Посему пусть никто не смущается, слыша, что Сын Божий от сущности Божией, но пусть лучше согласится с отцами, которые, как бы равнозначительно выражению: от Бога, написали: от сущности; ибо тожественным почли, сказать ли: Слово – от Бога, или сказать: Слово – от сущности Божией, потому что и слово: Бог, как сказал я прежде, означает не иное что, но сущность Божия существа» 415 . «Сын есть полнота Божества» – πλωμα ϑετητος στιν ϒις 416 ; всецелый Бог» 417 . – Ему принадлежат все Божеские свойства: самосущие 418 , самодовлеемость 419 , всемогущество, вечность, неизменяемость, вездеприсутствие и непостижимость. О первых трёх свойствах св. Афанасий только упоминает; а относительно последних четырёх он делает более или менее обстоятельные замечания. Естественно, что самый подробный анализ и самое большое разъяснение, и обоснование дано было св. Афанасием свойству вечности Сына Божия. В учении об этом свойстве св. Афанасий раскрывает, собственно, две мысли: вечность и совечность Сына Божия: «Сын вечен и пребывает с Богом Отцом». Вечность Сына Божия, по словам св. Афанасия, ясно засвидетельствована во многих местах св. Писания 420 . Он цитует: Ин.1:1 ; Апок.1:4 ; Рим.9:6, 1:20 , 421 ; Исх.40:28 ; Рим.13:42 ; Вар.4:20, 22 ; Пс.144:13 и др. и говорит, что Писание никогда не выражается о Сыне: «Он не был», «прежде чем», или «до того времени, когда» и т. п., потому что о Том, Который есть чистейшее бытие, есть «всегда», и «постоянное ныне», нельзя говорить, что Он был «некогда», а необходимо выражаться, что Он есть. И Сам Сын Божий в речи о Себе постоянно употреблял глагол в настоящем времени: Аз есмь (εμ) истина ( Ин.15:6 ); Аз есмь ваш учитель и Господь (13:10), Аз есмь пастырь (10:14), Аз есмь свет ( Ин.8:58 ) и т. д. Вечность Сына Божия св. Афанасий выводит и из тех мест св. Писания, где идёт речь вообще о Божественной природе Иисуса Христа. Что касается совечности Сына Божия с Богом Отцом, то её св. Афанасий доказывает ссылкой на те места св. Писания, где Бог Отец называется источником жизни, воды живой, Премудрости, Которой все сотворено ( Иер.2:13, 18:12 ; Цар.3:12; Исх.58:11 ; Пс.103:24 ; Притч.3:19 ; 1Кор.8:6 ), а Сын является образом и советом Отца (Клс.1:15; Евр.1:3 ), истинной жизнью ( Ин.14:6 ), предметом Отчей радости ( Притч. 8:30 ), творческим Словом Отца ( Ин.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Разделы портала «Азбука веры» Владыко Господи Боже наш, древле ревнителя Илию пророка твоего мольбу послушавый, и еже на время дождь удержати изволивый: и ныне человеколюбивый Творче, и милостивый Господи, призри и на нас смиренных и недостойных рабов Твоих смиренныя мольбы, и яко щедр презри наша прегрешения, и умолен быв от самаго Твоего человеколюбия, подаждь ведро достоянию Твоему, и солнце просвети на требующыя и просящыя от Тебе милости: возвесели лице земли нищих ради людей Твоих, младенец же и скот и иных всех животных, ихже насыщаеши Твоим благоволением, и даеши пищу им во благо время. Ей, Господи Боже наш, не отрини вотще мольбу нашу, ниже посрами нас от чаяния нашего, но пощади нас по милости Твоей, и посети щедротами Твоими: исчезают бо всуе дние наши, и оскудевает в болезни живот наш: не погуби убо нас беззаконий ради наших, имиже негодование в ярость Твою на себе привлекохом: но сотвори с нами по тихости Твоей, и по множеству милости Твоея се бо душею сокрушенною, и духом смиренным пред Тобою припадаем, и яко раби непотребни, паче же большия казни достойни, в покаянии умиленно Тебе вопием: согрешихом и беззаконовахом, и прегрешихом во всем, заповеди Твоя преступающе, и сего ради вся, яже наводиши на ны, истиною и судом наводиши: но не до конца тлению, гладу же и погибели предаждь нас, ниже да потопит нас буря водная: но во гневе милости помяни, и туне щедрот Твоих ради умилостивися, и твое создание и дело рук Твоих яко благ помилуй, и от всякаго зла скоро избави.