107 . Воистину Святой Дух очистил нас от языческой нечистоты! Четвероногие звери и птицы – образ человеческого рода, который, подобно диким зверям, был облечен в животную свирепость, но Дух смягчил его Своим освящением. Велика благодать, изменяющая животное неистовство на духовную простоту. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий ( Тит. 3:3 ), ныне же, благодаря обновлению Духом 66 , мы стали наследниками Христу 67 и сонаследниками ангелам. 108 . Провидя духом, что мы из животных, какими были, уподобимся небесным сущностям, святой пророк Давид сказал: Укроти лесных зверей ( Пс. 67:31 ), но речь здесь, безусловно, не о лесе, оглашаемом страшным ревом и топотом диких животных. Это лес, о котором написано: Мы нашли ее на полянах лесных ( Пс. 131:6 ). Это лес, в котором, как говорится в пророчестве, праведник процветет, как пальма, возвысится подобно кедру в Ливане ( Пс. 91:13 ). Этот лес, сотрясшись, низвел с вершин пророческих деревьев пищу небесного слова. В этот лес Павел вошел хищным волком 68 , а вышел пастырем. По всей земле проходит звук их ( Пс. 18:5 ). 109 . Мы были дикими зверями, и потому говорит Господь: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ( Мф. 7:15 ). Святой Дух очищает наши чувства от львиной свирепости, леопардового непостоянства 69 , лисьей хитрости и волчьей хищности. Велика благодать, превратившая землю в небо, и как сказал апостол: Наше же жительство отныне на небесах ( Флп. 3:20 ), а ведь мы прежде, подобно диким зверям, блуждали в лесах. 110 . Во многих местах Деяний апостол Петр показал, что Церковь создана Святым Духом. Ты читаешь: Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их ( Деян. 15:8–9 ). В этих словах важно, что как краеугольный камень 70 Христос объединил оба народа 71 , так и Дух Святой не разделяет, но соединяет сердца обоих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Вот что готовить нам небогобоязненность! Вот что приоретают неподчиненность и нерадение! Вот к какому концу привело непослушание! Посему не будем пренебрегать страха Господня, но смиримся под державною рукою Господа, служа друг другу в страхе Божием: и Господь будет нам стеною и защитником пред лицом врага, как написано: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их (Пс.33:8). Господу слава во веки веков! Аминь.  Поучение 28. На слова: имущему дано будет и преизбудет Написано: имущему дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него (Мф.25:29). Что убо речем? Еда неправда у Бога? да не будет (Рим.9:14). Выслушай на сие притчу. В некоторой стороне был владетель дома, у которого были два раба и три пары волов. И он дал одному рабу две пары волов, а другому одну, и сказал им: " пойдите, работайте, пока не приду к вам " . Получивший две пары пошел, работал на волах, и сам весьма разбогател, и волов откормил на удивление. А получивший одну пару пошел, привязал волов к яслям, и вовсе ни на что не употреблял их, сам же лег и уснул. Потом приходит господин рабов тех посмотреть на работы их. И увидев работу и прибыток получившего две пары, благословил его. После того приходит и к другому рабу, и находит его спящим, а волов привязанными к яслям и истомленными от голода и жажды. И когда господин раба сего увидел, что он ничего не делал, а волы истомлены, тогда сказал сам в себе: " если оставлю волов своих у этого ленивого раба, погубит он их; поэтому отниму у него волов своих, и отдам хорошо работавшему и радевшему о деле своем " : имущему бо везде дано будет, и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него. И Господь также говорит: Я, по благости, призвал его, дал ему возможность, чтобы, делая доброе, приобрел он жизнь вечную: он же уничижил Меня; за то и сам будет лишен чести. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.48:13). И не восхоте благословения, и удалится от него (Пс.108:17). За что же именно? За то, что не восхоте разумети, еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова (Пс.35:4.5). Еда не правда у Бога? да не будет. Посему, братия, постараемся благоугождать пред Богом со всеми святыми Его. Ему слава во веки веков! Аминь. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

