Соч.: Западные миссии и миссионеры: Протестант. миссионеры в Китае//ПО. 1871. Т. 3. 2. С. 87; Западные миссии и миссионеры: Тр. протестант. миссии на гималайском хребте//Там же. 7. С. 370-371; Западные миссии и миссионеры: Англ. пресвитерианская миссия в Китае//Там же. 1872. Т. 3. 8. С. 431; Западные миссии и миссионеры: Христ. миссия в Китае//Там же. Т. 3. 5. С. 218-221; Заметки об общественной деятельности совр. франц. духовенства//ПС. 1876. 9. С. 90-116; Ист. очерк вопроса о свободе вероисповеданий в совр. Испании//Там же. 6/7. С. 181-215; Еще неск. слов о настоящем положении и совр. деятельности правосл. духовной миссии в Китае//Там же. 1884. 9. С. 103-108; Заметка о покойном архим. Палладии, начальнике правосл. миссии в Пекине//Там же. 6. С. 248-252; Настоящее положение и совр. деятельность правосл. духовной миссии в Китае//Там же. 8. С. 373-390; 9. С. 103-108 (отд. отт.: Настоящее положение и совр. деятельность правосл. миссии в Китае. Каз., 1884); Ист. очерк католич. пропаганды в Китае//ПС. 1885. 9. С. 24-69; Положение миссионерства в Китае//Там же. 5. С. 68-96 (отд. отт.: Положение миссионерства в Китае. Каз., 1885); Гонения на протестант. миссию в Китае//ПО. 1886. Т. 2. 8. С. 657-687; О 50-летнем юбилее проф. Васильева//Новое время. 1886. 3780 (7 сент.); Моск. вед. 1886. 250 (10 сент.); О. Иакинф Бичурин: (Ист. этюд)//ПС. 1886. 1. С. 164-180, 245-278; 2. С. 53-80, 271-316; Православие и правосл. миссия в Китае//Совр. известия. 1886. 355 (25 дек.); Протестант. пропаганда в Китае и совр. гонения на ее миссии//ПО. 1886. 8. С. 657-687; Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования: Опыт церк.-ист. исслед. по арх. док-там. Каз., 1887. Вып. 1: История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685-1745); Вып. 2: История Пекинской духовной миссии во второй период ее деятельности (1745-1808); Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования: (Посвящается рус. синологам)//ПС. 1887. 2. С. 252-265; 3. С. 317-151; 4. С. 460-507; 5. С. 99-136; 6. С. 167-190; 7. С. 310-340; 8. С. 402-455; 9. С. 30-58; 10. С. 188-213; 11. С. 287-343; Странник. 1887. 4-5; Правосл. храм в г. Ханькоу (в Китае)//Нива. 1887. 1 (янв.); То же//Воскресный день. 1887. 4 (февр.); Об источниках истории правосл. духовной миссии в 1-й и 2-й периоды ее деятельности: Речь на коллоквиуме 7 янв. 1888 г.//ПС. 1888. 1; Слово пред началом учения в Ставропольской ДС (1889 г.); Речь при наречении в епископа//Оренбургские ЕВ. 1895. 21. С. 664-665; Речь перед выездом в отпуск//Там же. 1896. 13/14. С. 401-403; Слово при служении в соборной церкви г. Уральска//Оренбургские ЕВ. 1896. 17. С. 491-494.

