«Нашу виноградную лозу – скорбит библеист-летописец – в течение немалого времени обрывали все, происходящие по пути, кому только того хотелось; лесной вепрь подрывал её и полевой зверь объедал её… После того, как лисицами разрушены ограды, осталось много мусора, и виноградник оказался пожженным огнём, обсечённым. Естественно после всего этого призывный голос: вы видите бедствие, в каком мы находимся… Пойдём построим стену! Благовременна и молитва к Богу сил: призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе ( Пс.79:13–17 ). С восходом солнца нового года, когда выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера ( Пс.103:22–28 ), да взойдёт к Солнцу Правды и наша пламенная молитва: ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские ( Пс.50:20 ). Да восстанет первым великий священник (и братья его священники), как пастырь добрый овцам, и зовёт овец своих по имени, и выводит их и ходит пред ними ( Ин.10:3–4 ), чтобы строить сначала овечьи ворота, как это было в старое время, при построении иерусалимских стен ( Неем.3:1 ). Но пусть за пастырем идут и овцы для дальнейших построек, хотя бы только против своего дома. Да не —370— ослабевает сила у носильщиков при виде того, что мусора очень много и мы, как будто, не в состоянии строить стену» (4:10), это скорбь и молитва за Русскую землю… Нет возможности излагать в хронологической последовательности содержание всех публицистических статей Андрея Петровича. Мы скажем только об основном тоне их. В противном случае нужно было бы писать целое сочинение о сочинениях его, потому что почти на каждой странице у него яркие образы и сравнения. Он вглядывался во все явления духовной и социальной жизни Русского народа, говорил к сердцу мудрецов и простецов, мужчин и женщин, взрослых и детей и, останавливаясь на частных случаях, указывал общие руководящие принципы. О нём можно сказать словами поэта, которые он сам приводит в своём замечательном «весеннем призыве» 3031 : Ничто не оставлено им Под солнцем живым без привета: На всё отозвался он сердцем своим, Что просит у сердца ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь ты уподобился ночному врану, возлюбившему тьму паче света. Уставщик О церковном чтении Чтец при Богослужении должен стоять прямо, иметь руки упущенными, читать громко, внятно, неспешно и непротяжно, а посредственно. Читать должно просто, с благоговением, в один тон, исполняя знаки. Нужно избегать новомодного разговорного или светского чтения и славянских слов не произносить русским наречием. (Ук. Св. Син. 28 мар. 1862 г.) О церковном пении Исполнение церковного пения хорами певчих должно быть «благопристойно, без всякой вольности и бесчинного вопля», или неестественного крика. (VI Вселенск. Собор 75). Чтецам и певцам Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом ( Пс.2:11 ). Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дóндеже есмь ( Пс.103:33 ) Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно ( Пс.46:7–8 ). Слышите, отцы и братие, чтецы и певцы, разумейте и вместе со святым Давидом пойте Богу нашему, сотворившему небо и землю и вся яже в них, и так возлюбившему мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всяк веруяй в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Сему Богу пойте и молитвы, прошения, благодарения и славословия возносите разумно. Не забывайте, что на клиросе дело ваше свято, а обязанность высока и почтенна. Дело ваше свято, потому что работаете вы Господу, а Господеви работайте со страхом; обязанность ваша высока и священна, потому что состоит в том, дабы вы во псалмах и пениях духовных, своим чтением и пением проповедовали слово Божие людям-братьям, за которых принес Себя в жертву Христос, и дабы вы своими устами и языком, как бы от уст всех предстоящих и молящихся, возносили молитвы к Богу. Вот что говорит об этом Апостол, слова которого вы часто читаете: слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, воспевая в сердцах ваших Господу ( Кол.3:16 ). Не забывайте, что мы, клирики, собираемся во святой храм не для того, чтобы как-нибудь в один дух отгудеть без всякого понятия положенные молитвы, псалмы и песнопения, да и считать свое дело оконченным и себя чистыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Исаия, напр., говорит: «Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его» ( Ис.40:13 )? Ясно, что хотя здесь – речь о духе Господнем, но о духе, как свойстве Божием, заключающемся в духовности Его природы и соединенных с ней разного рода частных духовных свойствах, напр. свойстве разума, ведения и премудрости. Также когда Иов говорит: «Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ), или: «Доколе еще дыхание во мне и Дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды» ( Иов.27:3,4 ), то ясно, что наименованием Духа Божия хочет обозначить в Боге не более, как одну его зиждительную и животворную силу, проявляющую себя в мире (снес. гл. 34, 14). В подобном же смысле (без знания троичности лиц в Боге) ближе всего могло быть понимаемо и у Псалмопевца неоднократно употреблявшееся наименование Духа Божия, когда напр. говорил: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ; Снес. Ис.11:4 ; 2Сол.2:8 ) 343 , или взывал к Богу: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» ( Пс.103:30 ), «Духа Твоего святого не отними от меня... Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:13,14 ). То же самое может быть замечено относительно тех мест Писания, в которых изображается Бог то сообщающим Дух Свой помазанникам ветхозаветной церкви ( Быт.41:38 ; Исх.31:3 ; Чис.11:17,25 ; 1Цар.16:13 ; Ис.63:11 ), то обещающим в будущие времена излить Свой животворный Дух на дом Давидов и на все народы ( Ис.32:15; 44:3 ; Иез.39:29 ; Иоил.2:28 ). Но есть в ветхозаветном Писании и такого рода места, в которых Дух Божий изображается настолько олицетворено, что при этом весьма легко может возникать мысль о Нем, уже не как о свойстве только или силе Божией, предполагающих только позади себя личную природу божественную, а как о самостоятельном лице, действующем из себя и от себя. Так Бытописатель, упомянув о том, что в начале сотворил Бог небо и землю и что земля была безвидна и пуста, замечает, что «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ), указывая выражением «носился» на ту плодотворную силу и то живоносное действие, какие являл Дух Божий в отношении к нестройной и неупорядоченной мировой массе.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Лук свой напрягает и уготовляет его. Другой (Симмах) говорит: напряжет (χτεγε). « Приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими » (ст. 14). Другой говорит (Симмах): для сожжения (ες τ χαειγ). 11. Что здесь скажут представляющие Бога человекообразным потому, что Ему приписываются руки, ноги и глаза? Разве есть на небе луки, стрелы, оселок, меч и колчан? Между тем другой писатель говорит: « сотрясаются от страха горы и основания земли, когда Он взирает » (Сир. 16:19). И этот самый пророк говорит: « призирает на землю, и она трясется » (Пс. 103:32). Если же, только взирая на землю, Он потрясает каменные массы, то тем более может сделать это с людьми. Почему же о Том, который может разрушить вселенную одним взглядом, или лучше одним хотением, — так как Сотворивший ее одним мановением воли, конечно, может и разрушить ее одним хотением, — говорится, что Он имеет меч и лук? « В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же » (Пс. 94:4), « Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним. Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах » (Ис. 40:22, 15); если ангел, посланный Им, в короткий промежуток времени убил сто восемьдесят пять тысяч (4 Цар. 19:35); но что я говорю: ангел? — если мухи, саранча и черви погубили войско египтян, то для чего Ему лук, для чего — меч? Почему же так сказано? По причине грубости слушателей, чтобы обыкновенными названиями оружия тронуть душу их. У Кого « в руке дыхание твое » (Дан. 5:28), и « бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? » (Пс. 147:6), тому для чего оружие? Но, как я выше сказал, это говорится по причине грубости и бесчувственности слушателей. Что значит: « изощрит »? Изострит. Ужели нужен Ему и оселок? Ужели бывает и ржавчина на мече Его? Кто из здравомыслящих может принимать это буквально? Всем этим, как я выше сказал, пророк изображает наказание и употребляет весьма чувственные выражения для того, чтобы люди самые неразумные видели, что здесь должно не на словах останавливаться, а выводить отсюда богоприличные мысли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Во второй день устраняется безвидность: Бог разделяет единую водную бездну на воды верхние и нижние, и помещает между ними пространство, которое Он называет небом. Идея расчлененности, очерченности, с предельной конкретностью выражена в креационистском фрагменте Книги Притч, где от лица Премудрости говорится о творении неба: Когда Он уготовлял небеса, я [была] там, Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, Когда утверждал вверху облака, Когда укреплял [внизу] источники бездны... ( Притч. 