3) Молитва внешняя и внутренняя. – Можно ли молиться без слов? Можно, умом и сердцем. Пример сего можно видеть в Моисее пред переходом чрез Чермное море ( Исх.14:15 ). Ее называют духовною или умною и сердечною, одним словом внутреннею молитвою; так как, напротив, молитва , словами произносимая и сопровождаемая другими знаками благоговения, называется устною или наружною. Может ли быть наружная молитва без внутренней? Может, когда кто произносит слова молитвы без внимания и усердия. (Одной наружной молитвы) не только не довольно для получения благодати; напротив того, одна наружная молитва без внутренней прогневляет Бога. Сам Бог изъявляет негодование на такую молитву: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня... ( Мф.15:8–9 ) 54 . He довольно ли одной внутренней молитвы без наружной? Сей вопрос походит на то, как если бы кто спросил: не довольно ли человеку одной души без тела? Бесполезно спрашивать о сем, когда Бог благоволил составить человека из души и тела; также бесполезно спрашивать о том, не довольно ли одной внутренней молитвы без наружной. Имея душу и тело, мы должны прославлять Бога в телесех наших и в душах наших, яже суть Божия; так как и естественно, чтобы от избытка сердца уста говорили. Господь Иисус Христос был духовен в высочайшей степени, но и Он духовную молитву Свою изображал и словами и благовейными движениями тела, иногда преклонением колен и лица на землю ( 1Кор.6:20 ; Мф.12:34 ; Ин.17:1 ; Лк.22:41 ; Мф.26:39 ) Катих. стр. 75. 4) Некоторые необходимые условия истинной молитвы. Нужно надлежащее приготовление со стороны нашей, когда желаем молиться. Нужно иметь трезвенность и благоговение, по учению Апостола: чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит.2:12 ) 55 и сокрушение сердца, как учит Апостол в другом месте: слово Христово да вселяется в вас обильно со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями во благодати воспевая в сердцах ваших Господу ( Кол.3:16 ). При том должны молиться без всякого гнева и злобы, сообразно с словами: если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:15 ). А посему если кто гневается на нас, то прежде должны мы склонить его к примирению с нами, по повелению Писания: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и приноси дар твой ( Мф.5:23–24 ). Также во время молитвы должны удалить все другие заботы, чтобы молитва наша была чистая, приятная Богу и чтобы Он не сказал и о нас тоже, что о лицемерах: люди сии чтут Меня устами; сердце же их далеко отстоит от Меня ( Мк.7:6 ), и чтобы не отнеслось к нам и то место псалма, где сказано: и молитва его да будет во грех ( Пс.108:7 ). Испов., II, отв. на вопр. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

48 Естественное воздержание человека от пищи – как нормальная реакция личности, переживающей неутешное горе (например, при смерти близких), – подменяется, к сожалению, довольно часто безумным устремлением «выпить с горя». Так, при всех скорбных обстоятельствах (даже при погребении близкого человека), по диавольскому наваждению, широко практикуется, например, на поминках, – напиваться до бесчувствия и наедаться до отвала... Гоняющиеся за чувственными удовольствиями люди – душевно живущие (и потому называемые душевными; ибо удовольствия пяти чувств могут испытывать помимо человека также и животные), – «суть какие-то полоумные и как бы параличей разбитые... Одержимы будучи самолюбием – сею питательницею пагубных страстей – все попечение обращают они на сохранение здоровья и услаждение плоти, а потому и отвращаются от всякой скорби, от всякого труда и всякого злострадания, если их пришлось бы им, переносить ради добродетели» (прп. Никита Стифат , II сотница, § 5, 6; цит. 8, 112). Надобно искренне сознаться, что где страдает сердце и совесть, там нега и жизнь тела – невыносимы. Напротив того, при тайных наслаждениях духа, в безмятежии и спокойствии совести – куда как сладки и как легки лишения плоти, как мил страдальческий путь жизни и райски утешительны обетования Евангельские! (80, 70). 49 «Вот, я», – говорит пророк Моисей, – «предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных» ( Втор.11:26–28 ). «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя» ( Втор.30:19–20 ). Словом, «пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» ( Сир.15:17 ). «Возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него» ( Пс.108:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