http://pravenc.ru/text/2565958.html

Имя Божие живет в храме ( Втор.14:23 ); в храме хранится ковчег со скрижалями, на которых начертано священное имя Ягве; оно призывается в нем непрестанно молящимися. Бог приказывает Соломону построить «дом имени Его» 20 , обещая пребывать там «во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Но и весь Иерусалим запечатлен именем Божиим 21 , и вся святая земля избрана, чтобы поселить на ней имя Божие ( Неем.1:9 ). «Имя городу с того дня будет: Господь там» ( Иез.48:35 ). Если Бог столь близок Своему народу в Своем великом, славном и спасительном имени, то самое имя Божие становится основанием для просьб к Богу. «Ради имени Твоего веди и управляй мною» ( Пс.30:4 ). «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего» 22 . «Ради имени Твоего, Господи, оживи меня» ( Пс.142:11 ). И, действительно, Бог как бы принужден спасать Израиля, раз имя Его пребывает на нем, и судьба Израиля связана как бы с честью имени Божьего… «Господь не оставит народа Своего ради великого имени Своего» ( 1Цар.12:22 ; ср. Иер.14:9 ). «Хананеи и все жители земли услышат и окружат нас, – восклицает Иисус Навин, – и истребят имя наше с земли. И что Ты сделаешь тогда имени Твоему великому» ( Нав.7:9 )? «И узнаете, что Я – Ягве, когда буду поступать с вами ради имени Моего, а не по злым путям вашим и делам вашим развратным, дом Израилев» 23 . Такое отношение к имени Божиему было бы бессмысленно, если бы оно признавалось только человеческим словом. Очевидно, имя Божие рассматривается Ветхим Заветом, как «богочеловеческое», как преимущественное местопребывание Божества в мире. Обратим внимание особо на божественную и человеческую его сторону, ибо, если имя Божие – богочеловечно, оно должно неслиянно сочетать в себе божественное имя, как некую божественную идею-силу, с человеческим ее мысленно-словесным выражением, хотя бы такое сочетание и не было необходимым и постоянным. Как можно благословлять имя Божие, если в нем не благословляем мы Бога? ( Пс.103:1, 145:1 ). Как Бог может «освятить великое имя Свое», если Он Сам не присутствует в нем ( Иез.36:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

   Он поставит тогда тебя одесную Его, яко царицу, в ризе позлащенной (Пс. 44:10) девства твоего, одеянную в православную веру твою, преиспещренную всеми красотами добродетелей твоих. Да радуешься со всеми от века святыми неизреченною радостию в Том же Христе, Господе нашем, «Ему же слава во веки веков. Аминь» (Гал. 1:5).    Как сор.    Чинить козни.    Усердие, старание.    Смирение, порабощение себя.    Крупчатку (пшеничную муку лучшего помола).    Тьма — здесь в значении «неисчислимое множество». Слово 2. О послушании     «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30)    Всевышний Творче! Поистине сладчайшие меда суть все Божественные словеса Твои: «Словеса твоя паче меда устом моим» (Пс. 118:103). Святые заповеди Твои (Сам Ты нам сие изрек) суть все небесны и духовны, все имеют силу Живота Вечного. «Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть» (Ин. 6:63). Так почто ж называешь их игом? Почто называешь их бременем? «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». Сия честная дева уразумела, яко Петр, что Ты имеешь глаголы жизни бесконечной. Посему презрела весь мир, да последует Тебе; облеклась в ангельский образ, да всю себя посвятит в возлюбленные селения Твои. Однако ее устрашает имя ига, в ужас приводит ее название бремени. Пусть иго есть благое и труд сносный , но при всем том всякий с прискорбием преклоняет выю свою под иго. Пусть невелика тяжесть, но поелику она есть бремя, то каждый отягощается носить ее. О честная душа! Не должно смущать тебя имя ига и бремени. Сие есть некоторое подобие и образ, посредством которого Бог хотел показать нам совершенство христианского подвижника. Когда земледелец впряжет вола в ярмо — конечно, он уже покорил хотение его: вол уже не имеет воли своей, все движения его в повиновении у земледельца. Когда человек восхочет взять на рамена свои бремя — конечно, он отдает волю свою, покоряет волю свою под тяжесть бремени. Когда же Иисус Христос называет иго и бремя, то хочет чрез сие научить нас совершенному послушанию, послушанию, которое надобно иметь последователям Его. Сия добродетель пресладостна и легка тому, кто ее стяжал. Послушание есть добродетель, без коей монашествующему невозможно ходить путем добродетели и совершенства. Я теперь излагаю, что есть инок и каково житие его; далее покажу, что послушливый инок есть инок совершенный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3699...

