96 В первые века экзорцистами (от греч. ξορκισμς) назывались люди, изгоняющие бесов. В древней христианской Церкви экзорцисты составляли особый чин. — Прим. перев. 97 Название одного из холмов в Афинах. — Прим. перев. 98 Ср.: Иер. 2, 7. 99 Часослов. Москва, 1980. С. 16. 100 Пс. 45,11. 101 В греческих храмах практикуется византийское пение. Мелодию, как правило, исполняет один старший певчий — псалт, остальные создают ему музыкальный фон. — Прим. перев. 102 Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 9. 103 Согласно греческой церковной традиции, при чтении на Пасху Огласительного слова святителя Иоанна Златоуста народ вслед за священником хором, с воодушевлением повторяет некоторые слова. — Прим. перев. 104 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 120. 105 Там же. С. 124. 106 Мф. 26,27. 107 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 135. 108 Указ. соч. С. 109. 109 Там же. 110 Там же. С. 142. 111 Указ. соч. С. 92. 112 Ср.: Мф. 5,8. 113 Еф. 6,12. 114 Лк. 18,13. 115 Память 15/28 января. — Прим. перев. 116 Ин. 14,15. 117 Мф. 10,37. 118 Старец имеет в виду низкую скамеечку, которую некоторые святые отцы советуют использовать для умной молитвы. Иными словами, он говорит: «Понуждала ли себя эта девушка?» 119 Молитва на повечерии//Часослов. Москва, 1980. С. 213. 120 Прем. 15,13. 121 Деян. 4, 32. 122 Отец Порфирий редко употреблял слова «спасибо» и «пожалуйста» при обращении к монашествующим. Он предпочитал слова «простите» и «благословите». В данном случае он, вероятно, делает исключение, учитывая характер взаимоотношений в конкретном монашеском братстве. Но и в этом случае в слово «спасибо» он вкладывает смысл благодарности, обращенной к Богу. 123 Кириакон — главный храм скита, в котором скитская братия собирается на богослужения по воскресным дням и на праздники. — Прим. перев. 124 После сотен лет турецкого владычества и немецкой оккупации слова «турок» и «немец» приобрели в Греции отрицательный оттенок. — Прим. перев. 125 Ср.: Рим. 12,14. 126 Агия Румели — небольшой городок на юге Крита. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

XX. Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостию Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господ всяческим ( Пс. 144, 9 ). Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят, или и пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует. (Оттуда-же). XXI. «Любовь, говорит Лествичник, по качеству своему есть уподобление Богу, сколько возможно оное смертным». (Слов. 30, 7). XXII. «Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его; а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, – тот глупее всех глупцов». (Из кн.: «Моя жизнь во Христе» Т. 1 (кроншт.) I. Сергиева, изд. 1. 1891 г. стр. 82). XXIII. " Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит в тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение, ибо в нем Господь, Который чрез него часто выражает волю Свою. Бог есть действуяй в нас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении (по благой воле Божией) ( Фил. 2 – 13 ) . Не жалей для брата ничего как для Господа, тек более, что ты не знаешь, в ком Господь приходит посетить тебя; во всем будь нелицеприятен, для всех добр, искренен, радушен. Помни, что и чрез неверных Господь иногда говорит, или располагает их сердца к нам, нам это случилось в Египте с темничным отражем, коего сердце Господь расположил к Иосифу» ( Быт. 39 – 21 ) 26 . (Оттуда-же, стр. 108). 4. О побуждениях к делам «Углубите мысль вашу, говорит святитель Филарет, митр. москов., в слово Судии мира; понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Если вы творите добро несчастному, потому что видите в нем жалкое существо, то вы делаете дело естественного сочувствия; если благотворите бедствующему, потому что видите в нем соестественного вам человека и сознаете обязанность творить ближнему то, чего желали бы вы себе в подобных обстоятельствах, то вы делаете дело, свободно и нравственно доброе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А пророк Исаия говорит: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис.7:14). И еще: Яко отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его: нарицается имя Его велика совета Ангел. Приведу бо мир на князи, мир и здравие им. Велие начальство Его, и мира Его несть предела на престоле Давидовп, и на царстве