8:27–28 ) Процесс расчленения продолжается и в третий день, когда воды нижние собираются в «свои места» и образуются моря. Он собрал, будто груды, морские воды, Положил бездны в хранилища. ( Пс. 32:7 ) Эта тема особенно восхищала ветхозаветных авторов. В том, что Бог «дал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его» ( Притч. 8:29 ), они видели зримое свидетельство всемогущества Бога Творца. Я утвердил ему [т.е. морю] Мое определение, И поставил запоры и ворота, И сказал: «доселе дойдешь, и не перейдешь, И здесь предел надменным волнам твоим». ( Иов. 38:10–11 ) Этот мотив возникает и в созерцательном 103 Псалме, который в греческом тексте озаглавлен «псалом Давида о сотворении мира»: Ты положил предел, которого [воды] не перейдут И не возвратятся покрыть землю. ( Пс. 103:9 ) И в грозном обличении пророка Иеремии: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, Предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, Вечным пределом, которого не перейдет; И, хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; Хотя они бушуют, но переступить его не могут. ( Иер. 5:22 ) И хотя процесс разграничения продолжается в третий день – Господь полагает границу морю, и «является суша» ( Быт. 1:9 ) – но уже в этот же день устраняется, также, и пустота: в третий день на земле появляется зелень, трава и плодоносные деревья ( Быт. 1:12 ). «Воззрел Господь на землю и наполнил ее Своими благами» ( Сир. 16:30 ), «полна земля – восклицает псалмопевец, – произведений Твоих» ( Пс. 103:24 ). В четвертый день Господь населяет небо, где творческое «да будет» приводит в бытие звезды и два «великих светила» ( Быт. 1:16 ):

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Естественно после всего этого призывный голос: вы видите бедствие, в каком мы находимся… Пойдём построим стену! Благовременна и молитва к Богу сил: призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе ( Пс.79:13–17 ). С восходом солнца нового года, когда выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера ( Пс.103:22–28 ), да взойдёт к Солнцу Правды и наша пламенная молитва: ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские ( Пс.50:20 ). Да восстанет первым великий священник (и братья его священники), как пастырь добрый овцам, и зовёт овец своих по имени, и выводит их и ходит пред ними ( Ин.10:3–4 ), чтобы строить сначала овечьи ворота, как это было в старое время, при построении иерусалимских стен ( Неем.3:1 ). Но пусть за пастырем идут и овцы для дальнейших построек, хотя бы только против своего дома. Да не ослабевает сила у носильщиков при виде того, что мусора очень много и мы, как будто, не в состоянии строить стену» (4:10), это скорбь и молитва за Русскую землю… Основной тон этих откликов хорошо слышится, например, в его думах-печалях «о современном костре». Ненормальные явления в религиозной и общественной жизни заставляют вспомнить его тот костёр, который пылал в Иерусалиме на дворе первосвященников Иудейских Анны и Каифы в начале апреля 34-го года по Р. Х. в ночь на пятницу. После взятия Иисуса толпа возбуждённого народа грелась у этого костра. Здесь был и апостол Пётр вмешавшийся в гревшуюся толпу. И вот ему предлагаются три однородных вопроса: не из учеников ли он Иисуса?... И отрекается Пётр при «обличении – в упор». Уличаемый начал клясться, что не знает Человека, о Котором говорят. Заметив взгляд Христа при пении петуха, Пётр вышел вон и горько заплакал. А по преданию с этой ночи на пятницу и во всю последующую жизнь Апостол не мог без горьких слов выслушивать пение петуха 52 . Памятен библеисту и другой костёр. «Была другая ночь. Виден разложенный огонь, но не на Иерусалимском первосвященническом дворе, а на берегу Тивериадского озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Итак, научись, мой брат, собирать себе сокровище на небе; ищи себе не земных благ, но Царствия Божия, которое есть, как говорит апостол, мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Ты хочешь знать, – как же этот мир Божий и радость спасения достигаются на земле? Слушай, что говорит истина, которая пребывает вовеки: велик мир у любящих закон Господень ( Пс.118:165 ). Еще сказано: блаженны слышащие слово Божие и хранящие его ( Лк.11:28 ). Кто имеет в сердце своем любовь к слову Божию – и потому часто, даже постоянно желает слушать его, – тот воистину делается доволен сим занятием, и более ничего не ищет, ибо обретает в этом мир и покой душе своей. Такой говорит неложно: я прилепился к откровениям Твоим, Господи; закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Радуюсь я слову Твоему, как получивший добычу ( Пс.118:31, 72, 162 ). Кто может пред Господом сказать нельстиво, как и пророк Давид: как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем ( Пс.118:103, 97 ). Этот, так сказать, ученик и друг Христов, на самом деле исполнил волю Господа, призывающего к Себе всех нас: приидите ко Мне все, и Я вас упокою. Возьмите на себя иго Мое – возлюбите учение, – и обрящете покой душам вашим ( Мф.11:29 ). Не сему ли богоугодному занятию научая, писал апостол Павел Тимофею: вникай в учение; занимайся сим постоянно, ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 )? И из нас кто хочет собирать себе сокровище, которое дороже золота и серебра, и веселить свою душу, как бы великою добычею, пусть старается всякий исполнить в самом деле то, что советует апостол всем христианам: не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий соблюдает сердца и помышления ваши во Христе Иисусе ( Фил.4:6, 7 ). Поистине благая эта часть, – слышание слова Божия и хранение его в сердце своем – часть, которая не отнимается от души во веки. Напротив же, тот не благую часть избрал, кто печется и заботится о многом – земном и суетном; и потому не блажен он, хотя бы и благоденствовал в мире сем, но душевно беден он и нищ, как сказано, и слеп, и наг, и окаянен ( Откр.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Еще более бойтесь и берегитесь, когда дьявол или развращенный человек внушает вам, под разными хитростями, изворотами умствований с обольстительными приманками для вашей чувственности и страстей, мысли против правды и закона Божия: они смертоноснее и опаснее змеиного яда; бегите от них под сень церкви, или бейте их словом Божиим. Вам отвратительна пресмыкающаяся жаба. Пусть же она вам напоминает, что так же отвратительны те люди, которые как лягушки валяются в тине невежества, страстей и пороков, и жизнь которых проходит в одном насыщении чем-либо своего чрева, и которые в ленивом бездействии ума не только не размышляют о путях Божиих, свете жизни и о просвещении души, но не думают ни об опрятности, ни об удобствах жизни. Вы гнушаетесь пауком! Помните ж, что так же гнусен тот человек, который данный ему Богом разум употребляет на уготовление сетей и ковов в погибели ближнего. А не то те же жаба и паук станут пред Господом вашими обличителями и скажут: «вы гнушались нами, а в сущности вы были такими же, как мы, только мы были такими по воле Творца для вашего вразумления, а вы, несмотря на то, стали такими по своей развращенной воле». И сколько явится таких обличителей, и как безответны мы явимся пред своим Творцом, когда на страшном Его суде будем говорить: «мы не видели в мире ни премудрости, ни благости Творца, мы не слышали законов Его, мы не знали Его воли, или: мы знали, да не могли соблюсти заповедей Его». XIV. Псалмы 28 и 103, и ода: Бог Воздайте же Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Егο. Глас Господень над водами; Бог слаы возгремел, Господь над водами многими. Глас Господень силен; Глас Господа величествен. Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские и заставляет их скакать, подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу. Глас Господа высекает пламень огня. Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес. Глас Господа разрешает от бремени ланей, и обнажает леса; и во храме Егο все возвещает ο Его славе. Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем во век. Господь даст силу народу Своему; Господь благословит народ Свой миром. (Пс . 28:1–11).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