Твое бо есть, еже миловати и спасати нас Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Перевод: Владыка Господи Бог наш, в древности ревнителя Твоего Илью пророка мольбу послушал, и на время дождь изволил удержать: и ныне человеколюбивый Творец, и милостивый Господь, посмотри и на нас смиренных и недостойных рабов Твоих смиренные мольбы, и как щедрый не обращай внимания на наши прегрешения, и был умолён самим Твоим человеколюбием, подай ясную погоду по достоянию Твоему, и пусть солнце светит требующим и просящим от Тебя милости: сделай радостным лицо земли ради нищих людей Твоих, младенцев и скот и всех других животных, которые насыщаются Твоим благоволением, и Ты даёшь им пищу их в своё время ( Пс.144:15 , также Пс.103:23 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-vo-...

1Пар.16:7 и надп. Пс.38, 61 и 76) и только во дни великих праздников сходились вместе, чтобы сливаться в один общий голос славословия Господу (ср. 2Пар.5:12–13 и 1Пар.15:16–28 ). Поэтому первоначальные собрания псалмов в различных хорах были, вероятно, не одинаковы и частью содержали в себе одни и те же песни для общего пения всех хоров в известные праздники, частью же свои особые песни, исполнявшиеся только в том хоре, которому принадлежало собрание. С течением времени такие первоначальные собрания пополнялись новыми песнями тех же и последующих певцов, составленными по поводу различных исторических событий, а также некоторыми из древних, не переданных с самого начала в хоры певцов, а сохранившихся в других каких-либо сборниках религиозно-народных песней. Вместе с тем время от времени, в эпохи религиозного возбуждения, благочестивые ревнители сохранения божественных писаний, – как известные собранием Притчей Соломоновых мужи Езекии ( Притч.25:1 ) или позднее Ездра и Неемия (2Макк.2:13), – постепенно соединяли первоначальные сборники псалмов в общие, обширнейшие собрания. Но вероятно также, что некоторые из древних псалмов, несмотря на внесение их в состав последнего рода собраний, по временам опять вносились в состав новых народно-богослужебных сборников, и уже в составе этих последних входили потом в общие, обширнейшие собрания. Такого рода вторичным внесением в позднейшие сборники, может быть, и объясняется, что некоторые из древнейших псалмов Давида, как 100, 102, 103-й, рассеянно встречаются наряду с псалмами времени плена: 101-м, 104, 105, – или псалмы того же псалмопевца 107–109-й и 121-й, 123, 130, 132, и Соломоновы: 126 и 131-й, помещаются в Псалтири между песнями из времени после возвращения из плена вавилонского: 106–118 и 119–133. Может быть, таким же образом следует объяснять и положение целой группы Давидовых псалмов 137–144 в конце Псалтири среди псалмов: 134–136 и 145–150, относящихся во времени восстановления и освящения храма и стен города Иерусалима после плена вавилонского, – хотя возможно в то же время считать эту группу за отдельный древний сборник Давидовых псалмов, но только присоединенный к составу Псалтири во времена Ездры и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