Его, исправити е, и заступити его в правде и суде отныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия (9:6.7). О страдании же Господнем говорит еще: Сей грехи наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде и в язве и во озлоблении. Тойже язвен бысть за грехи наши, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем будет, язвою Его мы все изцелехом (53:4,5). А неблагодарным, отвергающим благодеяния Его, Господь говорит чрез Пророка: и положиша на Мя злая за благая, и ненависть за возлюбление Мое (Пс.108:5). И исполнилось о Нем также пророчество, которое говорит: горе чада отступившая, сия глаголет Господь: сотвористе совет не Мною, и завет не Духом Моим, приложити грехи ко грехом (Ис.30:1). Но мы песнословим и благодарим искупившего нас Бога, и поклоняемся Ему, потому что умилосердился к роду человеческому, погубленному диаволом, и не оставил нас, чтобы в конец возобладал нами враг, но, по великой милости Своей, избавил нас от лести идольской. Ибо, прежде пришествия Его к нам, вся земля очернялась идолобесием. Но как скоро благоволил принять на Себя наше естество, изнемогли идолы, просияло же богочестие. Где теперь кровавые жертвы и прорицалища? Где мечтание волхвов и прочие бесовские прельщения? Когда сие прекратилось и изнемогло? Не тогда ли, как явился крест Спасителя нашего? Когда воссияло так боговедение, или когда до такой степени стала пренебрегаемою смерть? Не с того ли времени, как явился крест? И никто не сомневается в сем, видя, как святые мученики для Спасителя нашего Христа пренебрегают смерть, по написанному: пожре смерть возмогши, и паки отъят Господь всякую слезу от всякаго лица (Ис.25:8); потому что с пришествием жизни смерть умерщвлена, как Сам сказал: Аз приидох, да живот имут и лишше имут (Ин.10:10); и с воссиявшим светом исчезла тьма, как Сам опять изрек: Аз есмь свет миру; ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный (Ин.8:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

В заключение подведем итог всем подобным суждениям о летосчислении и сделаем из него последовательный вывод. 1. Вопрос о календаре церковном – вероисповедный, канонический. 2. Старый юлианский (по происхождению), церковный (по употреблению) календарь канонически обязательный, особенно в связи с пасхалией и богослужебным уставом. 3. Новый же григорианский [календарь], необходимо ведущий к нарушению пасхалии и богослужебного Устава, по противоположности, канонически запрещенный как в силу общих канонических правил о соблюдении, под угрозою клятвы за нарушение неписаного Предания церковного, церковной практики , так и, в частности, в силу определенного соборного о том Постановления при Патриархе Иеремии, принятого общецерковным сознанием, многократно высказанным на Поместных Соборах и частными ревнителями Православия. Последовательный вывод из сего итога: 4. Новостильники, своим самовольным и безчинным новшеством нарушающие, как доказано, писанное и неписанное Предание, добровольно облеклись в клятву, яко в ризу (Пс. 108, 18), по выражению Окружного послания 1848 года, подписанного четырьмя Патриархами и многочисленными отцами Собора. 5. С таковыми, в силу церковных правил, возбраняющих молитвенное общение с отлученными, зазорно церковное общение, под угрозою одинакового с ними наказания . Отделение же от них похвально и прежде всякого суда над ними . Руководствуясь сими убеждениями и стараясь быть верными Преданию, истинно верующие, по милости Божией, не смущаются совестью, как бы о них ни заключали преждевременно неединомысленные с ними. Имея за собою такое свидетельство святых Отцов Церкви невидимой, торжествующей, они в то же время не лишены голоса ободрения и от Церкви видимой, воинствующей, от современных пастырей, ревнителей Отечественной Церкви, в надежде, что рано или поздно восторжествует голос церковной правды. Аминь. Святая Гора Афон 1934 г. ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Афонский старец-отшельник иеросхим. Феодосий Карульский (1869-1937). Окончил Казанскую духовную академию, стал профессором богословия. Оставив мир, удалился на Афон, откуда писал полемические письма митрополиту Антонию Храповицкому и проф. Н. Н. Глубоковскому. Твердо стоял за чистоту Истинного Православия. За неделю до своей кончины Старец сказал своему ученику Алипию: «Я умру на Покров, а ты на третий день после меня». Так и сбылось.