Помимо этого, анализируемый сюжет (Быт 2:7) имеет и другую важную идейную корреляцию — представление о сущностной несамодостаточности и эфемерности бытия человека в его отрыве от Божественной реальности . Возвращаясь к приведенному выше стиху, заметим, что Адам был создан Всевышним не просто из земли, а из « праха земного» (« пыли земной», « персть от земли» ). Образ земного праха/пепла (персти земли), достаточно часто встречающийся в ветхозаветных текстах (около 110 раз), имеет вполне четкую и прозрачную ассоциативную связь со смертью или смертностью как характеристикой человеческой природы. Так, вышедший однажды из земли, Адам вновь должен в нее возвратиться, поскольку тело его продолжает оставаться хотя и сложно структурированным, но прахом (Быт 3:19; ср. Иов 4:19; 10:9; 34:15; Пс 21:30; 103:29; Еккл 3:20; 12:7). Указанный образ используется также с целью подчеркнуть слабость человека, его уязвимость и даже ничтожность. Это хорошо видно на примере самоуничижительных формул с устойчивым оборотом: — ( ‘pr w а’е per) — «прах и пепел», букв. «прах и прах») (Быт 18:27; Иов 30:19) или указаний на попирание праха ногами (Мал 4:3; ср. 1 Кор 4:13). Отметим, что глубокое ощущение слабости, уязвимости и ограниченности человека, весьма характерное для ветхозаветной поэзии, следует уже из самого сущ. (’ no š) — человек, мужчина, люди), образованного от семитского корня со значением «быть слабым, немощным, болезненным» [Hamilton, 2012, 453-454]. Любопытно и то, что пребывание в прахе нередко метафорически предшествует возведению в царское достоинство. Такая интерпретация следует из продолжения ст. 7, в котором вышедший из персти человек оживляется дыханием Самого Творца. В свете повеления Быт 1:27-28 и возможной параллели с 1 Цар 2:8; 3 Цар 16:2 и Пс 112:7-8 она становится оправданной и довольно убедительной [Hamilton, 1990, 157]. При этом необходимо иметь в виду, что несмотря на то, что персть земли зачастую выступает синонимом тления и распада, сама по себе земля (материя, вещество) в библейской картине мира ни в коем случае не есть причина несовершенства окружающей действительности или источник зла в духе платоновских, гностических или манихейских дуалистических концепций. В своем первозданном виде она, как и вся совокупность Божьих творений, характеризуется Им как то, что «хорошо весьма» (Быт 1:31). Лишь человек своим произволением и отпадением от Бога в результате грехопадения (Быт 3) обрекает ее, как и само мироздание, на противоестественную тленность, косность, распад и умирание — т.е. все то, что стало неотъемлемыми свойствами и характеристиками суетного мира под солнцем, о чем с нескрываемым скепсисом пишет премудрый Екклесиаст (Еккл 1:2-3; ср. Иов 7:16; 38:6; 61:10).

http://ruskline.ru/opp/2021/10/29/biblei...

—266— сердца ваши, взывающий: Авва, Отец» ( Гал.4:6 ), ибо не есть что-либо другое отдельное от Сына Дух Его, говорю конечно по отношению к природному тожеству. Дав наперед место этому нашему рассуждению об этих предметах, теперь обратимся к изъяснению смысла приведенных слов Господа и применим к ним сделанные замечания: «в тот день уразумеете, говорит, что Я в Отце, и вы во Мне, и Я в вас». Я живу, сказал Он ( Ин.14:19 ), ибо Я – жизнь по природе и живым явил храм (тело) Свой! Но когда и вы сами, хотя и имеющие тленную природу, увидите живыми себя самих по подобию со Мною, тогда вот и уразумеете, и очень ясно, что Я, будучи жизнью по природе, соединил вас чрез Себя с Самим Богом и Отцом, Который есть также жизнь по природе, соделывая вас общниками как бы и причастниками нетления Его. Ведь Я природно (нахожусь) в Отце, ибо Я – плод сущности Его и подлинное порождение, существуя и явясь из неё как жизнь от жизни. Вы же во Мне, и Я в вас, поскольку явился человеком Я и показал вас общниками божественной природы, вселив в вас Духа Моего. В нас пребывает Христос чрез Духа, преобразуя в нетление подверженное тлению и превращая из смертного состояния в противоположное. Поэтому и Павел говорит, что «Воздвигший Иисуса Христа из мертвых оживотворит и смертные тела ваши, чрез обитающего Его (Самого или Своего) Духа в вас» ( Рим.8:11 ). Ведь если и происходит от Отца Дух Святой, но приходит чрез Сына и есть Его собственный, ибо все чрез Сына от Отца. Что мы чрез Духа преобразованы —267— в жизнь вечную, это засвидетельствует нам божественный псалмопевец, взывающий к Богу всяческих: «когда же Ты отверзешь Свою руку, всё исполнится благости, – а когда отвратишь Своё лицо, смятутся, – отнимешь дух их (Духа у них) и исчезнут, и в персть свою обратятся, – пошлешь Духа Своего, и создадутся, и обновишь лицо земли» ( Пс.103:28–30 ). Слышишь, как преступление (бывшее) в Адаме и как бы отклонение божественных заповедей изменило нам человеческую природу и заставило её возвратиться в свою землю. Когда же послал Бог Духа Своего и явил нас причастниками Своей природы, и обновилось чрез Него лицо земли, тогда мы преобразились в обновление жизни, отбросив тление, вследствие греха явившееся, и получив опять вечную