ст. 1), и излагающей божественные постановления о совершении в ней богослужения. 4-ая часть, начинаясь скорбною песнью ветхозаветного законодателя о кратковременности жизни человеческой ( Пс.89 ), ясным образом соответствует 4-й кн. Закона Моисеева, Чисел, повествующей о 40-летнем странствовании евреев в пустыне, в продолжение которого по суду Божию должен был вымереть вышедший из Египта непокорный род еврейский. И, наконец, начало 5-й части обличением неверности и неблагодарности евреев Богу-благодетелю ( Пс.105 ) напоминает собою 5-ю кн. Моисееву, Второзаконие, существенное содержание которой также составляют увещательно-обличительные речи законодателя к народу еврейскому. – Заканчиваются первые четыре части Псалтири почти буквально сходными между собою славословиями: Благословен Господь Бог Израилев от века и до века ( Пс.40:14 и 105:48; ср. 88:53 и 71:18–19 56 , и обычными заключительными в молитвах словами: аминь и аминь (в слав.: Бди, бди), – в четвертой части: аминь, аллилуиа (105:48). Так во времена Ездры и Неемии, которым принадлежит последнее издание Псалтири, обыкновенно начиналось и оканчивалось чтение пред народным собранием Закона ( Неем.8:6; 9:5 ; ср. 1Пар.16:36 ), и след. такого рода заключениями своих частей книга псалмов опить поставляется в соответствие с Законом. Последняя, пятая часть Псалтири не имеет в своём заключении подобного же славословия, но его место занимает здесь целая группа хвалебных псалмов (146–150) торжествующего свое восстановление Израиля. В богослужебном употреблении правосл. церкви Псалтирь разделяется на 20 кафизм, – καθσματα=сидений, – т. е. таких отделений псалмов, за пением которых в древности следовали чтения житий святых или поучений, во время которых позволялось сидеть 57 ; а каждая кафизма делится на три славы, т. е. меньшие отделения, заключающиеся обыкновенно краткими славословиями: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу»… Когда и где первоначально произошло такое разделение, положительно неизвестно; но несомненно, что оно весьма древне и сделано для облегчения слушателей и поддержания их внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Там разнообразно изображается будущая слава, которая будет для терпящих скорбь в мире сем, и надеждою той, как чистою и хладною водою, разгоревшееся прохладит сердце. Много христиан таких, которые блаженство свое полагают в чести, славе, богатстве и роскоши мира сего, но, когда со вниманием в Святое Писание посмотрят и Божие слово прилежно послушают, в ином мнении находиться будут. Там Бог, Судия праведный, блаженство наше поставляет не в чести, славе, богатстве и прочих веселостях мира сего, но в ином. Он, во-первых, называет блаженным того, кто не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и к обществу хулителей не пристал, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и ночь (Пс. 1:1-2). И далее: Блаженны все надеющиеся на Него (на Господа) (Пс. 2:12). Блаженны те, коим отпущены беззакония и коих покрыты грехи. Блажен муж:, которому Господь не вменит греха (Пс. 31:1-2). Блажен помышляющий о нищем и убогом: в день лютый избавит его Господь (Пс. 40:2). Блаженны хранящие истину и творящие правду во всякое время (Пс. 105:3). Блажен муж, боящийся Господа: заповеди Его он сильно возлюбит, и прочее (Пс. 111:1 и след.). Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения Его: всем сердцем взыщут Его, и прочее (Пс. 118:1-2 и след.). Еще люди блаженными называют тех, сыновья коих – как отрасли, крепко укоренившиеся в юности своей; дочери их красивы и приукрашены, на подобие храма; житницы их переполнены, высыпается (зерно) через край; овцы их плодовиты, размножаются на пастбищах своих; волы их тучны; нет изъяна в ограде их, и не перебраться через нее, не слышны крики на площадях их: счастливым называют народ, имеющий все это (Пс. 143:12-14) . Но Бог, истинный Судия всего и Источник всякого блаженства ублажает тех, которые Господа Богом своим имеют и в Нем все блаженство свое полагают: Блажен