Посему пусть никто не смущается, слыша, что Сын Божий от сущности Божией, но пусть лучше согласится с отцами, которые, как бы равнозначительно выражению: от Бога, написали: от сущности; ибо тожественным почли, сказать ли: Слово – от Бога, или сказать: Слово – от сущности Божией, потому что и слово: Бог, как сказал я прежде, означает не иное что, но сущность Божия существа» 415 . «Сын есть полнота Божества» – πλωμα ϑετητος στιν ϒις 416 ; всецелый Бог» 417 . – Ему принадлежат все Божеские свойства: самосущие 418 , самодовлеемость 419 , всемогущество, вечность, неизменяемость, вездеприсутствие и непостижимость. О первых трёх свойствах св. Афанасий только упоминает; а относительно последних четырёх он делает более или менее обстоятельные замечания. Естественно, что самый подробный анализ и самое большое разъяснение, и обоснование дано было св. Афанасием свойству вечности Сына Божия. В учении об этом свойстве св. Афанасий раскрывает, собственно, две мысли: вечность и совечность Сына Божия: «Сын вечен и пребывает с Богом Отцом». Вечность Сына Божия, по словам св. Афанасия, ясно засвидетельствована во многих местах св. Писания 420 . Он цитует: Ин.1:1 ; Апок.1:4 ; Рим.9:6, 1:20 , 421 ; Исх.40:28 ; Рим.13:42 ; Вар.4:20, 22 ; Пс.144:13 и др. и говорит, что Писание никогда не выражается о Сыне: «Он не был», «прежде чем», или «до того времени, когда» и т. п., потому что о Том, Который есть чистейшее бытие, есть «всегда», и «постоянное ныне», нельзя говорить, что Он был «некогда», а необходимо выражаться, что Он есть. И Сам Сын Божий в речи о Себе постоянно употреблял глагол в настоящем времени: Аз есмь (εμ) истина ( Ин.15:6 ); Аз есмь ваш учитель и Господь (13:10), Аз есмь пастырь (10:14), Аз есмь свет ( Ин.8:58 ) и т. д. Вечность Сына Божия св. Афанасий выводит и из тех мест св. Писания, где идёт речь вообще о Божественной природе Иисуса Христа. Что касается совечности Сына Божия с Богом Отцом, то её св. Афанасий доказывает ссылкой на те места св. Писания, где Бог Отец называется источником жизни, воды живой, Премудрости, Которой все сотворено ( Иер.2:13, 18:12 ; Цар.3:12; Исх.58:11 ; Пс.103:24 ; Притч.3:19 ; 1Кор.8:6 ), а Сын является образом и советом Отца (Клс.1:15; Евр.1:3 ), истинной жизнью ( Ин.14:6 ), предметом Отчей радости ( Притч. 8:30 ), творческим Словом Отца ( Ин.1:3 ). |
Разделы портала «Азбука веры» Владыко Господи Боже наш, древле ревнителя Илию пророка твоего мольбу послушавый, и еже на время дождь удержати изволивый: и ныне человеколюбивый Творче, и милостивый Господи, призри и на нас смиренных и недостойных рабов Твоих смиренныя мольбы, и яко щедр презри наша прегрешения, и умолен быв от самаго Твоего человеколюбия, подаждь ведро достоянию Твоему, и солнце просвети на требующыя и просящыя от Тебе милости: возвесели лице земли нищих ради людей Твоих, младенец же и скот и иных всех животных, ихже насыщаеши Твоим благоволением, и даеши пищу им во благо время. Ей, Господи Боже наш, не отрини вотще мольбу нашу, ниже посрами нас от чаяния нашего, но пощади нас по милости Твоей, и посети щедротами Твоими: исчезают бо всуе дние наши, и оскудевает в болезни живот наш: не погуби убо нас беззаконий ради наших, имиже негодование в ярость Твою на себе привлекохом: но сотвори с нами по тихости Твоей, и по множеству милости Твоея се бо душею сокрушенною, и духом смиренным пред Тобою припадаем, и яко раби непотребни, паче же большия казни достойни, в покаянии умиленно Тебе вопием: согрешихом и беззаконовахом, и прегрешихом во всем, заповеди Твоя преступающе, и сего ради вся, яже наводиши на ны, истиною и судом наводиши: но не до конца тлению, гладу же и погибели предаждь нас, ниже да потопит нас буря водная: но во гневе милости помяни, и туне щедрот Твоих ради умилостивися, и твое создание и дело рук Твоих яко благ помилуй, и от всякаго зла скоро избави.