(12) И ещё спросил: Господи, как же в мире том узнают друг друга брат брата, любящий любимого, отец детей своих и дети своих родителей? И услышал голос, говорящий мне: слушай, Иоанн, праведники узнают родных, грешники же никоим образом, и в воскресении силы не узнают друг друга. И ещё спросил я, Иоанн: Господи, будут ли вспоминать там о виноградниках и прочем, [оставленном] здесь? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, как сказал пророк Давид: помните, что [вы] персть; дни человека как трава, как цвет полевой, так он цветёт. Подует над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс 102/103:14-16). И ещё он сказал: выйдет дух его и возвратится в землю его. В тот день исчезнут все помышления его (Пс 145/146:4). (13) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих на лице всей земли, и они возьмут от земли все славное и все честное, и святое, и чтимые и святые иконы, и славные и честные кресты, и церковные святыни, и божественные и священные книги, и все чтимое и святое вознесётся на облаке в воздух. И тогда повелю принести великий и священный скипетр, и протяну его в руке Моей к ним , и поклонятся ему все Мои чины ангельские. Тогда вознесётся вся природа человеческая на облака, как пророчествовал апостол Павел: вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе (1 Фес 4:17). Тогда изыдут все духи лукавые, которые на земле, которые в бездне или где ещё есть на лице всей земли от восхода солнца до заката, которые, прилепились со служителями [своими] к диаволу или к Антихристу, и [также] восхищены будут на облака. (14) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих на лице всей земли, и зажгут землю на восемь тысяч пятьсот пядей, и сгорят горы великие, и все камни расплавятся и станут как пыль, и сгорят все деревья, и всякий скот, и все гады, ползающие на земле, и всякий, находящийся на лице земли, и всякая птица, парящая в воздухе, и потом не останется на лице всей земли ничего колеблющегося, и станет земля недвижима.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Pag. 141–142. 101. Состоянием естественным Отцы называют то состояние, в котором человеки сотворены; состояние падения они называют нижеестественным. 102. 4 Цар. 5. 26. 103. 4 Цар. 6. 17. 104. Ср.: не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах (Ис. 42. 2). 105.  По иному чтению: «Вид святых Ангелов — приятный и спокойный: они не спорят между собою, не кричат, — столько тихи, что не слышится голос их. Являясь с благостию и тихостию, поливают в душу радость, наслаждение, извещение». Pag. 142. 106. Лк. 1. 13. 107. Мф. 28. 5. 108.  …не бойтесь… (Лк. 2. 10.) 109. Ин. 8. 56. 110. Лк. 1.41. 111.  …отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4. 10; Втор. 13. 4). 112.  …тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10. 20). 113.  Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас (Мф. 7. 22, 23). 114.  …не всякому духу верьте (1 Ин 4 1). 115. 2 Кор. 12. 11. 116.  Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся (Пс. 19. 8). 117.  …я, как глухой, не слышу (Пс. 37. 14). 118. Человек, при видении духов — так как это состояние находится вне обычного порядка — не может тотчас дать себе верного отчета, совершается ли видимое им на самом деле, или это — только видение. Деян. 12. 9. 119. Рим. 8. 35. 120.  …Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 121.  …приложил я к себе (1 Кор. 4. 6) 122. Пс. 9. 7. 123. Нав. 5. 13. 124. Дан. 10. 20. 125. Иное чтение, местами вписанное здесь в выносках, есть перевод греческого текста на латинском Евагрием. Этим чтением пользовался святой Димитрий Ростовский, составляя жизнеописание преподобного Антония Великого. Евагрий сознается в недостаточной точности своего перевода: но перевод этот, будучи сделан иноком, имевшим опытное знание отшельнической жизни, имеет свою цену.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Возражение 2 . Далее, согласно Боэцию, счастье есть «совершенное состояние, которое является соединением всех благ» 101 . Но некоторые из человеческих благ – пускай их значение, как сказал Августин, и ничтожно 102 , – являются внешними [благами]. Следовательно, и они нужны для счастья. Возражение 3 . Далее, наш Господь говорит: «Велика ваша награда на небесах» ( Мф. 5, 12 ). Но нахождение на небесах подразумевает пребывание в месте. Следовательно, для счастья необходимо, как минимум, внешнее место. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Кто мне – на небе, и с Тобою не хочу на земле» ( Пс. 72, 25 ), что означает: «Ничего не желаю, помимо Тебя», ибо «мне благо – приближаться к Богу» ( Пс. 72, 28 ). Поэтому для счастья нет никакой нужды в чем-либо внешнем. Отвечаю: для несовершенного счастья, которое возможно в этой жизни, внешние блага необходимы, но не как относящиеся к сущности счастья, а как инструментально обслуживающие счастье, которое, как сказано в книге «Этика», состоит в деятельности в полноте добродетели 103 . Действительно, в этой жизни человеку необходимо тело для осуществления деятельности как созерцательных, так и действенных добродетелей, причем, что касается последних, то для осуществления связанной с ними деятельности он нуждается также и во многих других вещах. С другой стороны, в таких именно благах никак не нуждается совершенное счастье, которое состоит в созерцании Бога. В самом деле, такие внешние блага необходимы или для поддержания [жизнедеятельности] животного тела, или для осуществления некоторой деятельности, которая специфически присуща [именно] человеческой жизни и которую мы осуществляем через посредство животного тела, в то время как совершенное счастье, состоящее в созерцании Бога, будет осуществляться душой или отделенной от тела, или соединенной с телом, но уже не с животным, а с духовным. Следовательно, во всех этих внешних благах, коль скоро они полностью определены к животной жизни, вышеупомянутое [совершенное] счастье не нуждается. И так как в этой жизни счастье, связанное с созерцанием, ведет к большему уподоблению Богу, нежели счастье, связанное с действиями, то оно [т. е. счастье созерцания], тем самым, гораздо ближе к совершенному счастью и потому, как сказано в «Этике», гораздо меньше нуждается в этих [внешних] благах 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Остается, наконец, сравнить Павла с Ангелами: поэтому, оставив землю, вознесемся на своды небесные. Никто пусть не считает речи нашей дерзкой. Если Писание называет ангелом Иоанна и священников, то что удивительного, когда мы сравним с этими силами того, кто превосходнее всех? Что же в них есть великого? То, что они во всей точности повинуются Богу, о чем и Давид с удивлением говорит: «Крепкие силою, исполняющие слово Его» ( Пс.102:20 ). Подлинно, нет ничего равного этому, хотя бы они были тысячекратно бестелесными, так как то особенно и делает их блаженными, что они повинуются повелениям (Божиим) и ни в чем не ослушиваются. Но и в Павле можно видеть, как он соблюдал это в точности: он не только исполнял слово Божие, но и все повеления и даже сверх повелений, как он сам выразил это, сказав: «За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно» ( 1Кор.9:18 )? Что еще с удивлением говорит пророк об Ангелах? «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» ( Пс.103:4 ). Но и это можно видеть в Павле, потому что он, как дух и огонь, обтекал всю вселенную и очищал землю. Но он еще не достиг Неба? Это и удивительно, что он был таков на земле и, быв облечен смертным телом, равнялся с бестелесными силами. Какого же осуждения достойны мы, если, тогда как один человек совмещает в себе все добродетели, мы не стараемся подражать ему даже в малейшей части? Итак, помышляя об этом, постараемся избавить себя от осуждения и подражать его ревности, чтобы удостоиться получить такие же блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Беседа 2 Св. апостол Павел осуществлял добродетель во всех ее отношениях и исполнял ее без всяких видов ни на земное возмездие, ни даже на небесное. – Он не избегал страданий, а даже искал их и наслаждался ими; скорбел из-за спасения всех вообще и каждого в отдельности. – На земле он жил, как будто будучи на Небе. – Он сподобился самых великих милостей и самых знаменательных даров благодати. – Наконец, он есть превосходный образец добродетели, который не недоступен и всем нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Первые любят себя и презирают Бога; вторые любят Бога и презирают себя. «Первый (Град) полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава – Бог, Свидетель совести. Тот в своей славе возносит главу свою, а этот говорит своему Богу: слава моя, и Ты возносишь голову Мою ( Пс. 3, 4 ). Над тем господствует похоть господствования, управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами; в этом по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь. Тот в своих великих людях любит собственную силу, а этот говорит своему Богу: Возлюблю Тебя, Господи, крепость Моя ( Пс. 17, 2 ). Поэтому в том граде мудрые его, живя по человеку, добивались благ для тела или души своей, или того и другого вместе, а которые могли познать Бога, те, познав Бога не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми (то есть превозносясь под влиянием гордости своею мудростью), обезумили, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… и поклонились, и служили твари вместо Творца ( Рим. 1, 21–25 ). В Граде же этом нет человеческой мудрости, кроме благочестия, которое правильно почитает истинного Бога, ожидая в обществе святых, не людей только, но и ангелов, той награды, да будет Бог всё во всем ( 1Кор. 15, 28 )». 101 Дальнейшая история царств обнимает собой весь период существования человеческого рода на земле, время, в которое рождение и смерть сменяются одно другой. 102 Первым гражданином царства земного был Каин, Царства Божия – младший брат его Авель. 103 В характеристике этих двух представителей двух противоположных царств дана характеристика всех членов последних 104 . О Каине сообщается, что он первый построил город на земле. 105 Этим он показал, что он всецело привязан к земле, ищет только земных благ, выше той и последних не простираются его интересы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

