Он, не только находясь во всяком благополучии являл признательность свою пред Богом, жертвуя Ему во всякий день, но и среди горестных приключений, то есть, среди бесчадства, среди крайнего убожества, язв и жесточайшей болезни, взывал велегласно: «яко Господеви изволися, тако бысть» (Иов.1:21). Среди, говорю, толиких внезапных, купно случившихся и беспримерных приключений и скорбей благодарил, славил и благословлял Бога, вопия: «буди имя Господне благословено!» Был благодарным пред Богом и многочадным будучи, и бесчадным, и богатейшим и беднейшим, и здравым и немощнейшим, и в радости будучи и в скорби, и в счастии и в несчастии.    Христиане! «Елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася» (Рим.15:4). Буди убо, человече, во всем благодарен пред Богом, благословляяй Его «на всякое время, хвала Его» да будет выну «во устех» твоих (Пс.33:1). Если ты здрав, — здравие есть дар Божий; исповедуй убо благодеяние, и взывай с Давидом: «и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему» (Пс.27:7). Если немощен, — болезнь телесная есть спасение души твоей; благословляй убо с Иовом: «буди имя Господне благословено!» (Иов.1:21). Если богат и счастлив, — благодари, якоже Давид, «исполняющаго во благих желание твое» (Пс.102:5), и с ним воспевай: «благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс.102:2). Если же убог и несчастлив, великодушно прославляй Промыслителя, уготовляющего тебе вместо земного небесная, — взывай со Иовом: «якоже Господеви изволися, тако и бысть»! Все во всем, то есть, во всяком случае и обстоятельстве и состоянии, благодарите Бога. Да не отъимется от уст ваших хвала Божия: «о всем благодарите, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1Сол.5:17—18). Ему слава и держава во веки веков, аминь. Беседа о христианском совершенстве (в неделю тридцатую)    История нынешнего Евангелия не токмо Богоглаголивым Лукою, но еще прежде, как Богодухновенным Матфеем, так и Божественным Марком, в различные времена была написана. Един и тот же смысл есть Писания, кроме только того, что малые некоторые обстоятельства, одним Евангелистом не упомянутые, другим подробнее описаны. Поелику же во вторуюнадесять неделю, в толковании Евангелия от Матфея, сию историю мы уже объяснили, не нужно убо паки то же самое повторять. Чего для по толковании, которое предложено в помянутой неделе, побеседуем о христианском совершенстве, упоминаемом в сей истории, написанной тремя святыми Евангелистами. Очистите убо, братие, ум и сердце от всякого земного пристрастия, да разботеет небесное семя сего высочайшего учения. Возведите мысленные ваши очеса на те горы, на которые возводил очи свои Давид, да приидет к вам, якоже и к оному, «помощь от Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс.120:2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3703...

Пусть крик мой дойдет Тебя! Лица Своего не скрывай В день, когда я скорблю! Преклони Свое ухо! Скорее ответь В день, когда я зову! (102/101:2–3)   Лица не скрывай от раба Твоего! В беде я! Скорее ответь! (69/68:18)   Скорее ответь мне, Господь! Изнемогает мой дух! Лица не сокрой от меня! (143/142:7a)   Молчание Божие и богооставленность («Ты меня возвысил и бросил» 102/101:11b), переживается как внутреннее жжение и состояние томительного одиночества. Дни мои тают как дым, Кости горят как в огне, Сердце как солнцем Сожженное былье, И не до пищи мне. От воздыханий моих Мышцы липнут к костям. Как пеликан в пустыне, Словно сова на руине, Одинокой подобен я птице, Что на крыше ютится. (102/101:4–8)   Невозможность приблизиться к Богу – проявление гнева Божия (впрочем, псалмопевец тут же оговаривается, что виной всему являются его грехи) – становится причиной болезненного, пронизывающего все тело недуга. Господи! Гневом меня не карай! Не наказывай яростью! Стрелы Твои пронзили меня, Рука Твоя придавила меня, От ярости Твоей места Живого на мне не сыскать. Из-за греха моего