жизнь, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Коего и с Коим Богу и Отцу слава со Святым Духом вовеки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не менее значимой, наряду с радостями супружеской жизни, является возможность видеть плоды своих трудов и пользоваться ими. В частности, во ( Втор.20:5–6 ) говорится об освобождении от военной службы тех, кто построил дом, но не начал жить в нем, или посадил виноградник, но еще не успел собрать его плоды. Об этих же обстоятельствах человеческой жизни говорится во ( Втор.28:30 ), но в противоположном контексте: здесь невозможность воспользоваться плодами своих трудов расценивается как проклятие, как наказание за нечестие. И хотя в еврейском тексте в указанных фрагментах о радости не говорится прямо, сама идея, заложенная в основу сообщений о необходимости пожить в новом доме и употребить плоды своего виноградника, с ощущением радости имеет прямую связь. Человек не только имеет право, но и должен пережить радость от осуществления своих планов, воспользовавшись плодами своих трудов 19 . В частности, строительство дома – долгий и трудный процесс, сопряженный с радостными надеждами и томительным ожиданием. И человек, который, наконец, дождался завершения своих усилий, достиг желаемой цели, не должен быть лишен радости пожить некоторое время (согласно Иосифу Флавию, один год 20 ) в своем новом доме. Впоследствии он привыкнет к своему новому состоянию, и первоначальная эйфория растворится в повседневной суете; только тогда этот мужчина вновь станет военнообязанным. Точно так же достоянием человека должна стать радость от использования плодов виноградника, тем более что период ожидания этих плодов достаточно долгий – 5 лет (многие экзегеты считают, что разрешение есть плоды фруктового дерева только в 5-й год после его посадки, содержащееся в ( Лев.19:23–25 ), имеет отношение к винограднику 21 ). И здесь уместно вспомнить то, о чем мы сказали прежде, – об употреблении в Септуагинте в ( Втор.20:6 ) и ( Втор.28:39 ) глагола εφρανω. В обоих случаях, когда говорится о плодах виноградника, используется один и тот же оборот εφρανομαι (буквально «возрадоваться от него»). Понятно, что появление здесь данного глагола есть следствие интерпретации, (а не перевода в собственном смысле) еврейского текста, однако такое толкование весьма характерно. В Библии неоднократно говорится о том, что вино веселит сердце человека ( Пс.103:15 ), см. также ( Суд.9:13 ); ( Еккл.10:19 ), а так как главным продуктом, получаемым из винограда, является вино, то вполне можно сказать, что человек «радуется от виноградника». Еще раз подчеркнем: именно ощущение радости, которую человек испытывает во время жизни в новом доме или употреблении вина, изготовленного из собственного винограда, представляет столь большую ценность для законодателя, что он требует ради этого освобождения от участия в сражении во избежание возможной гибели данного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Предположим, что упомянутые выше подходы богословского осмысления развития мира есть лишь модели, описывающие разные грани мироздания в контексте взаимодействия богословия и развивающейся науки – тогда их можно принять со всеми плюсами и минусами, помня о гипотетическом статусе и взаимодополнительности. Доведенные же каждая в отдельности до вероучительной абсолютизации , они приобретают соответствующие оттенки гностицизма, манихейства или оригенизма. Между тем, есть еще один подход, не претендующий на объяснение «механизма» творения и реализаций последствий грехопадения, в то же время православно объясняющий многое, что присутствует как догматическая несообразность в рассмотренных сценариях конкорданса. Предварительно заметим, что опасения христиан относительно возможности «естественного» объяснения процесса развития Вселенной с точки зрения науки совершенно несостоятельны. Когда  описывается движение звезд, планет, рост деревьев, зачатие, рост и развитие человеческого организма, никто из верующих в Бога-Творца не отрицает ни естественных процессов, постижимых человеческим разумом, ни постоянное действие Божественного Промысла: « Ты произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека… Пошлешь дух Твой – созидаются, и ты обновляешь лице земли » (Пс. 103:14,30). Популярная теологическая концепция XVIII-XIX вв. т.н. « Бога пробелов » или « Бога белых пятен » была призвана исполнять универсальную служебную функцию «объяснения всего непонятного» прямым, чудесным Божественным вмешательством. История показала ее методологическую ущербность и даже определенную опасность, связанную с желанием обосновать бытие Творца наличием нерешенных проблем в естествознании, - как часто оказывалось, впоследствии разрешимых. Предположим, что эволюционная самоорганизация действительно строится на реализации случайных вероятностей, описываемых, например, в категориях синергетики: все флуктуации в системе абсолютно случайны. Вероятность движения при развитии по тому или иному магистральному пути в точке бифуркации - тоже дело случая.