9) Вера эта умягчает злострадание и скорбь. Ибо ведают верные, что скорбью и злостраданием уподобляются Христу, Сыну Божию, неповинно за всех пострадавшему: «Если с Ним страдают, с Ним и прославятся» ( Рим. 8:17 ). Хотя лишаются чести, богатства, славы, доброго имени, но несравненно большее богатство, честь, славу обретают во Христе, Спасителе своем. Оскорбляют их, но они большее утешение обретают во Христе, Господе своем. Проклинают их, но они благословение находят и имеют во Христе Иисусе, в Которого веруют, и проклятие злых обращается им в благословение, как говорит пророк: «Они проклянут, а Ты благословишь» ( Пс.108:28 ). Поэтому святой апостол говорит: «Не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» ( Рим 5:3–5 ). (Смотри пункт 3-й этого параграфа). 10) Вера эта имеет истинный Божий страх, которым верующий отвращается от всякого греха, всякого бесчинного пристрастия. Всего, что позволено, например, пищу, питье и прочие блага мира сего употребляет не ради удовлетворения сладострастия, но ради нужды, ради подкрепления немощной плоти, чтобы мог делать дела, соответствующие его званию. Поэтому апостол пишет верующим: «Если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего», и далее ( 1Пет. 1:17 ). И святой Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» ( Флп.2:12 ). Страх здесь подразумевается не тот, который не причастен любви. Такой страх и самые нечестивые в совести своей осознают, он грозит им вечной мукой. Его даже и бесы имеют, ибо «веруют и трепещут», по слову святого апостола (см. Иак.2:19 ). Но здесь имеется в виду страх, сопряженный с любовью. И хотя верных часто ударяет страх суда Божия, осуждения и ада, что особенно бывает в великом духовном искушении, однако они силой веры и молитвы побеждают тот страх и, как золото в горниле, в этом огне искушения чистейшими делаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Благоразумным рабам не свойственно говорить: " До каких пор? " Этого не говорили ни преславный Иов, ни Петр, ни Павел, много страдавшие, и никто из мучеников. Недремлющее Око знает, что нужно для тех и для других. Неужели ты не жалеешь о том, что таким образом сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим.2:5), где нет конца наказанию и невозможно перечислить невыносимые мучения в огне неугасимом? Поэтому надобно, насколько зависит от нас, призывать вас к терпению, по крайней мере, ради погибающих и потерявших терпение. Кто торопится видеть смерть грешника, тот не может иметь мира с Богом, а хуже этого нет ничего. Ибо в душевном смятении постоянно находится ищущий того, от чего отвращается Бог, и желающий того, чего Он не хочет. Отсюда сетования, уныние, ропот и прочие плоды нечестия. Скажем же, братья: да будет воля Твоя (Мф.6:10); и еще от сердца: был для Тебя подобен скоту, но я всегда с Тобою (Пс.72:22-23). Умиротворенная таким образом душа будет иметь дерзновение пред Богом, будет готова сто лет терпеть ради Него страдания. Он не поспешит, хотя бы мы и молились об ускорении, и не замедлит, хотя бы мы умоляли о том, но придет тогда, когда это полезно по праведному суду Бога, определившего все прежде сложения мира. Молитесь о нас, грешных, прошу вас, чтобы мы спаслись. Брат ваш и мой Николай приветствует всех. Благодать с вами. Аминь. Послание 49(108). К отцам гонимым Гонимым за Господа духовным святым отцам моим - Феодор, нижайший пресвитер и игумен студийский, - о Господе радоваться. И от одного православного получить письмо в настоящее время, в эти тяжкие дни, а тем более от многих, собравшихся вместе, так же необычно, как зимой найти многолиственную розу. Это весьма приятно моему смирению, так что от самой надписи возрадовался дух мой и исповедал должное Господу, Который и в настоящее Ахавово гонение оставил Себе столь многих мужей, которые не преклонили колен пред Ваалом (3Цар.19:18). Ибо я думаю, что оставшиеся ныне непреклонными числом равны тогдашним. И это не только отличившиеся исповеданием, но и спасшиеся здесь и там, по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли, говоря словами апостольскими (Евр.11:38). Так и вашим обществом красуется треглавая гора, вмещающая вас, как преблаженную славу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Ветхозаветные апокрифы указывают на мистическую связь между помазанием миром и светом: " И помаза мя маслом благим, видения масла паче снега великого, яко луча солнечная светящася " (М.