Кости мои болят. Потому что мои беззаконья Покрыли меня с головой Невыносимым гнетом, Что сдавил меня под собой. Гноятся, смердят мои раны – Моя глупость тому виной. Я поник, согнулся крючком, Целый день понурый брожу. Жжет в пояснице боль, Все тело объял недуг, Я подавлен, лишился сил, Воем воет сердце мое. (38/37:2–9)   Внутреннее мучение оставленного Богом человека с особой остротой раскрывается в Пс. 22 /21. При этом «внутреннее» понимается не отвлеченно и не фигурально, но изображается со всеми анатомическими подробностями. Я пролит подобно воде, Все кости распались во мне, Сердце размякло как воск, И по кишкам растеклось, Мышцы ссохлись как черепок, Липнет язык на губах – Ты поверг меня в трупный прах! (22/21:15–16)   И напротив, когда Господь рядом, то: Сердце радо, Ликует дух, Даже плоть Пребывает в покое! (16/15:9)   Так восклицает псалмопевец воодушевленный присутствием Божиим, которое он воспевает в следующих словах:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

В подобном не собственной, смысле в Писании эти наименования прилагаются иногда и к людям, напр. именем elohim называются судьи и другие богоизбранные мужи ( Исх.4:16; 21:6; 22:8, 28 ; Втор.19:17 ; Пс.40:9; 81:1, 6 ; сн. Ин.10:34–35 ), имя сына Божия или сынов Божиих усвояется благочестивым потомкам Сифа ( Быт.6:2 ), народу израильскому ( Втор.14:1; 32:5–6 ; Суд.20:2 ; Иер.31:9 ; Ос.2:1 . Пс.72:15 и др.), его царям ( Пс.81:6 ; 2Цар.7:14 ) и избранным людям ( Пс.102:13 ), а в новом завете – возрожденным от Бога благодатью Св. Духа ( Ин.1:12 ; Рим.8:14 и др.). Таким образом и наименование ангелов богами и сынами Божиими не может служить основанием для утверждения, будто ангелы суть лишь низшие боги по сравнению с Иеговой. III. Ложно и то утверждение рационализма, будто ангелы по смыслу ветхозаветного учения не личные существа, а только олицетворения божественной силы и могущества, или даже олицетворения явлений природы. В библейских упоминаниях об ангелах они неизменно представляются существами личными. Как в особенности согласить с этим мнением все такие действия ангелов, как славословие ими Бога, поклонение Богу, смирение пред Ним? Что значило бы также усматривание Богом недостатков в ангелах? Как примирить с этим мнением наименование ангелов, обычное и постоянное у пророков, воинством Иеговы, различение их по именам и по степеням, ясно предполагающее их личное и отдельное от Бога и мира бытие? В оправдание этого мнения особенно указывают на находящиеся в ветхом завете упоминания и символические изображения высших небесных духов – херувимов и серафимов. Таковы упоминание о Херувиме и пламенном мече обращающемся, чтобы охранять путь к древу жизни ( Быт.3:24 ; ср. Иез.28:13, 14, 16 ), изображения херувимов с распростертыми крыльями, на ковчеге завета ( Исх.25:18 ), на завесе и покрывалах скинии ( Исх.26:1, 31; 36:8, 35 ), в храме Соломоновом ( 3Цар.8:6–7 ), название их колесницею ( 1Пар.28:18 ), представление Самого Бога сидящим и летающим на херувимах ( Пс.17:11; 98:1 ; 1Цар.4:2 ; 2Цар.6:2 ), особенно же описания херувимов у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ангелы     Ангелы (греч «ангелос» означает «вестник») одна из двух разновидностей существ, обладающих личностью и созданных Богом (вторая люди). Ангелов существует великое множество (Мф 26:53, Откр 5:11). Они разумные создания, обладающие нравственными качествами, бестелесны и, как правило, невидимы, хотя и способны являться людям в подобии физического тела (Быт 18:2—19:22, Ин 20:10—14, Деян 12:7—10). Ангелы не женятся и не умирают (Мф 22:30, Лк 20:35—36). Они могут передвигаться с одного места на другое, и множество их может помещаться на крошечном пространстве (см. Лк 8:30, где речь идет о падших ангелах).    