«О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко не испытан и судове Его, и не исследованы пути Его. Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть» ( Рим.11:33 ). Христианин! Размышляя с благоговением о премудрости Божией, следы которой открываются для тебя во всех великих и малых творениях Божиих, старайся и жизнь свою, и все свои действия согласовать с теми премудрыми планами, которые видишь ты в мире. Видя во всём мире порядок, согласие, старайся и в делах своих соблюдать порядок, приучай себя уважать и соблюдать законы Божии и царские, живи со всеми в мире и согласии. Видя, что одно создание в мире помогает другому, старайся и ты помочь ближнему твоему, чем можешь, удели что-либо от своего достатка неимущему,защити обиженного, подай другому добрый совет в его деле трудном, ободри печального словом ласковым. Все свои дела старайся направлять к одной доброй цели и с мудростью удаляй от себя грех и зло. «Се благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла есть ведение». Аминь. Поучение 5-е (на первый член Символа веры). О благости Божией «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив; благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:8–9 .)». Из всех высочайших свойств Божиих Свящ. Писание более всего прославляет благость Божию, – как она проявляется по отношению к тварям, – и в особенности по отношению к людям. 1) Господь по благости Своей, – даровавши жизнь тварям, даёт им и всё необходимое для жизни. «Он прозябает траву скотом ( Пс.103:14 ), одевает сено сельное ( Мф.8:30 ), питает птицы небесные (–26), даёт пищу всякой плоти ( Пс.135:25 ), исполняет всякое животно благоволения ( Пс.144:16 ). Вся к Нему чают дати пищу им во благо время. Давшу Ему им соберут: отверзшу Ему руку, всяческая исполнятся благости ( Пс.103:27–28 .)». Иисус Христос говорит: «никтоже благ, токмо един Бог ( Мк.10:18 ), – то есть: совершенная благость свойственна одному Богу; Он есть Источник всех тех благ, которыми пользуются твари. 2) Но с особенной силой благость Божия проявилась по отношению к нам – людям. Кто даровал нам жизнь, дал нам возможность узреть свет Божий, красоту творений Божиих, – одарил нас разумной и бессмертной душой? Кто поддерживает жизнь нашу, даёт нам силы к трудам, охраняет нас от зол и несчастий? Кто как не всеблагий Творец мира? «Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 )». «Он солнце Своё сияет на злые и благие, и дождит на праведных и на неправедных ( Мф.5:45 )». «Он нам всё даёт обильно в наслаждение ( 1Тим.6:17 ), ниспосылает также всякое даяние благо и всяк дар совершен душам нашим ( Иак.1:17 ) и есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Фил.2:13 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Соч.: Западные миссии и миссионеры: Протестант. миссионеры в Китае//ПО. 1871. Т. 3. 2. С. 87; Западные миссии и миссионеры: Тр. протестант. миссии на гималайском хребте//Там же. 7. С. 370-371; Западные миссии и миссионеры: Англ. пресвитерианская миссия в Китае//Там же. 1872. Т. 3. 8. С. 431; Западные миссии и миссионеры: Христ. миссия в Китае//Там же. Т. 3. 5. С. 218-221; Заметки об общественной деятельности совр. франц. духовенства//ПС. 1876. 9. С. 90-116; Ист. очерк вопроса о свободе вероисповеданий в совр. Испании//Там же. 6/7. С. 181-215; Еще неск. слов о настоящем положении и совр. деятельности правосл. духовной миссии в Китае//Там же. 1884. 9. С. 103-108; Заметка о покойном архим. Палладии, начальнике правосл. миссии в Пекине//Там же. 6. С. 248-252; Настоящее положение и совр. деятельность правосл. духовной миссии в Китае//Там же. 8. С. 373-390; 9. С. 103-108 (отд. отт.: Настоящее положение и совр. деятельность правосл. миссии в Китае. Каз., 1884); Ист. очерк католич. пропаганды в Китае//ПС. 1885. 9. С. 24-69; Положение миссионерства в Китае//Там же. 5. С. 68-96 (отд. отт.: Положение миссионерства в Китае. Каз., 1885); Гонения на протестант. миссию в Китае//ПО. 1886. Т. 2. 8. С. 657-687; О 50-летнем юбилее проф. Васильева//Новое время. 1886. 