β) С судьбою человека нераздельно связана и судьба земли, отданной Богом во власть человека и в жилище ему при сотворении; за грех человека она проклята Богом, покорилась суете и тлению, стенает и мучится доныне. Но когда человек освободится от греха и всех его последствий, достигнет свободы славы, свойственной искупленным чадам Божьим, тогда и сама тварь будет освобождена от рабства суете и тлению. О преобразовании неба и земли, через изменение их, говорится в псалме: «в начале, Господи, Ты основал землю и небеса – дело Твоих рук; они, как риза обветшают и как одежду Ты переменишь их, и изменятся» ( Пс.101:26:27 ). Искупление человека от греха есть искупление и от всех его последствий как в самом человеке, так и во внешнем мире. По обетованию Божию мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда ( 2Пет.3:13 ), следовательно, уже не будет никаких последствий греха. Кончина мира, или преобразование настоящего порядка его, предшествуется страшными и гроз- —110— ными явлениями и потрясениями его, губительными для человека. γ) Всеобщий суд Божий, суд Христов по воскресении мертвых, есть всемирное откровение правды и святости Божией в последний день мира. Пред судилищем Христовым соберутся все народы: «когда Иисус Христос придет, тогда узрит Его всякое око» ( Апок.1:7 ). Всеобщий суд есть окончательное торжество добра над злом и окончательное разделение их. Различие между добром и злом есть существенное и непримиримое, оно и выразится на суде Христовом полным и совершенным разделением их. Пантеисты, не признавая этого различия, отвергают всеобщий суд. «Всемирная история есть всемирный суд», говорит Штраус со слов Шиллера. Но весь ход не только всемирной истории, но и истории каждого общества и народа, ход жизни каждого человека есть суд над ними, только еще не окончательный и не решительный. По определению вечной правды Божией, имеющей открыться на всеобщем суде Христовом, праведники идут в жизнь вечную, а грешники – в муку вечную. Вечная жизнь – удел тех, которые усвоили себе искупление, есть жизнь истинная, всецело удовлетворяющая стремлениям и потребностям богоподобного духа человеческого; следовательно жизнь преисполненная блаженства и славы в живом, неперестающем общении с Богом и единении с Ним ( 1Кор.15:28 ). Настоящая земная жизнь с самыми высокими своими радостями не может дать нам определенных образов для составления понятия о блаженстве в вечной жизни. «Знаем только, говорит ап. Иоанн, что будем подобны ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). – Вечный, говорят пантеисты, есть абсолютный покой, а жизнь – движение и развитие. Но живя в пределах времени, мы не можем отрешиться от его условий и представлять жизнь вне этих условий. Потому не в состоянии познать и определить характера вечной жизни; но не можем не знать, что в Боге неисчерпаемая глубина и бесконечная полнота совершенств, потому в Нём источник нескончаемого блаженства для разумных тварей; – знаем также, – что все благодатные дары Божии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. Флоренского, благодатное обновление человечества продлится в лоне Церкви «до скончания века», когда всё сущее исполнит свою меру и взойдет в вечность после Второго Пришествия Христа, воскресения мертвых и Страшного Суда. Тогда преобразится и вещественный мир: «В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» (Пс. 101:26–27). Образ бытия нового мира остается неизвестным, следовательно, логика его жизненных и культурных процессов тоже неизвестна. Духовное состояние нового мира красочно описывает библейский пророк Исаия: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда» (Ис. 11:6–9). Преображенное человечество станет обитать в некотором месте, названном в книге Апокалипсиса Новым Иерусалимом. О сущности Нового Иерусалима апостол Иоанн Богослов говорит так: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3). Город не будет иметь нужды в естественном свете, освещать его будет слава Божия, он станет вечным храмом человечества, его отчизной благости. Вряд ли возможно говорить содержательно о культуре, присущей его обитателям, но у П. А. Флоренского мы находим комментарий почти поэтический, относительно примирения противоречий в жизни «будущего века»: «Чем ближе к Богу, тем отчетливее противоречия. Там, в Горнем Иерусалиме нет их… Что-то великое, давно желанное и  все-таки вовсе неожиданное, — великая Радость Нечаянная, — явится вдруг, охватит весь круг земного бытия, встряхнет его, как свиток книжный скрутит небо, омоет землю, даст новые силы, все обновит, все пресуществит, самое простое и повседневное покажет во всеслепящем блеске лучезарной красоты.