http://pravoslavie.ru/89195.html

Выражено желание и вместе недоумение, почему Господь как бы не слышит молитв твоих касательно очищения от страстей. На твое недоумение представлю тебе пример. Огородник весной сперва совершенно очищает землю от всякой дурной травы, потом уже в чистую землю сажает растения; но дурная трава опять проникает, и огородник должен почти целое лето осторожно пропалывать и очищать растения от дурной травы несколько раз, пока укрепятся совершенно огородные растения. Тело наше создано из той же земли, и сколько человек ни старается очищать себя от страстей, страсти опять проникают, как дурная трава. Опять обратимся к огороду, который если плохо огражден, то козы и свиньи повреждают растение. А птицы могут летать и через ограду. Огородник должен за всем этим следить и сохранять растение. А христианин должен сохранять плоды духовные от мысленных птиц, которые преобразуются иногда и в других животных. Праотцу нашему сказано: В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят ( Быт. 3, 19 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Человек не вдруг стяжавает бесстрастие. А где страсти, там и скорби со многими недоумениями и недоразумениями (прп. Амвросий, 4). Вера, незлобие, смирение, и любовь, и доброжелательство другим выше всех добродетелей, как свидетельствует Сам Господь в Евангелии, глаголя: милости хочу, а не жертвы ( Мф. 9, 13 ), т.е. паче жертвы. А, напротив, неверие и лукавство, зависть, и злоба, и ненависть хуже всех грехов и зловреднее всех страстей и пороков. Как же быть тем, которых как бы невольно тревожат и беспокоят нелюбовь и злоба, зависть и ненависть или смущает неверие? Прежде всего должно обратить внимание на причины этих страстей и против этих причин употребить приличное духовное врачество. Причина неверия – любление земной славы, как свидетельствует Сам Господь во святом Евангелии: Как можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете ( Ин. 5, 44 ). А зависть, и злоба, и ненависть происходят от гордости и неимения любви к ближним. Врачество же против сих страстей: во-первых – смиренное и искреннее сознание своей немощи пред Богом и духовным отцом; во-вторых – евангельское понуждение не действовать по влечению сих страстей, а делать противное им; третье врачество – искать во всем только славы Божией и от Бога; четвертое врачество – смиренное испрашивание помощи Божией псаломскими словами: Господи! От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою или раба Твоего ( Пс. 18, 14 ) 108 . Испрашивать же помощи Божией не сомневаясь, а веруя, что невозможное у людей возможно от Бога (см. Мк. 10, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«И облекся он проклятием, как одеждою, и оно вошло, как вода, в утробу его и, как елей, в кости его» ( Пс.108:18 ). Здесь показывается сила наказания и продолжительность мучения и вместе внушается, что бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям. «Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым он всегда опоясывается» ( Пс.108:19 ). Говорит так, чтобы показать неизреченный гнев Божий, кото­рый постигнет таких людей. Смысл этих слов следующий: бедствия так охватят их, что не будет никакой перемены, но прильнут к ним и останутся при них постоянно. Далее внушая, что Бог наказывает нечестие и исправляет порок, и что такой приговор падет не на одного только этого греш­ника, но и на всех виновных в том же, прибавляет: «такова участь клевещущих на меня пред Господом и говорящих злое о душе моей» ( Пс.108:20 ), т.е. таково наказание, таков суд восстающим, злоумышляющим, враждующим против меня. «Говорящих злое о душе моей». Следовательно, и за слова полагаются наказания, и наказания жесточайшие. 