Твое бо есть, еже миловати и спасати нас Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Перевод: Владыка Господи Бог наш, в древности ревнителя Твоего Илью пророка мольбу послушал, и на время дождь изволил удержать: и ныне человеколюбивый Творец, и милостивый Господь, посмотри и на нас смиренных и недостойных рабов Твоих смиренные мольбы, и как щедрый не обращай внимания на наши прегрешения, и был умолён самим Твоим человеколюбием, подай ясную погоду по достоянию Твоему, и пусть солнце светит требующим и просящим от Тебя милости: сделай радостным лицо земли ради нищих людей Твоих, младенцев и скот и всех других животных, которые насыщаются Твоим благоволением, и Ты даёшь им пищу их в своё время ( Пс.144:15 , также Пс.103:23 ). |
1Пар.16:7 и надп. Пс.38, 61 и 76) и только во дни великих праздников сходились вместе, чтобы сливаться в один общий голос славословия Господу (ср. 2Пар.5:12–13 и 1Пар.15:16–28 ). Поэтому первоначальные собрания псалмов в различных хорах были, вероятно, не одинаковы и частью содержали в себе одни и те же песни для общего пения всех хоров в известные праздники, частью же свои особые песни, исполнявшиеся только в том хоре, которому принадлежало собрание. С течением времени такие первоначальные собрания пополнялись новыми песнями тех же и последующих певцов, составленными по поводу различных исторических событий, а также некоторыми из древних, не переданных с самого начала в хоры певцов, а сохранившихся в других каких-либо сборниках религиозно-народных песней. Вместе с тем время от времени, в эпохи религиозного возбуждения, благочестивые ревнители сохранения божественных писаний, – как известные собранием Притчей Соломоновых мужи Езекии ( Притч.25:1 ) или позднее Ездра и Неемия (2Макк.2:13), – постепенно соединяли первоначальные сборники псалмов в общие, обширнейшие собрания. Но вероятно также, что некоторые из древних псалмов, несмотря на внесение их в состав последнего рода собраний, по временам опять вносились в состав новых народно-богослужебных сборников, и уже в составе этих последних входили потом в общие, обширнейшие собрания. Такого рода вторичным внесением в позднейшие сборники, может быть, и объясняется, что некоторые из древнейших псалмов Давида, как 100, 102, 103-й, рассеянно встречаются наряду с псалмами времени плена: 101-м, 104, 105, – или псалмы того же псалмопевца 107–109-й и 121-й, 123, 130, 132, и Соломоновы: 126 и 131-й, помещаются в Псалтири между песнями из времени после возвращения из плена вавилонского: 106–118 и 119–133. Может быть, таким же образом следует объяснять и положение целой группы Давидовых псалмов 137–144 в конце Псалтири среди псалмов: 134–136 и 145–150, относящихся во времени восстановления и освящения храма и стен города Иерусалима после плена вавилонского, – хотя возможно в то же время считать эту группу за отдельный древний сборник Давидовых псалмов, но только присоединенный к составу Псалтири во времена Ездры и Неемии. |
По Ричлю, св. Писание совсем не дает права представлять отношение Бога к людям в юридической схеме, по закону мздовоздаяния и особенно «карательного возмездия». Правда Божия, по его мнению, означает только «соответствие деятельности Божией с внутреннею природою Божества и с тем, что имел ожидать руководимый в своей судьбе Богом Израиль» (Rechtt. und Versöhn., 2 Aufl., II, 103–105 и далее). Но игнорировать все те многочисленные места св. Писания, в которых приводится учение о Боге, как правосудном Мздовоздаятеле, можно только в видах тенденции, как это мы и видим у Ричля на самом деле. Неизменность Божественных предначертаний относительно людей и неуклонное их осуществление ( Втор.32:4 ; Пс.24:8, 30:2, 34:24, 39:11 и др.) составляет только одну из сторон общего понятия правды Божией, не исключающую идеи мздовоздаяния. Ветхозаветный грешник, сам не устоявший в завете, ожидает исполнения обетования Божиих, надеясь на милость Божию и на очищение своих грехов оправдательным подвигом Мессии, Который грехи людей на Себе понесет ( Ис.53:11 ). 