http://bogoslov.ru/article/6177777

Бл. Иероним: «Ясно показывается ( Пс.101:27 ), что кончина и погибель мира означает не обращение его в ничто, но изменение в лучшее. Равным образом и то, что написано в другом месте: «будет свет луны, яко свет солнца» ( Ис.30:26 ) значит не погибель прежнего, но изменение в лучшее. Размыслим о сказанном: преходит образ, а не существо. То же выражает и св. Петр – «не сказал: узрим иные небеса и иную землю, но прежние и древние, измененные на лучшие». Так же учили: Иустин Мученик , Афонагор, Тациан, Феофил Антиохийский , Минуций Феликс , Ипполит, Мефодий и др. Пятый вселенский собор, опровергая разные заблуждения оригенистов, торжественно осудил и то их лжеучение, будто вещественный мир «не преобратится только, но совершенно уничтожится» (Богосл. Макария арх. Харьк. Т. 2, стр. 645). История бытия мира представляет три великие периода. Из рук Творца – источника любви – все вышло, по собственному Его свидетельству, «доброе зело», т.е. совершенно и прекрасно настолько, насколько было нужно на первый раз. Если бы было все созданное не совершенно и не прекрасно, то в чем же бы и состояло то расстройство мира после падения прародителей? В творении Божьем мы видим дивный порядок всех вещей и гармоническое устройство каждой вещи. Каждая вещь назначена к высшему или низшему служению в царстве природы. В царстве природы, подобно как в доме мудрого и благоразумного владыки, все устроено благообразно и по чину, т.е. низшее непосредственно служит высшему, как ему подчиненное. Существа неорганические преимущественно служат органическим, а эти – чувствующим, а чувствующие – разумным; эти же последние назначены для торжественного, непосредственного и видимого служения Богу, Которому и все служит непосредственно или посредственно. Жизнь всему миру дает Дух Святой, без Которого все – мертво. Следовательно, в творении Божьем главная составная часть творения есть духовно-нравственный мир, от состояния которого зависит и состояние мира физического. Так и было при начале, тотчас после сотворения. Единство и согласие в целом творении – все было очень хорошо. Все было подчинено человеку, существу духовно-нравственному; все работало на него, и природа физическая согласовалась с природой духовно-нравственной. Тогда земля и небо, т.е. атмосфера и все ее явления, были в благоприятных отношениях с человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Быт.3:6. 201 Рим.1:20. 202 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 203 Пс.54:23. 204 Мф.6:25. 205 Мф.6:33. В тексте заменено ищите (ζητειτε) на «просите» (αιτειτε) и после этого опущено δε πρωτον. 206 Лк.10:41–42 207 η μθεξις — причастие, у преп. Никиты встречаются три термина — η μετουσα, η μετληψις и η μθεξις, которые используются как синонимы. 208 Кол.1:17. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2 Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 209 Цитата из св. Иоанна Дамаскина: «Древо же познание и добра, и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). С.149). 210 Еф.4:13 211 Прем.13:5. 212 η ξις — навык; приобретаемое упражнением, привычкою изменение природных свойств человека. Навык к добру, приобретаемый аскетом, называется добродетелью, а навык ко злу — страстью, пороком. (Зарин С.М. Аскетизм… С.684). Преп. Никита (Сотницы 1:72) определяет навык в добродетели как «восстановление сил души в первородное их благородство» (Добротолюбие. Т.5. С.101). 213 О постоянном навыке добродетели, например, у св. Григория Богослова в 36–м слове (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.507–508). 214 κρεττων — сравн. ст. к κρατς и αγαθς — более сильный; лучший; превосходящий; господствующий. Преп. Никита говорит, во–первых, о лучшем из двух наших естеств, а именно мыслимое выше видимого, например, в Сотницах 3:14; 3:40 (Добротолюбие. Т.5. С.149,151). Во–вторых, о лучшей части души (разумной) в гл.27 трактата. В–третьих, о лучших из помыслов, например, в Сотницах 1:26 (Там же. С.89). Наконец, претворение в лучшее связывается с причастием лучшему. Сотницы 2:94 (Там же. С.141). О разделении лучшего от худшего идет речь в гл.58, причем ранее в гл.33 уточняется, что это различение творящей причины и созданного. 215 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.11(25). С.149 (PG 94. 917В). 216 Быт. 2:17. 217 το λειον των ηδονων — своеобразное выражение, которое встречается у бл. Диадоха Фотикийского (SC5.137), им пользуется и преп. Максим Исповедник в «Вопросоответах к Фалласию». например, Вопрос 50 (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.165). 218

