39 Ελητν — кусок материи (по идее его, должен быть холщевой), на который поставляются дискос и чаша (Goar, p. 112, § 103). 40 У нас трижды читается: προσλθετε (­подойдите), а у Goar " a трижды: προλθετε (­ выступите вперёд, т. е., уйдите). Goar, p. 57. Не получали ли наставляемые благословения пред выходом? Тогда προσλθετε резонно. 41 У Goar " a также: παντων μν (p. 59). 42 У Goar " a также: μν κα μν (ibid.). 43 Προσκομιδ ­ приношение. Помимо того, что в древней Церкви хлеб и и вино для таинства приносились верующими, в самом этом богослужении различаются три момента, имеющих характер приношения Богу: 1) в предложении, когда дары приготовлены, 2) перенесение даров на престол и 3) пред престолом, когда дары уже освящены, и священник говорит: Твоя от твоих, и проч. Для первого и второго момента имеются особые молитвы, как проскомидийные (Goar, p. 115, § 115). 44 Слова: Т ας θρας , τας θρας ­ «двери, двери» понимают: или прямо — чтобы входные двери храма были закрыты, или переносно — чтобы двери сердца были: или открыты для премудрости, или закрыты для всего земного (Сгоаг, р. 116, § 119). Естественнее первое, прямое объяснение. 45 У нас читается: λαιον ερνης , а у Goar " ä λεον ερνης ­ милость мира (р. 60). Держатся обычно последнего чтения, и объясняют, между прочим, так: будем приносить Богу не столько жертву, сколько милость, сострадание, которое рождается от твердого и чистого мира (ibid. § 122). Но священнические молитвы все в одно слово говорят о дарах, о жертве. Не вернее ли чтение: λαιον ? Смерть Иисуса Христа была и есть для человечества то же, что λαιον милосердного самарянина для израненного (Лк.10:34). 46 Евангельское ωσαννα есть псаломное ­­ (О, Господи), спаси же (Пс.117:25). 47 δπτυχα ­ вдвое сложенное. Так назывались у древних греческих христиан помянники, представлявшие из себя, действительно, две сложенных таблицы (на подобие скрижалей Моисея); на одной из них были имена живых, на другой — умерших (Goar, p. 123, § 145). 48 В передаче τν ηαρποφοροντων ηα ηαλλιεργου мы придерживаемся понимания этих слов Goar " ом, — что здесь разумеются христиане, содействующие Церкви, как обществу, духовною и материальною помощью (р. 124. § 152).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на праздник Сретения Господня Не вспомним ли мы, какие волнующие мысли и чувства порождает в душе нашей красота природы Божьего мира. И в эти минуты Великий Творец и Божественный Художник приоткрывает нам Себя. Встречаясь с Ним, сердце наше, душа и ум внемлют беззвучной проповеди о Творце, не менее убедительной, чем словесная. И оживают для нас слова Псалмопевца: дивны дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил ecu! (Пс 103:24). Вот как близок стал Господь к человеку с тех пор, когда произошла первая встреча с Ним — сорокадневным Младенцем в день Сретения Господня, что нельзя перечислить всех возможных с Ним встреч на нашем жизненном пути. Но, други наши, еще об одной будущей встрече нельзя умолчать, ибо она в жизни каждого из нас непременно будет, — сретение с Господом, когда мы переступим порог земной жизни. Дай нам Бог приготовиться к этой встрече еще в земной жизни, чтобы в ответ на нашу молитву: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром , — услышать благоуветливый глас: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира! (Мф 25:34). И даже конец Симеоновой молитвы могли бы мы произнести в тот момент, ибо и наши очи видели и осязали плоды великого подвига Христовой жертвы во спасение всех нас. Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий, свет во откровение языком, и славу людий Твоих Израиля . Праведный Симеон и пророчица Анна, встретившие Господа в Иерусалимском храме на пороге Его служения, вдохновили и нас сегодня подумать о наших встречах со Христом. Эти ветхозаветные праведники жили верой в обетования о грядущем Спасителе, жили среди людей, забывших Бога или исказивших Его Заветы. Они прошли сквозь скорби потопляемого грехом мира, мучаясь в праведных душах своих. Страдания эти очистили их сердца и украсили внутренней красотой праведности и благочестия. И мы, воодушевляясь примером жизни ветхозаветных праведников, а наипаче святых Православной Церкви, пойдем вослед их, верой, надеждой и любовью в сретение Господа Спасителя нашего, предощущая радость быть с Ним в бесконечной вечности. «Приидем и мы, песньми божественными Христа срящем и приимем Его… Сей есть от Девы рождейся; сей есть от Бога Бог Слово, воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся».