И.Соколов, Славянская книга Еноха Праведного, М., 1910) . Освящающий храм архиерей приступает к помазанию престола и антиминсов Святым Миром. Хор поет: " Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его яко роса аермонская, сходящая на горы сионские; яко тамо заповеда Господь благословение, и живот до века " . Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и помазания святым Миром. Облачения символизируют духовный свет, ибо Бог одевается светом, как ризою (Пс 103. 2). " Трапезофор (индития) служит образом славы Божией, он напоминает и одежды Спасителя, блестевшие как свет... Потом приносится светильник, светильня и свет для возжения елея. Это, с одной стороны, потому что Церковь есть свещник Христов и светильник подзаконный был образом ея; а с другой - потому что елеем знаменуется подаяние божественной милости, а светом возжигаемым - сообщение божественного просвещения " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 80-81) . Согласно ранним византийским и армянским чиновникам архиерейского служения, светильники возжигаются по облачении престола. Церковные светильники символизируют сотворенные Богом в четвертый день планеты и звезды: " В храме, как в мире видимом, вешаются светильники, как звезды. Круг светильников изображает твердь и круги планет " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108) . 5) В день пятый Бог создал всякую душу животных пресмыкающихся, живущих в воде, а также птиц. В пятой речи Господь учит Моисея составлять фимиам для каждения: Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас (Исх 30. 34 36).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Есть и несколько других мест, где слово «сатана» употребряется в схожем с книгой Иова значении, причем Синодальный перевод в одном месте даже переводит его словом диавол, по греческой традиции (διβολος): «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах.3:1 ), «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его» ( Пс.108:6 ). В Ветхом Завете содержится немало мест, где слово ‏‎ (сатан) означает военного противника или просто противника: на греческий оно обычно в таких случаях переводится другим словом πβουλος, т. е. «злоумышленник». Например: «Ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника, и нет более препон» ( 3Цар.5:4 ). Порой же, наоборот, речь идет о сатане, но называется он в Ветхом Завете другим словом, как в третьей главе книги Бытия змей (по-еврейски , нахаш), соблазнивший Еву и через нее Адама, нигде не назван словом ‏‎ (сатан), но подразумевается там именно сатана. При этом некоторые святые отцы (например, свт. Иоанн Златоуст ) считали, нет однозначных оснований утверждать, что змей, искусивший Еву, был действительно змеем (в этом случае подразумевается, сатана действовал через змея). В каких случаях читается молитва отречения от сатаны? Отречение от сатаны входит в последование чина оглашения – части богослужения Таинства Крещения. После молитв запрещения злых духов священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отречься от сатаны – отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и греховного самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ). Крещаемый должен стоять с поднятыми вверх руками, символизирующими его подчинение Христу. Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Оглашенный или его восприемник (крестный) отвечает: «Отрицаюся». Вопросы и ответы на них повторяются трижды. И далее священник спрашивает: «Отреклся ли еси сатаны?» Оглашенный или восприемник (крестный) отвечает: «Отрекохся». Священник говорит: «И дуни, и плюни на него». После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры… чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого ( Еф.6:16 ). Почему мы пишем «сатана» с маленькой, строчной буквы?