11. Исходя из этих соображений, в Пояснительной записке к вышеупомянутому Responsum Конгрегации доктрины веры напоминается, что когда благословение на определенные человеческие отношения испрашивается посредством специального литургического обряда, необходимо, чтобы то, что благословляется, соответствовало Божьему замыслу, запечатленному в Творении и полностью явленному Христом Господом. По этой причине, учитывая, что Церковь всегда считала нравственно законными только те сексуальные отношения, которые проживаются в браке, она не имеет права давать свое литургическое благословение, если это в какой-то мере может придать форму нравственной легитимности союзу, претендующему на брак, или внебрачной сексуальной практике. Суть этого заявления была повторена Святейшим Отцом в его ответах на dubia двух кардиналов. 12. Мы также должны избегать риска свести значение благословений только к этой перспективе, поскольку это привело бы нас к тому, что для простого благословения требовались бы те же нравственные условия, что и для принятия таинств. Этот риск требует, чтобы мы еще больше расширили эту перспективу. Ведь существует опасность, что пастырский жест, столь любимый и распространенный, будет обставлен слишком большим количеством моральных условий, которые под предлогом контроля могут затмить безусловную силу Божьей любви, на которой основан жест благословения. 13. Именно в этой связи Папа Франциск призвал нас «не терять пастырского милосердия, которое должно пронизывать все наши решения и отношения», и не быть «судьями, которые лишь отрицают, отвергают, Давайте же ответим на его предложение, разработав более широкое понимание благословений. Благословения в Священном Писании 14. Чтобы размышлять о благословениях, собирая различные перспективы, нам следует позволить просветить себя, прежде всего, голосу Священного Писания. 15. «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6, 2426). Это «священническое благословение», которое мы находим в Ветхом Завете, в частности в книге Чисел, имеет «нисходящий» характер, поскольку представляет собой призыв благословения, нисходящего от Бога на человека: оно является одним из древнейших текстов божественного благословения. Существует и второй тип благословения, который мы находим на библейских страницах, – тот, что «восходит» от земли к небу, к Богу. Благословение, таким образом, означает восхваление, празднование, благодарность Богу за Его милость и верность, за чудеса, которые Он сотворил, и за все, что произошло по Его воле: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» (Пс. 102(103):1).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ? Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из св. Писания. Книга Бытия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). Ап. Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол 1:16). 99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ “НЕВИДИМЫХ”? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. 100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ? Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресв. Деве Марии зачатие Спасителя. 103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об этом можно найти в св. Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38:6,7). 105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ? Название Ангела хранителя взято из следующих слов св. Писания: Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11). 106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф 18:10). 107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ? Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Да устрашат тебя слова Господни, повелевающие: и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нём нагота твоя ( Исх. 20:26 ), имея в виду ступени порока и надменности. Потому что откроется нагота твоя и, как сказано, узнают, что есть суд ( Иов. 19:29 ). 98. Монаху Лампадию Не только Иуда, презрев суд Божий, предал Господа, но в число предателей входят и христиане, которые не исполняют Божественные заповеди, пренебрегают ими, ведут себя высокомерно и следуют своим лукавым желаниям. 99. Ему же Принявший послушание из страха Божия служит братии, но если впоследствии ожесточится, возгордится и будет брать деньги на собственные нужды, то он преступил Божественные законы, отверг и нарушил обеты отречения и подчинения, поэтому он называется изменником данному слову. 100. Архимандриту Евстафию Ты тщательно украшаешь полный мешок, заботясь об утучнении плоти, подобно птице откармливая себя во тьме неведения. Какое же оправдание найдёшь ты себе, когда придёт Судия всех? 101. Монаху Евмафию Когда некоторые из братий, прежде полного очищения от страстей, не усовершенствовавшись в образе жизни, берутся учить других, тогда демоны, смеясь над ними, подают друг другу знаки, как бы говоря и рассуждая: будет он в своё время нашей добычей, осмеливаясь давать советы вопреки Господней воле. Поэтому, пока мы ещё зелены и не стали зрелыми плодами, не возжелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться игрушками демонов. 102. Монаху Евфимию Пятьдесят четвертый псалом напоминает нам о страхе, трепете и тьме греховной: страх и трепет нашёл на меня, и ужас объял меня. И я сказал: кто дал бы мне крылья как у голубя? я улетел бы и успокоился бы ( Пс. 54:6–7 ), то есть в минуту объявшего меня бедствия я достигну Бога и успокоюсь у своего человеколюбивого Владыки. Потому что Он – покой уставших от греха. Поэтому и говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф. 11:28 ). Поэтому Давид и открывает очи подвизающимся, настраивая их, чтобы они не отчаивались, заканчивает псалом благим упованием. 103. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