http://foma.ru/propoved-arhimandrita-ioa...

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… (Кол. 3:12). Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины… (Тим. 2:24–25). Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам (Тит. 3:1–2). Судя по столь многочисленным упоминаниям кротости, апостолы считали это качество важной составляющей христианского свидетельства как внутри общины, так и перед внешними. Наряду со смиренномудрием и долготерпением, кротость становится одной из характерных черт того нового духовно-нравственного облика, который созидается в церковной общине под прямым воздействием личности Иисуса Христа. Некоторые ученые считают, что Блаженства в целом опираются на Ис. 61:1–11. См., например: Bock D. L. Jesus. P. 128. Ориген. Толкование на Пс. 37, 7 ( Pitra J. B. Analecta Sacra. Vol. 3. P. 21). Принадлежность этого сочинения Оригену подвергается сомнению. Фрагменты на псалмы, приписывавшиеся Оригену, восходят к «Схолиям на псалмы» Евагрия Понтийского. См.: Фокин А. Р. Евагрий Понтийский. С. 564. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии 3, 4 (PG 49, 298). Рус. пер.: С. 329. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии 7, 6 (PG 49, 332). Рус. пер.: С. 369. Иоанн Лествичник. Лествица, 7 (PG 88, 812). Рус. пер.: С. 173–174. Исаак Сирин. Слова подвижнические 35 (De perfectione. P. 245–246). Рус. пер.: С. 93–94 (Слово 21). Имеется в виду первая заповедь Блаженства. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста 38, 2–3 (PG 57, 431). Рус. пер.: С. 417–418. О теме кротости в Послании Иакова и о связи между Иак. 1:21 и Мф. 5:5, см., в частности: Майер Г. Послание Иакова. С. 14, 27, 103–104, 183–184.   Книгу митрополита Волоколамского Илариона «Нагорная проповедь» можно приобрести в магазинах:

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Пс. 138 5. Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на Суде: Пс. 37 6. Желание верующего соединиться с Богом и упование на Него в несчастии: Пс. 41 7. Блаженство праведника и гибель нечестивых: Пс. 1 8. Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной: Пс. 14 9. Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним: Пс. 31 10. Не должно завидовать счастью грешников, взирать же подобает на конец беззаконных и праведных: Пс. 36 11. Особенная милость Божия к милостивым: Пс. 40 12. Блаженство пребывающих во храме Господнем: Пс. 83. 13. Прославление благости Господа к уповающим на Него: Пс. 90 14. Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим: Пс. 26 15. Утешение праведника всегдашним хранением Божиим: Пс. 120 16. Воздыхание к отечеству Небесному: Пс. 136 17. Образец молитвы за царя: Пс. 19. 20 Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие главную мысль В каждом псалме можно выделить главную мысль. Поэтому признаку все псалмы можно разделить на группы: 1. Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150. 2. Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149. 3. Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145. 4. Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143. 5. Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142. 6. Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87. 7. Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142. 8. Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 131, 143. 9. Желание посетить храм: 41, 42, 83. 10. Псалмы учительные о добре и зле: 1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 33, 35, 36, 49, 51, 52, 57, 72, 83, 90, 91, 93, 111, 120, 124, 126, 127, 132.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И вновь: «Удалитесь от меня, лукавые, [Р. 422] и я буду поучаться в заповедях Бога моего» ( Пс.118:115 ). И снова: «Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил» ( Пс.118:113 ). И опять: «Как возлюбил я закон Твой, Господи! Во всякий день он – поучение для меня» ( Пс.118:97 ). 