103 Выражение отсылает к постановлению Халкидонского собора: ν κερααι τοιγαρον ληθος νθρπου κα τελεαι τ φσει θες ληθς τχθη (2, 1, 1, p. 13). 104 «Многоликим» назван диавол в Corpus Macarianum (Sermones 64 (Collectio В), Homily 7, 16.3-4). 105 Протей — морское божество, сын Посейдона (Apollod. II. 5, 9), наделенный способностью принимать облик различных существ и даром прорицания. Вероятно, здесь имеется в виду знаменитый эпизод «Одиссеи», в котором Менелай борется с Протеем, постоянно меняющим обличья, чтобы получить от него пророчество о судьбе греческого войска (Od. IV, 351-424). 106 В позднейших творениях Паламы Акиндин будет сравниваться с гидрой: «итак, снова нужно Гераклу подступить к гидре, у которой после отсечения опять вырастает голова (или головы), а судьям — быть готовым прижигать огнем правосудия гортань [Акиндина], вновь лишенную голов» (Антирретик I, 1, пер. А. Г. Дунаева). И оппонент епископа Фессалоникийского, философ Никифор Григора сравнит Паламу с гидрой (Antirrhetika I 1,6, p. 1559-10: Beyer). В данном случае Палама относится и к сатане как полемист, применяя этот полемический топос позднее к еретикам. 107 Ср. Мф. 6:19. 108 2 Кор. 11:14. 109 Ср. Dion. Ar., h. е. 79, 24-25. 110 3 Цар. 19:8. 111 Дан. 6:6 sqq. 112 Иов 2:1 sqq. 113 Флп. 3:20. 114 Мф. 4:1 sqq. 115 Пс. 73:15. 116 Пс. 106:33; Пс. 106:34. 117 Лидийский камень — минерал, с помощью которого древние определяли подлинность золота. 118 Ср. выше, прим. 64. 119 Палама смягчает слова Николая Монаха (IV.5): «Кто я такой, пес, чтобы ангел Господень пришел ко мне?» 120 Пс. 21:7. 121 «Ибо диавол уже осужден» (ср. 1 Тим. 3:6). 122 Здесь Палама говорит о божественных энергиях. В сочинениях Паламы есть и другие места, где божественные энергии именуются божественными благодатями. 123 Пс. 67:3; Пс. 67:4. 124 Lucian., Icaromen. 10, 17: ον πτεροφυσαι ποτε οδεμι μηχαν δυνατν. 125 Икар — сын легендарного античного скульптора и архитектора Дедала, построившего на острове Крит знаменитый лабиринт для Минотавра. Впоследствии отец и сын бежали с Крита на рукотворных крыльях, склеив перья воском. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как воск растаял от солнечного жара (Apollod. III, 15; Ovid., Met. VIII, 152-262).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=131...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Все небесные чины Пророк назвал «ангелами» и «силами» . Поскольку есть и противные силы, то весьма прилично присовокупил Давид: «слуги Его» . Кто посвящает себя на прославление Бога, тот получит ангельское достоинство и будет предстоять вместе с ними Богу. Ибо у кого занятие одно, у тех одинаковое и достоинство (Златоуст, Афанасий, Евсевий). Пс.102:22.   Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа. Этими словами Пророк убеждает душу не уклоняться от восхваления Творца, под предлогом слабости сравнительно с небесными силами, потому что всем заповедано благословлять Господа по своей силе. Не место дает цену «благословению» , но добрые дела. И всякое неодушевленное и безсловесное существо, хотя бы оно казалось и вредным, но по неизреченной мудрости полезно в общей гармонии создания, так как участвует в славословии Бога по достоинству места, какое занимает в мире. И ты, хотя бы тебе случилось находиться на торжище, хотя бы в бане, хотя бы в темнице, хотя бы в царском доме, вспомнив, что ты ходишь по земле, принадлежащей владычеству Божию, непрестанно «благословляй» Творца, чтобы каждое место было для тебя Церковью Божиею и собранием ангелов. И божественный апостол нам предписывает: «хочу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» (1 Тим. 2:8) (Златоуст, Феодорит, Исихий). Псалом Давиду, о мирстем бытии, 103 Благодать Всесвятаго Духа через пророка Давида поучает в этом псалме как надлежит песнословить Творца. Изображает же здесь благодеяния Божии роду человеческому и излагает учение о Божественном Промысле, простирающемся от человека до самых ничтожных живых существ (Златоуст, Афанасий). Пс.103:1.   Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Бог, благословляя человека, ограждает его безопасность и делает его более славным, а человек — не так: он самого себя делает славным, «благословляя» Бога. Поэтому, Бог ли благословляет человека, человек ли Бога — то и другое полезно только человеку, потому что божество ни в чем не нуждается. «Исповедание и велелепота» — есть благодарность и славословие (Златоуст, Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Павел вскочив с радостью восклицал, благословляя Бога и говоря: О неизреченное милосердие и благость Божия! О божественные щедроты и незримая благостыня Божия! Побежав и войдя на высокую лестницу громким голосом говорил: " приидите и видите дела Божия, как страшны и дивны они " (Пс. 45, 9). Приидите и видите Того, Иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4). Приидите поклонимся и припадем (Пс. 94, 6) Ему и скажем: Ты един можешь отпущать грехи " . Все же сошлись со тщанием, желая слышать, что он говорит. И когда сошлись все, Павел рассказал виденное им при входе в церковь, и после. И просил онаго мужа сказать причину, по которой Бог вдруг даровал ему такое изменение. Человек же оный, изобличенный Павлом, при всех не утаевая рассказал о себе, говоря: я человек грешный, и много времени жил в блуде даже доныне. Вошедши же ныне в святую Божию церковь, я услышал слова Исаии пророка, лучше же, Самого Бога, говорящего в нем: " измыйтеся и чисти будете, отымите лукавства от сердец ваших пред очима Моима, научитеся добро творити, взыщите суд. И аще будут греси ваши, яко багряное, яко снег убелю, и аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте " (Ис. 1, 16-19). Я блудник, продолжал он, будучи весьма тронут сими словами, возстенал в помысле моем, и сказал Богу: Ты, Боже, пришедший в мир спасти грешников, исполни самым делом на мне недостойном грешнике то, что Ты обещал чрез пророка Твоего. Ибо вот отныне даю Тебе слово и ручаюсь и сердцем исповедаюсь Тебе, что уже не буду делать онаго зла, но отрекаюсь от всякого преступления и буду служить Тебе отныне чистою совестью. Итак ныне, Господи, с сего часа приими меня кающегося и припадающего к Тебе и отрекающегося от всякого греха. С сими обетами вышел я из церкви, рассудив в душе моей, не делать впредь ничего худого пред очами Господа. Услышав сие, все единогласно воскликнули к Господу, говоря: " яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси " (Пс. 103, 24). Итак христиане, из святого писания и из Божественных откровений познавши, какую благость имеет Бог к тем, кои искренно прибегают к Нему и покаянием исправляют прежние падения, и воздает опять обещанные блага, не наказывая за грехи соделанные прежде, не будем отчаяваться о нашем спасении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Если на вопрос о причине творения мы не можем дать исчерпывающего ответа, можем лишь указать на Божественную благость как побуждение для творения мира, то о цели творения Свщ. Писание и Свщ. Предание говорят более конкретно. 1.8.2.1. Блаженство твари, как цель творения мира В качестве цели творения в Откровении указывается блаженство твари: " Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом " (Пс. 103, 28). Бог дает твари " все обильно для наслаждения " (2 Тим. 6, 17). 1.8.2.2. Слава Божия, как цель творения мира " Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь " (Пс. 18, 2). Тертуллиан пишет: " Из ничего создал Бог мир, для прославления Своего величия " . Слова Тертуллиана и сходные с ними по смыслу тексты Свщ. Писания не стоит понимать буквально, потому что Бог не нуждается в каком-либо восхвалении, вообще, не требует служения рук человеческих " (Деян. 17,25). Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, что Он имел у Отца славу еще " прежде бытия мира " (Ин. 17, 5). Сам Бог, Пресвятая Троица, есть Бог славы, и каждая из Ипостасей Троицы в Свщ. Писании называется Богом славы. Бог Отец назван " Богом славы " (Еф. 1, 17), Сын Божий — " сиянием славы " (Евр. 1, 3), а Дух Святой — " Духом славы " (1 Пет. 4, 14). У святых отцов, говоривших, что мир создан ради славы Божией, имеются предостережения против буквального понимания этих слов. Так, блж. Феодорит Киррский говорит: " Господь Бог не имеет надобности в восхваляющем " . В действительности между двумя ответами, существует взаимосвязь. Свт. Филарет Московский говорит: " По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией, состоит блаженство, жизнь и благобытие твари " . Примерно то же самое сказано в " Православном исповедании " (часть 1, вопр. 8): " Должно веровать, что Бог будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа прославляя Его, участвовали в Его благодати " . 1.9. Совершенство творения