3780 (7 сент.); Моск. вед. 1886. 250 (10 сент.); О. Иакинф Бичурин: (Ист. этюд)//ПС. 1886. 1. С. 164-180, 245-278; 2. С. 53-80, 271-316; Православие и правосл. миссия в Китае//Совр. известия. 1886. 355 (25 дек.); Протестант. пропаганда в Китае и совр. гонения на ее миссии//ПО. 1886. 8. С. 657-687; Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования: Опыт церк.-ист. исслед. по арх. док-там. Каз., 1887. Вып. 1: История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685-1745); Вып. 2: История Пекинской духовной миссии во второй период ее деятельности (1745-1808); Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования: (Посвящается рус. синологам)//ПС. 1887. 2. С. 252-265; 3. С. 317-151; 4. С. 460-507; 5. С. 99-136; 6. С. 167-190; 7. С. 310-340; 8. С. 402-455; 9. С. 30-58; 10. С. 188-213; 11. С. 287-343; Странник. 1887. 4-5; Правосл. храм в г. Ханькоу (в Китае)//Нива. 1887. 1 (янв.); То же//Воскресный день. 1887. 4 (февр.); Об источниках истории правосл. духовной миссии в 1-й и 2-й периоды ее деятельности: Речь на коллоквиуме 7 янв. 1888 г.//ПС. 1888. 1; Слово пред началом учения в Ставропольской ДС (1889 г.); Речь при наречении в епископа//Оренбургские ЕВ. 1895. 21. С. 664-665; Речь перед выездом в отпуск//Там же. 1896. 13/14. С. 401-403; Слово при служении в соборной церкви г. Уральска//Оренбургские ЕВ. 1896. 17. С. 491-494.

http://pravenc.ru/text/2565958.html

198). Сам же блаженный Иероним относительно решев принимает мнение современных ему евреев, почитавших Резеф именем князя демонов (как Веельзевул Мф 12.24 ), который в образе змия соблазнил Еву в раю и самое имя получил от проклятия, изреченного Богом (как ползающий на чреве), и в Вульгате передает вторую половину ст. 5-го так: et egredietur diabolus ante pedes ejus, усматривая здесь предуказание на сорокадневное искушение Господа диаволом в пустыне (с. 197–198). Но лучше, кажется, остаться при непосредственном, буквальном смысле евр. масоретского текста. «Всем, сказанным (в ст. 3–7), Пророк показал нам неизреченное Божие могущество; потому что за преднамерением Божиим следует и самое дело; восхотев только (сие выразил пророк словами: ста и призре) колеблет Он землю, сокрушает род человеческий, расторгает горы, делает, что холмы тают, как воск. Сие же и подобное сему соделывает Бог на пользу людям. Ибо шествиями называет пророк дела; означает же сказанным и источившим всем людям спасение крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал землю, привел в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие из начала и до скончания мира, исполнив же на последок дней» (блаженный Феодорит, с. 34). Замечание ст. 7 о Мадиаме и Хушане (вероятно, близкое и родственное Мадианитянам племя) имеет историческую основу в фактах поражения Мадианитян при Моисее ( Чис 31.7 ) и Гедеоне ( Суд. 7.21 ). Авв.3:8 . Разве на реки воспылал, Го­с­по­ди, гнев Твой? раз­ве на реки – негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Тво­их, на колесницы Твои спаси­тель­ные? Заключающийся здесь вопрос в смысле описаннных ранее грозных феноменов имеет значение не действительного вопроса, требующего соответствующего ответа, а скорее есть поэтический прием – обычная в библейско-поэтических произведениях пауза (ср. Быт 49.14 ; Суд. 5.12 ; Пс. 67:20, 17.21 ), служащая переходом к изображению новой теофании. Общий смысл стиха и особенно второй половины его тот, что, по библейскому воззрению, стихии природы и все отдельные явления ее служат целям Божественного мироправления (ср. Пс.103:4, 17.11 ), самый же образ колесниц и коней пророком заимствован из истории чудесного перехода евреев через Красное море ( Исх. 14:25–26, 15:3–4 ). «Как Иордан и Красное море иссушил Ты, сражаясь за нас, не потому, что гневался на реки и море, и не потому, что неодушевленные предметы могли навлечь чем-либо гнев (Твой); так и теперь, восходя на колесницы Свои, схватывая лук, Ты дашь спасение народу Твоему, и навеки исполнишь клятвы, которыми Ты клялся отцам нашим и народам» (блаженный Иероним, с. 202). Напротив (вопреки мнению библеистов рационалистического направления, как: Гункел, Марти), никакого намека на мифологическую борьбу стихий, напр. на миф ассириологии о Тиамате (бездна, хаос) в словах пророка не замечается.