Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 20. Святого пророка Илии Прокимен, глас 4 Ты — священник вовек,/по чину Мелхиседека. Стих: Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих». Пс 109:4б, 1 Зачало 57а. Аллилуия, глас 4 Стих: Моисей и Аарон среди священников Его, и Самуил — среди призывающих имя Его. Стих: Свет воссиял праведнику и правым сердцем — веселие. Пс 98:6а; 96:11 22. Равноапостольной Марии Магдалины Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 141. Аллилуия, глас 1 Стих: С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне. Стих: И поставил на скале ноги мои, и направил стопы мои. Пс 39:2а, 3б 23. Почаевской иконы Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 320. Аллилуия, глас 2 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а 24. Святых мучеников князей Бориса и Глеба Прокимен, глас 4 Святым, которые на земле Его,/дивно явил Господь все желания Свои среди них. Стих: Видел я Господа пред собою всегда, ибо Он — справа от меня, чтобы я не поколебался. Пс 15:3, 8 Зачало 99. Аллилуия, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 25. Успение праведной Анны Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 210в. Аллилуия, глас 1 Стих: Спасение праведных — от Господа, и Он — защитник их во время скорби. Пс 36:39

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

1056. Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему (Пс. 39:2–4). 1057. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18:7, 8). 1058. …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8:28). 1059. …верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но и при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10:13). 1060. Слово 4, гл. 6–8. 1061. Святого Григория Синаита глав зело полезных, гл. 117. Добротолюбие. Ч. 1. 1062. Преподобный Макарий Великий. Беседа 27, главы 4, 5 и 18. 1063. Если же останетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:8). 1064. Слово 7, гл. 14. 1065. Исх. 3:21–22. 1066. Слово 31. Здесь употреблено слово «делание», потому что Отцы наиболее так называют мысленный и сердечный подвиг, чаще обозначая словом «подвиг» телесные труды. Преподобный Варсонофий Отв. 210. Исаака Сирского. Слово 56. 1067. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл.1. 1068. Добротолюбие. Ч. 1, деятельных и Богословских глав 43. 1069. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 1070. 2 Пет. 1:4. 1071. …если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:5–6). 1072. «Он (Господь) освободил нас Св. Крещением, подав нам прощение грехов, и Дал нам свободу делать добро, если пожелаем, и не увлекаться уже, так сказать, насильственно к злому; ибо того, кто порабощен грехами, они отягощают, и увлекают, как и сказано (в Писании), что каждый связывается узами своих грехов» (Притч. 5:22). Преподобного аввы Дорофея поучение 1 об отвержении мира. — «Самовластия и самопроизволения нашего не отнимает Крещение: оно доставляет нам свободу, при которой диавол уже не насилует нас, когда мы не соизволяем ему. Нам предоставляется по крещении на произвол, или пребывать в заповедях Христа, Владыки и Бога, в Которого мы крестились, и ходить по пути повелений Его, или снова возвратиться лукавыми деяниями к супостату и врагу нашему, диаволу». Преподобный Симеон Новый Богослов, гл. 109. Добротолюбие. Ч. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Кроме того, Воскресение Христово есть наше Воскресение в жизнь вечную. Жив Тот, Который мертв был на Кресте, – значит, и мы оживем. Если веруем, говорит апостол, что Иисус умер и воскрес, то и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним ( 1Фес.4:14 ). Мы знаем, что Воздвигший Христа от мертвых и нас с Ним совоздвигнет. Я знаю, – восклицает исполненный веры мужественнейший Ветхого Завета мученик (так св. Иоанн Златоуст называет Иова), – знаю, что жив Искупитель мой, и в последний день от земли восстану ( Иов.19:25 ). Воскрес Христос для того, чтобы не усомнился и христианин в воскресении своем. Ибо что совершилось с Главой, то же воспоследует и с членами, говорит блаженный Августин (О Троице. Кн. 2, гл. 17). Наконец, Спаситель наш, подобно древним победителям, которые, одержавши победу над врагами, восходили на торжественные колесницы, рассыпали дары воинам и народу, восшел торжественно на гору Елеонскую и оттуда перед взорами всех присутствующих вознесся на небо, и ниспосылал дары Духа Святого апостолам. Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес ( Еф.4:10 ), восшед на высоту, пленил ecu плен и дал дары человекам ( Еф.4:7 ). Пленены смерть, ад, начала и власти тьмы. Даяния Его суть тот дар, о котором приводит в свидетельство Пророка Иоиля апостол Петр: излию от Духа Моего на всякую плоть ( Деян.2:17 ). Божество во Христе никогда не оставляло Неба, которое есть Престол Его; следовательно, восходит на Небеса Человечество уже прославленное, имеющее силу и могущество Божеские. Сшедший, Тот есть и восшедший ( Ин.3:13 ). Илия взят вихрем на колеснице огненной яко на небо; Христос Сам Собой, Своей силой возносится. Он возносится видимо – все по тому же премудрому Домостроительству Божию, по которому с телом, уже духовным, вкушал пищу и позволил осязать раны Свои гвоздиные. Возносится, – то есть торжествует над всей силой вражией. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе положит врагов в подножие ног Своих ( Пс.109:1 ) и верующим в Него отверзет дверь к Царствию Небесному. Он сказал нам: к Отцу Моему иду ( Ин.14:12 ), и приготовлю вам место ( Ин.14:3 ); и в доме Отца Моего обителей много ( Ин.14:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его. Пс 36:30, 31а В тот же день, Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 10. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 335. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 11. Апостолов Варфоломея и Варнавы Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 28. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а 14. Пророка Божия Елисея Прокимен, глас 4 Ты — священник вовек,/по чину Мелхиседека. Стих: Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих». Пс 109:4б, 1 Зачало 57а. Аллилуия, глас 5 Стих: Моисей и Аарон среди священников Его, и Самуил — среди призывающих имя Его. Стих: Свет воссиял праведнику и правым сердцем — веселие. Пс 98:6а; 96:11 15. Святителя Ионы, митрополита Московского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 335. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 18. Боголюбской иконы Божией Матери и мученика Леонтия Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Тот факт, что существовал чин священства Мелхиседека независимо от священства левитского, по чину Аарона, говорит о несовершенстве последнего и необходимости замены его новым, – замены, которая прообразовательно уже произошла в факте поклонения Авраама Мелхиседеку. Но «с переменой священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр.7:12 ). А поэтому ап. Павел доказывает, что первосвященство Христа соответствует закону – но не Моисеевому, «плотскому», а новому и вечному закону «по силе жизни непрестающей» ( Евр.7:16 ). Так, 1 . Иисус Христос принадлежал не к колену Левиину, а к колену Иудину, чем напоминает Мелхиседека, который вообще не был из семени Авраама ( Евр.7:13–14 ). Переменой колена священства Христос соединил в Своем Лице и царское, и священническое служение. 2 . Иисус Христос получил священство не по закону наследства от предков и не с тем, чтобы по смерти передать его иным смертным наследникам: Он воссиял «по силе жизни непрестающей» ( Евр.7:15–16 ), ибо по воскресении стал священником бессмертным. В этом тоже образ Мелхиседекова, о котором сказано, что «он живет» ( Евр.7:3 ). 3 . Первосвященство Христово клятвенно удостоверено Самим Богом, и оно не имеет конца: «клялся Господь и не раскаялся: Ты священник вовек по чину Мелхиседекову» ( Евр.7:21 ; Пс.109:4 ). Сам же закон Моисеев обнаружил свою немощность и бесполезность ( Евр.7:18 ), он «ничего не довел же до совершенства» ( Евр.7:19 ), поэтому требовалось иное основание жизни, которое и открылось в лучшем и совершенном завете Бога с людьми, поручителем которого сделался Иисус Христос ( Евр.7:22 ). Во Христе воссиял совершенный Первосвященник, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу» ( Евр.7:25 ). Христос есть священник истинной, небесной скинии, т. е. Церкви; престол Его «одесную престола величия» Божия ( Евр.8:1–2 ). И принес Он туда единократную жертву Своей Плоти и Крови ( Евр.8:3–4; 9, 12 ). 4. Сравнение двух заветов (Евр.8:7–10, 18) а) Пророчество Иеремии о лучшем завете ( Евр.8:7–13 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

