На исповедника истинной веры воздвиглись предатели веры – грешники не заурядные, не побеждаемые страстью, не те, кто грешат, как все человеки:        на исповедника веры поднялись те, кто снабжен сверхчеловеческой злобой. В этом смысле они – «сверхчеловеки». Пс.108:2             Ибо уста нечестивые и уста коварства на меня открылись,                         говорят со мной 509 языком лжи. Если самые уста нечестивы и коварны и самый язык лжив, то такой человек уже не может изречь ни одного слова без лжи. Это – не обманщик, и не мошенник, и не тот, кто лжет из выгоды или раз от разу: это – воплощенная диавольская ложь. Ибо диавол – «лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). «От отца диавола» произошли те, кто во всем лгали на Мессию при Его земной жизни и после Его воскресения ( Ин.8:44 ). Причем они говорили с самим праведником (Давидом, Мессией) – лицом к лицу, лгали в лицо. Так на Мессию «открылись уста нечестивые» – «гроб открыт гортань их» ( Пс.5:10 ). Вновь Давид говорит про этапы рождения «сверхчеловеков» (сверхчеловечески злобных) в религиозной среде:       ложь о святом – начало преступления, от нее происходит продуктивный замысел – «коварство» ( Пс.5:7 ), осуществление которого есть кровь неповинная – праведника, которого ненавидят за праведность: Пс.108:3             и словами ненависти они окружают меня                         и воюют против меня напрасно. Об этих ненавистниках Христос сказал ( Ин.15:25 ) словами из Псалма ( Пс.69 /68:5): «возненавидели Меня напрасно» (даром, без вины), они «возненавидели и Меня, и Отца Моего» ( Ин.15:24 ). И далее вновь повторяется о вражде (ст.4) и ненависти (ст.5): Пс.108:4,5             за любовь мою – противятся мне,                         а я – [сама] молитва.                   Положили мне – зло за добро                         и ненависть – за любовь мою. Та же мысль в Пс.38 /37:21: «воздающие мне злое за доброе противятся мне за то, что я [упорно] следовал доброму». Мессия – это сама любовь и сама молитва (ходатайство, молитва-тефила; Пс.4:2 ). Вся Его жизнь – молитва , Сам Он – Ходатай пред Богом ( 1Ин.2:1 ). За любовь, за молитву, за добро – Ему положили зло, ненависть и сатанинское противление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   но некоторые будут даже враждовать против Него, хотя и безуспешно — Чис. 24:17; Втор. 18:18; Пс. 2; Пс. 94:6-8; Пс. 109:1-4; Ис. 50:8-9; Ис. 65:1-3;    о кротости Мессии писал Исаия — Ис. 42:1-12.    плодом Его искупления будет духовное обновление верующих и излияние на них благодати Святого Духа — Ис. 44:3; Ис. 59:20-21; Зах. 12:10; Иоил. 2:28; Иез. 36:25;    о необходимости веры — Ис. 28:16; Авв. 2:4.    Пророки определили, что:    время Его пришествия совпадет с утратой коленом Иудиным своей политической самостоятельности — Быт. 49:10;    это произойдет не позже семидесяти седмин (490 лет) после указа о восстановлении города Иерусалима — Дан. 9:24-27;    и не позже разрушения второго Иерусалимского храма — Агг. 2:6-9; Мал. 3:1.    Пророки предсказали, что:    Он уничтожит антихриста — Ис. 11:4;    придет снова во славе — Мал. 3:1-2;    конечным результатом Его деятельности будет достижение справедливости, мира и радости — Ис. 11:1-10; Иер. 23:5.    Достойны упоминания и те многочисленные подробности из жизни Мессии, которые предсказали пророки:    об избиении младенцев в окрестностях Вифлеема — Иер. 31:15;    о проповеди Христа в Галилее — Ис. 9:1;    о входе в Иерусалим на ослице — Зах. 9:9; Быт. 49:11;    о предательстве Иуды — Пс. 40:10; Пс. 54:14; Пс. 108:5;    о тридцати сребрениках и о покупке земли горшечника — Зах. 11:12-13;    о поруганиях и оплеваниях — Ис. 50:4-11,    о подробностях распятия — Пс. 21;    о причислении Мессии к беззаконникам и погребении у богатого — Ис. 53 гл.;    о тьме во время распятия Мессии — Ам. 8:9; Зах. 14:5-9;    о покаянии народа — Зах. 12:10-13.    