народ, почитающий Господа Богом Своим (Пс. 143:15). Еще, показывая нам, что такое истинное блаженство и желая нас к тому привести, Бог говорит: Блаженны нищие духом, то есть смиренные сердцем; блаженны плачущие, то есть о грехах своих и окаянстве своем душевном; блаженны кроткие, которые прощают согрешения ближним своим, не воздают злом за зло и не помнят зла; блаженны алчущие и жаждущие правды, которые, не видя в себе никакой правды своей, желают правды о Христе Иисусе; блаженны милостивые, которые ближних своих, как братьев своих, требующих милости, снабжают и помогают им, и прочее (Мф. 5:3-7 и след.). Еще ублажает Бог не тех, которые на обед или вечерю друг друга зовут, ибо воздаяние друг от друга приемлют, но тех, которые зовут нищих, увечных и всяких бедных, которые не имеют, что воздать звавшим, ибо воздастся им в воскресение праведных (Лк. 14:13-14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

3–41 (по евр. сч.), собранные самим Давидом Давидовы псалмы, с прибавлением Пс 2 -го, который, по ясному указанию в 7 ст на данной Давиду обетование, заступает место надписания его имени (И того 2 по 41=40 Псс.=4х10); 2) Псс. 42–50 (=3х3+40=49=7х7), – псалмы современников Давида и Соломона, собранные Асафом, с его 50 псалмом, который заступает место подписи его имени; 3) Псс. 51–7 (=7х3+49=70=7х10), – псалмы Давида, собранные Соломоном, с присоединением его 72 псалма вместо подписи его имени; 4) Пс. 73–85 (7+2х3 или 10+3=13+71=84=7х12), – псалмы современников Давида и Соломона, больше всего Асафовы. Это – четыре основные собрания; из них второе, третье и четвертое – елогимические, соответственно временам Соломона, которому однако, заметим, свойственны не только елогимические писания, как кн Екклезиаста, но также и иеговические, как книга Притчей и Псалмы 126 и 131-й. Затем следуют три собрания: 5) Псс. 86–100 (=15, т.е. 12+3 или 3х5); 6) Пс. 101–107 (=7 псс); 7) Псс. 108–118 (=11, т.е. 2х3+5), которые все, начинаясь Давидовыми, оканчиваются богослужебными псалмами из времени пред наступлением плена, не смотря на то, что, прибавим от себя, начиная с 105-го псалма, все последнего рода псалмы содержат в себе или молитвы об избавлении из плена и рассеяния, или благодарность Господу Богу за избавление. После того как эти три последние собрания соединены были с четырьмя первыми, приставлен был в начале их Пс. 1 -й. Эта древнейшая Псалтирь из времени предшествующего плену увеличена была потом: 8) Псс. 120–137 (=18, т.е. 3х5+3), – собранием песней степеней, оканчивающимся двумя богослужебными 135 и 136, с присоединением от автора Пс. 137 , следовательно после плена; и 9) Псс. 138–149 (=12), – новым дополнительным собранием Давидовых псалмов с прибавлением богослужебных от времени по возвращении из плена, с Пс. 150 -м, как заключительною песнью, собирателя. Оба эти собрания присоединены были к Книге Псалмов 1–118, с прибавлением впереди их 119 Пс., который есть распространение Пс. 1 -го, в духе субъективного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

В настоящем виде Псалтирь не могла появиться сразу. Время происхождения песней, входящих в ее состав, занимает пространство около 8 столетий, от Моисея до времени Ездры и Неемии. Это заставляет предполагать, что сначала у евреев существовали сборники некоторых псалмов, которые впоследствии были соединены вместе. На существование сборников указывает и настоящий состав Псалтири. Вся она делится на пять частей: признаком деления служит литургическое окончание, встречающееся в Псалтири 4 раза: после 40 псалма «Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! аминь, аминь!» ( Пс. 40:14 ); после 71 псалма «Благословен Господь Бог Израилев, един творящий чудеса; и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля; Аминь и аминь» ( Пс. 71:18–19 ), перед псалмом 72 есть замечание: «кончились молитвы Давида, сына Иессеева» ( Пс. 71:20 ). Последние слова ясно показывают, что существовали сборники песней Давидовых, которые носили имя их автора, вероятно, в отличие от