В главе «О Церкви Христовой» мы говорили о том, что Христос есть Глава Церкви, которая есть Тело Его. Христос всегда присутствует в Своей Церкви: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Путь, по которому благодать Христова распространяется по всему Его Телу, т.е. Церкви, есть иерархическое преемство. Сущность иерархии состоит в том, что все пастыри Христовой Церкви получают власть и дар священства от Христа и поставленных Им апостолов через преемников – епископов. Они, стало быть, являются лицами, избранными Богом на дело служения. Еще в ветхозаветный период были законные руководители в деле Богопознания, поставленные на это Самим Богом. После того, как был дан Синайский закон, Бог избрал особое сословие людей, которым вверил духовное руководство и совершенствование общества: «возьми к себе, – сказал он Моисею, – Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» ( Исх.28:1–2 ). Согласно этому повелению, Аарон был поставлен первосвященником, сыновья его – священниками, а остальные из колена Левия – левитами, т.е. служителями при скинии. С пришествием на землю Сына Божия было установлено новое священство. Начало ему положил Господь Иисус Христос , первый и вечный Первосвященник не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ; Евр.6:20; 7:11–22 ). Он не Сам от Себя пришел, но был послан Богом Отцом ( Ин.9:33 ) и, подобно Ему, и всякий священник поставленный из человеков, должен получить право на служение от Самого Бога. «Никто сам собою не приемлет этой чести, – говорит апостол Павел, – но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Евр.5:4–5 ). Так и апостолы – первые иерархи Церкви Христовой, были поставлены на служение волею Самого Господа: не они пришли к Нему, а Он избрал: «позвал к Себе, кого Сам хотел: и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь ...» ( Мк.3:13–14 ). Апостол Павел, говоря о различных служениях в Церкви, подчеркивает, что установил их и назначил Сам Господь: «иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих учителями» ( 1Кор.12:28 ); также и в другом месте: «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

В том пришествии, в котором Бог соединился с человеком, Сын не равен Отцу не в том, что было взято от Отца, а в том, что было взято от человека. Природа же человеческая не повредила того равенства, которое имеет непоколебимая Божественность; и сошествие Создателя к творению есть, также, и восхождение верных к вечному. И говорит апостол: «Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Kop.1:21). Следовательно, для мира, то есть для разумных мира сего, мудрость их стала слепотой, и не смогли они через нее распознать Бога, к постижению Которого приближаются, лишь обладая Его мудростью. И так как похвалялся мир своими лживыми учениями, и обнаружилось недостойное и неразумное (1Kop.1:23), то утвердил в нем Господь веру спасающихся, что, когда устранятся все упорствующие предрассудки, одна лишь милость Бога разъяснит то, что не смог охватить человеческий разум. 5. Пусть же познает вселенская вера славу свою в униженности Господа, и пусть Церковь , которая есть тело Христа, возрадуется таинствам своего спасения; ибо, если бы Слово Божие не стало плотью и не пребывало в нас ( Ин.1:14 ), если бы Сам Создатель не снизошел в общность с творением и человеческую ветхость не призвал бы Своим Рождеством к новому основанию, то, начиная от Адама ( Рим.5:14 ) и вплоть до последних времен, царила бы смерть, и на всех людях оставалось бы неразрешимое проклятие, ибо одного лишь закона рождения достаточно, чтобы стать для всех причиной погибели. И потому среди сынов человеческих только