Ангелы, подобно людям, были испытаны, и некоторые из них впали в грех. Множество ангелов, успешно выдержавших испытание, утверждены ныне в состоянии святости и бессмертной славы. Их обитель небеса (Мф 18:10, Мф 22:30, Откр 5:11), где они постоянно поклоняются Богу (Пс 102:20—21, Пс 148:2) и откуда они, по Божьему повелению, отправляются исполнять свое служение для христиан (Евр 1:14). Это «святые» и «избранные» ангелы (Мф 25:31, Мк 8:38, Лк 9:26, Деян 10:22, 1 Тим 5:21, Откр 14:10), которым действием Божьей благодати, совершаемым через Христа, открывается Божественная премудрость и слава, неведомые им ранее (Еф 3:10, 1 Пет 1:12).    Святые ангелы охраняют верующих (Пс 33:8, Пс 90:11—12), в особенности детей (Мф 18:10), и постоянно наблюдают за происходящим в церкви (1 Кор 11:10). Исходя из Писания, можно заключить, что ангелы больше, нежели люди, осведомлены о божественных предметах (Мк 13:32) и что они исполняют специальное служение для верующих в час их смерти (Лк 16:22), но подробности этого нам неизвестны. Следует отметить, что в то время, как мир следит за христианами, надеясь увидеть их падение, добрые ангелы наблюдают за верующими в надежде увидеть в их жизни торжество благодати.    Таинственный «Ангел Господень», или «Ангел Божий», часто появляющийся в ранней ветхозаветной истории и иногда отождествляемый с Богом, а иногда отличный от Него (Быт 16:7—13, Быт 18:1—33, Быт 22:11—18, Быт 24:7—40, Быт 31:11—13, Быт 32:24—30, Быт 48:15—16, Исх 3:2—6,14,19, Исх 23:20—23, Исх 32:34—33:5, Чис 22:22—35, Нав 5:13—15, Суд 2:1—5, Суд 6:11—23, Суд 13:3—23), в определенном смысле является Богом, действующим как вестник Самого Себя, и часто Его рассматривают как явление Бога Сына еще до Его воплощения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

" Итак, будьте милосерды " , - сказал (Господь), - " как и Отец ваш милосерд " (Лук. 6:36). Она легка и быстролетна, имеет золотые крылья и полёт, услаждающий ангелов. У неё, говорит (Псалмопевец), - " крылья голубки, серебристые и с междуплечиями ее блестящими, как золото " (Пс. 67:14). Она летает, как голубь, золотой и живой, одарённый нежным взглядом и кротким глазом. Нет ни­чего прекраснее этого глаза. Красив павлин, но в сравнении с этим голубем он - ворона: так прекрасна и удивительна эта птица! Она постоянно смотрит вверх и окружается великою славою Божией; она есть дева с золотыми крыльями, разукра­шенная и имеющая лицо белое и кроткое; она легка и быстролётна и предстоит престолу Царскому. Когда мы подвергаемся суду, она внезапно прилетает, является и избавляет нас от наказания, осеняя своими крыльями. Богу она угодна более жертвы, о ней он  часто беседует: так она любезна Ему! " Сироту и вдову " и убогого, - говорит (Псалмопевец), - " Господь … поддерживает " (Пс. 145:9). Её именем сам Бог любит называться: " Щедр и милостив Господь " , - говорит Давид, - " долготерпелив и многомилостив " и истинен (Пс. 144:8; Числ. 14:18); и ещё: " до небес велика милость Твоя " (Пс. 56:11; 102:11). Она спасла род человеческий, - потому что если бы Бог не помиловал нас, то все погибло бы; она примирила нас, бывших врагами; она доста­вила нам безчисленные блага; она побудила Сына Божия сде­латься рабом и истощить себя. Будем же, возлюбленные, ревновать о той, которою мы спасены; будем любить её, предпочи­тать её богатству, и без богатства соблюдать душу свою мило­сердою. Ничто столько не отличает христианина, как мило­стыня; ничему столько не удивляются неверные и все, как делам милосердия. И мы часто нуждаемся в этом милосердии, и каждый день взываем к Богу: " Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей … " (Пс. 50:3). Наперёд мы сами начинаем (дела милосердия), или, лучше сказать, не мы начинаем прежде, но сам Бог уже явил милость свою к нам. Будем же, возлюблен­ные, хотя позади следовать за Ним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Ис. 11:3–4). И устами Давида говорит Он: Строго назад меня Господь, но смерти не предал меня. (Пс. 117:18). Потому что от Господа быть наставляемым и воспитываемым, это — спасение от смерти. У того же пророка говорится еще: Ты поразишь их жезлом (прутом) железным сокрушить их, как сосуд горшечника. (Пс, 2:9). С отношением к этому пишет и апостол в Послании к Коринфянам: с жезлом (с прутом) прийти к вам, или с любовью и духом кротости (1 Кор. 4:21)? И у другого пророка говорится: Жезл (прут) силы Твоей пошлет Господ с Сиона (Пс. 22:4). Эти Твои педагогические жезл (судейский) и посох (пастырский) — они успокаивают меня, сказал опять некто другой (Пс. 22:4), т. е. нашел я утешение в этой власти Педагога достопокланяемой, утешительной, спасительной. 