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Видишь, он говорит и о первом пришествии, за которое благодарит; и о втором, которого ожидаем. Посему н Символ веры, нами ныне проповедуемый, так велит веровать: и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца, и паки грядущаго со славою судити живых и мертвых, Егоже царствию не будет конца. 3. Итак, придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славою при скончании мира сего в последний день. Ибо будет скончание мира сего, и сотворенный мир сей паки обновится.Поскольку разврат, татьба и любодеяния, и всякий род грехов, разлияся по земли, и кровь с кровьми (Oc. 4, 2) смесилась в мире; то чтобы сие чудное обиталище тварей не осталось навсегда исполненным беззакония, прейдет мир сей, чтобы снова явиться лучшим. И хочешь ли иметь доказательство тому из слов Писания? Выслушай что говорить Исаия: и свиется небо аки свиток, и вся звезды спадут, яко листвие с лозы, и якоже спадает листвие смоковницы (Ис. 34, 4). И Евангелие говорит: солнце померкнет, и луна не даешь света своего, и звезды спадут с небесе (Мф. 24, 29). Не будем печалиться, как бы мы одни только должны умереть; и звезды престанут существовать, а может быть и опять явятся. Свиет Господь небеса не для того, чтобы истребить оныя, но чтобы опять явить их в лучшем виде. Выслушай слова Пророка Давида: В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса (Пс. 101, 26). Та погибнут, Ты же пребываеши (27). Но скажет кто либо, почему же он говорит ясно: погибнут? Сие видно из последующего: и вся яко риза, обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ибо как о человеке говорится, что он погибает, как то сказано: видите, како праведный, погибе, и никтоже не приемлет сердцем (Ис. 57, 1); между тем, как он ожидает Воскресения, так равно ожидаем некоторого Воскресения и небу. Солнце преложится во тьму, и луна в кровь (Деян. 2, 20). Да вразумятся сим обратившиеся из Манихеев, и не боготворят более светил; и сие, имеющее помрачиться солнце, за Христа нечестиво да не почитают. Выслушай также слова Господа: небо и земля прейдут; словеса, же Моя не прейдут (Мк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Воскресение мертвых Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ин.5:21 . Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Ин.5:28 –29. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Рим.8:11 . Сеется тело душевное, восстает тело духовное. 1Кор.15:44 . Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. 1Кор.15:44 . То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. 1Кор.15:36 . Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. 1Кор.15:51 –52. Что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Рим.8:21 ; Пс.101:26 –27. По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. 2Пет.3:13 . А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. 2Пет.3:7 . Ныне мы приступаем к изъяснению двух последних членов символа веры , именно слов: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. И воскресение мертвых, и будущая вечная жизнь принадлежат времени будущему. Когда мы воскреснем из мертвых и достигнем и по телу вечной жизни, тогда окончится дело благодатного освящения нашего. Поэтому воскресение мертвых и вечная жизнь могут быть названы последними проявлениями промыслительного попечения Божия о нашем спасении. Здесь прежде всего мы изложим учение Слова Божия о воскресении мертвых. Итак, что такое воскресение мертвых, которого, по символу веры , мы чаем или ожидаем? Много мыслей и вопросов возникает в нас при гробах умерших. Если мы спросим мертвых: где вы и что с вашими телами, то они ничего не ответят нам. Если же спросим о сем опыте, то он укажет нам на безотрадный факт тления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Деян.17:28 . «О Нем бо живем и движемся и есмы.» III. Церковь , по символу Никейско-Цареградскому, всегда исповедует Бога Отца Вседержителем, а Святого Духа Господом животворящим. Святой Григорий Нисский учит: «(Бог Отец) делает доселе, произращая, оплодотворяя животных, возращая, всем управляя, и никогда не перестанет: ибо не будет прилично Богу бездействие, и делая Он не утрудится, чтобы нужно было Ему успокоиться» 386 . Святой Иоанн Златоуст : 387 «Когда видишь, восхождение солнца, или течение луны, или озера, реки, дожди и действие природы, усматриваемое