13 . «И как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих» ( Пс.118:103 ). И другое сказанное тому подобное можно найти в этом псалме, ибо это пророчество исполнено такового учения. И законодатель Моисей показывает в законах, чтó Богу нравится, а чтó Ему опять-таки противно. И также и Исаия, Иеремия, Иезекииль, и Даниил, и весь хор пророков научили нас этому различию. 14 . И также Сам Бог их в Евангелии говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). И опять-таки: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ). И еще: «Кто заповеди Мои соблюдает, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ). 15 . И в притче о талантах ( Мф.25:14–30 ) Он показал, что не только потребует ответа за ту сумму, которую Он дал прежде, но и прибытка потребует, и кто такого не имеет, лишив благодати, предаст связанного во мрак. И дев, не имевших достаточно масла, оставил вне брачного чертога, хотя и девами их называет ( Мф.25:1–13 ) 3 . [Р. 423] И того, кто в одежду оказался одет, не подобающую браку, от гостей отделил и изгнал с пира, и, хотя он пришел как званый, но не сам по себе вторгся ( Мф.22:1–14 ). Но, поскольку хотя и по одной щедрости Жениха быв удостоен приглашения, не поменял одежды и [в итоге] претерпел то, что претерпел. 16 . Поэтому и божественный апостол, возглашая, говорит: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» ( Евр.10:26–27 ). 17 . А затем на примере подтверждает эту свою мысль: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью , то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.103:6–9 ; Иов. 26:12; 38:8–11 ; Иер.5:22 ; бл. Феодор. и Афан. h. 1., также И. Злат. на Пс.148:7 ), а когда Ему угодно, для Его премудрых целей, как при переходе израильтян чрез Чермное море, Он заставляет их подниматься и стоять станами, не разливаясь до «назначенного времени» (ср. Исх. 14:21–22 и 15:8; ев. Вас. В. на ст. 7). «Но в высшем смысле», по изъяснению Отцов и учителей Церкви, в ст. 6, вместе с учением о всемогуществе Божием, «Давид богословствует о св. Троице» и нераздельном участии лиц Божества в творении мира, – «называя Господом (Бога) Отца, Словом (Его – Бога) Сына, и Духом (уст Его – Бога) Духа Святого» (Евф. Зигабен; ср. св. Афанас., св. Вас. В. и бл. Иероним на ст. 6) и показывая, что «в творении надобно представлять первоначальную причину всего сотворенного – Отца, причину значительную – Сына и причину совершительвую – Духа» (св. Вас. В. в р. п. т. III о св. Духе к Амфил. гл. 16, стр. 288), что «ни Отец не творит без Сына, ни Сын без Духа» ( – прот. Евном. кн. V, стр. 195) и «не произнесением речений созидает Бог и не излиянием выдыхаемого воздуха,... но действием живого Слова» ( – там же, стр. 193–4), о «котором взывает Иоанн: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть ( Ин.1:3 )» (там же, выше настр. 193), «и сообщением животворящего Духа» (там же ниже на стр. 194), «Иже от Отца исходить» ( Ин.15:25 ), и полновластно домостроительствует в раздаянии дарований» ( – в Амфил. гл. 16, стр. 288 и 287; ср. Григ. Бог. сл. 41 на св. 50-цу ч. 4 стр. 19; бл. Феодор. на Пс.и др.) Слав.-греч. (=халд.) чт. 7-го ст. собирай к мхъ (в некот. греч. спп., по свид. Вас. В.=у Симм. в лат. и у бл. Иерон., – в мехе; древн.-слав. Псалт. XIII–XIV в. в мхъ, сирск. во мн. ч. в мехах) воды – подобием кожаного меха, употребляемого на востоке для содержания и перевозки воды и других напитков, выражает одинаковую с евр.-русск. т. мысль об ограждении морских вод прочными пределами, – именно, что воды морские, хотя и волнуются, как надуваемый и сжимаемый кожаный мех, но не разливаются далее указанных им пределов, как будто собранные и заключённые в этом мехе (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Заметь же, что сие «дондеже» – значит не только дотоле, но и потом во век века, как явствует то из сего: « не возвратися (вран), дондеже изсяче вода от земли » ( Быт.8:7 ): и из сего, « Аз есмь, и дондеже состареетеся, Аз есмь » ( Ис.46:4 ). Ибо никогда вран не возвратился в ковчег, и Бог не до состарения только Иудеев существовал, но