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою сильно разостлал землю. Одно из самых выразительных и ясных мест Ветхого Завета, где с такой убедительностью и силой утверждается догмат о Боге-Творце. Подчеркнутое здесь указание на единство Творца направлено, разумеется, не против троичности Лиц Божества, но против сильно распространенного в языческой мифологии известия, что творцом мира был какой-то низший, второстепенный бог, ( δημιουργος), который не творил мир из ничего, а лишь преобразовывал, или устроял его из готового материала, да и эту упорядочивающую работу он производил не самостоятельно, а по чужой указке (высших богов) и при помощи различных других сотрудников (низких божеств). В противоположность таким языческим басням Господь устами пророка твердо провозглашает, что Он есть единый первовиновник всего Сущего ( Ис.45:6–7 ), истинный Творец неба и земли ( Ис.40:22 ; Ис.42:5 ), у которого не было при этом никаких советников и помощников ( Ис.40:14, 28 ). Самый образ «распростертия небес» хорошо нам знаком по известному выражению Псалмопевца: «простираешь небеса, как шатер» ( Пс.103.2 ). Ис.44:25 . Который делает ничтожными знаме­ния лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов про­гоняет назад и знание их делает глупостью, «Который делает ничтожными знамения лжепророков... безумие волшебников, мудрецов». Здесь можно, конечно, видеть исторический намек на египетских жрецов, состязавшихся с Моисеем и Аароном ( Исх.7:11–12, 22 ); но, пожалуй, лучше относить это к представителям вавилонской религии и науки, к халдейским жрецам, астрологам и мудрецам ( Ис.16:6 ; Ис.47:10 ; Иер.29:8–9 ), так как этими культами и этой наукой больше всего увлекались современные пророку Иудеи. Ис.44:26 . Который утверждает слово раба Своего и при­водит в исполне­ние изрече­ние Сво­их по­слан­ников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете по­строены, и раз­валины его Я восстановлю», «Который утверждает слово раба Своего... изречение своих посланников». Судя по всему контексту речи, под «словом» которое Господь утверждает, или оправдывает, должно разуметь пророчество о предстоящем вавилонском плене, которое имеет исполниться на глазах того же поколения. Отсюда под «рабом» Господа следует разуметь пророка Исаию, который, действительно, назывался так ( Ис.20:3 ); а под «посланниками» следует понимать и всех других пророков, говоривших о плене и возвращении из него: Иер.29:10–14 ; Иез.39:25–28 ; Иоил.3:1 ; Ам.9:11–15 ; Авд.1с.; Мих.4 и Соф.3:14–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

13 . Кто из людей знает имена всех зверей? Или кто может исследовать учение о естестве каждого из них? Если же не знаем даже имен зверей, то как постигнем Творца их? Однажды Бог изрек повеление, да произведет земля душу живую, по роду ея, скотов, и гадов, и зверей (ср. Быт.1:24–25 ), и от одного повеления из одного источника произошли животные различных качеств: кроткая овца и плотоядный лев; бессловесные с различными побуждениями, которые изображают различные расположения людей, как то: лисица представляет в людях коварство, змей представляет тех, которые испускают яд на друзей, ржущий конь представляет любострастных юношей, трудолюбивый муравей возбуждает ленивого и беспечного. Ибо кто проводит юные лета в праздности, тот вразумляется животными бессловесными, будучи обличаем словами Божественного Писания: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действие его, и будь мудрым ( Притч.6:6 ). Ибо, видя, как он заблаговременно собирает для себя пищу, подражай ему и собирай для себя плоды добрых дел на будущую жизнь. Будучи обличаем и сими словами: [пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива] ( Притч.6:8 ). Как она, облетая всякие цветы, составляет для пользы твоей мед, чтобы и ты, перечитывая все Божественные Писания, достигал своего спасения, и, насыщаясь им, сказал: Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим ( Пс.118:103 ). 