в семенах, в наших телах и в телах неразумных животных, и все то, из чего весь мир сей состоит: то познавай непрерывное делание Отца, иже солнце свое сияет на злыя и благия, и дождить на праведныя и на неправедныя ( Мф.5:45 ). И опять: аще же сено сельное, днесь суще, и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает ( Мф.6:30 ). и о птицах также говорит: Отец ваш небесный питает их ( Мф.6:26 ).» Блаженный Феодорит: «Смотрите на природу видимых тварей, на их положение, порядок, стояние, движение, соразмерность, пользу, красоту, разнообразие, изменение, приятность ... Посмотрите на то промышление Божие, которое в каждой части мира является, говорит, и самыми делами едва не с воплем заграждает ваши неукротимые уста и обуздывает ваши необузданные языки. Посмотрите на промышление – на небе и в небесных светилах, то есть солнце, луне и звёздах, – в воздухе и на облаках, на земле и на море, и в том, что около земли в растениях, травах и семенах; в животных – разумных и неразумных, ходящих по земле и летающих, водяных, пресмыкающихся и земноводных, кротких и диких, ручных и неподручных (τιφασσευτοις). Рассудите сами с собою: кто содержит небесные круги? как в продолжение стольких тысячелетий небо стоит, и не стареет; от долговременности не терпит ни какой перемены, хотя имеет природу способную терпеть, как учит блаженный Давид: та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют ( Пс.101:27–28 )? Хотя имеет болезненное и тленное существо, но доселе пребыло таким, каким создано, будучи хранимо силою Сотворившего. Ибо создавшее его Слово сохраняет его и управляет, сообщая ему постоянство и твёрдость, доколе Ему будет угодно» 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если и можно было высказывать суждения в духе хилиазма, как частные мнения, то можно было до тех пор, пока не высказала об этом своего мнения вселенская Церковь. Но когда второй вселенский собор (381 г.), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и его учение о тысячелетии Христовом и внес в самый символ веры слова о Христе: Его же царствию не будет конца , — держаться этих мнений православному христианину совершенно непозволительно. Кончина века сего Вследствие падения человека вся тварь невольно покорилась «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:22). Наступит время, когда весь вещественный и человеческий мир должен очиститься от греха человеческого и обновиться, как равно мир духовный — от греха в мире ангельском. Это обновление вещественного мира должно совершиться в последний день, в тот день, когда совершится последний суд над миром, — и произойдет он посредством огня. Допотопное человечество погибло, будучи потоплено водой: а нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков — наставляет ап. Петр (2 Пет. 3:7). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… мы по обетованию ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3:10, 13). О том, что нынешний мир не вечен, предсказывал еще псалмопевец, взывая к Богу: В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся (Пс. 101:26-27). И Господь Иисус Христос сказал: Небо и земля прейдут (Матф. 24:35). Кончина мира будет состоять не в совершенном разрушении и уничтожении его, а в полном изменении и обновлении. Пятый вселенский собор, опровергая разные лжеучения оригенистов, торжественно осудил и то их лжеучение, будто вещественный мир не преобразится только, а совершенно уничтожится. Что касается тех людей, когда пришествие Господне застанет живущими на земле, то, по слову апостольскому, с ними произойдет мгновенное изменение, такое же, как и с воскресшими мертвыми: Не все мы умрем, но все изменимся, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся: ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие (1 Кор. 15:51-53). Всеобщий суд