По Ричлю, св. Писание совсем не дает права представлять отношение Бога к людям в юридической схеме, по закону мздовоздаяния и особенно «карательного возмездия». Правда Божия, по его мнению, означает только «соответствие деятельности Божией с внутреннею природою Божества и с тем, что имел ожидать руководимый в своей судьбе Богом Израиль» (Rechtt. und Versöhn., 2 Aufl., II, 103–105 и далее). Но игнорировать все те многочисленные места св. Писания, в которых приводится учение о Боге, как правосудном Мздовоздаятеле, можно только в видах тенденции, как это мы и видим у Ричля на самом деле. Неизменность Божественных предначертаний относительно людей и неуклонное их осуществление ( Втор.32:4 ; Пс.24:8, 30:2, 34:24, 39:11 и др.) составляет только одну из сторон общего понятия правды Божией, не исключающую идеи мздовоздаяния. Ветхозаветный грешник, сам не устоявший в завете, ожидает исполнения обетования Божиих, надеясь на милость Божию и на очищение своих грехов оправдательным подвигом Мессии, Который грехи людей на Себе понесет ( Ис.53:11 ). 3640 Holsten, Zum Evangelium des Paulus und d. Petrus, Rostock, 1868; Pfleiderer, Der Paulinismus, Leipzig, 1873; Schmidt, Die Lehre des Apostels Paulus, Gütersloh, 1898; Cremer, Bibl.-theol. Wörterbuch; Мышцын, Учение св. Апостола Павла, 1894; Gretillat, Beck et sa doctrine de la justification в Revue de théologie et de philosophie 1884, p.p. 1–29; 144–181. 3645 Cremer, Bibl.-theol. Wörterb., 295–298; 309–312; Holsten, Zum Evangelium d. Paulus, 407–420; особ. 416–417; Pfleiderer, Der Paulinismus. 173–186. 3646 Die christliche Lehre von der Rechtfert. und Versöhnung 2 Aufl., 3 Band, §§ 55, 56. стр. 501–506 и др. 3647 Beck, Leitfaden der christl. Glaubenslehre, Stuttg., 1862. I, 186; Sabotier, Saint Paul, 2 ed., р. 274–26 (Привед. у Gretillat, Beck et sa doctrine de la justific., Revue de theol. et de philos., 1884, p.p. 149–150, 174–176). 3649 Pfleiderer, Der Paulinismus, 180; Holsten, Zum Evang. d. Paulus. 380 и сл.: Gretillat, Beck et sa doctrine de la justific., Rev.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 38. Молитвы неуставных трапез Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем разговор о молитвословиях за трапезой. Сегодня узнаем, какие есть молитвы для так называемых неуставных трапез. Напоминаю, что уставными являются только обед и ужин, кроме которых никаких трапез больше Устав древних монастырей не предполагал в виду богослужебных обязаностей. Впрочем, в тех же монастырях была такая часть братии, которая вынуждена была выполнять разные неотложные и физически нелегкие работы даже во время совершения богослужения. И им в виду предстоящих трудов необходимо было подкрепление телесных сил пищею. Так установилась еще одна — утренняя трапеза для тех, кому с утра предстоит работа. Эта третья трапеза — завтрак — в особенности у мирских людей, обязанных исходить на “дело свое и на делание свое даже до вечера” ( Пс. 103, 22-23 ), стала неотменной, обычаем узаконенной и потому как бы уставной. Поэтому для него тоже появился свой чин совершения. Завтрак по характеру своему весьма отличен от обеда, короче его и ближе подходит к ужину. В связи с этим можно было бы употреблять молитвословия вечерней трапезы, если бы не стихи 4 псалма, слова которых “в мире вкупе усну и почию” не соответствуют времени. Поэтому по подобию того, как пред ужином читается место из 21 псалма, пред завтраком стали употреблять известное многим мирянам молитвословие, составленное из 15–16 стихов 144 псалма: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволение». А так как утреннее насыщение ввиду предстоящих трудов должно быть полнее и обильнее вечернего, то после завтрака стали использовать одну из благодарственных послеобеденных молитв: “Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас…” с соответствующим обычным окончанием. Кроме завтрака существуют еще некоторые дополнительные трапезы.

http://azbyka.ru/video/38-molitvy-neusta...