4. Окончив речь об этом, он опять прибегает к Богу, испрашивая Его заступления. Не останавливается на наказании злоумышленников, но, желая показать, что страждущие имеют мстителя за наносимые обиды и получают великое заступление, присовокупляет: «но Ты, Господи, Господи, со твори со мною по имени Твоему, ибо блага милость Твоя» ( Пс.108:21 ). Посмотри на его признательность, посмотри на смиренномудрие. Хотя он имел достаточную причину к испра­шиванию заступления в самом своем страдании, – так как из многих мест Писания можно видеть, что страждущие не­справедливо от людей имеют великое дерзновение к испро­шению себе помощи от Бога, – но он, не указывая на это, при­бегает к одному человеколюбию Божию и говорит: «со твори со мною по имени Твоему», т.е. как бы так говорит: не потому, чтобы я был достоин того, но ради Себя Самого, ради того, что Ты человеколюбив и милостив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Соч.: Западные миссии и миссионеры: Протестант. миссионеры в Китае//ПО. 1871. Т. 3. 2. С. 87; Западные миссии и миссионеры: Тр. протестант. миссии на гималайском хребте//Там же. 7. С. 370-371; Западные миссии и миссионеры: Англ. пресвитерианская миссия в Китае//Там же. 1872. Т. 3. 8. С. 431; Западные миссии и миссионеры: Христ. миссия в Китае//Там же. Т. 3. 5. С. 218-221; Заметки об общественной деятельности совр. франц. духовенства//ПС. 1876. 9. С. 90-116; Ист. очерк вопроса о свободе вероисповеданий в совр. Испании//Там же. 6/7. С. 181-215; Еще неск. слов о настоящем положении и совр. деятельности правосл. духовной миссии в Китае//Там же. 1884. 9. С. 103-108; Заметка о покойном архим. Палладии, начальнике правосл. миссии в Пекине//Там же. 6. С. 248-252; Настоящее положение и совр. деятельность правосл. духовной миссии в Китае//Там же. 8. С. 373-390; 9. С. 103-108 (отд. отт.: Настоящее положение и совр. деятельность правосл. миссии в Китае. Каз., 1884); Ист. очерк католич. пропаганды в Китае//ПС. 1885. 9. С. 24-69; Положение миссионерства в Китае//Там же. 5. С. 68-96 (отд. отт.: Положение миссионерства в Китае. Каз., 1885); Гонения на протестант. миссию в Китае//ПО. 1886. Т. 2. 8. С. 657-687; О 50-летнем юбилее проф. Васильева//Новое время. 1886. 3780 (7 сент.); Моск. вед. 1886. 250 (10 сент.); О. Иакинф Бичурин: (Ист. этюд)//ПС. 1886. 1. С. 164-180, 245-278; 2. С. 53-80, 271-316; Православие и правосл. миссия в Китае//Совр. известия. 1886. 355 (25 дек.); Протестант. пропаганда в Китае и совр. гонения на ее миссии//ПО. 1886. 8. С. 657-687; Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования: Опыт церк.-ист. исслед. по арх. док-там. Каз., 1887. Вып. 1: История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685-1745); Вып. 2: История Пекинской духовной миссии во второй период ее деятельности (1745-1808); Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования: (Посвящается рус. синологам)//ПС. 1887. 2. С. 252-265; 3. С. 317-151; 4. С. 460-507; 5. С. 99-136; 6. С. 167-190; 7. С. 310-340; 8. С. 402-455; 9. С. 30-58; 10. С. 188-213; 11. С. 287-343; Странник. 1887. 4-5; Правосл. храм в г. Ханькоу (в Китае)//Нива. 1887. 1 (янв.); То же//Воскресный день. 1887. 4 (февр.); Об источниках истории правосл. духовной миссии в 1-й и 2-й периоды ее деятельности: Речь на коллоквиуме 7 янв. 1888 г.//ПС. 1888. 1; Слово пред началом учения в Ставропольской ДС (1889 г.); Речь при наречении в епископа//Оренбургские ЕВ. 1895. 21. С. 664-665; Речь перед выездом в отпуск//Там же. 1896. 13/14. С. 401-403; Слово при служении в соборной церкви г. Уральска//Оренбургские ЕВ. 1896. 17. С. 491-494.