8. Против полагающих, что благость и правосудие взаимно себя исключают Есть еще некоторые, утверждающие, что (судейский) жезл, угрозы и устрашения собой исключают благость Божию. Но, очевидно, они плохо понимают Писание, в одном месте так говорящее: боящийся Бога обратится (Сир. 21:7) и не думают о величественнейшем доказательстве Божия человеколюбия, а именно о том, что ради нас Господь человеком стал. Пророк обращается к Нему с таким молением в задушевном тоне: вспомни о нас, потому что пыль мы (Пс. 102:14), т. е. тронься сожалением о нас, потому что слабость плоти Ты на самом себе испытал. О полнейшей Господа, нашего Педагога, благости и о том, что в этом отношении Он в высшей степени достохвален, свидетельствует то, что от полноты человеколюбия относится Он сострадательно к слабой природе каждого человека в частности. Не существует ничего такого, что Господу было бы ненавистно (Прем. Сол. 9:23). Ибо невозможно, чтобы что–либо Он ненавидел, и однако же восхотел существования того, что Ему ненавистно. И опять не может Он хотеть, чтобы нечто не существовало; но вместе с тем, чтобы Он был виновником бытия того, существования чего Он не желает. Невозможно далее, чтобы существование какой–либо вещи Он не хотел и чтобы, несмотря на то она существовала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Наконец в талмудической и раввинской литературе хранятся разные сказания о царях израильских, не записанные в канонических книгах и, следовательно, предполагающие особенный исторический источник вне канона, каким прежде всего мог быть тот источник, который сама библия указывает для израильской истории. Напр. о Иеровоаме 1 говорится в талмуде (Sanhedr. 103), что он был царь мудрый и стяжал большую расположенность к себе не только израильтян, но и партии иудейской в его царстве, между тем кн. Цар. ничего подобного не говорит. Царя Омрия талмуд (Sanhedr. 102) восхваляет за его труды по обстроению Самарии. Ахав (Midr. ч. на Есфирь, Megill. II) признается царем великим и могущественным, одним из тех, которым должен покориться весь мир, не терпевшим вблизи себя лицемеров и клеветников (Sanh. 103), но с другой стороны неумеренно честолюбивым (Taanith 27), с холодным темпераментом ( , Sanh. 39) и нетвердым характером ( , Sanh. 102); на воротах Самарии, по распоряжению Ахава, была сделана такая надпись: царь отвергает Иегову, Бога Израилева (Sanh. 102). Царь Иегу относится к колену Манассиину (Midr. ч. I. Mos. 2). Между качествами Иеровоама II указываются (Iebamoth, 98) его неподкупность и недоступность клевете и т. дал. Вообще все пробелы в повествованиях кн. Цар. мидраши и талмуд восполняют так называемою историческою агадою, которая, без предположения каких либо положительных источников, будет совершенно непонятна. Правда, историческая агода распространяется и на царей иудейских, но для этих последних она имела основанием живое непосредственное предание иудеев, в области которого не было места северному царству, отделившемуся почти с самого начала царского управления у евреев 21 . 2 По такому своему характеру, как не преследовавшая теократических целей, израильская летопись и не нашла места в еврейском каноне, рядом с строго теократическою летописью иудейскою или книгами Паралипоменон. 