http://azbyka.ru/satana

Какие проклятия уготованы клеветникам и лжесвидетелям Нищие, сироты и вдовы, которых вы унизили, обобрали, лишили имущества с помощью своей клеветы, предательства и лжесвидетельств, о, как они проклинают вас! О, как анафематствуют вас и со слезами и стенаниями вопиют и взывают к Богу, чтобы Он покарал вас и совершил возмездие. Как говорит Иов, «от множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют» ( Иов.35:9 ). Эти несчастные проклинают вас такими же словами, какими пророк Давид проклинает клеветника и предателя Дойка, о чем мы говорили ранее: «Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых» ( Пс. 51:5–7 ). И праведный Иов предупреждает о том, что постигнет клеветника: что он сеет, да пожнут другие, пусть плечо их отпадет от ключицы, и рука пусть отломится от локтя, на жен их пусть польстятся другие и дети их да будут унижены, да будут люди эти на земле без корня и прочие подобные проклятия (см.: Иов. 31 ). Пострадавшие от наветов каждый день читают в Псалтири особое проклятие Давида, то есть 108-й псалом. Он начинается словами: «Боже, хвалы моея не премолчи». Давид составил его, пророчествуя о клеветнике и предателе Иуде. Поэтому псалом содержит тридцать проклятий, поскольку Иуда получил тридцать сребреников за предательство Христа. В другом месте оклеветанные и оболганные вами с болью в сердце вопиют к Богу, произнося те же слова, что и Сусанна, оклеветанная двумя еврейскими старейшинами: «Боже вечный, ведающий сокровенное, знающий все прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня. И вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня» ( Дан.13:42–43 ). Какие Божии наказания получают клеветники и лжесвидетели на земле Господь, внимая молитвам и стенаниям оклеветанных и оболганных вами, применяет различные наказания: отбирает у вас все имущество и передает его тем, кого вы предали и оклеветали, а конец жизни попускает вам в виде повешения, побиения камнями и тому подобной мучительной и позорной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Может вещать Истина и внутри человека. Но когда? Когда, по слову Спасителя, человек облечется силою свыше: " Когда же приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину " (Ин. 16, 13). Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 120). Петр говорит: " Выйди от меня. Господи! потому что я человек грешный " (Лк. 5, 8). Петр исповедует себя грешником и осуждает себя как недостойного лицезреть Христа. Он будто заточает и изгоняет самого себя от лица Христова, как бы говоря: стыжусь грехов моих и боюсь лица Твоего. О Правосудный, видящий сокровенное! Я не смею смотреть на Тебя, недостоин быть пред лицем Твоим, но могу только стоять далеко от Тебя, как осужденный и изгнанный. Но " куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? " (Пс. 138, 7). Ты Сам уйди на время от меня, как заходит солнце, а потом снова сияет. Уйди от меня. Свет мой, со страхом правосудия Твоего, которого я ужасаюсь, пока я не спрошу совесть мою, не исследую подробно грехи мои и не произнесу суда над самим собою. Тогда снова воссияй мне. Солнце мое, озаряя меня лучами благодати Твоей. Таково-то значение слов Петровых, таков смысл, такова тайна. О добрый образ спасения грешников! О доброе наставление всем! Хочешь ли, грешник, быть неосужденным на Страшном суде Божием? Осуди самого себя, предупреждая Суд Божий твоим самоосуждением. Не напрасно говорит апостол: " Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы " (1 Кор. 11, 31). Если каждый из нас научится знать и судить свои грехи, то избавится от вечного осуждения. ... Господь наш, сидя со Своими любимыми учениками на Тайной вечери (там же был и Иуда), начал говорить им о Своем предателе: " истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня " (Мф. 26, 21). Ужаснулись этому ученики Господни, и каждый из них, тотчас посмотрев в совесть свою и не найдя в себе никакой вины по отношению к Господу, отозвался: " не я ли. Господи? " . Сказал это Петр, сказал Андрей, сказал Иаков, и каждый из них говорил одно и то же: " не я ли. Господи? " (Мф. 26, 22). Потом подошла очередь Иуды, и говорит он: " не я ли, Равви? " (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Наставник русских баптистов, Ф. И. Балихин Ответ на запрос г. Балихину. Прежде всего г. Балихин совершенно неправильно говорит, что об Иуде Предателе Иисус