14 . Не достоин ли Художник прославления? Если ты и не знаешь естества всех тварей, то неужели поэтому худы они? Да и можешь ли знать действие всех растений? Или уразуметь в полноте пользу, происходящую от всякого животного? Даже и от ядовитых змей предохранительные средства даны людям для исцеления. Но ты скажешь мне: страшен змей – бойся Господа, и не сможет навредить тебе. Язвителен скорпион – бойся Господа, и не уязвит тебя. Лев кровожаден – бойся Господа, и будет сидеть с тобой, как с Даниилом. Истинно, действиям животных удивляться надобно: как одни из них имеют острые жала, например скорпион, у других сила в зубах, иные же когтями действуют в борьбе, а у василиска сила во взоре. Итак, из различных творений заключай о силе Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Не менее значимой, наряду с радостями супружеской жизни, является возможность видеть плоды своих трудов и пользоваться ими. В частности, во ( Втор.20:5–6 ) говорится об освобождении от военной службы тех, кто построил дом, но не начал жить в нем, или посадил виноградник, но еще не успел собрать его плоды. Об этих же обстоятельствах человеческой жизни говорится во ( Втор.28:30 ), но в противоположном контексте: здесь невозможность воспользоваться плодами своих трудов расценивается как проклятие, как наказание за нечестие. И хотя в еврейском тексте в указанных фрагментах о радости не говорится прямо, сама идея, заложенная в основу сообщений о необходимости пожить в новом доме и употребить плоды своего виноградника, с ощущением радости имеет прямую связь. Человек не только имеет право, но и должен пережить радость от осуществления своих планов, воспользовавшись плодами своих трудов 19 . В частности, строительство дома – долгий и трудный процесс, сопряженный с радостными надеждами и томительным ожиданием. И человек, который, наконец, дождался завершения своих усилий, достиг желаемой цели, не должен быть лишен радости пожить некоторое время (согласно Иосифу Флавию, один год 20 ) в своем новом доме. Впоследствии он привыкнет к своему новому состоянию, и первоначальная эйфория растворится в повседневной суете; только тогда этот мужчина вновь станет военнообязанным. Точно так же достоянием человека должна стать радость от использования плодов виноградника, тем более что период ожидания этих плодов достаточно долгий – 5 лет (многие экзегеты считают, что разрешение есть плоды фруктового дерева только в 5-й год после его посадки, содержащееся в ( Лев.19:23–25 ), имеет отношение к винограднику 21 ). И здесь уместно вспомнить то, о чем мы сказали прежде, – об употреблении в Септуагинте в ( Втор.20:6 ) и ( Втор.28:39 ) глагола εφρανω. В обоих случаях, когда говорится о плодах виноградника, используется один и тот же оборот εφρανομαι (буквально «возрадоваться от него»). Понятно, что появление здесь данного глагола есть следствие интерпретации, (а не перевода в собственном смысле) еврейского текста, однако такое толкование весьма характерно. В Библии неоднократно говорится о том, что вино веселит сердце человека ( Пс.103:15 ), см. также ( Суд.9:13 ); ( Еккл.10:19 ), а так как главным продуктом, получаемым из винограда, является вино, то вполне можно сказать, что человек «радуется от виноградника». Еще раз подчеркнем: именно ощущение радости, которую человек испытывает во время жизни в новом доме или употреблении вина, изготовленного из собственного винограда, представляет столь большую ценность для законодателя, что он требует ради этого освобождения от участия в сражении во избежание возможной гибели данного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Обратим тщательное внимание на нижеследующее: не двоедушие ли наше укрепляет врагов наших в борьбе с нами? Не оно ли – причиною частых побеждений наших? Не сами ли мы упрочиваем власть и влияние наших врагов над нами, исполняя их волю исполнением наших плотских