Пророчества о Царстве Мессии:    очищение грехов — Ис. 59:20-21; Иер. 31:31-34; Иез. 36:24-27; Дан. 9:24-27; Зах. 6:12,13:1;    сообщение людям праведности и чистого сердца — Иер. 31:31; Иез. 36:27;    заключение Нового Завета — Ис.55:3,59:20-21; Иер. 31:31-34; Дан. 9:24-27;    обилие благодати — Ис.35:5,44:3,55:3,59:20-21; Иоиль 2:28-32; Зах. 12:10-13;    призвание язычников — Пс. 21:28; Пс. 71:10-17; Ис.2:2,11:1-10,42:1-12,49:6,54:12-14,65:1-3; Дан. 7:13-14; Агг. 2:6-7;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Пс.108:23 . Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся: стрясохся яко прузи. Сии два подобия Давиду весьма приличны. О первом нечто сказали мы во псалме Пс. 101:12 , где видели, что человек скорбящий, аки полумертвый, сравнивается с тению вечернею. Ибо когда солнце в полдень стоит над главами нашими, тогда перемена теней не так приметна бывает, но когда солнце склоняется на запад, то ни одной минуты не проходит, в которую бы тень пред очами нашими не обращалася. Другим подобием означается непостоянство жизни человеческия. Ибо как прузи часто с одного места перескакивают на другое, тако Давид жалуется, что жизнь его была движущаяся, когда отвсюду настояли гонители, и нигде не давали ему спокойнаго убежища, как и инде говорит, что он на подобие птицы, которой отвсюду распростираются сети от ловцев, принужден был с места на место переселяться ( Пс. 10:1 ). Кратко сказать, Давид оплакивает бедственную участь свою, показывая, что нигде не имеет спокойнаго пристанища, и что между людьми нет ему ни единаго места. А как и всея церкви образ в сем псалме представляет нам, то мы не должны чудиться, ежели и нас также иногда сотрясает Бог, и многоразличными превратностями возбуждает от сна лености и небрежения. Пс.108:24 . Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради. Пс.108:25 . И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими. Первыя слова толкуются различно. Некоторые относят их к благочестивым упражнениям, полагая, что Давид не меньше к посту, коль и к молитве прилежал. Другие относят к недостатку жизненных вещей, судя по тому, что Давид, убегая лютости врагов и укрываяся в пещерах, много претерпел нужды от глада. Нам же мнится, что под сими знаками тяжчайшая скорбь означается. Ибо Давид, ежедневно видя смерть, обращающуюся пред очами, не без причины чувствовал отвращение от пищи и пития: поскольку известно, что людям печальным всякая пища невкусна бывает, так как и самая жизнь обращается в скуку. К тому же надлежат и следующия за сим слова: плоть моя изменися елеа ради. Мужу бо печальну засышут кости ( Притч. 17:22 ). Сию скорбь увеличивает другое обстоятельство, то есть, поношение от врагов, и притом поношение не простое, но бывающее под предлогом закона. Что бо закон глаголет презрителям своим? Будеши в поношение и в притчу и в покивание главы ( Втор. 28:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   Но и после Ниневитян, возвестителем печали о Бозе явился Давид, как образ живой и возвещающий дело спасительного и ради Бога горького сокрушения. Ибо он и тот грех, которым согрешил, передал в письменном виде и показал Богу, как велика его печаль и покаяние, и — каковую великую милость он получил от Бога. Потому что он говорит: «Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс.31:5); называя нечестием корень зла — пребывающую в душе страсть; беззаконием же — совершенный делом грех, который он одолев во всем, и по причине которого сокрушался и плакал, — он не только обрел прощение, но и восприял внутреннее исцеление. Как же он постоянствовал в скорби, послушаем как он опять говорит: «Бых язвен весь день, и обличение мое на утрених» (Пс.72:14); и: — «Яко плача и сетуя, тако смиряхся» (Пс.34:12); и: — «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс.6:7); и — «Бых яко нощный вран на нырищи. Бдех, и бых яко птица особящаяся на зде»(Пс.101:7-8), «пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях» (Пс.101:10); и: — «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради» (Пс.108:24); и: — «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс.114:5). Такими же словами он вопиял ко Господу: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи» (Пс.6:1); и: — «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Пс.50:5); и: — «Господи услыши молитву мою, и не вниди в суд с рабом Твоим» (Пс.142:1-2). Итак, и мы, братие, приидите поклонимся и припадем и восплачем, как сам опять Давид, обратившись, говорит, — пред Господем, сотворшем нас и призвавшем на покаяние, и к сей спасительной скорби и плачу и сокрушению; потому что тот, кто не имеет сего, тот не послушал Призывающего, и не счислится с избранными Святыми Божиими, и не получить возвещенного в Евангелии блаженства и обетованного Божественного утешения, ибо — «Блажени, — говорит, — плачущии, яко тии утешатся» (Мф.5:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Пророки раскрыли также многие частности в связи с пришествием Мессии, а именно: что Он произойдет от Авраама (Быт. 22:18), из колена Иуды (Быт. 49:9), из рода царя Давида (2 Цар. 7:13), родится от Девы (Ис. 7:14) в городе Вифлееме (Мих. 5:2), будет распространять духовный свет (Ис. 9:1-2), исцелять больных (Ис. 35:5-6), пострадает, будет пронзен, умрет, будет погребен в новом гробе, потом воскреснет (Быт. 49:9-11, Пс. 39:7-10, Исаия 50:5-7 и 53-я глава, Зах. 12:10, Пс. 15:9-11), и выведет души из ада (Зах. 9:11); предсказали также, что не все Его признают Мессией (Ис. 6:9), но некоторые будут даже враждовать против Него, хотя и безуспешно (Чис. 24:17, Втор. 18:18, Пс. 2, Пс. 94:6-8, Пс. 109:1-4, Исаия 50:8-9 и 65:1-3). О кротости Мессии писал Исаия (42:1-12). Плодом Его искупления будет духовное обновление верующих и излияние на них благодати Святого Духа (Ис. 44:3 и 59:20-21, Зах. 12:10, Иоиль 2:28, Иез. 36:25). О необходимости веры (Ис. 28:16, Авв. 3:11). Пророки определили, что время Его пришествия совпадет с утратой коленом Иудиным своей политической самостоятельности (Быт. 49:10), что произойдет не позже семидесяти седьмин (490 лет), после указа о восстановлении города Иерусалима (Дан. 9:24-27) и не позже разрушения второго Иерусалимского Храма (Агг. 2:6; Мал. 3:1). Пророки предсказали, что Он уничтожит антихриста (Ис. 11:4), придет снова в славе (Мал. 3:1-2). Конечным результатом Его деятельности будет достижение справедливости, мира и радости (Ис. 11:1-10, Иер. 23:5). Достойны упоминания и те многочисленные подробности из жизни Мессии, которые предсказали пророки, например: Об избиении младенцев в окрестностях Вифлеема (Иер. 31:15); о проповеди Христа в Галилее (Ис. 9:1); о входе в Иерусалим на ослице (Зах. 9:9, Быт. 49:11); о предательстве Иуды (Пс. 40:10, Пс. 54:14, Пс. 108:5); о тридцати серебряниках и о покупке села горшечника (Зах. 11:12); о поруганиях и оплеваниях (Ис. 50:4-11), подробности распятия (21-й псалом); о причислении Мессии к беззаконникам и погребении у богатого (Ис. 53); о тьме во время распятия Мессии (Амос 8:9, Зах. 14:5-9); о покаянии народа (Зах. 12:10-13).