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

§ 512. Лишаются этого сладчайшего утешения и всякого добра духовного: 1) Те, которые оставляют молитвы, а упражняются в мирских беседах и прочих непотребностях, от которых не иное что относят с собою, как уязвленную совесть. 2) Те, которые молятся, но без всякого рассуждения и внимания; много читают молитв, или псалмов, но только искусством языка, а что читают, и сами не знают; языком молятся к Богу, но умом отступают от Него и обходят различные места, лица и житейские попечения. К Богу умом и сердцем приступаем, а не наружностью, умом и сердцем беседуем с Ним, а не единым языком. Слово же не иное что есть, как вестник сердца и помышления человеческого, которое, когда не может вместиться в сердце, исходит через слово вне. А слово без ума и помышления согласного слову, не иное что есть, как глас трубный, или птичий и скотский. И Бог не слову, но сердцу нашему внимает. 3) Те, которые хотят молиться, а грешить не перестают. Должно прежде примириться с Богом покаянием и верою во Христа Сына Божия, и так во имя Христа приступать к сердцеведцу Богу. Говорит апостол: Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим. 2:19). И пророк говорит: Ибо Ты Бог, Коему неугодно беззаконие, не преселится к Тебе лукавый, и не пребудут беззаконники пред очами Твоими: Ты возненавидел всех совершающих беззаконие, погубишь всех говорящих ложь; кровожадного и льстивого гнушается Господь (Пс. 5:5-7). Глава 14. Об утешении от Святого Писания   Закон уст Твоих лучше для меня, чем множество золота и серебра. Как сладки гортани моей слова Твои, слаще меда для уст моих! Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший богатство великое. (Пс. 118:72, 103, 162)   § 513. Невозможно сказать, какую сладость, сладость же духовную, получают рабы Христовы и от сего источника, то есть Святого Писания! 1) Твердо они разумеют и уверены в том, что Святое Писание есть истиннейшее Бога своего, Которого сердцем любят, слово, которым с ними милостиво и отечески беседует, и полное любви Царя Небесного послание, которое через пророков и апостолов к роду человеческому послал и в нем волю Свою святую открыл. Как утешается человек, когда от Царя своего послание получит! Как им любуется! Часто перечитывает, и прочим его показывает, и хвалится им, хотя и Царь такой же человек. Сколь несравненно услаждаются рабы Божии о послании к ним Царя своего Небесного, когда рассуждают, Кто и кому Свое послание послал, и внимают, что Он есть Бог их, Создатель их, Отец и благой Промыслитель их, Царь и Господь славы, Которому они от сердца служат, любят и со страхом поклоняются. Таковой и такой великий Господь благоволил к низким Своим рабам написать Духом Своим Святым и послать через избранных на то рабов Своих, пророков и апостолов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

