Христианин! Если хочешь Бога любить, ненавидь грех, Богу противный и Им ненавидимый. Грех и Бога вместе любить никак невозможно. Если хочешь Бога искать, то не ищи в мире этом ни чести, ни славы, ни богатства, ни прочего угодного плоти. Все это надо оставить ищущему Бога; надо от всего этого сердце освободить, чтобы в нем было место Богу – Вечному Добру с любовью Его святою. Святой Давид ничего не желал ни на небесах, ни на земле, кроме одного Бога; потому и воспел пресладкую песнь: Что мне на небе и без Тебя чего желать мне на земле. Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек (Пс. 72:25–26). Так своим примером научает нас пророк Божий ничего не желать и не искать, кроме одного Бога, если хотим Его искать и найти. Способ и средство найти Бога – это истинное сердечное смирение и усердная молитва. Когда Бог видит это в человеке, тогда приходит к нему со сладчайшею Своею любовью и делает сердце его храмом Своим. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим, – говорит Господь (Ин. 14:23). Ты не оставил ищущих Тебя, Господи (Пс. 9:11). Богатые обнищали и взалкали, ищущие же Господа не будут лишены никакого блага (Пс. 33:11). Да возвеселится сердце ищущих Господа. Взыщите Господа и укрепитесь, ищите лица Его всегда (Пс. 104:3–4). Если бы кто-то сказал, где Бога искать: в пустыне ли, или в монастыре, или в Иерусалиме, или в ином каком месте? Ответ: Там ищи, где находишься и где живешь. Бог на всяком месте присутствует, и нет такого места, где бы Бога не было; Он везде есть и все исполняет, хотя нам и невидимо и непостижимо присутствие Его. Так поет псаломник: Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли во ад – и там Ты. Если подниму крылья поутру и поселюсь на краю моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138:7– 10). Ибо Вездеприсутствующего и искать везде можешь. Только везде внимай себе, и не последуй тем, о которых написано: не представили Бога пред собою (Пс. 53:5); но последуй псаломнику, который о себе говорит: Всегда видел я пред собою Господа (Пс. 15:8). И так, от всякого греха уклоняясь, и мир с его прелестью и суетою позади себя оставляя, на единого Бога взирай и Его полагай концом всех желаний твоих, и сердцем сокрушенным и смиренным призывай. Тогда узнаешь и внутри себя почувствуешь, что близок Он, и воспоешь Ему с пророком: Близок Ты, Господи, и все пути Твои – истина (Пс. 118:151). Ибо близок Господь ко всем призывающим Его во истине (Пс. 144:18). И еще: Близок Господь к сокрушенным сердцем (Пс. 33:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Мы тогда более богатством изобилуем, когда его презираем и только от Бога ищем богатства (Беседа 3 на евангелиста Иоанна).   Рассуждение о богатстве Об этом смотри в рассуждении о презрении мира (§ XXVII). XIV. Смирение и гордость   Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18:4). Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11). Что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15). Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:13). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:10). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5). Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5:6). Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет (Пс. 33:19). Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (Пс. 50:20). Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их (Пс. 101:18). Кто, как Господь Бог наш, на высоте живущий и на смиренных взирающий на небе и на земле (Пс. 112:4–5). Высок Господь, и на смиренное взирает, и превознесенное издали знает (Пс. 137:6). Видел я нечестивого, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские, и прошел я мимо, и вот нет его; и искал его и не нашлось место его (Пс. 36:35–36). Ты низложил их, когда они разгорделисъ. Как они пришли в разорение? Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое (Пс. 72:18–19). Ты, Господи, людей смиренных спасешь и очи гордых смиришь (Пс. 17:29). Ты смирил, как раненого, гордого (Пс. 88:11). Не жил посреди дома Моего поступающий гордо (Пс. 100:7).   Святой Златоуст об этом Гордость – это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

111:9), — что милосердие достойно похвалы: « муж, щедро дающий, устроит дела свои на суде » (ст. 5), — что не должно злословить: « тайно клевещущего на ближнего своего — сего я изгонял » (Пс. 100:5). И много — гораздо больше сказанного — найдешь ты здесь мыслей, исполненных любомудрия. И он беседует не только о настоящем, но и о будущем, не только о видимой, но и о невидимой твари. Желаешь узнать о небе, пребудет ли оно вечным или потерпит изменение? В ответ на это он ясно говорит тебе, что « как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся » (Пс. 101:27). Или о наружном виде (небес) пожелаешь узнать, опять услышишь от него: « простираешь небо, как кожаный покров » (Пс. 103:2). Если пожелаешь узнать, что находится далее — за пределами этого неба, дает тебе ответ и на это: « покрываешь водами высоты Свои » (Пс. 103:3). Не останавливается (псалмопевец) и на этом, но скажет тебе и о широте, и о глубине, доказывая их равномерность: « насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши » (Пс. 102:12). « Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил Господь на боящихся Его » (Пс. 102:11). Если ты захочешь исследовать основания земли, то и этого от тебя не скроет, но услышишь от него, что (Господь) « на морях основал ее » (Пс. 23:2). Или ты желаешь узнать о землетрясениях — отчего они бывают? Всякое твое недоумение рассеивается его словами: « Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись » (Пс. 103:32). Если спрашиваешь о том, какое назначение имеет ночь, и это можешь узнать от него: « Ты простираешь тьму, — и настает ночь, когда ходят все звери лесные » (Пс. 103:20). Объяснит тебе он и то, чем полезны горы: « высокие горы для оленей », и для чего скалы: « каменистая скала — прибежище зайцам » (Пс. 103:18). Послушай, зачем существуют бесплодные деревья: « там устрояют гнезда птицы » (ст. 17), и для чего источники в пустынях: « поят всех полевых зверей, при них обитают птицы небесные » (ст. 12, 11). Для чего вино? Не для того только, чтобы пить, — для этого достаточно было бы и воды, — но чтобы тебя веселить и радовать: « и вино веселит сердце человека » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Послушай же Иисуса Навина, говорящего: всячески старайтесь в своих душах любить Господа Бога вашего, ибо Господь Бог ваш Сам сражается за вас ( Нав. 23:10–11 ). Писано же и в Книге Судей: «Не преогорчим Господа Бога нашего, чтобы не восхождаше Мадиам и скоти его и не разоряху плоды наши и обнищахом зело» ( Суд. 6:2–6 ). Выслушаем и Исаию, говорящего: утешитеся, малодушнии умом ( Ис. 35:4 ). Ибо Господь дает малодушным долготерпение и сокрушенным сердцем – жизнь, посему и мы с сокрушением вместе с Давидом обратимся к Богу, говоря: поглумляхся и малодушествоваше дух мой ( Пс. 76:4 ); Сердце мое смятеся, остави мя сила моя ( Пс. 37:11 ); погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою ( Пс. 141:5 ). Но: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от Мене ( Пс. 37:22 ); Отстави от Мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох ( Пс. 38:11 ). И: се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия [Col. 1696] и от бури ( Пс. 54:8 ). Ибо прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему ( Пс. 118:25 ). Ибо знаю Тебя, Благой Господи, что внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси ( Пс. 60:3 ), и Ты дашь силу и державу ( Пс. 67:36 ) любящим Тебя. Внемлем Павлу, повелевающему нам: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ( Еф. 6:11 ). Говорит же и сильным: утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем ( 1Фес. 5:14 ). Посему мы всегда да будем поучаться этим Богодухновенным словесам со многим терпением, чтобы никогда нам не услышать: Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить… и для вас нужно молоко, а не твердая пища ( Евр. 5:12 ). Посему прекрасно – молиться, чтобы не войти нам в искушение ( Мф. 6:13 ). Если же вошли, то будем переносить его как наше собственное, а не чужое, [то есть] с терпением и благодарением. Потому что уверовавший от всего сердца и со смирением приемлет дар бесстрастия, о котором есть свидетельства Писания: ныне же будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ) и: вера твоя спасла тебя; иди в мире ( Мк. 5:34 ) бесстрастия и другое тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Псалом 117 Псалом представляет еврейский народ ликующим вследствие полученной им свободы ( Пс.117:5 ), освобождения от врагов ( Пс.117:10–13 ) и особенно от чудесного окончания постройки, какая была завершена, несмотря на тяжелые обстоятельства ( Пс.117:22–23 ). Все указанное совпадает со временем возвращения евреев из плена вавилонского и окончанием построения второго храма, по поводу освящения которого, вероятно, и написан псалом. Да славят Господа все классы и весь Израиль за Его милость (1–4). Из тесноты я воззвал к Господу и Он освободил меня. Если Господь – мой защитник, то кого мне бояться (5–9)? Все народы теснили меня, но я низложил их именем Господним, Которому – и песнь моя (11–14). Слышен голос ликования в жилищах праведников, благодарящих Господа за Его суд и спасение (15–18). Отворите врата правды, чтобы взойти в здание, законченное при благоволении Господа. Будем благословлять этот день и праздновать его жертвенными приношениями и славословиями Господу (19–29). Пс.117:1 .  Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс.117:2 .  Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:3 .  Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:4 .  Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Неизвестный писатель псалма приглашает весь еврейский народ к исповеданию и воспеванию великой милости Бога, о которой говорится во всем последующем содержании. Пс.117:5 .  Из тесноты воззвал я к Господу, – и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. «Из тесноты» – из тяжелого положения, разумеется плен вавилонский. «Услышал меня» – вывел в пространное место, т. е. на свободу из плена, дал возможность управляться и жить по своему закону. Пс.117:8 .  Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Пс.117:9 .  Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Вся допленная история жизни еврейского народа, пытавшегося заключением союзов с соседними языческими народами отстоять свою политическую независимость, показывала, насколько неудачны эти попытки. Горький опыт вынудил у евреев признание, что для упрочения своего благополучия лучше надеяться на Бога, чем на человеческую помощь или военную силу ( «князья» – предводители).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.9:2 .  Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. Пс.9:3 .  Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. «Возвещать все чудеса Твои» – воспевать те победы, которые одержаны Давидом над сирийцами при помощи Бога. – «Торжествовать о Тебе» – устраивать во имя Бога торжественные праздники. Пс.9:5 .  ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Пс.9:6 .  Ты воз­негодовал на народы, по­губил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. Победа Давида есть выражение и исполнение над язычниками сирийцами Божественного суда. Они, как нечестивые, не почитающие истинного Бога, были Им отвергнуты и обессилены до того, что у них не стало ни городов, ни оружия (6 ст.) и их политическое и военное могущество на долгое время низложено ( «имя их изгладил на веки и веки» (6 ст.) ). Пс.9:8 .  Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, Пс.9:9 .  и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. Пс.9:10 .  И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; В том, что Бог Давида есть истинный Бог и Вечный Судия всех народов, заключается основание веры всех угнетенных праведников, что они найдут всегда в Нем защиту. Вероятно, под угнетенным праведником Давид разумел еврейский народ, которому хотел привить свою веру в Бога, как всегдашнего его покровителя и единственного защитника. Пс.9:11 .  и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. «Знающие имя Божие». Знать имя Бога, значит признать Его единственным истинным Богом и служить Ему. Пс.9:12 .  Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его, Бог называется живущим на Сионе потому, что там находился Ковчег Завета, где Он всегда пребывал. Пс.9:13 .  ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных. Бог «взыскивает за кровь». Войны Давида были оборонительными, он вел их по принуждению, когда соседние языческие народы совершали нападения на границы его государства, проливали кровь его подданных, на защиту которых он и восставал. Так было и при описываемом в псалме нападении сирийцев, борьба с которыми была вызвана нападениями с их стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.88:3 .  Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: Истина «утверждена на небесах». Выражение образное: небо для человека, существа слабого и непостоянного, недоступно, а потому и все, основанное на нем, не может подвергаться никаким изменениям или колебаниям, т. е. эта истина, обетование будет исполнено. Пс.88:4 .  «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: Пс.88:5 .  навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой». Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана ( 2Цар. 7:12–14 ). Пс.88:6 .  И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. Пс.88:7 .  Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? «Небеса», «собрание святых», «сыны Божии» означают ангелов, благоговеющих пред величием данного Давиду обетования. Пс.88:11 .  Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих. «Раав» – обозначение Египта ( Пс. 86:4 ). Упоминается о чудесном изведении из Египта, как проявлении всемогущества и благоволения Господа по отношению к евреям. Пс.88:13 .  Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Эти горы, находящиеся в Палестине, служат символом всей этой гористой страны. Горы радуются, т. е. все обитатели Палестины полны благодарного чувства к Богу за Его благодеяния, обильно на них изливаемые за время обитания в этой стране. Пс.88:16 .  Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, Пс.88:17 .  о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся, Если Господь так милостив к евреям и всемогущ, то тот народ, который слушает «трубного звука» – блажен. Труба употреблялась у евреев для собрания народа к молитве. Слушаться трубы – точно исполнять Божественные предписания о благоговейном отношении к Нему и исполнении Его заповедей. «Возноситься правдою» Божьею – пользоваться Его покровительством и защитой, а через то и славой у всех народов за праведное хождение пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скоро явится Господь и Владыка, приидите и поклонитеся. Общ. (повторяет то же). Певец начинает псалом: Приидите, воспоём Господу, воскликнем прибежищу нашего спасения. Предстанем с радостным благодарением пред лицем Его и в псалмах будем петь хвалебную песнь имени Его ( Пс.94:1–2 ). Община (повторяет или всё «приветствие», или вторую половину его). Свящ. или певец: Ибо Господь есть Бог великий и Владыка великий по всей земле ( Пс.94:3 ). Приидите поклонимся и припадем пред Господом, Которым всё сотворено, ибо Он есть Господь Отец наш, а все мы – народ Его и овцы паствы Его ( Пс.94:6 и начало Пс.94:7 ). Община (снова повторяет «приветствие» или вторую половину его). Свящ. или певец: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: как это было в начале, так и теперь, так и всегда, и во все веки. Аминь! Община (снова повторяет «приветствие» или его вторую половину). (При вечернем богослужении «приветствие» со стихами Пс.94 поётся только в те дни, в которые не совершается утреннего богослужения и мессы). (Затем следует ряд псалмов (3) с относящимися к ним антифонами, которые поются попеременно певцом и хором с одной стороны и общиною – с другой, в следующем порядке): 1-й антифон: Вот Владыка великий; Он идёт спасти народы. Аллилуйя! Пс.22 : Господь есть Пастырь мой, и ни в чём я не буду иметь недостатка… ( Пс.22:1–6 ). (и в заключение 1-й антифон). 