779. Дан. 3. 26–29. 780.  всякую ветвь, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15. 2). 781.  Суды Господни истина, все праведны (Пс. 18. 10). 782.  …судам Твоим научи меня!… суды Твои помогут мне (Пс 118. 108, 175). 783. Четьи-Минеи, 26 января. 784.  Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12. 6). 785.  Все, что имеешь, продай… и последуй за Мною, взяв крест (Мф. 19. 21; Мк. 10. 21). 786. Лк. 13. 24. 787. Слово 4, издание 1852 года. 788. Ответ 304. 789.  Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании (Пс. 15. 8–9). 790. Святого Петра Дамаскина, кн. 1. Добротолюбие. Ч. 3. 791. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 8, гл. 2. 792.  Жизнь вечная (Ин. 17. 3). 793.  Претерпевший до конца спасется (Мф. 24. 13). 794.  Члены Христовы претворяет в члены блудницы (1 Кор. 6. 15). 795.  Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5. 28). 796.  Злые помыслы исходят из сердца, оскверняют человека (Мф. 15. 19–20). 797. Прем. 1. 3. 798. 1 Кор. 6. 16. 799.  Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения (1 Фес. 4. 3–5). 800.  Не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 11–12). 801.  Просите, и дано будет вам; всякий просящий получает (Мф. 7. 7–8). Объяснение на вышеприведенные слова 19-й главы Евангелия от Матфея. 802. Слово 15, гл. 8. 803. Святой Исаак Сирский. Слова 43 и 38. 804.  Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6. 17). 805.  Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25. 23). 806. Слово 57. То же учение читается и в Слове 56. 807. Алфавитный патерик. 808. Там же. 809. Изречения преподобного, помещенные после его духовно нравственных Слов. Москва издание 1860 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

779. Дан. 3. 26–29. 780. всякую ветвь, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15. 2). 781. Суды Господни истина, все праведны (Пс. 18. 10). 782. …судам Твоим научи меня!… суды Твои помогут мне (Пс 118. 108, 175). 783. Четьи-Минеи, 26 января. 784. Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12. 6). 785. Все, что имеешь, продай… и последуй за Мною, взяв крест (Мф. 19. 21; Мк. 10. 21). 786. Лк. 13. 24. 787. Слово 4, издание 1852 года. 788. Ответ 304. 789. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании (Пс. 15. 8–9). 790. Святого Петра Дамаскина, кн. 1. Добротолюбие. Ч. 3. 791. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 8, гл. 2. 792. Жизнь вечная (Ин. 17. 3). 793. Претерпевший до конца спасется (Мф. 24. 13). 794. Члены Христовы претворяет в члены блудницы (1 Кор. 6. 15). 795. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5. 28). 796. Злые помыслы исходят из сердца, оскверняют человека (Мф. 15. 19–20). 797. Прем. 1. 3. 798. 1 Кор. 6. 16. 799. Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения (1 Фес. 4. 3–5). 800. Не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 11–12). 801. Просите, и дано будет вам; всякий просящий получает (Мф. 7. 7–8). Объяснение на вышеприведенные слова 19-й главы Евангелия от Матфея. 802. Слово 15, гл. 8. 803. Святой Исаак Сирский. Слова 43 и 38. 804. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6. 17). 805. Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25. 23). 806. Слово 57. То же учение читается и в Слове 56. 807. Алфавитный патерик. 808. Там же. 809. Изречения преподобного, помещенные после его духовно нравственных Слов. Москва издание 1860 года.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Во времена Моисея Богом был дан положительный закон о посте, и мы видим примеры поста как отдельных личностей, так и целого народа. Постился Моисей во время пребывания на горе Синае ( Исх.34:28 ). Постился царь и пророк Давид ( Пс.34:13, 108:24 ). Постился пророк Илия (3Цар. гл. 17 и 19). Постился и весь народ еврейский ( Исх.19:15 ), содержавший четыре поста в году ( Зах.8:19 ) При этом пост был необходимым спутником покаяния и молитвы и имел целью борьбу с похотями плоти. Таков, например, пост Давида ( 2Цар.12:16–23 ), который говорил о себе: Я... изнурял постом душу мою ( Пс.34:13 ). Колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука ( Пс.108:24 ). Пост был также приготовительным средством к достойному приближению к Богу ( 3Цар.19:6–8 ; 3Ездр.5:13, 20, 6:31, 35 ; Дан.10:1–3 ) и средством умилостивления Бога ( 1Цар.7:6 ; 3Цар.21:27–29 ; 2Пар.20:1–3 ; Ион.3:5–10 ; 2Макк.13:9, 10–12; Есф.4:15:17 ). Состоял пост или в совершенном воздержании от пищи, или в воздержании только от некоторых родов пищи ( Дан.10:2–3 ). Господь Иисус Христос, обличая фарисейское воззрение на пост, состоявший у них – только во внешнем, формальном исполнении без внутренней чистоты сердечной, не отвергал постов, а учил, что истинный пост должен выражаться не внешнею только добродетелью, по и внутреннею. Он говорил: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь главу твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся, не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который в тайне ( Мф.6:16– 18 ). Вместе с тем Он указал и пользу поста, как средства борьбы с диаволом. Сей род, говорил Он, изгоняется только молитвою и постом ( Мф.17:19–21 ). Указывая пользу поста, Господь и Своим примером освятил телесный пост, когда, приготовляясь к великому делу служения роду человеческому, провел в посте и молитве сорок дней и сорок ночей ( Мф.4:1–3 ). Да и вся Его жизнь была непрерывным постом. Обычною Его пищею были хлеб и рыба, и из евангельских повествований не видно, чтобы Он вкушал где-либо мясную пищу, кроме пасхального агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Другим важным ветхозаветным указанием на всеобщую пораженность рода человеческого грехом, являются слова молитвы царя Соломона, произнесенной им при освящении Иерусалимского Храма. Наследник Давида просил Бога, чтобы Он принимал в этом Храме не только молитвы Израиля, но и иноплеменников, потому что: «нет человека, который не грешил бы» ( 3Цар. 8:46 ; ср. 2Пар. 6:36 ). Премудрый Соломон не сделал исключения ни для младенцев, ни для праведников, ибо порабощенность греху всего человечества была для него очевидна. Много высказываний о всеобщности греха содержится в учительных книгах. Так в Пс. 142:2 святой Давид свидетельствует, что перед Богом «не оправдается... ни один из живущих» (Ср.: Пс. 13:2–3; 52:2–4 ). Подобная мысль высказана и в Пс. 129:3 : «если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?». В книге Притчей высказывается подобная же мысль: «кто может сказать: я очистился, я чист от греха моего?» ( Притч. 20:9 ; ср. ст. 6:24), в книге Екклесиаст решительно утверждается, что «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ). В книге Иисуса Сына Сирахова эта мысль выражена несколько по иному: «все мы находимся под эпитимиями (πντες σμν ν πιτημος)» ( Сир. 8:6 ). Даже великие ветхозаветные праведники, такие как Иов, Давид, пророк Исайя и многие другие, хотя и являли собой примеры добродетельной жизни, однако оставались причастными всеобщей греховности и осознавали это вполне отчетливо (ср. Иов. 14:4 ; 2Цар. 12:13; 24:10 ; Ис. 6:5 ) 104 . Важным свидетельством о врожденной наследуемой греховности всего человечества является 7-ой стих 50-го псалма: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Святой пророк Давид, заглядывая в тайники своего сердца, исповедует Богу наряду со своей личной греховностью и духовную порчу, врожденную всем людям, не зависящую от личного изволения и передающуюся через акт зачатия и рождения 105 . Эта мысль встречается и в книге Иова, где наряду с утверждением о всеобщей «нечистоте» (греч. – πος), говорится о рождении человека как акте приобщения к этой «нечистоте»: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов. 14:4 ) 106 , и далее: «ибо что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным» ( Иов. 15:14 ). Эта мысль в книге повторяется: «как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?» ( Иов. 25:4 ) 107 . Причина такого отношения к женщине, как к некоему орудию для греховного порабощения всякого человека, раскрыта в книге Иисуса сына Сирахова, где имеется указание на праматерь Еву, как виновницу греха и родоначальницу греховных рождений: «От жены начало греха, и через нее все мы умираем» ( Сир. 25:27 ). Ева первая преступила к запретному древу и потому вина ее считалась сугубой не только по отношению к потомкам, но и в отношении Адама, который поддался на ее уговоры 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