http://pravenc.ru/text/2565958.html

«Разграбят» – так поступает войско победителей с побежденными ( Чис.31:9 ): берут, что хотят. Побежденный грехом – беспомощен. Хуже, что для него и сирот его нет милости: Пс.108:12             да не будет простирающего милость для него,                         и да не будет милующего 520 сирот его. В стихе высказаны две мысли. Во-первых, отрекшийся от всякого сострадания и милости, ни в ком не обретает для себя покрова милости; первым таким был первоубийца Каин. Однако Каин имел охранение от Каиновой печати: нельзя бить Каина и детей его ( Быт.4:15 ). 521 Во-вторых, о сиротах. Жены из рода Каина рождали детей сынам Божиим, от которых (формально) шло родство ( Быт.6:4 ). Однако реальное родство – по духу – стало передаваться через матерей. Каин, какой-никакой, был отец, но родство пошло от матери. Эти дети каинитянок и сынов Божиих формально не происходили от Каина (осиротели от праотца Каина), однако они были каинитами по духу. Это потомство предпотопных исполинов уже не имело на себе никакой защиты, даже Каиновой печати. Это генерация была полная безотцовщина – «сироты»: до них не достигает «милость» Божья («да не будет милующего сирот его»), они подлежали полному истреблению (в Потопе) 522 . «Сиротами» можно назвать тех каинитов, которые не имели на себе «Каиновой печати» (защиты, данной праотцу Каину) – «да не будет милующего сирот его». «Потомство» Каина возродилось как духовная традиция 523 , которая полностью созрела ко времени Пришествия Мессии – «книжники и фарисеи». Об этом следующий стих: Пс.108:13             да будет потомство его – отсечено,                         в поколении последующем – сотрется имя их. «Отсечено» – отсечь (карат) от источника жизни – одна из форм истребления. Глагол карат (отрезать) употребляется также в сфере священнодействий: 1) «заключать» завет ( Быт.15:18 ); 2) «обрезать» крайнюю плоть ( Исх.4:25 ). О тех, кто не был обрезан, сказано: «отсечется душа та от народа своего» ( Быт.17:14 ). В ветхозаветной Церкви у кого не отсечена крайняя плоть, тот сам будут отсечен от народа Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Иное. Псалмопевец: свет возсия праведнику ( Пс.96:11 ), говорит. Если (праведнику) имеющему и не нуждающемуся, то он (свет) излишен, – а если как не имеющему воссиявает свет, то, следовательно, один только Единородный есть свет, тварь же только причастна свету, и потому иноприродна. —107— Иное. Псалмопевец говорит: не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их: но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего ( Пс.43:4 ). Просвещением лица Бога и Отца опять называет здесь откровение от Сына чрез Духа и руководительство каждым из бытий, что одно только и спасло Израиля и освободило от жестокости Египтян. Если поэтому не один только Единородный есть свет истинный, но точно такое же достоинство присуще и тварям: то почему же те, о коих речь (Израильтяне), спасались не собственным своим светом, но оказываются снабжаемыми приложением как бы чужого и не необходимого 1641 света? Но очевидно, что Единородный светил нуждавшимся в свете, а потому Он, и только один, есть свет истинный, тварь же получает от Него благодать. А если так, то как же наконец она могла бы быть и единоприродною Ему? Иное. Псалмопевец говорит: блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут ( Пс.88:16 ). Почему