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

Пс.108:22 .  Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене Мы сказали выше, кто нищ и кто беден, и что от лица Господа сказывается сие, по словам Феодорита, как человека. И в 21-м псалме сказано: избавь от оружия душу мою, и в Евангелии также: Отче! спаси Меня от часа сего; а равно и следующее там же: теперь душа Моя возмутилась; и еще: душа Моя скорбит смертельно ( Матф. 26:38 ). Пс.108:23 .  Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся (уничтожен), стрясохся яко прузи. Я, говорит, так скоро убит и исчез, как скоро удаляется и исчезает тень, когда солнце склонится на запад и зайдет (здесь предлог ντ в глаголе: ντνηρευην, стоит вместо: π, или излишен по свойству еврейского языка; или может заключать ту мысль, что за ( ντ) те блага, которые Я делал иудеям, и убит ими). И как саранча скоро перескакивает и как бы стрясается с одного места на другое ветром: так и Я, говорит, стрясен смертию из настоящей жизни.(1) (1) Слова Феодорита: Я, говорит, на подобие саранчи, метаемой ветрами и уносящейся в разные стороны, проводил жизнь, не имея ни города, ни села, ни дома, но переселяясь в разные места и весьма часто уходя на горы и в пустыни. Божественного Максима в нравственном отношении: Саранча, говорят, не прежде стряхивает с себя верхний покров и лежащую на ней кожицу, как выбросив находящийся внутри ее сор: так никто и из людей не может совлечься ветхого человека, если прежде совершенно не извергнет находящейся в уме расположенности к пагубным действиям, на подобие никоего смрадного кала. Безименного: Выражение: я отрясен, как саранча, может относиться и ко всем ученикам, которые хотя бывают преследуемы и отрясаемы злоумышленниками, однакоже не унижаются, но парят и держатся на высоте. И все мученики, будучи стрясены как саранча, оставив дольнее, стремятся к почестям вышнего звания. Пс.108:24 .  Колена моя изнемогота от поста, и плоть моя изменися елея ради (от неупотребления елея). Колена, говорит, мои изнемогли от поста; поскольку Владыка наш Христос провождал жизнь тесную и содержал себя сурово, без умовений и без попечения о себе и свидетель тому сорокадневный пост, ячменные хлебы и то, что ученики Его, по словам Феодорита, по причине голода стирали колосья, хотя по своему смотрении употреблял иногда и лучшую пищу. И плоть моя, говорит, изменилась от жестокости и безобразия, по недостатку елея и неупотребления мазания; так, как древние при умовениях своих мазались маслом.(1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Обстоятельства страданий И. Христа изображаются в псалмах с такою поразительною точностью, что некоторые изречения писаны царственным пророком как бы у самого подножия Голгофы и креста, так что между событием и пророчеством видно иногда не только полное, но даже буквальное соответствие (напр. ср. Пс.21:2, 8, 9 с Мф.27:39, 43, 46 ; Пс.21:19 с Ин.19:24 ). Искупитель представляется в псалмах страждущим не за Себя, но ради нас (68:5; 71:4, 12; 87:8; 137:8), долготерпеливо переносит уничижения и тяжкие страдания (30:10, 11; 21:15, 16; 54:5–6; 68:2–30; 108:22–24), лжесвидетельство (34:11, 12), заушение и бичевания (37:18), посмеяние (108:25), пригвождается ко кресту (67:19; 87:16), напояется желчью и оцтом (68:22), взывает к Отцу (21:2; 141:2–4), умирает (87:5), погребается (21:16; 87:7), одежды Его разделяются по жребию (21:19). Предуказываются в псалмах и последующие события, а именно: сошествие Его во ад (15:10; 29:4; 67:5; 87:6, 16; 106:16), воскресение (15:8–10; 11:6), вознесение на небо и сидение одесную Бога, дабы покорить под ноги Себе врагов Своих ( Пс.23:7; 109:1 ). в) Предсказания пророков. После времен Давида среди народа Израильского сияло подобно светильнику слово пророческое ( 2Пет.1:19 ). Предсказания пророков о Мессии, о Христовых страданиях и о последующей за ними славе ( 1Пет.1:10, 11 ), многочисленны и разнообразны. Приведем главнейшие и очевиднейшие предсказания пророков: 1) о лице Мессии, 2) Его служении, 