Взирая на сего божественного Страдальца, научитесь возненавидеть и омерзить отныне и навсегда всякий грех и возлюбить правду и добродетель. Если же будем прилагать и еще грехи ко грехам намеренно и с сознанием, и таким образом распинать Сына Божия в себе часто и многократно; если будем каяться лицемерно и причащаться божественных тайн недостойно; если, исповедавшись и приобщившись святых Тайн в очищение и освящение, будем жить бесстрашно, по прихотям развращенного сердца, то эти самые язвы на руках и на ногах, и в ребре нашего Спасителя будут нам не во спасение, а в осуждение, и уже тогда никто во веки веков не избавит нас от геенских мук. Братия мои! принесем Господу, за нас пострадавшему и умершему, слезы искреннего покаяния и умиления и будем жить в непрестанном покаянии и доброделании. Аминь. ПОУЧЕНИЕ ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК Животе, како умираеши? (Стих. в Велик. Суб.) Гряди вся тварь: песни исходные принесем Зиждителю. Бесчисленные сонмы небесных сил! все земнородные разумные обитатели! грядите, песни исходные принесем общему Творцу нашему, после лютейших страданий мирно почивающему во гробе! Приблизимся к Нему и станем вопрошать Его: " зачем Ты в мертвецех вменяешися в вышних живый и невместимый небесами, во гроб мал странноприемлешися? " Как это Ты, бессмертный Начальник жизни, Сам вкусил смерть, и как смертный положен во гроб? Как это случилось, что немощные, но злостные твари Твои, люди, довели Тебя до гроба? Видно Ты волей благоволил плотью взойти на крест: иначе, кто бы смел прикоснуться к Тебе, всемогущий? Видно тут есть великая тайна, которой не знали Твои злодеи и сам князь тьмы. И в самом деле, люди не ведали, что творили с Иисусом. Видно, что от этого крайнего снисхождения Твоего к людям произойдет для них много доброго: потому что все Ты делаешь только для умножения добра и блаженства тварей. Должно быть, Ты пострадал по великой нужде, с благостнейшей и премудрой целью: Ты вся премудростию сотворил (103 псал. 24 ст.) , и Ты благ всяческим (Пс 144,9) : может ли быть, что страдания Твои и смерть Твоя не были делом Твоей бесконечной премудрости и благости? Слышите, братия, ответ на это Самого пострадавшего за нас Господа: аще зерно пшенично, пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Ин 12,24) . Итак вот в чем, братия, тайна смерти Иисуса Христа, Бога и человека: как зерно пшеничное, если не умрет, упавши в землю, то остается одно, а если умрет, то принесет много плода; так и Спаситель умер для того, чтобы принести величайшую пользу для людей Своей смертью, как и действительно принес. Христос Спаситель, Сын Божий, принял на Себя великое дело — искупить, оправдать нас грешных Своими страданиями и смертью пред Отцом небесным: это есть

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2339...