Господь Иисус родился невинным, что Он единственный был зачат без осквернения плотским вожделением. Для того же Он стал человеком нашего рода, чтобы и мы могли быть причастны божественной природе ( 2Пет.1:4 ). Ибо то происхождение, которое Он принял в утробе Девы, положил также и в источнике крещения; дал воде то, что прежде дал матери; сила же Всевышнего и осенение Святого Духа ( Лк.1:35 ), которые сделали так, что Мария родила Спасителя, дали воде силу возрождать уверовавшего. Что же более было пригодно для излечения больных, прозрения слепых, оживления мертвых, чем то, чтобы язвы гордыни исцелялись бы средствами смирения? Адам, пренебрегая заповедями Бога, допустил проклятие греха; Иисус, подчинившись закону ( Гал.4:4 ), возвратил свободу добру ( 1Пет.2:16 ). Тот, следуя диаволу даже до тайного пособничества, был достоин, чтобы в нем все умерли; Этот, повинуясь Отцу даже до креста ( Флп.2:8 ), сделал так, чтобы в Нем все ожили ( 1Кор.15:22 ). Тот, домогаясь ангельской славы, погубил достоинство своей природы; Этот, приняв состояние нашей немощи, тех, ради кого сошел в недра земли, собрал в небесных обителях. Наконец, тому, павшему по высокомерию, было сказано: «Прах ты, и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ); Этому, возвышенному по смирению, было возвещено: «Сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.110 (109):1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В день рати Твоей народ Твой готов в благолепии священном. Как роса из чрева зари так у Тебя, юношество твое. Клялся Господь и не раскается; Ты Священник во век по чину Мелхиседека ( Пс.109:3–4 ). По крещении, Спаситель отводится Духом Святым в пустыню, где проводит сорок дней без пищи и пития и попущает злому духу искусить Себя, дабы победа второго Адама над Диаволом могла вознаградить поражение первого; и дабы научить христиан не токмо неизбежной необходимости познать искушение опытом, но и каким еще образом должны они сражаться со врагом, и каким оружием могут они его победить. И окроплю вас водою чистою, и очиститися от всех нечистот ваших, и от всех кумиров ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и Дух Новый дам во внутренность вашу, и отыму сердце каменное от плоти вашей, и дам вам сердце плотяное и Дух Мой дам во внутренность вашу ( Иез.36:25–26 ). 11 . Наконец Мессия начинает проповедовать Божественное учение Свое и открывать высокие истины, которые Он увидел искони в лоне Отца Своего. Он полагал незыблемые основания своей Церкви чрез призвание двенадцати рыбарей и великого множества других учеников. 11 . Дать плачущим в Сионе диадему вместо пепла, елей веселия вместо плача, одежду славы вместо духа унылого: и назовут их сильными правдою, насаждением Господа, в славе Его. И застроят пустыни вечные, и, разоренное издревле, восстановят; и возобновят города опустевшие, разоренные в давние роды ( Ис.61:3–4 ). И положу среди них знамение, и пошлю спасшихся из них к народам языческим, в Фарсис, в Пул и Луд, (и в Мосох), к натягивающим лук, и в Фовел, и в Елладу, и на острова дальние, которые не слыхали слуха о Мне, и не видели славы Моей: и возвестят славу Мою в народах языческих. И приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Господу. И из них Я возьму во Священники и Левиты, сказал Господь. Ибо как небо новое, и земля новая, которые творю Я, стоят пред Лицем Моим, вещает Господь; так будет стоять семя ваше и имя ваше. Тогда от новомесячия до новомесячия, и от субботы до субботы, будет приходить всякая плоть, чтобы покланяться пред Лицем Моим, глаголет Господь ( Ис.64:19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Седение одесную», будучи прославлением Сына Божия, является и продолжением Его служения делу спасения мира — делу утверждения Царства Божия. Обладая божественным всемогуществом, Он простирает Свою всеобъемлющую власть на созидание Царства Божия и устраняет то, что препятствует этому созиданию, во исполнение древнего пророчества о Христе: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1). Согласно древнему царскому церемониалу, сидение одесную, то есть по правую