существует в беспредельные веки веков, яко бессмертный и бесконечный. А враги, державно побежденные от Господа Иисуса, суть смерть, начала, власти, и силы тьмы ( 1Кор.15:24–25 ). Но почему Апостол предлагает словеса Давидовы, прелагая их в вопрос? Были некоторые из Евреев, как видно, кои толковали сие, « рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене » ( Пс.109:1 ), – говоря так, что Бог рек к некоему из Ангелов, « седи одесную Мене ». Почему Павел вопрошает таковых толкователей, кто есть сей Ангел, к коему Господь рекши, « седи одесную Мене », поставил его равночестным себе и равносильным? Давид не говорит, рече Господь Ангелу моему, но « рече Господь Господеви моему »: Ангел же не есть Господь, но раб и служитель Божий: что доказывает словами того же Давида, говоря: Евр.1:14 . Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? Пророк Давид первый учил, что Ангелы суть духи и служители Божии. Он произрек: « творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный » ( Пс.103:4 ). Сими убо словами доказывает Апостол, что Ангелы суть духи, то есть, существа бестелесные и невещественные, и слуги и рабы Божии, посылаемые на служение по Божественному Его изволению для просвещения и помощи тем людям, кои по вере и добродетели своей имеют быть наследниками вечного спасения. Видим же мы служение Ангелов, на которое они посылаемы были, и в Ветхом Завете и в Новом: в Ветхом видим, что Ангел научил Агарь возвратиться к госпоже своей ( Быт.16:9 ): Ангелы предвозвестили Аврааму рождение Исаака ( Быт.18:10 ): Ангелы объявили Лоту определение Божие о Содоме, и сохранили как его, так и жену, и дщерей его от пожара, взявши их за руки, и вон из града изведши ( Быт.19:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Потому что говорится: «Скимни 496 рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе» ( Пс.103:21 ); говоря о львятах, он для имеющих ум обильно предоставил возможность, на основании тех, сделать заключение и о всех прочих животных: потому что если лев, из всех зверей самый прожорливый, хищный и мощный в деле охоты, однако, если Бог не даст, не может восхитить себе пропитания, то что же сказать про других (более немощных) животных? – Это и Христос, на примере птиц, представляет в Евангелии: «Воззрите, – говорит, – на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их» ( Мф.6:26 ). Что говорю: сухопутные животные, летающие, морские, земноводные? – когда: «Аще и сено сельное, – говорит Христос, – днесь суще и утре в пещь вметаемо, не труждающееся, не бдящее, Бог тако питает и прекрасно и благолепно одевает, не много ли паче вас, маловери?» ( Мф.6:30 ). 6. Братие, «ищите прежде царствия Божия и правды его», – и не только во веки будете наследниками сего неотъемлемого царства Божия, будучи оправданы 497 Его благодатию, но и – «настоящая приложатся вам» ( Мф.6:33 ). Если же преимущественно вы ищете не царство Божие и правду его, но то, что кормит и лелеет сие тленное 498 тело, то вы и этого не получите, если только не впадете в еще большее зло для того же тела и причините осуждение и ущерб для вечной души. И это видится на примере Богатого (из притчи Господней о Богатом и Лазаре), слышащего от Авраама: «Восприял еси благая в животе твоем» ( Лк.16:25 ). Искал некогда и иудейский народ есть мясо в пустыне, и Бог им дал перепелов неисчислимое множество 499 : «и ядоша и насытишася зело и желание их принесе им» – «еще же брашну сущу во устех их, – говорится, – и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным исраилевым запят» ( Пс.77:27–30 ) 500 .. Почему «множайшая их», т.