2, 4)! Придите, поклонимся и припадем пред Ним, и скажем: Ты один можешь отпущать грехи! На голос Павла стеклось все братство монастыря, желая услышать, что он скажет. Когда пришли все, Павел поведал виденное им, когда братия входили в церковь, и после, когда выходили. И спросил он мужа сказать причину, по которой Бог даровал ему такое внезапное изменение. Обличенный Павлом, брат открыто поведал всем окружавшим его: я - грешник, и в течении продолжительного времени, доселе, жил, предаваясь любодеянию: ныне, вошедши в святую Божию церковь, услышал глас читаемого пророка Исаии, правильнее же глас Бога, говорившего чрез пророка: Измыйтеся и чисти будете: отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима: научитеся добро творити. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю, и аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте (Ис. 1, 16-19). Я, продолжал он, приведен был этими словами в необыкновенное умиление, и воздохнув от глубокого сознания в греховности моей, возопил мысленно к Богу: Боже, пришеый в мир грешники спасти! (1 Тим. 1, 15)! соверши на самом деле со мною грешным и недостойным то, что Ты обетовал ныне чрез пророка Твоего. Вот! ныне же даю Тебе обещание, исповедуя его сердцем и утверждая словом, что уже не буду более делать этого греха, что отрицаюсь от всякого беззакония, и послужу Тебе отселе чистою совестию. Господи! от сего дня и часа прими меня, приносящего покаяние и припадающего Тебе, отрицающегося от всякого греха. Дав эти обеты, я вышел из церкви, положив завет в душе моей не делать ничего неблагоугодного пред очами Господа. Услышав это, все братия воскликнули к Господу громким голосом, говоря: Возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси (Пс. 103, 24). Христиане! познавая из Священного Писания и Божественных откровений великую благость Божию к тем, которые благоговейно обращаются к. Нему и покаянием очищают прежде содеянные грехи свои, познавая, что они не только не подвергаются казням за эти грехи, но и наследуют вечные блага, - не будем отчаиваться в спасении нашем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

образа Божия Священник Лев Аршакян Священник Лев Аршакян Пьянство – это бич нашего времени, одна из самых мощных приманок сил зла, которая улавливает души людей. Оно имеет самые тяжелые последствия, потому что лишает человека самого главного – образа Божия. Он становится буквально безобразным, без о бразным, и не только в смысле внешнем, хотя мы видим, до какой степени могут опуститься люди, уловленные этой страстью. Но самое главное, что он теряет один из самых главных Божиих даров – рассудок, умение рассуждать. Ум помрачается, человек попадает под власть демонических сил. Очень часто, придя в себя после алкоголического опьянения или отравления, люди в ужасе недоумевают: как я мог это сделать?! Я знаю многие семьи, которые несут тяжелейшие кресты из-за пьянства близких. Страдают дети, родители, страдают и те, кто уловлен этой бесовской приманкой – алкоголизмом. Так что, да: пьянство является смертным грехом, относится к смертному греху чревоугодия. Организму необходима пища, но мы знаем и то, что стремление к насыщению может довести до смертного греха, когда смыслом жизни становится чрево, его насыщение. Люди живут, чтобы есть, переедают, не соблюдают посты. Однако с другой стороны, мы знаем, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Вино – тот целебный сок виноградной лозы, которая потом претворяется в Плоть Христову. И тот же апостол Павел, который сказал, что пьяницы не наследуют Царства Божия, призывал Тимофея пить не только воду, но и немного вина для укрепления здоровья и от немощей: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). А на горе Афон освящают даже узо – крепкую анисовую настойку. Поэтому надо подчеркнуть, что само по себе вино не является злом. Поэтому мы не против вина, мы боимся пристрастия, страсти к вину. Если человек переходит некую грань, то он попадает в демонический мир, бесы овладевают им. Таким людям должна помочь Церковь, молитва и церковное покаяние, вместе с медициной и близкими.