101 ибо время помиловать его. Помиловать Сион, по всей видимости, означает восстановить его после разрушения. 101 созиждет Господь Сион. Т.е. восстановит храм и снова посетит его Своим присутствием: «явится во славе Своей». 101 стон узников. Очевидно, имеются в виду томящиеся на чужбине. 101 не восхити меня в половине дней моих. Горести и страдания лишили псалмопевца сил и он, еще нестарый человек, просит Господа явить милость и позволить продлить отпущенный ему срок. 101:27 См. статью «Самобытие Бога». Глава 102 Пс. 102 Данный псалом, являясь хвалебным гимном Господу, одновременно содержит учение о Боге и раскрывает сущность Его. С полным основанием псалом можно охарактеризовать как вероучительный. 102:1–2 Данные стихи обращение молящегося к своей душе являются как бы самонаставлением, осмыслением взаимоотношений человека с Богом. 102 беззакония... недуги. Автор псалма увязывает прощение грехов с исцелением недугов. Если не всякая физическая болезнь связана с грехом (см. Ин. 9,2.3 ), то всякий грех обуславливает болезнь души. 102:6 Лейтмотивом всей Псалтири (как и Ветхого Завета в целом) является мысль, что Господь защитник всех обиженных. 102 показал пути Свои Моисею. Моисей был удостоен исключительной чести он говорил с Господом «лицом к лицу» и имел беспрецедентные откровения Божий. 102:10 Этот стих как бы перебрасывает мост от Ветхого Завета к Новому: Господь воздает не по делам, а по милосердию своему. Эта же идея развивается образным строем ст. 12 и 13. 102:14 См. статью «Тело и душа. Два пола». 102 царство Его всем обладает. Господь властвует над всем. Царство Его обладает полнотой совершенства, к которому нечего добавить. См. статью «Божественное провидение». 102:20–22 Псалмопевец обращается ко всем существам небесным, призывая их благословить Господа, как царствующего над всем. Превосходство Господа над всем небесным и земным абсолютно. 102:20 См. статью «Ангелы». Глава 103 Пс. 103 Этот псалом, как и предыдущий, открывается и завершается (ст. 1 и 35) обращением псалмопевца к самому себе с призывом вознести хвалу Богу. Он восхваляет Господа за величие Его творения, опираясь на тематику и фразеологию библейского повествования о сотворении мира (Быт., гл. 1). При этом обнаруживаются неожиданные параллели между Пс. 103 и египетским гимном Солнцу Аменхотепа IV (Эхнатона), которые можно объяснить стремлением псалмопевца показать, что только Творец, а не часть Его творения (как, напр., солнце), заслуживает поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

их совершенно, оделись они в неправду и нечестия свои...» (Пс.72:6), а в другом месте: «смиренным дает благодать» (Притч.3:34), — что милостыня прекрасна: «расточил: ...дал нищим, правда его пребывает в... век века» (Пс.111:9), — что милосердие достойно похвалы: «муж, щедро... дающий, устроит дела свои на суде» (Пс.111:5), — что не должно злословить: «тайно клевещущего на ближнего своего — сего я изгонял» (Пс.100:5). И много — го­раздо больше сказанного — найдешь ты здесь мыслей, исполненных любомудрия. И он беседует не только о настоящем, но и о буду­щем, не только о видимой, но и о невидимой твари. Желаешь узнать о небе, пребудет ли оно вечным или потерпит изменение? В ответ на это он ясно говорит тебе, что «как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся» (Пс.101:27). Или о наружном виде (небес) пожелаешь узнать, опять услышишь от него: «простираешь небо, как кожаный покров» (Пс.103:2). Если пожелаешь узнать, что нахо­дится далее — за пределами этого неба, дает тебе ответ и на это: «покрываешь водами высоты Свои» (Пс.103:3). Не останавливается (псалмопевец) и на этом, но скажет тебе и о широте, и о глубине, доказывая их равномерность: «насколько отстоит восток от запада,... (настолько) Он удалил от нас беззакония наши» (Пс.102:12). «Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил... Господь на боящихся Его» (Пс.102:11). Если ты захочешь исследовать основания земли, то и этого от тебя не скроет, но услышишь от него, что (Господь) «на морях основал ее» (Пс.23:2). Или ты желаешь узнать о земле­трясениях — отчего они бывают? Всякое твое недоумение рассеивается его словами: «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись» (Пс.103:32). Если спрашиваешь о том, какое назначение имеет ночь, и это можешь узнать от него: «Ты простираешь тьму, — и настает ночь,... когда ходят все звери лесные» (Пс.103:20). Объяснит тебе он и то, чем полезны горы: «высокие горы для оленей», и для чего скалы: «каменистая скала — прибежище зайцам» (Пс.103:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010