3640 Holsten, Zum Evangelium des Paulus und d. Petrus, Rostock, 1868; Pfleiderer, Der Paulinismus, Leipzig, 1873; Schmidt, Die Lehre des Apostels Paulus, Gütersloh, 1898; Cremer, Bibl.-theol. Wörterbuch; Мышцын, Учение св. Апостола Павла, 1894; Gretillat, Beck et sa doctrine de la justification в Revue de théologie et de philosophie 1884, p.p. 1–29; 144–181. 3645 Cremer, Bibl.-theol. Wörterb., 295–298; 309–312; Holsten, Zum Evangelium d. Paulus, 407–420; особ. 416–417; Pfleiderer, Der Paulinismus. 173–186. 3646 Die christliche Lehre von der Rechtfert. und Versöhnung 2 Aufl., 3 Band, §§ 55, 56. стр. 501–506 и др. 3647 Beck, Leitfaden der christl. Glaubenslehre, Stuttg., 1862. I, 186; Sabotier, Saint Paul, 2 ed., р. 274–26 (Привед. у Gretillat, Beck et sa doctrine de la justific., Revue de theol. et de philos., 1884, p.p. 149–150, 174–176). 3649 Pfleiderer, Der Paulinismus, 180; Holsten, Zum Evang. d. Paulus. 380 и сл.: Gretillat, Beck et sa doctrine de la justific., Rev. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 2 голоса: 5.0 из 5) Предыдущий Следующий 38. Молитвы неуставных трапез Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем разговор о молитвословиях за трапезой. Сегодня узнаем, какие есть молитвы для так называемых неуставных трапез. Напоминаю, что уставными являются только обед и ужин, кроме которых никаких трапез больше Устав древних монастырей не предполагал в виду богослужебных обязаностей. Впрочем, в тех же монастырях была такая часть братии, которая вынуждена была выполнять разные неотложные и физически нелегкие работы даже во время совершения богослужения. И им в виду предстоящих трудов необходимо было подкрепление телесных сил пищею. Так установилась еще одна — утренняя трапеза для тех, кому с утра предстоит работа. Эта третья трапеза — завтрак — в особенности у мирских людей, обязанных исходить на “дело свое и на делание свое даже до вечера” ( Пс. 103, 22-23 ), стала неотменной, обычаем узаконенной и потому как бы уставной. Поэтому для него тоже появился свой чин совершения. Завтрак по характеру своему весьма отличен от обеда, короче его и ближе подходит к ужину. В связи с этим можно было бы употреблять молитвословия вечерней трапезы, если бы не стихи 4 псалма, слова которых “в мире вкупе усну и почию” не соответствуют времени. Поэтому по подобию того, как пред ужином читается место из 21 псалма, пред завтраком стали употреблять известное многим мирянам молитвословие, составленное из 15–16 стихов 144 псалма: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволение». А так как утреннее насыщение ввиду предстоящих трудов должно быть полнее и обильнее вечернего, то после завтрака стали использовать одну из благодарственных послеобеденных молитв: “Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас…” с соответствующим обычным окончанием. Кроме завтрака существуют еще некоторые дополнительные трапезы. |