3) происхождении по плоти и 4) обстоятельствах Его жизни. I. О лице Мессии пророки, подобно псалмопевцами, учили, что Он будет Бог и человек. Учение о божестве Мессии раскрывалось всеми пророками в разных степенях ясности. Так, пр. Исаия усвояет Мессии наименование Еммануил (7:14), что, по объяснению евангелиста ( Мф.1:23 ), значит с нами Бог (евр. Emmanuel составлено из слов: em – с, anu множ. ч. от ani – я и El – Бог). Он же говорит о Мессии: нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий (евр. el gior), Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ), Бог и Господь (40:3, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

108:7–16. Проклятия и заклинания. Этот псалом называют «проклинающим», поскольку в нем призываются прюклятия на врагов. В древности на Ближнем Востоке такие проклятия усиливались или воплощались в жизнь при помощи магических ритуалов и заклинаний, однако такая практика считалась в библейской религии неприемлемой. Псалмы проклятия лучше раскрываются в свете принципа воздаяния (см. статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири). Поскольку считается, что справедливость Бога требует наказания соразмерно совершенному греху, псалмопевец призывает проклятия, которые надлежащим образом поддержали бы справедливость. Эти проклятия того же порядка, которые Бог произносит в адрес Своих врагов (см.: Ис. 13:15,16 ). Выразительный язык этого отрывка включает в себя элементы восточно-семитской формулы проклятия, которая препоручает отмщение вражеским народам божеству. Примеры подобных косвенных проклятий встречаются в вассальных договорах ассирийского царя Асархаддона, где он обращается к сонму богов с просьбой покарать нарушителей договора. Вербальная формула нередко подкреплялась ритуальными действиями. Так, в одной арамейской надписи говорится: «Точно так же, как преломлены этот лук и стрелы, так Инурта и Адад сломают лук Матиэла (Matíel) и луки его князей». Псалмопевец высказывает косвенное проклятие, призывая Бога осмеять тщетные попытки врагов угрожать Израилю. Он не прибегает к магическим заклинаниям или ритуалам проклятия, но полагается на Бога, прося лишить их силы и сокрушить их оружие (см.: Иер. 49:35; 51:56 ; Иез. 39:3 ). 108:7. Молитва осужденного. Контекст позволяет заключить, что речь идет о молитве, произносимой во время суда. Такие молитвы могли сопровождаться клятвами о невиновности (как в Иов. 31 ). Если же на самом деле человек был виновен, эта клятва служила основанием для божественного наказания. 108:24. Пост. В небиблейских источниках древнего Ближнего Востока о посте говорится мало. Обычно пост соблюдали в связи с трауром. В Ветхом Завете пост имеет религиозное значение и, как правило, сопровождает просьбу перед Богом. Принцип заключается в том, что важность просьбы требует от человека сосредоточения всех духовных сил, так что физические потребности отходят на второй план. В этом свете пост можно рассматривать как процесс, ведущий к очищению и смирению перед Богом ( Пс. 68:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Члену Церкви Христовой не нужно вникать в иудейскую мистику или магию. Такое любопытство ведет к смерти. Пс.108:16             За то, что он не вспомнил, чтобы оказать милость,                         но преследовал человека нищего и бедного и с упавшим 531 сердцем,                         чтоб умертвить его. «Не вспомнил» – даже не помыслил, чтобы оказать милость, даже на ум не приходило. «Преследовал» – различие в духе познается по тому, что человек «преследует». Давид говорит: «взыщи мир (шалом) и преследуй его» ( Пс.34 /33:15). Изменник в вере кого преследует и за что? И чего он хочет? Он преследует «бедного и нищего», о котором Господь отдельно печется, хотя они могут быть и не праведники ( Пс.12 /11:6). Изменник преследует человека с «упавшим сердцем» – совершенно беззащитного. С нищих и бедных, и ослабевших сердцем что взять? Душу, жизнь. Враг – духовен, он «преследует, чтобы умертвить». Пс.108:17             Возлюбил проклятие – и оно придет к нему… «Возлюбил проклятие» – возлюбил проклинать (злословить, хулить). В еврейском языке есть два глагола со значением «клясть, проклинать», но область их применения различна. 