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Если и можно было высказывать суждения в духе хилиазма, как частные мнения, то можно было до тех пор, пока не высказала об этом своего мнения вселенская Церковь . Но когда второй вселенский собор (381 г.), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и его учение о тысячелетии Христовом и внес в самый символ веры слова о Христе: Его же царствию не будет конца, – держаться этих мнений православному христианину совершенно непозволительно. Кончина века сего Вследствие падения человека вся тварь невольно покорилась «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ( Рим. 8:22 ). Наступит время, когда весь вещественный и человеческий мир должен очиститься от греха человеческого и обновиться, как равно мир духовный – от греха в мире ангельском. Это обновление вещественного мира должно совершиться в последний день, в тот день, когда совершится последний суд над миром, – и произойдет он посредством огня. Допотопное человечество погибло, будучи потоплено водой: а нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков – наставляет ап. Петр ( 2Пет. 3:7 ). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... мы по обетованию ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет. 3:10, 13 ). О том, что нынешний мир не вечен, предсказывал еще псалмопевец, взывая к Богу: В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся (пс. 101:26–27). И Господь Иисус Христос сказал: Небо и земля прейдут ( Матф. 24:35 ). Кончина мира будет состоять не в совершенном разрушении и уничтожении его, а в полном изменении и обновлении. Пятый вселенский собор, опровергая разные лжеучения оригенистов, торжественно осудил и то их лжеучение, будто вещественный мир не преобразится только, а совершенно уничтожится. Что касается тех людей, когда пришествие Господне застанет живущими на земле, то, по слову апостольскому, с ними произойдет мгновенное изменение, такое же, как и с воскресшими мертвыми: Не все мы умрем, но все изменимся, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся: ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие ( 1Кор. 15:51–53 ). Всеобщий суд

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Поскольку для Церкви Христовой существующий мир не имеет независимой истории, отличной от истории человека, то он (мир) шаг за шагом следует по историческому пути царя земного творения, то есть человека. И как нынешний мир и «все, что в нем», служат человеку, так будет на службу человеку и обновление мира. Эта истина, как и тот факт, что нравственные изменения в человеке определяют и изменение творения, были подчеркнуты святым Иоанном Златоустом. Божественный отец, ссылаясь на сказанное псалмопевцем, что небеса погибнут а Ты пребудешь… (Пс. 101, 26–27), а также на то, что пишет божественный Павел римским христианам (Рим. 8, 19–22), и на проповедуемое пророком Исаией (Ис. 51, 6), отмечает: как народ, населяющий землю, не должен исчезнуть, но должен измениться и «преставиться к нетлению», точно так же «и творение». И оно освободится от рабства тлению (Рим. 8, 21), то есть не будет больше «тленным», но последует «благообразию» и природе воскресших человеческих тел. Ибо как человеческое тело сделалось тленным по причине греха, стало и оно (творение) тленным, и вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 22). Подобным образом, когда тело станет нетленным, сделается нетленным и творение [ 1276 ]. В другом месте святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Ныне творение, будучи причастным тлению, претерпевает то же, что и тела. Но когда это будет упразднено, творение явит нам «нетленное благолепие». Поскольку должны явиться нетленными тела, то и творение преобразится к лучшему» [ 1277 ]. Украшенное таким образом творение будет отражать и усиливать славу человека, которому служило на земле. Святитель Василий Великий также нас учит, что этот мир будет преображен по необходимости, поскольку и состояние душ после смерти также будет изменено «к другому виду жизни». Ибо как жизнь нынешнего мира аналогична природе нынешнего мира, так и будущая жизнь душ будет такой, чтобы соответствовать новым условиям их жизни [ 1278 ]. Тезоименитый богословию отец, святитель Григорий Богослов, толкуя богодухновенное слово, гласящее: еще раз поколеблю не только землю, но и небо (Евр. 12, 26; Агг. 2, 6–7), — отмечает: «Сим означается славное обновление всех вещей… Последнее потрясение есть не иное что, как Второе Христово Пришествие, претворение и преложение настоящей вселенной в состояние неподвижности и непоколебимости». Он полагает, что это потрясение будет «ничем не меньше прежде бывших» [ 1279 ]. Кроме того, все неодушевленное «творение ожидает с великим нетерпением» и предчувствием свободы славы детей Божиих и новой нетленной жизни праведников, ибо живет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 19–21). Когда Бог «обновит собственные наши тела через Воскресение, так и небо, и земля, со всем, что на ней, то есть вся тварь, будет возобновлена и освобождена от работы тлению» [ 1280 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010