руку царя, означало соучастие в царских почестях, власти и управлении царством, а также принятие на себя ответственности за участие в управлении. Так, Соломон посадил свою мать Вирсавию по правую руку от себя (3 Цар.2:18–22). Согласно “Пространному Катехизису”, выражение: «сидит одесную Бога Отца» «должно понимать духовно. То есть: Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом» . Однако эти слова не следует понимать в том смысле, что Господь по Своему человечеству приобретает Божеское свойство – всемогущество. Речь идет о принятии Господом по человечеству полноты власти над тварным космосом: «Дана мне всякая власть на небе и на земле” (Мф. 28,18). “Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп.2:9–10). Царское служение Иисуса Христа после Вознесения на небо состоит в том, что а) Господь, находясь по человечеству в теснейшем единстве с Пресвятой Троицей, является Ходатаем за нас перед Богом (Евр.9:15; 12, 24) и Первосвященником (Евр.4:14–15). Сами эти наименования указывают на посредническое служение, через Христа верующие в Него могут приходить к Богу. Еще во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему с молитвой после Его прославления: «И если чего попросят у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин.14:13—14). б) Господь, обещавший по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа (Ин. 16,7), в силу сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян.2:1—4) является невидимым Главой созданной Им на земле Церкви (Еф.1:22—23), Возглавителем той части человечества, которая желает соединиться с Богом через усвоение плодов Его искупительного подвига. Будучи Главой Церкви, Христос ее членам «дарует все потребное для жизни и благочестия» (2 Пет.1:3).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Что именно хотел сказать автор? Трудно сказать. Возможно, речь идет о грешниках настолько закоренелых, что они потеряли само чувство покаяния. Отрывок заканчивается призывом к упованию (6:9–20). Наша надежда должна зиждиться на обетовании, данном некогда Аврааму: «Истинно благословляя, благословлю тебя и, размножая, размножу тебя» (6:14; Быт. 22:17). Теперь же мы имеем большое основание «взяться за предлежащую надежду» (6:18) войти «во внутреннейшее за завесу» (небесного Храма), куда за нас как предтеча вошел Иисус, сделавшийся навеки Первосвященником по чину Мелхиседекову (6:19–20). Теперь понятнее становится смысл стиха 4:14, где говорилось об Иисусе «Первосвященнике великом, прошедшем небеса»: ведь в стихе 6:20 идет речь об Иисусе, проникшем внутрь завесы, но не земного Иерусалимского храма, куда раз в год входит иудейский первосвященник, а небесного Святилища, куда новый Первосвященник вошел как наш предтеча (προδρμο), подтвердив нашу надежду. Превосходство Первосвященника по чину Мелхиседека над ветхозаветным священством (7:1–28) В одном мессианском (вероятно, позднем) псалме сказано: «Клялся Господь, И не раскается. Ты священник вовек По чину Мелхиседека ( Пс.110 /109:4) В Послании к Евреям этот текст отнесен к Иисусу со ссылкой на Книгу Бытия (Быт.14:17–20). Там рассказывается, что «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил Его», и Авраам дал десятую часть всего (Быт.14:18–20). В Евр. читаем, что имя Мелхиседек этимологически означает «царь правды» ( ) (7:2). Кроме того, он «царь мира» (7:2). (Салим может быть производным , экзегеты усмотрели здесь аллюзию на Иерусалим). В Быт. нет никаких сведений о Мелхиседеке, он «без отца, без матери, без родословия» (7:3); в Евр. из этого делается вывод, что Мелхиседек не имеет «ни начала дней, ни конца жизни» и поэтому является прообразом Сына Божия, пребывающего священником навеки (7:3). В Послании богословское толкование развивается: в то время как левиты, которые произошли «от чресел Авраамовых», берут десятину со своего народа, Мелхиседек, «не происходивший от рода их» (7:6), «получил десятину от Авраама» (7:6). Следовательно, тот, кто получил десятину от Авраама и благословил его, выше Авраама, а значит – и самого священства Левиина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010