же, напротив, и они не могут идти в собственном свете? И почему, скажи мне, получая просвещение от другого, они едва могут устроить себе спасение, если и сами они действительно суть истинный свет, как, без сомнения, и лицо Бога и Отца, то есть Сын? Но всякому, полагаю, и чрез это ясно, что Слово подает просвещение твари, как нуждающейся, а она, получив то, чего не имеет, спасается. Как же в таком случае Единородный и происшедшее чрез Него могут быть тожественными по сущности? —108— Иное. Псалмопевец: возсия 1642 во тьме свет правым, говорит ( Пс.111:4 ). Каким же вообще это образом правый находился во тьме, будучи и сам светом истинным, как скоро и природа тварей имеет это также, как Единородный? Если же свет посылается правым, как не имеющим его, то не потребуется от нас много слов, но сама природа вещей возопиет, что совершенному не может быть тожественно по сущности нуждающееся, – требующему (не тожественно) подающее от преизбытка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Инкерман и Инкерманская священномученика Климента киновия в Крыму. Одесса, 19012. 28 с., илл. (18981. 24 с., илл.). Соболевский А.И. Чудо св. Климента, папы Римского (Древнерусское слово домонгольского периода). – Известия Отд. рус. яз. и словесности Имп. Ак. Наук, т. VI (1901 г.), кн. 1, 1–8 [церковно-слав. шрифтом]. Отд. оттиск: СПб., 1901. Жития святых по древнерусским спискам. Мучен, св. Клим. Римск.]. Труд А.И. Соболевского. – Пам-ки др. письм-ти и иск-ва CXLIX. СПб., 1903, 1–16. (Слав. текст [в начале – рус.-греч. словарь]=PG 2, 617–631). Соболевский А.И. Житие папы Климента в древнем церковнославянском переводе. (Оттиск из «Сб-ка в честь В.И. Ламанского»). СПб., 1905, 17 с. (предисл., церковнослав.-греч. словарь, указатель цитат из Священного Писания; текст по Четиям-Минеям Макария, 25 ноября, по списку Публ. 6-ки Погод. 657. Греч. текст: PG 2, 470 sq.=Пс.-Климентины, Посл. Климента к Иакову). Шестаков С. К истории текстов жития св. Климента, папы римского, пострадавшего в Херсоне. – Византийский временник 1907, т. XIV, вып. 4. СПб., 1908, 215–226. Рец. на изд. греч. текста «Жития Климента» до-Метафрастовской редакции, ср. PG 2, 617–631, у Ив. Франко, Сьвятий Климент у Kopcyhi, 1902–1905. Ср. с Метафрастовской ред. «Первой эпитомы» в PG 2, 580С-604А [CPG I, 1015 (7)=BHG 345–347], а также: Терновский, Херсонский святитель… Статья переиздана в кн.: Шестаков С.П. Очерки по истории Херсонеса в VI-X вв. по Р. Хр. М., 1908 (Пам-ки христ-го Херсонеса 3), 142 с. См. Приложение 2, 105–114 (о св. Клименте в Корсуни на с. 14–16). Лавров П. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности (Пам-ки христ-го Херсонеса, 2). М., 1911, 47–108. Др.-слав. перев. эпитомы (PG 2: Epit. de gestis S. Petri в Метафрастовской редакции) Пс.-Климентовых гомилий: CPG I, 1015(6)=BHG 342–343; в книге изданы также мученичество св. Климента по греч. и слав. текстам разных рукописей, Пс.-Климентины, прочие сказания и легенды о Клименте. NB. Частично Пс.-Климентины в перев. на слав. есть в «Четиях-Минеях» Макария под 25 ноября. Поскольку последние выпуски издавались на высоком уровне с использованием славянского шрифта, указанием разночтений, в т.ч., и сравнительно с греческим оригиналом (по PG), целесообразно привести содержание Климентии у святителя Макария (издание Четиих-Миней не закончено).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010