http://bogoslov.ru/article/1415473

Пс. 29, 46, 69 17. В смятении душевном: Пс. 30 18. В душевном уязвлении: Пс. 36, 39, 53, 69 19. В утешение угнетаемым: Пс. 19 20. От порчи и колдунов: Пс. 49, 53, 58, 63, 139 21. Когда имеешь потребность исповедания истинного Бога: Пс. 9, 74, 104, 105, 106, 107,117, 135, 137 22. О прощении грехов и в покаянии: Пс. 6, 24,50,56, 129 23. В радости духовной: Пс. 102, 103 24. Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: Пс. 13, 52 25. Когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби, чтобы не соблазниться: Пс. 72 26. В благодарность за всякое благодеяние Божие: Пс. 33, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 145, 148, 149 27. Перед выходом из дома: Пс. 31, 28. В дороге: Пс. 41.42, 62, 42 29. Перед посевом: Пс. 64 30. От покраж: Пс. 51 31. От потопления: Пс. 68 32. От мороза: Пс. 147 33. В гонениях: Пс. 53, 55,56, 141 34. О даровании мирной кончины: Пс. 38 35. О желании переселиться в вечные селения: Пс. 83 36. По усопшим: Пс. 118 37. Если одолевает лукавый: Пс. 67, 142 38. О необычайном изменении дел: Пс. 67 39. Покаянные псалмы: Пс. 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142 40. Когда одолевает грусть: Пс. 101 41. Мольба о том, чтобы Бог услышал молитву твою: Пс. 140 Псалмы на разную потребу По наставлениям святителя Димитрия Ростовского 1. О победе над злом и восторжествовании правды: Пс. 14, 33, 51, 53, 55, 56, 58 2. Об утешении и помощи: Пс. 58 3. О воспитании в духе веры и благочестия: Пс. 1, 11, 13, 14, 18, 23, 28, 35, 63, 103, 104, 121, 144 4. О воспитании в духе мужества: Пс. 9, 19, 20, 32 5. О воспитании в духе любви к отечеству: Пс. 132 6 . О воспитании в духе справедливости: Пс. 14, 36 7. О покаянии: Пс. 50 8 . Упование на милосердие Божие: Пс. 6, 31, 37, 38, 142 9. Мессианские псалмы: Пс. 51, 56, 58. Псалмы, читаемые при желании исправить человека от недостатков По наставлениям святого праведного Иоанна Кронштадтского Если хочешь кого исправить от недостатков, то возверзи печаль на Господа ( псалом 54 : «Внуши, Боже, молитву мою»; псалом 23 : «Господня земля, и исполнение ея») и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы ( псалом 7 : «Господи Боже мой, на Тя уповах»; псалом 10 : «На Господа уповах») от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца, и ты вскоре скажешь, увидев перемену в том, за кого молишься: «Сия измена десницы Вышняго» (псалом 76: «Гласом моим ко Господу воззвах»; псалом 11 : «Спаси мя, Господи»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пс.81:1 и 6). Но 70 толк. и другие переводчики вероятно находили такое сравнение слишком высоким для человека и как бы унизительным для Бога и потому, так как в Св. П. Ангелы называются сынами Божьими Иов.1:6; 2:1 ; Пс.88:7 ) и Богами ( Пс.137:1; 96:7 ), слово перевели агглъ – пред Ангелами. По такому переводу изъясняет эти слова и ап. Павел в посл. в Евр.2:7–9 , хотя в посл. к Филип. 2:6 , выражая ту же самую мысль об И. Христе, заметно имеет в виду буквальное евр. чтение. – Слав.-русск. (=лат. халд. и сирск.) пер. принимает евр. и соответствующее ему греческое βραχ τι в значении качественного наречия: малымъ чимъ, немного (= 1Цар.14:29 ; 2Ц.16:1 и др.); но возможен также перевод этого слова и в значении наречия времени: «не надолго, на короткое время» (как употребляется в Руф.2:7 ; Пс.36:10 и др. и βραχ τι в Ис.57:17 ), что можно понимать в отношении к краткой земной жизни человека, после которой в вечной будущей жизни он совершенно уподобится ангелам (ср. Мф.22:30 ; Лк.20:36 ). В значении времени принимает эти слова и ап. Павел Евр.2:9 , изъясняя о временном унижении И. Христа в страданиях в сравнении с вечной Его славою. з. и поставилъ над длы рк вс покорилъ под ноз 7. поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: и. вцы и волы вс, же и скоты 8. овец и волов всех, и также полевых зверей, . птицы и рыбы преходщы 9. птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. 