http://pravoslavie.ru/106292.html

Однако, учитывая очень низкое качество современных алкогольных напитков, особенно пива, водки и алкогольных коктейлей, производство которых ориентировано на огромный объем потребления, употребление таких напитков даже в целях поддержания здоровья желательно сократить до самых редких случаев. Некоторые святые отцы из соображений духовно-нравственного преуспеяния рекомендуют и вовсе исключить употребление спиртного. «“Не упивайтеся вином”, – говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан » . Святитель Феофан Затворник Объясняя те крайние случаи, в которых употребление вина дозволено, святитель Феофан Затворник ссылается на мнение святителя Иоанна Златоуста, который видит благотворность употребления вина, исходя из его целебного воздействия на душевно-телесные силы человека. «Святой Иоанн Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. “Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? Послушай слов Писания: ‘дайте сикера сущим в печалех, и вино питии сущим в болезнех’ (Притч. 31: 6)”. И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль: “Вино веселит сердце человека” (Пс. 103: 15). Другое разумное употребление вина есть питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение. “Вино, – говорит он, – дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного (апостола Павла), который пишет и говорит Тимофею: ‘Мало вина приемли стомаха (желудка) ради твоего и частых твоих недугов’ (1 Тим. 5: 23)”» . Но и этот совет более подходит для немощных телом людей, ибо «для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом» .

http://pravoslavie.ru/32523.html

«и на престоле был Сидящий» – согласно традиционному толкованию, это Бог Отец. Если в видении 1-й главы, когда Иоанн лицезрел Христа, он с трудом описывал Его телесный облик, то здесь, видя Отца, он уже не находит слов для описания, кроме сравнения с блеском и сиянием драгоценных камней – ясписа и сардиса. 34   34 Пророки и апостолы, имевшие опыт Божественных видений, часто описывали Бога в образах света. «Ты одеваешься светом, как ризою» (Пс. 103, 2), – читаем в псалмах Давида, а апостол Павел говорит, что Бог «обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6, 16). Что это за камни, нам доподлинно неизвестно, так как наименования драгоценных камней, употреблявшиеся в Древнем мире, не совпадают с современными. Согласно наиболее распространенной точке зрения, яспис – камень зеленого цвета, а сардис – желто-огненный или красный. «радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» – слово «ιρις», кроме значения «радуга», может также означать «сияние». Смарагд – вероятно, изумруд.  Возможно, впрочем, и альтернативное понимание этого текста, в соответствии с которым Сидящий на престоле  – это Бог Троица – Отец, Сын и Святой Дух. Указание на троичность усматривается в упоминании блеска и сияния трех драгоценных камней – ясписа, сардиса и смарагда. 35 35 Эти три камня присутствуют среди двенадцати камней, украшающих наперсник первосвященника (Исх. 28 17–20), а также среди двенадцати оснований небесного Иерусалима (Апок. 21, 19–20).  Некоторые толкователи считали, что яспис – это алмаз, сардис – рубин, а смарагд – изумруд. В пользу того, что именем яспис может обозначаться алмаз, свидетельствует именование ясписа в Апок. 21, 11 «кристалловидным». Греческое слово «κρυσταλλζοντος» является производным от «κρσταλλος», которое имеет следующие значения: 1) лед и 2) горный хрусталь. И лед, и горный хрусталь бесцветны. Точно так же и алмаз в подавляющем большинстве случаев бывает или желтоватым, или бесцветным.  Следовательно, при таком понимании Сидящий на престоле есть Бог Троица, и Он подобен троичному сиянию камней:  алмаза, рубина и изумруда. Цвета этих камней легко поддаются толкованию: бесцветный (или желтоватый) алмаз означает вечность (или царское достоинство) Отца, красный рубин – Голгофскую жертву Сына, зеленый изумруд – животворящее действие Святого Духа. 36

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010