не мог даже молиться, – и ссылается в подтверждение своих слов на Ин.17:12 . Между тем в означенном месте евангелия Иоанна буквально говорится только о том, что из учеников Христа Спасителя, данных Ему Отцом, никто не погиб кроме сына погибели. Вот буквальный текст 12-го стиха: когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Яне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание ( Пс.108:17 ). Где же тут говорится, что Господь Иисус Христос даже не мог молиться об Иуде Предателе? Наоборот, из слов Спасителя: когда Я был в мире, Я соблюдал их во имя Твое, – видно, что и Иуда Предатель, как апостол, не лишён был молитвенного попечения со стороны своего Учителя (срав. Мф.5:44–45 ). Усиливаясь доказать, что Иуда Предатель не участвовал в новозаветной Пасхе, т. е. не вкушал Тела и Крови Господа Иисуса Христа, г. Балихин исключительно опирается на евангелие от Матфея и ни единым словом не оговаривается об евангелии от Луки. Но евангелист Матфей совершенно обходит молчанием то обстоятельство, что Иуда участвовал в новозаветной Пасхе, – следовательно ссылаться на его евангелие по данному вопросу (о приобщении Иуды) нельзя; ведь невозможно же доказывать какую-либо истину документом, в котором об этой истине ничего не говорится. Поэтому все рассуждения г. Балихина, основанные будто бы на евангелии от Матфея, в существе дела являются измышлениями самого же г. Балихина ( Рим.3:4 ); все они разлетаются, как дым, от следующих слов евангелиста Луки: и взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мной за столом ( Лк.22:16–21 ). Вот ясное и неопровержимое свидетельство, что Иуда участвовал в евхаристической жертве! Спаситель не говорит, что рука предающего была раньше со Мною за столом, а теперь её уже нет среди нас, напротив, Господь Иисус Христос с особенной силой указывает, что вот сейчас, в настоящую минуту, когда уже преподано Его Тело и Кровь ученикам, Предатель находится ещё среди них за общим столом. Господь этим указанием желал опять подействовать на омрачённую душу Предателя и побудить его к раскаянию. Почему же г. Балихин в своих рассуждениях замалчивает ясные свидетельства евангелия Луки о приобщении Предателя? Впрочем, это обычный сектантский приём выбирать из Слова Божия только то, что по-видимому оправдывает сектантскую мысль, – и отбрасывать из Священного Писания всё, что не оправдывает сектантского суемудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проклятие, озвученное Ноем в адрес Ханаана — «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» ( Быт.9:25 ) — тоже не осталось без последствий и было реализовано в рамках Божественного Промысла. Почему Бог откликнулся на него? Дело в том, что это проклятие соответствовало принципам Высшей Божественной Правды: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» ( Иер.48:10 ); «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» ( Втор.27:16 ). На том же основании результативными могли становиться и проклятия, провозглашаемые ветхозаветными священниками, действовавшими строго в рамках Божественных установлений, например: «тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим» ( Чис.5:21 ). Если же человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, этим он сам преступает закон. В этом случае проклятие может обратиться на голову самого проклинающего: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь тó же» ( Рим.2:1 ). Так, Бог, зная о праведности Авраама, пообещал ему, что всякий злословящий его будет проклят: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» ( Быт.12:3 ). В чем состоит смысл Божественных проклятий? В отличие от человека Бог никогда не проклинает незаслуженно или напрасно. Именно эти аспекты необходимо учитывать в первую очередь, чтобы понять смысл и значение Божьих проклятий. Одна из первейших причин низведения Богом проклятия — необходимость справедливого воздаяния грешнику ( Пс.108:17 ). В свою очередь возмездие, или наказание, в зависимости от обстоятельств может иметь различные цели. Помимо ближайшей цели — восстановления справедливости, как это было, к примеру, в случае с наказанием насмехавшихся над Елисеем детей ( 4Цар.2:22-23 ), наказание может накладываться в качестве воспитательной меры, побуждающей грешника одуматься, остановиться ( 4Цар.22:19 ).

http://azbyka.ru/proklyatie

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010