ждут праведницы, дóндеже воздаси мне (147:7). «Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние и правосудие над врагами, говорит Давид».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

И блажен тот народ, у которого Господь есть Бог (Ср. Пс.143:15 ); блаженна та страна, которая просветилась верою во Христа; ибо там утвердил Господь благословение Свое и жизнь на веки (Ср. Пс.132:3 ). Но должны ли мы потому оставаться беспечны, и для спасения своего ничего не делать? Как лань ищет потоков вод, – взывал пророк Давид, – так душа моя ищет Тебя, Боже!... Пошли свет Твой и истину, да ведут и приведут они меня на святую гору Твою ( Пс.41:2; 42:3 ). Блажен муж таких желаний! Блажен, кто имеет душу, жаждущую жизни Божией, или, как говорит апостол Павел, – жить со Христом в Боге ( Кол.3:3 ). Он, подобно Давиду, любит приметатися к дому Бога своего более, нежели жить посреди селений грешничих ( Пс.83:11 ). Но не таков тот, кто к упованию всех концов земли не стремится душою, Бога Спасителя своего не ищет; он и вблизи дома Божия живет и, однако ж, едва когда заходит в него. Горе такому человеку: он сидит во тьме и свет истины еще не облистал его! Долго ли же мы, брат, будем оставаться с сидящими во стране и тени смертной? Почто не просим Господа, чтоб Он послал душам нашим свет Свой и истину Свою, чтоб они вели нас на святую гору Его? Вот удаляющиеся от Тебя гибнут, – взывал пред Господом Давид, – а мне благо приближаться к Богу ( Пс.72:27, 28 ). Блажен человек, которого Ты избрал и приблизил Себе ( Пс.64:5 ). Но мы не разумеем сего и чуждаемся пути к блаженству, пути спасения своего. Как во дни всемирного потопа, в одном только ковчеге уготовано было Ною и его семейству спасение от потопления, так и среди греховного погубления душ в одном или от одного только дома Господня подается спасение от вечной смерти. Ибо в храме Господнем только, а не в ином месте, приносится жертва за грехи, о которой сказано: аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Так и апостол сказал: если мы произвольно оставляем церковные собрания, то не остается нам более жертвы за грехи. Слушай и еще, что говорит Господь устами пророка Своего: избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

248 Священное Писание изображает это свойство Божие двояким образом: иногда говоря о Боге безотносительно, а иногда сравнивая Его с другими существами; но в том и другом случае изображает весьма ясно и сильно. Безотносительно оно говорит о беспредельности Божией, когда – а) называет Бога прямо совершенным и чуждым всякого недо­статка: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы ( 1Иоан. 1:5 ); будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Матф. 5:48 ); б) называет великим, и великим бесконечно: Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо ( Пс. 144:3 ); Велик Господь наш и велика крепость , и разум Его неизмерим ( Пс. 146:5 ); Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо ( Иов. 36:26 ); как велик дом Божий, и как пространно место владычества его! Велик он и не имеет конца, высок и неизмерим (Bapyx. 3:24–25); в) называет славным, и даже царем и Богом славы: Господь сил, Он – царь славы ( Пс. 23:10 ); Бог славы возгремел, Господь над водами многими ( Пс. 28:3 ), над небесами слава Его (112:4); вся земля полна славы Его ( Ис. 6:3 ), – a величие и слава в Боге не что иное суть, как самые его совершенства или нераздельное следствие и проявление этих совершенств; г) наконец, называет вседовольным и блаженным ( 1Тим. 1:11; 6:15 ), который не нуж­дается ни в чем ( Деян. 17:25–26 ) и всегда имеет полноту радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек ( Пс. 15:11 ), – а такое полное довольство и блаженство необходимо предполагают в Боге полноту совершенств, при сознании которых только Он и может быть вседовольным и блаженным. Сравнивая Бога с другими существами, Священное Писание а) не находит между ними ни одного, кому бы Его уподобить: Господи! кто подобен Тебе ( Пс. 34:10; 17:19 ); Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? ( Ис. 40:18 ); б) обращаясь, в частности, к существам, которые считаются в мире наиболее великими и высокими, по чему бы то ни было, отдает Ему пред ними совершенное преимущество: нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш (1 Царст.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Псалом 47 Как велик Господь в своем царственном городе, которого Он Защитник (2–4)! Собрались враги, но погибли, как погибли и корабли Фарсийские (5–8). Мы сами видели одно из чудес, о которых слышали от наших предков; мы полны благоговения пред Тобою (9–11). Пусть радуются все города иудейские. Пусть осмотрят Иерусалим, спасенный Богом от врагов и неповрежденный. Этот – Бог наш на веки и веки (12–15). Пс.47:3 .  Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя. Гора Сион – прекрасная возвышенность, потому что на северной ее стороне расположен город великого Царя, т. е. город Иерусалим, где находится храм, а в нем – сам Господь. Пс.47:4 .  Бог в жилищах его ведом, как заступник: Все жилища этого города находятся под защитой Господа и в них (жилищах) знают, что Он – их Заступник. Пс.47:8 .  восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли. После гибели языческих народов, о которой писатель говорил ранее, он указывает и на гибель кораблей своего царя, как дело великой защиты и благоволения Божия. В этом факте писатель видит кару за союз своего царя с нечестивым Охозией. Этот союз и предприятие, в случае их успеха, могли сблизить царей между собою. Так как Охозия был царь нечестивый, то это сближение могло угрожать распространением нечестия среди иудейского народа. Гибель кораблей, поэтому, есть знак попечительный. Забота Господа о своем народе и является выражением Его великой предупреждающей любви и милости, заслуживающих воспевания. Пс.47:9 .  Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки. Чудеса, которые Господь совершал в прошлой истории еврейского народа и о которых сохранялись устные рассказы, повторились и сейчас. Это чудо – избавление города от нападений многочисленных и грозных врагов. Пс.47:11 .  Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды. «Десница Твоя полна правды» – Ты поступил с врагами так, как они того заслуживали. Пс.47:12 .  Да веселится гора Сион, [и] да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, [Господи].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.76:3 .  В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения. «Рука моя простерта ночью и не опускается» – молитвенное положение с воздеванием рук к Богу. Эта молитва постоянна ( «рука... не опускается»). – «Душа моя отказывается от утешения» означает, что автор или подавлен настолько горем, что ничто не может оторвать его внимания в другою сторону, или что автор, при самом внимательном наблюдении хода событий, нигде не видит ничего отрадного, никакого проблеска на лучшее будущее (11 ст.). Пс.76:7 .  припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: «Дух мой испытывает» – исследует все, что совершается, и на основании этого старается предугадать ход событий. Пс.76:8 .  неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить? Пс.76:9 .  неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род? Пс.76:10 .  неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои? Результат этого пытливого отношения к действительности – самый грустный: он видит полную оставленность Богом еврейского народа. Отсюда возникает недоумение: «неужели навсегда отринул Господь»? «Неужели навсегда... пресеклось слово Его в род и род?» Под словом здесь разумеется не откровение Бога народу, так как таковое тогда сообщалось в проповеди пророка Иеремии, но, в согласии с последующим содержанием, перечисляющим факты чудесной помощи Бога своему народу, слово означает вообще Божественное благоволение, Божественную защиту и помощь. Пс.76:11 .  И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». «Вот мое горе – изменение десницы Всевышнего», изменение отношений Бога к своему народу. Это изменение предполагается не одним каким-либо фактом, несчастным событием в жизни народа, но целой серией их. Автор горюет не о случайном явлении, хотя бы и грозном, а о постоянном попущении Богом изливаться над евреями одному бедствию за другим. Последнее-то и страшит писателя. Так как наличная жизнь не представляла для автора ничего отрадного, то он хотел найти успокоение в прошлом и оттуда почерпнуть себе источник утешения. Этот последний он видел в чудесном водительстве Богом своего народа, почему кратко сообщает некоторые из подобных фактов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Трудными к объяснению считаются слова: и отделил (Бог) воду, которая под твердью, от воды, которая над твердию. Многие толковники Св. Писания: римские, протестантские и еврейские объясняют это место так: древние евреи думали, что видимый свод небесный есть нечто твердое; Елиуй, один из друзей Иова, вопрошает его: ты ли с Ним (с Богом) распростер небеса твердыя, как литое зеркало ( Иов.37:18 ); потому и 70 толковников назвали этот свод твердию. Над этим сводом или твердью и находится вода, которая отделена от вод земных во второй день творения; потому и псалмопевец говорит: хвалите Его (Бога) небеса небес и воды, которыя превыше небес ( Пс. 148:4 ). Евреи думали, что во время сильных дождей на тверди открываются отверстия, чрез которые вода изливается на землю: потому о потопе говорится, разверзлись все источники великой бездны и окна небесныя отворились ( Быт.7:11 ; Мал.3:10 ). Но другие толковники думают, что под водой, которая над твердью или которая превыше небес, разумеются облака или облачные воды, так как облака в Писании называются небесными 158 . В таком случае под твердью должно разуметь не только видимый свод небесный, но и пространство, под ним находящееся, а под отверзением окон небесных только образное выражение излияния воды из облаков. Не невозможно думать, что в сказании о сотворении мира древние под водами над твердью разумели воды, находящиеся будто выше облаков и тверди. В Писании многое допущено в изображении явлений видимого мира соответственно мнениям о них древних народов, а не соответственно действительности; так говорится в одном псалме, что Бог утвердил землю на водах ( Пс. 135:6 ) а в другом, что Он поставил землю на твердых основах ( Пс. 103:5 ) или на столпах ( Пс.74:4 ) и не поколеблется она в веки и веки ( Пс. 103:5, 118:90 ). В одном месте книги Иова говорится, что Бог повесил землю ни на чем ( Иов.26:7 ), в другом месте говорится о землетрясениях, что Бог в гневе своем сдвигает землю с места ея и столбы ея дрожат ( Иов.9:6 ), в третьем месте написано, что неизвестно, на чем утверждены основания земли, неизвестна и широта земли ( Иов.38:6,18 ). Древние