пожеланий, влечений, пристрастий? Не прогневляем ли этим Бога, не удаляем ли Его от себя? Не действует ли в нас миролюбие, оставляющее за нами наружность служителей Бога, отъемлющее существенное достоинство Божиих рабов, соделывающее в сущности врагами Бога ( Иак.4:4–5 )? «Муж двоедушен не устроен во всех путех своих добродетелей» ( Иак.1:8 ): тем паче поколеблется он на пути возвышеннейшей, первенствующей добродетели – молитвы. Он отвергается Богом, как ни теплый, ни студеный ( Откр.3:16 ). Он не возможет быть учеником истинной молитвы, приводящей учеников своих пред лицо Божие для вышеестественного назидания, водящей их во след Иисуса, «если не отречется всего своего имения» ( Лк.14:33 ): болезненных уклонений воли падшего человека к миру. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 ): только принадлежащие всецело Христу могут стяжать истинную молитву. Ничтожное по-видимому пристрастие, невинная по-видимому любовь к какому-нибудь предмету одушевленному или неодушевленному, низводят ум и сердце с неба, повергают их на земле между бесчисленными гадами и пресмыкающимися пространного житейского моря ( Пс.103:25 ). Святые Отцы уподобляют подвижника, преуспевшего в молитве, орлу, а мелочное пристрастие петле силка; если в этой петле запутается один коготь орлиной могучей лапы, то орел делается неспособным воспарить горе, делается легкою и непременною добычею ловца 79 : тщетны тогда и сила и отвага царственной птицы. «Иди», наставляют нас святые Отцы, заимствуя наставление из святого Евангелия, «продаждь вещественное имение твое, и даждь нищим, и взем крест, отвергнись себя противодействием твоим пристрастиям и твоей падшей воле» ( Мф.19:21, 16:24 , Мк.10:21 ), да возможешь помолиться невозмущенно и без рассеянности 80 . Доколе живы в тебе пристрастия, дотоле наветуют молитву смущение и рассеянность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Однако преображение Космоса возможно лишь в соработничестве с Богом, и никак иначе. Разумеется, Святая Троица, самодостаточная в Себе, абсолютно неизменяемая, не нуждающаяся ни в каком саморазвитии, не испытывающая никакого и ни в чем недостатка, Чье бытие не обусловлено никем и ничем, способна и без наших слабых сил довести до конца Свой Божественный замысел . Она – Дух вечный, неизменяемый, всемогущий, вездесущий, всеведующий, всепремудрый, всеправедный, всесвятый, истинный, верный, всеблагий, всемилостивый, всемилосердный и долготерпеливый . Но такова Божественная любовь, что Спаситель пожелал дать жизнь вначале ангелам, потом звездам, планетам и нашей Земле, тварям земным, небесным и морским, а затем и человеку, чтобы разделить радость вечного бытия с ними . «Увидел Бог, что это (созданное Им. – А.В .) хорошо» (Быт. 1:25), а потому «веселится Господь о делах Своих» (Пс. 103:31). Бог и без человека творит, мы же без Христа не можем ничего: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5). Пусть вследствие первородного греха мы утратили львиную долю своих способностей, но в силу дарованной нам Богом свободы и разума можем вновь возродиться через воссоединение с Создателем. Только Господь желает, чтобы человек добровольно и свободно, по любви пришел к Нему: «Не хочу делать принуждения, чтобы спасение не обратилось для вас в необходимость» . Чтобы быть самим собой, человеку мало разово , в минуту счастья или тревоги, повернуться к Нему лицом, он должен постоянно пребывать с Богом. «Человек отнюдь не нечто такое, чтобы, отступив от своего Творца, мог делать что-нибудь доброе, как бы сам от себя: вся добродетель его состоит в обращении к Богу, Который его сотворил и от Которого он постоянно делается праведным, благочестивым и мудрым. Человек должен обращаться к Господу не так, чтобы, став праведным, мог отступить от Него, а так, чтобы Бог постоянно делал его праведным » . Это обстоятельство предполагает, что война за нас не может обойтись без нашего же на то участия – в конце концов, именно нам Богом даровано право решать, с кем быть: со Спасителем или с сатаной?          