2-й антифон: В пустыне взывает голос: «Уготовайте путь Господу, уровняйте тропинки Богу нашему» ( Ис.40:3 ). Пс.24:1–5 : К Тебе, о Господи, возносится душа моя. Боже мой! на Тебя уповаю… (в заключение поётся 2-й антифон). 3-й антифон: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами ( Лк.1:23 ). Пс.35:6–11 : Господи! милость Твоя до небес восходит и истина Твоя до облаков. (и в заключение псалмов повторяется 3-й антифон). (После псалмов священник или чтец читает отрывок из Св. Писания Ветхого или Нового завета. В дни адвента и праздника Рождества Христова читается книга пророка Исайи, 27 декабря – из книги Деяний, затем – послания Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Псалом 83 Надписание приписывает псалом сынам Кореевым, левитам, в согласии с чем находятся Пс.83:3 и Пс.83:11 стихи, где писатель выражает желание быть не в самом святилище, куда имели доступ только священники, но во дворе храма, забота о котором лежала на левитах. Псалом указывает на вынужденное удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия ( Пс.83:10 ). Под последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саула на царство термин «помазанник» стал преимущественно прилагаться к царям ( 1Цар. 12:3, 5, 26:9 ; 2Цар. 1:14 ; Пс. 17:51, 19:7 ). Царь по изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу «ходящих в непорочности» ( Пс.83:12 ). Таким царем нужно считать Давида, а обстоятельствами написания псалма – бегство его из Иерусалима во время гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в его удалении от скинии, что и изобразили в псалме. – «На Гефском орудии», т. е. инструменте, заимствованном из филистимского города Гефа. Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в скинии. Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы (2–4). Блаженны те, которые живут в доме Твоем или те, которые направляются к нему укрепляясь в силе по мере приближения к Сиону (5–8). Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных (9–13). Пс.83:2 .  Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Пс.83:3 .  Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. Пс.83:4 .  И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Пс.83:5 .  Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чтобы видеть, действительно ли неестественно приписывать пророчества о Рабе Господа и об Эммануиле одному пророку Исаии, помимо сравнения их между собою, очень важно определить, с одной стороны, отношение тех и других к предшествующим пророчествам, с другой, – понимание их у пророков последующих. – Нетрудно заметить, что пророчества о Мессии в первой части книги прор. Исаии имеют ближайшее отношение к прежним пророчествам о Мессии: первоевангелию ( Быт.3:15 ; ср. Ис.7:14 ), пророчеству Иакова ( Быт.49 гл.), или сходному с ним пророчеству Валаама ( Числ.24 гл.) и другим, а особенно к псалмам. Так наприм., в Ис.9:7 362 : название Эммануила: «Князь мира» напоминает пророчество Иакова о Примирителе 363 ; название «Бог Крепкий» заимствовано, может быть, прямо из Пс.44:7, 8, 4 , где Мессия называется «Богом» и «Сильным», или из Пс.23:8 : «кто сей Царь славы? Господь Крепкий и Сильный, Господь Сильный в брани . Слова: «Младенец родился нам, Сын дан нам, владычества Его нет предела на престоле Давидове и на царстве Его, чтобы утвердить его судом и правдою отныне и до века» – ср. с Пс.2:7, 8 : «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя, Я помазал Царя Моего над Сионом... дам... пределы земли во владение Тебе» и из Пс.44:7 : «престол Твой, Боже, во век века; скипетр царства Твоего – скипетр правоты», или из Пс.71:1, 3, 8, 17 364 . – В 11:4 слова: «будет судить бедных по правде и дела страдальцев земли – решать по истине» ср. с Пс.71:2–4, 12–14 ; следующие слова: «поразит землю жезлом уст своих и духом уст своих убьет нечестивого» ср. с Пс.2:9 («ты поразишь их жезлом»), 44:6 и 67:22; 71:4 или 8:3 («низложит притеснителя»... «закоснелого в беззакониях»). Дальнейшие слова 5-го стиха: «и будет препоясанием чресл Его правда и препоясанием бедр Его истина» ср. с Пс.44:4, 5 : «препояшь мечем бедро Твое, Сильный... для истины и кротости и правды»... 365 Тот же 45 псалом (см. ст. 2–3-ий: «ты прекраснее всех сынов человеческих... песнь моя о Царе») напоминают слова Исаии 33:17: «глаза твои увидят Царя в красоте Его (), узрят землю отдаленную» (ср. Пс.2:8; 71:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010