Взирая на сего божественного Страдальца, научитесь возненавидеть и омерзить отныне и навсегда всякий грех и возлюбить правду и добродетель. Если же будем прилагать и еще грехи ко грехам намеренно и с сознанием, и таким образом распинать Сына Божия в себе часто и многократно; если будем каяться лицемерно и причащаться божественных тайн недостойно; если, исповедавшись и приобщившись святых Тайн в очищение и освящение, будем жить бесстрашно, по прихотям развращенного сердца, то эти самые язвы на руках и на ногах, и в ребре нашего Спасителя будут нам не во спасение, а в осуждение, и уже тогда никто во веки веков не избавит нас от геенских мук. Братия мои! принесем Господу, за нас пострадавшему и умершему, слезы искреннего покаяния и умиления и будем жить в непрестанном покаянии и доброделании. Аминь. ПОУЧЕНИЕ ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК Животе, како умираеши? (Стих. в Велик. Суб.) Гряди вся тварь: песни исходные принесем Зиждителю. Бесчисленные сонмы небесных сил! все земнородные разумные обитатели! грядите, песни исходные принесем общему Творцу нашему, после лютейших страданий мирно почивающему во гробе! Приблизимся к Нему и станем вопрошать Его: " зачем Ты в мертвецех вменяешися в вышних живый и невместимый небесами, во гроб мал странноприемлешися? " Как это Ты, бессмертный Начальник жизни, Сам вкусил смерть, и как смертный положен во гроб? Как это случилось, что немощные, но злостные твари Твои, люди, довели Тебя до гроба? Видно Ты волей благоволил плотью взойти на крест: иначе, кто бы смел прикоснуться к Тебе, всемогущий? Видно тут есть великая тайна, которой не знали Твои злодеи и сам князь тьмы. И в самом деле, люди не ведали, что творили с Иисусом. Видно, что от этого крайнего снисхождения Твоего к людям произойдет для них много доброго: потому что все Ты делаешь только для умножения добра и блаженства тварей. Должно быть, Ты пострадал по великой нужде, с благостнейшей и премудрой целью: Ты вся премудростию сотворил (103 псал. 24 ст.) , и Ты благ всяческим (Пс 144,9) : может ли быть, что страдания Твои и смерть Твоя не были делом Твоей бесконечной премудрости и благости? Слышите, братия, ответ на это Самого пострадавшего за нас Господа: аще зерно пшенично, пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Ин 12,24) . Итак вот в чем, братия, тайна смерти Иисуса Христа, Бога и человека: как зерно пшеничное, если не умрет, упавши в землю, то остается одно, а если умрет, то принесет много плода; так и Спаситель умер для того, чтобы принести величайшую пользу для людей Своей смертью, как и действительно принес. Христос Спаситель, Сын Божий, принял на Себя великое дело — искупить, оправдать нас грешных Своими страданиями и смертью пред Отцом небесным: это есть |
Сочувственное отношение к окружающей видимой природе и благоговейное созерцание бесконечного величия Божия в различных ее явлениях, еще большее удивление пред величественными явлениями премудрости, всеведения, благости, правосудия и других бесконечных совершенств божественных в управлении миром нравственным, в истории избранного народа и в частности в высоком совершенстве богодарованного ему закона, а также в опытах собственной жизни псалмопевца; живое опущение всегдашней близости своей к вездесущему Промыслителю и глубокое сознание своей крайней человеческой ограниченности своего недостоинства и греховности пред Ним, успокаивающееся в чувстве полнейшей преданности Его святой воле и уповании на Его беспредельное милосердие; эти и другие подобные мысли и чувства, равно как самый образ выражения, дышащий силою и свежестью первоначального, неподдельного одушевления лучших времен священной поэзии, все это вполне идет к Давиду и встречается во многих других псалмах, которых принадлежность ему доказана и из коих некоторые, как 8, 10, 11, 17, равно как благодарственная молитва после получения обетования во 2Цар. 7 гл., не оспариваются у него даже самими рационалистами 834 . Равным образом и в отношении к языку рассматриваемые псалмы не представляют никаких особенных препятствий к тому, чтобы признавать их песнями Давида. Если же по местам и встречается в них, особенно в Пс. 102, 138 и 144 (по евр. 103, 139 и 145) употребление грамматических форм и слов арамейского