Кажется, нет необходимости искать какого-либо особенного смысла в конструкции гл. с предл. . Последний, очевидно, употреблен в значении „о“, „об“, как он употребляется и при других глаголах, так называемых verba declarandi et dicendi (напр., 2Цар.18:5 ). Выражение LXX-mь вполне точно перевели πρ ατν и не должно исправлять этот перевод в περ ατν, как читается во многих кодексах, потому что πρ и у классических писателей означает иногда „о“, „об“ 60 . Чадм своимъ поведите. Евр. „детям (сыновьям) вашим расскажите“ – о таком страшном бедствии (ср. Исх.10:2 ; Пс.43 ; Евр.44:2 ; Вт.4:9, 6:7). А чада ваша чадмъ своимъ. Евр. , „а дети ваши детям своим“, т. е. пусть расскажут. Так как евреи в своем языке не имели слова, означающего „внук“, то обыкновенно употребляли описательную форму „сын сына“ (ср. Исх.34:7 ). Поэтому и у Иоиля выражение „ чада чадъ“ также может означать „внуки“. А чада ихъ роду слдующему. Евр. , „а дети их роду следующему“. Этими словами пророк хочет сказать, что бедствие (ст. 4), постигшее царство Иудейское, не должно быть забыто даже отдаленными поколениями, т. е. никогда (ср. Пс.108 ; Евр.109:13 ; Пс.102 ; Евр.103:17 ). Роду. Евр. слово происходит от гл. , собств. окружил, и поэтому означает „обход кругом“, περοδος; отсюда же: „круг или период времени“, потом: „люди, живущие в известном периоде времени“, род, поколение. Таким образом, слово существенно отличается от (собственно – общество) 61 и (собств. – масса народная) 62 . LXX-mь слово вполне соответственно его значению, переводят γενε. Рассмотренный нами 3-й стих представляет сходство с Исх.10:1–2, 6 . Здесь мы читаем: „И сказал Господь Моисею: войди к Фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте“ (ст. 1–2). Из стиха же 4-го видно, что под „знамением“ здесь разумеется саранча, о которой Моисей говорит Фараону: такого бедствия „не видали отцы твои, не отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня“ (ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Давид говорит о себе: «я одевался во вретище, изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ); «колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» ( Пс.108:24 . Читай еще: 2Цар.3:35 , 2Цар.12:16 ). Пророк Илия постился также сорок дней ( 3Цар.19:8 ). Постились: Ездра ( 2Ездр.8:49–50 ), Неемия ( Неем.1:4 ) Даниил ( Дан.10:2–3 ), постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 , 1Цар.7:6, 31:13 ; Иудиф.4:9–13 ; Есф.4:16 ; Иер.36:9 ), постились Ниневитяне ( Ион.3:5 ). Вот как много примеров поста еще в Ветхом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь «все это, – по слову святого Апостола Павла, – происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Да и Сам Иисус Христос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: «Ниневитяне, – говорит Он, – востанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Лк.11:32 ). Правда, Христос Господь освободил нас от ига ветхозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас примером Своим ( Мф.4:2 ), и наряду с наставлениями о том, как творить милостыню ( Мф.5:1–4 ), как молиться ( Мф.5:5–13 ), прощать обиды ( Мф.5:14–15 ), дал наставление и о том, как должно поститься: «когда поститесь, – говорил Он, – не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небесного, – значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда ученики Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не постятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не пришло время поститься, а «приидут дни, когда отнимется у них Жених», – то есть, когда Господь не будет более видимо пребывать с ними, – «тогда и они будут поститься» ( Мф.9:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Господи! научи нас молиться» ( Лк.11:1 ) Во всяком благоугодном деле один у нас Учитель – Христос ( Мф.23:8 ): Он наставляет нас на всякую Истину, Он научает и тому, как и о чем должны молиться. Во-первых, запрещает Он молиться напоказ: не будьте, как лицемеры, которые любят молиться там, где видят их люди, ибо получают они уже свою награду, – похвалу и уважение от людей. Ты же, – говорит Он молитвеннику, – войди в клеть, избери себе уединенное место и молись Отцу Твоему, Который втайне, и Он, видящий тайное, воздаст тебе явно. Вот молитва не тщеславная, не рассеянная умом, совершается во глубине сердца! Но вот еще учит Он молитве не мятежной, вполне безмолвной: «а молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо думают они, что во многоглаголании своем будут услышаны». Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде вашего прошения» ( Мф.6:5–8 ). Можно часто призывать Бога и без всякой пользы, умножать моления и не быть услышанным. Видим мы людей, по долгу молящихся ( Мк.12:40 ), и однако Господь говорит о них: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ( Мф.5:20 ). Ибо сказано: «и молитва его да будет в грех» ( Пс.108:7 ); «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх.20:7 ). Ибо «свято и страшно имя Его» ( Пс.110:9 ). «Все мы молимся, – как говорит Иоанн Златоуст , – но не все пред Богом. У кого тело лежит на полу, а душа скитается по земле, уста безсмысленно произносят слова, тот, можно ли сказать, что произносит Богу молитву свою? Многие, приходя в церковь , произносят тысячи стихов и выходят, не зная, что говорили. Если сам ты не внимаешь молитвенным словам своим, то как хочешь, чтобы Бог внял тебе?» Да и что значат одни слова пред Испытующим сердца и утробы? Говорить одно, а в мыслях держать другое свойственно одним лукавым людям; но что успеет лукавый пред всеведущим Богом? Потому, когда стоишь на молитве, то знай, что стоишь пред Богом, и каждое слово твое есть слово к Богу, «и не будь как человек, искушающий Господа» ( Сир.18:23 ). Как Моисею не дозволено было приступить к купине, где был Господь, покуда не снимет сапоги с ног ( Исх.3:5 ), так и тебе беседовать с Богом, пока не отрешишься от земных помышлений. И пред земным владыкой говорить без внимания не безопасно; тем более пред Тем, Кого трепещут Херувимы. Потому Писание учит: «прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя»я ( Сир.18:23 ), – оставь позади себя все земное, взойди умом на небо, отстрани от себя и невидимую тварь и предстань пред Седящаго одесную Отца, – Ходатая Бога и человеков, человека Иисуса Христа ( 1Тим.2:5 ). Подумай, кто ты – земля и пепел, и с Кем хочешь беседовать, имея нечистые уста. Кого ты хощешь славословить? Вспомни слово писанное: «не красна похвала в устех грешника» ( Сир.15:9 ), и бойся, да не проклят будешь, делающий дело Господне небрежно ( Иер.48:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

29 . Впрочем, Он претерпел это, придя для спасения всех, но народ злом воздал Ему за то. Иисус говорит: жажду ( Ин.19:28 ). Тот, Который извел для них из твердого камня воды, просит плодов у винограда, Им насажденного. Но что на сие виноград, по рождению происходящий от святых отцов, а по произволению от содомлян? Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских ( Втор.32:32 ). Напоивши губу и вонзивши на трость, жаждущему Господу приносит он уксус: И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Пс.68:22 ). Видишь ясность предсказания пророческого? «Какую же дали желчь устам Моим?» Дали Ему, говорит Евангелие, вино со смирной (см. Мк.15:23 ); а смирна подобна желчи и горька. Сие ли воздаете вы Господу? ( Втор.32:6 ) Этот ли виноград приносите Владыке? По справедливости оплакивает вас Исаия, говоря: У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы ( Ис.5:1 ). Мы не все будем говорить: ожидал, что он принесет добрые грозды, я возжаждал вина его, а он принес дикие ягоды ( Ис.5:2 ). «Видишь ли венец, который возложен на Меня? Какой же суд произнесу Я после сего?» И повелю облакам не проливать на него дождя ( Ис.5:6 ). И облака, т.е. пророки, отняты от них; пророки теперь в Церкви Христовой, как говорит Павел: И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают ( 1Кор.14:29 ); и в другом месте: Бог... поставил одних Апостолами, других пророками ( Еф.4:11 ). Агав, связавши себе ноги и руки, был пророк. 30. О разбойниках, которые с Ним были распяты, сказано: и к злодеям причтен был ( Ис.53:12 ; см. Лк.23:32 ). Прежде сего они оба были беззаконники, а с этого времени один уже не беззаконник. Ибо один до смерти пребыл беззаконником, не приемлющим спасения. Руки его пригвождены были, а язык поражал хулой. Проходящие иудеи кивали головами, ругаясь над Распятым. На них исполнилось написанное: увидев меня, кивают головами [своими] ( Пс.108:25 ). И этот разбойник хулил вместе с ними; но другой унимал хулившего, и конец жизни был для него началом исправления, предание души – получением спасения. Унимая первого, после говорит он: помяни меня, Господи ( Лк.23:42 ), к Тебе взываю я. Оставь его, помрачены мысленные его очи, а меня помяни; не говорю: помяни мои дела, ибо страшусь я их. Всякий человек расположен бывает к своему спутнику, а я сопутствую Тебе на смерть. Помяни спутника Твоего; но я не говорю: помяни меня теперь, но, когда приидешь в Царствие Твое ( Лк.23:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010