5:21) и Дух Животворящий (1 Кор. 15:45), Бог есть дух (Ин. 4:24); и: все от Бога, все Им и для Него создано (Кол. 1:16); и: Все чрез Него начало быть (Ин. 1:3); и: послеши Духа Твоего и созиждутся (Пс. 103:30); и: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6); и кратко говоря, Само Богоначальное Слово о Себе сказало: Я и Отец одно и все Твое Мое и Мое Твое. (Ин. 10:30; 17:10). «И опять же принадлежащее Отцу и Его Сыну обще и Богоначальному Духу, как то: Божественные дела, святыня, источающая и неоскудевающая причина» в том, что сказано: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Из всего же сказанного видно, что всякое богословие соединительное есть и разделительное. И ни соединительное не позволительно разделять, ни разделительное — сливать. «Итак, объединяющие именования относятся ко всецелой Божественности… Таковы: “Сверхблагое”, “Сверхбожественное”, “Сверхсущественное”, “Сверхживое”, “Сверхмудрое”, а также все выражения отрицания, предполагающие превосходство; и все понятия причинности, как то: “Благое”, “Красота”, “Сущее”, “Порождающее жизнь”, “Мудрое”; и все другие наименования, которые Причина всего благого получает по Своим боголепным дарам. Признаки же раздельности — сверхсущественные имена и особенности Отца, Сына и Духа: они никак не могут быть переставлены или использованы как полностью общие». Приняв же Божественное знание через веру, не пребудем в неведении о данной нам благодати, за которую воистину пострадал Господь. Ибо ради этого и миро принял на главу Господь (Мф. 26:7), чтобы облагоухать Церковь нетлением. Посему никто да не намазывается зловонием неверия князя века [сего], и не отступим с правого пути, чтобы нам было возможно воспринять надежду вечных благ и вечной жизни во Христе [Col. 1437]Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.    От веры перейдем к занимающей второе место [по порядку] надежде, ибо вторая, напояемая первой, приносит плод в тридцать, шестьдесят и сто крат (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Да, из Его руки приходит это, и Его есть дар все то, что мы получаем от Него и чем наслаждаемся. Вот почему мы и говорим в своей молитве: «Отче... хлеб наш насущный даждь нам днесь». Если Ты «даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом» ( Пс.103:28 ), – говорит Псалмопевец. Не от нас зависит успех этой просьбы, и не в наших усилиях заключается он – мы не можем достигнуть его никакими заботами и никаким усиленным трудом. От Бога нисходят всякое благое даяние и всякий дар ( Иак.1:17 ). От Него зависит всякий успех и благословение. Его, следовательно, нужно просить о сем. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» ( Пс.126:1 ). Правда, Господь Бог и без нашей просьбы дает ежедневную пищу всем, не исключая и самых злых людей. «Ибо Он благ и к неблагодарным и злым» ( Лк.6:35 ). «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Но благословение от дара Божия получает только тот, кто принимает его, как дар Его незаслуженной благодарности и принимает не иначе как с чувством сердечной благодарности. Иначе благословение Божие превращается в твоих руках в проклятие. Каждый недостаток приводит тебя в раздражение и ропот против Бога и людей, каждый излишек – в скупость и гордость, в бесчувствие и жестокость сердца. Почему мы и просим в этой молитве, чтобы Господь помог нам с благодарностью принимать наш насущный хлеб. Это смягчает и облагораживает наше сердце, делает его смиренным, довольным и покорным своей судьбе в тяжелые и злополучные дни нашей жизни. «Господь дал, Господь и взял... да будет имя Господне благословенно!» ( Иов.1:21 ). Он руководит и управляет мною по Своему мудрому плану и предначертанию. Для Него все равно, помочь во многом или немногом. Он может благословить грош бедняка более, чем и миллионы богача. Он есть Тот Верный, Всемогущий Бог, Который чудесно сохранял и питал Израиль в пустыне, и питал немалое время небольшим количеством масла в кружке и меда в кадке вдову сарептскую. Его рука не сделалась короче для помощи и сейчас, и Страж Израиля не дремлет и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010