происхождения 835 , то оно не на столько значительно, чтобы необходимо требовало низводить эти псалмы в ряд писаний позднейшего периода, когда еврейский язык, вследствие неизбежных сношений с Ассириянами, Вавилонянами и другими народами, принял в себя много элементов арамейских и сиро-халдейских, но объясняется, подобно как и в других древних песнях, напр. в песни Деворы, и особенным свойством еврейской поэзии, всегда отличавшейся предпочтительным употреблением слов, грамматических форм и оборотов речи наиболее редких, мало употребительных в языке разговорном, прозаическом и заимствованных из других сродных наречий, особенно арамейского 836 . |
В другое время нужно будет разъяснить опять, почему Бог удостоил благословения только рыб, птиц и человека, а остальным животным не дал его; теперь же, как мы обещались, будем держаться последовательности. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую» (Быт.1:24). Землю Бог наделяет двойною честью. Во-первых, она рождает семена и растения, во-вторых, животных. И это не без причины, а в силу того, что она должна была стать жилищем человека. Кроме того, так как от той же самой земли должен был питаться сам человек, то Бог наделяет ее честью, как питательницу и мать этого великого животного. Смотри и здесь, с какою последовательностью действовал Творец. Сначала он приготовляет пищу, а затем уже вводит тех, кто должен пользоваться этой пищей. Так Он сделал и в отношении к человеку: сначала изготовил дом, и затем ввел владыку дома. «Да произведет земля душу живую». Откуда бездушная земля рождает живую душу? Откуда произошел ревущий лев, или бегущий конь, или трудолюбивый вол, или носящий тяжести осел? Откуда такое разнообразие животных? Откуда столько душ из бездушной земли? И еретикам не стыдно признавать, что бездушная земля производит душу, которой не имела, когда же слышат, что Бог родил из собственного существа, тотчас же сплетают хитрый ряд рассуждений и строят выводы: «следовательно Бог рассекся, следовательно разделился, следовательно потерпел страдание», и другие свойственные им подобного рода выводы. Теперь не время перебирать все, что говорят еретики против Единородного, вернее же сказать — против собственного спасения, потому что Бог ничего не приобретает, когда Его прославляют, равно как не терпит никакого вреда, когда Его хулят, если только кто-нибудь не назовет приобретением для Бога наше спасение. Сам он полон всякого блага и вседоволен; Сам всех богатит, но ни в чем не нуждается. Что мог бы дать кто-нибудь Тому, Кто есть источник всех благ, от единой только благости Коего зависит все? «Все... ожидают от Тебя, — говорит Давид. — Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» (Пс.103:27, 144:16). |
Сам он полон всякого блага и вседоволен; Сам всех богатит, но ни в чем не нуждается. Что мог бы дать кто–нибудь Тому, Кто есть источник всех благ, от единой только благости Коего зависит все? Все ожидают от Тебя , говорит Давид. Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Пс. 103:27, 144:16). Но доведем до конца начатую речь. Это и нам приятно, и последовательностью требуется. Земля, повинуясь требованию, производит то, чего не имеет; божественная ли и чистейшая природа не в состоянии рождать то, что имеет. Но пусть опять не поймет кто–нибудь слова «имеет» слишком человекообразно, чтобы сказать: «видишь, как и сам учитель признал, что Отец существует раньше Сына»? Отнесись лучше снисходительно к слову, так как это — люди, владеющие глиняным языком, и говорящие о божественной и превосходящей всякое слово природе с людьми же. Будучи людьми, мы и говорить умеем как люди. Не знают жалкие еретики, что, говоря о Боге, они употребляют слова, которые к Богу применимы быть не могут. Например: все рождаемое, говорят они, имеет начало бытия. Почему? Они тотчас же отвечают таким образом: «ты, рожденный, разве не имеешь начала? Твой отец равным образом? Твой дед?» Если ты из самых их же рассуждений представишь другое рассуждение, которое может опровергнуть их безумие, они тотчас же говорят: «речь о Боге, а ты представляешь мне рассуждения человеческие»? Так, корень нечестия берут из общих всем рассуждений, а опровержение нечестия брать из тех же самых рассуждений не хотят. 