3 Хотя о дворцах и престолах из слоновой кости толкователи и переводчики находят упоминание 1Цар. 9, 18 , Ам. 3, 15; 6, 4 , Пс. 45, 9 ; но такое объяснение нам кажется сомнительным: а) выражение дом из слоновой кости будет слишком гиперболическим; б) если здесь разумеется слоновая кость, то зачем она обкладывается золотом (1 Ц. 10, 18); в) стоящее здесь еврейское слово означает только зуб, зубец, острие (от .. . .. ), т.е. наружную форму предмета, а не его качество, тем более не такое отдаленное качество, как качество слоновой кости. Что касается данного места 1Цар. 22, 39 , то оно отличается от всех других мест еще тем, что в нем стоить с членом.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Пс.21:16             Иссохла, как черепок, сила моя…. " Черепок» хорес – сделанный из «земли» (адама; Ис.45:9 ), «глиняный» сосуд. Который использовали при жертвоприношении; в некоторых случаях его полагалось «разбить» ( Лев.6:28 ); также: черепок ( Иов.2:8 ). В черепке не держится влага, так и в умирающем «высохла сила». «Сила» коах – та «сила земли» (адама)», которую она сообщает возделанным растениям и которую человек в растениях «ест» ( Быт.3:17; 4:12 ). Об умирающем сказано: «поражено сердце мое и иссохло, как трава» ( Пс.102 /101:5). Если сказано, что в человеке «иссохла сила» (земли), то это больше, чем крайнее истощение: это уже отъединение от жизни, которой живет органика. Распятый и до конца, как вода, пролился, и совершенно иссох от жизни – был поднят на Крест. Давид предъявляет два образа смерти – несовместимых для чувственного представления: абсолютной текучести (ст.15) и совершенной сухости (ст.16). Для живущих это непредставимо, как сама смерть. Пс.21:16             …и язык мой прилепился к челюстям моим… «Язык прилепился» – формация глагола (hophal) говорит, что язык заставили прилепиться. Библейское «прилепиться» имеет, помимо обычного, мистическое значение: муж «прилепляется к жене» ( Быт.2:24 ), человек «прилепляется к Богу» ( Втор.11:22 ). Если язык прилепился к «челюстям» (hap.leg) 169 , то язык и челюсти стали одно, не разлепляются. Исаия дважды повторил о Мессии страдающем: «Он не открывал рот Свой» ( Ис.53:7 ). То была особая,        явившаяся на Кресте «немота» – от всякой жалобы, от всякого оправдания и от собственной правоты. Мессия – «как агнец пред стригущим его немотствовал (LXX: безгласен) и не открывал рот свой» ( Ис.53:7 ). «Я немотствовал… я умолчал от доброго», уже не говорил о том, что тов – у Бога «хорошо» ( Пс.39 /38:3). Пс.21:16             …и в прах смерти Ты поставляешь меня. Почему Богу такие слова говорит Давид, а устами пророка – Христос? Нужно вспомнить о сотворении человека. «И слепил Яхве Элохим человека – прах от земли, и вдунул в ноздри его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). Человек был прах, но – бессмертен, ибо причастен «дыханию» нешама Яхве (см. Пс.18 /17:16). После грехопадения Адам услышал, что он сам по себе не бессмертен: «прах ты, и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Единый безгрешный не мог умереть, как все смертные:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Поэтому возвышенное представление о Промысле Божием, представляемое в псалмах, всецело отражается и на народном воззрении. Вот несколько мест из псалмов, рисующих Божественный Промысл. «Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их ( Пс.33:16–18 ; ср. 1Пет.3:12 ). Возверзи на Господа печаль твою и Той тя препитает ( Пс.54:23 ; срав. Пс.32:18–19 ). Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его, творити я ( Пс.102:13, 18 ). Близ Господь всем призывающим Его. Хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит ( Пс.144:18, 20 ). Так изображается в псалмах Давида отеческое попечение Бога о людях. Припомнив указанные уже народные пословицы и места из других народных произведений о промыслительной деятельности Бога, мы увидим, что если народ русский и несколько, так сказать, вульгарно изображает Божественную деятельность, то всё же дух библейский усвоен им. Вульгарность выражения библейских понятий, иногда возбуждающая улыбку в человеке образованном (припомним, например, легендарные сказания о путешествии Бога с целию испытания людей), неизбежна. И требовать от народа точных и якобы лучших, книжных определений, касающихся Бога, Его свойств и деятельности, несправедливо. Народ к отвлечённому философскому или богословскому мышлению не привык. Переменить «чистую золотую монету созерцания на бумажные деньги книжных определений» – выразимся словами Гейне – он не имел ещё времени, потому что научного богословского образования ему ещё не давали. А с другой стороны, если библейские воззрения, облечённые в чисто русскую форму, не потеряли своего духа, то это говорит за то только, что они усвоены русским народом и, переработавшись, вошли, так сказать, в плоть и кровь его духовной природы, что русский дух возвысился до библейского духа и слился с ним, не потерявши однако своей самостоятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Научи меня, потому что Ты Един, как Бог, можешь спасти душу мою: яко Ты еси Бог Спас мой. Здесь пророк исповедует веру в Бога как Спасителя своего не только от временных бед и напастей, но и от вечной погибели: так как Господь Иисус Христос (Спас) вскоре по умерщвлении плоти Своей на кресте (1 Пет.3:18-19) вместе с душами других праведников вывел и его душу из ада преисподнего. А вместе с верою исповедует и всегда неизменную надежду свою на милость Божию, говоря: и Тебе терпех весь день. Выражение весь день пророк употребляет вместо: «всегда», или «во всю жизнь». Во всю жизнь свою, говорит, я ни на кого более не надеялся и ни от кого другого не ожидал милости, как от Тебя единого. Пс.24:6 Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя яко от века суть.    Терпеливо, так молится пророк, я ожидаю от Тебя, Господи, милости и спасения, потому что уверен в том, как Ты щедр и милостив (Пс.102:8), и Ты не забудешь тех щедрот и благодеяний, какие всегда, от века, Ты являешь всем боящимся Тебя и которые также вечны, как Сам Ты вечен. Пс.24:7 Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.    Продолжая молитвенное возношение сердца к Богу, Давид говорит: поминая существующие от века щедроты и милости Твои, Господи, не поминай грехов моих, забудь о грехах, содеянных мною в молодости и по неведению. Ты благ и милостив, а потому, не поминая о грехах, содеянных мною, вспомни о мне, грешнике кающемся, — помяни меня не во гневе, карающем грешников, а по милости Твоей. Пс.24:8 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.    По переводу с греческого стих сей читается так: «Благ и праведен Господь. Посему согрешающим укажет путь закона». В этих словах пророк выражает основание своей надежды на помилование. Благ, говорит, Господь, потому и милует согрешающих. Но Он и праведен, ибо праведно наказывает за грехи, — праведен в судах и решениях Своих. По благости Своей Господь любит людей и прошения их исполняет, а по праведности Своей; по правосудию, полагает закон для согрешающих на пути жизни сей, для того чтобы они, раскаявшись и оставя путь неправды, из неправедных и злых соделались праведными и благими. Пс.24:9 Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим.    Положив закон для людей слабых, удобопреклонных ко греху, согрешающих, Господь тех из них, которые не противятся Ему, Законоположнику, но желают научиться от Него, людей кротких и смиренных, наставит на суд, приведет на правый путь закона Своего. Покорные закону Господню и последующие всем заповедям Его, кроткие по суду Божию получат оправдание и блаженство (Мф.5:5). Во второй половине стиха Давид, по изъяснению св. отцов, явно предсказывает о Христе Иисусе и учениках Его, которых Он и словом, и примером жизни Своей научал кротости и другим путям Божиим для достижения вечного блаженства, как это видно из Святого Евангелия (Мф.11:29, 5:2-12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010