1) В выражениях «проклят змей», «проклята земля», «проклят Каин» употребляется глагол арар ( Быт.3:14,17 ; Быт.4:11 ; см. также Быт.9:25 ; Быт.27:29 ; Быт.49:7 ). Это собственно «проклинать», когда проклятие идет от высшего к низшему. С глаголом арар нельзя сказать «проклинать отца и мать» ( Ис.21:17 ), тем более, «проклинать Бога» ( Лев.24:15 ), или «проклинать жизнь» (см. Иов.3:1 ). В таких случаях употребляется другой глагол – калал. 2) Глагол калал (в переходной форме) имеет значение «клясть, хулить» (чаще переводят «злословить»), когда хула направлена от низшего к высшему 532 или к убогому, – такая хула наказуема ( Исх.21:17 ; Исх.22:27,28 ; Лев.24:15 ; Лев.19:14 ; Иов.3:1 ). Аврааму сказал Господь: «благословлю благославляющих тебя и хулящего (калал) тебя прокляну (арар)» ( Быт.12:3 ). «Благословение и проклятие (келала)» – два пути, по которым может идти народ. Об этом говорится во Второзаконии: «вот, я даю вам сегдня благословение и проклятие (келала) (11:26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Пс.37:3 .  Яко стрелы твоя унзоша во мне Согласно с великим Василием под стрелами Божиими разумей те обличительные слова, которыми уязвил Давида пророк Нафан, сказав ему: теперь не отступит меч от дома твоего во век за то, что ты уничижил Меня, взяв жену Урия хеттеанина и усвоив ее себе в жену ( 2Цар.12:10 ). Или под стрелами можешь разуметь законы Божии, содержание определения против любодеев и убийц, которые на подобие стрел проникнули сердце Давида и пронзая его производили болезни и скорби, которые постигли Давида вместе с бедствиями и искушениями, и проникая как стрелы сердце его, причиняли ему скорбь. По истине сии скорби были стрелы Божии, ибо, по попущению Божию, приключались Давиду (1). Вместо – вонзились – Симмах перевел – постигали. (1) Слова Василия о причине, по которой Бог попустил таковые приключения на Давида: Поелику, будучи укрепляем благодатью Божиею, стал много мечтать о себе иногда, так что, как кажется, в дерзости своей произнес сие: я сказал в изобилии своем, что я не поколеблюсь, то посему справедливо предан искусителю. И утвердил еси на мне руку твою Утвердил – принимается за – низводил на меня часто руку Твою, Господи! то есть, открывавшуюся в наказании силу Твою, посредством частых наказаний меня (1). Или, говорит, что Ты столь тяжкую низводишь на меня руку свою, что не могу перенести ее, как сильно поражающую меня (2). (1) Слова Бож. Кирилла: Говорит, что рука утвердилась на нем, то есть, поражавшая, притом продолжительно и непрерывно. Ибо прискорбные приключения, посылаемые от Бога на наказуемых, или искушаемых, часто последуют одно за другим. Таковы были приключения Иова: непрерывно одно за другим были возвещаемы ему, хотя он и не поколебался ими. (2) О сем тот же Кирилл говорит: Кто утверждает руку свою на ком, тот возлагает на него неудобоносимую тяжесть, и Феодорит: выражение: Ты утвердил на мне руку свою: положил переносно от уязвляемых и носящих многие раны. Пс.37:4 .  Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего Слова: от лица гнева Твоего, от лица грехов моих, и от лица безумия моего, изречены в этом псалме в значении описания; вместо: по причине гнева Твоего, грехов моих, безумия моего. Итак, нет, говорит, врачевания плоти моей, то есть, облегчения злострадания, которое я сам причинил себе по причине гнева Твоего, иначе – угрозы Твоей и устрашения, сделанных мне чрез пророка Нафана, или объявляемых мне в законах. О подобном злострадании тот же Давид говорит и в других псалмах, – так: и я смирял постом душу мою ( Пс.34:13 ); и плоть моя изменилась по причине елея ( Пс.108:24 ); также: прилипли кости мои к плоти моей ( Пс.101:6 ); или: я утрудился от вопля, замолкла гортань моя( Пс.68:4 ) и другие подобные.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010