4. Часто еретики говорят: «может ли кто–нибудь быть и рождаться». Если я покажу, что Писание утверждает подобное не только относительно Бога, но и относительно людей, то что ты будешь делать? Про чад блаженного Авраама Писание говорит, что они рождаются, говорит не как о несуществовавших, а как о предсуществовавших. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Левия, от которого произошло колено священников. Апостол Павел, изъясняя богословски историю встречи Авраама с Мелхиседеком, говорит: Мелхиседек встретил Авраама и благословил его (Евр. |
Потому во всем этом и остальном, что опустил я для краткости речи, получает удовольствие твоя душа, веселится твой ум, скачет твое сердце и радуется твое тело, как скачут, наслаждаются, веселятся и радуются о великом сокровище царя, о царской славе и его светлых победах благодарные царские рабы. Итак, в зависимости от сладости, которой ты наслаждаешься в божественных чудесах твоего Христа, источается из твоего сердца и умиление. Потому что это наслаждение предшествует умилению, как и наслаждению предшествует сошествие божественной благодати. А сошествию божественной благодати предшествует сокрушение сердца. И, приходя в такое умиление, ты удостаиваешься истинного созерцания, которое происходит благодаря пленению ума в вещах умных и непостижимых, о чем говорит наш божественный отец Исаак Сирин. Богу же нашему слава и держава во веки. Аминь. Пс. 33, 9. Пс. 103, 34. См.: Пс. 44, 2. См.: Пс. 18, 11. См.: Пс. 144, 13. См.: Пс. 47, 2. См.: Пс. 17, 11; 103, 3. См.: Пс. 103, 32. См.: Пс. 8, 2. См.: Пс. 46, 9. Слово седьмое О том, когда посещает Божия благодать того, кто умным образом из сердца молится Богу, и каковы духовные знамения этого посещения. Благослови, отче Итак, когда ты, возлюбленный, долго молишься умно из глубины себя, знай, что невидимо приходит к тебе некое божественное посещение для освящения твоей души, для утешения твоего сердца и божественного утверждения всех твоих душевных и телесных чувств. Ибо ты понимаешь, что тебя посещает благодать Святой Троицы, из того, что имя Ее (мы говорим: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа) радует твою душу, услаждает твой ум, из твоего сердца, словно из некоего источника, истекает умиление, а твои очи проливают теплейшие слезы. По причине чего это состояние называется иногда посещением Святой Троицы, иногда же - тихим посещением благодати Бога и Отца. И ты постигаешь это, потому что от имени Бога и Отца умиляешься и веселишься духом более, нежели умиляешься и веселишься от имени Сына и Святого Духа. Тогда это называется посещением Бога и Отца. А иногда тебя более посещает Господь наш Иисус Христос. Ты постигаешь это из того, что от сладчайшего имени твоего Христа и от всех Его божественных таинств ты умиляешься и веселишься более, нежели умиляешься и веселишься от имени Отца и Святого Духа. Тогда это посещение называется посещением Господа нашего Иисуса Христа. И в другой раз, когда ты молишься умно из глубины своего сердца, тебя посещает Святой Дух и парит вокруг тебя наподобие чистой голубицы. Это становится понятным для тебя, потому что от имени Святого Духа ты умиляешься и веселишься гораздо более, нежели от имени Отца и Сына. Тогда это посещение называется посещением Святого Духа. |
| |