Сочувственное отношение к окружающей видимой природе и благоговейное созерцание бесконечного величия Божия в различных ее явлениях, еще большее удивление пред величественными явлениями премудрости, всеведения, благости, правосудия и других бесконечных совершенств божественных в управлении миром нравственным, в истории избранного народа и в частности в высоком совершенстве богодарованного ему закона, а также в опытах собственной жизни псалмопевца; живое опущение всегдашней близости своей к вездесущему Промыслителю и глубокое сознание своей крайней человеческой ограниченности своего недостоинства и греховности пред Ним, успокаивающееся в чувстве полнейшей преданности Его святой воле и уповании на Его беспредельное милосердие; эти и другие подобные мысли и чувства, равно как самый образ выражения, дышащий силою и свежестью первоначального, неподдельного одушевления лучших времен священной поэзии, все это вполне идет к Давиду и встречается во многих других псалмах, которых принадлежность ему доказана и из коих некоторые, как 8, 10, 11, 17, равно как благодарственная молитва после получения обетования во 2Цар. 7 гл., не оспариваются у него даже самими рационалистами 834 . Равным образом и в отношении к языку рассматриваемые псалмы не представляют никаких особенных препятствий к тому, чтобы признавать их песнями Давида. Если же по местам и встречается в них, особенно в Пс. 102, 138 и 144 (по евр. 103, 139 и 145) употребление грамматических форм и слов арамейского происхождения 835 , то оно не на столько значительно, чтобы необходимо требовало низводить эти псалмы в ряд писаний позднейшего периода, когда еврейский язык, вследствие неизбежных сношений с Ассириянами, Вавилонянами и другими народами, принял в себя много элементов арамейских и сиро-халдейских, но объясняется, подобно как и в других древних песнях, напр. в песни Деворы, и особенным свойством еврейской поэзии, всегда отличавшейся предпочтительным употреблением слов, грамматических форм и оборотов речи наиболее редких, мало употребительных в языке разговорном, прозаическом и заимствованных из других сродных наречий, особенно арамейского 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   В другое время нужно будет разъяснить опять, почему Бог удостоил благословения только рыб, птиц и человека, а остальным животным не дал его; теперь же, как мы обещались, будем держаться последовательности. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую» (Быт.1:24). Землю Бог наделяет двойною честью. Во-первых, она рождает семена и растения, во-вторых, животных. И это не без причины, а в силу того, что она должна была стать жилищем человека. Кроме того, так как от той же самой земли должен был питаться сам человек, то Бог наделя­ет ее честью, как питательницу и мать этого великого живот­ного. Смотри и здесь, с какою последовательностью действовал Творец. Сначала он приготовляет пищу, а затем уже вводит тех, кто должен пользоваться этой пищей. Так Он сделал и в отношении к человеку: сначала изготовил дом, и затем ввел владыку дома. «Да произведет земля душу живую». Откуда бездушная земля рождает живую душу? Откуда про­изошел ревущий лев, или бегущий конь, или трудолюбивый вол, или носящий тяжести осел? Откуда такое разнообразие животных? Откуда столько душ из бездушной земли? И ере­тикам не стыдно признавать, что бездушная земля производит душу, которой не имела, когда же слышат, что Бог родил из собственного существа, тотчас же сплетают хитрый ряд рассуждений и строят выводы: «следовательно Бог рассекся, следовательно разделился, следовательно потерпел страдание», и другие свойственные им подобного рода выводы. Теперь не время перебирать все, что говорят еретики против Единород­ного, вернее же сказать — против собственного спасения, потому что Бог ничего не приобретает, когда Его прославляют, равно как не терпит никакого вреда, когда Его хулят, если только кто-нибудь не назовет приобретением для Бога наше спасение. Сам он полон всякого блага и вседоволен; Сам всех бо­гатит, но ни в чем не нуждается. Что мог бы дать кто-ни­будь Тому, Кто есть источник всех благ, от единой только благости Коего зависит все? «Все... ожидают от Тебя, — говорит Давид. — Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» (Пс.103:27, 144:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Сам он полон всякого блага и вседоволен; Сам всех богатит, но ни в чем не нуждается. Что мог бы дать кто–нибудь Тому, Кто есть источник всех благ, от единой только благости Коего зависит все? Все ожидают от Тебя , говорит Давид. Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Пс. 103:27, 144:16). Но доведем до конца начатую речь. Это и нам приятно, и последовательностью требуется. Земля, повинуясь требованию, производит то, чего не имеет; божественная ли и чистейшая природа не в состоянии рождать то, что имеет. Но пусть опять не поймет кто–нибудь слова «имеет» слишком человекообразно, чтобы сказать: «видишь, как и сам учитель признал, что Отец существует раньше Сына»? Отнесись лучше снисходительно к слову, так как это — люди, владеющие глиняным языком, и говорящие о божественной и превосходящей всякое слово природе с людьми же. Будучи людьми, мы и говорить умеем как люди. Не знают жалкие еретики, что, говоря о Боге, они употребляют слова, которые к Богу применимы быть не могут. Например: все рождаемое, говорят они, имеет начало бытия. Почему? Они тотчас же отвечают таким образом: «ты, рожденный, разве не имеешь начала? Твой отец равным образом? Твой дед?» Если ты из самых их же рассуждений представишь другое рассуждение, которое может опровергнуть их безумие, они тотчас же говорят: «речь о Боге, а ты представляешь мне рассуждения человеческие»? Так, корень нечестия берут из общих всем рассуждений, а опровержение нечестия брать из тех же самых рассуждений не хотят. 4. Часто еретики говорят: «может ли кто–нибудь быть и рождаться». Если я покажу, что Писание утверждает подобное не только относительно Бога, но и относительно людей, то что ты будешь делать? Про чад блаженного Авраама Писание говорит, что они рождаются, говорит не как о несуществовавших, а как о предсуществовавших. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Левия, от которого произошло колено священников. Апостол Павел, изъясняя богословски историю встречи Авраама с Мелхиседеком, говорит: Мелхиседек встретил Авраама и благословил его (Евр.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Потому во всем этом и остальном, что опустил я для краткости речи, получает удовольствие твоя душа, веселится твой ум, скачет твое сердце и радуется твое тело, как скачут, наслаждаются, веселятся и радуются о великом сокровище царя, о царской славе и его светлых победах благодарные царские рабы. Итак, в зависимости от сладости, которой ты наслаждаешься в божественных чудесах твоего Христа, источается из твоего сердца и умиление. Потому что это наслаждение предшествует умилению, как и наслаждению предшествует сошествие божественной благодати. А сошествию божественной благодати предшествует сокрушение сердца. И, приходя в такое умиление, ты удостаиваешься истинного созерцания, которое происходит благодаря пленению ума в вещах умных и непостижимых, о чем говорит наш божественный отец Исаак Сирин. Богу же нашему слава и держава во веки. Аминь. Пс. 33, 9. Пс. 103, 34. См.: Пс. 44, 2. См.: Пс. 18, 11. См.: Пс. 144, 13. См.: Пс. 47, 2. См.: Пс. 17, 11; 103, 3. См.: Пс. 103, 32. См.: Пс. 8, 2. См.: Пс. 46, 9. Слово седьмое О том, когда посещает Божия благодать того, кто умным образом из сердца молится Богу, и каковы духовные знамения этого посещения. Благослови, отче Итак, когда ты, возлюбленный, долго молишься умно из глубины себя, знай, что невидимо приходит к тебе некое божественное посещение для освящения твоей души, для утешения твоего сердца и божественного утверждения всех твоих душевных и телесных чувств. Ибо ты понимаешь, что тебя посещает благодать Святой Троицы, из того, что имя Ее (мы говорим: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа) радует твою душу, услаждает твой ум, из твоего сердца, словно из некоего источника, истекает умиление, а твои очи проливают теплейшие слезы. По причине чего это состояние называется иногда посещением Святой Троицы, иногда же - тихим посещением благодати Бога и Отца. И ты постигаешь это, потому что от имени Бога и Отца умиляешься и веселишься духом более, нежели умиляешься и веселишься от имени Сына и Святого Духа. Тогда это называется посещением Бога и Отца. А иногда тебя более посещает Господь наш Иисус Христос. Ты постигаешь это из того, что от сладчайшего имени твоего Христа и от всех Его божественных таинств ты умиляешься и веселишься более, нежели умиляешься и веселишься от имени Отца и Святого Духа. Тогда это посещение называется посещением Господа нашего Иисуса Христа. И в другой раз, когда ты молишься умно из глубины своего сердца, тебя посещает Святой Дух и парит вокруг тебя наподобие чистой голубицы. Это становится понятным для тебя, потому что от имени Святого Духа ты умиляешься и веселишься гораздо более, нежели от имени Отца и Сына. Тогда это посещение называется посещением Святого Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010