http://bogoslov.ru/article/6027771

Святый Дух возвестил ему, и он, еще прежде прибытия в храм, окрыляясь очами ума, восхищался как бы уже обладая желаемым. Побуждаемый такими чувствованиями, он, быстро восходит по ступеням и входит в древний священный храм, но не заботясь о храме распростирает священные объятия для Владыки храма, говоря и вместе воспевая такие слова, приличные вожделенному торжеству: «Тебя я желаю, Владыка Боже Отцев и Господи милости, сподобившего собственною славою и силою, промышляющею о всех, и милостью снисхождения к нам, как бы примирительным посредничеством, установить дружественное согласие между небесными и земными»; Тебя я ищу, Создателя всех: на Тебя взираю, объемлющего все Словом Своим; Тебя сретаю, владычествующего над жизнью и смертью; Тебя ожидаю, законодателя и преемника закона; Тебя алкаю, воскрешающего мертвых; Тебя жаждаю, облегчающего страждущих; Тебя желаю, Творца и Искупителя мира; ты — Бог наш, и Тебе мы покланяемся; Ты — святый храм наш, и к Тебе мы возносим молитвы; Ты — законодатель законов, и Тебе мы повинуемся; Ты — Бог первый, и прежде Тебя не было другого Бога, родившегося от Бога Отца (Ис. 43:10), и после Тебя не будет другого Сына у Отца, Единосущного и равночестного; «знать Тебя, есть полная праведность, и признавать власть Твою — корень бессмертия» (Прем. 15:3); Ты для нашего спасения — «камень краеугольный, драгоценный и избранный» (Ис. 28:16; 1Пет. 2:6), предвозвещенный Сиону; Тебе подчинено все, как виновнику, приведшему все из небытия в бытие, дающему крепкое устройство неустроенному, держащему и сохраняющему сотворенное, Создателю различных тварей, управляющему всем своею всемогущею и премудрою десницею, приводящему в порядок всякое нестроение и соединяющему всех неразрывными узами согласия и мира. Ибо Тобою «мы живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28); посему, Господи Боже мой, я превознесу Тебя, восхвалю имя Твое; ибо Ты совершил «дивное, определения древные истинные» (Ис. 25:1), «облекшись славою и величием» (Пс. 103:1). Подлинно, что славнее для царя блестящей порфиры и светлой диадимы? Или что величественнее для милосердого Бога человеколюбивого воплощения, светлыми лучами своими озаряющего «сидящих во тъме и тени смертной?» (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И даже если точно есть что сказать, прямо все так четко риторически выстроено в мыслях, хорошо бы тогда заглянуть в свое сердце и честно себя спросить, чтобы затем самому же себе честно ответить, во Христе ли оно – сердце-то? Вот, по своему состоянию, сейчас, в данный момент, оно Христово или же там море великое и пространное: тамо гади ихже несть числа, животная малая с великими (Пс. 103: 25)? Если последний вариант, значит, точно «время молчать». Воля Божия всегда благая, но не всегда благоугодная Когда человека постигает горе, особенно если это связано с внезапной потерей самых родных, близких, дорогих сердцу людей, обычно первая реакция – яростный бунт, протест, возмущение: «За что?!!» Далеко не каждый, прося объяснить, где был Бог, когда произошла беда, и если на все Его воля, то как Он такому позволил случиться, готов слушать богословские доклады. Как правило, тут «время молчать». И слушать. И обнимать. И вместе плакать. И только дождавшись, когда убитый горем человек окажется в состоянии что-то слушать, попытаться осторожно ответить на его вопросы. Что важно знать и понимать утешителям о воле Божией? Она всегда благая, но не всегда «благоугодная», порой она бывает и «попустительной». Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что одно бывает «по благоволению», а другое – «по снисхождению»: «То, что по благоволению, хорошо, видов же снисхождения много». Например, праведник страдает, чтобы была явлена его добродетель (Иов) или чтобы не превозносился («жало в плоть» у апостола Павла). Попускаемое – это зачастую уступка свободной воле человека. Авва Дорофей пишет: «Все бывающее бывает или по благоволению Божию, или попустительно, как сказано у Пророка: Аз Господь Бог, устроивый свет и сотворивый тму (Ис. 45: 7). И еще: или будет зло во граде, еже Господь не сотвори (Ам. 3: 6). Злом здесь названо все, что отягощает нас, т. е. все скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани – все сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы.  Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали . Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорен, но Бог не хочет, чтобы мы – поелику есть Его воля на разорение города – сами положили огонь и подожгли оный, или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его.

http://pravmir.ru/krest-posyilaetsya-nam...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010