существовавших тогда сборников песней других авторов. После псалма 105 – «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!» ( Пс. 105:48 ). Приведенные четыре литургические окончания делят всю Псалтирь на следующие пять частей: первая вмещает в себя псалмы 1–40, вторая 41–71, третья 72–88, четвертая 89–105 и пятая 106–150. Время появления и образования этих сборников с большею вероятностью можно определить так: первый сборник появился при Давиде. Составление его вызывалось богослужебными нуждами. Давид составлял и отдавал написанные им псалмы для церковно-общественного употребления. В этом случае ему нужно было указать, какие песни и кому он назначает, когда и как их исполнять, что можно было достигнуть только собранием таких песней в один сборник. Во втором сборнике есть псалмы, принадлежащие сынам Кореевым и написанные не ранее времени царя Иосафата и не позже эпохи царя Езекии (напр., псалмы 45, 46 и 47); поэтому вторая часть Псалтири могла появиться только после Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Все же другие указанные здесь глаголы, и особенно √j, означают «лучше образовывать», «давать новую форму» ( Быт.2:19 , πλασεν у LXX) и имеют отношение как к Богу, так и к человеку (ср. F.Delitzsch, op.cit., s.91). Затем, из сопоставления случаев употребления означенных здесь слов можно сделать лишь самые общие заключения. Так, термин pal преимущественно употребляется для обозначения карательного характера деяний, т.е. сверхъестественных мер наказания грешников [ср., напр., Пс.43:3 , ср. F.Delitzsch. Commentar über die Psalmen, s.354; F.Baethgen (D.W.Nowack). Psalmen, s.123). – Пс.45:3 (ср. 10 стих, D.W.Nowack, op.cit., s.132), 63:9, (ср. F.Delitzsch. Commentar über die Psalmen, s.461; D.W.Nowack, op.cit., s.189), 94:2, (ср. F.Hitzig. Die Psalmen, bd.2, s.255 – объясняет 9ст. дальнейшими – вопреки F.Baemhgen«y (D.W.Nowack. Psalmen, s.290). Ср. также Hupfeld»a – у F.Delimzsch«a (cit. Commentar über die Psalmen, s.654), Пс.108:20 (ср. F.Delitzsch, op.cit., s.719), 142:5 (вопреки F.Delimzsch»y, op.cit., s.855). Авв.1:5 ; Ис.40:10 ]. А так как наказания Божии постигают человека за его злые дела, то этим термином обозначаются также и самые злые действия человека [ Пс.9:17 (ср. F.Delitzsch, s.131); 16:4 (ср. F.Delitzsch, op.cit., s.176–177; также D.W.Nowack, F.Baethgen, s.45), 27:4 (F.Delitzsch, s.264; D.W.Nowack, F.Baethgen, s.79) и мн. др.]. Термин √pl употребляется для обозначения дел Божиих, спасительных для человека, в которых особенно сильно проявляются Его заботы и попечения о сохранении Израиля и праведников, так что здесь действия Божии суть действия охранительные, защитительные по отношению к Израилю. В собственном же смысле, это – действия чудесные, благодеяния Бога кому бы то ни было ( Втор.2, 7; 14:29 ; 2Пар.31:21; 32:30; 35:2 ; Пс.89:16, 17 ). Термин √j, обозначая благодеяния Бога, нередко служит для обозначения отношений человека к Богу – религиозных, добрых ( Втор.4:29 ; 3Цар.22:17 ; Пс.105:35–39; 113:12 ; Ос.14:4 ; Мих.5:13 ; Ис.2:3; 29:15 ; Иер.1:16; 7:13; 25:6 и др.) и часто ложных (ср. также Пс.104:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Труд собирателя заметен также в употреблении имен Божиих: имя Ягве встречается почти исключительно в Пс 1–40/41, то есть в первой “псалтири Давида”, Элохим же, напротив, в Пс 41/42–82/83, что охватывает вторую “псалтирь Давида”, часть псалмов сынов Кореевых и псалмы Асафа; следующая часть — “ягвистская”, за исключением Пс 107/108, который соединяет “элогистские” псалмы 56/57 и 59/60. Этот второй “ягвистский” сборник, в котором четыре псалма анонимны и присутствуют многочисленные повторы или заимствования из более ранней литературы, может считаться наиболее поздним собранием в Псалтири, что, однако, само по себе еще не предопределяет суждения о дате возникновения каждого из псалмов. Наконец, Псалтирь была — очевидно, в подражание Пятикнижию — разделена на пять книг, каждая из которых отделяется от последующей кратким заключительным благословением: Пс 40/41:14; 71/72:18–20; 88/89:52; 105/106:48. Пс 150 — это подробная завершающая хвала, в то время как Пс 1 предпослан всей книге как введение. Этот канонический облик Псалтири окончательно оформился лишь достаточно поздно. Существуют и собрания псалмов, отклоняющиеся от него: в греческой Псалтири — 151 псалом, в древнем сирийском переводе — 155. Среди рукописей Мертвого моря обнаружен и еврейский оригинал греческого псалма 151, который, собственно говоря, состоит из соединения двух псалмов, и два последних сирийских псалма; здесь же были найдены и три доселе неизвестных рукописи поэтических произведений, облеченных в форму Псалтири, в которых псалмы не всегда располагаются в принятом порядке. Следовательно, Псалтирь, по крайней мере в определенных кругах, вплоть до начала нового летоисчисления оставалась открытым собранием текстов. Религиозное значение О нем остается сказать немногое, — настолько явственно предстает религиозная сокровищница псалмов. Они были молитвами Ветхого Завета: Бог Сам даровал Своим детям тот духовный настрой, с каким им следовало Его воспринимать, и те слова, с которыми им подобало к Нему обращаться.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Як-4 2М-105 ТБ-7 4М-40 Су-2 М-88, 89 ДБ-ЗФ 2М-88 Итого: Бомбардировщиков Штурмовики Ил-2 АМ-35А Морские МДР-6 2М-62 Итого боевых самолетов Транспортные ПС-84 КМ-62ИР Учебные самолеты УТИ-26 М-105П УТИ-4 М-25В УТ-2 М-11 300310 У-2 М-11 С-2 М-11 Итого учебных [...] 3 . Обязать Наркомавиапром выпускать истребители с дальностью не менее 1000 км на 0,9 максимальной скорости: Миг-3 и Лагг-3 с 1 января 1941 года, а Як-3 с 1 апреля 1941 года. 4 . Установить Наркомавиапрому следующую программу выпуска моторов в 1941 году: Тип мотора Всего на 1941 г. В том числе по кварталам 1 кв. 1942 г III кв. Всего моторов В том числе: Моторы боевой авиации М-105 М-105П АМ-35А М-62 ИР Итого моторов боевой авиации Моторы учебной авиации М-25В Итого моторов учебной авиации Моторы глиссерные ГАМ-34 БС [...] 6 . Обязать Наркомавиапром выпускать моторы М-105 и М-105П со сроком службы 150 часов с 15 марта 1941 г., моторы АМ-35А – со сроком службы 150 часов с 15 мая 1941 года и моторы М-88 – со сроком службы 150 часов с 1 марта 1941 г. [...] 8 . Установить, что при 100% выполнения заводом установленной ему месячной программы самолетов, моторов и винтов руководящий состав завода (директор, начальники цехов, главный инженер, заместитель директора по материально-техническому снабжению, начальник производства и главный технолог) получает премию в размере месячного оклада, при условии выполнения программы предыдущего месяца не менее чем на 90%. 9 . Принятием настоящего Постановления считать исчерпанными все ранее вынесенные решения в отношении серийного производства самолетов и моторов на 1941 год. 10 . Разрешить Наркомавиапрому довести к 1 октября 1941 года запасы материалов до 2-месячной нормы. Предложить Экономическому совету руководствоваться настоящим указанием при квартальном планировании фондов. 11 . Разрешить Наркомавиапрому тов. Шахурину прекратить с 1 января 1941 года ремонт самолетов и моторов, находящихся на вооружении ВВС, обязав НКО обеспечить этот ремонт на своих ремонтных базах. Председатель Совета Народных Комиссаров

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

В составе ее ясно различаются следующие пять книг или частей: Пс.1–40, 41–71, 72–88, 89–105 и 106–150, из которых первые четыре заключаются очень сходными между собою славословиями, оканчивающимися в трех книгах словами: «аминь и аминь» (слав. буди, буди см. Пс.105:48 ); в последней же место такого заключительного славословия, конечно, занимает псалом 150, как полнозвучный финал целого собрания. Нет нужды доказывать, что указанное разделение Псалтири произошло не случайно, вследствие соединения в один сборник пяти разновременных собраний псалмов, или что оно есть только кажущееся, потому что встретились псалмы, оканчивающие упомянутыми славословиями 1783 : но близкое буквальное сходство