думали, что земля неподвижна, но что солнце восходит и заходит и спешит к месту своему, где оно восходит ( Еккл.1:5 ); если Бог повелит, оно останавливается на пути своем ( Нав.10:12 ), или даже возвращается назад ( Ис.38:8 ), скажет солнцу и не взойдет ( Иов.9:7 ). Древние евреи знали только, что солнце и луна и звезды назначены светить земле ( Быт.1:14–18 ; Иер.31:35 ; Сир.43:1–11 ) и возвещать славу Божию живущим на ней ( Пс.18:2–7 ; Ис.40:26 ), а что такое на самом деле светила небесные, о том древние понятия не имели. Вообще сведения и понятия древних евреев о небе и земле и явлениях природы были очень ограничены. Несомненно, что дух Святой в откровениях Своих не имел целью сообщать людям древних времен точных познаний о природе, о чем будем говорить еще ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Нравственное приложение догмата 1. Судьба царств земных — в деснице Вседержителя. Он благословляет народы миром (Пс. 28:11), ущедряет благами земли, возвышает и прославляет, когда народы бывают верны Его закону; Он же и посылает на них бедствия, уничижает и даже истребляет народы (Пс. 43:3), когда они изменяют Ему и предаются нечестию (Иер. 18:б-10). Отсюда три важные урока для каждого народа: а) прежде и более всего заботиться о том, чтобы благоугождать Богу правой верой и добрыми делами: ибо Он судит народы (Пс. 66:5; 95:10), и воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6), — почему и сказала. Премудрый, что именно праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов (Притч. 14:34); б) все свои истинные успехи по разным отраслям государственной жизни, свое благоденствие. процветание, славу, все счастливые обстоятельства приписывать не себе, а Богу (Пс. 126:11), и благодарить Его, восклицая вместе с Псалмопевцем: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей (Пс. 113:9); в) во времена общественных бедствий или опасностей прежде всего прибегать к Нему с теплыми мольбами о помиловании и помощи, и стараться преклонить Его к себе искренними раскаянием во грехах и исправлением нравов. 2. Управляя царствами земными, Всевышний сам поставляет над ними Царей, сообщает избранным своим чрез таинственное помазание силу и власть, венчает их честью и славой для блага народов. Отсюда — обязанность каждого сына отечества: а) благоговеть пред своим Монархом, как пред Помазанником Божиим (Пс. 104:15; срав. Исх. 22:28); б) любить Его, как общего Отца, данного Всевышним для великой семьи народной, и отягченного заботой о счастье всех и каждого; в) повиноваться Ему, как облеченному властью свыше, и как царствующему и руководимому в своих царственных распоряжениях самим Богом (Притч. 8:15; 21:1); г) молиться за Царя, да подаст Ему Господь, для счастья Его подданных, здравие и спасение, во всем благое поспешение, на враги же победу и одоление, и да сотворит Ему многая лета (1 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Писание свидетельствует, что ангелы, окружающие Престол Божий, непрестанно возвещают святость Божию, взывая, друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). По изображению в Писании, свет святости наполняет все, что исходит от Бога или служит Богу: «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» ( Пс. 144:17 ). «Ибо Свят Господь, Бог наш» ( Пс. 98:9 ). б) Правосудие Божие есть другая сторона все праведности Божией. «И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте...» ( Пс. 9:9 ). «Господь воздаст каждому по делам его, ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2и 11). Как согласовать Божественную любовь с правдой Божией, строго судящей за грехи и наказывающей виновного? По этому вопросу высказывались многие отцы. Они уподобляют гнев Божий гневу отца, который с целью вразумить непокорного сына прибегает к отеческим карательным мерам, сам в то же время скорбя, одновременно печалясь и о неразумности сына и сострадая ему в причиняемом ему огорчении. Потому-то всегда Божия правда есть и милосердие, и милосердие есть правда, по сказанному: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» ( Пс. 84:11 ). Святость и правда Божии тесно связаны между собой. Бог призывает всех к жизни вечной в Нем, в Его Царствии, а значит, в Его святости. Но в Царствие Божие не войдет нечто нечистое. Господь очищает нас Своими наказаниями, как действиями промыслительными, предупреждающими, исправительными, ради любви Своей к созданиям Своим. Ибо нам предстоит суд справедливости, суд для нас страшный: как можем мы войти в царство святости и света – и как могли бы мы там себя чувствовать – будучи нечистыми, темными и не имея в себе зародыша святости, не имея в себе никакой положительный духовной, нравственной ценности? Всемогущий – «Ибо Он сказал,– и сделалось; Он повелел, – и явилось» так выражается Псалмопевец о всемогуществе Божием ( Пс. 32:9 ). Бог есть Творец мира. Он Промыслитель мира. Он Вседержитель. Он есть «Един творящий чудеса!» ( Пс. 71:18 ). Если же Бог терпит зло и злых в мире, то не потому, что Он не может уничтожить зла, а потому, что Он даровал свободу духовным существам и направляет их к тому, чтобы они свободно по своей воле, отвергались от зла и обратились к добру. По поводу казуистических вопросов о том, чего Бог «не может» совершить, нужно ответить, что всемогущество Божие простирается на все то, что угодно Его мысли, Его благости, Его воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010