7–9. Богоподобная, царственная слава и честь человека состоит в богодарованной власти его над земными тварями. Владычествующий вселенною Господь поставил человека владыкою над всеми Своими творениями на земле, все положил под ноги его, т. е. подчинил силе и власти человека, сделал покорным ему (ср. И.Η.10:24; Пс.109:1; 17:39 и др.), предназначив служить на пользу ему ( Пс.103:14–15 ) не только создания, не имеющие жизни и движения, – землю, воздух, воду, но и живые, населяющие эти стихии существа, – овец и волов, т. е. вообще мелкий и крупный домашний скот, покорно лежащий у ног самого псалмопевца и обыкновенно слушающийся голоса своего хозяина или пастыря ( Ис.1:3 ; Ин.10:3–4 ) и также полевых зверей ( скоты т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

От света же не рождена, свет возсия присносущен, и от истинного живота, животворящий произыде источник, и от самыя Отчия силы Сыновия сила явися, иже есть сияние славы и Слово ипостасно, искони сый у Бога, и Бог сый, безначален же сый и присносущен, Имже вся Быша видимая же и невидимая. И единого вемы Духа Святаго, от Отца исходящего, Бога совершенна, и животворяща, освящающа, тояжде воли суща, всемогуща, соприсносущна, в своем лице пребывающа 23 . 3) Един Отец всех нас общий на небеси есть живый и везде сый Бог , и един Архипастырь великий, небеса прошедый Христос, и един всех Утешитель Дух Святый 24 . в) Учение о Святой Троице в Ветхом Завете Мы ничтоже ново вводим, егда (кроме Отца) Сына Божия и Святаго Духа исповедуем, та бо нам не от нас самих речена суть, но от Божественных Пророков изобретена. Прежде всех Давид Пророк и Царь, предвозвещая отец ваших (Иудеи) на Спасителя нашего шатание, рече: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным, на Господа и на Христа Его ( Пс.1:2 ), се убо Господа и Христа Его глаголя, не едино лице вводить, но два. А яко Христос есть Сын Божий, возвещает тойже Пророк, глаголя: Господь рече ко Мне, Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Ин бо убо есть родивый, ин же рожденный. О Дусе же Святом тойже Давид свидетельствует, глаголя: словом Господним небеса утвердишася, и духом уст его вся сила их ( Пс.32:6 ). Зде убо триех воспоминает, Отца Господа, и Сына. Его же нарицает, Словом, горнего ради и бесстрастного рождения, и Духа Святаго. И на ином месте глаголет: Духа твоего Святаго не отъими от Мене ( Ис.8:13 ). И паки: камо пойду от Духа твоего ( Пс.138:7 ), теми словесы Пророк яве показует, яко есть Дух Святый, и исполняет всяческая. И паки глаголет: послеши духа Твоего, и созиждутся ( Пс.103:30 ): сия вся не от Давида ли суть речена, но и Моисей Боговидец в книзе Бытия Бога вводит глаголюща: сотворим человека по образу нашему и по подобию: с кем убо тогда глаголаше Бог, аще не речем, яко ино лице с Ним бе, не может же рещи никтоже, дабы то глаголал Бог к небесным силам. Та бо самая словеса: по образу нашему, ниже помыслити от том попущают: несть бо тойже образ и подобие Богу и Ангелом, яко ниже естество и сила едина есть, но ино есть естество Божие, ино же Ангельское: подобаше убо иному быти тому, с нимже Бог глагола та словеса, по образу нашему: и таковому быти подобаше, иже бы был единого с глаголющим Богом естества, образа же и подобия и тождества: кто же таков быти можаше, аще не Сын, иже есть единосущен Отцу, единославен, и единосущен Отцу, единославен, и единомощен, образ Отчий неизменный 25 ? г) Объяснение таинства Пресвятой Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010