заключительных славословий, отличающихся притом характером благословений из времени второго храма 1784 , ясно показывает, что они были делом не разновременных писателей или собирателей псалмов, а какого-либо одного после-пленного собирателя, и этот позднейший собиратель, при составлении такого рода славословий, конечно, не просто только руководился желанием обозначить границы имевшихся у него под руками древнейших сборников псалмов; так как в этом случае, он не преминул бы отделить подобными же славословиями от предшествующих и последующих псалмов и так называемые песни степеней 1785 , которые, без всякого сомнения, составляли отдельное богослужебное собрание псалмов, – а также и группу псалмов певцов Давидовых, Пс.41–49 , от последующих псалмов самого Давида, которую, казалось бы, естественнее было считать продолжением первого, нежели началом второго собрания псалмов, с тем чтобы второе собрание опять начать псалмами главного виновника псалмопения, за которым следовали и которому подражали прочие псалмопевцы Израилевы 1786 . И самое число частей Псалтири, – пять, – соответствующее числу частей Закона Моисеева, устраняет мысль о случайном происхождении разделения ее, тем более, что четвертая из составных ее частей или книг 1787 начинается скорбною песнью ветхозаветного Законодателя о кратковременности жизни человеческой 1788 , представляли таким образом соответствие четвертой кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Весь состав псалмов делится на пять частей. И в сих отделах есть некое искусственное расположение и распределение. Объем сих отделов делается явным, однообразно заключаясь некиими славословиями Богу, которые можно знать по указанному у нас разделению псалмопения. Число же псалмопений в каждом отделе следующее: в первом их сорок, во втором — тридцать одно; в третьем — семнадцать, в четвертом — столько же, в пятом — сорок и пять. Посему первая часть, начавшись с первого псалма, оканчивается сороковым, у которого последние слова: «благословен Господь Бог Израилев от века, и до века: буди, буди» (Пс. 40:14), вторая же — семьдесят первым, у которого конец следующий: «благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един, и благословенно имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля: буди, буди» (Пс. 71:18–19); третья — восемьдесять осьмым, и заключается подобным же образом; ибо конец псалма таков: «благословен Господь во век: буди, буди» (Пс. 88:53). Заключением четвертого отдела служит псалом сто пятый, которого конец подобен концу прочих отделов: «благословен Господь Бог Израилев от века и до века: и рекут вси людие: буди, буди» (Пс. 105:48). Пятая же часть простирается от сего псалма до последнего, у которого конец: «всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150:6). Посему время теперь кратко сказать о том искусственном порядке, какой приметили мы в сих отделах. В первом отделе Пророк живущих порочно удерживает от неуместного заблуждения, привлекает же к избранию лучшего, чтобы не следовали они более обольщениям нечестивых, не стояли твердой ногою на дурной стезе греха, не предавались пороку, постоянно и глубоко в них укоренившемуся, но прилеплялись к закону Божественному, при поучении себя в оном преуспев в непогрешительном шествии так, чтобы, подобно древу, укоренился в них навык к лучшему, поддерживаемый Божественными учениями. Посему первое вступление на путь добра есть удаление от противоположного, следствием чего бывает общение с лучшим. Вкусивший уже добродетели и собственным опытом уразумевший свойство добра, бывает таков не потому, что какою–то необходимостью и по вразумлениям другим отвлекается от пристрастия к пороку и обращает взор к добродетели, но потому, что паче всего жаждет лучшего; ибо непреодолимое и сильное желание псалмопевец уподобляет жажде, приискав между животными породу наиболее чувствительную к жажде, чтобы сила пожелания наипаче выразилась примером животного, чрезмерно жаждущего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010