е. – многих из массы поразил Божий гнев? – Потому что они безбоязненно роптали и возводили хулу на Бога и на Моисея, который по Богу был их вождем. Почему же и «избранных Израилевых» Он низложил? – Потому что они не удерживали массу от того, чтобы она клонилась к ухудшению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и  Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21). Термин latreia, latrevo также обозначает сакрально-культовое служение. В книге Исхода Бог повелевает Моисею совершить служение на горе (Исх. 3: 12) и далее постоянно говорится об этом служении, ради которого Моисей просит фараона выпустить народ Израильский в пустыню, как о латрейе (Исх. 4: 23; 7: 16; 8: 1; 8: 20; 9: 1; 9: 13 и т. д.). Это служение представляло собой обряд, но совершаемый не в храме, поскольку храма не было. Латрейей назван и установленный Моисеем обряд Пасхи (Исх. 13: 5), латрейа – запрещенное служение кумирам (Исх. 20: 4-5), латрейа также  – служение всесожжениями и жертвами вне Храма (Нав. 22: 27), латрейа – идолослужение (1Мак. 1:43), а также общее обозначение иудейского «богослужения отцов» (1Мак. 2: 19, 22). Создается впечатление, что словом latreia  выражали преимущественно общее понятие о служениии Богу или языческим богам, а также его относили к культовым действиям, которые происходили вне Храма.

http://pravoslavie.ru/2867.html

Итак старайся быть неукоризненным чадом Божиим, и войти в тот покой, идеже предтеча о нас вниде Христос (Евр.6:20). Старайся быть написанным в небесной церкви вместе с первородными, чтобы обрестись тебе одесную величествия Всевышнего. Старайся взойти в святый град - в горний Иерусалим, где и рай сладости. Ибо не сподобишься иначе сих чудных и блаженных достояний, если не будешь день и ночь проливать слезы, как потоки, подобно святому, который говорит: Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс.6:7). Разве не знаешь, что сеющии слезами, радостию пожнут (Пс.125:5)? Посему пророк говорит: Слез моих не премолчи (Пс.38:13); и еще: Положил еси слезы моя пред Тобою, яко и в обетовании Твоем (Пс.55:9); и еще: быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс.41:4), и питие мое с плачем растворях (Пс.101:10). Ибо слезы, с великою скорбью, при чистом воспламенении сердечных внутренностей, проливаемые в ведении истины, суть душевная пища, доставляемая небесным хлебом, которого преимущественно причастилась блаженная Мария, сидевшая у ног Христовых и плакавшая. Ибо сказано: Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея (Лк.10:42). О какие это многоценные жемчужины в излиянии блаженных слез! Какой правильный и благопокорный слух, какая быстрота духовной любви, усильно поспешающей к Божественному Жениху! Какое уязвление душевного влечения к Богу-Слову! Какое непрерывное общение невесты с женихом! Подражай, подражай сему, чадо, ни на что не взирая, кроме Сказавшего: Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк.12:49)? Ибо возгорание духа воспламеняет сердце, а потому невещественный и Божественный огнь обыкновенно просвещает и испытывает души, как неподмесное золото в горниле, и истребляет порок, как терние и солому, потому что Бог наш огнь поядаяй есть (Евр.12:25). Сей-то огнь воздействовал в апостолах, когда огненными языками говорили они слушающим. Сей огнь озарил Павла славою и омрачил у него чувство зрения, потому что плотское видение не вместило в себе силы оного света. Сей-то огнь явился Моисею в купине. Сей-то огнь в виде колесницы восхитил Илию с земли. Действенности огня сего взыскуя, Давид сказал: Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце (Пс.25:2). Сей-то огнь согревал сердце Клеопы и его спутника, когда беседовал с ними Спаситель по воскресении из мертвых. Посему и ангелы и служебные духи причастны светлости огня сего, по сказанному: Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный (Пс.103:4). Сей-то огнь, пожигая бревно в оке, делает ум чистым, так, что восприяв естественную зоркость, может он всегда уразумевать чудеса Божии, подобно сказавшему: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Сей-то огнь обращает в бегство демонов, попаляет всякое повреждение, истребляет грех, есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение душ, состав разумных сил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/847/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010